Юрий сырков – Живые пространства — отзывы, фото проектов, сайт, Детские и комнаты для малышей, Москва, RU

Новости

Детский архитектор — Seasons Life!

Про лазилки и прятки, магию дерева и воспитание вкуса рассказывает мастер детских пространств Юрий Сырков, придумавший бессчетное количество детских студий и игровых, а еще — наполнивший пространство нашего «Маминого Садика» в саду «Эрмитаж» самым главным — полем для игры.

Вроде бы архитектура — очень визуальная вещь, но для меня провести взглядом по силуэту — все равно что его «ощупать», так что зрение — это тоже своего рода осязание — взглядом. При этом человек интересно устроен. Он обладает двумя противоположно направленными взглядами — внешним и внутренним. В отличие от взгляда, направленного во внешний мир, внутренний устремлен в пространство души. Этот обращенный в себя взгляд напоминает «послевкусие» от визуального восприятия, и для меня такое внутреннее созерцание сродни слуху. Поэтому каждое пространство еще и «звучит».

Когда я впервые попадаю в пространство, с которым предстоит работать, то на мгновение останавливаюсь на пороге. Это мгновение очень емкое — здесь начинается творчество. Порог — словно первый аккорд, ключевая точка, с которой развертывается весь дальнейший сценарий взаимодействия форм и процессов, пропорций и объемов. Стоя на пороге, внимательно прислушиваешься к тому, как зримое начинает звучать и диктовать тональность, в которой надо решать задачу. Даже две типовые квартиры звучат по-разному. Творчество — процесс, при котором восприятие мобилизовано, в душе царит безмолвие, а глаз охватывает диапазон в 360 градусов.

Часто задним числом возникает ощущение, что иррациональные решения, которые позже окажутся точными, принадлежат не совсем тебе. Работать с собственным воображением — задача непростая и подчас выматывающая. Нужно дать фантазии волю и одновременно держать ее в узде. Уровень мастерства художника прямо пропорционален владению этим балансом. Гете называл это точной фантазией.

Люди пытаются по-разному определить мою профессию. Кто-то видит во мне плотника, кто-то называет дизайнером, некоторые говорят, что я — педагог, но чаще почему-то называют архитектором, несмотря на то, что ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю.

Я занимаюсь созданием органических пространств для детей, и это дело требует практических навыков во многих областях. Однажды я задумался, кто я по профессии, и решил вычислить свой «жанр». Получилось: скульптор, владеющий архитектурным проектированием и представлениями о возрастной педагогике.

Я пришел к этой профессии очень постепенно, поработав и в столярной мастерской, и в архитектуре, и в педагогике.

Сейчас, когда профессия приобрела довольно четкие очертания, а названия ей, видимо, подыскать так и не удастся, разве что «детский архитектор», я озабочен тем, чтобы у людей, которые ко мне обращаются, складывалось правильное представление о сути того, что я называю органическим проектированием. Ведь живое (в режиме реального времени) проектирование — исполнение, так сказать «проект без проекта», — это очень непривычное для архитектуры дело.

Понятие «органическая архитектура» очень размыто — в разных кругах им обозначают широкий диапазон построек, начиная от классики Райта и кончая хижинами из глины и соломы. Я вкладываю в этот термин особый смысл.

Говорят, архитектура — это Человек. Это действительно так — в человеческом организме загадочным образом уживаются два полярных принципа, два способа организации материи. Например, чтобы сохранять равновесие, скелет построен по принципу центральной симметрии — две руки, две ноги, а органы внутри этого внешне симметричного тела расположены «как попало». Но именно органы обеспечивают жизненные процессы, и в этой их «асимметрии» нет ничего произвольного.

Так и в архитектурном проектировании можно идти от абстрактного представления о «скелете» (от формы), а можно следовать от процессов, и тогда формы становятся следствием, внешним выражением заложенных в пространство процессов, как бы облекая их в видимую ткань. Такой путь от процесса я называю органическим проектированием. Однако в любом проектировании так же, как и в человеке, эти два принципа нераздельны и плотно пронизывают друг друга. Многие внутренние органы (почки, легкие, яичники) расположены попарно, а внешний облик людей (вглядитесь в лица) на поверку не так симметричен, как представляется на первый взгляд. Способ проектирования зависит от отправной точки, первого тезиса, из которого прорастает весь образ.

Разумеется, я ни в коем случае не противник традиционного способа проектирования, которому человечество многим обязано. Просто детская архитектура сегодня, по моему мнению, не должна быть отягощена налетом «веселенького прагматизма». «Детские технологии» и заигрывание c яркими красками не способствуют развитию хорошего вкуса и убивают в пространстве самое главное — Игру. Без Игры дети становятся похожими на гидропонические помидоры — большие, красивые, но безвкусные. Раннее развитие, пусть даже в «игровой форме», мне представляется в этом смысле химическим удобрением. Морковку не надо тянуть за хвостик, чтобы она скорее выросла, ей, как и ребенку, нужна хорошая почва (в нашем случае — интерьер), тепло (забота окружающих), вода (новые и лучше не слишком «перченые» впечатления для питания души) и свет солнца любви, к которому благодарная морковка тянется. Если эти четыре компоненты в детском окружении сбалансированны, то хороший фотосинтез «морковке» обеспечен.

Другая важная вещь — «анатомия» проектирования. Во многом это вообще загадочный процесс, оно сходно с маятником, подвешенным на границе внутреннего и внешнего мира человека. Когда маятник внимания отклоняется внутрь, он обнаруживает в пространстве души образы, созревшие уже как бы без его участия. Подхватывая их, внимание устремляется во внешний мир форм и явлений и прикладывает к встреченным там материалам и задачам кальки внутренних образов. Обнаруживая несоответствия, проектировщик задается вопросом: как разумнее обойти диссонансы и прийти к гармонии? Есть два способа: либо изменить внешние формы, либо подкорректировать внутренний образ. Разумеется, все средства хороши, мы должны менять и себя, и мир. Нужно лишь следить за тем, чтобы творческий процесс, с одной стороны, не впал в грех прагматического расчета, а с другой — не запутался в магии образов, которая порой совершенно не считается с конструктивными решениями.

«Ребенку (да и взрослому) нужна надежная простота, дающая спокойную уверенность. Человек по своей природе стремится к цельности».

Я создаю интерьеры для детей. Диапазон — примерно от трех лет и вплоть до начала подросткового периода. Младенцам до двух вообще нужны только мама и приемлемые санитарные условия, остальное не так важно. К третьему же году ребенок начинает испытывать потребность в формирующем окружении, и лучше, если это окружение будет обустроено сообразно потребностям детства.

У разных детей, конечно, разные потребности, и ситуации бывают разными: для мальчишек — один интерьер, для девчонок — другой, брат и сестра — это третья история, двое мальчишек — четвертая, случается большая разница в возрасте или какие-то особенности развития и т.д. Тем не менее существуют особенности возраста, которые никто не отменял, и потребности детей в целом одинаковы. Вместе с тем при создании детского пространства приходится учитывать целый комплекс факторов, которые не так-то просто привести к общему знаменателю.

1. ПОТРЕБНОСТЬ В АРХЕТИПАХ

Я убежден, что лучше всего для детей — простота или, лучше сказать, — архетипичность. Если ребенок не познакомился с архетипами в детстве, ему будет невероятно трудно наверстать упущенное в зрелом возрасте. Неразумные родители пытаются развлечь ребенка эффектными вещицами, которые только портят вкус. Лучше стремиться к тому, чтобы среди пестрой мишуры современности ребенок встречал добротные, простые, но изящные вещи и формы. Ребенку (да и взрослому) нужна надежная простота, дающая спокойную уверенность. Впервые я это заметил, когда делал игрушки: это были домики, которые неожиданно стали пользоваться огромным спросом. Я решил немного улучшить конструкцию, снабдив ее деталями. Их покупать тотчас перестали. Я задумался — почему? Оказалось, что я в этих улучшениях ушел от архетипа дома, от некой чистоты образа, детали стали отвлекать внимание и мешать видеть целое — архетип умер. Человек по своей природе стремится к цельности, лишние подробности невыгодны, они затмевают эту цельность и не дают разглядеть духовный первообраз.

2. ПРЕДМЕТЫ И ПРОСТРАНСТВО

Одно из главных моих правил гласит: «В пространстве главное — пространство!» Это означает, что независимо от габаритов помещения пространство должно ощущаться как просторное. Предметы — мебель, игрушки, вещи — при неумелом с ними обращении могут превратить большую светлую комнату в «каземат». Отсюда вытекает другое правило: вещи и их количество должны быть соразмерны пространству. Отсутствие золотой середины грозит двумя взаимоисключающими болезнями. Симптомы первой и наиболее характерной для России болезни избыточности таковы: пространство перенасыщено вещами. Они, как кажется обычно владельцу, необходимы, но при этом ими не пользуются годами. Загроможденность крупными предметами или перенасыщенность мелочами ввергает душу взрослого в депрессию, а ребенка лишает свежести восприятия. Симптомы второй болезни просто пережить, попав в пространство «гулкого минимализма». Такого рода интерьеры, наоборот, вводят восприятие в состояние оцепенения. Их пространства как бы лишены содержания, в них прекрасно мыслится, но детям они не подходят. Оптимальное состояние детской — это подвижный баланс, где две эти крайности уравновешены.

3. «СВЕТЛАЯ» и «ТЕМНАЯ» ЗОНЫ

При построении пространства детской комнаты я использую один и тот же алгоритм: оно условно делится на две части — «светлую» и «темную» зоны. Первая предназначена для внешней деятельности: это гостиная с рабочим столом, вокруг которого может сесть компания. Этот стол предназначен для творчества, и поэтому к нему примыкает стеллаж или ящик, где хранятся различные материалы. Над столом — «повесочная стена» или доска, на которой можно писать мелом. В этой зоне есть также «площадь» — пустое место, где можно что-то строить или просто кружиться. Важно, чтобы эта зона не была перенасыщена мелочами! «Светлая» зона предназначена для работы, общения и прочей активной экстраверсии, в которой человек себя как бы «растрачивает и теряет». У наигравшегося и слегка уставшего ребенка возникает потребность перевести дух и как бы вновь «обрести себя».

Поэтому у «темной» зоны другой жест. Она представляет собой комплекс уютных уголков с «норкой», балкончиками, спальными местами. В ней также расположены места хранения одежды и вообще всего того, что необходимо, но чему в «светлой» зоне не место. «Светлая» и «темная» зоны, словно вдох и выдох, поддерживают здоровый баланс активности и спокойствия.

4. ЗОНЫ И КОММУНИКАЦИИ

И «светлая», и «темная» зоны состоят из «функциональных» зон. Очень важно не только соблюсти разумную субординацию между ними, но сделать так, чтобы они были визуально читабельны, и обеспечить (или, наоборот, пресечь) коммуникации между ними. Тело следует за взглядом. Нужно везде, где это педагогически оправданно, обеспечить наикратчайший путь этому следованию. Красивые коммуникации — залог того, что дети будут пользоваться пространством с удовольствием. Есть места, где коммуникации не оправданны. Например, спальное место для игры не предназначено, его не стоит делать «проходным», балкончики «темной» зоны лучше не закольцовывать, иначе игра превращается в «бесиловку».

Кроме «физических» коммуникаций важную роль играют визуальные. Например, сидя под потолком на балкончике, мне должно быть удобно наблюдать, что делается за столом гостиной, а у тех, кто находится за столом, должна возникнуть эмоция: «Ух ты, куда забрался!» Или еще пример: делая спальные места, я не считаюсь с фэн-шуй и придерживаюсь важного правила: просыпаясь, ребенок без лишних телодвижений должен увидеть, что происходит за окном.

5. ЦВЕТ

Это особая статья, о нем можно говорить бесконечно, но все рассуждения так и останутся абстракцией, если оставаться в плоскости нравится-не нравится. О цвете бесполезно говорить «теоретически», поэтому я проведу «гастрономическую» аналогию: если ребенка с детства приобщить к резко выраженным вкусам, сдобренным усилителями и химическими добавками, он потеряет способность различать вкусовые оттенки, полутона. Станет ли посаженный на кока-колу ребенок пить молоко? Легко ли будет человеку, с детства оглушенному попсой, развить в себе музыкальность, научиться осмысленно, внимательно и конструктивно слушать? Так и с цветом — пестрые, выкрашенные в дикие «детские» цвета стены, мебель и игрушки сильно снижают вероятность того, что ребенок будет чуток к естественным краскам мира. Пробужденность восприятия — важная составляющая личности. Она не должна пострадать от перебора (или, наоборот, от скудной диеты). Остроту впечатлений стоит дозировать сообразно силе индивидуального начала в ребенке. Это касается и цвета. Впрочем, современные дети очень сильные росточки — в школах их стригут по ранжиру, как садовые растения, а им все нипочем. «Сорняк» индивидуального начала сводит на нет усилия хромого садовника, и маленькие Фаусты превращают во благо все превратности развития.

«Меня называют плотником, дизайнером, педагогом. А чаще всего архитектором. Хотя ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю».


6. БАЛАНС СТАТИКИ И ДИНАМИКИ

Непростой для понимания, но очень важный для развития воли параметр. Восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщает душе подвижности. Напротив, если в пространстве беспорядок, душа невольно перенимает его разрушительную динамику. Для нормального развития необходимо, чтобы окружающие ребенка формы были композиционно подвижны и вместе с тем визуально устойчивы. Движение и покой — две базовые потребности человеческого восприятия. Их пропорциональное соотношение на протяжении исторического развития менялось сообразно задачам той или иной эпохи. Это соотношение также меняется сообразно возрастным потребностям ребенка.

7. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

Правильно организованное хранение вещей — залог воспитания хороших привычек. Для поддержания порядка в детской комнате я рекомендую одно простое правило: разделите все, что хранится в «светлой» зоне, на три категории — книжки, игрушки и материалы для творчества; отведите для каждой категории особое место и никогда их не смешивайте. Если хранение игрушек на книжной полке — нормальная практика, карандаши попали в ящик с игрушками, а среди альбомов стоят книги, порядка не будет никогда.

Очень многие родители, с которыми я работал, понимают, что детство важнее мебели. Но, к сожалению, по-прежнему многие делают ставку на предметы. Ничего подобного — детям комфорт в каком-то смысле даже вреден, им нужен элемент преодоления, доля некоторой неустроенности и кустарности исполнения, им нужно то, что человек переживал на некоем доцивилизационном этапе развития. В своем становлении ребенок в миниатюре повторяет историю человечества, а оно проходило этапы, когда не чувствовало в себе ни уровня, ни отвеса, ни наугольника, и все делалось на глазок. Ребенок обязательно должен попробовать все эти живые формы, возникшие не столько из расчета, сколько из здорового чувства соразмерности. Такой подход, однако, не исключает расчета. В своей работе я опираюсь на навыки, порожденные вполне академическим архитектурным проектированием, — без них сегодня невозможно построить ни одного процесса. А если процесс не простроен, ребенок просто не будет играть, как бы взрослые его ни побуждали. Процессы — это невидимые тропинки пространства, которые ребенок с легкостью читает, которым с удовольствием следует. Они «протаптываются» тогда, когда ты действуешь не «по проекту», а словно играючи, по-живому. Органическое проектирование лучше всего подходит для сбалансированного развития ребенка, потому что моя работа — это игра. Дети чувствуют это и игрою же отвечают.

seasons-project.ru

Здоровье детской комнаты

За много лет в моей практике сложились некоторые правила, к которым стоит стремиться при создании детского интерьера. С удовольствием поделюсь с вами своим опытом на страницах журнала

Но, прежде чем приступить к изложению «свода рекомендаций», хочу коротко коснуться проблемы, которая всё ещё очень актуальна и представляет собой одну из самых распространённых болезней жилья вообще и детских помещений в частности. 

Речь идёт об элементарной захламлённости пространства вещами, которые, как обыкновенно нам кажется, «необходимы», но при этом не используются годами. Если для взрослого такая ситуация чревата депрессией, то для ребёнка это неблагоприятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Подробнее этой темы мы коснёмся в будущих публикациях, а в рамках этой статьи хочу лишь сказать, что если не решена эта проблема, то нижеследующие правила мало чем помогут исправить ситуацию. 

Пространство

Итак, первое из этих правил гласит: в пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пребывание в нём должно вызывать ощущение целостности, света и простора. Поменьше громоздких предметов, и, по возможности, оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ребёнка слушает пространство, она не терпит тесноты.

Зонирование

Второе правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно чёткое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков, каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего. 

Приводя в связь первые два правила, скажем: 

– целое – должно дарить ощущение простора

– части целого – воплощение защищённости и уюта.

Если в нашем контексте представить символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир – Дом». Это отношение воспитывает в ребёнке, с одной стороны, открытость и доверие к миру (простор и свет), с другой – уверенность в себе и в своём ближайшем окружении (уют).

Правило иероглифа 

Третье правило я назову «Правилом иероглифа». Что это означает? Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется – «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иероглиф гласит – «Готовим в армию». Если на полке лежат бумага и мелки, он означает «Рисовать». Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то взгляд почувствует то же, что и лошадь, которой дали шпоры, сказав «вперёд» и одновременно натянули поводья, что означает «стоп». В этом случае восприятие ребёнка находится в состоянии парадокса. Если подобные иероглифы – «нормальная» практика окружения, то восприятие «встаёт на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи. Иероглиф – это визуальная директива! Какие действия становятся последствиями неудачных «директив» можно наблюдать, оставив раз пять подряд неубранной комнату малыша. Хорошие «визуальные иероглифы» – залог развития здоровой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем – помощники в постановке продуктивного мышления ребёнка. 

Правило хранения  

«Правило иероглифа» восходит к искусству композиции и его крайне сложно придерживаться, если не соблюдено следующее правило – «Правило хранения». Оно гласит, что каждая вещь хранится в той зоне, к которой она принадлежит и вещей должно быть ровно столько, сколько в состоянии охватить актив детского сознания. Так же,  как человек не может качественно переварить съеденные зараз четыре обеда, так же и детское восприятие затрудняется с качественным усвоением гор игрушек, книжек, одежды, старых рисунков, сувениров и подарков добрых родственников. Дети (из инстинкта самосохранения) просто перестают всем этим пользоваться. При планировании детской комнаты каждой категории вещей отводится отдельное место, и на этом месте «категория» живёт в виде постепенно обновляющейся коллекции. Эта коллекция сильна не количеством, а функциональностью, целостностью, сочетаемостью экспонатов и обозримостью для детского восприятия.  

Чтобы было проще разобраться с «Иероглифами детского пространства» и «Правилом хранения» стоит при планировании детской соблюдать несколько «технических» правил:

• Мебель, предметы интерьера, вещи, игрушки и пр. должны быть так расставлены, чтобы в комнате было легко делать влажную уборку. Нужно проявить изобретательность, чтобы свести к минимуму места скопления пыли.

• Войдя в комнату, с порога мы видим окно. Недопустимо, чтобы путь этому взгляду преграждал шкаф, кровать и т.п. Самое светлое место у окна лучше ничем не занимать и по возможности оставить свободным. К этой зоне примыкает стеллаж игрушек, и ребёнок играет «на площади».

• Очень хорошо, когда в детской есть зона «гостиной» – круглого или ещё лучше полукруглого стола, за которым может уместиться насколько человек. Эта зона примыкает к «светлому месту» и при ней состоят иероглифы «Читать», «Рисовать», «Мастерить».  

• Спальное место и гардеробчик лучше располагать в дальней от окна части комнаты. При этом неплохо, чтобы, просыпаясь утром, ребёнок видел окно. Если детей больше одного, то у каждого должен быть персональный (невысокий) шкаф для одежды, в котором хранится хорошо обдуманный и обозримый для ребёнка актив одежды. Вся другая одежда (пассив) хранится не здесь.

• Неплохо, если появится возможность организовать достаточную автономию таких зон, как «Кабинет» (учить уроки), «Мастерская» с верстачком и нехитрым инструментом, «Кукольный дом».

• Функция, которую выполняет «спорткомплекс», – необходимый атрибут детской. Сами же спорткомплексы лично я недолюбливаю, т.к. все они отдают чем-то «квадратно-гнездовым и пожарно-дрессировочным». Детскую потребность полазить, повисеть и покачаться я решаю другими средствами. Многоуровневое пространство со «скворечником» под потолком, куда не поместится ни один взрослый – предел мечтаний малыша.

Баланс

Внимание! Я попробую в двух словах описать важное и непростое «Правило статико-динамического баланса». Визуальное восприятие, помещённое в окружение статических форм, не сообщает душе подвижности. Последствиями долгого пребывания в «статике» являются недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состоянию –  состояние хаоса. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития ребёнка хорошо, чтобы формы окружения были визуально динамичны, но сохраняли подвижное равновесие (устойчивость) и имели хорошие пропорции.   

Главное

Последним и главным правилом в этом списке рекомендаций стоит «Правило лёгкости исполнения» – всё, что вы делаете в детской комнате, должно быть исполнено с лёгкостью, удовольствием и в хорошем настроении. Работы в детском пространстве – это (лишённая излишней эмоциональности!) игра, которая загадочным образом отпечатлевается на стенах, и ещё долго продолжает звучать из пространства, наполняя детскую комнату равновесием активности и спокойствия.

     

В заключение хочу заметить, что всякого рода «рецепты» лишь подсказка, намёк, но ни в коем случае не «директива». Правил много, педантизм же – противник творчества. Спокойно понаблюдайте за поведением ребёнка в детской комнате и, в процессе наблюдения, постарайтесь как можно дольше воздерживаться от каких-либо суждений и выводов (что чрезвычайно сложно). Дайте пожить этому переживанию до следующего дня, и детская комната предстанет перед вами в новом свете. Творческих вам успехов!

Фото: Cтудия  «Фотограль» Ирины Шалимовой

www.domrebenok.ru

Юрий сырков: что людям надо – дети или мебель?

Ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю. Мои основные инструменты в этом смысле – четкое представление о процессах, пронизывающих пространство, и малярный скотч, которым я делаю «большой эскиз» на месте. Работаю концентрированно, не спеша, не долго.

– Как окружающее пространство влияет на формирование детского мироощущения, может ли оно повлиять на формирование и становление личности ребёнка?
–  Очень серьезная тема, которую бы я обозначил как «Визуальная диетология». Вы очень верно употребили слово мироощущение. Мироощущение это то, что предшествует мировоззрению. Но, к сожалению, в век материализма, с одной стороны, выработалась стойкая привычка обывателя «мироощущение», как фактор, игнорировать; с другой стороны, возникает впечатление, что мастера идеологий, преследуя непонятные для обывателя цели, не просто научились влиять на мироощущение человека с раннего возраста, но и стали этим злоупотреблять.

Пропорции и динамика пространств – действенное средство формирования мироощущения, но пропорции и статико-динамический баланс бывают разными, как и человеческие сообщества, которые эти пропорции и динамику «визуально потребляют». По силе и значимости с воздействием  пропорции может сравниться разве что воздействие цвета. Надо сказать, что ритмы и формы, цветовые сочетания, материалы и фактуры воздействуют на формирование восприятия и мышления, (и, в конечном счете, на уровень самосознания личности в целом). Это очень интересная тема, которую я почти всегда затрагиваю на семинарах.

– Расскажите об интересных, на ваш взгляд, проектах, которые были реализованы?
–  Пожалуй, можно вспомнить первый из «крупных» социально значимых проектов, который начинался очень постепенно, но зато работает и по сей день. Московской школе «Путь Зерна» около пятнадцати лет. Атмосфера школы во многом опирается на трактовку пространства и в значительной мере из этой трактовки произрастает.

Социально значимые проекты для меня ценны еще и потому, что помимо «прямого результата» в них присутствует косвенный эффект. Так, например, с участием родителей было сделано несколько пространств в различных детских садах и школах. Ребенок, видящий своего папу (и других «дядей и тетей» родителей одноклассников) в таком, по городским меркам, необычном ракурсе, получает на всю жизнь неоценимый социальный опыт и еще что-то очень важное, дающее силы и волю к созиданию жизни.

Говоря о текущих проектах, стоит упомянуть «Детскую Мастерскую «Урок Труда». Это мастерская «самообслуживания», где каждый взрослый посетитель автоматически превращается во «внештатного сотрудника», где «никто никого не учит», а просто каждый занят (а в идеале – увлечен) своим делом и одновременно готов к взаимопомощи. В этом пространстве все – и правила, и ритмы, и подход к делу словно бы иррациональны, как бы вырваны из клише современности, и вместе с тем отвечают ее насущным потребностям.

– Мне нравятся интерьеры , но  я совершенно не умею держать в руках молоток и плохо понимаю в дизайне интерьера. Что вы можете мне посоветовать?
К сожалению, люди падки на внешность, заслоняющую суть – это нормально, но это неэффективно. На небольших семинарах я предпочитаю предложить участнику вместо «рецепта-рыбы» «рецепт-удочку» – способность видеть «невидимые» процессы детского пространства и облекать их в формы, отвечающие потребностям детского восприятия. Научиться держать молоток и пилу несколько сложнее, чем освоить сноуборд, но, при желании, можно управиться за месяц. Заказать «интерьер» проще, но что касается сферы ценообразования, то термин «расценка» в неё абсолютно не вписывается, так как мое индивидуальное ощущение пространства, социально-педагогического контекста и, вообще, ситуации в целом превалирует над формальными «общедоступными» параметрами.
Что касается «ограничений», то главным препятствием мне представляется неинтересная, пресно-безвкусная, мелкая (независимо от габаритов пространства) задача.

– Как люди узнают о вас?
Мне трудно себя «позиционировать», многие называют меня почему-то архитектором, хотя, расхожее представление об этой профессии плохо сочетается с тем, что я делаю. Кроме того, все эти  «постройки», по которым обо мне судят, лишь видимая часть и внешнее выражение более значимых процессов. Я не особо себя рекламирую, так как считаю, что если дело действительно нужное, то оно в рекламе и не нуждается. Что же касается сотрудничества с «властями», то вряд ли им интересен художник, творчество которого не выносит и тени бумажного формализма.

– Какие материалы используете при создании детского пространства? Дерево, «живая материя», отсутствие искусственных материалов, пластика – сознательный выбор?
Для детей действительно предпочтительнее использовать природные, притом, не слишком выхолощенные материалы. Вместе с тем, я уверен, что страх перед «пластиком» значительно вреднее всяких «формальдегидов», а излишняя приверженность продажному термину «эко» плохо сказывается на иммунитете. Ведь рафинированные «экоизделия» так же далеки от природы, как и то «вредоносное», которому они себя противопоставляют. Здравый смысл в контексте конкретной ситуации – самое «экологичное» решение для физического, душевного и духовного здоровья ребенка.

– Где возможна реализация ваших проектов?
Реализация моих проектов возможна везде, где «серьезные люди» не навязывают детской игре взрослые правила, продиктованные прокрустовым ложем собственных представлений. Хорошие постройки воздвигаются не в квартирах, клубах и детских центрах, а в людях, семьях и сообществах, понимающих свободу как ответственность, и открытых к самопознанию. 

letidor.ru

Детский архитектор — Seasons Life!

Про лазилки и прятки, магию дерева и воспитание вкуса рассказывает мастер детских пространств Юрий Сырков, придумавший бессчетное количество детских студий и игровых, а еще — наполнивший пространство нашего «Маминого Садика» в саду «Эрмитаж» самым главным — полем для игры.

Вроде бы архитектура — очень визуальная вещь, но для меня провести взглядом по силуэту — все равно что его «ощупать», так что зрение — это тоже своего рода осязание — взглядом. При этом человек интересно устроен. Он обладает двумя противоположно направленными взглядами — внешним и внутренним. В отличие от взгляда, направленного во внешний мир, внутренний устремлен в пространство души. Этот обращенный в себя взгляд напоминает «послевкусие» от визуального восприятия, и для меня такое внутреннее созерцание сродни слуху. Поэтому каждое пространство еще и «звучит».

Когда я впервые попадаю в пространство, с которым предстоит работать, то на мгновение останавливаюсь на пороге. Это мгновение очень емкое — здесь начинается творчество. Порог — словно первый аккорд, ключевая точка, с которой развертывается весь дальнейший сценарий взаимодействия форм и процессов, пропорций и объемов. Стоя на пороге, внимательно прислушиваешься к тому, как зримое начинает звучать и диктовать тональность, в которой надо решать задачу. Даже две типовые квартиры звучат по-разному. Творчество — процесс, при котором восприятие мобилизовано, в душе царит безмолвие, а глаз охватывает диапазон в 360 градусов.

Часто задним числом возникает ощущение, что иррациональные решения, которые позже окажутся точными, принадлежат не совсем тебе. Работать с собственным воображением — задача непростая и подчас выматывающая. Нужно дать фантазии волю и одновременно держать ее в узде. Уровень мастерства художника прямо пропорционален владению этим балансом. Гете называл это точной фантазией.

Люди пытаются по-разному определить мою профессию. Кто-то видит во мне плотника, кто-то называет дизайнером, некоторые говорят, что я — педагог, но чаще почему-то называют архитектором, несмотря на то, что ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю.

Я занимаюсь созданием органических пространств для детей, и это дело требует практических навыков во многих областях. Однажды я задумался, кто я по профессии, и решил вычислить свой «жанр». Получилось: скульптор, владеющий архитектурным проектированием и представлениями о возрастной педагогике.

Я пришел к этой профессии очень постепенно, поработав и в столярной мастерской, и в архитектуре, и в педагогике.

Сейчас, когда профессия приобрела довольно четкие очертания, а названия ей, видимо, подыскать так и не удастся, разве что «детский архитектор», я озабочен тем, чтобы у людей, которые ко мне обращаются, складывалось правильное представление о сути того, что я называю органическим проектированием. Ведь живое (в режиме реального времени) проектирование — исполнение, так сказать «проект без проекта», — это очень непривычное для архитектуры дело.

Понятие «органическая архитектура» очень размыто — в разных кругах им обозначают широкий диапазон построек, начиная от классики Райта и кончая хижинами из глины и соломы. Я вкладываю в этот термин особый смысл.

Говорят, архитектура — это Человек. Это действительно так — в человеческом организме загадочным образом уживаются два полярных принципа, два способа организации материи. Например, чтобы сохранять равновесие, скелет построен по принципу центральной симметрии — две руки, две ноги, а органы внутри этого внешне симметричного тела расположены «как попало». Но именно органы обеспечивают жизненные процессы, и в этой их «асимметрии» нет ничего произвольного.

Так и в архитектурном проектировании можно идти от абстрактного представления о «скелете» (от формы), а можно следовать от процессов, и тогда формы становятся следствием, внешним выражением заложенных в пространство процессов, как бы облекая их в видимую ткань. Такой путь от процесса я называю органическим проектированием. Однако в любом проектировании так же, как и в человеке, эти два принципа нераздельны и плотно пронизывают друг друга. Многие внутренние органы (почки, легкие, яичники) расположены попарно, а внешний облик людей (вглядитесь в лица) на поверку не так симметричен, как представляется на первый взгляд. Способ проектирования зависит от отправной точки, первого тезиса, из которого прорастает весь образ.

Разумеется, я ни в коем случае не противник традиционного способа проектирования, которому человечество многим обязано. Просто детская архитектура сегодня, по моему мнению, не должна быть отягощена налетом «веселенького прагматизма». «Детские технологии» и заигрывание c яркими красками не способствуют развитию хорошего вкуса и убивают в пространстве самое главное — Игру. Без Игры дети становятся похожими на гидропонические помидоры — большие, красивые, но безвкусные. Раннее развитие, пусть даже в «игровой форме», мне представляется в этом смысле химическим удобрением. Морковку не надо тянуть за хвостик, чтобы она скорее выросла, ей, как и ребенку, нужна хорошая почва (в нашем случае — интерьер), тепло (забота окружающих), вода (новые и лучше не слишком «перченые» впечатления для питания души) и свет солнца любви, к которому благодарная морковка тянется. Если эти четыре компоненты в детском окружении сбалансированны, то хороший фотосинтез «морковке» обеспечен.

Другая важная вещь — «анатомия» проектирования. Во многом это вообще загадочный процесс, оно сходно с маятником, подвешенным на границе внутреннего и внешнего мира человека. Когда маятник внимания отклоняется внутрь, он обнаруживает в пространстве души образы, созревшие уже как бы без его участия. Подхватывая их, внимание устремляется во внешний мир форм и явлений и прикладывает к встреченным там материалам и задачам кальки внутренних образов. Обнаруживая несоответствия, проектировщик задается вопросом: как разумнее обойти диссонансы и прийти к гармонии? Есть два способа: либо изменить внешние формы, либо подкорректировать внутренний образ. Разумеется, все средства хороши, мы должны менять и себя, и мир. Нужно лишь следить за тем, чтобы творческий процесс, с одной стороны, не впал в грех прагматического расчета, а с другой — не запутался в магии образов, которая порой совершенно не считается с конструктивными решениями.

«Ребенку (да и взрослому) нужна надежная простота, дающая спокойную уверенность. Человек по своей природе стремится к цельности».

Я создаю интерьеры для детей. Диапазон — примерно от трех лет и вплоть до начала подросткового периода. Младенцам до двух вообще нужны только мама и приемлемые санитарные условия, остальное не так важно. К третьему же году ребенок начинает испытывать потребность в формирующем окружении, и лучше, если это окружение будет обустроено сообразно потребностям детства.

У разных детей, конечно, разные потребности, и ситуации бывают разными: для мальчишек — один интерьер, для девчонок — другой, брат и сестра — это третья история, двое мальчишек — четвертая, случается большая разница в возрасте или какие-то особенности развития и т.д. Тем не менее существуют особенности возраста, которые никто не отменял, и потребности детей в целом одинаковы. Вместе с тем при создании детского пространства приходится учитывать целый комплекс факторов, которые не так-то просто привести к общему знаменателю.

1. ПОТРЕБНОСТЬ В АРХЕТИПАХ

Я убежден, что лучше всего для детей — простота или, лучше сказать, — архетипичность. Если ребенок не познакомился с архетипами в детстве, ему будет невероятно трудно наверстать упущенное в зрелом возрасте. Неразумные родители пытаются развлечь ребенка эффектными вещицами, которые только портят вкус. Лучше стремиться к тому, чтобы среди пестрой мишуры современности ребенок встречал добротные, простые, но изящные вещи и формы. Ребенку (да и взрослому) нужна надежная простота, дающая спокойную уверенность. Впервые я это заметил, когда делал игрушки: это были домики, которые неожиданно стали пользоваться огромным спросом. Я решил немного улучшить конструкцию, снабдив ее деталями. Их покупать тотчас перестали. Я задумался — почему? Оказалось, что я в этих улучшениях ушел от архетипа дома, от некой чистоты образа, детали стали отвлекать внимание и мешать видеть целое — архетип умер. Человек по своей природе стремится к цельности, лишние подробности невыгодны, они затмевают эту цельность и не дают разглядеть духовный первообраз.

2. ПРЕДМЕТЫ И ПРОСТРАНСТВО

Одно из главных моих правил гласит: «В пространстве главное — пространство!» Это означает, что независимо от габаритов помещения пространство должно ощущаться как просторное. Предметы — мебель, игрушки, вещи — при неумелом с ними обращении могут превратить большую светлую комнату в «каземат». Отсюда вытекает другое правило: вещи и их количество должны быть соразмерны пространству. Отсутствие золотой середины грозит двумя взаимоисключающими болезнями. Симптомы первой и наиболее характерной для России болезни избыточности таковы: пространство перенасыщено вещами. Они, как кажется обычно владельцу, необходимы, но при этом ими не пользуются годами. Загроможденность крупными предметами или перенасыщенность мелочами ввергает душу взрослого в депрессию, а ребенка лишает свежести восприятия. Симптомы второй болезни просто пережить, попав в пространство «гулкого минимализма». Такого рода интерьеры, наоборот, вводят восприятие в состояние оцепенения. Их пространства как бы лишены содержания, в них прекрасно мыслится, но детям они не подходят. Оптимальное состояние детской — это подвижный баланс, где две эти крайности уравновешены.

3. «СВЕТЛАЯ» и «ТЕМНАЯ» ЗОНЫ

При построении пространства детской комнаты я использую один и тот же алгоритм: оно условно делится на две части — «светлую» и «темную» зоны. Первая предназначена для внешней деятельности: это гостиная с рабочим столом, вокруг которого может сесть компания. Этот стол предназначен для творчества, и поэтому к нему примыкает стеллаж или ящик, где хранятся различные материалы. Над столом — «повесочная стена» или доска, на которой можно писать мелом. В этой зоне есть также «площадь» — пустое место, где можно что-то строить или просто кружиться. Важно, чтобы эта зона не была перенасыщена мелочами! «Светлая» зона предназначена для работы, общения и прочей активной экстраверсии, в которой человек себя как бы «растрачивает и теряет». У наигравшегося и слегка уставшего ребенка возникает потребность перевести дух и как бы вновь «обрести себя».

Поэтому у «темной» зоны другой жест. Она представляет собой комплекс уютных уголков с «норкой», балкончиками, спальными местами. В ней также расположены места хранения одежды и вообще всего того, что необходимо, но чему в «светлой» зоне не место. «Светлая» и «темная» зоны, словно вдох и выдох, поддерживают здоровый баланс активности и спокойствия.

4. ЗОНЫ И КОММУНИКАЦИИ

И «светлая», и «темная» зоны состоят из «функциональных» зон. Очень важно не только соблюсти разумную субординацию между ними, но сделать так, чтобы они были визуально читабельны, и обеспечить (или, наоборот, пресечь) коммуникации между ними. Тело следует за взглядом. Нужно везде, где это педагогически оправданно, обеспечить наикратчайший путь этому следованию. Красивые коммуникации — залог того, что дети будут пользоваться пространством с удовольствием. Есть места, где коммуникации не оправданны. Например, спальное место для игры не предназначено, его не стоит делать «проходным», балкончики «темной» зоны лучше не закольцовывать, иначе игра превращается в «бесиловку».

Кроме «физических» коммуникаций важную роль играют визуальные. Например, сидя под потолком на балкончике, мне должно быть удобно наблюдать, что делается за столом гостиной, а у тех, кто находится за столом, должна возникнуть эмоция: «Ух ты, куда забрался!» Или еще пример: делая спальные места, я не считаюсь с фэн-шуй и придерживаюсь важного правила: просыпаясь, ребенок без лишних телодвижений должен увидеть, что происходит за окном.

5. ЦВЕТ

Это особая статья, о нем можно говорить бесконечно, но все рассуждения так и останутся абстракцией, если оставаться в плоскости нравится-не нравится. О цвете бесполезно говорить «теоретически», поэтому я проведу «гастрономическую» аналогию: если ребенка с детства приобщить к резко выраженным вкусам, сдобренным усилителями и химическими добавками, он потеряет способность различать вкусовые оттенки, полутона. Станет ли посаженный на кока-колу ребенок пить молоко? Легко ли будет человеку, с детства оглушенному попсой, развить в себе музыкальность, научиться осмысленно, внимательно и конструктивно слушать? Так и с цветом — пестрые, выкрашенные в дикие «детские» цвета стены, мебель и игрушки сильно снижают вероятность того, что ребенок будет чуток к естественным краскам мира. Пробужденность восприятия — важная составляющая личности. Она не должна пострадать от перебора (или, наоборот, от скудной диеты). Остроту впечатлений стоит дозировать сообразно силе индивидуального начала в ребенке. Это касается и цвета. Впрочем, современные дети очень сильные росточки — в школах их стригут по ранжиру, как садовые растения, а им все нипочем. «Сорняк» индивидуального начала сводит на нет усилия хромого садовника, и маленькие Фаусты превращают во благо все превратности развития.

«Меня называют плотником, дизайнером, педагогом. А чаще всего архитектором. Хотя ни чертежей, ни даже эскизов я не делаю».


6. БАЛАНС СТАТИКИ И ДИНАМИКИ

Непростой для понимания, но очень важный для развития воли параметр. Восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщает душе подвижности. Напротив, если в пространстве беспорядок, душа невольно перенимает его разрушительную динамику. Для нормального развития необходимо, чтобы окружающие ребенка формы были композиционно подвижны и вместе с тем визуально устойчивы. Движение и покой — две базовые потребности человеческого восприятия. Их пропорциональное соотношение на протяжении исторического развития менялось сообразно задачам той или иной эпохи. Это соотношение также меняется сообразно возрастным потребностям ребенка.

7. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

Правильно организованное хранение вещей — залог воспитания хороших привычек. Для поддержания порядка в детской комнате я рекомендую одно простое правило: разделите все, что хранится в «светлой» зоне, на три категории — книжки, игрушки и материалы для творчества; отведите для каждой категории особое место и никогда их не смешивайте. Если хранение игрушек на книжной полке — нормальная практика, карандаши попали в ящик с игрушками, а среди альбомов стоят книги, порядка не будет никогда.

Очень многие родители, с которыми я работал, понимают, что детство важнее мебели. Но, к сожалению, по-прежнему многие делают ставку на предметы. Ничего подобного — детям комфорт в каком-то смысле даже вреден, им нужен элемент преодоления, доля некоторой неустроенности и кустарности исполнения, им нужно то, что человек переживал на некоем доцивилизационном этапе развития. В своем становлении ребенок в миниатюре повторяет историю человечества, а оно проходило этапы, когда не чувствовало в себе ни уровня, ни отвеса, ни наугольника, и все делалось на глазок. Ребенок обязательно должен попробовать все эти живые формы, возникшие не столько из расчета, сколько из здорового чувства соразмерности. Такой подход, однако, не исключает расчета. В своей работе я опираюсь на навыки, порожденные вполне академическим архитектурным проектированием, — без них сегодня невозможно построить ни одного процесса. А если процесс не простроен, ребенок просто не будет играть, как бы взрослые его ни побуждали. Процессы — это невидимые тропинки пространства, которые ребенок с легкостью читает, которым с удовольствием следует. Они «протаптываются» тогда, когда ты действуешь не «по проекту», а словно играючи, по-живому. Органическое проектирование лучше всего подходит для сбалансированного развития ребенка, потому что моя работа — это игра. Дети чувствуют это и игрою же отвечают.

seasons-project.ru

Живые пространства

Многолетний опыт создания интерьеров для детей позволил сформулировать некоторые правила и положения, к которым стоит стремиться при создании детского интерьера и которыми я с удовольствием поделюсь со всеми заинтересованными родителями.

Но прежде чем приступить к изложению «Свода рекомендаций», хочу коротко коснуться проблемы, которая, как показывает практика, все еще актуальна и представляет собой одну из самых распространенных болезней жилья вообще и детских помещений в частности. Речь идет об элементарной захламленности пространства вещами, которые, как обыкновенно кажется владельцу, «необходимы», но при этом не используются годами. Если для взрослого такая ситуация чревата обыкновенной депрессией, то для ребенка это неблагоприятный фактор для развития чувств, формирования мышления и воспитания достойных волевых импульсов. Подробнее этой темы мы коснемся в других публикациях, а в рамках этой статьи хочу лишь сказать, что если не решена эта проблема, то нижеследующие правила абсолютно непригодны для использования.

Итак, первое из этих правил гласит: в пространстве главное пространство. Это означает, что независимо от физических размеров помещения, пространство должно вызывать ощущение целостности, света и простора. Поменьше громоздких предметов, и по возможности оставьте самое светлое место у окна свободным. Когда душа ребенка слушает пространство, она не терпит тесноты.

Второе правило, на первый взгляд, противоречит первому: для детского восприятия крайне полезно четкое визуальное зонирование, которое превращает целостное пространство в комбинацию небольших уютных уголков каждый из которых самодостаточен. Дети любят укромные домишки, но чуткий взрослый хорошо понимает, что слова «уютный» и «тесный» имеют мало общего.

Приводя в связь первые два правила, скажем:

Целое — должно дарить ощущение простора. Части целого — воплощение защищенности и уюта.

Если в нашем контексте представить Символически отношение целого и частей, то можно было бы обозначить его сочетанием «Мир — Дом». Это отношение воспитывает в ребенке, с одной стороны, открытость и доверие к миру (простор и свет), с другой — уверенность в себе и в своем ближайшем окружении (уют).

Третье правило я назову «правилом иероглифа». Что это означает? Представьте себе некоторую полку, на которой лежат какие-то вещи. Если вещи свалены в кучу, иероглиф называется — «Бардак». Если вещи вызывают «квадратно-гнездовые» ассоциации, то иероглиф гласит — «Готовим в армию». Если на полке лежит бумага и мелки, он означает «Рисовать». Если к ним добавить молоток, носки и мячик, то Взгляд почувствуют то же что и лошадь, которой дали шпоры, сказав «вперед» и одновременно натянули за поводья, что означает «стоп». В этом случае восприятие ребенка находится в состоянии парадокса. Если подобные иероглифы — «нормальная» практика окружения, то восприятие «встает на дыбы» и о воспитании хороших привычек не может быть и речи. Иероглиф — это визуальная директива! Какие действия становятся последствиями неудачных «директив» можно наблюдать, оставив раз пять подряд неубранной комнату малыша. Хорошие «Визуальные иероглифы» — залог развития здоровой воли, инструменты воспитания чувств, а в будущем помощники в постановке продуктивного мышления ребёнка.

Правило «Иероглифа» восходит в искусству Композиции и его крайне сложно придерживаться, если не соблюдено следующее правило — «Правило Хранения». Оно гласит, что каждая вещь храниться в той зоне, к которой она принадлежит и вещей должно быть ровно столько, сколько в состоянии охватить актив детского сознания. Также как человек не может качественно переварить съеденные зараз четыре обеда, также и детское восприятие затрудняется с качественным усвоением гор игрушек, книжек, одежды, старых рисунков, сувениров и подарков добрых родственников. Дети (из инстинкта самосохранения) просто перестают всем этим пользоваться. При планировании детской комнаты, каждой категории вещей отводится отдельное место и на этом месте «категория» живет в виде постепенно обновляющейся Коллекции. Эта коллекция сильна не количеством, а функциональностью, целостностью, сочетаемостью экспонатов и обозримостью их для детского восприятия.

Чтобы было проще разобраться с «Иероглифами детского пространства» и «Правилом Хранения» стоит при планировании детской соблюдать несколько «технических» правил:

  • Мебель, предметы интерьера, вещи, игрушки и пр. должны быть так расставлены, и их должно быть такое количество, чтобы в комнате было легко делать влажную уборку. Нужно проявить изобретательность, чтобы свести к минимуму места скопления пыли.
  • Войдя в комнату, с порога мы видим окно. Недопустимо, чтобы путь этому взгляду преграждал шкаф, кровать и т.п. Самое светлое место у окна лучше ничем не занимать и по возможности оставить свободным. К этой зоне примыкает стеллаж игрушек, и ребенок играет «на площади».
  • Очень хорошо, когда в детской есть зона «гостиной» — круглого или еще лучше полукруглого стола, за кото-рым может уместиться насколько человек. Эта зона примыкает к «светлому месту» и при ней состоят иероглифы «Читать», «Рисовать», «Мастерить»
  • Спальное место, с примыкающим гардеробчиком, лучше располагать в дальней от окна части комнаты. При этом неплохо, чтобы, просыпаясь утром, ребенок видел окно. Если детей больше одного, то у каждого должен быть персональный (невысокий) шкаф для одежды, в котором храниться хорошо обдуманный и обозримый для ребенка актив одежды. Вся другая одежда (пассив) хранится в другом месте.
  • Неплохо если появится возможность организовать достаточную автономию таких зон, как «Кабинет» (учить уроки), «Мастерская» с верстачком и нехитрым инструментом, «Кукольный дом».
  • Функция, которую выполняет «спорткомплекс» необходимый атрибут детской. Сами же спорткомплексы лично я недолюбливаю т.к. все они отдают чем то «квадратно-гнездовым и пожарно-дрессировочным». Детскую потребность полазить, повисеть и покачаться я решаю другими средствами. Многоуровневое пространство со «скворечником» под потолком, куда не поместится ни один взрослый — предел мечтаний малыша.

Внимание! Я попробую в двух словах описать важное и непростое «Правило статико-динамического баланса». Визуальное восприятие, помещенное в окружение статических форм, не сообщат душе подвижности. Последствия долгого пребывания в «статике» — недостаток фантазии, привычка мыслить абстрактно и только в заданных рамках. Полярное этому состояние — хаос. Его динамика, напротив, лишает душу всякой опоры и равновесия, что впоследствии выражается в скрытой или явной неуверенности в себе и/или «безбашенной» фантазии. Поэтому для гармоничного развития, окружающие ребенка Формы, должны быть визуально динамичны, но, сохраняя подвижное равновесие (устойчивость), иметь хорошие Пропорции.

Последним и Главным правилом в этом списке рекомендаций стоит «Правило легкости исполнения» — всё, что вы делаете в детской комнате должно быть исполнено с легкостью, удовольствием и в хорошем настроении. Работы в детском пространстве — это (лишенная излишней эмоциональности!) Игра, которая загадочным образом отпечатлевается на стенах, и еще долго продолжает звучать из пространства, наполняя детскую комнату равновесием активности и спокойствия.

В заключении хочу сознаться в отсутствии симпатии ко всякого рода «рецептам» — правил много, а педантизм — противник творчества. Спокойно понаблюдайте за поведением ребенка в детской комнате и в процессе наблюдения постарайтесь как можно дольше воздерживаться от каких либо суждений и выводов (что чрезвычайно сложно). Дайте пожить этому переживанию до следующего дня, и детская комната предстанет перед вами в новом свете.

Творческих вам успехов.

Ю.С.

livespaces.livejournal.com

Мебель для детского сада в Бутово

Пришло время показать людям, чем мы с Юрой занимались две недели в марте в Бутово.

Дело происходило в семейном досуговом центре «Капельки» в Южном Бутово. Центр ведет занятия с маленькими детьми, в основном по системе Монтессори. Решили добавить к этому мини-детский сад, одну группу на 15 человек. Перед нами стояла задача оборудовать спальню, игровую комнату и раздевалку. Имелось две комнаты квадратов по 25 и часть общего вестибюля. Придумывал дизайн и конструкции, конечно, Юра (Сырков Юрий Палыч). Строились все три объекта более или менее одновременно, чтобы пространство выстраивалось как единое целое. Все работы мы делали на месте из простых досок, брусков и фанеры. Детсадовская группа открылась несколько дней назад. На правах рекламы скажу, что там еще есть свободные места, а мы можем сделать нечто подобное и для вас.

Покажу вам не только результат, но и процесс. На первой фотке спальня почти готова, слева — Юра Сырков, а посередине — чудо-инструмент, торцовка-циркулярка, которая режет тихо, чисто и быстро под любым углом, разбирается и переносится одним человеком. По стенам в спальню уместилось 12 кроватей, еще 3 выдвигаются при необходимости, в одной из них Юра и прилег отдохнуть.

     

Другая сторона спальни сразу после окончания стройки и уже обжитая детьми и воспитателями. Стойка слева — это традиционная вальдорфская ширма в несколько осовременном виде. На нее можно повесить ткань. Пара-тройка таких ширм позволяет разделять пространство комнаты на функциональные зоны, а главное — дети могут строить из них домики для игр. 

  

Игровая комната началась с проектирования мойки и крыши, которые задают общий контур пространства. 3D-моделирование Юра производит с легкостью необыкновенной без намека на компьютер, с помощью скотча и шурупов. Бруски были кривыми изначально — повело при сушке. Юра специально выбрал в OBI покривее. Рядом готовая мойка и крыша. В мойке дети самостоятельно моют посуду, плещутся и проводят разные водные опыты.

     

Пол за мойкой чуть приподнят и выложен плиткой, так же как и стол. За мойкой просматривается спальня. А из спальни сквозь мойку виден вход в группу.

         

Второй главный объект в игровой комнате — домик для игр. В нем две комнаты, большая и маленькая, и второй этаж, состоящий из также двух комнат. На рейки над вторым этажом можно развесить ткань — получится крыша. На левой фотке Юра размечает положение стола для занятий в пространстве комнаты. Стол потом решили не делать, а взять имеющиеся столики из IKEA.

     

Основное достоинство этого домика — множество укромных уголков, которые любят дети, в особенности девчонки и плюшевые медвежонки.

  

Визуальным продолжением мойки и под одной с ней крышей стали полки для игрушек. Между полками и мойкой дверь в туалет.

  

На противоположной стене игровой комнаты мы сделали еще одну серию похожих полок. Дверь выходит в прихожую-раздевалку со шкафчиками для одежды. Шкафчики и крыша отделяют пространство детсада от общего вестибюля.

   

Вот и все.

alelchuk.livejournal.com

Урок труда. Детская мастерская Юрия Сыркова (от 3 до 12 лет) — Seasons Life!

Преподаватели

Юрий Сырков
Архитектор

Автор многочисленных детских пространств, в том числе и пространства Маминого Садика Seasons, один из создателей школы «Путь зерна».


Олег Неледва
Педагог с большим стажем

Он не только покажет, что можно сделать своими руками из дерева, но и поможет смастерить и поставить настоящий кукольный театр теней. Театр ОТ и ДО: вместе с Олегом придумываются герои, сценарий, изготавливаются куклы, ширма и декорации, прорабатываются роли, и показывается спектакль!


Кирилл Бесчастный
Педагог, графический дизайнер, руководит детской мастерской Юрия Сыркова «Урок труда»

Когда у Кирилла спрашивают: «Что может сделать мой ребёнок?», он обычно отвечает: «Ваш ребёнок может сделать всё! И наша с вами главная задача — дать ему эту уверенность». А еще Кирилл считает, что для ребенка уроки труда — это средство знакомства с миром, тренировка тела, ума, эстетическое воспитание.


Антон Цюх
Музыкант и педагог

Помогает детям и их родителям в непринуждённой атмосфере почувствовать вкус живого творчества в процессе создания разнообразных поделок. Показывает, что музыка и музыкальные инструменты — это просто! Дети с родителями вместе с Антоном придумывают и делают своими руками простые музыкальные инструменты, играют на них и учатся выражать чувства звуками.

Каждый ребёнок сможет построить и наполнить жизнью домик своей мечты. Дом для фей или гномов, ферму, мастерскую или гараж — у каждого своя идея. Нет готовых чертежей и схем — ориентируемся по ходу! Учим детей смелее использовать для реализации своих задумок разные техники и материалы.

НАШИ ПЛАНЫ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

Проект «ДОМ МЕЧТЫ»

К новому году каждый ребёнок сможет построить и наполнить жизнью домик своей мечты. Дом для фей или гномов, ферму, мастерскую или гараж — у каждого своя идея. Нет готовых чертежей и схем — ориентируемся по ходу! Учим детей смелее использовать для реализации своих задумок разные техники и материалы. Ставим во главу угла задачу, а ей на службу — различные навыки, а также колоссальный опыт наших мастеров.


Этап 1. Знакомимся с участниками, а они — с мастерами и процессом. Рассказываем об идее будущего дома и его наполнения. Делаем простую ознакомительную поделку, в которой понемногу задействованы разнообразные инструменты и техники. Делаем жителей будущего дома. (Пилим, вытачиваем, выжигаем, гнём из проволоки, клеим, раскрашиваем, работаем с текстилем и прочее).

Этап 2. Делаем животных. (Выпиливаем, строгаем, вытачиваем, шлифуем).

Этап 3. Строим дом. (Пилим, строгаем, клеим, сколачиваем, красим, выжигаем).

Этап 4. Строим транспорт: машины, самолеты, корабли — кому что нужно.

Этап 5. В декабре, если останется время, поработаем над игрушкой — подарком для друга, сестры или брата.

Как и прежде, на занятиях «Урока труда» приветствуется участие взрослых! Отдельной платы не взимается! Вы — родитель, дедушка или бабушка — можете помогать своему ребенку или рядом осуществлять собственный проект)). Для детей полезнее пример работающего взрослого, нежели поучающего. Совместное творчество — уникальная возможность узнать получше ребёнка и укрепить отношения с ним. Научитесь вовремя помогать и не мешать, дать учиться на собственных ошибках. Приятного совместного творчества на наших Уроках труда!

ЗАПИСЬ на разовое занятие (или на первую дату посещения по выбранному и предоплаченному абонементу) в электронном расписании maminsadikseasons.tallanto.com


seasons-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *