Развитие футбола в россии – —

Новости

что нужно знать о стратегии развития футбола в России

ТАСС рассказывает об основных деталях программного документа, утвержденного на конференции Российского футбольного союза

8 апреля на конференции Российского футбольного союза (РФС) была утверждена стратегия развития футбола в стране, рассчитанная до 2030 года. Участники конференции во главе с президентом организации, вице-премьером Виталием Мутко одобрили документ большинством голосов.

ТАСС рассказывает о ключевых моментах "Стратегии-2030", благодаря которой через 13 лет футбол в стране должен выйти на кардинально новый уровень развития.

 

В тексте стратегии ключевыми проблемами отечественного футбола названы низкая популярность, недостаточный приток игроков из молодежного футбола в профессиональные клубы, а также несогласованность интересов сборной России и клубов (руководство команд заинтересовано в результате "здесь и сейчас" и полагается на зарубежных футболистов).

В числе других проблем названы отсутствие коммерческой составляющей на профессиональном уровне и отношение болельщиков к футболу как к "дешевому развлечению без единых высоких стандартов поведения".

Состояние российского футбола

  • Количество занимающихся футболом составляет 2,7 млн человек — больше, чем в любом другом виде спорта.
  • Улучшение инфраструктурной обеспеченности: число стадионов выросло до 1,9 тыс., количество футбольных полей — c 18 до 26 тыс.; а манежей — c 31 до 46.
  • Развитие системы подготовки футболистов — рост числа тренеров с 7,4 до 10,8 тыс. человек, улучшение сети организаций спортивной подготовки по футболу, 20 из которых получили статус региональных центров подготовки футболистов.
  • Проработка возможности ограничить направления использования бюджетных средств в футболе.

В документе отмечается, что резкий рывок в развитии российского футбола возможен "только через системный стратегический подход".

В "Стратегии-2030" отмечается, что для улучшения ситуации в стране созданы основные предпосылки, которые помогут росту показателей развития футбола.

Мы на пороге чемпионата мира, к каким-то изменениям с точки зрения структуры лиг, лимита и так далее надо крайне осторожно относиться, у нас остался один сезон, и они (изменения) не должны испортить ситуацию. Но уже с сезона после турнира практически все эти меры будут введены

Виталий Мутко , президент РФС, вице-премьер РФ

Авторы документа называют проведение чемпионата мира 2018 года катализатором развития. Также подчеркивается, что в стране есть значительный человеческий потенциал, ориентированный на футбол. К намеченному сроку этот вид спорта должен стать общенациональным увлечением.

Футбол в формате "11 на 11" называется в стратегии ключевым. Для других дисциплин, таких как мини-футбол и пляжный футбол, предполагается разработка отдельных программ развития. В документе отмечается, что "невозможно улучшить только одну составляющую", подход должен быть системным.

Для реализации стратегии будет использоваться Единая информационно-аналитическая система (ЕИАС). Планируется, что она поспособствует гармонизации деятельности всех субъектов футбола, повышению прозрачности всех процессов в игре и качества взаимодействия с болельщиками, а также улучшит систему отслеживания талантов, позволит повышать квалификацию тренеров и многое другое.

В свете чемпионата мира 2018 года авторы стратегии поставили цель увеличить популярность футбола в стране — независимо от результатов сборной России. Отмечается, что в этом направлении перед РФС стоят четыре стратегические задачи:

  • реализация плана подготовки национальной команды к мировому первенству;
  • разработка и реализация информационных кампаний в рамках Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира 2018 года;
  • реализация программы использования созданной инфраструктуры после завершения ЧМ-2018;
  • внедрение стратегии устойчивого развития.

Индикаторами успешности выполнения стратегии по данному вопросу станут расширение аудитории чемпионата мира в стране, доли тех, кто положительно оценивает результаты сборной России, а также эффективность использования стадионов и других объектов, введенных в эксплуатацию к турниру.

Незадолго до конференции РФС президент Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергей Прядкин сообщил, что рассматривается возможность сокращения числа участников турнира (сейчас в нем выступают 16 команд).

"Стратегия-2030" предусматривает, что после чемпионата мира, скорее всего в сезоне-2019/20, может быть увеличение (числа участников РФПЛ) до 18 команд. Но только при условиях экономической стабильности (клубов)

Виталий Мутко , президент РФС, вице-премьер РФ

Авторы "Стратегии-2030" сочли целесообразным допустить возможное временное сокращение состава участников РФПЛ в связи со сложностями с финансированием футбола и неудовлетворительным состоянием клубной инфраструктуры. Тем не менее, как говорится в документе, в оптимальном формате элитный дивизион чемпионата страны может состоять из 18 команд. Также рассматривается возможность сокращения общего числа профессиональных клубов в стране.

Еще один важный вопрос — лимит на легионеров. На данном этапе действует система "6 + 5", при которой на поле в составе каждой команды может находиться не больше шести игроков, не имеющих права выступать за сборную России (их число в заявке на сезон не ограничено). За несколько дней до конференции РФС Прядкин заявил, что РФПЛ готова к переходу на иной формат лимита с сезона-2018/19.

Также в контексте клубного футбола намечены подготовка предложений по изменению формата проведения соревнований, разработка и внедрение стратегии РФПЛ, направленной на улучшение имиджа и коммерческой ценности продукта, а также разработка межведомственного комплекса мероприятий, направленного на профилактику и решение проблем противоправного поведения болельщиков.

В стратегии отмечается, что для продвижения интересов российского футбола на международной арене нужно расширить количество представителей российского футбола в различных органах ФИФА и УЕФА, участвовать в максимально возможном количестве международных проектов, а также укреплять спортивные связи с футбольными федерациями других стран. Также в документе говорится о том, что Россия должна бороться за проведение на территории страны крупных международных мероприятий — чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, финалов Лиги чемпионов, Лиги Европы, матчей за Суперкубок УЕФА.

 

Андрей Михайлов

Загрузить обновления ({{newList.length}})

{{message.additional}}'{{message.date*1000 | date: 'HH:mm'}}

confcup2017.tass.ru

Тенденции развития современного футбола в России

 

В статье автор исследует теоретические аспекты развития футбола в России. Исследователем проведен анализ развития футбола в

 историческом аспекте, а также выявлены перспективы и тенденции развития современного футбола в Российской Федерации.

Ключевые слова: современный футбол, тенденции развития, футбол в России, программа развития.

 

Футбол претерпевает постоянные изменения. Игра продолжается распространяться и завоевывать мир: маленькие страны вступают в организацию; для игроков открываются многие границы; команды путешествуют по многим городам; уровень подготовки и развития молодых игроков достиг новых высот во многих странах.

Для того, чтобы лучше понять тенденции развития современного футбола и факторы, которые оказывают влияние на футбол сегодня, возможно, мы должны проанализировать состояние игры вчера [6; 10]. Финальные игры последних трех мундиалей являлись свидетельством возросшего класса европейских команд, интенсификации игрового стиля на широкой основе, новых тенденций в организации игры, физической, функциональной, атлетической подготовке.

Современный футбол стал более организованным, дисциплинированным, быстрота движения сменяется большим опытом игры, уверенностью в перемещениях, мгновенным вмешательством в движении [4; 5]. Сильнейшей стороной футбола является сплав страсти и спокойствия, эмоции и холодного расчета. Современный футбол развивается в направлении высокой подвижности игроков, скоростной техники, творческих действий футболистов, дальнейшей интенсификации, проявляющейся в увеличении скорости игры обеспечивающий лучший результат.

Проблема нашего исследования заключается в определении динамики выступления российских сборных команд по футболу на крупнейших международных соревнованиях и выявление перспектив развития данного вида спорта в России.

Объект исследования: соревновательный процесс российских команд по футболу.

Предмет исследования: динамика выступления российский команд в крупнейших международных соревнованиях.

Цель исследования: проанализировать выступления сборных российских команд по футболу на крупнейших соревнованиях и выявить тенденции развития футбола в России.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты становления футбола как вида спорта и зарождение Чемпионата Мира и Европы по футболу.
  2. Определить показатели выступления российских сборных команд по футболу на протяжении всех выступлений на крупнейших международных соревнованиях.
  3. Установить динамику выступления российских сборных команд по футболу на крупнейших международных соревнованиях в частности: Чемпионатах Мира и Европы и выявить дальнейшие тенденции развития игрового вида спорта в нашей стране.

Исследование проводилось на базе филиала ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме с сентября по октябрь 2015 года. Оно включило в себя выбор темы, анализ научной и методической литературы. На основе изучения литературных данных, мы смогли отследить тенденции и пути развития современного футбола в России.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.

Результаты исследования. Анализ литературы позволяет нам утверждать, что футбол культивируется во всех регионах Российской Федерации, созданы Федерации футбола, при этом, очевидно, что уровень инфраструктуры, вовлеченность населения, достижения региональных команд существенно различаются. Обусловлено это в первую очередь климатическими условиями и уровнем социально-экономического развития. Значимую роль в региональном развитии имеет и человеческий фактор. Именно поэтому одним из основных направлений реализации настоящей программы будет региональное развитие футбола, оказание в этом вопросе региональным органам исполнительной власти и региональным федерациям всесторонней помощи. Основными материалами для анализа уровня развития футбола в каждом регионе послужили материалы статистических данных, представляемых РОИВ в Минспорт России [5].

Профессиональный футбол сосредоточен и развивается, главным образом, на Европейской части и юге России, до Уральского хребта. Огромные территории Сибири и Дальнего Востока, где климатические условия в ряде мест позволяют развивать этот вид спорта, не задействованы. Несмотря на массовость, развитие инфраструктуры и высокое представительства клубов в регионах, только в 5 из них футбол представлен как базовый вид спорта. В Москве, Московской области, Краснодарском и Красноярском краях к базовым видам спорта отнесен женский футбол, в Чеченской республике — все разновидности футбола.

Основываясь на опыте передовых стран в области развития футбола, РФС разработал и с 2007 года реализует проект «Центры футбола». Учитывая огромное пространственно-территориальное распределение России, наиболее оптимальной предполагается создание трехуровневой системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола. Появление отечественных специалистов высокого уровня в региональных центрах футбола является основной целью данного проекта, наряду с комплексом мер, обеспечивающих интересы сборных команд страны и профессиональных клубов

В настоящее время на базе лучших специализированных спортивных школ по футболу в регионах созданы 20 региональных центров подготовки футболистов.

На Конференции Российского Футбольного Союза 28 февраля 2007 года была утверждена Стратегия развития российского футбола на 2006–2016 годы. В ней были определены 13 основных направлений развития футбола в стране, среди которых: совершенствование системы управления футболом; подъем массовости занятий футболом; укрепление материально-технической базы; упорядочение проведения соревнований и другие. Главными целями в рамках выбранных направлений стали: создание условий для эффективного функционирования системы управления футболом в стране; увеличение численности занимающихся всеми разновидностями футбола, подготовка качественного резерва для футбольных клубов и сборных команд России; поднятие престижа региональных федераций и межрегиональных объединений, оптимизация соревновательной деятельности.

Данные цели нашли свое дальнейшее развитие и отражение при разработке в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 563Р Подпрограммы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008–2015 годы» Федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». Основным ее разработчиком явилось Федеральное агентство по физической культуре и спорту при участии Российского футбольного союза.

Именно эти два документа вместе с программами ФИФА и УЕФА по содействию развитию футбола, таких как «ГОЛ» и «ХЕТ-ТРИК», определили организационно-экономические условия для масштабной работы по укреплению материально-технической базы российского массового футбола в прошедшей пятилетке. В результате, за счет вложенных государственных средств и привлечения спонсорской помощи удалось оснастить детские спортивные школы полями, тренировочными базами, необходимым оборудованием. Введение в эксплуатацию футбольных полей с искусственным покрытием и площадок разного размера в среднем по 50 единиц ежегодно можно считать главным достижением первых лет реализации действующей стратегии. Другой «статистически привлекательной цифрой» является количество функционирующих детско-юношеских футбольных школ и отделений футбола, более 2 000. В настоящее время в них занимаются более 375 000 детей от 6 до 17 летнего возраста. Для занятий футболом в городах и сельских поселениях насчитывается более 20 тысяч полей, около 2 500 стадионов вместимостью не менее 500 человек, около 1 800 стадионов вместимостью не менее 1 500 человек, 39 футбольных манежей. Однако и этот бурный рост «игрового пространства» не обеспечил достижение целей повышения числа занимающихся футболом до 2,5 % от численности населения страны в текущем году. В настоящее время подтверждено лишь 2,317 миллиона человек, что составляет 1,6 % от числа всех жителей страны. Для того чтобы приблизиться к показателям наиболее футбольных развитых европейских стран придется не ограничиваться только укреплением материально-технической базы, но и серьезно заняться пропагандой, вложением в человеческий капитал: тренеров, судей, менеджеров, других специалистов футбольной индустрии [5]. Определенные, но недостаточные шаги в данном направлении уже сделаны: проведены мероприятия по повышению квалификации с участием 3255 тренеров — преподавателей СДЮШОР по футболу, в т. ч. по категории PRO — 116 человек, категории А — 226, Б — 347, С — 1429, Д — 1137. Первые результаты получены и в области информационно-аналитического направления: в единой ИАС РФС зарегистрировано более 350 000 человек. На сайте РФС регулярно публикуются полезные материалы научно-методического и информационно-аналитического характера, в том числе налажена работа по статистическому анализу игр, количественной оценке технико-тактических действий игроков и их двигательной активности, предоставлению технических отчетов.

Однако, несмотря на предпринятые в предыдущие годы меры по развитию футбола в Российской Федерации в определенный момент произошел системный сбой в работе по управлению процессами.

В связи, с чем, начиная с 2010 года, наметилась тенденция по замедлению и результативности проведения мероприятий по развитию футбола, нарушилась преемственность и последовательность действий, взаимопонимание субъектов футбола по решению, поставленных перед ними задач. Приостановлено реализация некоторых важных проектов, связанных с созданием вертикальной системы управления подготовки спортивного резерва для национальных команд по футболу, улучшению методического, научного, медицинского сопровождения процессов подготовки футболистов, создании системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола, совершенствования футбольной инфраструктуры профессионального футбола и др.

По-прежнему еще остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы у большинства субъектов футбола, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации специалистов, низкая заработная плата тренеров, работающих во многих СДЮШОР, переизбыток иностранных футболистов и тренеров не всегда высокого класса, работающих в клубах Премьер-лиги, несовершенная система соревнований в массовом футболе — далеко не полный перечень основных проблем футбольной отрасли.

Не удалось, ввиду недостаточной координации принимаемых стратегических и программных документов, отсутствия необходимого сопровождения и контроля за принимаемыми решениями и существенно повысить массовость занимающихся футболом. Хотя уже завершаются два этапа предыдущей стратегии и первый этап Подпрограммы развития футбола в рамках Федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта, по количеству занимающихся футболом от числа населения (менее 2 %) мы существенно отстаем от ведущих европейских футбольных держав, где цифры колеблются от 5 до 10 %. Такой разрыв связан и с недостоверной статистической информацией, не отражающей все разновидности футбола и весь спектр соревнований любительского футбола [6].

Серьезной проблемой стала усиление проявлений экстремизма и вандализма на стадионах, что, в конечном счете, привело к снижению зрительского интереса к внутрироссийским соревнованиям.

Не торопятся инвестировать во все сегменты футбольной индустрии и крупные компании, ибо существующая нормативно-правовая база не предусматривает льгот и преференций для спонсоров и инвесторов, строительства новых спортивных объектов. Все это ведет к неустойчивому финансовому положению как самого РФС, так и его субъектов.

Непрозрачность бюджетов ряда футбольных клубов и их зависимость от спонсоров дополняет неприглядную картину, когда под угрозой находится непрерывность участия ряда клубов в первенстве России, а детский и массовый футбол финансируются по остаточному принципу. Отчуждение широкого экспертного сообщества от принимаемых решений по развитию футбола приводит к бесконтрольности расходования ограниченных ресурсов и неэффективности работы органов управления в ряде субъектов футбола.

Следствием такой ситуации являются невысокие спортивные результаты как сборных команд страны (Россия с 1988 года не участвует в финальной стадии олимпийских игр, а национальная команда регулярно пропускает финальные стадии чемпионатов мира), так и раннее расставание ведущих российских клубов с Лигой Чемпионов. В определенной степени это связано с тем, что если раньше тренеры сборных команд могли, просматривая матчи очередного тура чемпионата России, выбирать кандидатов из более чем 200 играющих, то теперь они выбирают из 80–100. Остальные места на футбольном поле занимают легионеры. Клубы и их СДЮШОР пока не могут составить серьезную конкуренцию уже готовым привозным футболистам из-за недостаточного количества высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров, обеспеченности футбольными полями требуемого качества и другими инфраструктурными объектами.

Масштабность проблем, с которыми на нынешнем этапе сталкивается РФС такова, что только совместными усилиями государства и всей футбольной общественности можно добиться их решения. Не РФС, не МРО, не региональным федерациям, не лигам и клубам в одиночку не под силу существенно изменить общий ландшафт российского футбола.

Главной причиной такого вывода является то обстоятельство, что при масштабном изменении политической и социально — экономической системы в Российской Федерации система управления футболом далеко не в полной мере успела перестроиться как в части экономики, так и в области нормативно-правового обеспечения. В то время, как в стране наводился порядок и выстраивалась вертикаль власти, в Российском футболе она размывалась, а управленческие рычаги оказались сосредоточены отнюдь не в главном органе футбольного руководства.

Очевидно, что необходимо и в дальнейшем продолжить применение системного программно-целевого подхода в развитие футбола в стране и его управлением.

Факторами, лимитирующими развитие футбола в Российской Федерации, являются: 1. Недостаточное материально-техническое и инфраструктурное обеспечение подготовки спортсменов в футболе, в том числе и по причине морального устаревания: поля и стадионы, инвентарь [1]; 2. Общее изменение сознания населения — в приоритеты отдыха входят домашнее времяпрепровождение (ТВ), социальные сети и посещение торговых центров; 3. Отсутствие в сельских поселениях и малых городах спортивных секций и школ; 4. Недостаточное кадровое обеспечение футбола. Низкий уровень подготовленности выпускников ВУЗов и ССУЗов [8; 9]; 5. Необоснованно высокие расходы профессиональных футбольных клубов на фонд оплаты труда и селекционную деятельность, особенно на фоне низкой доходной части клубов; 6. Российские профессиональные футбольные клубы не представляют собой продукт, способный привлекать частного инвестора, что вынуждает клубы ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству; 7. Низкий профессиональный (спортивный) уровень футболистов; 8. Высокий уровень влияния профессиональных футбольных клубов на подготовку сборных команд по футболу.

Стоит также отметить, что в какой-то мере на замедление развития футбола повлияло активное развитие мини-футбола в последние 15–20 лет: длительный зимний период в России, реализуемые программы «Мини-футбол — в школы», «Мини-футбол — в вузы» привели к оттоку финансовых средств и контингента занимающихся из сферы футбола [2; 3; 7].

Эффективным механизмом решения указанных проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития футбола и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.

Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях: создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно методического обеспечения устойчивого развития футбола в Российской Федерации; формирование интереса различных категорий граждан к футболу как одной из доступных и массовых форм физической активности населения России; создание конкурентно способной Национальной сборной команды.

Выводы. На наш взгляд, реализация программы «Развитие футбола в Российской Федерации на 2013–2020 годы», разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является рациональным решением проблемы развития футбола в условиях долгосрочного планирования.

Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития футбола, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.

 

Литература:

 

  1.      Железняк, Ю. Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта [Текст]:Автореф. дис. … доктора педагогических наук / Ю. Д. Железняк. — М., 1981. — 46 с.
  2.      Иргашева, И. А. О возможностях формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой и спортом на основе реализации программы «Мини-футбол — в вузы» [Текст] / И. А. Иргашева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 35–2. — С. 149–153.
  3.      Иргашева, И. А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола [Текст] / И. А. Иргашева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 74–76.
  4.      Корягин, В. Н. Подготовка высококвалифицированных футболистов [Текст] / В. Н. Корягин. — Львов: Изд-во Край, 1998. — 192с.
  5.      Котов, A. B. Тенденции и проблемы исследования профессионального спорта [Текст]/ XXI научная конференция студентов и молодых ученых Мосспортакадемии / A. B. Котов. — Малаховка, 1997. — С. 20–22.
  6.      Парняков, Д. М. Анализ динамики выступлений сборных команд СССР и России по футболу на крупнейших международных соревнованиях [Текст] / Д. М. Парняков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХXXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. — С. 154–160.
  7.      Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
  8.      Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 3(129). — С. 167–170.
  9.      Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 125–129.
  10. Чанади, А. Футбол. Тренировка [Текст]/ А.Чанади. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 268 с.

moluch.ru

Развитие российского футбола. Мой взгляд - Линия полунападения - Блоги

Наш футбол болен, причём уже давно. Не просто так участились позорные поражения, произошёл отток болельщиков. Да, мы можем похвастаться в новейшей истории бронзой Евро-2008, двумя Евро молодёжными и двумя Кубками УЕФА - на первый взгляд вроде бы и неплохо, но на самом деле тут нет никакой системности. Всё это, к сожалению, как временное или видимое улучшение состояния тяжелобольного, а не тенденция к исцелению — заслуга отдельных клубов и отдельных лиц. Все проблемы нашего футбола мы пытаемся лечить огромным количеством денег и продолжаем верить в то, что это должно помочь.

Мы уже верили в попадание на ЧМ-2010, выход сборной из «слабых» групп на Евро-2012 и ЧМ-2014. Не так давно наши чиновники рукоплескали идее завоевать золото на домашнем мировом первенстве в 2018 году. А тем временем такая «футбольная» страна, как США, на последних четырёх Мундиалях, включая нынешний, три раза просто взяла и вышла из группы. Без лишнего предтурнирного ажиотажа и криков о наших ожиданиях.

В Лиге чемпионов, имея богатые финансовые ресурсы и в следствие этого не менее богатые амбиции, мы смогли дойти до четвертьфинала всего лишь раз. Для нашего чемпиона страны игра одного из лучших клубов Европы — космос.

Вот, поэтому интерес к отечественному футболу с каждым годом всё больше падает и будет продолжать падать, несмотря на высокую внутреннюю конкуренцию. С чего мы взяли, что наш футбол так хорош, что требуем от наших команд выхода из «слабых» групп и побед над менее именитыми соперниками? У нас сейчас за душой нет ничего кроме больших денег и большого хотения! Старики всё вспоминают, как хорошо мы играли во времена СССР, и негодуют, глядя на дни сегодняшние. У меня такое ощущение, что мы потихонечку превращаемся в Венгрию.

Даже в Катар. Огромные зарплаты и попытки купить всё, что блестит, а на выходе — ноль без палочки. У нас уже потеряны традиции, нету преемственности поколений. Откуда вообще берутся наши футболисты? Что происходит с выпускниками? Почему после побед на юношеских Евро эти парни растворяются, а потом появляются другие, чуть постарше, но уже с большими зарплатами?.. Да уж, по соотношению цена/качество наши футболисты сегодня, пожалуй, худшие в мире.

Понятно, что для того, чтобы поставить российский футбол на ноги им нужно реально заниматься: очистить его от коррупции, построить побольше стадионов, привлечь побольше мальчишек и дать им хороших тренеров, лимит на легионеров куда-то сдвинуть или убрать вообще. О том, ЧТО нужно делать с российским футболом, чтобы привести его в чувство, знают многие, но почему-то никто не говорит КАК! Например, откуда взять деньги для регионального футбола? Мы ведь понимаем, что бюджет в регионах, и даже общий по стране, не резиновый, и футбол в нём не самая важная часть расходов. Так что, в этой статье мы и попытаемся разобраться не только ЧТО, но и КАК. И начнём с самого главного...

 

ПОЛИТИКА И НЕЗАВИСИМОСТЬ РФС

Рыба гниёт с головы, как известно, и все проблемы российского футбола идут сверху. Даже ещё выше, чем от РФС. За всем, что сегодня происходит в нашем футболе, отчётливо видны уши господина Мутко. Ругать и критиковать сейчас Николая Толстых за продлённый до чемпионата Мира контракт с Фабио Капелло, за провал сборной — всё равно что предъявлять претензии крановщику за безграмотность архитекторских решений. Толстых очень послушный инструмент в руках Мутко, и Толстых всё равно, радуют или не радуют нас его решения. Более того я даже уверен в том, что сам Мутко навязывает не свою волю.

То, что российский футбол стал государственным проектом в нынешнее время — это его беда. История с последними выборами в исполком РФС очень показательна. Нашим футболом управляют не независимые люди, а прежде всего те, кто угоден Кремлю. Вот, если бы наша власть состояла из чиновников, не связанных-повязанных друг с другом, людей разных политических направлений, исключая радикальные, тогда не было бы вопросов. Везде нужна конкуренция, чтобы был прогресс. В политике, в бизнесе, в спорте — не важно! А когда монополия идёт с самого верха, это плохо сказывается на всём. Отсюда и коррупция, и недофинансирование и прочие нехорошие вещи, будоражащие умы недовольных, особенно тех, кто считает себя просвещёнными.

Кстати, революция, если кто-то о ней мечтает — это смена одной политической монополии на другую, по крайней мере в нашей стране. Нам бы не переворот а качественные изменения в политике произвести, но это такая сложная и не спортивная тема, что её касаться мы больше не будем.

 

Итак, из-за сложившейся в РФС по политическому принципу конъюнктуры и произрастают все проблемы нашего футбола. И вряд ли в ближайшее года четыре что-то кардинально изменится. Мы следующие хозяева мирового первенства, а значит, все вопросы, связанные с футболом, находятся под контролем у большихполитиков. Их влияние на отечественный футбол не прекратится даже в случае невыхода сборной на Евро-2016 — новые стадионы и прочая связанная с футболом инфраструктура под их контролем. Они же при всеобщем «одобрямсе» подчинённых, а не истинные футбольные профессионалы, и будут фактически решать как развивать детско-юношеский футбол, какой лимит на легионеров устанавливать, играть в футбол летом или зимой, как лучше финансировать клубы. Это значит, что никакого независимого экспертного мнения кроме мнения тренера-иностранца у насне будет.

С другой стороны, если полностью снять государственный контроль с РФС, это тоже будет крайность. Есть большой риск получить засилье иностранцев в клубах и их натурализацию в сборной, что уже произошло в нашем мини-футболе. Думаю, нам такого развития событий также не надо.

В РФС должны работать не только профессионалы, выбранные на свои посты по-настоящему объективным голосованием, но и патриоты, радеющие за отечественный футбол. Правда, должен быть соблюдён некий баланс между интересами клубов и сборной. Мы же не только чемпионат Мира и Европы выиграть хотим, но и Лигу чемпионов, наверное? Мы хотим, чтобы у нас был одинаково высокий интерес и к сборной России, и к собственному чемпионату. Чтобы у этого чемпионата была высокая посещаемость.

У меня, кстати, появилась интересная идея. А почему бы нам в президенты РФС не позвать иностранца? Игроки-иностранцы есть, тренеры есть, даже тренер сборной - иностранец! Судейский корпус иностранец возглавлял, а самую главную должность в нашем футболе иностранцу пока так и не доверили! Пусть придёт мужик со стороны и посмотрит на наше хозяйство своим незамыленным взором.

Ну, ладно, это так, небольшое отступление. Мы пришли к тому, что в РФС должны работать профессионалы-патриоты, получившие свои посты заслуженно, а не по чьей-то указке. Но чтобы это случилось, государственное влияние на РФС должно сильно снизится. Вот, как это сделать при нынешней внутренней политике — наиважнейшая тема!

 

Удар по государственной монополии на футбол можно произвести только за счёт создания некого альтернативного коммерческого союза. Смысл в создании лиги, наподобие G-14, из частных клубов. Кстати, ростки этой идеи уже проявляются, а произошло это вследствие громкого дела о петарде, пущенной в Антона Шунина.

Давно не секрет, что в нашем футболе существуют два противоборствующих лагеря, которые время от времени и определяют в рамках, дозволенных государством, всю политику отечественного футбола. И решения КДК РФС по этому делу только обострили противостояние. Так возникла идея создания объединённой лиги, неподконтрольной РФС, на коммерческой основе.

Но идея объединения российского чемпионата с украинским при спонсорстве Газпрома сама по себе утопична. Возьмём только коммерческий аспект. Газпром, как ни крути, контролируется государством, а государство не пойдёт на спонсорство неподконтрольной коммерческой лиги. Есть большая вероятность того, что в определённый момент будет дёрнут стоп-кран, и проект закроется. А нам нужна абсолютно независимая с коммерческой точки зрения лига! В принципе, это дело техники, но строить новую лигу за счёт только российского бизнеса очень глупо. Тут нужны инвестиции смешанные, не только российские, но и зарубежные. И чем больше их разных будет, тем прочнее будет новая лига.

Естественно, на первых порах ни о каких еврокубках и речи быть не может. Право выступать в Европе РФС клубам из новой лиги, понятно, не даст. Но кто сказал, что будет всё и сразу? Задача новой лиги на её начальном этапе будет состоять в развитии популярности. Нужно будет выкупать профессиональные российские футбольные клубы или их контрольные пакеты у государства, переманивать и создавать новые коммерческие клубы. Никаких клубов, существующих полностью на бюджетной основе, в лиге не должно быть! Единственным стимулом для привлечения потенциальных новичков в первое время, правда, может стать только приличный призовой фонд, но я уверен, если составить грамотный бизнес-план, новую коммерческую лигу можно будет раскрутить настолько, что интерес к ней как со стороны команд, так и со стороны болельщиков будет весьма существенным. А начать всё можно с какого-нибудь турнира в перерывах между кругами сезона.

 

Что нам даст новая лига?

Прежде всего независимость от государственного административного ресурса, которой так добивается ФИФА от всех футбольных федераций. Это означает, что правление новой лиги будет состоять из независимых людей, что очень важно. Будут ли среди них патриоты, способные не допустить повторения истории с нашим мини-футболом? Думаю, да.

Меньше финансовых проблем у клубов. Создав новые юрлица, будет легче соблюсти финансовый fair play и открыть бюджеты. Да и вообще, цены на телеправа и билеты на стадион будут адекватными, рыночными. В стране появится много профессиональных клубов, нацеленных на высокие задачи. Их не будет тянуть вниз тормоз в виде ограниченного государственного бюджета, от которого кормится ещё Бог знает сколько левых людей. Известно много случаев, когда денег на повышение класса, то есть, на выступление в более высшем дивизионе, команде элементарно не дают.

Создание лиги с высоким качеством футбола возродит былую популярность этого вида спорта в России. Любительский футбол — одна из важнейших частей любого национального футбола - обретёт новое дыхание, можно будет проводить множество турниров при хорошем финансировании.

Новая лига поспособствует развитию футбольной и околофутбольной инфраструктуры в нашей стране. Строительство большинства новых объектов обойдётся без откатов и бесконечной смены подрядчиков. Многие клубы наверняка захотят обзавестись своими детско-юношескими академиями футбола, ведь выращивать игроков и выгодно продавать их — весьма прибыльный бизнес.

Создание новой лиги поможет в наведении порядка в нашем футбольном законодательстве. Защита интересов игроков, особенно молодых выпускников, будет осуществляться более качественно именно в коммерческих условиях, а не в условиях государственной монополии.

В общем, плюсов очень много, и мне кажется, что их невозможно все учесть. Но главное — мы добьёмся именно той конкуренции футбольных структур на уровне лиг, которая нам сейчас необходима. Это всколыхнёт всю отечественную футбольную общественность, и, в конце концов, новая лига либо вытеснит собой динозавра РФС с его бюджетными клубами, либо произойдёт слияние РФС с новой лигой, и всем нашим футболом будут руководить политически более независимые специалисты, чем сейчас.

Строительство новой лиги займёт много лет, минимум 7-8. Но разве это много по сравнению с последними 22 годами барахтанья отечественного футбола? Если отбросить лозунги, воспоминания, как хорош был футбол при Советском Союзе, и взяться за работу, мы получим в перспективе и сильные клубы, и сильную сборную. Может быть даже наш футбол будет считаться лучшим в мире.

 

ЕСЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЛИГИ

Детско-юношеский футбол

Детский футбол — это кузница будущих кадров, как ни крути. С детского футбола закладывается техническая, тактическая и даже функциональная база игрока. Пробелы в подготовке на детско-юношеском уровне в будущем приводят к невозможности играть на уровне высоком взрослом, так как наверстать упущенное будет уже архисложно. Учитывая, что футбол сейчас очень атлетичен, и в него играют на высоких скоростях, умение владеть мячом в таких условиях становится серьёзной проблемой для недоучек. Поэтому очень важно для начинающего игрока своевременно и в полном объёме получить футбольное образование, начиная с азов, так как же, как важна для обычного человека средняя школа.

О том, что сборная России плохо обращалась с мячом в Бразилии, не говорил только ленивый. Брак особенно сильно увеличивался на половине поля соперника, когда нужно было сыграть точно и быстро. Ещё одной отличительной особенностью нашей сборной являлось то, что плеймейкерами у нас фактически выступали центральные защитники Игнашевич и Березуцкий. Мяч постоянно передавался поперёк и назад. Это очень плохой показатель команды, так как он говорит о слабом уровне полузащитников. А полузащита — это ключ ко всему - и к обороне, и к атаке.

Не думаю, что всему виной пресловутый лимит на легионеров. Тут как раз очевидна нехватка мастерства, обусловленная отсутствием необходимой базы у игроков. И база эта закладывается в детском футболе. В подтверждение своих слов приведу конкретный пример.

Не так давно в редакцию «СЭ» приходил владелец ФК «Краснодар», Сергей Галицкий, и дал там, на мой взгляд, шикарное интервью. Когда речь зашла о его детской академии, он рассказал как удивлены были гости из Москвы, увидев техническую оснащённость некоторых юных краснодарцев. По их словам сейчас таких талантов в московских футбольных школах просто нет!

Думаю, столичные футбольные школы сейчас даже сравнивать с краснодарской академией не уместно. Я уж молчу про методики и тренерский состав в регионах. Пройдёт три-четыре года, и доминирование краснодарских юношей будет в России подавляющим. В прошлом месяце, например, команда«Краснодар-U17» обыграла «Зенит-U17»со счётом 3:0. «Зенит», который казалось бы обладает в России самыми лучшими финансовыми условиями во всём, что касается футбола.

Очевидно, что не количество денег, вложенных в детско-юношескую школу, главное, а прежде всего правильный подход. То есть, при достойном финансировании нужно обеспечить сначала наличие необходимого количества площадок и полей, потом найти солидный тренерско-преподавательский состав, и, наконец, сделать набор детишек.

Но всё было бы очень просто, если б не было так сложно. С детским футболом у нас в России действительно беда. Кто не слышал о нехватке финансирования, плохих тренерских кадрах, поборах с родителей, взятках за попадание в состав и «переростках»? Как правило, такие разговоры появляются там, где детский футбол «обеспечивается» только за счёт государства. А у государства, тем более у местных властей, забот хватает. Только денег наоборот.

Например, мост через Волгу м

www.sports.ru

МАУ СШОР-5 - Развитие футбола в РФ до 2030 года

16 октября 2018, 18:51

Отрывок из программы РФС "Развитие футбола в России до 2030 года"

К 2030 г. футбол в России - общенациональное увлечение, спорт номер один.

Реализация данного подхода включает в себя: высокую популярность футбола среди населения, высокую численность занимающихся, конкурентоспособность российских клубов на международной арене, успехи сборной команды России по футболу.

Именно футбол может и должен занять место ключевого национального спортивного увлечения в силу следующих обстоятельств:

  • футбол является самым популярным видом спорта в России;

  • футбол является одним из самых популярных видов спорта в мире;

  • успехи клубов и сборной команды обеспечивают в том числе престиж страны на международной арене;

  • футбол – одна из самых зрелищных, увлекательных и непредсказуемых игр, способная объединить все слои общества, активно воздействовать на все стороны общественной жизни в стране;

  • футбол относительно не дорог для занятий и гибок в форматах, что способствует массовому вовлечению игроков и удовлетворению потребностей каждого.

Футбол – больше чем игра. Футбол никогда не был просто игрой команд. Игра становится результатом деятельности огромного числа людей, каждый из которых делает своё дело: отбирает и обучает юных футболистов, строит спортивные базы, управляет футбольными клубами, организует соревнования, реализует права на трансляции матчей. Футбол стал полноценной сферой деятельности и должен рассматриваться как единство и связь различных по своей сути процессов.

Футбольная система и ключевые направления Стратегии

Одним из основополагающих принципов Стратегии является системность развития футбола. Невозможно улучшить только одну составляющую футбола. Успех и мероприятия по его воплощению в жизнь должны присутствовать по всем направлениям саморегулируемой футбольной системы.

Все направления системы функционируют как единый механизм.

Основные направления Стратегии

Основное направление «Сборные команды Российской Федерации и профессиональные клубы»

Видение:

  • сборная команда России по футболу показывает стабильно высокие результаты в крупных международных турнирах;

  • клубы РФПЛ играют в престижном Чемпионате России;

  • источники финансирования профессионального футбола диверсифицированы, бренды российских клубов имеют значимую долю международной аудитории;

  • клубы ФНЛ (ПФЛ) присутствуют в большинстве крупных городов России, пользуются популярностью в субъектах Российской Федерации, обладают современными футбольными аренами.

Цели направления:

  • создание экономически стабильной системы профессионального футбола высокого уровня;

  • подготовка успешных, способствующих росту популярности футбола в стране, сборных команд по футболу различного уровня.

Основное направление «Подготовка спортивного резерва»

Видение

сборная команда Российской Федерации и профессиональные клубы имеют широкий выбор конкурентоспособных российских футболистов.

Цель направления

формирование в стране эффективной системы подготовки спортивного резерва, которая обеспечит рост числа молодых высококвалифицированных игроков в профессиональном футболе.

Основное направление «Массовый и любительский футбол»

Видение:

  • футбол любят миллионы болельщиков всех возрастов, 50% россиян интересуются футболом;

  • численность вовлеченных в футбол - 7% от населения страны;

  • значительное количество населения играет в футбол в течение всей жизни, принимая участие в широкой и многоступенчатой системе любительских соревнований;

  • уровень и количество объектов спортивной инфраструктуры соответствуют современным стандартам и потребностям.

Цель направления

создание предпосылок для широкого распространения и повышения качества организации массового и любительского футбола.

Стратегия предусматривает развитие мужского футбола 11 х 11, а также Концепции и программы развития других дисциплин (мини-футбол, пляжный футбол) и направлений футбола (женский футбол, футбол ветеранов, футбол для лиц с ограниченными возможностями, другие), которые будут разработаны РФС отдельно с учетом данной Стратегии.

Полный текст программы "Стратегия развития футбола 2030" 


Теги: СДЮСШОР-5, СШОР-5

www.football-5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *