Тика така – Чем так плоха тики-така? Или другие футбольные явления, которые мы испохабили — Игра рукой — Блоги

Новости

Чем так плоха тики-така? Или другие футбольные явления, которые мы испохабили - Игра рукой - Блоги

Тики-така

Этот стиль игры стал синоним унылого перекатывания мяча поперек поля. Многие футбольные болельщики, да и некоторые эксперты считают данный стиль «анти-футболом» (наряду с полной противоположностью этого стиля, «автобусом»). Особенно ругали за унылую тики-таку Барселону в последний сезон Гвардиолы и в переходный период (Тито Виланова и Тата Мартино). Так же, если не хуже, досталось «Барселоне без Месси» - сборной Испании. Сейчас достаётся тому же Гвардиоле, только в Баварии. Пиком ненависти к «чрезмерному владению мячом», на моей памяти, был Евро 2012. Где большинство нейтральных фанатов футбола жаждали поражения сборной Испании. Через два года их мечту исполнила сборная Голландии.

Суть

Основа тики-таки это контроль мяча, за счёт коротких и средних передач. Как можно сильно, насколько позволяют размеры поля, растянуть оборону соперника, и потом разящей передачей или сольным проходом взорвать обстановку. В идеале, всё это должно проходить на высоких скоростях, в одно – два касания.

В культ эту тактику ввёл всеми уважаемый Хосеп Гвардиола. У истоков стояли Франк Райкард с волшебной Барселоной Роналдиньо, и Йохан Кройф с его Dream Team. Можно проследить влияние на тики-таку и от знаменитого голландского «тотального футбола» (Аякс и сборная Голландии Ринуса Михелса). А если копнём ещё глубже, то увидим зачатки стиля в игре «Вундертим» - королей товарищеских матчей, сборной Австрии 20-30ых годов. Параллельно стиль развивался и в СССР/России. Бесковский и Романцевский Спартак - яркий тому пример. Тики-така так же превратила в культ такие тактические изыски, как высокий прессинг, правило 5 секунд, высокая линия обороны и вратарь-либеро.

Почему на самом деле ненавидят

Банальная зависть и ещё к тому же приправленная скукой. Барселона и сборная Испании на несколько лет стали гегемонами в футболе. Естественно, после этого появилось много команд «клонов», которые пытались скопировать этот стиль. Далеко за примерами ходить не будем. В последний свой сезон в Спартаке, Валерий Карпин пытался взрастить русскую Барселону. Эту же задачу перед собой поставил и Курбан Бердыев в последние сезоны в Казани. Копии действительно получились унылыми.

Философия

Если у студентов этот предмет почти всегда вызывал один негатив, то в футболе данный термин, стал приобретать негативный оттенок только с приходом на пост главного тренера Манчестер Юнайтед, Луи ван Гала.

Прикрывая свои регулярные неудачи тем, что игроки не понимают его философии, главный философ АПЛ превратил этот термин во что-то едкое, саркастическое и уничижительное. 

Суть

В том, что у футбольного тренера, клуба или даже у футбольной страны, есть своя философия, нет ни чего плохого. Например, Марсело Бьелса ярко выделяется среди своих коллег, и не потому, что добывает кучу трофеев. Трофеев как раз нет. А тем, что ставит своим командам агрессивно-атакующую игру. Пако Хемес набрал кучу вистов у поклонников романтического футбола из-за своей философии. Атлетик Бильбао, ярко выделяется среди других клубов мира своей кадровой политикой. Без неё это был бы обычный испанский середняк. Арсенал и Арсен Венгер выделяются не только своим постоянством в результатах, но и тем, что эта команда стабильно «самая играющая команда АПЛ». Философия голландского футбола, позволила им занять свою нишу в мировом футболе. Нишу – где они выступают как плантация по выращиванию молодых талантов. Это же лучше, чем ниша коррупционного, серого и лишённого всякой логики футбола? В конце концов, именно своя философия дала толчок для взлёта Барселоны. Разные философии, разный футбол, разные краски. Разве это плохо?

Почему ненавидят на самом деле

Это даже не зависть, а очередной повод «поумнее сострить в комментариях».

Спартаковский дух. Стеночки и забегания

Среди активных поклонников российского футбола выделяются две массы. Первые, используют эти термины как приправу для шуток. Вторые -  на эти шутки обижаются. Фраза «спартаковский дух» уже как тринадцать лет стала синонимом синдрома «завышенного подбородка без ярких результатов». Стеночки и забегания некоторые индивидуумы считают архаизмом футбола.

Суть

У каждой великой команды есть свой «спартаковский дух». Только называются они по-разному. Но объединяет их одно – «дух победителя».

Разве не было своего духа победителя у Манчестера Алекса Фергюсона? Или нет своего каталонского духа у Барселоны? У немцев, например, «орднунг». А если команда хочет стать великой или вернуть своё величие, то она обязана найти и свой дух. Чем сейчас современный Спартак и занимается. «Ничего не потеряно кроме чести».

А по поводу стеночек и забеганий, я просто оставлю это здесь.

Почему ненавидят на самом деле

Причина та же что и с философией ван Гала. «Да так чисто поржать». Хотя фанаты Спартака и прославленные ветераны этого клуба сами подкидывают поводы для шуток.

www.sports.ru

Футбольные основы. Что такое тики-така и как ей противостоять?

Если бы речь шла не о футболе, то симпатичное название тики-така мы бы отнесли к игрушке для самых маленьких — яркой погремушке, имеющей несколько разноцветных шариков, издающих при движении соответствующие звуки.

Но вы читаете не раздел для молодых мамочек, а новостной и аналитический сайт для фанатов Манчестер Юнайтед на русском языке. Значит, речь все- таки о футболе. И здесь термин «тики-така» описывает стиль игры, которой славится «Барселона» и, в некоторой степени, национальная сборная Испания, которую по большей части набирают как раз из лучших игроков все той же «Барсы».

Как выглядит тики-така?

Если вы хоть раз видели это на поле, то уже никогда и ни с чем не спутаете. Тики-така выглядит как очень активные взаимные пасы, стремительные перемещения игроков по полю, что создает для владеющего мячом игрока сразу несколько удобных вариантов для передачи.

Дополняет этот динамичный круговорот уверенный прессинг, который играющая в тики-така команда моментально организует сразу после потери мяча. Прессинг — вещь обязательная, без него прием работает совсем не так эффективно. И это понятно – ведь чем быстрее мяч вернется команде после его потери, тем больше сил потратит соперник на попытки его нового отбора.

Чем хороша тики-така?

В чем состоит одно из главных преимуществ такого футбольного приема, как тики-така? Оно заключается в том, что команда отлично контролирует темп и ритм всей игры, а в концовке игры также демонстрирует свое ментальное и физическое преимущество. Кроме того, те, кто применяет этот прием, организует и возможность быстро восстанавливать силы игроков в то время, как соперник, наоборот, вынужден их постоянно тратить.

Где родилась тики-така?

Футбольные аналитики уверены, что родиной этого приема является Испания. Ее отрабатывают еще детских и юниорских командах, применяя упражнение игры 4 на 4. Практически любой испанский футболист уже в 12 лет отлично владеет этим приемом и готов его применять. Это и не удивительно, главная фишка этой тактики заключается в том, что та команда, которая отбирает мяч, полностью перекрывает всех игроков оппонента, не давая им доступа к мячу, и для этого они находятся в непрерывном движении, чтобы у владеющего мячом партнера всегда был выбор – копу его отдать.

Но солнечная Испания на самом деле родиной приема не является. Тики-така – один из тех полезных способов игры, который испанцы не так давно переняли у голландцев, где уже более трех десятилетий изучается подобный метод активной игры, предусматривающий при потере мяча мгновенное вступление в отбор.
Не стоит забывать и о том, что в знаменитой 10-летней программе развития футбола в Германии также активно используются упражнения 4 на 4, которые помогают игрокам улучшить навыки контроля, хотя в немецком футболе им уделяется гораздо меньшее внимание, чем в Испании и Голландии.

Как эта тактика работает

Игроки, находящиеся на ограниченном пространстве, стремятся сохранить владение мячом у своей команды, для этого футболисты располагаются ромбом и постоянно образуют динамично перемещающиеся треугольники. Именно такое построение на протяжении долгих лет оставались наиболее опасным оружием «Барселоны» во времена Гвардиолы и Вилановы.

Как противостоять тики-таке

Главным орудием, работающим против тики-таки в исполнении футболистов высокого класса является пресловутый футбольный автобус. Вот как это должно работать. Команда, которая играет против тех, кто использует стиль тики-таки, организует защиту на своей половине поля, вовлекая в работу всех участников команды. По большей части, в финальной трети поля размещаются две линии обороны, один или два форварда прессингуют линию защиты и полузащиты соперника.

Почему так эффективен в этой ситуации футбольный «автобус»? Все просто. Эта тактика сильно затрудняет противникам столь ценную в тики-таке быструю игру, не позволяет эффективно играть в короткий пас, а также не дает свободы для активных перемещений без мяча, и все это в силу того, что автобус заметно ограничивает пространство на игровом поле при большой плотности игроков между линиями.

manchester-united.su

по какой тактике играет испанская Барселона?

Разговоры о манере игры футбольного клуба «Барселона» не утихнут никогда. Рассуждения о том, что выдающиеся футболисты играют по простейшей (якобы) тактической схеме, не сходят со страниц испанских спортивных изданий. Поклонники каталонского клуба убеждены в обратном, ведь достичь таких результатов можно, лишь научившись сложным техническим элементам, которые превращаются в кратчайший способ к поражению ворот. Разобраться в извечных спорах поможет обращение к философии Йохана Кройфа, который стал основателем футбольного стиля «Тики-Така».

Йохан Кройф никогда не понимал, для чего нужно усложнять атакующие действия, если можно пройти оборону соперника с помощью нескольких пасов, обязательно завершив голевой момент ударом. Главное, по мнению голландского специалиста, владеть и дорожить мячом, ведь пока футбольный снаряд находится в ногах одноклубников, соперник не сможет создать опасный момент и поразить ваши ворота. Простота в исполнении передач и навесов должна являться основополагающим фактором, чтобы исключить возможность потери мяча.

Однако Йохан Кройф никогда не отрицал того, что футболисты должны быть технически одаренными, чтобы осуществлять такие простые механические действия. Ситуации в рамках футбольного поединка могут быть разнообразными, требующими от игрока прекрасного видения поля, исполнения обостряющего паса, а также хорошего уровня владения мячом. Голландец выявил основные аспекты футбола, в который играет каталонский клуб до сих пор:

  • Мяч должен доставляться до игрока самым простым способом.
  • При создании голевого момента необходимо использовать кратчайший путь к воротам соперника.
  • Каждая атака должна завершаться нанесением удара.
  • Насыщенный центр поля позволит увеличить количество вариантов подходов к штрафной площадке соперника и обеспечит должный уровень оборонительных действий.
  • Следование тактической установке при любом развитии матча.

Вместе с тем необходимо отметить, что злоупотребление владением мяча без создания голевых моментов и нанесения ударов, может и негативно сказаться на исходе встречи.

alvin-almazov.ru

Тики-така. Революция в футболе или тупиковая ветвь?: zheniavasilievv

Между тем в мировом футболе быть может произошла революция. В принципе стиль “тики-така” использовался сборной Испании и Барселоной очень давно. Опустить мяч вниз, катать его до усрачки – это стандарт для мини-футбола. Испанцы уже давно подбирались к этому прорыву, и он произошел где-то в 2006 году. Думаю, что столь долгое развитие этого стиля связано с тем, что о тики-така требует высокого технического уровня в приеме мяча и передачах от всех 10 полевых игроков, в том числе и от защитников, а не 9 или 8. Даже 1 бревно типа Ибрагимовича может сломать тонкую филигрань в самый решающий момент.

Как бы то ни было, я думаю, что мы стали свидетелями самой большой революции в тактике футбола после изобретения “тотального футбола”.

Мне всегда нравилась теория “проникающего футбола” Ульсена, или, “теория 3 передач” Чарльза Рипа, которая доказала свою жизненность, в эпоху доминирования английских клубов в 1975-1985 гг.

Но вообще я был и остаюсь сторонником стала игра сборной Италии, с периодическим использованием каттеначо.

• Частично использовался тренерами национальной сборной: Чезаре Мальдини, Джованни Траппатони и Марчелло Липпи. Команда первого проиграла в 1/4 финала Кубка Мира 1998 и вылетела из соревнований, а команда второго — провалила выступление и на ЧМ-2002, и на Евро-2004 (хотя вместе с Бенфикой Траппатони завоевал титул чемпиона Португалии при такой схеме игры). А вот команда третьего, применяя катеначчо в отдельных игровых отрезках, выиграла ЧМ-2006.

• Игра Греции на Чемпионате Европы 2004 строилась в большинстве своем по принципам катеначчо. Игра от «глухой» обороны при единственном забитом голе позволила эллинам дойти до финала, где они в той же манере расправились с португальцами.

• Также применялся Жозе Моуриньо в «Интере», во втором полуфинальном матче сезона 2009/2010 Лиги Чемпионов против «Барселоны», где после удаления Тьяго Мотты с 26-й минуты команда находилась в меньшинстве, и, показав невероятный уровень защиты, пропустила всего один гол в самом конце встречи.

Мой болельщицкий опыт за 24 года говорит о том, что именно итальянский стиль является самым рациональным методом ведения футбольной игры в мире. При равных технических и физических возможностях игроков соперников с вероятностью 70% побеждает команда, имитирующая “итальянский стиль”.

Ну и сами итальянцы здесь впереди планеты всей. Оборона, тактика, при высоком исполнительском мастерстве игроков, физика и экономия сил. Смена темпа – это азбука итальянского футбола. Италия играет от соперника, но в отличие от Греции и Норвегии, она может атаковать и позиционно, может проводить время от времени сложные и эффективные многоходовки, но это не ее конек, а лишь возможность выйти вперед, чтобы снова закрыть у себя на своей половине поля и контратаковать.

Но вот в 2006 году тики-така начинает бить итальянский стиль. И конца этому не видно.

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3428765,00.html

Покончить с "итальянским проклятьем", довлеющим над сборной Испании, намерен главный тренер команды Луис Арагонес. Последняя официальная встреча на уровне сборных, в которой испанцы праздновали победу над "Скуадра адзуррой", состоялась 88 лет назад - 2 сентября 1920 года на Олимпийских играх в Антверпене. Тогда, в стыковом матче против итальянцев, Испания взяла верх со счетом 2:0 и впоследствии стала серебряным призером Олимпиады. Сейчас, на четвертьфинал Евро-2008 22 июня, Арагонес решил отказаться от тактики контратак и применить против соперников старый, проверенный годами стиль игры, прозванный "тики-така" - мелкий пас на повышенных скоростях. "Нам следует как можно дольше владеть мячом и постоянно прессинговать", - заявил он накануне поединка.

http://en.wikipedia.org/wiki/Tiki-taka

Tiki-taka ( commonly spelled tiqui-taca in Spanish; Spanish pronunciation: [ˈtiki ˈtaka] ) is a style of play in association football, characterised by short passing and movement, working the ball through various channels, and maintaining possession. The style is primarily associated with La Liga club FC Barcelona and the Spanish national team under managers Luis Aragonés and Vicente del Bosque.

Spanish midfield position. Spain-Switzerland, FIFA World Cup 2010. Midfield is one of the keys of tiki-taka.
The late Spanish broadcaster Andrés Montes is generally credited with coining and popularizing the phrase tiki-taka during his television commentary on LaSexta for the 2006 FIFA World Cup,[1][2] although the term was already in colloquial use in Spanish football[3] and may originate with Javier Clemente.[4] In his live commentary of the Spain vs Tunisia match, Montes used the phrase to describe Spain's precise, elegant passing style: "Estamos tocando tiki-taka tiki-taka."[2] The phrase's origin may be onomatopoeic[2] or derived from a juggling toy named tiki-taka in Spanish (clackers in English).[5]

The tiki-taka style of play originates with Johan Cruyff's tenure as manager of Barcelona from 1988 to 1996. It continued under Barcelona's Dutch coaches Louis van Gaal and Frank Rijkaard and was adopted by other La Liga teams[6][7] such as Villarreal CF under coaches Manuel Pellegrini and Juan Carlos Garrido.[citation needed] Barcelona's tiki-taka tradition has been credited with producing a generation of technically talented, often physically small players such as Xavi, Andrés Iniesta, Cesc Fàbregas and Lionel Messi;[8][9] players with excellent touch, vision and passing, who excel at maintaining possession.[10]

Raphael Honigstein describes the tiki-taka played by the Spanish national team at the 2010 FIFA World Cup as "a radical style that only evolved over the course of four years", arising from Spain's decision in 2006 that "they weren't physical and tough enough to outmuscle opponents, so instead wanted to concentrate on monopolising the ball."[11]

Tiki-taka has been variously described as "a style of play based on making your way to the back of the net through short passing and movement",[9] a "short passing style in which the ball is worked carefully through various channels,"[13] and a "nonsensical phrase that has come to mean short passing, patience and possession above all else".[14] The style involves roaming movement and positional interchange amongst midfielders, moving the ball in intricate patterns,[15] and sharp, one or two-touch passing.[12] Tiki-taka is "both defensive and offensive in equal measure"– the team is always in possession, so doesn't need to switch between defending and attacking.[11] Commentators have contrasted tiki-taka with "route one physicality"[9] and with the higher-tempo passing of Arsène Wenger's 2008 Arsenal side, which employed

Cesc Fàbregas as the only channel between defence and attack.[13] Tiki-taka is associated with flair, creativity, and touch,[16] but can also be taken to a "slow, directionless extreme" that sacrifices effectiveness for aesthetics.[14]
[edit] Notable successes

Tiki-taka has been used successfully by the Spanish national team to win UEFA Euro 2008 and 2010 FIFA World Cup, and by FC Barcelona to win all titles they competed in 2009, making them the only team in the world ever to have achieved The Sextuple.

Sid Lowe identifies Luis Aragonés's tempering of tiki-taka with pragmatism as a key factor in Spain's success in Euro 2008. Aragonés used tiki-taka to "protect a defense that appeared suspect [...], maintain possession and dominate games" without taking the style to "evangelical extremes". None of Spain's first six goals in the tournament came from tiki-taka: five came from direct breaks and one from a set play.[14] For Lowe, Spain's success in the 2010 World Cup was evidence of the meeting of two traditions in Spanish football: the "powerful, aggressive, direct" style that earned the silver medal-winning 1920 Antwerp Olympics team the nickname La Furia Roja ("The Red Fury"), and the tiki-taka style of the contemporary Spanish team, which focussed on a collective, short-passing, technical and possession-based game.[17]

Analyzing Spain's semi-final victory over Germany at the 2010 World Cup, Honigstein described the Spanish team's tiki-taka style as "the most difficult version of football possible: an uncompromising passing game, coupled with intense, high pressing." For Honigstein, tiki-taka is "a significant upgrade" of Total Football because it relies on ball movement rather than players switching position. Tiki-taka allowed Spain to "control both the ball and the opponent".[11]

Мне кажется, что мадридский "Реал" в нынешнем виде не способен одолеть тики-таку "Барселоны". В частности, как это ни странно из-за Криштиану Рональдо, который является отнюдь на козырем, но недостатком сливочных. Моуриньо должен избавится от "бриллиантового". На острие атак должен быть какой-то аналог Ромарио. Игрок невысокий, с низким центром тяжести и высочайшим КПД.

Думаю, что смертельный удар должны нанести именно итальянцы. Какой-то итальянский клуб должен удавить Барсу, а именно Италия прибить Испанию.

zheniavasilievv.livejournal.com

Тики-така — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете [http://o-ili-v.ru/wiki/index.php?title=%D0%A2%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0&action=edit отредактировать] эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 марта 2014 года.
[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Тики-такаОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Тики-такаОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Тики-така

«Тики-така» (исп. tiqui-taca) — название одного из стилей игры в футболe, который представляет собой сочетание короткого паса и непрерывного движения с мячом, направленное на сохранение контроля над мячом. Техника основана на единстве команды и полном понимании геометрии пространства на футбольном поле.

Тики-така была успешно применена сборной Испании на чемпионатах Европы 2008 и 2012, чемпионате мира 2010, а также «Барселоной» (составляющей костяк сборной) с сезона 2008/09 до 2013 года. На чемпионате мира 2014 тики-така оказалась неудачной — «Красная Фурия» уступила сборным Нидерландов и Чили.

Тики-таку часто критикуют за неспособность модифицироваться в случае, когда противнику успешно удается противостоять данному стилю. В основном для этих целей используется сугубо оборонительный вариант тактической схемы («припаркованный автобус»), который позволяет сопернику владеть мячом на своей половине поля без особых помех, но перекрывает пути для всех возможных передач по мере продвижения противника к штрафной. Решить эту проблему позволяет только применение индивидуального мастерства отдельных игроков.

По мнению части любителей футбола[кого?], долгое и непродуктивное владение мячом (обычно 65-70 % от игрового времени) лишает игру значительного интереса и делает скучной.

Напишите отзыв о статье "Тики-така"

Отрывок, характеризующий Тики-така

Выбрав, как он предполагал, свою «жертву», Реми направился прямиком ко мне и я поняла, что, к моему большому сожалению, конфликта никак не удастся избежать. Он, как обычно, начал меня «доставать» и тут меня вдруг просто прорвало... Может быть, это случилось потому, что я уже давно подсознательно этого ждала? Или может быть просто надоело всё время терпеть, оставляя без ответа, чьё-то нахальное поведение? Так или иначе, в следующую секунду он, получив сильный удар в грудь, отлетел от своей парты прямо к доске и, пролетев в воздухе около трёх метров, визжащим мешком шлёпнулся на пол…
Я так никогда и не узнала, как у меня получился этот удар. Дело в том, что Реми я совершенно не касалась – это был чисто энергетический удар, но как я его нанесла, не могу объяснить до сих пор. В классе поднялся неописуемый кавардак – кто-то с перепугу пищал… кто-то кричал, что надо вызвать скорую помощь… а кто-то побежал за учительницей, потому что, какой бы он не был, но это был именно её «искалеченный» сын. А я, совершенно ошалевшая от содеянного, стояла в ступоре и всё ещё не могла понять, как же, в конце концов, всё это произошло…
Реми стонал на полу, изображая чуть ли не умирающую жертву, чем поверг меня в настоящий ужас. Я понятия не имела, насколько сильным был удар, поэтому не могла даже приблизительно знать, играет ли он, чтобы мне отомстить, или ему по-настоящему так плохо. Кто-то вызвал скорую помощь, пришла учительница-мать, а я всё ещё стояла «столбом», не в состоянии говорить, настолько сильным был эмоциональный шок.

o-ili-v.ru

Майкл Кокс. «Миксер: История тактики в Премьер-Лиге». Глава 20. Тики-Така. Часть 1

Глава 20. Тики-Така

«Если вы лучше своего оппонента в обращении с мячом, то у вас 79% шансов на победу в игре».
Брендан Роджерс

Подавляющее большинство тактических новаций Премьер-Лиги имели иностранное происхождение, но был в истории тактики английского футбола и период совместивший в себе сразу три движущие силы революции. В годы становления Премьер-Лиги главной движущей силой были иностранные игроки типа Эрика Кантона, Денниса Бергкампа и Джанфранко Дзолы. Далее был приход иностранных тренеров, трое из которых — Арсен Венгер, Жозе Моуринью и Рафаэль Бенитес — оставили заметный след в развитии футбола в виде улучшения физического состояния игроков, новых тактических схем и большего внимания к тактике соперника. Позже такой движущей силой стали иностранные команды. Учитывая тот факт, что английский футбол продолжал активно расширять свои горизонты, чтобы стать влиятельной силой для клубов страны просто участия в Премьер-Лиге стало недостаточно.

На стыке десятилетий доминирующая сила в клубном и национальном футбольном мире имела одно и то же происхождение. «Барселона» победила в Лиге Чемпионов в 2009 и 2011 годах. Главным мотором той потрясающей команды был Лионель Месси, выступающий на позиции «ложной девятки». Важную роль также играла и невероятная преданность тотальному владению мячом. Игроки «Барселоны», естественно уже без Месси в составе, в большинстве своем защищали цвета национальной сборной Испании. В этот период команда добилась наибольшего успеха в своей истории — победы на трех крупных международных турнирах подряд — Евро-2008, Чемпионате мира 2010 года и Евро-2012. Именно в этот период «Барселону» тренировал Пеп Гвардиола, и именно этот отрезок можно считать периодом наибольшей популярности позиционного футбола.

Данный этап развития футбола повлиял на все страны мира без исключения. Гвардиола в свое время был одаренным плеймейкером, действующим из глубины, который надежно сохранял мяч у себя и контролировал игру по всему полю между флангами. Он был воплощением идей «Барселоны». Однако его карьера на топ-уровне закончилась всего в 32 года. Да, он ещё выступал потом в Катаре и Мексике, но лишь потому что не один большой европейский клуб не хотел видеть его в своих рядах. Гвардиола абсолютно справедливо винил в своих бедах новую тенденцию в мировом футболе, когда всем оказались нужны лишь центральные полузащитники. В 2004 году в интервью «Таймс» он заявлял: «Я не изменился... Не стали хуже и мои навыки... Но футбол изменился — он стал более скоростным и физическим. Тактика сейчас тоже иная. Теперь ты должен выигрывать все мячи и единоборства как Патрик Виейра или Эдгар Давидс. Если ты ещё и отдавать передачи умеешь, то это тоже отличный бонус. Но когда речь идёт о центральных полузащитниках, важнее всего оборонительные действия. Игроки типа меня становятся пережитком прошлого».

Одного взгляда на Премьер-Лигу тех времен было достаточно, чтобы понять, насколько был прав Гвардиола. Там было действительно очень мало плеймейкеров, действующих на его позиции. Доминировали же Виейра, Диди Хаманн и Рой Кин. Однако в 2004 году «Ливерпуль» подписал Хаби Алонсо, который был скорее игроком креативного плана, чем разрушителем. Других креативных полузащитников можно было встретить только в составах середняков турнирной таблицы: американский футболист «Манчестер Сити» Клаудио Рейна, которого явно недооценивали, как и игрока «Блэкберна» Тугая Керимоглу, заслуживающего выступать за команду побольше. Его тренер Марк Хьюз в одном из интервью отмечал: «Тугай — уникальный, он создаёт, чем серьёзно отличается от игроков оборонительного плана в других командах. — Точно подмечено, ведь тогда практически не было плеймейкеров, действующих из глубины. — Люди спрашивают меня, а не хотел бы я, чтобы он так заиграл, когда был лет на десять моложе. Нет, скажу я вам. Ведь в ином случае он бы играл за „Барселону“».

В период успешного доминирования «Барселоны» и сборной Испании за обе команды в разные годы выступали Карлес Пуйоль, Жерар Пике, Жорди Альба, Сеск Фабрегас, Педро Родригес и Давид Вилья. Но самой важной боевой единицей обеих команд было прекрасное трио в центре поля — Серхио Бускетс, Хави Эрнандес и Андреас Иньеста. Все трое начинали в академии «Барселоны», «Ла Масии», где благодаря архитекторам тотального футбола Ринусу Михельсу и Йохану Круиффу они с первых дней уяснили важность позиционного футбола. Там же им в пример ставились креативные действия Пепа Гвардиолы. В «Барселоне» трио располагалось так: Бускетс играл ближе всех к обороне, Хави — слева, откуда дирижировал всей игрой, а Иньеста — ближе к атаке. Сборная Испании была ещё даже более зависимой от своих мастеров паса в полузащите. Собственно, игроки атаки и центра поля в обеих командах были либо теми же, либо имели то же амплуа. Но они не могли рассчитывать на Лионеля Месси, поэтому нуждались в другом плеймейкере. Им стал Хаби Алонсо, а Иньеста же часто смещался ближе к играющим в атаке Вилье и Педро.

Но величайшим наследием «Барселоны» и сборной Испании стало даже не сумасшедшее количество трофеев, а то, что они сумели заставить всю Европу играть в свой позиционный футбол. Но у других клубов не было философии такой философии игры, которая годами завладевала умами футболистов с юных лет, как и трио миниатюрных футболистов — Месси, Иньеста и Хави, которые по версии Золотого мяча 2010 года были признаны лучшими в мире. Испанский дуэт полузащитников беспрекословно следовал футбольным принципам. Иньеста вспоминал простую фразу, которую ему постоянно повторяли в академии: «Получай мяч, отдавай его, предлагай себя для обыгрыша. Получай мяч, отдавай его, предлагай себя для обыгрыша. Получай мяч, отдавай его, предлагай себя для обыгрыша».

Повторение даже самих слов бесит, но оно позволяет полностью описать ощущения, которые возникали от наблюдения за их бесконечными пасами. Акцент на игру в частые короткие пасы стал называться «тики-така». Впервые его использовал Хавьер Клементе, который завоевал два титула с «Атлетико» из Бильбао, традиционно наиболее прямолинейно играющей командой в Ла Лиге, в 1980-х, а потом и успешно тренировавший сборную Испании. Он назвал так этот стиль игры, чтобы подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к нему. Клементе был эдаким Тони Пьюлисом испанского разлива, которого почитали за любовь к прямолинейному и физически мощному футболу. Поразительно, как «тики-така» похожа на английскую фразу, обозначающую ненужный, лишний короткий пас. Когда Тони Пьюлис был тренером «Вест Бромвича», он стремился не копировать своих предшественников, которые играли в «типи-тапи футбол, не приносящий побед».

Тики-така или типи-тапи начала доминировать в футбольном мире. Интересно, что тренер сборной Испании, побеждавший с «красной фурией» на Чемпионате мира, Висенте Дель Боске считал тики-таку «упрощением» игры, а Гвардиола — и того хуже. Он отмечал: «Я презираю философию паса только ради паса, всю эту тики-таку. Это бред полный. Ненавижу тики-таку.

Тики-Така означает игру в пас ради паса, когда у передачи нет четкого адресата и цели. Не верьте тем, кто говорит, что „Барса“ играет в тики-таку. Это ложь!»

Как будто музыкант безуспешно пытается заверить всех, что его собственноручно созданный жанр не нов вовсе, да и его не существует вообще. Многие считали, что «Барселона» играла как раз именно в тики-таку. Если Месси был, несомненно, лучшим игроком каталонского клуба, классической суперзвездой, нападающим, который мог спокойно на дриблинге обойти соперника и без проблем забить, Хави был игроком совершенно иного плана. Он играл в короткий надёжный пас и гарантировал, что у его команды всё под контролем. В истории футбола невероятное множество надёжных полузащитников, благодаря чьим действиям таланты выдающихся нападающих смогли действительно засиять на весь мир. И все же именно Хави удавалось спокойно и методично строить игру команды, не оставляя соперникам и шанса.

Так что не удивительно, что его стиль изначально не нашёл какого-либо признания в Англии. Когда Хави оказался на одном фото с Месси, Роналду, Кака и Фернандо Торресом во время церемонии вручения награды Лучшему игроку 2008 года по версии ФИФА, «Дейли Мейл» придумали статье на своей первой странице с данным фото такое незамысловатое название: «Лучшие игроки мира (и Хави)». В течение нескольких последующих лет Хави полностью доминировал над соперниками в каждой сыгранной игре. Так что «Мейл» даже пришлось публиковать извинение: «В одном из наших прошлых выпусков мы написали заголовок, который намекал на то, что Хави не так уж и хорош. Что ж, сейчас он Король Хави, Гранд Мастер паса „Барселоны“. В признание своей вины мы хотели бы принести свои извинения». Внезапно мы все оказались в мире Хави.

Полузащитник «Ньюкасла» Йоан Кабай, который считал Хави лучшим в мире, как-то слышал, что он стремится 100 раз коснуться мяча за матч. Кабай старался следовать примеру своего кумира и активно считал количество своих передач после каждой игры. Это лишь один из многих примеров влияния Хави на европейский футбол. Просто сохранения мяча у себя начало считаться более важным, чем зрелищная игра, и на фоне огромной популярности подхода Хави стал самым влиятельным игроком своего поколения. Он, как и Месси с Иньестой, мог похвастать миниатюрным телосложением. Отличное опровержение слов Гвардиолы о том, что футбол стал строиться исключительно на физической мощи. Хави изменил футбол. Будущий тренер сборной Испании Хулен Лопетеги отмечал: «Он помог нам увидеть и построить новый профиль футболиста, способного успешно пройти горнило национальных сборных всех возрастов. Он покончил с мифом о том, что физическая сила превыше всего, и открыл всем глаза на положительные качества невысоких, техничных футболистов, а также доказал, что атаковать и обороняться можно с мячом».

Сборной Англии поразительно повезло избежать участи стать жертвой испанцев на международном уровне в течение всего этого периода, но «Барселона» регулярно обыгрывала своих соперников из Англии в Лиге Чемпионов, буквально уничтожив «Челси» в 2009 и «Арсенал» в 2010 и 2011 годах. Но самыми красноречивыми были победа над «Манчестер Юнайтед» в финалах турнира в 2009 и 2011.

Первого успеха Гвардиола смог добиться удивив Фергюсона решением использовать Месси, которого ранее считали правым вингером, на позиции «ложной девятки». «Барса» уверенно переигрывала соперника. Когда же «Юнайтед» окончательно перестроился на схему 4-4-2 с Уэйном Руни, Криштиану Роналду, Карлосом Тевезом и Димитаром Бербатовым в атаке, позволяющей потягаться с каталонцами, команда уже проигрывала в счёте 2-0 и по всем параметрам уступила центр поля. Два года спустя Месси появился на все той же позиции «ложной девятки». У Руни не получилось составить достойную конкуренцию своему сопернику по позиции Бускетсу, воспользовались игроки «Барселоны» и недостаточной мобильностью центральных полузащитников Райана Гиггза и Майкла Каррика. «Красных дьяволов» вновь переиграли в центре. Счёт 3-1 недостаточно отражает масштаб доминирования каталонцев в том матче. Чаще всего в «Барселоне» Хави отдавал пас на Иньесту — 33 раза. Для сравнения больше всего передач такого плана за «Юнайтед» отдала пара центральных защитников: Неманья Видич отдал десять передач на Рио Фердинанда. Трио полузащиты «Барселоны» отметилось ассистами, а все три форварда — Месси, Педро и Вилья — забили. Гвардиола создал потрясающе сбалансированную команду, которая преподнесла владения мячом на новый уровень.

Во втором финальном матче «Юнайтед» пытались оказать очень высокий прессинг на «Барселону». Видич и Фердинанд согласно инструкциям должны были действовать в защите достаточно далеко от своих ворот, чему явно рады не оказались и даже поставили под вопрос тактику Фергюсона. Перед матчем против «Реала» в 2013 году — последнем матче Фергюсона в Европе — он рассказал, что признался своим игрокам в ошибочном выборе тактики на оба финальных матча против каталонцев. Фрагмент из его автобиографии говорит сам за себя. Обсуждая чрезвычайно глубокую оборону, принесшую победу «Юнайтед» в полуфинале 2008 года, Фергюсон отмечал: «Мы должны были действовать абсолютно так же в финалах 2009 и 2011 годов, но я хотел победить в тех матчах, играя в свою игру». Фергюсон позволил сердцу диктовать игру. После того, как команда каким-то чудесным образом добыла победы в финалах 1999 и 2008, он хотел, наконец, победить, играя как «Юнайтед». Победный матч «Барселоны» 2011 года также запомнился 13-минутным спринтом Пола Скоулза, от которого по факту уже было мало толку. После финального свистка он обменялся футболкой с Иньестой и прошёл круг по «Уэмбли» в футболке «Барселоны», а потом заявил о решении завершить карьеру. Множество игроков «Барселоны» рассыпались в комплиментах игроку соперника, которого они только что обыграли. Хави отмечал: «Если бы он был испанцем, его ценили бы намного больше». Но Скоулза начали считать действительно игроком мирового уровня только после того, как Хави и компания испанцев популяризовали футбол, основанный на владении мячом, в котором он так преуспел в последних несколько сезонов.

Скоулз был поразительно одаренным футболистом, чьи таланты по-настоящему оценили уже после того, как он завершил карьеру. Это говорит о полностью новом восприятии роли футболиста. Он считался одним из лучших полузащитников Европы, оставаясь при этом несправедливо недооцененным дома. Чего только стоит решение отправить его на левый фланг на Евро-2004 (как уже отмечалось в главе 15). Несмотря на все лестные комментарии Хави, Иньесты и Зинедина Зидана, голосования по выбору обладателя Золотого мяча показывали, что в свои пиковые годы Скоулз не считался членом элитного клуба. Он входил в расширенный список номинантов в 2000, 2001, 2003, 2004 и 2007 годах, но ни разу не получил ни одного голоса, а отличие от игроков Премьер-Лиги Адриана Муту, Карела Поборски и Папа Боба Диупа, чьи имена уже канули в лету.

Скромный и стеснительный полузащитник не только не особо интересовался наградами, но и с честью принимал отсутствие оных. Когда после завершения карьеры его спросили, не разочарован ли он тем, что он ни разу не завоевал Золотой мяч, он отшутился: «Я не был лучшим даже в раздевалке „Манчестер Юнайтед“, что уж говорить о статусе лучшего футболиста мира». Конечно, тот факт, что за него ни разу не отдали и голоса, явно был ему неприятен.

Хотя Скоулз провел не один отличный сезон — а лучшими были 1998/99, 2002/03, 2006/07 — свою лучшую игру он показывал в 2010 году, когда его отправили на позицию прямо перед защитниками. В августе 2010 года благодаря ряду выдающихся матчей и игре на диагональных подачах, он получил награду Игрока месяца. Это подлило масла в огонь дискуссии касательно того, что именно он должен был быть признан Лучшим игроком года, которая разгорелась пятью месяцами ранее, будто подчеркивая недостаточное количество личных наград в его активе. Позиционный футбол был в моде, и он просто отлично подходил для умной игры Скоулза. В течение стартовых недель сезона 2010/11 его влияние на игру команды было большим, чем у любого игрока центра поля, действующего из глубины. Пожалуй, не уступал ему лишь Хаби Алонсо из «Ливерпуля».

Но было бы неправильно заявлять о том, что Скоулз всю свою карьеру играл в таком стиле. До этого он не мог играть столь глубоко, ведь тогда данная позиция была больше связана с оборонительными действиями, чем с созданием моментов. К тому же игра в высокий прессинг соперника просто не давали ему возможности творить там. Но 2010-й стал идеальным временем для Скоулза, чтобы показать свой опыт и умения в самом позиционном футболе на свете. И сам игрок отмечал: «Люди ассоциируют начало атак в моем исполнении только с дальними ударами. К тому же, это уже как-то стало общепринятым в период, когда я не забивал уж очень много голов». Но тут стоит напомнить, что свою карьеру Скоулз начинал так близко к атаке, что болельщики посвятили ему песню Paul Scholes, he scores goals. К периоду наибольшей известности, уже на закате своей карьеры, он голы практически не забивал, но вот создавал голевые моменты регулярно, а точнее ситуации, в которых его диагональные передачи на фланги позволяли вингерам выходить в атаку и забивать.

После первого завершения карьеры под хвалебные отзывы оппонентов, Скоулз вернулся в игру полгода спустя и отыграл ещё 18 месяцев за «Юнайтед». Хотя подобные возвращения после завершения карьеры являются привычным делом в других видах спорта, в футболе это кажется маловероятным. Шокирующее возвращение Скоулза было обусловлено тем, что его навыки оказались очень важны и нужны, и не важно, что ему тогда было уже 37 лет. Гвардиола в этом возрасте уже тренировал «Барселону», будучи вынужденным завершить карьеру игрока в 31 год, это отлично показывает, насколько изменилась игра за это время. Теперь техника стала важнее физических данных. Скоулз блистал в 2012 году, как и в течение всего сезона 2012/13. Перед тем, как закончить карьеру, по итогам упомянутого сезона он успел ещё раз победить в Премьер-Лиге. Его уход совпал с решением сэра Алекса Фергюсона, самого успешного тренера в истории Англии, отойти от дел. Шотландец в своей прощальной речи особое внимание уделил именно Скоулза.

Уход Скоулза совпал также в некотором смысле с закатом эпохи «золотого поколения» футболистов АПЛ. Сэр Алекс Фергюсон продал Дэвида Бекхэма, переставшего попадать в основу, Стивен Джеррард на волне слухов о переходе в «Челси» неожиданно также оказался вне стартовой обоймы, Фрэнк Лэмпард проводил далеко не блестящий отрезок своей карьеры в аренде в «Манчестер Сити», Эшли Коул грел лавку запасных в «Челси», Майкл Оуэн нечасто попадал в заявку «Стока» на матч, Рио Фердинанд вылетел из Премьер-Лиги с КПР, Гари Невилл повесил бутсы на гвоздь после кошмарной игры против «Вест Бромвича», поняв, что он уже просто не дотягивает, Сол Кемпбелл не впечатлял своей игрой в течение кратковременного вояжа в «Ньюкасл», Оуэн Харгривз весь сезон лечился, а Джо Коул так и вообще оказался в клубе третьей лиги «Ковентри Сити». И все это некогда игроки мирового класса, которым удался далеко не блестящий закат впечатляющей карьеры. Скоулзу же повезло дважды попрощаться с футболом, выступая на высшем уровне, во времена, когда в Англии, наконец, научились почитать такую игру. Скоулза всегда считали отличным игроком, но только в мире тики-таки, эдаком Хавифилде, его начали считать действительно лучшим.



Все книги на carrick.ru

carrick.ru

Тики-така. Защита. - LFC Online - Блоги

У меня есть определенные правила. Я создаю определенную модель работы, и игроки просто следуют ей. Брендан Роджерс. 

В первой части своеобразной трилогии "Тики-така" будет рассмотрена оборона в рамках данной игровой модели, которую собственно и собирается прививать Брендан Роджерс на "Энфилде". У многих любителей футбола уже наверняка на слуху такое понятие, как "тики-така", о ее особенностях и пойдет речь в ближайшее время в нашем блоге.

Все три части при этом тесно взаимосвязаны и по сути накладываются друг на друга, ведь данной игровой модели свойственны такие особенности, как "единство", "целостность" и "системность" и рассматривать их необходимо именно в комплексе. Поэтому первая часть трилогии "Защита" будет рассматриваться как часть некой обособленной и неразделимой системы.

Первая часть будет затрагивать 3 аспекта оборонительной игры в в рамках данной схемы: общее движение, прессинг и плотность игры. Это наиболее важные составляющие, реализация которых является одной из важнейших основ для успешного воплощения в жизнь игровой модели. Подробнее о каждом аспекте - ниже. 

________________

Общее движение.  

Для схемы 4-3-3  огромное значение имеет постоянное перемещение игроков обороны, например, центральный защитник играющий достаточно высоко, фактически исполняя роль последнего полузащитника, или полузащитник, который трансформируется в либеро, а также крайние защитники, которые активно подключаются к атакам команды. Данная модель направлена на то, чтобы доминировать в таком компоненте игры, как "владение мячом" (в среднем более 60%). Ниже можно увидеть, как схема 4-3-3 легко меняется на 3-4-3. 

Комментарий.

Видео наглядно демонстрирует, как важно активное передвижение оборонительной линии. Опорный полузащитник опускается ниже, становясь центральным защитником, свободным игроком, который подстраховывает 2 номинальных центральных защитников. При обороне один из цз встречает нападающего с мячом, в то время, как другой держит под опекой другого нападающего, а также действует на подстраховке. Крайние защитники должны быть мобильными и обладать высокой выносливостью, они выполняют как оборонительные, так и атакующие действия, помогая атакующим полузащитникам. 

В "Аяксе" Райкаарда центрального защитника играл опорный полузащитник, в случаях когда команда доминировала во владении мячом. Точно такую же картину можно наблюдать и в играх "Барселоны", когда опорный полузащитник, Серхио Бускетс, опускается в центральную зону защиты, давая возможность паре Пуйоль - Пике уйти на фланги, тем самым страхуя крайних защитников, которые активно участвуют в атакующих действиях команды, добавляя плотности в передней линии. 

Фулл-бэк - позиция, которая была впервые применена в Бразилии в 50-х годах 20-го века. После Кубка мира 1994-го года Джэк Чарльтон заявил, что фулл-бэки в ближайшем будущем станут одной из важнейших составляющих атаки команды. И как показало время, он оказался прав. Жоржинью и Бранко, Тюрам и Лизаразю, Кафу и Роберто Карлос, Дзамбротта и Гроссо, Анюков и Жирков и многие другие.

Фулл-бэк, который создает - важная часть победы. Арсен Венгер.

Для наглядности, фулл-бэк "Барселоны" Дани Алвес сделал 63 ассиста с сезона 2008/09 и по настоящее время, что в лишний раз подчеркивает важность участия игрока этой позиции в атакующих действиях команды. Ниже видео со всеми результативными действиями бразильского защитника. 

На недавнем Евро-2012 был один конкретный матч, который красноречивее любых слов продемонстировал, как может повлиять фулл-бэк, участвующий в атакующих действиях своей команды, на конечный результат. В матче Италия - Хорватия, защитник Иван Стринич после указаний Славена Билича стал частенько участвовать в атаке. За игру Стринич сделал 10 кроссов (37% от общего числа кроссов сборной Хорватии), одна из которых стала голевой. После удачного действия фулл-бэка голом отметился Марио Манджукич. 

_________

Прессинг.

Искусство прессинга получило широкое признание после появления на свет книги Валерия Лобановского "Методологические основы разработки моделей тренировочных занятий". В своем исследовании Лобановский выделял 3 разновидности прессинга: активный, умеренный и ложный. При активном прессинге противник находится под серьезным давлением как на чужой, так и на своей половине поля. Умеренный прессинг, как и ложный, применяется большей частью при игре на своей половине поля. Команды Лобановского применяли во время игры все 3 разновидности прессинга, заставляя соперников намного быстрее принимать решения, что частенько приводило к ошибкам и потерям мяча.

Самое главное, чтобы соперник не имел возможности привыкнуть или приспособиться к вашей игре. Если им это удалось и они сумели найти контригру, то вы должны уметь перестраиваться и ставить соперника в тупик. Это и есть диалектика игры. Вы должны идти вперед с таким диапозоном атакующих вариантов, чтобы заставить соперника ошибаться. В. Лобановский.

 

Знаете почему "Барселона" при потерях так легко возвращает себе мяч? Они никогда не бегут обратно более чем на 10 метров, потому что они никогда не передают мяч друг другу дальше чем на те же самые 10 метров. Й. Кройфф 

В данной игровой модели ключевое место занимает владение мячом. И одна из задач команды при потере мяча - вернуть его как можно скорей, не давая оппонентам времени и пространства, заставлять ошибаться. 

Моя философия основана на атакующем стиле игры. Когда меня спрашивают о ней, то я всегда отвечаю, что пытаюсь играть в агрессивный и созидательный футбол, также придерживаясь и тактической дисциплины. Если вы посмотрите на игру «Суонси» за последнюю пару лет, то увидите, что команда играла в атакующий футбол, в то же время наша защита провела много «сухих» матчей, у нас был один из лучших показателей по пропущенным мячам. Этих принципов придерживались в нашем клубе. «Ливерпуль» является клубом, который придерживается быстрого, атакующего футбола. Но я повторюсь, что при этом вы также должны придерживаться тактической дисциплины. Философия и принципы, которые вы исповедуете, всегда будут отстаиваться игроками. И одним из важнейших компонентов удачной игры является общекомандный прессинг. Брендан Роджерс. 

Роджерс, как и Гваридиола, придерживается правилу шести секунд (схема выше), когда противники наиболее уязвимы в компоненте владения мячом. Шесть секунд, в течение которых необходимо отобрать у соперника мяч. Если не получится, то перейти к умеренному, зонному прессингу. 

_____________

Плотность игры.

Схема ниже наглядно демонстрирует важность данного компонента в оборонительных действиях команды.

При использовании высокого прессинга заметно сокращается пространство игроков, которые находятся в под опекой защитников. И игроку находящемуся с мячом, крайне сложно сделать пас вперед. Все возможные продолжения атаки перекрыты соперником. Это все конечно же, в теории, и при условии, что все 10 человек активно прессингуют и выполняют в точности установку тренера. Расположение каждого отдельно взятого игрока на поле имеет огромное значение. Из интервью Грэма Тэйлора:

Оборонительные игроки должны быть сконцентрированы на игре своей команды даже во время атакующих действий и во время владения мячом, а также предугадывать возможные потери и перемещения соперников. 

Это вполне можно считать за истину, но Гвардиола, Лобановский, Михельс и другие известнейшие специалисты не раз заявляли о том, что для них на поле каждый из 11 игроков является защитником и каждый из них обязан участвовать и в прессинге и в процессе владения мячом. 

Продолжение следует...

Источники: eplindex.com, liverpoolfc.com

www.sports.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *