Боруссия (футбольный клуб, Дортмунд) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2018; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 августа 2018; проверки требуют 13 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуБоруссия Дортмунд | |
---|---|
Полное название | Ballspielverein Borussia 09 e.V. Dortmund |
Прозвища | Die Borussen, Die Schwarzgelben (Чёрно-жёлтые), Der BVB, «Шмели» |
Основан | 19 декабря 1909 (108 лет) |
Стадион | «Сигнал Идуна Парк» |
Вместимость | 81 359 |
Президент |
ru.wikipedia.org
Дортмунд — Википедия
До́ртмунд (нем. Dortmund, н.-нем. Düörpm) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Население 585 352[5]. Является крупнейшим городом-частью 5-миллионной конурбации-мегалополиса Рурской области и вторым по размеру городом в 10-миллионном конгломерате городов Рейнско-Рурского региона.
Положение[править | править код]
Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Ринальда, точнее основание её западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58″ северной широты и 7°28’6″ восточной долготы.
Соседние города[править | править код]
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
Дортмунд состоит из 12 городских округов (stadtbezirk): трех центральных и кольца из десяти остальных.
|
Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся ещё к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Тротмани (нем. Throtmanni) относится к 880 году[6]. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли.
На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 году Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошёл в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 году получил разрешение на производство пива. После 1320 года в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война отрицательно сказалась на городе. В 1793 году население Дортмунда составляло всего 4500 человек[7].
До 1803 года он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн-Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 году Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошёл в состав префектуры Рурдепартамент.
После победы над Наполеоном город перешёл к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 году, так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 году судоходного канала Дортмунд — Эмс и городского порта.
В 1905 году вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 году, когда был поглощен город Хёрде, получивший статус города ещё в 1340 году.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98 % центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 года были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 года была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Численность[править | править код]
Панорама города В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.На протяжении Средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту её окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
Население на 30 июня 2016 года составило 585 352 человек[5].
Год | Население | Год | Население | Год | Население |
---|---|---|---|---|---|
1300 | 15 000 | 1 декабря 1885 ¹ | 78 435 | 25 сентября 1956 ¹ | 607 885 |
1380 | 8 000 | 1 декабря 1890 ¹ | 89 663 | 6 июня 1961 ¹ | 641 480 |
1480 | 7 500 | 2 декабря 1895 ¹ | 111 232 | 31 декабря 1965 | 657 804 |
1600 | 4 000 | 1 декабря 1900 ¹ | 142 733 | 27 мая 1970 ¹ | 639 634 |
1700 | 3 000 | 1 декабря 1905 ¹ | 175 577 | 31 декабря 1975 | 630 609 |
1793 | 4 500 | 1 декабря 1910 ¹ | 214 226 | 31 декабря 1980 | 608 297 |
1825 | 5 794 | 1 декабря 1916 ¹ | 268 077 | 31 декабря 1985 | 572 094 |
1 декабря 1834 ¹ | 6 860 | 5 декабря 1917 ¹ | 250 536 | 25 мая 1987 ¹ | 584 089 |
3 декабря 1849 ¹ | 10 515 | 8 октября 1919 ¹ | 295 026 | 31 декабря 1990 | 599 055 |
3 декабря 1858 ¹ | 22 099 | 16 июня 1925 ¹ | 321 743 | 31 декабря 1995 | 598 840 |
3 декабря 1861 ¹ | 23 300 | 16 июня 1933 ¹ | 540 875 | 31 декабря 2000 | 588 994 |
3 декабря 1864 ¹ | 27 400 | 17 мая 1939 ¹ | 542 261 | 31 июля 2005 | 584 939 |
3 декабря 1867 ¹ | 33 500 | 31 декабря 1945 | 433 156 | 31 декабря 2011 ¹ | 571 403 |
1 декабря 1871 ¹ | 44 420 | 29 октября 1946 ¹ | 436 491 | 31 декабря 2013 | 575 944 |
1 декабря 1880 ¹ | 66 544 | 13 сентября 1950 ¹ | 507 349 | 31 декабря 2014 | 580 511 |
¹ Результаты переписи
Демография[править | править код]
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4 %, доля женского — соответственно, 51,6 % [8].
Иностранцы составляют 12,7 % населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5 % иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5 %. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки[8].
Религия[править | править код]
34,6 % жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6 % — католики и 0,7 % — иудеи[8]. Отдельной статистики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают её в 6—8 %. 34,8 % населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Транспорт дальнего следования[править | править код]
Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A1, A2, A40, A42, A44, A45) и пяти скоростным трассам (B1, B54, B234, B235, B236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн человек — четвёртый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity, EuroCity) и сверхскоростные (Intercity-Express, Thalys) маршруты дальнего следования. Ещё одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Работы по реконструкция уже ведутся.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Украину, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одним из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт[править | править код]
Подвесная дорога H-BahnЖелезнодорожный пригородно-городской транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn электропоездов региона Рейн-Рур S1, S2, S4 и S5, а также многочисленными региональными экспрессами.
Внутригородской транспорт, включающий в себя восемь линий дортмундского скоростного трамвая и 56 маршрутов автобусов, ежегодно перевозит 125 млн пассажиров. Летом 2008 года последние две трамвайные линии (443,444) были заменены на линии скоростного трамвая U43 и U44 соответственно.
Отдельными достопримечательностями городского транспорта и города являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие между автовокзалами Дортмунда и Бергкамена, а также полностью автоматизированная подвесная железная дорога H-Bahn, пролегающая между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром.
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.
Город является «домом» футбольного клуба «Боруссия Дортмунд». Он один из наиболее титулованных немецких футбольных клубов. Боруссия — многократный чемпион Германии, обладатель Кубка кубков, победитель Лиги чемпионов. Член лиги G-14 вплоть до её роспуска в 2008 году. Домашний стадион — Signal Iduna Park (до 1 декабря 2005 — Вестфа́льский стадио́н, нем. Westfalenstadion) — крупнейший футбольный стадион Германии, вмещающий 81359 человек.
Замок на окраине городаВид с телевизионной башни в Дортмунде
[уточнить]
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 2 мая 2018.
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 16 мая 2018.
- ↑ ArchINFORM
- ↑ 1 2 https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/LaenderRegionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/Aktuell/05Staedte.html
- ↑ 1 2 Bevölkerung im Regierungsbezirk Arnsberg (нем.). Information und Technik. Nordrhein-Westfalen. Проверено 12 ноября 2017.
- ↑ Rudolf Kötzschke (Hrsg.): Die Urbare der Abtei Werden a. d. Ruhr (= Publikationen der Gesellschaft für rheinische Geschichtskunde XX: Rheinische Urbare). Bd. 2: A. Die Urbare vom 9.-13. Jahrhundert. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 3: B. Lagerbücher, Hebe- und Zinsregister vom 14. bis ins 17. Jahrhundert, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 4,I: Einleitung und Register. I. Namenregister. Hrsg. von Fritz Körholz, Düsseldorf 1978, Bd. 4,II: Einleitung, Kapitel IV: Die Wirtschaftsverfassung und Verwaltung der Großgrundherrschaft Werden. Sachregister. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1958
- ↑ Дортмунд в XVIII веке (недоступная ссылка) (нем.) — информация с официального сайта города
- ↑ 1 2 3 Jahresbericht Dortmunder Bevölkerung 2005, Stadt Dortmund — Amt für Statistik und Wahlen
- ↑ Музей стали «Hoesch» (Дортмунд) — Hoesch Museum
- ↑ Музей пивоварения (Дортмунд) — Brauerei-Museum Dortmund
ru.wikiyy.com
Дортмунд Википедия
До́ртмунд (нем. Dortmund, н.-нем. Düörpm) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Население 585 352[5]. Является крупнейшим городом-частью 5-миллионной конурбации-мегалополиса Рурской области и вторым по размеру городом в 10-миллионном конгломерате городов Рейнско-Рурского региона.
География
Положение
Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Ринальда, точнее основание её западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58″ северной широты и 7°28’6″ восточной долготы.
Соседние города
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
Административная структура
Дортмунд состоит из 12 городских округов (stadtbezirk): трех центральных и кольца из десяти остальных.
|
История
Гравюра Дортмунда 1618 год. Открытка Дортмунда, 1913 год.Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся ещё к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Тротмани (нем. Throtmanni) относится к 880 году[6]. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли.
На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 году Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошёл в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 году получил разрешение на производство пива. После 1320 года в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война отрицательно сказалась на городе. В 1793 году население Дортмунда составляло всего 4500 человек[7].
До 1803 года он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн-Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 году Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошёл в состав префектуры Рурдепартамент.
После победы над Наполеоном город перешёл к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 году, так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 году судоходного канала Дортмунд — Эмс и городского порта.
В 1905 году вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 году, когда был поглощен город Хёрде, получивший статус города ещё в 1340 году.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98 % центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 года были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 года была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Население
Численность
Панорама городаВ XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.
На протяжении Средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту её окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
Население на 30 июня 2016 года составило 585 352 человек[5].
Год | Население | Год | Население | Год | Население |
---|---|---|---|---|---|
1300 | 15 000 | 1 декабря 1885 ¹ | 78 435 | 25 сентября 1956 ¹ | 607 885 |
1380 | 8 000 | 1 декабря 1890 ¹ | 89 663 | 6 июня 1961 ¹ | 641 480 |
1480 | 7 500 | 2 декабря 1895 ¹ | 111 232 | 31 декабря 1965 | 657 804 |
1600 | 4 000 | 1 декабря 1900 ¹ | 142 733 | 27 мая 1970 ¹ | 639 634 |
1700 | 3 000 | 1 декабря 1905 ¹ | 175 577 | 31 декабря 1975 | 630 609 |
1793 | 4 500 | 1 декабря 1910 ¹ | 214 226 | 31 декабря 1980 | 608 297 |
1825 | 5 794 | 1 декабря 1916 ¹ | 268 077 | 31 декабря 1985 | 572 094 |
1 декабря 1834 ¹ | 6 860 | 5 декабря 1917 ¹ | 250 536 | 25 мая 1987 ¹ | 584 089 |
3 декабря 1849 ¹ | 10 515 | 8 октября 1919 ¹ | 295 026 | 31 декабря 1990 | 599 055 |
3 декабря 1858 ¹ | 22 099 | 16 июня 1925 ¹ | 321 743 | 31 декабря 1995 | 598 840 |
3 декабря 1861 ¹ | 23 300 | 16 июня 1933 ¹ | 540 875 | 31 декабря 2000 | 588 994 |
3 декабря 1864 ¹ | 27 400 | 17 мая 1939 ¹ | 542 261 | 31 июля 2005 | 584 939 |
3 декабря 1867 ¹ | 33 500 | 31 декабря 1945 | 433 156 | 31 декабря 2011 ¹ | 571 403 |
1 декабря 1871 ¹ | 44 420 | 29 октября 1946 ¹ | 436 491 | 31 декабря 2013 | 575 944 |
1 декабря 1880 ¹ | 66 544 | 13 сентября 1950 ¹ | 507 349 | 31 декабря 2014 | 580 511 |
¹ Результаты переписи
Демография
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4 %, доля женского — соответственно, 51,6 %[8].
Иностранцы составляют 12,7 % населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5 % иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5 %. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки[8].
Религия
34,6 % жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6 % — католики и 0,7 % — иудеи[8]. Отдельной статистики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают её в 6—8 %. 34,8 % населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Транспорт
Транспорт дальнего следования
Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A1, A2, A40, A42, A44, A45) и пяти скоростным трассам (B1, B54, B234, B235, B236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн человек — четвёртый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity, EuroCity) и сверхскоростные (Intercity-Express, Thalys) маршруты дальнего следования. Ещё одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Работы по реконструкция уже ведутся.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Украину, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одним из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт
Подвесная дорога H-BahnЖелезнодорожный пригородно-городской транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn электропоездов региона Рейн-Рур S1, S2, S4 и S5, а также многочисленными региональными экспрессами.
Внутригородской транспорт, включающий в себя восемь линий дортмундского скоростного трамвая и 56 маршрутов автобусов, ежегодно перевозит 125 млн пассажиров. Летом 2008 года последние две трамвайные линии (443,444) были заменены на линии скоростного трамвая U43 и U44 соответственно.
Отдельными достопримечательностями городского транспорта и города являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие между автовокзалами Дортмунда и Бергкамена, а также полностью автоматизированная подвесная железная дорога H-Bahn, пролегающая между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром.
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.
Образование
Спорт
Город является «домом» футбольного клуба «Боруссия Дортмунд». Он один из наиболее титулованных немецких футбольных клубов. Боруссия — многократный чемпион Германии, обладатель Кубка кубков, победитель Лиги чемпионов. Член лиги G-14 вплоть до её роспуска в 2008 году. Домашний стадион — Signal Iduna Park (до 1 декабря 2005 — Вестфа́льский стадио́н, нем. Westfalenstadion) — крупнейший футбольный стадион Германии, вмещающий 81359 человек.
Достопримечательности
Замок на окраине городаГорода-побратимы
Галерея
Вид с телевизионной башни в Дортмунде
[уточнить]
Интересные факты
Примечания
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 2 мая 2018.
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 16 мая 2018.
- ↑ ArchINFORM
- ↑ 1 2 https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/LaenderRegionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/Aktuell/05Staedte.html
- ↑ 1 2 Bevölkerung im Regierungsbezirk Arnsberg (нем.). Information und Technik. Nordrhein-Westfalen. Проверено 12 ноября 2017.
- ↑ Rudolf Kötzschke (Hrsg.): Die Urbare der Abtei Werden a. d. Ruhr (= Publikationen der Gesellschaft für rheinische Geschichtskunde XX: Rheinische Urbare). Bd. 2: A. Die Urbare vom 9.-13. Jahrhundert. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 3: B. Lagerbücher, Hebe- und Zinsregister vom 14. bis ins 17. Jahrhundert, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 4,I: Einleitung und Register. I. Namenregister. Hrsg. von Fritz Körholz, Düsseldorf 1978, Bd. 4,II: Einleitung, Kapitel IV: Die Wirtschaftsverfassung und Verwaltung der Großgrundherrschaft Werden. Sachregister. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1958
- ↑ Дортмунд в XVIII веке (недоступная ссылка) (нем.) — информация с официального сайта города
- ↑ 1 2 3 Jahresbericht Dortmunder Bevölkerung 2005, Stadt Dortmund — Amt für Statistik und Wahlen
- ↑ Музей стали «Hoesch» (Дортмунд) — Hoesch Museum
- ↑ Музей пивоварения (Дортмунд) — Brauerei-Museum Dortmund
Ссылки
wikiredia.ru
Дортмунд — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Перейти до навігації Перейти до пошукуДортмунд Dortmund | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||
Основні дані | |||||
51°31′ пн. ш. 7°28′ сх. д. / 51.517° пн. ш. 7.467° сх. д. / 51.517; 7.467 | |||||
Країна | Німеччина | ||||
Регіон | Північний Рейн-Вестфалія | ||||
Столиця для | Ruhr Department |
uk.wikipedia.org
Дортмунд — Википедия (с комментариями)
Поделись знанием:Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Город Дортмунд
Ошибка выражения: неожидаемый оператор < Ошибка выражения: неожидаемый оператор < |
До́ртмунд (нем. Dortmund, н.-нем. Düörpm) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Население 580,5 тыс. человек (конец 2014). Является крупнейшим городом-частью 5-миллионной конурбации-мегалополиса Рурштадт и вторым по размеру городом в 10-миллионном конгломерате городов Рейнско-Рурского региона.
География
Положение
Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Ринальда, точнее основание её западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58″ северной широты и 7°28’6″ восточной долготы.
Соседние города
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
Административная структура
Дортмунд состоит из 13 городских округов (stadtbezirk): трех центральных и кольца из десяти остальных.
|
История
Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся ещё к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Тротмани (нем. Throtmanni) относится к 880 году[1]. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли.
На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 году Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошёл в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 году получил разрешение на производство пива. После 1320 года в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война отрицательно сказалась на городе. В 1793 году население Дортмунда составляло всего 4500 человек[2].
До 1803 года он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн-Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 году Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошёл в состав префектуры Рурдепартамент.
После победы над Наполеоном город перешёл к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 году, так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 году судоходного канала Дортмунд — Эмс и городского порта.
В 1905 году вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 году, когда был поглощен город Хёрде, получивший статус города ещё в 1340 году.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98 % центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 года были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 года была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Население
Численность
В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.
На протяжении Средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту её окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
Численность населения города по данным на 31 декабря 2011 года (с учётом итогов переписи 2011) составила 571 403 жителей (причём ранее на ту же дату оценивалась в 580 956 жителей)[3]. По данным на 31 декабря 2000 года в городе жило 588 994 человек, на 1990 год — 599 055 человек, на 1970 год — 640 642 человек[4]
Год | Население | Год | Население | Год | Население |
---|---|---|---|---|---|
1300 | 15 000 | 1 декабря 1885 ¹ | 78 435 | 25 сентября 1956 ¹ | 607 885 |
1380 | 8 000 | 1 декабря 1890 ¹ | 89 663 | 6 июня 1961 ¹ | 641 480 |
1480 | 7 500 | 2 декабря 1895 ¹ | 111 232 | 31 декабря 1965 | 657 804 |
1600 | 4 000 | 1 декабря 1900 ¹ | 142 733 | 27 мая 1970 ¹ | 639 634 |
1700 | 3 000 | 1 декабря 1905 ¹ | 175 577 | 31 декабря 1975 | 630 609 |
1793 | 4 500 | 1 декабря 1910 ¹ | 214 226 | 31 декабря 1980 | 608 297 |
1825 | 5 794 | 1 декабря 1916 ¹ | 268 077 | 31 декабря 1985 | 572 094 |
1 декабря 1834 ¹ | 6 860 | 5 декабря 1917 ¹ | 250 536 | 25 мая 1987 ¹ | 584 089 |
3 декабря 1849 ¹ | 10 515 | 8 октября 1919 ¹ | 295 026 | 31 декабря 1990 | 599 055 |
3 декабря 1858 ¹ | 22 099 | 16 июня 1925 ¹ | 321 743 | 31 декабря 1995 | 598 840 |
3 декабря 1861 ¹ | 23 300 | 16 июня 1933 ¹ | 540 875 | 31 декабря 2000 | 588 994 |
3 декабря 1864 ¹ | 27 400 | 17 мая 1939 ¹ | 542 261 | 31 июля 2005 | 584 939 |
3 декабря 1867 ¹ | 33 500 | 31 декабря 1945 | 433 156 | 31 декабря 2011 ¹ | 571 403 |
1 декабря 1871 ¹ | 44 420 | 29 октября 1946 ¹ | 436 491 | 31 декабря 2013 | 575 944 |
1 декабря 1880 ¹ | 66 544 | 13 сентября 1950 ¹ | 507 349 | 31 декабря 2014 | 580 511 |
¹ Результаты переписи
Демография
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4 %, доля женского — соответственно, 51,6 %[5].
Иностранцы составляют 12,7 % населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5 % иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5 %. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки[5].
Религия
34,6 % жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6 % — католики и 0,7 % — иудеи[5]. Отдельной статистики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают её в 6—8 %. 34,8 % населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Экономика
Транспорт
Транспорт дальнего следования
Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A1, A2, A40, A42, A44, A45) и пяти скоростным трассам (B1, B54, B234, B235, B236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн человек — четвёртый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity, EuroCity) и сверхскоростные (Intercity-Express) маршруты дальнего следования. Ещё одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Работы по реконструкция уже ведутся.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Украину, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одним из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт
Железнодорожный пригородно-городской транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn электропоездов региона Рейн-Рур S1, S2, S4 и S5, а также многочисленными региональными экспрессами.
Внутригородской транспорт, включающий в себя восемь линий дортмундского скоростного трамвая и 56 маршрутов автобусов, ежегодно перевозит 125 млн пассажиров. Летом 2008 года последние две трамвайные линии (443,444) были заменены на линии скоростного трамвая U43 и U44 соответственно.
Отдельными достопримечательностями городского транспорта и города являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие между автовокзалами Дортмунда и Бергкамена, а также полностью автоматизированная подвесная железная дорога H-Bahn, пролегающая между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром.
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.
Культура
Спорт
Город является «домом» футбольного клуба «Боруссия Дортмунд». Он один из наиболее титулованных немецких футбольных клубов. Боруссия — многократный чемпион Германии, обладатель Кубка кубков, победитель Лиги чемпионов. Член лиги G-14 вплоть до её роспуска в 2008 году. Домашний стадион — Signal Iduna Park (до 1 декабря 2005 — Вестфа́льский стадио́н, нем. Westfalenstadion) — крупнейший футбольный стадион Германии, вмещающий 81359 человек.
Достопримечательности
Города-побратимы
Галерея
Вид с телевизионной башни в Дортмунде <center><center> Вид с телевизионной башни в Дортмунде <center>
</div> </div> </div>
Aplerbeck Haus Rodenberg.jpg
Dortmund Haus Sölde 3.jpg
Dortmund-Oestliche-Innenstadt-009.JPG
IMG 7667Hafen-Dortmund-.jpg
Hoerde Stiftskirche v SO.jpg
Westfalenpark mit Florian.jpg
Dortmund Oper Kaufmann.jpg
Konzerthaus Dortmud Detail.jpg
Dortmunder U mit Animation.jpg
[уточнить]
Напишите отзыв о статье «Дортмунд»
Примечания
- ↑ Rudolf Kötzschke (Hrsg.): Die Urbare der Abtei Werden a. d. Ruhr (= Publikationen der Gesellschaft für rheinische Geschichtskunde XX: Rheinische Urbare). Bd. 2: A. Die Urbare vom 9.-13. Jahrhundert. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 3: B. Lagerbücher, Hebe- und Zinsregister vom 14. bis ins 17. Jahrhundert, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 4,I: Einleitung und Register. I. Namenregister. Hrsg. von Fritz Körholz, Düsseldorf 1978, Bd. 4,II: Einleitung, Kapitel IV: Die Wirtschaftsverfassung und Verwaltung der Großgrundherrschaft Werden. Sachregister. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1958
- ↑ [http://stadtgeschichte.dortmund.de/project/assets/template1.jsp?smi=4.1&smi=4.0&tid=17489 Дортмунд в XVIII веке] (нем.) — информация с официального сайта города
- ↑ [https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/LaenderRegionen/Regionales/Regionaldaten.html Statistisches Bundesamt]: [https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/LaenderRegionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/Aktuell/Zensus_Gemeinden.xls;jsessionid=E514CCE99993ECC0A7A8AAACFDDDB0CA.cae2?__blob=publicationFile Gemeinden in Deutschland nach Bevölkerung am 31.12.2011 auf Grundlage des Zensus 2011 und früherer Zählungen]
- ↑ [http://pop-stat.mashke.org/germany-cities.htm Города и сельские населённые пункты федеральных земель Германии] по данным [http://pop-stat.mashke.org/links.htm официальных источников ФРГ] (нем.)
- ↑ 1 2 3 Jahresbericht Dortmunder Bevölkerung 2005, Stadt Dortmund — Amt für Statistik und Wahlen
- ↑ [http://upashi.livejournal.com/25228.html Музей стали «Hoesch» (Дортмунд) — Hoesch Museum]
- ↑ [http://upashi.livejournal.com/25458.html Музей пивоварения (Дортмунд) — Brauerei-Museum Dortmund]
Ссылки
- [http://www.dortmund.de/ Официальный сайт города Дортмунд]
- [http://www.do-foto.de/ Обширная частная коллекция фотографий Дортмунда]
Отрывок, характеризующий Дортмунд
И ещё, найти номера домов, даже при самом большом желании, там было почти что невозможно. Как, например, в тот момент я стояла между домами № 2 и № 26, и никак не могла понять, как же такое может быть?!. И гадала, где же мой «пропавший» дом № 12?.. В этом не было никакой логики, и я никак не могла понять, как люди в таком хаосе могут жить?Наконец-то с чужой помощью мне удалось каким-то образом найти нужный дом, и я уже стояла у закрытой двери, гадая, как же встретит меня этот совершенно мне незнакомый человек?..
Я встречала таким же образом много чужих, неизвестных мне людей, и это всегда вначале требовало большого нервного напряжения. Я никогда не чувствовала себя комфортно, врываясь в чью то частную жизнь, поэтому, каждый такой «поход» всегда казался мне чуточку сумасшедшим. И ещё я прекрасно понимала, как дико это должно было звучать для тех, кто буквально только что потерял родного им человека, а какая-то маленькая девочка вдруг вторгалась в их жизнь, и заявляла, что может помочь им поговорить с умершей женой, сестрой, сыном, матерью, отцом… Согласитесь – это должно было звучать для них абсолютно и полностью ненормально! И, если честно, я до сих пор не могу понять, почему эти люди слушали меня вообще?!.
Так и сейчас я стояла у незнакомой двери, не решаясь позвонить и не представляя, что меня за ней ждёт. Но тут же вспомнив Кристину и Вэсту и мысленно обругав себя за свою трусость, я усилием воли заставила себя поднять чуть дрожавшую руку и нажать кнопку звонка…
За дверью очень долго никто не отвечал. Я уже собралась было уйти, как дверь внезапно рывком распахнулась, и на пороге появился, видимо бывший когда-то красивым, молодой мужчина. Сейчас, к сожалению, впечатление от него было скорее неприятное, потому, что он был попросту очень сильно пьян…
Мне стало страшно, и первая мысль была побыстрее оттуда уйти. Но рядом со мной, я чувствовала бушующие эмоции двух очень взволнованных существ, которые готовы были пожертвовать бог знает чем, только бы этот пьяный и несчастный, но такой родной и единственный им человек наконец-то хоть на минуту их услышал….
– Ну, чего тебе?! – довольно агрессивно начал он.
Он был по-настоящему очень сильно пьян и всё время качался из стороны в сторону, не имея сил крепко держаться на ногах. И тут только до меня дошло, что значили слова Вэсты, что папа бывает «не настоящим»!.. Видимо девчушка видела его в таком же состоянии, и это никак не напоминало ей того, её папу, которого она знала и любила всю свою коротенькую жизнь. Вот поэтому-то, она и называла его «не настоящим»…
– Пожалуйста, не бойся его. – Прозвучал в моей голове её голосок, как будто она почувствовала, о чём я в тот момент думаю. Это заставило меня собраться и заговорить.
– Я хотела бы с вами поговорить, – успокаивающе сказала я. – Можно мне войти?
– Зачем? – почти зло спросил мужчина.
– Только пожалуйста, не волнуйтесь… У меня к вам поручение… Я вам принесла вести от вашей дочери… Она здесь, со мной, если хотите с ней поговорить.
Я боялась подумать, какую реакцию у этого, вдребезги пьяного, человека вызовут мои слова. И как оказалось – не очень-то ошиблась…
Он взревел, как раненый зверь, и я испугалась, что вот сейчас сбегутся все соседи и мне придётся уйти, так ничего и не добившись…
– Не сметь!!!! – бушевал, разъярённый моими словами, отец. – Ты откуда такая взялась? Убирайся!..
Я не знала, что ему сказать, как объяснить? Да и стоило ли?.. Ведь всё равно он почти ничего в данный момент не понимал. Но тоненький голосок опять прошептал:
– Не бойся, пожалуйста… Скажи ему, что я здесь. Я много раз его таким видела…
– Простите меня, Артур. Ведь так вас зовут? Хотите вы верить или нет, но со мною и правда сейчас здесь находится ваша дочь и она видит всё, что вы говорите или делаете.
Он на секунду уставился на меня почти что осмысленным взором, и я уже успела обрадоваться, что всё обойдётся, как вдруг сильные руки подняли меня с земли и поставили по другую сторону порога, быстро захлопнув прямо у меня перед носом злосчастную дверь…
К своему стыду, я совершенно растерялась… Конечно же, за всё это время, что я общалась с умершими, было всякое. Некоторые люди злились уже только за то, что какая-то незнакомая девчонка вдруг посмела потревожить их покой… Некоторые просто вначале не верили в реальность того, о чём я пыталась им рассказать… А некоторые не хотели говорить вообще, так как я была им чужой. Всякое было…. Но чтобы вот так просто выставили за дверь – такого не было никогда. И я опять же, как иногда это со мной бывало, почувствовала себя маленькой и беспомощной девочкой, и очень захотела, чтобы какой-то умный взрослый человек вдруг дал бы мне хороший совет, от которого сразу решились бы все проблемы и всё стало бы на свои места.
Но, к сожалению, такого «взрослого» рядом не было, и выпутываться из всего приходилось мне самой. Так что, зажмурившись и глубоко вздохнув, я собрала свои «дрожащие» эмоции в кулак и опять позвонила в дверь…
Опасность всегда не так страшна, когда знаешь, как она выглядит… Вот так и здесь – я сказала себе, что имею дело всего-навсего с пьяным, озлобленным болью человеком, которого я ни за что больше не буду бояться.
На этот раз дверь открылась намного быстрее. На пьяном лице Артура было неописуе-мое удивление.
– Да неужто опять ты?!.. – не мог поверить он.
Я очень боялась, что он опять захлопнет дверь, и тогда уже у меня не останется никаких шансов…
– Папа, папочка, не обижай её! Она уйдёт и тогда уже никто нам не поможет!!! – чуть не плача шептала девчушка. – Это я, твой лисёнок! Помнишь, как ты мне обещал отвезти меня на волшебную гору?!.. Помнишь? – Она «впилась» в меня своими круглыми умоляющими глазёнками, отчаянно прося повторить её слова. Я посмотрела на её мать – Кристина тоже кивнула.
Это никак не казалось мне хорошей идеей, но решать за них я не имела права, потому, что это была их жизнь и это был, вероятнее всего, их последний разговор…
Я повторила слова малышки, и тут же ужаснулась выражению лица её несчастного отца – казалось, только что ему прямо в сердце нанесли глубокий ножевой удар…
Я пыталась с ним говорить, пыталась как-то успокоить, но он был невменяем и ничего не слышал.
– Пожалуйста, войди внутрь! – прошептала малышка.
Кое-как протиснувшись мимо него в дверной проём, я вошла… В квартире стоял удушливый запах алкоголя и чего-то ещё, что я никак не могла определить.
Когда-то давно это видимо была очень приятная и уютная квартира, одна из тех, которые мы называли счастливыми. Но теперь это был настоящий «ночной кошмар», из которого её владелец, видимо, не в состоянии был выбраться сам…
Какие-то разбитые фарфоровые кусочки валялись на полу, перемешавшись с порванными фотографиями, одеждой, и бог знает ещё с чем. Окна были завешаны занавесками, от чего в квартире стоял полумрак. Конечно же, такое «бытиё» могло по-настоящему навеять только смертельную тоску, иногда сопровождающуюся самоубийством…
Видимо у Кристины появились схожие мысли, потому что она вдруг в первый раз меня попросила:
– Пожалуйста, сделай что-нибудь!
Я ей тут же ответила: «Конечно!» А про себя подумала: «Если б я только знала – что!!!»… Но надо было действовать, и я решила, что буду пробовать до тех пор, пока чего-то да не добьюсь – или он меня наконец-то услышит, или (в худшем случае) опять выставит за дверь.
– Так вы будете говорить или нет? – намеренно зло спросила я. – У меня нет времени на вас, и я здесь только потому, что со мной этот чудный человечек – ваша дочь!
Мужчина вдруг плюхнулся в близ стоявшее кресло и, обхватив голову руками, зарыдал… Это продолжалось довольно долго, и видно было, что он, как большинство мужчин, совершенно не умел плакать. Его слёзы были скупыми и тяжёлыми, и давались они ему, видимо, очень и очень нелегко. Тут только я первый раз по-настоящему поняла, что означает выражение «мужские слёзы»…
Я присела на краешек какой-то тумбочки и растерянно наблюдала этот поток чужих слёз, совершенно не представляя, что же делать дальше?..
– Мама, мамочка, а почему здесь такие страшилища гуляют? – тихо спросил испуганный голосок.
И только тут я заметила очень странных существ, которые буквально «кучами» вились вокруг пьяного Артура…
У меня зашевелились волосы – это были самые настоящие «монстры» из детских сказок, только здесь они почему-то казались даже очень и очень реальными… Они были похожи на выпущенных из кувшина злых духов, которые каким-то образом сумели «прикрепиться» прямо к груди бедного человека, и, вися на нём гроздьями, с превеликим наслаждением «пожирали» его, почти что уже иссякшую, жизненную силу…
Я чувствовала, что Вэста испугана до щенячьего визга, но изо всех сил пытается этого не показать. Бедняжка в ужасе наблюдала, как эти жуткие «монстры» с удовольствием и безжалостно «кушали» её любимого папу прямо у неё на глазах… Я никак не могла сообразить, что же делать, но знала, что надо действовать быстро. Наскоро осмотревшись вокруг и не найдя ничего лучше, я схватила кипу грязных тарелок и изо всех сил швырнула на пол… Артур от неожиданности подпрыгнул в кресле и уставился на меня полоумными глазами.
– Нечего раскисать! – закричала я, – посмотрите, каких «друзей» вы привели к себе в дом!
Я не была уверенна, увидит ли он то же самое, что видели мы, но это была моя единственная надежда как-то его «очухать» и таким образом заставить хоть самую малость протрезветь.
По тому, как его глаза вдруг полезли на лоб, оказалось – увидел… В ужасе шарахнувшись в угол, он не мог отвезти взгляд от своих «симпатичных» гостей и, не в состоянии вымолвить ни слова, только показывал на них дрожащей рукой. Его мелко трясло, и я поняла, что если ничего не сделать, у бедного человека начнётся настоящий нервный припадок.
Я попробовала мысленно обратиться к этим странными монстроподобными существам, но ничего путного из этого не получилось; они лишь зловеще «рычали», отмахиваясь от меня своими когтистыми лапами, и не оборачиваясь, послали мне прямо в грудь очень болезненный энергетический удар. И тут же, один из них «отклеился» от Артура и, присмотрев, как он думал, самую лёгкую добычу, прыгнул прямо на Вэсту… Девчушка от неожиданности дико завизжала, но – надо отдать должное её храбрости – тут же начала отбиваться, что было сил. Они оба, и он и она, были такими же бестелесными су
o-ili-v.ru
Дортмунд — Традиция
До́ртмунд (нем. Dortmund) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. Население 587 830 чел. человек (2005).
Положение[править]
Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Райнольда, точнее основание ее западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58» северной широты и 7°28’6″ восточной долготы
Соседние города[править]
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
Административная структура[править]
Дортмунд состоит из 12 округов (Stadtbezirk): трех центральных и кольца из девяти остальных.
|
Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся еще к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Throtmanni относится к 880—885 г. В 990 г. Дортмунду было пожаловано право торговли. На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 г. Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошел в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 г. получил разрешение на производство пива. После 1320 г. в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война тяжело сказалась на городе. В 1793 г. население Дортмунда составляло всего 4.500 человек[Источник?]. До 1803 г. он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн — Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 г. Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошел в состав префектуры Рурдепартамент. После победы над Наполеоном город перешел к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 г., так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 г. Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 г. судоходного канала Дормунд — Эмс и городского порта.
В 1905 г. вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 г., когда был поглощен г. Хёрде, получивший статус города еще в 1340 г.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98% центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 г. были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 г. была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Численность[править]
В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.
На протяжении средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту ее окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
|
|
|
¹ Результаты переписи
Демография[править]
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4%, доля женского — соответственно, 51,6%.[1]
Иностранцы составляют 12,7% населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5% иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5%. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки.[1]
Религия[править]
34,6% жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6% — католики и 0,7% — иудеи.[1] Отдельной статисттики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают ее в 6—8%. 34,8% населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Транспорт дальнего следования[править]
Дортмундский вокзал. Дортмундский аэропорт Контейнерная гавань дортмундского портаДортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A 1, A 2, A 40, A 42, A 44, A 45) и пяти скоростным трассам (B 1, B 54, B 234, B 235, B 236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн. человек — четвертый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity/IC, EuroCity/EC) и сверхскоростные (InterCityExpress/ICE) маршруты дальнего следования. Еще одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Строительство должно начаться после Чемпионата мира по футболу 2006.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одном из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт[править]
Подвесная дорога H-BahnЖелезнодорожный пригородный транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn S 1, S 2, S 4 и S 5, а также многочисленными региональными экспрессами. Внутригородской транспорт, включающий в себя 6 линий метро, 2 трамвайных маршрута и 56 линий автобусов, ежегодно перевозит 125 млн. пассажиров. К 2008 г. планируется заменить два последних трамвайных маршрута на линии метрополитена. Отдельной достопримечательностью являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие межу автовокзалами Дортмунда и Бергкамена.
Между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром пролегает полностью автоматизированная подвесная железная дорога (H-Bahn).
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.
Достопримечательности[править]
Дортмунд. Ратуша.- Старый рынок
- Церковь Рейнольди
- Церковь св. Эвальда
- Старая ратуша
- Церковь св. Петра
- Пасторская церковь (Propsteikirche)
- Церковь св. Марии
- Индустриальные музеи
- Шахта «Цоллерн» — Zeche Zollern
- Коксовый завод «Ганза» — Kokerei Hansa
- ↑ а б в Jahresbericht Dortmunder Bevölkerung 2005, Stadt Dortmund — Amt für Statistik und Wahlen
br:Dortmund diq:Dortmund eo:Dortmund lmo:Dortmund lt:Dortmundas lv:Dortmunde nn:Dortmund vo:Dortmund
traditio.wiki
Дортмунд википедия — википедия карта Дортмунда — информация из википедии на карте
До́ртмунд (нем. Dortmund, н.-нем. Düörpm) — город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Население 585 352. Является крупнейшим городом-частью 5-миллионной конурбации-мегалополиса Рурской области и вторым по размеру городом в 10-миллионном конгломерате городов Рейнско-Рурского региона.
География
Положение
Дортмунд расположен на западе Германии в Рурской области.
Южнее города находятся отроги гор Ардайского массива, на севере Дортмунд граничит с областью Мюнстерланд. На востоке находится Зостская равнина, на западе — Рурский бассейн. Дортмунд лежит в верхнем течении Эмшера и среднем течении Рура, в который южнее города впадает Ленне. На севере протекает Липпе. Канал Дортмунд — Эмс соединяет Дортмунд с сетью каналов речного транспорта.
Самой высокой точкой Дортмунда является расположенная в районе Зибург гора Клузенберг (нем. Klusenberg) (254 м), самой низкой — находящееся на высоте 50 м место пересечения рекой Эмшер границы города.
Центром города и точкой отсчета всех расстояний является церковь св. Ринальда, точнее основание её западной башни, расположенное на высоте 85,42 м на 51°30’58″ северной широты и 7°28’6″ восточной долготы.
Соседние города
На северо-западе Дортмунд граничит входящими в округ Реклингхаузен городами Кастроп-Рауксель и Вальтроп. Восточные соседи — Люнен, Камен, Унна входят в округ Унна. За короткой границей с Хагеном на юге следует округ Эннепе-Рур (Хердеке, Виттен). Вдоль западной границы города простирается Бохум.
Административная структура
Дортмунд состоит из 12 городских округов (stadtbezirk): трех центральных и кольца из десяти остальных.
|
История
Гравюра Дортмунда 1618 год.
Открытка Дортмунда, 1913 год.
Первые поселения на территории современного Дортмунда относятся ещё к бронзовому веку. Первое упоминание города под именем Тротмани (нем. Throtmanni) относится к 880 году. В 990 году Дортмунду было пожаловано право торговли.
На протяжении IX—XI веков представлял собой небольшую деревню. В 1152 году Фридрих Барбаросса обосновался здесь и перестроил город после пожара. Дортмунд вошёл в Ганзейскую лигу, получил статус имперского города, в 1293 году получил разрешение на производство пива. После 1320 года в документах название города становится близким к нынешнему — Дорпмунде (Dorpmunde).
Тридцатилетняя война отрицательно сказалась на городе. В 1793 году население Дортмунда составляло всего 4500 человек.
До 1803 года он числился свободным имперским городом округа Нижний Рейн-Вестфалия, затем стал эксклавом княжества Ораниен-Нассау. В 1806 году Дортмунд, как часть французского великого герцогства Бергского вошёл в состав префектуры Рурдепартамент.
После победы над Наполеоном город перешёл к прусской провинции Вестфалия. Здесь Дортмунд стал центром округа в составе региона Арнсберг, откуда был исключен в 1875 году, так как стал городом земельного подчинения.
С середины XIX века благодаря угледобыче и сталеплавильной индустрии начался новый период расцвета Дортмунда и превращение его в индустриальный город. После открытия в 1847 году Кёльнско-Минденской железной дороги Дортмунд стал одним из крупнейших железнодорожных узлов Рурского региона. Следующим важным толчком экономического развития города стало открытие в 1899 году судоходного канала Дортмунд — Эмс и городского порта.
В 1905 году вхождением в состав Дортмунда общины Кёрне начался период интенсивного поглощения окружающих сел и деревень, достигший своего пика в 1928 году, когда был поглощен город Хёрде, получивший статус города ещё в 1340 году.
Во время Второй мировой войны город (в том числе и его историческая часть) был практически полностью разрушен. 98 % центра города лежали в руинах и источники того времени считали, что его восстановление не имеет смысла. Однако высокий спрос на уголь и сталь во всем мире привел к неожиданно быстрому восстановлению города. Уже к июню 1945 года были восстановлены все угольные шахты, а 31 декабря 1945 года была восстановлена первая доменная печь. В 1950 году Дортмунд уже насчитывал 500 000 человек.
Население
Численность
Панорама города
В XIV веке, во времена членства Дортмунда в Ганзейском союзе, он был, наряду с близлежащими Кёльном и Зостом, одним из крупнейших городов на территории современной Германии. Некоторые источники считают, что население города в тот период превышало 15 000 человек, однако большинство историков ограничивают его 6—10 тысячами.
На протяжении Средних веков в результате войн и эпидемий численность населения снизилась до 4000, однако благодаря индустриализации выросла к 1895 г. до 110 000.
После поглощения г. Хёрде и многих окружающих сел в 1929 г. в Дортмунде проживало 536 000 человек. Вторая мировая война оставила город практически полностью разрушенным и потерявшим около половины своего населения. К моменту её окончания здесь проживало лишь 340 000 человек.
После окончания войны множество людей, бежавших в сельские регионы, вернулись в Дортмунд. Население резко выросло. В 1965 г. было зарегистрировано максимальное значение в 657 804 человек. Однако массовые закрытия шахт и всемирный стальной кризис 1975 г. остановили дальнейший рост числа жителей. Вплоть до последних лет население города постоянно снижалось.
Население на 30 июня 2016 года составило 585 352 человек.
Год | Население | Год | Население | Год | Население |
---|---|---|---|---|---|
1300 | 15 000 | 1 декабря 1885 ¹ | 78 435 | 25 сентября 1956 ¹ | 607 885 |
1380 | 8 000 | 1 декабря 1890 ¹ | 89 663 | 6 июня 1961 ¹ | 641 480 |
1480 | 7 500 | 2 декабря 1895 ¹ | 111 232 | 31 декабря 1965 | 657 804 |
1600 | 4 000 | 1 декабря 1900 ¹ | 142 733 | 27 мая 1970 ¹ | 639 634 |
1700 | 3 000 | 1 декабря 1905 ¹ | 175 577 | 31 декабря 1975 | 630 609 |
1793 | 4 500 | 1 декабря 1910 ¹ | 214 226 | 31 декабря 1980 | 608 297 |
1825 | 5 794 | 1 декабря 1916 ¹ | 268 077 | 31 декабря 1985 | 572 094 |
1 декабря 1834 ¹ | 6 860 | 5 декабря 1917 ¹ | 250 536 | 25 мая 1987 ¹ | 584 089 |
3 декабря 1849 ¹ | 10 515 | 8 октября 1919 ¹ | 295 026 | 31 декабря 1990 | 599 055 |
3 декабря 1858 ¹ | 22 099 | 16 июня 1925 ¹ | 321 743 | 31 декабря 1995 | 598 840 |
3 декабря 1861 ¹ | 23 300 | 16 июня 1933 ¹ | 540 875 | 31 декабря 2000 | 588 994 |
3 декабря 1864 ¹ | 27 400 | 17 мая 1939 ¹ | 542 261 | 31 июля 2005 | 584 939 |
3 декабря 1867 ¹ | 33 500 | 31 декабря 1945 | 433 156 | 31 декабря 2011 ¹ | 571 403 |
1 декабря 1871 ¹ | 44 420 | 29 октября 1946 ¹ | 436 491 | 31 декабря 2013 | 575 944 |
1 декабря 1880 ¹ | 66 544 | 13 сентября 1950 ¹ | 507 349 | 31 декабря 2014 | 580 511 |
¹ Результаты переписи
Демография
В Дортмунде проживает больше женщин, чем мужчин. Доля мужского населения составляет 48,4 %, доля женского — соответственно, 51,6 %.
Иностранцы составляют 12,7 % населения города, однако расселены они неравномерно. В то время как в районах Бракель и Аплербек проживает лишь около 5 % иностранцев, в Инненштадт-Норд — 41,5 %. Крупнейшей диаспорой являются турки, затем идут югославы и поляки.
Религия
34,6 % жителей Дортмунда относятся к евангелической церкви (протестантизм), 29,6 % — католики и 0,7 % — иудеи. Отдельной статистики о численности мусульман нет, однако основываясь на данных о стране происхождения, исследователи оценивают её в 6—8 %. 34,8 % населения не принадлежат ни к одной из этих конфессий.
Транспорт
Транспорт дальнего следования
Дортмундский вокзал — вид с самого высокого здания в Дортмунде RWE-Tower
Дортмундский аэропорт
Дортмунд является одним из самых крупных транспортных узлов Вестфалии. Хорошо развитая автотранспортная сеть благодаря шести проходящим через город автобанам (A1, A2, A40, A42, A44, A45) и пяти скоростным трассам (B1, B54, B234, B235, B236) соединена с всегерманской сетью магистральных дорог.
Дортмундский вокзал, обслуживающий ежегодно 41 млн человек — четвёртый по величине железнодорожный узел Германии. Наряду с пригородными поездами и местными экспрессами, он обслуживает также скоростные (InterCity, EuroCity) и сверхскоростные (Intercity-Express, Thalys) маршруты дальнего следования. Ещё одной важной точкой является расположенное на востоке железнодорожное депо «Дортмунд». В городе также имеются 23 станции пригородных поездов и 25 станций S-Bahn. В грузовых железнодорожных перевозках после закрытия обеих сортировочных станций дортмундский железнодорожный узел больше не играет значительной роли. Дортмундский вокзал должен быть в ближайшие годы кардинально модернизирован (проект «3do») и преобразован в современный торгово-развлекательный центр. Работы по реконструкция уже ведутся.
Дортмундский аэропорт, находящийся в восточном районе Викеде, за последние годы развился от регионального до третьего по величине международного аэропорта Северного Рейна — Вестфалии. Основу его деятельности составляют бизнес- и туристические перевозки. Различные авиакомпании обслуживают как внутригерманские рейсы, так и полеты в Великобританию, Венгрию, Украину, Испанию, Италию, Польшу, Тунис, Францию и Швейцарию.
В речном транспорте, благодаря каналу Дортмунд — Эмс, городской порт, связанный с Рейном и Северным морем, является одним из крупнейших речных портов в Европе. В связи со структурными переменами в последнее время его значение снизилось. В настоящее время планируется строительство отдельной гавани для яхт, что должно повысить его привлекательность как места отдыха.
Городской и пригородный транспорт
Подвесная дорога H-Bahn
Железнодорожный пригородно-городской транспорт обеспечивается в Дортмунде четырьмя линиями S-Bahn электропоездов региона Рейн-Рур S1, S2, S4 и S5, а также многочисленными региональными экспрессами.
Внутригородской транспорт, включающий в себя восемь линий дортмундского скоростного трамвая и 56 маршрутов автобусов, ежегодно перевозит 125 млн пассажиров. Летом 2008 года последние две трамвайные линии (443,444) были заменены на линии скоростного трамвая U43 и U44 соответственно.
Отдельными достопримечательностями городского транспорта и города являются красные двухэтажные омнибусы, курсирующие между автовокзалами Дортмунда и Бергкамена, а также полностью автоматизированная подвесная железная дорога H-Bahn, пролегающая между двумя территориями университета, районом Айхлингхофен и технологическим центром.
В городе также существует разветвленная сеть велосипедных дорожек, позволяющая велосипедистам двигаться независимо от автомобильного транспорта.
Образование
- Технический университет Дортмунда
Спорт
Город является «домом» футбольного клуба «Боруссия Дортмунд». Он один из наиболее титулованных немецких футбольных клубов. Боруссия — многократный чемпион Германии, обладатель Кубка кубков, победитель Лиги чемпионов. Член лиги G-14 вплоть до её роспуска в 2008 году. Домашний стадион — Signal Iduna Park (до 1 декабря 2005 — Вестфа́льский стадио́н, нем. Westfalenstadion) — крупнейший футбольный стадион Германии, вмещающий 81359 человек.
Достопримечательности
Замок на окраине города
- Старый рынок
- Старая ратуша
- Церковь Святого Ринальда
- Церковь Святого Эвальда
- Церковь Святого Петра
- Пасторская церковь (Propsteikirche)
- Церковь Святой Марии
- Церковь Иоанна Крестителя
- Церковь Святого Бонифация
- Орлиная башня
- Замок Вассер
- Телебашня Florianturm
- Оперный театр
- Индустриальные музеи
- Шахта «Цоллерн» — Zeche Zollern
- Коксовый завод «Ганза» — Kokerei Hansa
- Музей стали «Hoesch»
- Музей пивоварения «Brauerei-Museum Dortmund»
- двухэтажные омнибусы
- подвесная железная дорога H-Bahn
Города-побратимы
Галерея
Вид с телевизионной башни в Дортмунде
Старая ратуша
Интересные факты
- «Дортмунд» — кодовое слово, послужившее сигналом к началу операции «Барбаросса».
Примечания
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 2 мая 2018.
- ↑ Dortmund, Kreisfreie Stadt. Regionaldatenbank Deutschland. Проверено 16 мая 2018.
- ↑ https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/LaenderRegionen/Regionales/Gemeindeverzeichnis/Administrativ/Aktuell/05Staedte.html
- ↑ Bevölkerung im Regierungsbezirk Arnsberg (нем.). Information und Technik. Nordrhein-Westfalen. Проверено 12 ноября 2017.
- ↑ Rudolf Kötzschke (Hrsg.): Die Urbare der Abtei Werden a. d. Ruhr (= Publikationen der Gesellschaft für rheinische Geschichtskunde XX: Rheinische Urbare). Bd. 2: A. Die Urbare vom 9.-13. Jahrhundert. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 3: B. Lagerbücher, Hebe- und Zinsregister vom 14. bis ins 17. Jahrhundert, Bonn 1908, Nachdruck Düsseldorf 1978, Bd. 4,I: Einleitung und Register. I. Namenregister. Hrsg. von Fritz Körholz, Düsseldorf 1978, Bd. 4,II: Einleitung, Kapitel IV: Die Wirtschaftsverfassung und Verwaltung der Großgrundherrschaft Werden. Sachregister. Hrsg. von Rudolf Kötzschke, Bonn 1958
- ↑ Дортмунд в XVIII веке (недоступная ссылка) (нем.) — информация с официального сайта города
- ↑ Jahresbericht Dortmunder Bevölkerung 2005, Stadt Dortmund — Amt für Statistik und Wahlen
- ↑ Музей стали «Hoesch» (Дортмунд) — Hoesch Museum
- ↑ Музей пивоварения (Дортмунд) — Brauerei-Museum Dortmund
Ссылки
- Официальный сайт города Дортмунд (нем.)
- Обширная частная коллекция фотографий Дортмунда (нем.)
ru.gulliway.org