Ян ван дер хейден – Ян ван дер Хейден. Что общего между художником и пожаротушением? | Культура

Новости

Ван дер Хейден, Ян — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ван дер Хейден.
Ян ван дер Хейден
нидерл. Jan van der Heyden
Дата рождения 5 марта 1637(1637-03-05)
Место рождения Горинхем
Дата смерти 28 марта 1712(1712-03-28) (75 лет)
Место смерти Амстердам
Подданство Республика Соединённых провинций
Жанр художник по стеклу, витражист, станковая живопись
Стиль барокко
 Работы на Викискладе

Ян ван дер Хейден (нидерл. Jan van der Heyden; 5 марта 1637 (1637-03-05), Горинхем — 28 марта 1712, Амстердам) — голландский художник и изобретатель эпохи барокко.

Содержание

  • 1 Жизнь и творчество
  • 2 Галерея
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Жизнь и творчество[

ru.wikipedia.org

Ян ван дер Хейден. Что общего между художником и пожаротушением? | Культура

Самые ранние работы Яна ван дер Хейдена датированы 1663 годом. В молодости он был очевидцем пожара в старой городской ратуше, и это произвело на него сильное впечатление. Позднее он опишет или зарисует 80 пожаров в Амстердаме и его окрестностях.
Неизвестный художник, портрет Яна ван дер Хейдена, 1681, 19х16 см, государственный архив Амстердама, Нидерланды

Фото: Источник

Он был одним из первых голландских художников, писавших городские пейзажи. Чаще всего это были виды Амстердама и деревенские дома. Известно, что он написал несколько видов Гоудштейна — усадьбы, принадлежавшей амстердамскому бургомистру Иоанну Хайдекоперу. Картина «Архитектурная фантазия», «капричос» — как бы отражение классической архитектуры, автором которой был венецианец Андреа Палладио (1508−1580). Ян ван дер Хейден, «Архитектурная фантазия», 1670, 50х71 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Фото: Источник

В начале и в конце своей художественной жизни Ян ван дер Хейден писал натюрморты.

«Натюрморт с глобусом, книгами, статуей и другими предметами», написанный в 1670 году — продолжение традиции голландских натюрмортов с элементами «суеты сует». Отличие в том, что художник изобразил предметы, принадлежащие ученому-гуманитарию: глобус, книги и кронциркуль (лежит на стуле).

Ян ван дер Хейден, «Натюрморт с глобусом, книгами, статуей и другими предметами», 1670, галерея живописи Академии изобразительных искусств, Вена, Австрия
Фото: Источник

Свой последний натюрморт «Угол комнаты с диковинками» художник написал в 1712 году, когда ему было 75 лет. Ян ван дер Хейден, «Угол комнаты с диковинками», 1712, 75х63 см, Музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия
Фото: Источник

В этой работе — своего рода повторении его ранних натюрмортов — подчеркивается бренность сущего: Библия открыта на странице «Экклезиаст, Коэлет» (в русском переводе «Книга Экклезиаста или Проповедника»). Четко видно название книги, которая начинается словами: «Суета сует — все суета».

Ян ван дер Хейден, «Угол комнаты с диковинками», фрагмент «Книга Коэлет»
Фото: Источник

Рисование не было исключительным интересом его жизни: он никогда не был зарегистрирован в амстердамской гильдии художников. Даже когда его картины пользовались спросом, он не связывал с ними свое благополучие. Пожарный насос Яна ван дер Хейдена, ратуша местечка Де Рийп, Нидерланды
Фото: Источник

Основным источником его доходов была муниципальная должность. Кроме того, он был изобретателем: усовершенствовал технологию пожаротушения. Делал это он вместе со своим братом Николасом — инженером-гидравликом: в 1672 году они предложили шланг для подачи воды к месту возгорания, в 1685 году — модернизировали водяной насос, реорганизовали команды пожарников, написали и издали первое руководство по тушению пожаров. В 1680 году он построил фабрику противопожарного оборудования, а в 1690 году вместе со своим старшим сыном Яном выпустил иллюстрированную книгу по тушению пожаров.

Ян ван дер Хейден, «Пожар на заводе в Амстердаме в 1682 году», Fogg Art Museum, университет Гарварда, Кембридж, США
Фото: Источник

Система уличного освещения Амстердама, которую предложил и внедрил ван дер Хейден, работала с 1669 года до 1840 года (171 год!) и была прототипом для других городов как в Голландии, так и за ее пределами. В 1669 году он был управляющим уличным освещением Амстердама.

Талантливый художник, блестящий изобретатель Ян ван дер Хейден умер в возрасте 75 лет. Ян ван дер Хейден, «Пожар на заводе в Амстердаме в 1682 году», фрагмент «Противопожарная машина Яна ван дер Хейдена»
Фото: Источник


Что еще почитать по теме?

Мартин Джонсон Хед. Каким был жизненный путь художника-натуралиста?Натюрморты Джузеппе Рекко. Что в них особенного?
Устрица — символ борделя? Как читать натюрморт

shkolazhizni.ru

Ван дер Хейден, Ян — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ян ван дер Хейден
нидерл. Jan van der Heyden
Дата рождения:

5 марта 1637(1637-03-05)

Место рождения:

Горинхем

Дата смерти:

28 марта 1712(1712-03-28) (75 лет)

Место смерти:

Амстердам

Подданство:

Республика Соединённых провинций

Жанр:

художник по стеклу, витражист, станковая живопись

Стиль:

барокко

Ян ван дер Хейден (нидерл. Jan van der Heyden; 5 марта 1637(16370305), Горинхем — 28 марта 1712, Амстердам) — голландский художник и изобретатель эпохи барокко.

Жизнь и творчество

Ян ван дер Хейден получил образование как художник по стеклу и витражист. Позднее работал практически исключительно как живописец архитектуры — зданий и различных монументальных памятников. Художник переезжает в Амстердам, где рисует виды на площади, каналы, улицы, а также многочисленные церкви, соборы, дворцы и общественные здания. Некоторое время живописец жил и работал в Англии.

Я. ван дер Хейден известен также и как изобретатель — ему принадлежит проект уличного освещения Амстердама при помощи масляных фонарей, применявшийся в столице Нидерландов с 1669 по 1840 год. Кроме этого, он много работает над техническим и организационным усовершенствованием работы пожарных служб Амстердама. В 1700 году ван дер Хейден издаёт Brandspuyten-boek, первое научное руководство по борьбе с пожарами. Также занимался вопросами механики, и в 1690 году выходит из печати созданный им учебник по механике с собственными иллюстрациями автора.

Галерея

  • Jan van der Heyden 005.jpg

    По пути от Собора к ратуше Амстердама

  • Jan van der Heyden — View of a location in Cologne.jpg

  • Room Corner with Curiosities (c 1712) Jan van der Heyden.jpg

    Комнатный интерьер с диковинками (1712)

  • View of the Herengracht, Amsterdam 1670 Jan van der Heyden.jpg

    Вид на канал Геренграхт, Амстердам (1670)

  • The Town Hall of Amsterdam 1667 Jan van der Heyden.jpg

    Городское собрание Амстердама (1667)

Напишите отзыв о статье «Ван дер Хейден, Ян»

Литература

Ссылки

  • [www.rijksmuseum.nl/aria/aria_artists/00018505?lang=nl www.rijksmuseum.nl]

Отрывок, характеризующий Ван дер Хейден, Ян

– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)

Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.

wiki-org.ru

Ян ван дер Хейден — onaturmorte.ru

Давно я не писала о натюрмортах, которым и посвящен был изначально этот ресурс. Ну вот, время и вдохновение нашлось! Итак, мой рассказ сегодня будет посвящен голландскому художнику Яну ван дер Хейдену (Jan van der Heyden, 1637-1712), который работал как художник-витражист, график, но большая часть его работ — это живопись, архитектурные пейзажи и натюрморты. Голландская натюрмортная живопись так называемого «Золотого века», то есть XVII века — моя любимая тема, о ней я писала не раз.

Ян Хейден родился в Гронингхеме (Нидерланды), в меннонитской семье в 1637 году. Меннониты — это ветвь протестантизма, возникшая в приблизительно в середине XVI века, отличающаяся стремлением к миру и непротивлению насилию. Протестантизм в целом оказало сильное влияние на развитие всего искусства и живописи  в частности. К концу XVI, началу XVII вв. формируется человек нового типа: предприниматель, индивидуалист, постоянно расширяющий сферу своих интересов и занятий. Именно в труде он видел благословение Бога и трудился не покладая рук. Простота быта, отказ от роскоши,  строгость и аскетизм, причем не только материальный, но и эмоциональный — все это становится новыми ценностями в искусстве, например, той же Голландии XVII века.

Семья Хейдена переехала в Амстердам в 1646 году, и там же юноша начинает учиться живописи, скорее всего в мастерской своего родственника. Это был вполне обычный для того времени наследственный путь художника. Вообще, когда начинаешь рассказывать о каком-нибудь голландском художнике XVII века, неизбежно попадаешь в сериал дядей, братьев, племянников, впрочем, даже иногда тёть, потому что женщины тоже занимались живописью, хоть и не так часто. Учителем ван Хейдена мог быть Якоб ван дер Улфт (Jacob van der Ulft, 1621-1689), работавший как витражист и мастер архитектурных пейзажей. Даже если Хейден и не был его учеником, то через цеховое общение точно об Улфте знал и видел его работы.

Якоб ван дер Улфт. Вид Амстердама 1653-56.

После удачной женитьбы в 1661 году ван Хейден поселяется в самом центре Амстердама, на канале Херенграхт, в живописном и богатом месте, которое вдохновило его на создание архитектурных пейзажей. Картину с изображением амстердамской ратуши, уходящую в перспективу улицы, в 1668 году купил Козимо Медичи III, великий герцог Тосканы. Подобное внимание итальянского двора, который всегда был привередлив в своих эстетических пристрастиях, без условно, было лестно художнику. Впрочем, и амстердамский бургомистр удостоил ван Хейдена своим вниманием, приобретя несколько его работ.

Ян ван Хейден. Ратуша Амстердама, 1667 г.

Когда Яну ван Хейдену было около 15 лет, он стал свидетелем огромного пожара в центре Амстердама. Старые города горели часто и беспощадно. Из-за того, что дома или перекрытия домов были деревянными, из-за скученности центральной застройки города, из-за того, что пожарные машины были весьма несовершенны. Зрелище горящей ратуши осталось в памяти художника. В 1690 году Ян ван Хейден, вместе со своим сыном — тоже Яном — создает серию гравюр «Пожары Амстердама» (вот так и получается… Ян I, Ян II и путаница по этому поводу). Кроме того, ван Хейден участвовал в создании усовершенствованной машины с насосом, для тушения пожаров.

Ян ван Хейден. Гравюра «Пожар в Амстердаме», 1690

Вообще, точно неизвестно, бывал ли ван Хейден во всех городах Германии, Фландрии и Голландии, которые он запечатлел в своих архитектурных пейзажах. Может быть, он путешествовал виртуально, ведь гравюры его коллег-художников вполне были доступны для копирования, для получения информации об облике далеких городов.

Что ж, теперь о натюрмортах. В этом жанре ван Хейден работал в начале и в конце своей художественной жизни. В представленном ниже still life тема кабинета художника и «vanitas» (тщетность жизни, суета), сочетаются в единой композиции, как, например, в задумчивых, меланхоличных картинах Геррита Доу. Артистически скомканная драпировка на первом плане и роскошная мраморная колонна отсылают нас к порывистому стилю барокко. Изобилие дорогих заморских вещей на столе: китайская шелковая скатерть, японский лакированный шкаф, чучело игуаны — славят колониальные достижения Голландии, продолжая традиции роскошных натюрмортов Виллема Кальфа.  Книга раскрыта на изображении географической карты, где показаны укрепления Берген-оп-Зом. Это один из самых узнаваемых географических объектов, потому что связан со славой Нидерландов во время противостояния с Испанией. Во время Нидерландской революции горожане примкнули к повстанцам и успешно противостояли осадам испанских полководцев Алессандро Фарнезе в 1581 году и Амброзио Спинолы в 1622.

В общем-то, такой бессловесный жанр, как натюрморт, идеально подходит для рассказа о стране, рекламе ее товаров, ее возможностей и мощи.

Ян ван дер Хейден. Натюрморт с глобусом, книгами, скульптурой, 1670

Эта же карта, бастионы укреплений также встречается и в одной из последних картин ван Хейдена, в натюрморте с «Коллекция редкостей».

Ян ван дер Хейден. Коллекция редкостей. 1712

Ян ван дер Хейден ушел из жизни состоятельным человеком, знаменитым художником. Его дело продолжил его единственный ученик и сын, как вы уже помните, тоже Ян.

По материалам англоязычной Википедии.

В настоящее время я работаю над своим каналом в Телеграмме. Загляните! Будем путешествовать вместе!
https://t.me/architecturetravel
@architecturetravel

onaturmorte.ru

Ван дер Хейден, Якоб — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ван дер Хейден.
Якоб ван дер Хейден
нидерл. Jacob van der Heyden
Дата рождения 1572 или 1573 год
Место рождения Мехелен или Страсбург, Испанские Нидерланды или Священная Римская империя
Дата смерти 1636 или 1645
Место смерти Брюссель или Страсбург, Испанские Нидерланды или Священная Римская империя
Подданство Испанские Нидерланды
Жанр станковая живопись, гравюра
Учёба Рафаэль Кокси
Стиль барокко
 Работы на Викискладе

Якоб ван дер Хейден (нидерл. Jacob van der Heyden[1], род. 1572, Мехелен или 1573, Страсбург — ум. 1636, Страсбург или 1645, Брюссель) — фламандский гравёр, издатель, скульптор и художник. Представитель барокко.

Содержание

  • 1 Биография

ru.wikipedia.org

Ван дер Хейден, Ян — Gpedia, Your Encyclopedia

Ян ван дер Хейден (нидерл. Jan van der Heyden; 5 марта 1637 (1637-03-05), Горинхем — 28 марта 1712, Амстердам) — голландский художник и изобретатель эпохи барокко.

Жизнь и творчество

Ян ван дер Хейден получил образование как художник по стеклу и витражист. Позднее работал практически исключительно как живописец архитектуры — зданий и различных монументальных памятников. Художник переезжает в Амстердам, где рисует виды на площади, каналы, улицы, а также многочисленные церкви, соборы, дворцы и общественные здания. Некоторое время живописец жил и работал в Англии.

Я. ван дер Хейден известен также и как изобретатель — ему принадлежит проект уличного освещения Амстердама при помощи масляных фонарей, применявшийся в столице Нидерландов с 1669 по 1840 год. Кроме этого, он много работает над техническим и организационным усовершенствованием работы пожарных служб Амстердама. В 1700 году ван дер Хейден издаёт Brandspuyten-boek, первое научное руководство по борьбе с пожарами. Также занимался вопросами механики, и в 1690 году выходит из печати созданный им учебник по механике с собственными иллюстрациями автора.

Галерея

  • По пути от Собора к ратуше Амстердама

  • Комнатный интерьер с диковинками (1712)

  • Вид на канал Геренграхт, Амстердам (1670)

  • Городское собрание Амстердама (1667)

Литература

Ссылки

www.gpedia.com

Ван дер Хейден, Ян-Ари — Википедия Переиздание // WIKI 2

Общая информация
Родился 3 марта 1988(1988-03-03)[1](30 лет)
Схонховен, Нидерланды
Гражданство Нидерланды
Рост 186 см
Вес 71 кг
Позиция полузащитник
защитник
Информация о клубе
Клуб Фейеноорд
Номер 6
  1. ↑ Количество игр и голов за профессиональный клуб считается только для различных лиг национальных чемпионатов, откорректировано по состоянию на 7 мая 2018 года.
  2. ↑ Количество игр и голов за национальную сборную в официальных матчах.

Ян-Ари ван дер Хейден (нидерл. Jan-Arie van der Heijden; родился 3 марта 1988 года, Схонховен) — нидерландский футболист, выступающий на позиции полузащитника, игрок клуба «Фейеноорд».

Ранние годы

Ян-Ари родился 3 марта 1988 года в небольшом городе Схонховен. Ван дер Хейден начал свою футбольную карьеру в местной команде своего города «Схонховене». В возрасте двенадцати лет он был замечен скаутами амстердамского «Аякса»[2] и вскоре присоединился к юношеской команде клуба. В возрасте 14 лет у Яна-Ари был обнаружен сахарный диабет[3]. Его семья уже сталкивалась с подобной проблемой — отец и сестра ван дер Хейдена так же больны диабетом[3].

Болезнь не повлияла на занятия футболом и ван дер Хейден продолжал играть за «Аякс»[3]. В 2004 году у Яна-Ари была обнаружена грыжа, из-за этого он в течение восьми месяцев не мог играть. В начале сезона 2006/07 ван дер Хейден был переведён в резервный состав клуба — «Йонг Аякс». Он дважды попадал в заявку резерва[4][5], но дебютировал лишь в начале 2007 года. Это произошло 16 января в матче с резервистами «Хералеса»[6]. Он сыграл ещё в четырёх матчах в сезоне.

Клубная карьера

«Аякс»

В начале февраля 2007 года Ян-Ари подписал свой первый профессиональный контракт с «Аяксом». Его дебют за основной состав состоялся 4 ноября в матче чемпионата Нидерландов против «Роды» из Керкраде, завершившемся победой амстердамцев со счётом 4:2[7]. В конце декабря 2007 года он сыграл ещё в одном матче чемпионата[8].

3 марта 2008 года ван дер Хейдену исполнилось 20 лет, и в этот же день он продлил свой контракт с клубом до 2013 года. В сезоне 2008/09 Ян-Ари не принимал участие в матчах чемпионата, так как до марта 2009 года находился на лечении травмированного колена. С 30 марта 2009 года Ян-Ари уже принимал участие в матчах молодёжного состава, а 10 мая, когда проходил последний матч чемпионата сезона 2008/09, ван дер Хейден был заявлен на матч в качестве запасного игрока, но в игре против «Твенте» он так и не вышел.

«Виллем II»

Так как ван дер Хейдену не хватало игровой практике, то руководство решило отдать игрока в аренду. 1 сентября 2009 года Ян-Ари на правах аренды перешёл в клуб «Виллем II», срок аренды был рассчитан на один сезон[9][10]. Уже 13 сентября Ян-Ари дебютировал за команду в домашнем матче чемпионата против «Фейеноорда». Ван дер Хейден в матче вышел на замену на 59-й минуте, заменив полузащитника Саида Баутахара, к этому времени счёт в матче был ничейным 2:2, но спустя 10 минут полузащитник «Фейеноорда» Джонатан де Гузман забил третий гол в ворота хозяев поля, в конечном итоге, «Виллем II» потерпел поражение со счётом 2:3[11].

30 июля 2010 года Ян-Ари вновь был отдан в аренду на один сезон в клуб «Виллем II»[12].

«Витесс»

18 августа 2011 года было сообщено, что 23-летний ван дер Хейден заключил двухлетний контракт с клубом «Витесс»[13].

«Фейеноорд»

27 июля 2015 года ван дер Хейден подписал трёхлетний контракт с «Фейеноордом»[14].

Карьера в сборной

Ян-Ари выступал на молодёжном чемпионате мира 2005 в Перу за молодёжную сборную Нидерландов, в Перу нидерландцы завоевали бронзовые медали, переиграв в матче за третье место молодёжную сборную Турции со счётом 2:1.

Достижения

«Фейеноорд»

Источники

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 9 декабря 2018 в 07:21.

wiki2.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *