Комментатор синявский – Туман, пожар и запретные откровения. Нетривиальные истории о спортивных комментаторах | Персона | Спорт

Новости

Синявский, Вадим Святославович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 мая 2015; проверки требуют 72 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 мая 2015; проверки требуют 72 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Синявский.
Вадим Синявский

Вадим Синявский ведёт радиорепортаж с английского стадиона
Имя при рождении Вадим Святославович Синявский
Дата рождения 28 июля (10 августа) 1906
Место рождения

ru.wikipedia.org

Вадим Синявский – основоположник профессии спортивного комментатора

В августе 2016-го – 110-летний юбилей человека, чья популярность вряд ли уступала популярности самого известного футболиста своего времени. Синявский Вадим Святославович ушёл из жизни в 65, став опознавательным знаком целой эпохи, голосом возвращения страны к миру и олицетворением эталона профессии спортивного комментатора.

Краткая биография: начало

Уроженец Смоленска появился на свет 10 августа 1906-го. Детство прошло в метаниях между двумя серьёзными увлечениями: музыкой и спортом. Обладая абсолютным слухом, Вадим Синявский великолепно играл на пианино и даже подрабатывал тапёром. Но поступил в институт физкультуры, по окончании которого на радио вёл «Утреннюю гимнастику». В мае 1929-го радиокомитет организовал пробный репортаж с футбольного матча, вести который были приглашены спортивные арбитры и Синявский. Для поддержания высокого темпа речи каждый говорил по несколько минут, уступая микрофон следующему. Выпускник института физкультуры проявил себя с лучшей стороны и был принят на радио в штат.

До войны ему приходилось вести репортажи и с других видов спорта: от лёгкой атлетики до шахмат. Но главными событиями для радиослушателей той поры были футбольные матчи. Мало кто имел возможность посещать большие стадионы, а слушая репортаж комментатора, каждый рисовал себе картинку происходящего на поле — так образно и точно описывал ход игры Вадим Синявский.

Афоризмы гения репортажа

Профессия комментатора требует правильной дикции, хорошего знания предмета и русского языка, приятного тембра голоса и обязательного чувства юмора. В ходе матча возникают нестандартные ситуации, на которые от репортёра необходима мгновенная реакция.

До войны отсутствовали специальные кабины, и ему приходилось искать удобное место, откуда хорошо видно поле. Так, в 1939-м в Сокольниках Вадим Синявский забрался на дерево, откуда упал во время первого тайма. Из-за образовавшейся паузы ему пришлось объяснить радиослушателям, что произошло: «Друзья! Не беспокойтесь, всё нормально. Кажется, мы с вами упали с ели…»

Внутренне интеллигентный, он никогда не позволял себе упрекать игроков или высказывать своё мнение о действиях тренера, но его шутки становились афоризмами и уходили в народ. Так, удар футболиста Копейкина он назвал «рублёвым». А прыжок голкипера Хомича – великолепным, хотя мяч при этом влетел в сетку ворот.

Война

В звании майора Вадим Синявский прошёл всю Великую Отечественную, будучи военкором Всесоюзного радио. Он вёл репортажи с исторических парадов на Красной площади, из осаждённых городов, в том числе из абсолютно уникальных мест: горящего танка, бункера фельдмаршала Паулюса.

В осаждённом Севастополе вместе со звукооператором Натанзоном пробрался на Малахов курган, где попал под минный обстрел (февраль 1942-го). Потеряв друга, сам корреспондент был тяжело ранен и провел три месяца в госпиталях. Он лишился левого глаза, но вернулся на фронт и до победного дня не выпускал из рук микрофона.

За героизм, проявленный в годы войны, имеет множество наград, в том числе три ордена.

Семья

Синявский был женат на Ирине Кирилловой, работающей журналисткой газеты «Правда». В браке родились двое детей: сын Юрий (1943 г. р.) и дочь Марина (1955 г. р.). Последний раз Вадим Синявский стал отцом в 49 лет. До встречи с Кирилловой у Синявского уже был сын Сергей 1933 г. р., унаследовавший музыкальный талант отца. Он рано ушёл из жизни, а в 2011 не стало и Юрия, выпускника МАИ. Марина – филолог, работает литературным редактором. По просьбе отца она не стала менять фамилию, так и осталась Синявской.

Последние годы

Спортивные репортажи возобновились в 1944-м, а в 1949-м с матча «Динамо»–ЦДКА впервые велась телевизионная трансляция. Но романа с телевидением у Синявского не сложилось. Тому есть много причин, в том числе последствия ранения. Зрители видели происходящее на поле, и комментатору было невозможно допускать ошибки. Он нашёл себе преемника в лице Николая Озерова, первый репортаж с которым в 1950-м учитель и ученик провели совместно. Но до последних дней мастер не расставался с любимой работой. На радио в эфире по-прежнему царил Вадим Синявский. Цитаты комментатора становились крылатыми выражениями, как, например: «Удар! Ещё удар!»

Однажды в Москве, на стадионе «Динамо» (1949), на поле оказалась кошка, мешающая игре футболистов. Под улюлюканье зрителей на протяжении десяти минут стражи порядка пытались её поймать, а Синявскому пришлось в красках рассказывать радиослушателям о происходящих событиях, вызывая смех аудитории.

Он ушёл из жизни от онкологии в 1972-м, но остался в сердцах и памяти тех, кто был его современником. Его талант на сегодняшний день запечатлён в трёх художественных картинах, где он выступал в собственной роли. Его голосом говорят герои мультфильмов, но футбольные болельщики могут быть благодарны Синявскому только за то, что по его настоянию когда-то М. Блантер сочинил «Футбольный марш». С него начинается каждый матч отечественного чемпионата.

fb.ru

В памяти людей Синявский — король футбольного репортажа — Российская газета

Именно с него начались у нас футбольные радиорепортажи. И произошло это в 1929 году, когда 22-летний комментатор (Синявский родился 10 августа 1906 года) впервые произнес: «Внимание! Говорит Москва»… А до футбола, о чем уже мало кто помнит, Синявский вел на радио уроки гимнастики, и его коллегой в этой популярной передаче на радиостанции Коминтерна была Ольга Сергеевна Высоцкая, впоследствии знаменитый диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР, под руководством которой начинали творческую жизнь все наши известные дикторы радио и телевидения.

В те далекие от нас времена, не богатые на развлечения, любители футбола толпами собирались у огромных черных «тарелок», висевших на уличных столбах, откуда доносился голос Вадима Синявского. Он так увлеченно и талантливо рассказывал о перипетиях на футбольном поле, что людям казалось, будто они находятся на переполненных трибунах стадиона. Главным в репортерской манере родоначальника спортивного комментария я бы назвал интонацию и чарующий голос. Это поистине великое достоинство мастера, профессия которого — слово. Речь Синявского зачаровывала, в ней была логика, абсолютная точность, помноженные на импровизацию. Разве не чудо, что он удерживал слушателей у радиоприемников по полтора часа!

Позволю себе даже более высокое сравнение: Вадим Синявский был художником. Художником-импровизатором, у которого постоянно, без пауз, работала мысль, на ходу рождая сравнения, необычные образы. Помню, дело было в Лужниках, уже на исходе его журналистской карьеры. Под нудным осенним дождем ЦСКА играл с какой-то второсортной командой. Матч был скучноватым, но Синявский создавал у аудитории впечатление яркого зрелища. Наконец потрясающая фраза: «Да, вот это удар. Как говорят у нас, ударил будто рублем одарил… А бил-то Копейкин!»

При огромной, действительно всенародной любви к нему отношение начальства к великому комментатору, как ни странно, было сдержанным.

Известный факт: именно Синявский подал композитору Матвею Блантеру идею создать знаменитый футбольный марш, под звуки которого в былые годы футболисты выходили на поле. Уже после того, как Вадим Святославович ушел из жизни, я неосторожно вспомнил об этом в присутствии тогдашнего руководителя Гостелерадио Лапина. Лапин вдруг всерьез заволновался и ревниво заметил: «Неправда, это я попросил Блантера»… Когда же наша спортивная редакция решила после смерти Синявского учредить приз его имени на ежегодной легкоатлетической эстафете «Вечерней Москвы», в которой он сам принимал участие, тот же Лапин долго сопротивлялся, прежде чем подписать нужную бумагу.

Синявский был неординарным человеком. Характер — не самый простой, как и у всех одаренных людей. Не прощал непрофессионализма, мог подшутить над коллегой, бросить ироничное замечание, если замечал какие-то огрехи, особенно речевые. Случалось, на него обижались, но ненадолго — правота чаще всего была на стороне Вадима Святославовича.

Судьба одарила меня годами дружбы и совместной работы в спортивной редакции Гостелерадио. Я даже стал его руководителем, что, признаюсь, меня смущало. Когда мы вместе бывали на стадионах, воспитанный в интеллигентной семье Вадим вежливо здоровался за руку с многочисленными знакомыми — билетерами, контролерами и непременно представлял меня: «Мой начальник — Наум Александрович».

Я очень просил его этого не делать, так как у Синявского не может быть начальника. Другое дело — учитель. Ведь именно он впервые вывел меня в прямой эфир Всесоюзного радио. Произошло это на шахматном чемпионате страны в конце 50-х годов в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников. Он мне сказал тогда: «Вы человек опытный, игру эту любите, знаю, вы связаны много лет с шахматами. Не будем ничего оговаривать, давайте выйдем в эфир и поработаем». Зная Синявского как неповторимого мастера живого слова и импровизации, который найдет выход из любой ситуации, я с охотой согласился. Хотя, конечно, страшно волновался: сижу рядом с великим комментатором, коленки дрожат так, что, казалось, стол с микрофоном вот-вот опрокинется. Все закончилось благополучно. В конце репортажа он выключил на несколько секунд микрофон и сказал мне: «Сделаем в конце так — я говорю: вели передачу Наум Дымарский, а вы — и Вадим Синявский». Так и сделали…

Затем мы поработали на двух матчах за мировое шахматное первенство: в 1963 году, когда Тигран Петросян победил Михаила Ботвинника, и спустя три года, когда уже Петросян уступил корону Борису Спасскому, сдав, кстати, последнюю партию в свой день рождения. Случались иногда и накладки. Как-то Вадим Святославович диктовал из Театра эстрады, где проходил матч, отложенную позицию и ошибся: поставил слона не на ту клетку. Последствия оказались неожиданными: около тысячи писем с жалобой пришло не куда-нибудь, а в ЦК КПСС! Больно было смотреть, как Синявский переживал эту оплошность. Волновали его не доносы на Старую площадь, а собственная ошибка. Но кого же из нас, комментаторов, минуют подобные происшествия?

И все-таки не шахматы были главной специализацией Синявского. Его коронным видом спорта всегда оставался, разумеется, футбол. И в памяти людей он прежде всего — король футбольного репортажа. Сам он любил вспоминать о поездке в Англию с московским «Динамо» в 1945 году. С каким жаром и азартом он рассказывал об этом триумфальном турне наших футболистов! Воспроизведу по памяти одно его, самое яркое, воспоминание о матче, проходившем в полном тумане.

«Стадион бурлит, но я со своего комментаторского места ничего не вижу, хотя по реакции трибун понимаю, что-то происходит. Тогда я прикрыл микрофон и спросил у пробегавшего у кромки поля Якушина: «Михей, что там?» Он крикнул в ответ: «Хома взял!» И тогда Синявский страстно объяснил слушателям: «В необычайно красивом акробатическом броске Алексей Хомич парирует сильнейший удар и спасает наши ворота от верного гола!» Советский вратарь приобрел в Англии огромную популярность, и было решено, что на заключительном банкете он выступит от имени советских футболистов. Волнуясь, Хомич так обратился к достопочтенному обществу: «Уважаемые леди и Гамильтоны!», находясь, видимо, под впечатлением от популярного в то время кинофильма «Леди Гамильтон» с Вивьен Ли в главной роли…

Памятное турне динамовских футболистов состоялось вскоре после окончания войны. Репортер «Последних известий» Всесоюзного радио Вадим Синявский надел шинель и с первых дней гитлеровской агрессии вел радиорепортажи уже с полей жестокой битвы. В феврале 1942 года он со звукооператором Натаном Розенбергом оказался в центре боевых действий по обороне Севастополя. Враг бросил на защитников города десятки самолетов. Малахов курган был весь изъеден воронками. 1 марта Синявский и Розенберг сквозь огонь, грохот, пороховую гарь поднялись на курган к артиллеристам. «Говорит осажденный Севастополь!» — это было все, что успел произнести репортер. Рядом разорвалась мина. Розенберг убит. Синявский тяжело ранен: осколком поражен левый глаз. Потом началась борьба за спасение другого глаза, который был забит мельчайшей каменной крошкой. Окулисты московской клиники сделали все возможное, чтобы спасти Синявскому зрение.

А зимой 1943 года Синявский уже под Сталинградом. «Меня и журналиста Николая Стора, — вспоминал он, — разбудил телефонный звонок. Поднял нас начальник штаба армии. И тут же поделился сенсационной новостью: генерал-фельдмаршал Паулюс готов сдаться. Единственное его условие — чтобы его взял в плен офицер чином не ниже генерала. И вот генерал, который должен был пленить Паулюса, разрешил нам поехать вместе с ним. Идем по узкой тропинке через разминированную площадь. Здесь полегло много наших ребят. Впереди — четверо автоматчиков, за ними — переводчик, генерал, я, Стор и еще несколько бойцов. Мы прошли в ворота, где нас встретили вооруженные эсэсовцы и полковник — личный адъютант фельдмаршала. Он козырнул и повел нас в подвал. Прошли метров 150 и попали в большую комнату, где было много офицеров из окружения фельдмаршала. Переводчик представил нам по всей форме Паулюса. Тот спросил, указывая на нас: «А это кто?» Узнав, что мы — корреспонденты Московского радио, попросил избавить его от нашего присутствия. Пришлось перейти в соседнюю комнату, где уже появились наши офицеры.

В помещении штаба, где должен был состояться первый допрос фельдмаршала, мы установили микрофон. Стор остался ждать допроса, а я, — продолжал Синявский, — помчался на узел связи, чтобы сообщить новость. Диктовал я информацию девушке-оператору, которая сидела за аппаратом Бодо. Она не сказала мне ни слова, но ее большие широко открытые глаза лучше всего говорили о сенсационности материала. Минут через 15 после начала сеанса связи с Москвой нас перебили. Это было Совинформбюро. Они просили согласия немедленно передать нашу корреспонденцию за рубеж. Естественно, возражений не было, и я дал согласие за себя и за Николая Стора…»

В тот день обстоятельства сложились так, что Синявский и Стор стали единственными советскими корреспондентами, присутствовавшими при пленении Паулюса и его штаба. И именно они сообщили миру эту новость.

Пройдет два с половиной года, и в Москве состоится Парад Победы. Среди тех, кто вел репортаж с Красной площади 24 июня 1945 года, был и Вадим Синявский. Может быть, это был его главный репортаж.

rg.ru

СИНЯВСКИЙ Вадим Святославович (1906–1972)

Основоположник отечественной школы радиорепортажа, первый спортивный комментатор, участник Великой Отечественной войны

 (Иллюстрированная версия из книги «Легенды отечественного футбола»)

Едва в 30-е, 50-е, да и в 60-е годы прошлого века по радио раздавались слова: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Наш микрофон установлен на московском стадионе «Динамо», – все болельщики от мала до велика прилипали к репродукторам. Они слушали этот неповторимый голос с характерной хрипотцой, который рассказывал о спортивном соревновании, голос, который знала вся страна, голос великого комментатора. Тогда динамик репродуктора для подавляющего большинства граждан страны являлся единственным окном в мир, репортажи этого человека слушали миллионы. Им восторгались, его голосу пытались подражать, еще при жизни о нем слагали легенды. Таким был журналист, радиокомментатор, основоположник советской школы спортивного радиорепортажа, первый отечественный футбольный комментатор Вадим Святославович Синявский.

Он родился 10 августа 1906 года в Смоленске, в семье, где русская кровь предков была смешана с польской (Савины, Третьяковы, Синявские), в семье, в которой царил культ любви к искусству, к русскому языку. Вадим рано остался без матери, и отец долго не женился, чтобы не травмировать душу мальчика. Он воспитывал сына как честного гражданина, неподкупного и образованного человека.

Мальчик был необыкновенно одарен от природы. Обладая абсолютным музыкальным слухом, Вадим в молодости работал тапером в московских кинотеатрах. В 1924–1930 годах играл нападающим в Замоскворецком клубе физкультуры печатников.

В 1929 году выпускник института физкультуры Вадим Синявский был принят в штат радиокомитета Всесоюзного радио на должность инструктора по физкультурному вещанию. Им был создан и проведен в июле 1929 года первый урок гимнастики на радиостанции имени Коминтерна (предвестник Первого канала). Уроки утренней гимнастики он вел с Ольгой Сергеевной Высоцкой, впоследствии народной артисткой СССР – первым диктором, от которой пошли все ее ученицы на телевидении и радио.

Придя на радио, молодой специалист был первым во многих начинаниях. Как человек неординарного мышления, Вадим Синявский сразу понял, что голос может стать общественным и социальным явлением. Его репортажи с первых физкультурных праздников, парадов, матчей стали делом его жизни, его профессией. Он был первым комментатором, популяризатором спорта, футбола, человеком, который прокладывал дорогу в завтрашний день для тысяч его будущих коллег.

Особенно прославился Синявский как спортивный радиокомментатор. За 40 лет своей работы он провел более тысячи репортажей, и это только о футбольных матчах. Голосом Вадима Синявского футбол входил практически в любой дом, о котором так точно сказал поэт-фронтовик Константин Яковлевич Ваншенкин: «Что влекло? Предвкушение гола? Но ведь мы волновались всерьез. Этот голос был гласом футбола. И еще нечто большее нес». Свой первый зарубежный футбольный репортаж Вадим Святославович провел в 1935 году о матче СССР–Турция.

Он так увлеченно и талантливо рассказывал о перипетиях борьбы на футбольном поле, что людям казалось, будто они находятся на переполненных трибунах стадиона.

Речь Синявского зачаровывала, в ней присутствовали логика и абсолютная четкость, помноженная на импровизацию и эмоциональность. Благодаря его репортажам в СССР начался настоящий футбольный бум.

Сам комментатор, влюбленный в футбол, даже не подозревал об огромном количестве людей, обращенных с его подачи в новую, футбольную веру. В его репортажах удачно сочетались и талант рассказчика, и дар импровизатора, и остроумие спортивного эрудита. Свои рассказы по радио Синявский вел не для безликой массы слушателей, а для каждого персонально. Он был находчив, ироничен, смел в суждениях. И при этом весьма тактичен.

Так случилось, что война застала Синявского в Киеве, куда он приехал на открытие нового республиканского стадиона, назначенное на 22 июня 1941 года. В тот страшный для страны день матч не состоялся, Вадиму Святославовичу не довелось произнести слова: «Говорит Киев! Наш микрофон…» Вновь наведаться в Киев ему удалось лишь в сорок третьем, когда, по словам самого Синявского, ему выпало счастье рассказывать в очередном репортаже об освобождении столицы Украины.

С первых дней Великой Отечественной войны начался нелегкий путь военного корреспондента «Последних известий» Всесоюзного радиокомитета майора Синявского. Он поддерживал эфирный мост Москва – Ленинград, вел репортаж об историческом военном параде на Красной площади 7 ноября 1941 года с участием войск, направлявшихся на передовую. А в марте 1942 года Синявский прибыл в осажденный врагом Севастополь. Ведя один из репортажей на Малаховом кургане, успел сказать в эфир лишь первую фразу: «Говорит осажденный Севастополь!..» В следующее мгновение его накрыло взрывом разорвавшейся поблизости мины. Советские артиллеристы подавили минометную батарею немцев. Звукооператор Натан Розенберг погиб, Вадим Синявский был тяжело ранен: осколком был поражен левый глаз. В госпитале на Большой земле Синявский лечился три месяца: искуснейшие московские окулисты спасли ему глаз. Но с больничной койки он рвался на передовую. Уже в июне 1942 года Синявский снова в Севастополе, чтобы завершить серию материалов о том, как сражается город русской славы. В окопах его называли корреспондентом переднего края.

В ноябре 1942 года в Сталинграде шли тяжелые бои. Министр пропаганды Третьего рейха Геббельс объявил на весь мир, что Сталинград пал под ударами доблестной 6-й армии фон Паулюса. В ответ прозвучал радиорепортаж из сражающегося города на Волге. Автор его – Вадим Синявский был настолько убедителен и эмоционален, что нельзя было не поверить в скорую победу русских. Разъяренный Геббельс включил В. Синявского в список своих личных врагов и врагов Германии. 31 января 1943 года Вадим Синявский присутствовал при пленении генерал-фельдмаршала фон Паулюса и его штаба. Это был последний и самый важный материал в его профессиональной биографии – рассказ из серии сталинградских репортажей журналиста из подвала разрушенного универмага, где командующего разгромленной вражеской армии взяли в плен.

А через два с половиной года Вадим Синявский вел с Красной площади Москвы репортаж о Параде Победы. Партизанские леса, горящий Смоленск – его родной город, пленение фон Паулюса, легендарный Севастополь, Курская дуга и освобождение Прибалтики – в итоге пройдено 10 фронтов и заслужены награды: орден Красной Звезды и медали.

А еще военный корреспондент Синявский неустанно записывал на шоринофон (звукозаписывающий аппарат, изобретенный А.Ф. Шориным) голоса героев-фронтовиков. И как жаль, что до наших дней дошло только пять чудом уцелевших пластинок с фронтовыми репортажами Вадима Синявского.

К спортивным репортажам Вадим Синявский вернулся в 1944 году. В день, когда Вадиму Святославовичу исполнилось 38 лет, 10 августа 1944 года, в освобожденном Каунасе он получил телеграмму: «Синявскому немедленно вылететь в Москву». Он прилетел в Москву и услышал: «Победа близка. Вам поручается провести радиорепортажи о полуфиналах и финале на Кубок страны». Вскоре Вадим Синявский уже летел в Сталинград – предстоял футбольный матч «Трактор» – «Спартак» (Москва) на стадионе тракторного завода.

Вот как рассказывал об этом матче сам Вадим Святославович: «Для меня та игра стала переломным жизненным событием. Я становился футбольным – понимаете, что это значит? – футбольным комментатором… после того, как повидал столько смертей и горя… это было, эх! если бы только мог сказать, что это было… Иногда так трудно найти одно-единственное все выражающее слово».

27 августа 1944 года состоялся финальный матч на Кубок СССР по футболу, в котором победил ленинградский «Зенит». Вел репортаж Вадим Синявский. В своих спортивных радиопередачах Вадим Святославович всегда был верен себе: «Комментатор не имеет права вести репортаж с позиции болельщика». «Внимание! Говорит Москва! Наш микрофон установлен на московском стадионе «Динамо». На

трибунах болельщики команды ЦДКА приветствуют своих любимцев – Всеволода Боброва, Григория Федотова. А это динамовцы – Лисицын, Хомич…» Как будто из далекого прошлого мы слышим необыкновенный голос Вадима Святославовича.

Вспоминая своего отца, Юрий Вадимович Синявский рассказывал: «Уже нет среди нас большинства из тех, кто слушал эту послевоенную радиотрансляцию, как и репортаж Синявского, когда он начал его такими словами: «Сегодня прекрасная погода, и я болею за московское «Динамо». Если бы он сам не обмолвился, болельщи-

ки никогда бы о его страсти не узнали. Потому что догадаться из комментария об этом было невозможно. Будучи корректным человеком, Синявский не мог ни при каких обстоятельствах обидеть поклонников другой команды. Это было кредо, если хотите, жизненная позиция».

Дополнила эти воспоминания дочь Синявского, Марина Вадимовна Синявская: «Он никогда не позволял себе даже проявить хоть какие-то симпатии к «Динамо», за которое он болел жутко, совершенно, страстно. Его всегда раздражало, когда он слышал, что комментатор болел за какую-то команду. Я часто задавала ему один и тот же вопрос: «Пап, а за кого ты болеешь?» А он мне отвечал: «Я болею за красивую игру».

В его репортажах интересные импровизации были предопределены профессионализмом и глубочайшими знаниями. Он владел темой, ибо знал футболистов не хуже, чем их тренеры, а тренеров – не хуже, чем их игроки, футбол не имел от него своих тайн; победы родных команд, как и их неудачи, воспринимал с одинаковым достоинством мудреца. Эти знания высоко оценивали патриархи отечественного футбола Николай Петрович Старостин и Михаил Иосифович Якушин. А еще они единодушно отмечали умение Синявского передать зрелищность, красоту, напряжение борьбы в любом виде спорта. Дорогого стоила присущая Вадиму Святославовичу абсолютная корректность по отношению к игрокам. «Он игроков никогда не оскорблял. Отметить мог, но умеренно… Я его величал «гранд бриллиант репортер». Считал, что делаю это в шутку, а вышло теперь, что попал в точку», – отмечал М. Якушин. К слову о бриллиантах и других драгоценностях. В далеком 1935 году футболисты сборной страны возвращались на пароходе «Чичерин» из Стамбула в Одессу. Во время шторма корабль застрял на подводной отмели неподалеку от румынского мыса Мидия. Футболисты собрались в кают-компании накренившегося, заливаемого волнами судна. Тишину нарушали гулкие удары штормовых волн о борт и странный дробный стук где-то совсем рядом. Оказалось, что у одного из нападающих лихорадочно дрожат колени. Синявский, взяв с дивана мягкую подушку, очень деликатно просунул ее между коленями футболиста. «Твои колени, Вася, государственное достояние, – сказал тогда очень серьезно Вадим. – Побереги их, они еще пригодятся».

А в 1945 году в футбольном матче ЦДКА – «Динамо» (Москва), когда Всеволод Бобров забил третий, решающий судьбу первенства мяч, Вадим Синявский сказал, что у Боброва «золотые ноги». Уже на следующий день состоялся неприятный разговор «наверху»: его настойчиво спрашивали, откуда взялось это выражение. Синявский, терпеливо помолчав, спросил: «А «золотые руки» можно сказать»? И как тут не вспомнить горькую шутку главного диктора страны Юрия Левитана: «Слово не воробей. Не поймаешь – вылетишь».

Большим специалистом в области футбольной стратегии показала себя и жена Вадима Святославовича – Ирина Павловна Кириллова. Она была первой женщиной в стране, которая на страницах газеты «Труд» профессионально анализировала футбольные баталии. Нелегкая это работа – радиокомментатор. С этим соглашались многочисленные друзья Вадима Синявского, приходившие в его «скворечник» – комментаторскую кабину на северной трибуне стадиона «Динамо», видевшие и слышавшие его репортажи, оценившие его высочайшее умение создавать у слушателей эффект присутствия. Особое место в судьбе великого комментатора – поездка с московским «Динамо» на родину футбола – в Англию. Всесоюзную славу Вадиму Святославовичу принесли его радиорепортажи об этом победном турне московского «Динамо» по Великобритании, состоявшемся осенью 1945 года. Слушая его рассказы, сотни тысяч людей буквально заболели футболом.

Четыре знаменитых матча, две победы, две ничьи – 19 на 9! Самым трудным и для динамовцев, и для Вадима Синявского оказался третий матч – с «Арсеналом» – в густом тумане, когда первый тайм остался за «канонирами», – 3:2. После перерыва Вадиму Святославовичу удалось выйти на боковую линию поля, чтобы лучше видеть происходящее, и тут новая волна тумана накатилась на поле. Нападающие сборной, как потом оказалось, не видели ни одного гола, забитого в их ворота, а защитники – ни одного, который забила советская сборная, в том числе и двух победных во втором тайме.

Вадим Святославович вспоминал: «…пришлось прибегнуть к маленькой уловке: я убирал свой микрофон за спину и, пользуясь тем, что за шумом стадиона не был слышен мой голос, кричал центру защиты М. Семичастному, нашему капитану: «Миша! Что???» Он отвечал: «Хома взял!» После чего я эти два слова расшифровывал примерно в такую фразу: «В блестящем броске из правого верхнего угла Алексей Хомич забирает мяч. Отличный бросок, ему аплодирует Лондон!..» А что мне оставалось делать?» К этому остается добавить, что игра с «Арсеналом» 21 ноября 1945 года окончательно определила рейтинг московского «Динамо»: Алексей Хомич стал Тигром, а динамовский значок расценивался в 20 английских! В конце турне английская сторона советской сборной устроила прием. Сын В.С. Синявского Юрий вспоминал: «Уже в конце турне им устроили прием. Это был даже не ресторан, а что-то типа пивного бара. Там все расслабились, немного подогрелись. Отец сел за пианино. Он задумался, а что же им сыграть? Вертинского они не знают, Лещенко тоже. Они знают «Катюшу» и, может, «Стеньку Разина». И он 30 минут исполнял две эти вещи, но в совершенно разных ритмах – вальс, танго, фокстрот».

Об английских репортажах Вадима Синявского очень хорошо писал мэтр футбольной журналистики СССР и России Лев Иванович Филатов: «Каждый матч был ему в новинку: то искренне радовал его, то изумлял, то огорчал… Его «боление» за своих было естественным, человечным, он обошелся без литавр, без гулкого жестяного пафоса… Попутно обратил в футбольную веру многие тысячи непосвященных».

29 июня 1949 года Вадим Синявский впервые в истории отечественного футбола провел телевизионный репортаж из комментаторской кабины стадиона в Петровском парке о матче между ЦДКА и минским «Динамо». Пробные трансляции на делающем робкие шаги отечественном телевидении проводились и раньше, но комментаторы работали из телевизионной студии, как сказали бы сейчас, под картинку. В отличие от коллег Синявский решился работать с места событий. Впрочем, некоторые источники указывают и другую дату этого события – 2 мая 1949 года, матч ЦДКА – «Динамо» (Москва).

К сожалению, в жанре телевизионного комментария Вадим Святославович себя не нашел. Здесь требовался принципиально иной, более склонный к аналитике подход, поскольку зритель видел то, что происходило на футбольном поле. А бодрый голос Синявского порой диссонировал с довольно скучным зрелищем на поле. Ведь далеко не все матчи отличались интереснейшей спортивной борьбой и захватывающим сюжетом.

О его необыкновенной популярности в стране, в том числе и у фронтовиков, свидетельствует эпизод, имевший место в мае 1965 года в Краснознаменном зале Центрального дома Советской армии. На торжественное заседание, посвященное 20-летию Победы, Вадим Святославович немного опоздал – накануне почувствовал себя неважно. Вошел в зал, когда уже выступал именитый маршал. Гостя провели в первые ряды. Военачальник узнал его, прервал речь и объявил, что прибыл Синявский. Люди аплодировали ему стоя. По просьбе Синявского композитор Матвей Блантер написал «Футбольный марш», под звуки которого многие годы начинались все футбольные матчи в СССР.

Помимо футбола Вадим Святославович продолжал комментировать на радио соревнования по боксу, легкой атлетике, плаванию, конькобежному спорту и другим видам спорта. С большим удовольствием работал на шахматных турнирах. Последний раз он вышел в прямой эфир 2 мая 1971 года во время репортажа с Садового кольца о легкоатлетической эстафете на приз газеты «Вечерняя Москва».

Под руководством Синявского делали первые шаги в спортивных радио- и телерепортажах Н. Озеров, В. Набутов, Н. Дымарский.

В.С. Синявский озвучивал очень добрые мультфильмы: «Тихая поляна» (1946), «Чемпион» (1948), «Кто первый?» (1950), «Машинка времени» (1967), которые закладывали детям первые понятия о том, что такое спорт, дружба, спортивная злость, доброта. В его фильмографии два документальных короткометражных фильма – «Центр нападения» (1946) и «Спортивная честь» (1951), где он выступил в качестве футбольного радиокомметатора.

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета».

В его память был учрежден приз «Мастер радиорепортажа».

www.biograph.ru

Синявский, Вадим Святославович — это… Что такое Синявский, Вадим Святославович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Синявский.
Вадим Святославович Синявский
Род деятельности:

радиоведущий, спортивный журналист

Дата рождения:

10 августа 1906(1906-08-10)

Место рождения:

Смоленск, Российская империя

Гражданство:

 СССР

Дата смерти:

3 июля 1972(1972-07-03) (65 лет)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Супруга:

Ирина Павловна Кириллова

Дети:

Сергей Синявский (1933—1995)
Юрий Синявский (род. 1943)
Марина Синявская (род. 1955)

Награды и премии:

Вади́м Святосла́вович Синя́вский (10 августа 1906, Смоленск, Российская империя — 3 июля 1972, Москва, РСФСР, СССР) — советский журналист, радиокомментатор, основоположник советской школы спортивного радиорепортажа.

Биография

Окончил Институт физкультуры. С 1924 по 1972 годы — комментатор Всесоюзного радио.

Не соответствует действительности, что 26 мая 1929 года провёл первый спортивный репортаж с футбольного матча сборных команд Москвы и Украины по советскому радио[1].

В 1935 году вёл первый зарубежный футбольный репортаж о матче «СССР—Турция».

Во время Великой Отечественной войны вёл радиорепортажи с фронта (репортаж из бункера в Сталинграде, где капитулировал фельдмаршал Паулюс, передача из горящего танка на Курской дуге), был военным корреспондентом «Последних известий» Всесоюзного радио. 7 ноября 1941 года репортаж Синявского звучал с исторического парада на Красной площади с участием войск, направлявшихся на передовую. В 1942 году при обороне Севастополя В. Синявский был тяжело ранен: он потерял глаз.

К спортивным репортажам вернулся в 1944 году. 2 мая 1949 года провёл первый в истории советского футбола телерепортаж с футбольного матча «Динамо»—ЦДКА из комментаторской кабины стадиона в Петровском парке (до этого репортажи велись из телевизионной студии). Помимо футбола В. Синявский комментировал соревнования по боксу, лёгкой атлетике, плаванию, конькобежному спорту, шахматам. Последний раз вышел в прямой эфир 2 мая 1971 года во время репортажа с Садового кольца о легкоатлетической эстафете на приз газеты «Вечерняя Москва».

Скончался В. С. Синявский 3 июля 1972 года, похоронен в Москве на Донском кладбище (1 участок)[2][3].

Супруга — Ирина Павловна Кириллова, журналист газеты «Правда». Дети — Сергей Синявский (1933—1995), Юрий Синявский (1943—2011), Марина Синявская (род. 1955)[4].

Фильмография

Награды

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

👆 Биография Вадима Синявского — на SportObzor.ru

16 июля 1929 г. футбол впервые вышел в эфир Всесоюзного радио. Состоялся первый в стране репортаж о встрече сборных команд Москвы и Украины. Вел репортаж Вадим Синявский. Этой фразой не одно десятилетие потом завершались трансляции с футбольных арен. По популярности, особенно в послевоенные годы, Синявский был сравним со «звездами» первой величины: Федотовым, Карцевым, Бобровым, Семичастным. Благодаря его репортажам тысячи людей стали неистовыми привеженцами и футбола. Его бархатного, чуть с хрипотцой, голоса ждали так же, как футбольных позывных, как ставшего традиционным футбольного марша, написанногоо композитором Матвеем Блантером, кстати, по просьбе Синявского.

Его интереснейшие рассказы о событиях на футбольном поле базировались на прекрасном знании материала, были насыщены точными, меткими определениями и характеристиками, импровизацией и юмором. Никакая ситуация не могла застать его врасплох.

«В 1939 году я вел репортаж со стадиона в Сокольниках, забравшись на высокую ель (комментаторской кабины там не было),»— вспоминал Вадим Святославович. «Привязал микрофон к сучку. На другом уселся сам. В середине первого тайма сорвался с сучка. Микрофон остался наверху. Секунд через десять добрался до него и первое, что сообщил радиослушателям: «Дорогие друзья, не волнуйтесь, мы с вами, кажется, упали с дерева…»

Был еще один курьезный случай. Во время матча на московском стадионе «Динамо» в 1949 г. кто-то выпустил кошку. Трибуны хохочут. Матч остановили. О чем говорить в эфир? Начал рассказывать, как ловят кошку. Продолжалось это минут десять. Наконец Хомич в невообразимом броске поймал перепуганную насмерть кошку. А та, не поняв благих намерений лучшего вратаря страны, укусила его за палец.

Читайте также

Самый памятный, самый дорогой для меня репортаж? Безусловно, из Англии 13 ноября 1945 г. о матче московского «Динамо» с «Челси». Впервые выступая на родине футбола, проигрывая 0:2, советские футболисты свели матч вничью — 3:3».

С первых дней Великой Отечественной войны Вадим Синявский ушел на фронт военным корреспондентом Всесоюзного радио. Его голос доносил вести о событиях на самых разных фронтах, довелось ему вести репортаж и из осажденного Сталинграда. В боях под Севастополем военкор был ранен, потерял глаз. Но благодаря мужеству и силе духа вернулся в строй, а после войны к профессии спортивного комментатора.

В 1972 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь Вадима Синявского. Ему на смену пришли знаменитый спортивный комментатор Николай Озеров, а также К. Махарадзе, В. Перетурин и другие. Но когда из репродуктора в очередной раз уверенно звучат слова: «Внимание, наш микрофон установлен на стадионе…», вспоминается человек, который с трепетом в душе и дрожью в голосе произнес их первым,— Вадим Синявский.

www.sportobzor.ru

«Внимание, говорит Москва…» или Феномен Синявского / К 110-летию

Ещё о спорте и СМИ

«Этот голос был гласом футбола…»
110 лет назад родился легендарный комментатор Вадим Синявский / Созидатели

В 60-70-е годы прошлого века по радио, как правило, транслировали последние четверть часа футбольных матчей, проходивших в Москве. Приникнув к матерчатой обивке приемника, я, как и миллионы таких же фанатов, внимал прелюдии — аккордам футбольного марша Блантера. ©


Ещё в «Созидателях»
Вадим Синявский комментирует матч
Потом включался стадион — в эфире возникали обрывки слов, хлопки, свист, слышалось знакомое: «Внимание, говорит Москва. Наш микрофон установлен на стадионе «Динамо»… Это был голос Синявского.
Он был с характерной хрипотцой, вкрадчивый. А я мысленно гнал его вперед, к следующей фразе: «Сегодня здесь встречаются…» Сейчас он сообщит главное – счет! И мое мальчишеское сердце то вздымалось к высокой степени безумства, то замирало от тоски…

Синявский был немногословен, даже лаконичен. Его речь изобиловала паузами. Начиная предвкушающим: «Удар!..», он не торопился завершать его торжествующим: «Гол!» Эффектно замирал, затем выдавал нечто пафосное. Скажем, в репортаже о легендарном матче «Челси» — «Динамо» в 1945 году репортер разразился коротким монологом, достойным мастера сцены: «Вы слышите меня, дорогие друзья. в Москве и Ленинграде, Тбилиси, Берлине, Порт-Артуре и Владивостоке?! Блестящий удар Архангельского на месте правого инсайда и мяч затрепетал в верху сетки ворот «Челси» — 2:2. Вы слышите меня, друзья, — 2:2!»

Вадим Синявский комментирует матч «Челси» — «Динамо» (Москва), 13 ноября 1945, 3:3


Нет, это передать невозможно, надо слышать!

Поэт Константин Ваншенкин пытался разгадать феномен Синявского:

«Что влекло?»
Предвкушение гола?
Но ведь мы волновались всерьез.
Этот голос был гласом футбола
И еще нечто большее нес».

Синявский не комментировал, а «рисовал» футбол, не разрывая нити игры лишними словами.


«Демин пасует Николаеву, тот идет дальше, дальше, отдает в центр… Удар! Неточно…» Хотя он не отказывал себе в удовольствии бросить на палитру матча яркий мазок, вроде: «Какой потрясающий, какой изумительный бросок Хомича! На этот раз в верхний угол…»

Все, кто слышал Синявского, эту картину представляли. Нет, они были «радиозрителями» и все видели! Крича от восторга или кусая губы от досады.

Никаких характеристик, оценок или, боже упаси, критики Синявский себе не позволял. Но, как ни сдерживал себя, из него порой «выпирал» страстный болельщик: «Ну, кто же будет бить?!» Кстати, поговаривали, что он симпатизировал московскому «Динамо». Но своего пристрастия в репортажах Синявский не проявлял.

Радио вообще очень сильно развивает воображение, а такой «художественный» комментарий, тем более. Ведь в те времена очень многие знали игру лишь понаслышке, да по дворовым баталиям – на асфальте или на вытоптанной площадке. Но никогда не были на большом футболе, не видели флаги на башнях трибун, зеленое поле, игроков в разноцветных майках, кипящее море людей, ворота с полосатыми штангами, похожими на пограничные столбы…

До войны, да и долго после нее, комментаторство было штучной профессией.


В Москве «балагурил» Синявский, иногда его сменял Виктор Дубинин, бывший тренер, человек интеллигентный, начитанный, между прочим, с двумя дипломами – МАИ и Инфизкульта.

На ленинградском радио царил ироничный Виктор Набутов. Он был бывшим футболистом, голкипером местного «Динамо». А потому его рассказы были остры, занимательны, он разбирался в тончайших нюансах игры. Характерная набутовская скороговорка повергала в сладостный трепет: «Дальше, дальше, дальше — красные футболки «Зенита» устремились вперед…»

В Молдавии футбольные матчи комментировал Николай Шведов. О нем, увы, никаких сведений я не отыскал… Известной фигурой в Грузии был Эроси Манджгаладзе. Он был одинаково известен и как комментатор, и как артист, работал в тбилисском театре имени Руставели. Его партнерша Медея Чахава восторгалась: «Его голос был магическим, бархатным, низким. Как будто музыка лилась из его уст».

Кстати, артисты-комментаторы встречались часто. Самый известный – лицедей из МХАТа, народный артист СССР Николай Озеров. Весьма популярным был Котэ Махарадзе, работавший, как и Манджгаладзе, в театре имени Руставели. Какой у него был божественный акцент!

И сегодня во время трансляций футбольных матчей мы слышим голос комментатора-артиста — Александра Елагина, который много лет выходит на сцену театра «У Никитских ворот». Как образно выразился главный режиссер Марк Розовский, он умеет взять публику тихой интонацией интеллектуальной игры — недаром его не раз сравнивали с самим Смоктуновским. Елагин — тонкий «атмосферный» актер, живущий содержанием и образами автора.

Комментатор он метафоричный, с завораживающим тембром, напоминающим голос Синявского. Но, в отличие от Вадима Святославовича, Александр Викторович более эмоционален, его монологи длиннее, извилистее, они теснее обвивают события на поле. В них бьется, пульсирует нерв игры.

Об остальных комментаторах – их сейчас на телевидении пруд пруди – много говорить не хочется. У людей с микрофоном неважно с «вокалом», их язык беден.


Они не анализируют игру, не проникают в ее нутро, а лишь торопливой скороговоркой пересказывают происходящее на поле – словно зрители слепы? — причем, делают это с оглушающим напором. Ну а когда мяч влетает в ворота, комментаторы и вовсе срываются на крик. Иные раздражают так сильно, что приходится выключать звук…

Но вернемся к Синявскому. В конце двадцатых годов он вместе с Ольгой Высоцкой вел на радио занятия утренней гимнастикой: «Внимание, говорит Москва, радиостанция имени Коминтерна. Начинайте подготовку к занятиям физкультурой…»

Как-то раз ему в голову пришла счастливая мысль — провести спортивный репортаж. Дебютное выступление Синявского на пару с судьей Александром Богдановым состоялось, по некоторым воспоминаниям, 29 мая 1929 года на матче сборных Москвы и Киева. Однако премьера была встречена скептически. «Вчера по Всесоюзному радио был передан репортаж о футбольном матче, — писал репортер одной из столичных газет. — Но опыт этот оказался весьма неудачным и вряд ли что-либо в этом отношении его удастся улучшить. Да оно и понятно: едва ли можно раскрыть по радио существо спортивного поединка».

Но через год – видно, начальство на радио тоже сомневалось, нужны ли спортивные радиорепортажи – Синявский снова появился в эфире. И очень быстро завоевал огромную популярность. На улицах у черных тарелок радио, откуда звучал голос комментатора, собирались несметные толпы.

…22 июня 1941 года Синявский должен был вести репортаж о встрече киевского «Динамо» и московской «Красной армии» из Киева. Увы, ему пришлось рассказывать о начале Великой Отечественной. Комментатор с ужасом смотрел из окна гостиницы, как на город пикируют немецкие самолеты, и кричал в телефонную трубку: «Попали! Мимо… Кажется, опять попали…»

В ноябре сорок первого Синявский вел репортаж с парада на Красной площади, потом его голос не раз звучал с фронта – из Сталинграда, Севастополя, из горящего танка на Курской дуге.

Он слышал дыхание смерти. В марте сорок второго Синявский поднялся на Малахов курган и, едва успел произнести: «Говорит осажденный Севастополь!», как рядом разорвалась мина.


Его спутник, звукооператор Натан Розенберг был убит, сам Синявский получил тяжелое ранение, едва не отнявшее у него зрение. Врачам удалось восстановить лишь один глаз…

Орденоносец, майор Синявский был и среди тех, кто вел репортаж о параде Победы в июне 1945 года. Но еще раньше вернулся к футболу, рассказав радиослушателем о ходе финального поединка на Кубок СССР 1944 года между ленинградским «Зенитом» и ЦДКА.

Он так соскучился по игре! Это чувствовалось по тембру его голоса, эмоциональному подъему. Снова и снова приходится сожалеть, что из великого множества записей Синявского уцелели лишь некоторые фрагменты, да его закадровый голос из мультфильмов…

В конце сорок пятого Синявский вместе с московским «Динамо» отправился в Великобританию. Он не только комментировал, но и порой – из-за густого тумана – домысливал происходящее на поле. Однако он не изменил логике, фразы из его уст вылетали яркие, стремительные, как полет мяча, пущенный Бесковым или Бобровым.

Его голос, разбиваемый помехами, слушала вся страна. Бросали дела даже те, кому футбол был «до лампочки».


Честь проведения первого телерепортажа тоже принадлежит Синявскому. 2 мая 1949 года он рассказал о матче чемпионата СССР между столичными ЦДКА и «Динамо». Впрочем, тогда телевизионная аудитория была совсем мала, и новшество не стало эпохальным событием.

Но с годами футбол стал все чаще появляться на экране. Логично было предположить, что талант известного, овеянного славой Синявского перейдет в новое качество. Но его альянс с телевидением отчего-то не состоялся. Свою версию выдвинул писатель Александр Нилин, посчитавший, что всему виной «безудержность фантазии» комментатора, в котором начальство его не раз упрекало: «Придирки все учащались и учащались. Синявский упорно не хотел считаться с «картинкой», и дотошные зрители ловили комментатора на противоречиях, на несовпадениях конферанса с тем, что они сами видели. От него требовали соблюдения законов нового жанра. Но он-то оставался сам себе жанром!»

Понять Синявского можно. В радиорепортаже он из любой скучищи создавал шедевры. Экран же не позволял обмануть, порой ход матча вызывал тоску, повергая в сон. И яркая словесная «палитра» Синявского оказывалась бессильной.

…Последний радиорепортаж Вадим Святославович провел летом 1971 года — не из комментаторской кабины стадиона, а с легкоатлетической эстафеты на приз «Вечерней Москвы». Тем не менее, этот случай можно считать символическим – Синявский с грустью глядел вслед не только бегунам, но и своему времени, уносящемуся вдаль…

Валерий Бурт
специально для «Столетия», 10 августа 2016

yarodom.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *