Википедия васильев константин – Васильев, Константин Алексеевич — Википедия

Новости

Содержание

Васильев, Константин Алексеевич — Википедия. Что такое Васильев, Константин Алексеевич

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов[1], а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Парменовна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х гг. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево [1].

Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[2].

Творчество

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968-69 годах, сменил манеру живописи.

Героика эпоса

Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX—XI веков

[1]. Его привлекает мистика судеб: герои саг, как правило. погибают, чему предшествуют вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

В это же время Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер. Работая над картинами цикла «Кольцо Нибелунгов», Константин напевал арии Зигфрида, настраиваясь тем самым на нужную волну. Эта серия — собственное осмысление нравственной тематики эпоса Вагнера, а не просто иллюстрации к нему. Завершение графического цикла стало четырехметровое полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом», посвященное опере «Гибель богов». В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам.

Батальная живопись

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с фашизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Это задает контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой, и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: «Прощание славянки» и «Тоска по родине». Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров. К сожалению, «Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечен из воды уже после гибели Васильева.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере. «Зная, что на эту традицию навешен ярлык „высокопарного духа“, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин[1]. Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамена поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

Свечи и светочи

К теме русской судьбы Васильев обратился еще в конце 1960-х годов, работая над образами «Слова о полку Игореве». Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершенная за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс»

[3] и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображенный наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин, чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу. Филин — птица, для которой не существует тайн.

Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.

Начатое Васильевым творческое направление в искусстве перекликается с пророчеством известного критика начала XX века Сергея Дурылина: «Единственный путь освобождения от тирании упадка в искусстве есть путь символизма как художественного метода, мифотворчества как плоти искусства»[4].

Память

Настоящая большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей[4].

Васильев как достопримечательность Казани

Галерея К.Васильева работала в частных помещениях с 1996 года, однако в 2011 году владельцы расторгли договор, и коллекция осталась без дома. Друзья художника и сотрудники музея обратились за поддержкой к деятелям культуры Татарстана, чтобы ходатайствовать перед руководством города и республики о предоставлении общественного помещения для музея. Идея была принята положительно: председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев подтвердил, что Казань и в России и за рубежом известна как город, где жил и творил художник Константин Васильев, а председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева брендом Казани, как имена Шаляпина и Нуриева

[4]. За создание музея высказались в Союзе писателей, Союзе архитекторов РТ, в Обществе русской культуры, обществах белорусской, украинской, славянской культуры и т. д. Наконец, мэр Казани Ильсур Метшин принял решение подобрать музею К. Васильева подходящее помещение, которое было найдено в самом центре города, на пешеходной улице Баумана, на пересечении с ул. Астрономической — дореволюционный дом Петцольда. После реконструкции, длившейся 2 года, внутри здания был создан современно оборудованный музей, в котором собрано 90 % произведений художника[4]: к казанской части коллекции картин и графики добавилась московская, принадлежащая сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: «Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся»

[4].

Другие знаки памяти

  • Музей Константина Васильева в посёлке Васильево
  • Малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982 году, названа в честь художника.

Работы Васильева

  • «Нашествие»[источник не указан 564 дня]
  • «Прощание славянки»
  • «Вотан»
  • «Свентовит»
  • «Валькирия над сражённым воином»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович»
  • «Маршал Жуков»
  • «Человек с филином»
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора» (1974 г., картон, пастель)
  • «Вольга и Микула» (1974 г.)
  • «Вознесение» (1964 г.)
  • «Андрей Первозванный» (1964 г.)
  • «Апостол»
  • «Струна»
  • «Илья Муромец побеждает христианскую чуму»
  • «Часовня» (1971 г.)[5]

Примечания

Ссылки

Литература

wiki.sc

Обсуждение:Васильев, Константин Алексеевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поправил место рождения, когда он родился об Адыгее, как о отдельном субъекте и речи быть не могло.

PS Про Краснодарский край написано и тут: http://www.tatar.museum.ru/Vasiliev/vasiliev.htm

93.80.119.198 19:17, 2 февраля 2009 (UTC)Иван Бровкин, житель города и ценитель творчества.

Картины-потрясения. Пройдут, возможно, еще десятилетия, за которые все поймут, что художник Константин Васильев своим творчеством совершенно затмил своего талантливейшего родственника Шишкина и очень многих других необыкновенно талантливых творцов. Васильев — гениален. Также, как гениальна сама Природа. Он не след в душе оставляет, а отпечаток. Вот Шишкин — след. А Васильев — отпечаток. Такая разница…

Ольга Ополинская. Иерусалим. 83.130.251.58 06:46, 11 апреля 2008 (UTC)

Ребята отжигают «По их мнению творчество Константина Васильева,сильно мозолило глаза безродным космополитам засевшим в партаппарате и мешало подготовке Перестройки, для успешного проведения в жизнь коей, надо было подавить все очаги крупные очаги Русского сопротивления. Чтобы добиться этого право-троцкистские бандиты под водительством глав-врача Кремля академика Чазова устроили на Руси череду ритуальных убийств элиты Русского общества, дабы проложить дорогу ставленнику Мировой Закулисы Миши Меченому, что и было успешно осуществлено.» жеско… На самом деле картины Васильева в конце 80 — х использовальсь в качестве агитации за отделения РСФСР от СССР. С помощью их подавалась мысль, что как бы хорошо бы жили в России, если бы избавились от баласта в виде союзных республик.RYVC

Музей Васильева в Москве Извиняюсь, что не совсем по теме. Музей Константина Васильева в Москве пытаются закрыть, для освобождения площади под застройку с 2002г. 21 сентября 2009г здание частично облили бензином и подожгли. Администрация музея обещала восстановить здание к ноябрю-декабрю. Работы художника арестованы (поэтому не пострадали при поджоге). В настоящее время музею требуется общественная и юридическая поддержка. Здание музея и полотна художника находится под угрозой полной утраты. Дополнительная информация на сайте музея: http://www.vasilyev-museum.ru/ Egra 12:07, 24 сентября 2009 (UTC)

Илья Муромец и «христианская чума»[править код]

Господа, я уж не знаю, как в итоге в статье оказались и «черпал вдохновение в эстетике Третьего Рейха» и «Илья Муромец побеждает христианскую чуму», но это попахивает чем-то между ОРИССом и подлогом. Авторское название картины 1976 года, висящей в коломенском музее и которая с лёгкой руки Емельянова пошла под левым названием — «Илья Муромец гневается», при этом куда больше она известна под нейтральным «Илья Муромец, стреляющий по церквям». Пока проставил шаблон. С уважением,—Mr Soika (обс.) 14:32, 26 января 2017 (UTC)

  • Я откатил ~ вандальную правку, но меня тоже резануло (хоть я и не христианин). Сможете привести источник на «Илья Муромец гневается» и «Илья Муромец, стреляющий по церквям»? И что там действительно написано в приведенной печатной книге? Лес (обс.) 15:27, 26 января 2017 (UTC)
    • [1]. @Kamolan: ? Лес (обс.) 15:34, 26 января 2017 (UTC)
      • Так в источнике. Нужна цитата? @Lesless: Kamolan (обс.) 16:33, 26 января 2017 (UTC)
        • Да не, верю. Просто видите — есть сомнения, что это офици

ru.wikipedia.org

Васильев Константин Алексеевич Википедия

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов[1], а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х гг. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом[2]. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево [1].

Похоронили Константина Алексеевича в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[2].

Творчество

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968-69 годах, сменил манеру живописи.

Героика эпоса

Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX—XI веков[1]. Его привлекает мистика судеб: герои саг, как правило. погибают, чему предшествуют вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

В это же время Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер. Работая над картинами цикла «Кольцо Нибелунгов», Константин напевал арии Зигфрида, настраиваясь тем самым на нужную волну. Эта серия — собственное осмысление нравственной тематики эпоса Вагнера, а не просто иллюстрации к нему. Завершение графического цикла стало четырёхметровое полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом», посвященное опере «Гибель богов». В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам.

Батальная живопись

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с фашизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Это задает контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой, и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: «Прощание славянки» и «Тоска по родине». Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров. К сожалению, «Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечен из воды уже после гибели Васильева.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере. «Зная, что на эту традицию навешен ярлык „высокопарного духа“, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин[1]. Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамена поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

Свечи и светочи

К теме русской судьбы Васильев обратился ещё в конце 1960-х годов, работая над образами «Слова о полку Игореве». Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершенная за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс»[3] и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображенный наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин, чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу. Филин — птица, для которой не существует тайн.

Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.

Начатое Васильевым творческое направление в искусстве перекликается с пророчеством известного критика начала XX века Сергея Дурылина: «Единственный путь освобождения от тирании упадка в искусстве есть путь символизма как художественного метода, мифотворчества как плоти искусства»[4].

Память

Настоящая большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей[4].

Васильев как достопримечательность Казани

Галерея К. Васильева работала в частных помещениях с 1996 года, однако в 2011 году владельцы расторгли договор, и коллекция осталась без дома. Друзья художника и сотрудники музея обратились за поддержкой к деятелям культуры Татарстана, чтобы ходатайствовать перед руководством города и республики о предоставлении общественного помещения для музея. Идея была принята положительно: председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев подтвердил, что Казань и в России и за рубежом известна как город, где жил и творил художник Константин Васильев, а председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева брендом Казани, как имена Шаляпина и Нуриева[4]. За создание музея высказались в Союзе писателей, Союзе архитекторов РТ, в Обществе русской культуры, обществах белорусской, украинской, славянской культуры и т. д. Наконец, мэр Казани Ильсур Метшин принял решение подобрать музею К. Васильева подходящее помещение, которое было найдено в самом центре города, на пешеходной улице Баумана, на пересечении с ул. Астрономической — дореволюционный дом Петцольда. После реконструкции, длившейся 2 года, внутри здания был создан современно оборудованный музей, в котором собрано 90 % произведений художника[4]: к казанской части коллекции картин и графики добавилась московская, принадлежащая сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: «Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся»[4].

Другие знаки памяти

  • Музей Константина Васильева в посёлке Васильево
  • Малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982 году, названа в честь художника.

Работы Васильева

  • «Нашествие»[источник не указан 667 дней]
  • «Прощание славянки»
  • «Вотан»
  • «Свентовит»
  • «Валькирия над сражённым воином»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович»
  • «Маршал Жуков»
  • «Человек с филином»
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора» (1974 г., картон, пастель)
  • «Вольга и Микула» (1974 г.)
  • «Вознесение» (1964 г.)
  • «Андрей Первозванный» (1964 г.)
  • «Апостол»
  • «Струна»
  • «Илья Муромец побеждает христианскую чуму»
  • «Часовня» (1971 г.)[5]

Примечания

Ссылки

Литература

wikiredia.ru

Васильев, Константин Алексеевич — Википедия

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов[1], а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Парменовна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х гг. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево [1].

Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[2].

Творчество

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968-69 годах, сменил манеру живописи.

Героика эпоса

Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX—XI веков[1]. Его привлекает мистика судеб: герои саг, как правило. погибают, чему предшествуют вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

В это же время Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер. Работая над картинами цикла «Кольцо Нибелунгов», Константин напевал арии Зигфрида, настраиваясь тем самым на нужную волну. Эта серия — собственное осмысление нравственной тематики эпоса Вагнера, а не просто иллюстрации к нему. Завершение графического цикла стало четырехметровое полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом», посвященное опере «Гибель богов». В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам.

Батальная живопись

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с фашизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Это задает контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой, и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: «Прощание славянки» и «Тоска по родине». Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров. К сожалению, «Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечен из воды уже после гибели Васильева.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере. «Зная, что на эту традицию навешен ярлык „высокопарного духа“, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин[1]. Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамена поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

Свечи и светочи

К теме русской судьбы Васильев обратился еще в конце 1960-х годов, работая над образами «Слова о полку Игореве». Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершенная за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс»[3] и датой, с

wiki2.red

Васильев, Константин Викторович — Википедия. Что такое Васильев, Константин Викторович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Константи́н Ви́кторович Васи́льев (эст. Konstantin Vassiljev; род. 16 августа 1984 года, Таллин, Эстонская ССР, СССР) — эстонский футболист. Полузащитник польского клуба «Пяст» и сборной Эстонии. Отличается сильным ударом с дальних дистанций.

Трёхкратный чемпион Эстонии, трижды обладатель Кубка и Суперкубка страны. Трижды признавался футболистом года в Эстонии. Кавалер эстонского ордена Белой звезды 4 класса.

Карьера

Клубная

Начал заниматься футболом в Маарду. В 2001 году дебютировал в составе клуба «Таллинна ЯК» в возрасте 16 лет. В том же году у него был короткий период в «ХЮЙК Эммасте». В 2003 году присоединился к эстонскому клубу Левадия. В 2007 году стал капитаном клуба, но отказался продлить контракт и в 2008 году перешёл в словенский клуб «Нафта» Лендава[2][3].

Первый матч в словенской лиге провел 2 марта 2008 года, когда «Нафта» потерпела поражение со счётом 0:2 от футбольного клуба «Целе». Свой первый гол в лиге забил 16 марта 2008 года. В феврале 2011 года подписал контракт на два с половиной года с клубом «Копер»[4], но всего же провел в клубе пол сезона[5] и помог завоевать бронзовые медали чемпионата[6]. Тогда же занял второе место в голосовании за звание лучшего игрока чемпионата Словении[7].

30 августа 2011 года перешёл из словенской «Нафты» в пермский «Амкар»[8][9]. В «Амкар» Васильева приглашал Рашид Рахимов, который в то время был главным тренером пермской команды. Рахимов возлагал на Васильева большие надежды, однако через несколько недель после перехода в «Амкар» у команды сменился главный тренер. Новым главным тренером стал черногорец Миодраг Божович. После прихода Божовича Васильев потерял место в основном составе, которое имел бы при Рахимове. Смог вернуться в основной состав в ходе весенней части чемпионата, проведя 12 матчей и отдав несколько голевых передач.

В августе 2014 года стало известно, что Константин перешел в «Пяст»[10][11], за который сыграл один сезон[12]. Летом 2015 года заключил двухлетний контракт с польским клубом «Ягеллония»[13][14].

2 января 2017 года стал в пятый раз обладателем приза Эстонской федерации футбола — «Серебряный мяч», который каждый год вручают автору самого красивого гола за сборную Эстонии по футболу. До этого Константин получал награду в 2009, 2011, 2012 и 2014 годах[15][16][17][18].

2 апреля 2017 года в игре против футбольного клуба «Нецеча» на 25 минуте Васильев покинул поле, как позднее стало известно из-за травмы задней поверхности бедра. Курс лечения составил от четырёх до шести недель[19][20]. По итогам сезона 2016/17 клуб Васильева занял второе место, а гол Константина против краковской «Вислы» стал лучшим в чемпионате[21][22]. В июне этого же года стало известно, Константин Васильев не продлил контракт и ушел из польского клуба. Всего же за два года он сыграл в 73 матчах и забил 20 мячей[23][24]. В июле он подписал контракт с другим польским клубом «Пяст», который рассчитан до 30 июня 2020 года[25]. Первый гол за новый клуб Константин забил в декабре 2017 года в игре против футбольного клуба «Корона»[26]. С августа 2018 года стал играть за дубль «Пяста», так как в основу главный тренер не включил эстонского полузащитника[27].

В сборной

В 2002 году Константин Васильев сдал экзамены на гражданство Эстонии[28], что позволило ему с 2006 года выступать за сборную Эстонии[29]. 8 октября 2010 года в рамках отборочного турнира к Евро-2012 в матче Сербия — Эстония на 73-й минуте забил гол сильным ударом из-за пределов штрафной (победа эстонцев 1:3). 29 марта 2011 года в домашнем матче против сербов забил гол со штрафного на 84-й минуте матча (ничья 1:1). В ходе отборочного турнира к Евро-2012 превратился в ключевого футболиста для сборной Эстонии, сочетая мастерство тонко отдать пас с умением пробить из-за пределов штрафной. В рамках отборочного турнира чемпионата мира 2014 года Васильеву особо удался домашний матч против Нидерландов, в котором Константин сделал дубль (второй гол в ворота Михела Ворма стал одним из самых красивых в отборочном турнире — приняв передачу из глубины поля одним касанием Васильев обработал мяч в штрафной, а вторым перебросил через голкипера). Это случилось через несколько дней после того, как семья полузащитника пополнилась ещё второй дочкой[30]. Ничья 2:2 стала единственным матчем, в котором голландцы потеряли очки в отборочном турнире[31][32][33].

24 марта 2018 года в товарищеской игре против сборной Армении провел сотый матч за сборную Эстонии по версии Эстонского футбольного союза. Васильеву перед матчем был вручен памятный знак, а также символическая кепка с надписью «100 caps»[34][35][36].

Тренерская

На сентябрь 2018 года у Васильева есть начальная лицензия UEFA C, полученная в Польше. Он мог получить уже тренерскую лицензию UEFA A в Эстонии, но польский клуб «Пяст» отказался отпускать Васильева на курсы[27].

Личная жизнь

Женат, две дочери — Яна и Виктория (род. 4 сентября 2013)[37]. На апрель 2017 года они всей семьёй проживали в Польше[38].

Достижения

Клубные

Личные

Государственные награды

Кавалер ордена Белой звезды 4 класса (Эстония, 2013 год)[43]

Статистика выступлений

Клубная статистика

По состоянию на 24 мая 2018[44]

Статистика в сборной

Константин Васильев в форме сборной Эстонии

По состоянию на 16 октября 2018 года[45]

СборнаяСезонМатчиГолы
Сборная Эстонии
200620
200740
200880
2009133
2010114
2011106
2012102
201392
201481
2015103
201681
201761
201890
Итого10823

Примечания

  1. ↑ Transfermarkt.com — 2000.
  2. ↑ Васильев продолжает тренировки в ФК «Нафта». postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  3. Оливер Ломп. Константин Васильев скоро поедет в Россию. postimees (30 августа 2011). Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  4. Мадис Кальвет. Васильев официально перешел в состав чемпиона Словении. postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  5. ↑ Константин Васильев вот-вот подпишет контракт с «Амкаром»?. delfi. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  6. ↑ Константин Васильев: «Решение сменить клуб было правильным». cissoccer.com. Проверено 29 марта 2017.
  7. Михаил Малкин и Рок Шинкович. Васильев принимает комплименты. ru.uefa.com. Проверено 29 марта 2017.
  8. Илья Изотов. Лучший футболист Эстонии подписал контракт с пермским «Амкаром». rg.ru. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  9. ↑ Полузащитник сборной Эстонии по футболу перешел в российский «Амкар». Regnum (30 августа 2011). Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  10. Михаил Малкин. Васильев в «Пясте». ru.uefa.com. Проверено 29 марта 2017.
  11. ↑ Константин Васильев продолжит карьеру в Польше. sportaeg.ee/. Проверено 29 марта 2017. (недоступная ссылка)
  12. Геннадий Медведев. Константин Васильев продолжит карьеру в польской «Ягеллонии». delfi. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  13. ↑ Константин Васильев сменил клуб. postimees (18 июня 2015). Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  14. ↑ Константин Васильев перешел в третью команду Польши. rus.err.ee. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  15. ↑ В Таллинне определят лауреата «Серебряного мяча». rus.err.ee. Проверено 7 апреля 2017. Архивировано 7 апреля 2017 года.
  16. ↑ Hõbepall 2013 kuulub Konstantin Vassiljevile. jalgpall.ee. Проверено 7 апреля 2017. Архивировано 7 апреля 2017 года.
  17. ↑ Галерея: обладателем «Серебряного мяча» в пятый раз стал Константин Васильев. postimees (2 января 2017). Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  18. ↑ Константин Васильев второй раз в карьере получил «Серебряный мяч». postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 29 марта 2017 года.
  19. ↑ Константин Васильев выбыл почти на два месяца из-за травмы. postimees (3 апреля 2017). Проверено 3 апреля 2017. Архивировано 3 апреля 2017 года.
  20. ↑ Vassiljev jääb eemale vähemalt kuuks ajaks (эст.). jalgpall.ee (3 апреля 2017). Проверено 3 апреля 2017. Архивировано 4 апреля 2017 года.
  21. ↑ Васильев забил самый красивый гол в чемпионате Польши. Delfi. Проверено 8 июня 2017. Архивировано 11 июня 2017 года.
  22. ↑ Гол Константина Васильева признан лучшим в Польше. sportaeg.ee. Проверено 9 июня 2017. Архивировано 28 марта 2018 года.
  23. ↑ Константин Васильев покидает польскую «Ягеллонию». Delfi (21 июня 2017). Проверено 21 июня 2017. Архивировано 24 июня 2017 года.
  24. ↑ Константин Васильев покинул польскую «Ягеллонию». rus.err.ee (21 июня 2017). Проверено 21 июня 2017. Архивировано 23 июня 2017 года.
  25. ↑ Константин Васильев продолжит карьеру в польском «Пясте». rus.err.ee (4 июля 2017). Проверено 4 июля 2017. Архивировано 7 июля 2017 года.
  26. ↑ Васильев и Зенёв забивают в польской лиге. sportaeg.ee. Проверено 22 декабря 2017. Архивировано 28 марта 2018 года.
  27. 1 2 Константин Васильев не готов выйти в старте против греков, продолжит играть в 6-й лиге и хочет стать тренером. delfi.ee. Проверено 5 сентября 2018.
  28. ↑ Футболист сборной Эстонии назван «Гражданином года». postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  29. Кристьян Яак Кангур. Константин Васильев: иногда я чувствую, что от меня ждут чуда. Postimees (4 октября 2017). Проверено 4 октября 2017. Архивировано 4 октября 2017 года.
  30. Михаил Малкин. Папа с пушкой (06.09.2013). Архивировано 3 июля 2015 года.
  31. ↑ Боевая ничья: сборная Эстонии отобрала очки у сборной Голландии. sekundomer.ee. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  32. Дмитрий Приморский. Футбол. ЧМ-2014. Отбор. Эстония отбирает очки у Голландии, а Россия и Украина выигрывают. prosvet.ee. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  33. ↑ ИЧЬЯ С ЭСТОНИЕЙ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ У ВАН ГАЛА В ГОЛОВЕ. sport-express.ru. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  34. ↑ Константин Васильев стал членом клуба футболистов, проведших 100 и более матчей за сборную. sportaeg.ee. Проверено 25 марта 2018. Архивировано 28 марта 2018 года.
  35. ↑ Эстония и Армения не выявили победителя, Васильев сыграл юбилейный матч. delfi. Проверено 26 марта 2018. Архивировано 26 марта 2018 года.
  36. ↑ Константин Васильев провел сотую игру за сборную Эстонии, но победить Армению не сумел. postimees. Проверено 26 марта 2018. Архивировано 26 марта 2018 года.
  37. ↑ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ. РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ЕВРОПЕЙСКОГО СКЛАДА. rusteam.permian.ru (25 сентября 2013). Проверено 3 апреля 2017. Архивировано 18 апреля 2016 года.
  38. ↑ Константин Васильев: в Эстонию пока возвращаться не собираюсь. postimees. Проверено 3 апреля 2017. Архивировано 4 апреля 2017 года.
  39. 1 2 Виктор Сольц. Лучшим футболистом Эстонии признан Рагнар Клаван, rus.err.ee (18 ноября 2012). Архивировано 23 ноября 2015 года. Проверено 24 ноября 2014.
  40. ↑ Константин Васильев — лучший футболист Эстонии 2013 года!, Delfi (24 ноября 2013). Архивировано 4 марта 2016 года. Проверено 24 ноября 2014.
  41. ↑ Васильев попал в символическую сборную квалификационного раунда. postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  42. ↑ В Таллинне определят лауреата «Серебряного мяча». rus.err.ee. Проверено 7 апреля 2017. Архивировано 7 апреля 2017 года.
  43. ↑ Президент Эстонии наградил орденами трех спортсменов: Васильева, Наби и Пыллусте. postimees. Проверено 29 марта 2017. Архивировано 30 марта 2017 года.
  44. ↑ Vassiljev, Konstantin. National Football Teams. Проверено 14 октября 2016. Архивировано 28 августа 2016 года.
  45. ↑ Konstantin Vassiljev – International Appearances. rsssf.com. Проверено 27 марта 2018.

Ссылки

wiki.sc

Васильев Константин Википедия

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. Отец художника Алексей Алексеевич Васильев был главным инженером одного из заводов[1], а во время войны — активным участником партизанского движения. После войны его направили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.

Воспитанием детей (Константина и его двух сестёр) занималась мать, Клавдия Пармёновна, которая собрала дома хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мировой культуры и искусства.

С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин рано начал рисовать, в 11 лет он прошёл конкурс и был зачислен в Московскую среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И Сурикова. В 1957 году перевёлся в Казанское художественное училище (1957—1961), которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора. Его дипломной работой были эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х гг. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом[2]. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево [1].

Похоронили Константина Алексеевича в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[2].

Творчество

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им в 1968-69 годах, сменил манеру живописи.

Героика эпоса

Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX—XI веков[1]. Его привлекает мистика судеб: герои саг, как правило. погибают, чему предшествуют вещие сны и предзнаменования. Сила духа этих людей, ожидание гибели и готовность к ней стали темой, которую художник стал отображать.

В это же время Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер. Работая над картинами цикла «Кольцо Нибелунгов», Константин напевал арии Зигфрида, настраиваясь тем самым на нужную волну. Эта серия — собственное осмысление нравственной тематики эпоса Вагнера, а не просто иллюстрации к нему. Завершение графического цикла стало четырёхметровое полотно «Валькирия над сражённым Зигфридом», посвященное опере «Гибель богов». В ней Васильев не соглашается с вагнеровской трактовкой трагедии, когда герой становится жертвой страшной силы золота: его валькирия, как видение, спускается к Зигфриду на белом коне, призывая его подняться и возвратиться к подвигам.

Батальная живопись

В поисках героики в живописи Васильев не мог обойти тему борьбы советского народа с фашизмом. Его полотно «Парад 41-го» представляет это событие с необычного ракурса: взгляд направлен от Собора Василия Блаженного, поверх нарочито увеличенного Памятника Минину и Пожарскому. Это задает контрапункт между узнаванием картины знаменитого парада, с которого началась битва под Москвой, и символом народного сопротивления захватчикам. Парную к этой картину «Нашествие» Васильев сначала замышлял как батальную сцену борьбы тевтонов со славянами, однако после ряда переделок склонился к двум символам: мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.

Затем художник воплощает в живописи два шедевра русской военной музыки: «Прощание славянки» и «Тоска по родине». Всегда ограниченный в средствах, на сей раз он выбирает крупную форму: каждая картина имеет длину до 2 метров. К сожалению, «Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечен из воды уже после гибели Васильева.

Портрет маршала Г. К. Жукова замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере. «Зная, что на эту традицию навешен ярлык „высокопарного духа“, что она обругана и всячески уязвлена, Константин не побоялся перешагнуть запретный рубеж», — пишет исследователь творчества Васильева А. И. Доронин[1]. Легендарный маршал попирает ногами штандарты и знамена поверженного врага, его шинель на плечах подобна крыльям, вознёсшим его к славе, а за его спиной видны руины разрушенного, но не поверженного Сталинграда, за которыми пылает огонь возмездия.

Свечи и светочи

К теме русской судьбы Васильев обратился ещё в конце 1960-х годов, работая над образами «Слова о полку Игореве». Завершающим философским аккордом этой темы стала картина «Человек с филином», завершенная за несколько дней до гибели художника. В этой картине излюбленный предмет Васильева, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс»[3] и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображенный наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин, чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу. Филин — птица, для которой не существует тайн.

Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.

Начатое Васильевым творческое направление в искусстве перекликается с пророчеством известного критика начала XX века Сергея Дурылина: «Единственный путь освобождения от тирании упадка в искусстве есть путь символизма как художественного метода, мифотворчества как плоти искусства»[4].

Память

Настоящая большая слава пришла к художнику через десятилетия после его безвременной смерти. В Казани в 1996 году была открыта его галерея, 26 июня 2013 года преобразованная в музей[4].

Васильев как достопримечательность Казани

Галерея К. Васильева работала в частных помещениях с 1996 года, однако в 2011 году владельцы расторгли договор, и коллекция осталась без дома. Друзья художника и сотрудники музея обратились за поддержкой к деятелям культуры Татарстана, чтобы ходатайствовать перед руководством города и республики о предоставлении общественного помещения для музея. Идея была принята положительно: председатель правления Союза художников РТ Зуфар Гимаев подтвердил, что Казань и в России и за рубежом известна как город, где жил и творил художник Константин Васильев, а председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин предложил считать имя Константина Васильева брендом Казани, как имена Шаляпина и Нуриева[4]. За создание музея высказались в Союзе писателей, Союзе архитекторов РТ, в Обществе русской культуры, обществах белорусской, украинской, славянской культуры и т. д. Наконец, мэр Казани Ильсур Метшин принял решение подобрать музею К. Васильева подходящее помещение, которое было найдено в самом центре города, на пешеходной улице Баумана, на пересечении с ул. Астрономической — дореволюционный дом Петцольда. После реконструкции, длившейся 2 года, внутри здания был создан современно оборудованный музей, в котором собрано 90 % произведений художника[4]: к казанской части коллекции картин и графики добавилась московская, принадлежащая сестре художника Валентине Алексеевне Васильевой.

В музее создана мемориальная комната Константина Васильева, где помещены предметы обстановки, которые он использовал, мольберт, кисти. Под стеклом витрины лежит собственноручно написанное художником заявление современникам и потомкам: «Если мои картины не нужны Отечеству, то всё моё творчество следует признать неудавшимся»[4].

Другие знаки памяти

  • Музей Константина Васильева в посёлке Васильево
  • Малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982 году, названа в честь художника.

Работы Васильева

  • «Нашествие»[источник не указан 667 дней]
  • «Прощание славянки»
  • «Вотан»
  • «Свентовит»
  • «Валькирия над сражённым воином»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович»
  • «Маршал Жуков»
  • «Человек с филином»
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора» (1974 г., картон, пастель)
  • «Вольга и Микула» (1974 г.)
  • «Вознесение» (1964 г.)
  • «Андрей Первозванный» (1964 г.)
  • «Апостол»
  • «Струна»
  • «Илья Муромец побеждает христианскую чуму»
  • «Часовня» (1971 г.)[5]

Примечания

Ссылки

Литература

wikiredia.ru

Васильев, Константин Алексеевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Васильев.

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.

Биография

Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963).

В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972—1975).

Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).

Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт. Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).

Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево [magazines.russ.ru/din/2006/7/sh54.html]. Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать[1].

Творчество

Сначала писал в жанрах абстракции и сюрреализма. Затем, после кризиса, пережитого им 1968-69 годах, сменил манеру живописи. Источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, славянская и скандинавская мифологии. Картины, написанные в этот период, популярны среди русских неоязычников и антисемитов. Особенно популярна среди них картина «Илья Муромец побеждает христианскую чуму». Например, эта картина используется в качестве иллюстрации в книге Валерия Емельянова «Десионизация»[2].

Использовал псевдоним «Константин Великоросс»[3].

Память

  • Музей Константина Васильева в Казани
  • Малая планета (3930) Васильев, открытая в 1982 году, названа в честь художника.

Работы Васильева

  • «Прощание славянки»
  • «Вотан»
  • «Свентовит»
  • «Валькирия над сражённым воином»
  • «Достоевский, Фёдор Михайлович»
  • «Маршал Жуков»
  • «Человек с филином»
  • «Русалка»
  • «Лесная готика»
  • «Дар Святогора» (1974 г., картон, пастель)
  • «Вольга и Микула» (1974 г.)
  • «Вознесение» (1964 г.)
  • «Андрей Первозванный» (1964 г.)
  • «Апостол»
  • «Струна»
  • «Илья Муромец побеждает христианскую чуму»
  • «Часовня» (1971 г.)[4]

Напишите отзыв о статье «Васильев, Константин Алексеевич»

Примечания

  1. Анатолий Доронин «Руси волшебная палитра»
  2. Русское родноверие, 2012, с. 172-173.
  3. [zvezdapovolzhya.ru/kultura-i-iskusstvo/konstantin-velikoross-09-06-2012.html Константин Великоросс]
  4. [artpoisk.info/artist/vasil_ev_konstantin_alekseevich_1942/chasovnya_007/ Часовня — Васильев К. А. :: Артпоиск — русские художники]

Ссылки

  • [rozum.info/photo/7 Картины Константина Васильева]
  • [www.mmkv.org Сайт музея Константина Васильева]
  • [veliko-ross.ru Русский художник Константин Васильев]
  • [www.vasilyev-museum.ru Неофициальный сайт музея Константина Васильева. Фотогалерея, форум, комментарии к статьям.]
  • [www.etheroneph.com/audiosophia/163-konstantin-vasilev-i-muzyka.html Константин Васильев и музыка] — неизвестная сторона художника

Литература

Отрывок, характеризующий Васильев, Константин Алексеевич

– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *