Гандзасар фото – Старые средневековой армянской церкви Гандзасар монастыря, Нагорно-Карабахская Республика– Стоковая редакционная фотография

Новости

Содержание

описание, история, фото, точный адрес

Гандзасарский монастырь (Азербайджан) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Древний армянский Гандзасарский монастырь, расположенный в непризнанной Республике Нагорный Карабах, — одна из редких по красоте жемчужин религиозной архитектуры всего Кавказа. Первое упоминание о святой обители датируется 10 веком, однако самый старый храм, сохранившийся до наших дней, был построен на руинах еще более древнего собора в 1216—1238 гг. князем Асаном Джалалом Вахтангяном. А его торжественное освящение произошло в 1240.

Главный монастырский храм построен в традиционном армянском стиле: это купольный зал с двухэтажными приделами по углам. По давней традиции собор украшен витиеватыми каменными барельефами с библейскими сюжетами и тонкой искусной резьбой. Помимо собора Святого Иоанна Крестителя, в Гандзасаре также есть монашеские кельи, трапезная и библиотека, семинария и церковная лавка. Этот монастырь — действующий.

«Гандзасар» переводится с армянского как «гора сокровищ». В Средневековье недалеко от холма, на котором располагается монастырь, находились медные и серебряные рудники.

За свою долгую и полную трагедий историю Гандзасарский монастырь не раз подвергался нападениям. Одна из самых страшных осад была предпринята в начале 13 столетия татаро-монголами. Спустя пять веков, в конце 18 столетия, Гандзасар разграбили тюркские кочевники Ибрагим-Халила Джеваншира. Последние печальные страницы истории пришлись на 90-е годы 20 века, когда бушевал Карабахский конфликт. К счастью, сегодня монастырь вновь живет своей тихой и светлой жизнью, проводя ежедневные службы и воздавая молитвы за мир во всем мире.

«Гандзасар» переводится с армянского как «гора сокровищ». В Средневековье недалеко от холма, на котором располагается монастырь, находились медные и серебряные рудники.

Что посмотреть

Окруженный мощными крепостными стенами, монастырь поражает воображение сам по себе, в том числе окружающей его девственной природой. Однако главной жемчужиной, без сомнения, является собор Святого Иоанна Крестителя, украшенный барельефами с изображениями Распятия, Адама и Евы, а также князей Хачена.

Особе внимание стоит уделить куполу собора, покрытому орнаментами и виртуозной резьбой. Известный археолог А. Л. Якобсон писал: «она служит как бы ювелирной оправой архитектурной формы, обогащает ее, при этом нисколько не заслоняя и не нарушая архитектурных линий, в чем заключается одна из замечательных особенностей армянского зодчества того времени, полностью проявившаяся и здесь».

Прославленный французский историк искусства профессор Шарль Диль включил Гандзасар «в список пяти шедевров армянского монументального искусства, заслуженно входящих в сокровищницу мирового зодчества».

Путешествие по Нагорному Карабаху. Гандзасарский монастырь

Координаты

Адрес: село Ванк, Мардакертский район, Нагорно-Карабахская Республика.

Как добраться: проще всего на такси из Степанакерта (50 км, примерно 40-45 AZN). Можно добраться на машине или автобусе из Еревана (350 км и 4-6 часов пути). Во втором случае стоимость проезда обойдется примерно в 30 AZN, в пути придется провести 6 часов с одной 30-минутной остановкой в Вайке. Монастырь расположен на вершине живописной одноименной горы Гандзасар, возвышаясь над старинным селением Ванк.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

tonkosti.ru

Нагорный Карабах: Степанакерт, Шуша, Ванк, Мартакерт

Территория Нагорного Карабаха не маленькая, но проводить там много времени не планировалось. Заглянем в города Степанакерт, Мартакерт, Шуша и одно удивительное село Ванк. В статье как всегда полезная и интересная информация, жизнь местных жителей, фото.

к содержанию ↑

Как добраться

Сначала нужно добраться до Армении:

В прошлый раз я рассказывала о том, как добраться до Нагорного Карабаха, какой лучше дорогой ехать, как правильно и неправильно пересечь границу и где делать регистрацию для русских. Не буду повторяться, пора бы уже перейти непосредственно к осмотру городов и достопримечательностей.

к содержанию ↑

Где остановиться

Кто передвигается на общественном или личном транспорте, логичнее всего остановиться в Степанакерте и оттуда делать радиальные выезды. Потому как в столице республики транспорт более или менее налажен, да и неплохое жилье можно найти. В маленьких городах и селах Карабаха жилье может быть совсем не комфортным (отсутствие горячей воды, электричество по часам…). В интернете, чтобы найти отель (да еще и свободный в сезон) — надо постараться. На месте, конечно, тоже можно попытать удачу. К тому же в городе наверняка полно частных вариантов. Но если уж собираться в такую даль, то лучше сделать бронь заранее, а на месте разбираться, где будет выгоднее остановиться.

Если говорить об отелях, то всего несколько штук расположено в центре, остальные в радиусе 2 км. Вот некоторые из них:

Отель Валекс Гарден — недешевый отельчик находится практически в центре Степанакерта. Если вам просто необходим комфортный отдых со всеми удобствами — это место для вас. Стоимость от 75$ за двухместный номер.

Отель Наири — оптимальный вариант в центре города для тех, кто хочет сэкономить. Стоимость от 30$ за двух гостей.

Остальные отели идут в среднем по 50$ за двухместный номер: ФД София или Аветис

В Степанакерте есть и хостелы, к примеру хостел Стендал, от 17$ за двоих

к содержанию ↑

Город Бердзор (Лачин)

После пересечения границы мы ехали в сторону самой крайней (во всех смыслах) точке — городу Мартакерт (Агдере). 100 км в машине с военными принесли много интересной информации о здешних краях. Армяне рассказывали истории о конфликте в Карабахе, которые попросили оставить в тайне, слово мы держим. Однако, некоторые вещи показывали и рассказывали и другие армяне – простые смертные, поэтому не думаю, что для кого-то это уже секрет. К примеру веревки, протянутые через огромное ущелье, в которых запутывались винты самолетов противника.

Кстати, вынуждена признать, что дорога от границы до первых населенных пунктов Карабаха, проходит через огромное зеленое ущелье невообразимой красоты. Наверное этот отрезок самый запоминающийся во всем Нагорном Карабахе. Еще будучи в Азербайджане, встречающиеся попутчики спрашивали нас, были ли мы в Карабахе? Как там? Живут ли люди? В ответ мы отрицательно качали головой и правильно делали по словам армян, иначе бы нас сразу занесли в список “врагов”. Не знаю, насколько это правда.

Начальной достопримечательностью, которую мы посетили, стала церковь

 в одном из первых населенных пунктов на нашем пути — город Бердзор (Лачин).

к содержанию ↑

Церковь Сурб Амбарцум (Saint Hambardzum)

Ребята специально завернули к церкви Сурб Амбарцум, им хотелось по пути показать максимальное количество интересных мест.

Ничего особенного, самая обычная армянская церковь, внутрь мы тоже зашли.

А если обойти здание, то можно увидеть очередной хачкар современной работы.

к содержанию ↑

Неприступный город Шуша

Легендарный неприступный город Шуша, который был взят армянами в мае 1992 года, после чего резко сменился ход военных действий. Почему неприступный? Да потому что с одной его стороны находится отвесная скала, которую видно уже с дороги.

к содержанию ↑

Как добраться из Степанакерта

Одно из популярных направлений. Автобус Степанакерт-Шуша ходит с 07:00 до 19:00, интервал 

30 мин., расстояние 14 км, стоимость проезда 150-200 драм.

к содержанию ↑

Что посмотреть

Танк-памятник. На въезде, как «Памятник освобождению Шуши» стоит армянский танк Т-72, который первым ворвался в город и был подбит азербайджанцами, поэтому не сфотографироваться возле такого символа было бы непростительной ошибкой.

Отсюда же видна до сих пор действующая тюрьма, которая была построена еще при императрице Екатерине.

Собор Святого Христа Всеспасителя. Заглянули в Собор Святого Христа Всеспасителя (Сурб Аменапркич Казанчецоц), состоящий из церкви и колокольни. Небольшое симпатичное архитектурное сооружение, которое было построено в середине 19 века. После 1920 годов собор перестал использоваться по своему назначению, в советское время из него сделали амбар, а позже и вообще гараж.

Внешним видом в те времена он тоже не блистал, купол церкви и вовсе отсутствовал. В период Карабахского конфликта собор использовали как склад для ракет.

Не стоит пугаться раньше времени, все же с 1998 года собор отреставрировали и он по сей день является действующим храмом, так что спокойно можно зайти внутрь.

Шушинская крепость. Визитная карточка времен Союза, 18 век. До нее можно прогуляться пешком. Сейчас это немножко развалины.

к содержанию ↑

Мартакерт (Агдере): дорога, ужин, и ночь в городе

В Мартакерт (Агдере) мы прибыли, когда уже стемнело. При отсутствии света было сложно разобрать, красив город Мартакерт, или не очень. То что он был небольшим, это факт. Мы заскочили в какую-то гостиницу, где администратор был знакомым наших военных ребят, и в отдельной комнате быстро организовал ужин со всеми сопутствующими. Мы, конечно, пить отказались, да там не сильно настаивали, чему я лично была безмерно рада.

Когда ужин закончился, время, наверняка, было уже около полуночи, спать хотелось жутко. Мы сразу сказали военным, что с собой только палатка, на что ребята быстро нашли нам ночлег у какой-то бабули, сдающей комнаты. Жаль, без горячей воды. В связи с событиями на границе, полковник не захотел показывать наши паспорта хозяйке, а отдал в залог свое удостоверение, как гарантию того, что утром придет нас проведать и даст парочку напутствующих советов по перемещению в Нагорном Карабахе. Мы улеглись спать на старые советского типа кровати, сразу отключившись напрочь.

Проснувшись утром в раздолбанной общаге Мартакерта, мой спутник пошел искать хозяйку, чтобы попросить горячей воды на чай. Буквально через 15 минут после чая, к нам постучали, и в комнату вошли трое наших знакомых в военной униформе, значит пора собираться. Мы сели в уже знакомую машину, Камо повернулся назад, и показав рукой в противоположное направление, произнес:

— Можете гулять где хотите, только вот по той дороге дальше 3 км лучше не ходить, там уже передовая, поэтому если поймают, я уже ничем помочь не смогу.

Военные довезли нас до выезда из Мартакерта и указали дорогу, как добраться до монастыря Гандзасар, сами развернулись, пожелали удачи, и, больше мы их не видели. Эх… хорошо утро началось.

к содержанию ↑

Как добраться из Степанакерта

Автобус Степанакерт-Мартакерт ходит 6 раз в день, стоимость 600 драм. Но в Мартакерте реально нечего делать, разоренный маленький городишко. Разве что пощекотать себе нервы от мысли, что в 10 км находится линия противостояния двух стран.

к содержанию ↑

Село Ванк

Ванк знаменит не только монастырем Гандзасар, ради которого сюда едут туристы, но и своим выходцем, а теперь и спонсором. Левон Айрапетян – миллиардер, инвестирующий местную экономику. Этот армянин вкладывается в различные проекты, большинство из которых можно увидеть как раз в этой деревне: новый детский сад, училище и прочие достопримечательности в греческом стиле, которые мы увидим чуть позже.

Как добраться из Степанакерта

Маршрутка до села Ванк стоит 600 драм, расстояние 50 км, отправление ежедневно в 15:00 (возможно есть утренние рейсы, уточняйте на вокзале), в пути 1 час. Обратно в Степанакерт можно уехать утром след. дня в 07:30.

Такси до села Ванк стоит 7000-8000 драм/машина. Если нет времени задерживаться в Ванке (лучше задержаться), то можно за эту же сумму уехать сразу в монастырь Гандзасар.

Автостоп (личный опыт). Мы ехали стопом со стороны Мартакерта. Недалеко от нас “голосовали” несколько мальчишек, хм, ну-ка посмотрим, кому повезет. Мы поставили рюкзаки и подняли руку, первая же машина остановилась и к ней тут же рванула детвора. Я так и не поняла, кого именно хотели подвезти, пока лезущих в салон мальчишек не разогнал водитель, попросив нас побыстрее садиться.

За рулем снова был человек в военной форме, ничего удивительного, нам еще вчера говорили, что здесь больше 90% населения военнослужащие. И по дороге на обочинах попадались целые отряды молодых солдат, роющих траншеи. Водитель отметил, что нигде в Армении, не любят так сильно русских, как в Карабахе, я думаю, не стоит пояснять почему.

Днем Карабах выглядел не менее мрачно, чем ночью. Старые разрушенные бомбами и обстрелянные дома, нет, целые деревни, сохранившиеся окопы и наблюдательные вышки где-то в полях. Как при всем этом можно спокойно жить вообще, если ко всему прочему добавляется знание, что всего километрах в 10 до сих пор сохраняется военное положение, а один лишний выстрел «не туда», может привезти к развязке новой войны? Или человек ко всему привыкает?

Нас довезли до поворота на какое-то село, откуда до Гандзасара было еще несколько километров. Автотрафиком Карабах и так не “хвастался”, а после того, как мы свернули с главной дороги, машины практически и вовсе пропали. И вдруг перед нами остановился джип. Мы спросили, не докинет ли водитель до монастыря, на что тот заявил, что едет только до ближайшего поселка. Выбора у нас особо не было, поэтому по чуть-чуть, да едем, мы согласились. За рулем сидел молодой армянин, ура, наконец-то не военный, можно о жизни в Карабахе поспрашивать.

Рассказал, что родился здесь, потом какое-то время жил в России, пока не вернулся, женился, детьми обзавелся. Говорит, что в Карабахе сложно жить. Армения и так не богатая страна, и даже с учетом того, что лишние бюджетные средства отправляет в Карабахскую республику на восстановление и подъем населенных пунктов, жизнь все равно не сладкая. Многие работают в полях, да еще свое хозяйство имеют, а вот наш новый знакомый вообще певец, основной заработок которого как раз летом, когда наступает сезон праздничных гуляний и свадеб.

к содержанию ↑

Монастырь Гандзасар

Доехали до развилки и спешились. Много не прошли, да и кусты со спелой ежевикой задержали, когда сзади послышался шум двигателя машины. Это оказался тот самый певец, он зашел домой, рассказал о нас жене и вдруг понял, что хочет нам показать монастырь Гандзасар. Круто, едем!

Монастырь находится недалеко от села Ванк.

