Ярослав игоревич – Старобогатов, Ярослав Игоревич — это… Что такое Старобогатов, Ярослав Игоревич?

Новости

Ярослав Игоревич Крестовский — Циклопедия

Ярослав Игоревич Крестовский

 

Род деятельностиживописец

Ярослав Игоревич Крестовский (English: Yaroslav Krestovsky) — советский российский живописец, член Ленинградского Союза художников[1], представитель ленинградской школы живописи[2].

Ярослав Крестовский родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного скульптора, профессора Академии художеств Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976).[3]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 году поступил на живописное отделение только что открытого ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 в жизни Крестовского произошло трагическое событие. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 год работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[4]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещал занятия в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 году поступил на графический факультет института.

Спустя два года Крестовский переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи М. П. Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[5].

Участвовал в выставках с 1957 года. В 1958 году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. По мнению критиков, в работах Крестовским подмечены и выраженных языком живописно-пластических образов многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[6] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[7] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[8], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Крюков канал. Утро»[9] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[10], «Двор»[11][12] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[13] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[14] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[15] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»[16] (1965), «Белые ночи»[17] (1967), «Часовых дел мастера»[18], «Мёртвое дерево» (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана»[19], «Штурм Тихвина» (1969), «Курская дуга. Контрнаступление на Белгород»[20], «Часы и куклы» (обе 1972), «Турбостроительный цех»[21], «Сборщики»[22] (1975), «Час до восхода солнца»[23], «Гроза», «Тревожная белая ночь»[24], «Ленинградский мотив» (все 1977) и др.

В шестидесятые годы Крестовский преподавал на кафедре общей живописи в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной[25].

Крестовский был одним из участников выставки «Одиннадцати», группы представителей «левого» крыла ЛОСХ, объединившихся для участия в двух выставках, в 1972 и в 1976 году. Выставки прошли в выставочном зале Союза Художников России на Охте. Участниками выставок были также художники Виктор Тетерин, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Леонид Ткаченко, скульптор Константин Симун.

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение; врачи не разрешают ему писать, через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее[26], в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

  1. ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.66.
  2. ↑ Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9, 21, 363, 391—397, 398, 399, 401, 402, 405, 406, 442, 444, 445.
  3. ↑ Крестовский И. В. в Энциклопедии Санкт Петербурга.
  4. ↑ Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. Л., Художник РСФСР, 1987. С.8.
  5. ↑ Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, Первоцвет, 2007. С.76.
  6. ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.15.
  7. ↑ 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.19.
  8. ↑ Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.16.
  9. ↑ Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. Л., Художник РСФСР, 1987. С.13.
  10. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.24.
  11. ↑ 60 Лет кафедре общей живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Каталог выставки. СПб, 2011. С.19.
  12. ↑ Крестовский Я. И. Двор. 1959. // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.204.
  13. ↑ Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.23.
  14. ↑ Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.49.
  15. ↑ Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.28.
  16. ↑ Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб, ЦВЗ «Манеж», 1997. С.290.
  17. ↑ Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Министерство культуры РСФСР, 1967. С.33.
  18. ↑ Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1990. С.26—27, 49.
  19. ↑ Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.21.
  20. ↑ По Родной стране. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. С.16.
  21. ↑ Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. С.17.
  22. ↑ Советская Россия. Пятая республиканская выставка. М., Советский художник, 1975. С.23.
  23. ↑ Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. С.16.
  24. ↑ Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. С.15.
  25. ↑ Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. СПб, 2010. С. 15, 271.
  26. ↑ Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. Л., Художник РСФСР, 1987. С.131—135.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. С.15.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.19.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963. — С.12.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — С.24.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — С.23.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1962. — С.16.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.28.
  • Буткевич О. От находок к открытиям. Заметки с выставки «Ленинград» // Советская культура, 1964, 26 декабря.
  • Никифоровская И. Отчитываться мастерством. // Ленинградская правда, 1965, 26 ноября.
  • Дмитренко А. О времени, о человеке… // Смена, 1967, 11 ноября.
  • Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. — М: Министерство культуры РСФСР, 1967. — С.33.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 25-летию победы над фашистской Германией. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.7.
  • Богданов А. Ярче показывать жизнь. // Вечерний Ленинград, 1971, 21 декабря.
  • Вьюнова И. Мерой времени. // Ленинградская правда, 1971, 31 декабря.
  • Колесова О. Широка страна моя … Творческий отчёт ленинградских художников, посвящённый 50-летию образования СССР. // Ленинградская правда, 1972, 23 сентября.
  • Богданов А. Славя страну труда. // Вечерний Ленинград, 1972, 10 октября.
  • По Родной стране. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — С.16.
  • Богданов А. Ярче, но и глубже. // Вечерний Ленинград, 1973, 25 декабря.
  • Дмитренко А. Мир современника. // Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
  • Советская Россия. Пятая республиканская выставка. — М: Советский художник, 1975. — С.23.
  • Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. — Л: Художник РСФСР, 1976.
  • Яковлева Л. Величие подвига. // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
  • Дмитренко А. Мир современника. Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
  • Аникушин М. Создавать произведения, созвучные эпохе. Ленинградская правда, 1976, 9 января.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество. // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.17.
  • Губарев А. На полотнах — человек труда. Выставка «Наш современник». // Ленинградский рабочий, 1975, 11 октября.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — С.21.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.16.
  • Дмитренко А. Человек на своей земле. // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1. М., Советский художник, 1979. С.563.
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1983. — С.15.
  • Леняшин В. Поиски художественной правды. // Художник. 1981, № 1. С.8—17.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981, № 2. С.65.
  • По Родной стране. Всероссийская художественная выставка. — М: Советский художник, 1981. — С.10.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.66.
  • Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. — Л: Художник РСФСР, 1987. — 144 с.
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — С.26—27, 49.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.290.
  • Мочалов Л. Группа «Одиннадцати». // Художник Петербурга. 2000. №5—9.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.9, 21, 363, 391—397, 398, 399, 401, 402, 405, 406, 442, 444, 445.
  • Пышный И. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930—1980. Некоторые имена. – Санкт-Петербург: Коломенская верста, 2008. — 344 с. — ISBN 978-5-91555-005-5.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.76.
  • Данилова А. Группа одиннадцати как художественное явление в изобразительном искусстве Ленинграда 1960—1980 годов.//Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. №3, 2010. С.160—164.
  • Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. СПб, 2010. С.15, 271.
  • 60 Лет кафедре общей живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Каталог выставки. СПб, 2011. С.19, 82.
  • Крестовский Я. И. Двор. 1959 // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб, Цветпринт, 2012. С.204.

cyclowiki.org

Крестовский, Ярослав Игоревич — это… Что такое Крестовский, Ярослав Игоревич?

Ярослав Игоревич Крестовский (9 февраля 1925, Ленинград, СССР — 23 января 2004, Санкт-Петербург, Россия) — русский советский живописец и график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1].

Биография

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Крюков канал. Утро»[8] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[9], «Двор»[10][11] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[12] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[13] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[14] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»[15] (1965), «Белые ночи»[16] (1967), «Часовых дел мастера»[17], «Мёртвое дерево»[15] (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана»[18], «Штурм Тихвина»[17] (1969), «Курская дуга. Контрнаступление на Белгород»[19], «Часы и куклы»[15] (обе 1972), «Турбостроительный цех»[20], «Сборщики»[21] (1975), «Час до восхода солнца»[22], «Гроза», «Тревожная белая ночь»[23], «Ленинградский мотив»[22] (все 1977) и др.

В шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И.Мухиной[24].

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение. Его лечат, не разрешают писать, но через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее[25], в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

Примечания

  1. Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М: Советский художник, 1979. — С. 563.
  2. Крестовский И. В. в Энциклопедии Санкт Петербурга.
  3. Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. — Л: Художник РСФСР, 1987. — С.8.
  4. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт-Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.76.
  5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — С.15.
  6. 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — С.19.
  7. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — С.16.
  8. Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. — Л: Художник РСФСР, 1987. — С.13.
  9. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — С.24.
  10. 60 Лет кафедре общей живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Каталог выставки. СПб, 2011. С.19.
  11. Крестовский Я. И. Двор // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., «Цветпринт», 2012. С.204.
  12. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — С.23.
  13. Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — С.49.
  14. Ленинград. Зональная выставка. — Л: Художник РСФСР, 1965. — С.28.
  15. 1 2 3 Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.290.
  16. Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. – М: Министерство культуры РСФСР, 1967. — С.33.
  17. 1 2 Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — С.26—27, 49.
  18. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — С.21.
  19. По Родной стране. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — С.16.
  20. Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.17.
  21. Советская Россия. Пятая республиканская выставка. — М: Советский художник, 1975. — С.23.
  22. 1 2 Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.16.
  23. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1983. — С.15.
  24. Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. — СПб., 2010. С. 15, 271.
  25. Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. — Л: Художник РСФСР, 1987. — С.131—135.

Выставки

Выставки с участием Ярослава Игоревича Крестовского  

  • 1976 год (Москва): Изобразительное искусство Ленинграда.
  • 1997 год (Петербург): Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России.

Источники

  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — С.15.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958. — С.19.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959. — С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963. — С.12.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961. — С.24.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964. — С.23.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1962. — С.16.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.28.
  • Буткевич О. От находок к открытиям. Заметки с выставки «Ленинград» // Советская культура, 1964, 26 декабря.
  • Никифоровская И. Отчитываться мастерством. // Ленинградская правда, 1965, 26 ноября.
  • Дмитренко А. О времени, о человеке… // Смена, 1967, 11 ноября.
  • Третья республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. – М: Министерство культуры РСФСР, 1967. — С.33.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 25-летию победы над фашистской Германией. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1972. — С.7.
  • Богданов А. Ярче показывать жизнь. // Вечерний Ленинград, 1971, 21 декабря.
  • Вьюнова И. Мерой времени. // Ленинградская правда, 1971, 31 декабря.
  • Колесова О. Широка страна моя … Творческий отчёт ленинградских художников, посвящённый 50-летию образования СССР. // Ленинградская правда, 1972, 23 сентября.
  • Богданов А. Славя страну труда. // Вечерний Ленинград, 1972, 10 октября.
  • По Родной стране. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1974. — С.16.
  • Богданов А. Ярче, но и глубже. // Вечерний Ленинград, 1973, 25 декабря.
  • Дмитренко А. Мир современника. // Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
  • Советская Россия. Пятая республиканская выставка. — М: Советский художник, 1975. — С.23.
  • Каталог выставки одиннадцати ленинградских художников. — Л: Художник РСФСР, 1976.
  • Яковлева Л. Величие подвига. // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
  • Дмитренко А. Мир современника. Ленинградская правда, 1975, 12 октября.
  • Аникушин М. Создавать произведения, созвучные эпохе. Ленинградская правда, 1976, 9 января.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество. // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.
  • Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1980. — С.17.
  • Губарев А. На полотнах — человек труда. Выставка «Наш современник». // Ленинградский рабочий, 1975, 11 октября.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л: Художник РСФСР, 1976. — С.21.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. — Л: Художник РСФСР, 1982. — С.16.
  • Дмитренко А. Человек на своей земле. // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Том 1. — М: Советский художник, 1979. — С.563.
  • Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1983. — С.15.
  • Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981, № 1. С.8—17.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981, № 2. С.65.
  • По Родной стране. Всероссийская художественная выставка. — М: Советский художник, 1981. — С.10.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. -Л: Художник РСФСР, 1987. — С.66.
  • Серебряная В. Ярослав Игоревич Крестовский. — Л: Художник РСФСР, 1987. — 144 с.
  • Выставка произведений 26 ленинградских и московских художников. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1990. — С.26—27, 49.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997. — С.290.
  • Русская деревня. Выставка произведений петербургских художников. Живопись. Графика. — СПб., Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1998.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007. — с.9, 21, 363, 391-397, 398, 399, 401, 402, 405, 406, 442, 444, 445. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
  • Пышный И. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930-1980. Некоторые имена. – Санкт-Петербург: Коломенская верста, 2008. — 344 с. — ISBN 978-5-91555-005-5.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007. — С.76.
  • Данилова А. Группа одиннадцати как художественное явление в изобразительном искусстве Ленинграда 1960—1980 годов.//Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. №3, 2010. С.160—164.
  • Традиции школы живописи государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Кафедра общей живописи. — СПб., 2010. С. 15, 271.
  • 60 Лет кафедре общей живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Каталог выставки. СПб, 2011. С.19, 82.
  • Крестовский Я. И. Двор // 80 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников. Юбилейная выставка. СПб., «Цветпринт», 2012. С.204.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Крестовский Ярослав Игоревич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Крестовский.

Ярослав Игоревич Крестовский (9 февраля 1925, Ленинград, СССР — 23 января 2004, Санкт-Петербург, Россия) — советский живописец и график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1].

Биография[ | код]

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976; см. также: Портрет скульптора Игоря Крестовского)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Ф

ru-wiki.ru

Крестовский, Ярослав Игоревич — Википедия РУ

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976; см. также: Портрет скульптора Игоря Крестовского)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Глухарь»,«Крюков канал. Утро»[8] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[9], «Двор»[10][11] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[12] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[13] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[14] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»[15] (1965), «Белые ночи»[16] (1967), «Часовых дел мастера»[17], «Мёртвое дерево»[15] (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана»[18], «Штурм Тихвина»[17] (1969), «Курская дуга. Контрнаступление на Белгород»[19], «Часы и куклы»[15] (обе 1972), «Турбостроительный цех»[20], «Сборщики»[21] (1975), «Час до восхода солнца»[22], «Гроза», «Тревожная белая ночь»[23], «Ленинградский мотив»[22] (все 1977) и др.

В шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной[24].

Крестовский был одним из участников группы художников «Одиннадцать». Группа наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа» объединилась для участия в двух выставках, в 1972 и в 1976 году. Выставки прошли в выставочном зале Союза Художников России на Охте.[25]
В группу входили также Виктор Тетерин, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, скульптор Константин Симун, художников поддерживал также искусствовед Л. В. Мочалов.

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение; врачи не разрешают ему писать, через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее[26], в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

http-wikipediya.ru

Крестовский, Ярослав Игоревич — википедия орг

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976; см. также: Портрет скульптора Игоря Крестовского)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Глухарь»,«Крюков канал. Утро»[8] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[9], «Двор»[10][11] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[12] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[13] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[14] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»[15] (1965), «Белые ночи»[16] (1967), «Часовых дел мастера»[17], «Мёртвое дерево»[15] (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана»[18], «Штурм Тихвина»[17] (1969), «Курская дуга. Контрнаступление на Белгород»[19], «Часы и куклы»[15] (обе 1972), «Турбостроительный цех»[20], «Сборщики»[21] (1975), «Час до восхода солнца»[22], «Гроза», «Тревожная белая ночь»[23], «Ленинградский мотив»[22] (все 1977) и др.

В шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной[24].

Крестовский был одним из участников группы художников «Одиннадцать». Группа наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа» объединилась для участия в двух выставках, в 1972 и в 1976 году. Выставки прошли в выставочном зале Союза Художников России на Охте.[25]
В группу входили также Виктор Тетерин, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, скульптор Константин Симун, художников поддерживал также искусствовед Л. В. Мочалов.

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение; врачи не разрешают ему писать, через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее[26], в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

www-wikipediya.ru

Крестовский, Ярослав Игоревич — WiKi

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976; см. также: Портрет скульптора Игоря Крестовского)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Глухарь»,«Крюков канал. Утро»[8] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[9], «Двор»[10][11] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[12] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[13] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[14] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»[15] (1965), «Белые ночи»[16] (1967), «Часовых дел мастера»[17], «Мёртвое дерево»[15] (обе 1968), «Часовщики. По мотивам сказок Гофмана»[18], «Штурм Тихвина»[17] (1969), «Курская дуга. Контрнаступление на Белгород»[19], «Часы и куклы»[15] (обе 1972), «Турбостроительный цех»[20], «Сборщики»[21] (1975), «Час до восхода солнца»[22], «Гроза», «Тревожная белая ночь»[23], «Ленинградский мотив»[22] (все 1977) и др.

В шестидесятые годы преподавал на кафедре общей живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной[24].

Крестовский был одним из участников группы художников «Одиннадцать». Группа наиболее ярких представителей «левого ЛОСХа» объединилась для участия в двух выставках, в 1972 и в 1976 году. Выставки прошли в выставочном зале Союза Художников России на Охте.[25]
В группу входили также Виктор Тетерин, Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Борис Шаманов, Валентина Рахина, Евгения Антипова, Леонид Ткаченко, скульптор Константин Симун, художников поддерживал также искусствовед Л. В. Мочалов.

В середине 1970-х у Крестовского неожиданно ухудшается зрение; врачи не разрешают ему писать, через несколько лет он окончательно теряет зрение. Последние работы художника датированы 1977 годом. Персональные выставки произведений Ярослава Крестовского были показаны в Ленинграде (1984), Москве (1986) и Санкт-Петербурге (1995, 2000).

Крестовский Ярослав Игоревич скончался 23 января 2004 года в Санкт-Петербурге на семьдесят девятом году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее[26], в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции и других странах.

ru-wiki.org

Крестовский, Ярослав Игоревич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Крестовский.

Ярослав Игоревич Крестовский (9 февраля 1925, Ленинград, СССР — 23 января 2004, Санкт-Петербург, Россия) — русский советский живописец и график, член Санкт-Петербургского Союза художников (до 1992 года — Ленинградской организации Союза художников РСФСР)[1].

Биография[ | ]

Крестовский Ярослав Игоревич родился 9 февраля 1925 года в Ленинграде в семье известного ленинградского скульптора, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Игоря Всеволодовича Крестовского (1894—1976; см. также: Портрет скульптора Игоря Крестовского)[2]. Внук известного русского прозаика В. В. Крестовского (1840—1895), автора романа «Петербургские трущобы».

С 1937 по 1941 год Ярослав Крестовский занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у К. М. Лепилова, О. Б. Богаевской, М. Д. Натаревича. После начала войны был эвакуирован с семьей в Ростов Великий Ярославской области. После возвращения из эвакуации в 1944 поступил на живописное отделение только что открытого Ленинградского высшего художественно-промышленного училища.

Осенью 1945 произошло трагическое событие в жизни Крестовского. Ещё до начала войны ему подарили ружьё и охота стала его настоящей страстью. Во время охоты на уток в лесах под Вырицей, он был случайно ранен дробью в глаз, который пришлось удалить. Опасаясь, что это сможет повлиять на его восприятие цвета, Крестовский перешёл на отделение мастеров альфрейной живописи, готовившее кадры реставраторов, которое окончил в 1948 году. С 1948 по 1950 работал в Государственных реставрационных мастерских как художник-реставратор стенных росписей[3]. Одновременно в качестве вольнослушателя посещает занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а в 1950 поступает туда на графический факультет.

Спустя два года переходит на живописный факультет и в 1956 оканчивает институт по мастерской театральной живописи Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника театрально-декорационной живописи. Дипломная работа — эскизы декораций и костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»[4].

Участвовал в выставах с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1958 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые и сложносочинённые композиции. Самобытность творческой манеры Ярослава Крестовского наиболее полно выразилась в серии натюрмортов, жанровых композиций и «ленинградских дворов», написанных с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Её отличает декоративно-плоскостный колорит, графичность, условность и иносказательность искусно срежиссированной композиции, ассоциативность. В работах Ярослава Крестовского подмечены многие характерные черты современной ему действительности, полной подспудных противоречий и драматических контрастов, и выраженных языком живописно-пластических образов.

Автор картин «Прионежье. Кондопога»[5] (1956), «Яхты», «Белая ночь. Крюков канал»[6] (обе 1957), «Ростов», «Солнечный день в Ленинграде»[7], «Канал Грибоедова», «Фонтанка. Белая ночь», «Крюков канал. Утро»[8] (все 1958), «Прачечный мост», «На Васильевском острове»[9], «Двор»[10][11] (все 1959), «Канал утром», «Белая ночь в Ленинграде»[12] (обе 1961), «Роза. Портрет жены» (1962), «Фантазия на северные темы. Ночь»[13] (1963), «Морозный день», «Вечер. Балтийский завод», «Час рассвета. Фонтанка»[14] (все 1964), «Натюрморт с манекеном»

encyclopaedia.bid

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о