Дорога долгая и извилистая, пешком от Ванка до монастыря топать не меньше 2-х часов точно, причем в гору. Зато какая кругом богатая зеленая природа, невероятно!

На одной из вывесок я увидела скалу в виде морды льва и спросила у водителя, где это. Тот сказал, что после монастыря свозит нас туда. А вот и монастырь-красавец Гандзасар.

Монастырь действующий, поэтому бесплатный.

Туристов здесь не много, в основном местные. Или нам так повезло.

В переводе с армянского Гандзасар – “гора сокровищ”. Во-первых, монастырь стоит на горе, имеющей серебряные рудники, и откуда открывается отличный вид на ближайшую деревню с зеленым ландшафтом. Во-вторых, само здание Гандзасара такое огромное, что легко можно принять за гору.

Впервые храм упоминается в X веке. По одному из преданий в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя. Но это всего лишь предание, кто знает что там на самом деле.

Внутри здоровый холл с барельефами, гравировкой и мини-скульптурами по углам. А под ногами могильные плиты усыпальницы.

Еще можно прогуляться по внутреннему двору, сфотографироваться на фоне храма и понять, насколько он велик.

А за старыми воротами обычное кладбище, отсюда храм тоже ничего.

к содержанию ↑

“Греческая” оригинальность села Ванк

Возвращаемся в село Ванк с нашим новым другом-проводником.

Отель-корабль Эклектика. Наверное, этот Левон любитель всего греческого, потому что на въезде вас встретит полукруг из скульптур греческих богов, а дальше вы упираетесь в огромный отель-корабль в греческом стиле под названием “Эклектика”, но местные зовут его «Титаник». Здесь же перед отелем организованы пруды или бассейны, наверное для представлений с водными обитателями типа тюленей (навряд ли дельфины согласятся на такие условия работы, плюс зрительный зал.

Кстати, этот отель не такой и дорогой, как кажется на первый взгляд. Стоимость за ночь всего 8000 драм + завтрак.

Наш новый друг рассказал, что каждый год в селе Ванк проводится забег карабахских ишаков, призы которого ошеломительные для местных граждан (порядка 2000 долл.).

Скала-лев. А где же скала-лев? Ага, слышу, за зданием гостиницы что-то рычит. Хм, ну… неплохо загримировали камешек, чтобы он стал похож на льва. А если подойти к табличке, запрещающей дразнить «животное», то срабатывает датчик, и из “скалы” раздается злобное рычание, оригинально, детишек пугать.

Помните знаменитый фонтан “писающий мальчик”? Похоже, деревня Ванк даже здесь решила переплюнуть мировые достопримечательности, я заметила есть аж целых три писающих русальчонка (простите, не знала как правильно написать). Находятся они перед главным входом еще одного отеля «Морской камень», выстроенным все тем же меценатом.

И это еще не все, как вам вот такой оригинальный забор у местного ГИБДД из старых автомобильных номеров?

В общем деревня Ванк поражает воображение своей оригинальностью, обязательно туда загляните, если будет возможность.

к содержанию ↑

В гостях у карабахской семьи

На обратном пути наш “гид”, и да простит он меня, но я напрочь забыла его имя, пригласил к нему на чай, познакомиться с семьей, чему они были бы очень рады. А теперь мне хочется извиниться вновь перед моими читателями, так как придется почитать текст без фото, порой я напрочь забываю о фотоаппарате на самом интересном месте.

Наш армянский друг довез нас до уже знакомой развилки, а дальше повернул по ухабистой дороге в свою деревню. Большие ворота двухэтажного дома встретили нас, молодой армянин сразу отправился наверх, оповестить домашних о приходе гостей. Навстречу выбежала маленькая девочка лет 4-х, – дочка хозяина, а за ней жена.

На террасе нам накрыли на стол из всего того, что послал Бог. Мы сидели в тени ветвистых деревьев и разговаривали о жизни. Кроме двух своих детей в доме частенько бывали соседские девочки или дети родственников. Здорово, когда так просто могут зайти соседи без приглашения. Хорошо у них дома, спокойно, но нам пора дальше в дорогу. Поблагодарив армянскую семью, мы взяли рюкзаки, а хозяин предложил довезти до трассы, откуда мы направимся напрямик в столицу Нагорного Карабаха.

к содержанию ↑

Степанакерт

Еще в первый вечер после пересечения границы с Нагорным Карабахом, военные обещали остановиться возле символьного символа республики – у “бабушки с дедушкой”, чтобы поесть арбуз. К сожалению до Степанакерта, где как расположилась эта “пожилая пара”, мы доехали поздно, поэтому сегодня самоходом добрались до памятника, но уже с другой стороны.

 

к содержанию ↑

Бабушка и дедушка

Итак, мы ехали на попутной машине до Степанакерта с парой молодых людей. Проезжая мимо “бабушки с дедушкой”, мы попросили ребят притормозить хотя бы на пару минут, чтобы сфотографироваться. Парой минут было не отделаться, ибо пришлось оббегать здоровенную ограду, которую воздвигли здесь из-за реставрационных работ.

“Бабушка и дедушка” — это народное название, официально монумент называется “Мы-наши горы” и символизирует долгожителей (старше 100 лет), которых по данным 80-х годов именно в этой местности насчитывалось самое большое количество.

к содержанию ↑

Национальный хлеб – женгялов хац

Высадили нас в центре столицы у фонтана, где, наверное, никогда не пустуют скамейки.

Я осталась здесь, а мой спутник пошел на исследование территории и нашел в одном из магазинчиков местный хлеб под названием женгялов хац. Это что-то похожее на большой чебурек с очень тонким тестом и 40 видами трав внутри.

40 видов трав – это истинный состав данного хлеба, столько видов можно достать только в определенное время года, чаще весной. А в настоящий момент их просто делают из чего придется, чему я был огорчена. Однако, приехать в Карабах и не попробовать национальный “женгялов хац” – это преступление, потому что нигде больше в Армении его не делают. До столицы мы спрашивали про него в какой то деревне, нам загнули цену в 700 драм, а в Степанакерте это удовольствие стоит 400 драм. Т.к. я люблю зелень, лепёшка мне понравилась, но кроме укропа остальные травы не прочувствовались, в общем, на любителя.

к содержанию ↑

Площадь Возрождения

Центральная площадь Степанакерта называется площадью Возрождения, а в советское время носила имя Ленина. В центре площади находится здание правительства.

к содержанию ↑

Прогулка по улицам Степанакерта

Дальше можно спуститься по аллее Влюбленных до спортивного комплекса и городского парка.

Можно заметить множество памятников, причем как старых советских,

так и современного искусства, но почему-то уже “покоцаных”. Невольно задаешься вопросом, то ли эти памятники повреждены во время военного конфликта, то ли уже после, загадка.

В Степанакерте живет всего 55 тыс. человек населения, получается большая деревня. Это и видно, тихие улочки, не так много машин, уголки пережитков прошлого. Какая-то грусть навевается сразу.

В начале города есть целый мемориальный комплекс с оригинальными скульптурами, посвященный не только Великой Отечественной войне, но и погибшим во время Карабахского конфликта.

к содержанию ↑

Карта маршрута

На этом поездка в Нагорный Карабах для нас завершена, отправляемся к минеральным водам Джермука.

litetrip.ru

Монастырь Гандзасар. Нагорный Карабах | VeniVidi.ru

Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название) — высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

Гандзасарский монастырь резко контрастирует с туристическим селением Ванк, известным своим весьма оригинальным зданием гостиницы, прозванной «Титаник», и нелепым зоопарком. После посещения монастыря все это выглядит комично и вместе с тем непроизвольно навевает некоторые грустные мысли.
Гандзасар же произвел на нас особое впечатление. Оказавшись там, возникает ощущение, что, словно, поднявшись на холм, вдруг попадаешь в совершенно иной мир, оторванный от людской жизни и окутанный туманной пеленой, которая скрывает и защищает это уникальное место от всего суетного и земного. Гандзасар — несомненно жемчужина Арцаха, посетить которую стремится каждый турист, оказавшийся в Карабахе. Несмотря на это, Гандзасар сохраняет свою уникальную атмосферу, парадоксально, но это так. В нем нет того пафоса, присущего «раскрученным» туристическим местам. Там очень приятно находиться, задумчиво изучая непонятные древние письмена на стенах монастыря, пытаясь разгадать зашифрованный смысл символов, которыми богато украшено здание церкви, бродить по монастырскому двору, любуясь невероятной коллекцией хачкаров, размышлять, размышлять, размышлять и никуда не спешить…

И строительство гостиницы, и устройство зоопарка, и реставрация Гандзасара спонсировалось одним и тем же человеком — Левоном Айрапетяном.
Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Католикос Всех Армян. Его традиционная резиденция — Св. Эчмиадзин, часто называемый «армянским Ватиканом». До 1836 г. Монастырь Гандзасар был центром Агванкского Католикосата — самой восточной исторической епархией Армянской Апостольской Церкви. Агванкский Католикосат стал также именоваться «Святым Престолом Гандзасара» после того как в 14-ом веке его резиденция была переведена из Монастыря Амарас (о котором будет отдельный пост в моем журнале) в Гандзасар.

Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении.

На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. Асан-Джалалянов считают одной из самых древних аристократических династий на планете. Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США. Потомком Асан-Джалалянов является и Левон Айрапетян.

Гандзасар является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду. Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора. Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Интересно, что сочетание этих двух символов встречается довольно редко.

Уникальность Гандзасарского собора заключается в исключительно удачном использовании элементов декора. Гандзасар содержит самое большое количество рельефного декоративного орнамента по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении. Также стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.



Гандзасар разделил непростую судьбу армянского народа. В течении своей истории, монастырь много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников.
Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия. Периодические обстрелы монастыря азербайджанцами были нацелены на уничтожение Гандзасара, как символа армянского исторического наследия и духовной жизни. Самая крупная атака на монастырь была совершена 20-го января 1993 года, когда ракета, запущенная азербайджанским военным самолетом-штурмовиком, разрушила здание старой семинарии и стену монастыря. В кладке монастыря можно увидеть застрявший в ней неразорвавшийся снаряд.
Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий—отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.
Под куполом — фигура Иоанна Крестителя:

В этом году в Нагорном Карабахе в честь 770-летия освящения церкви св. Иоанна Крестителя — монастыря Гандзасар — 2010 год объявлен годом Гандзасара.
Использованы материалы отсюда

p_krysa

venividi.ru

Монастырь Гандзасар. Нагорный Карабах.: p_krysa

Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название) — высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

Гандзасарский монастырь резко контрастирует с туристическим селением Ванк, известным своим весьма оригинальным зданием гостиницы, прозванной «Титаник», и нелепым зоопарком, о котором я сделаю отдельный пост. После посещения монастыря все это выглядит комично и вместе с тем непроизвольно навевает некоторые грустные мысли.
Гандзасар же произвел на нас особое впечатление. Оказавшись там, возникает ощущение, что, словно, поднявшись на холм, вдруг попадаешь в совершенно иной мир, оторванный от людской жизни и окутанный туманной пеленой, которая скрывает и защищает это уникальное место от всего суетного и земного. Гандзасар — несомненно жемчужина Арцаха, посетить которую стремится каждый турист, оказавшийся в Карабахе. Несмотря на это, Гандзасар сохраняет свою уникальную атмосферу, парадоксально, но это так. В нем нет того пафоса, присущего «раскрученным» туристическим местам. Там очень приятно находиться, задумчиво изучая непонятные древние письмена на стенах монастыря, пытаясь разгадать зашифрованный смысл символов, которыми богато украшено здание церкви, бродить по монастырскому двору, любуясь невероятной коллекцией хачкаров, размышлять, размышлять, размышлять и никуда не спешить…


И строительство гостиницы, и устройство зоопарка, и реставрация Гандзасара спонсировалось одним и тем же человеком — Левоном Айрапетяном.

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Католикос Всех Армян. Его традиционная резиденция — Св. Эчмиадзин, часто называемый «армянским Ватиканом». До 1836 г. Монастырь Гандзасар был центром Агванкского Католикосата — самой восточной исторической епархией Армянской Апостольской Церкви. Агванкский Католикосат стал также именоваться «Святым Престолом Гандзасара» после того как в 14-ом веке его резиденция была переведена из Монастыря Амарас (о котором тоже будет отдельный пост) в Гандзасар.

Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении.

На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. Асан-Джалалянов считают одной из самых древних аристократических династий на планете. Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США. Потомком Асан-Джалалянов является и Левон Айрапетян.

Гандзасар является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду. Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора. Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Интересно, что сочетание этих двух символов встречается довольно редко.

Уникальность Гандзасарского собора заключается в исключительно удачном использовании элементов декора. Гандзасар содержит самое большое количество рельефного декоративного орнамента по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении. Также стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.

Гандзасар разделил непростую судьбу армянского народа. В течении своей истории, монастырь много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников.
Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия. Периодические обстрелы монастыря азербайджанцами были нацелены на уничтожение Гандзасара, как символа армянского исторического наследия и духовной жизни. Самая крупная атака на монастырь была совершена 20-го января 1993 года, когда ракета, запущенная азербайджанским военным самолетом-штурмовиком, разрушила здание старой семинарии и стену монастыря. В кладке монастыря можно увидеть застрявший в ней неразорвавшийся снаряд.

Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий—отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.

Под куполом — фигура Иоанна Крестителя:

В этом году в Нагорном Карабахе в честь 770-летия освящения церкви св. Иоанна Крестителя — монастыря Гандзасар — 2010 год объявлен годом Гандзасара.
Использованы материалы отсюда

начало
продолжение

p-krysa.livejournal.com

Хачкары Гандзасара | Интересный Мир: путешествия, туризм, психология, наука, техника, интересное в мире, юмор, история, культура

Гандзасар — монастырь Армянской Апостольской Церкви – расположен на левом берегу реки Хаченагет. Гандзасар впервые упоминается армянским католикосом Ананием Мокаци в середине X века. Новый, известный в настоящее время храм, построен князем Гасан Джалаляном на месте старого, упоминаемого в Х веке, и торжественно освящен 22 июля 1240. Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная царем Иродом голова Иоанна Крестителя, принесенная сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название св. Ованеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).

Строительство храма велось с 1216 по 1238, о чем сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.

Гандзасар служил резиденцией и семейной гробницей княжеского рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В ХIV веке стал резиденцией Агванского Католикосата Армянской Церкви и сохранил этот статус до 1815, когда по распоряжению российских властей Агванский Католикосат был преобразован в митрополию, а затем (с 1857) разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.

Из Гандзасара в 1701 г. Петру Первому были отправлены знаменитые обращения восточных армян с просьбой о принятии российского подданства и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига (ХVIII век). Значительную в этом деле роль сыграл, в частности, католикос Есаи Гасан-Джалалян.

Главной достопримечательностью монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Собор был построен в период с 1216 по 1238 года. Член ученого совета Эрмитажа, известный советский историк и искусствовед Анатолий Якобсон, много лет посвятивший изучению монастыря, назвал собор «энциклопедией армянской архитектуры».

Помимо собора на территории Гандзасара находятся несколько монашеских келий, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке. Ну, и еще хозяйственные постройки, церковная лавка со свечами и сувенирами. Люди, восстанавливавшие монастырь Гандзасар, и люди служащие в нем, смогли сделать то, что мы называем для себя Гандзасарским чудом – сохранить дух места не в замкнутых кельях, а посреди популярного туристического места.

Рядом захоронение. Здесь же собрана великолепная коллекция хачкаров.

По народному преданию, монастырь Гандзасар получил свое название по имени горы, которую местные жители называли Гандзасар по причине серебряных рудников в ней (по армянски гандз — сокровище, сар — гора). У этого монастыря богатая и интересная история. Одно из самых неизгладимых впечатлений – собрание хачкаров в Гандзасаре. Такое ощущение, что сюда свозили самые древние или самые красивые!

Хачкар или «крест-камень» — вид армянских памятников в виде каменной стелы с резным изображением креста. Этот памятник обычно устанавливается у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.

Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.

Хачкар – явление чисто армянское. История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301г армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками неокрепшей, ещё юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.

В центре хачкара высекается крест, а вокруг – травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. Есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев. Есть хачкары с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены. Все зависит от мастерства и желания художника. Греческий ученый Мицос Александропулос был поражен: “Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню”. Таких садов и песен в Армении очень много, наверное, десятки тысяч, и каждый из хачкаров неповторим.

Тот, кто делает такие произведения искусства, называется мастером-варпетом.

Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» (Всеспаситель).

Обычно хачкар имеет около метра в основании и полтора метра в высоту. Но это необязательно, размеры разнообразны. Есть хачкары большие и маленькие. С помощью большого зубца камень крепится на могильной плите в нишах скал, в стенах церквей, хотя хачкары можно встретить везде – у храмов, часовен, памятных мест, как напоминание о важном событии, дате или просто для украшения.

Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой.

Кроме Гандзасара, мы посетили достаточно много удаленных крепостей и храмов в лесах. Там тоже есть хачкары, и иногда очень удивительные. Некоторые из них – настоящие произведения искусства! Впечатление от хачкара усиливается, когда он расположен возле разрушенного древнего храма в гуще леса, зарос мхом и находится на том самом месте, где изначально и был расположен. Это вызывает очень сильные чувства.

Игорь и Лариса Ширяевы. Нагорный Карабах (Арцах). Гандзасар. 2009

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи. Помочь можно ЗДЕСЬ.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 02.06.2017

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

www.interesmir.ru

Монастырь Гандзасар. Нагорный Карабах. — Призыв Македонянина

Раз уж я упомянул в предыдущем посте про монастырь Гандзасар, то захотелось запостить об этой древней святыне Арцаха-Карабаха.

Монастырь стоит на вершине горы Гандзасар (отсюда и название) — высокого холма величественно возвышающегося над историческим селением Ванк.

Гандзасарский монастырь резко контрастирует с туристическим селением Ванк, известным своим весьма оригинальным зданием гостиницы, прозванной «Титаник», и нелепым зоопарком, о котором я сделаю отдельный пост. После посещения монастыря все это выглядит комично и вместе с тем непроизвольно навевает некоторые грустные мысли.
Гандзасар же произвел на нас особое впечатление. Оказавшись там, возникает ощущение, что, словно, поднявшись на холм, вдруг попадаешь в совершенно иной мир, оторванный от людской жизни и окутанный туманной пеленой, которая скрывает и защищает это уникальное место от всего суетного и земного. Гандзасар — несомненно жемчужина Арцаха, посетить которую стремится каждый турист, оказавшийся в Карабахе. Несмотря на это, Гандзасар сохраняет свою уникальную атмосферу, парадоксально, но это так. В нем нет того пафоса, присущего «раскрученным» туристическим местам. Там очень приятно находиться, задумчиво изучая непонятные древние письмена на стенах монастыря, пытаясь разгадать зашифрованный смысл символов, которыми богато украшено здание церкви, бродить по монастырскому двору, любуясь невероятной коллекцией хачкаров, размышлять, размышлять, размышлять и никуда не спешить…


И строительство гостиницы, и устройство зоопарка, и реставрация Гандзасара спонсировалось одним и тем же человеком — Левоном Айрапетяном.

Название «Гандзасар» в переводе с армянского означает «гора сокровищ», что указывает на медные и серебряные рудники, которые находились недалеко от холма в средневековье.
Главой Армянской Апостольской Церкви является Католикос Всех Армян. Его традиционная резиденция — Св. Эчмиадзин, часто называемый «армянским Ватиканом». До 1836 г. Монастырь Гандзасар был центром Агванкского Католикосата — самой восточной исторической епархией Армянской Апостольской Церкви. Агванкский Католикосат стал также именоваться «Святым Престолом Гандзасара» после того как в 14-ом веке его резиденция была переведена из Монастыря Амарас (о котором тоже будет отдельный пост) в Гандзасар.

Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя. Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем» Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении.

На сегодняшний день Асан-Джалаляны являются единственным сохранившимся родом, который имеет прямую связь с армянскими царскими династиями Багратуни и Арцруни. Асан-Джалалянов считают одной из самых древних аристократических династий на планете. Сегодня прямые потомки Асан-Джалалянов живут и творят среди нас, продолжая родовую линию патриархов Ветхого Завета, родоначальников армянского народа и монархов Армянского Царства. Асан-Джалалянов можно найти как в самом Нагорном Карабахе (в поселке Ванк, под Гандзасаром, и в Степанакерте), так и в Армении, России и даже в США. Потомком Асан-Джалалянов является и Левон Айрапетян.

Гандзасар является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду. Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора. Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Интересно, что сочетание этих двух символов встречается довольно редко.

Уникальность Гандзасарского собора заключается в исключительно удачном использовании элементов декора. Гандзасар содержит самое большое количество рельефного декоративного орнамента по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении. Также стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.

Гандзасар разделил непростую судьбу армянского народа. В течении своей истории, монастырь много раз подвергался нападениям со стороны иноземцев. Наиболее известная из осад была предпринята в начале тринадцатого века татаро-монгольскими захватчиками. В конце 18-го века Гандзасар был разграблен предводителем тюркских кочевников.
Строения Монастыря Гандзасар пострадали в период с 1991-го по 1994-ый г., когда велись военные действия. Периодические обстрелы монастыря азербайджанцами были нацелены на уничтожение Гандзасара, как символа армянского исторического наследия и духовной жизни. Самая крупная атака на монастырь была совершена 20-го января 1993 года, когда ракета, запущенная азербайджанским военным самолетом-штурмовиком, разрушила здание старой семинарии и стену монастыря. В кладке монастыря можно увидеть застрявший в ней неразорвавшийся снаряд.

Армяне, особенно армяне Нагорного Карабаха, верят что в Монастыре Гандзасар находится, или же, по крайне мере, находилась в прошлом, одна из самых почитаемых христианских реликвий—отрубленная царем Иродом голова Святого Иоанна Крестителя.

Под куполом — фигура Иоанна Крестителя:

В этом году в Нагорном Карабахе в честь 770-летия освящения церкви св. Иоанна Крестителя — монастыря Гандзасар — 2010 год объявлен годом Гандзасара.
Использованы материалы отсюда

начало
продолжение

serg-slavorum.livejournal.com

Гандзасар | VeniVidi.ru

Во время моей поездки в Армению в 2008 г было принято решение посетить Татевский монастырь что на юге страны. О Татеве я долго мечтал. После Татева (мы остановились в Горисе. Горис очень приятный город, сейчас жалею что почти не снимал его. На следующий день поехали в Арцах.

Сказать что там красивая природа, значит ничего не сказать, это надо видеть. Величие, от которого дух захватывает. Величие и мистика вот что отпечаталось в памяти. Туман создает ощущение нереальности происходящего. Густой, накрывающий так быстро что трудно поверить. Побывали в Степанакерте, Шуши, ну  и конечно Гандзасар. 

Сам Храм построен в 13 веке, это главный храм Арцаха.
Приятного просмотра.


дорога к селу Ванк рядом с которым и находится храм


Гандзасар переводится с армянского как «гора сокровищ» То есть это название холма на котором находится монастырь.

на всех стенах надписи и кресты

невозможно оторваться


вот такая резьба по камню


Согласно преданию, в усыпальнице храма захоронена отрубленная Иродом голова Иоанна Крестителя, принесённая сюда из Киликийской Армении во время одного из крестовых походов, из-за чего храм получил название Сурб Ованес Мкртыч (св. Иоанна Крестителя).

хачкары (крестовые камни) разных периодов


можно весь день ходить расматривая только хачкары


Купол, увенчан зонтичной кровлей. Шестнадцатигранный барабан купола покрыт разнообразной и виртуозной резьбой


Сведения о строительстве храма имеются у армянского историка XIII века Киракоса Гандзакеци. Строительство храма велось с 1216 по 1228 год, о чём сообщается на могильной плите Гасана Джалала. Об этом свидетельствует также надпись, сохранившаяся внутри монастыря над купелью.


На територии монастыря есть семинария 


несмотря на свою аскетичность, что свойствено для армянских храмов, выглядит очень величествено


купол


алтарь

хачкары

внутри тоже исписаны стены

насколько я понял надгробные плиты


захоронения рядом с монастырем

mirumyan

venividi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *