Стили игры в футболе – Энциклопедия футбольных стилей и философий — Deutsche Post — Блоги

Новости

Энциклопедия футбольных стилей и философий - Deutsche Post - Блоги

Характеристика футбольных стилей и философий от блога spielverlagerung.

1.Анти-футбол

Синонимы: деструктивный футбол, настоящий футбол, разрушающий футбол.

Термин, который описывает крайне закрытую и оборонительную игру команды. Команда, придерживающаяся такого стиля, заведомо отказывается от креатива в атаке, тем самым ориентируясь лишь на разрушение игры противника, применяя для этого скрытые или вполне очевидные брутальные фолы или другие неспортивные методы.  Таким образом, анти-футболисты  стараются максимально реализовать свои нечестные преимущества в игре с более сильными оппонентами.

Само понятие произошло в 2001 году, когда авторы Гари Армстронг и Ричард Гуиланотти назвали игру Эстудиантеса де ла Плата против Манчестер Юнайтед в финале межконтинентального кубка 1968 году “анти-футболом”.

С тех пор это слово пережило семантическую инфляцию, употреблялось крайне часто и не всегда к месту. Так называли игру команд Моуриньо, игру Селтика в ЛЧ-2004. Ложным образом к этой философии относят Интер 60-х годов.

Девиз: “На войне все методы хороши”.

2.Катеначчо

Синонимы: итальянский путь, Zona Mista, ill gioco all’ Italiano.

Термином “катеначчо” обозначают сегодня сверхоборонительную разновидность футбола, активную и базирующуюся на контригре систему.

Однако изначально понятие “катеначчо” не имело такой широкий профиль и относилось лишь к определенной системе, которая была введена Нерео Рокка в 1947 году в Тристине и по причине своей успешности стала популярной и в других топ-клубах, среди которых и Интер Эленио Эрреры.

В такой системе игроки противника дублируются.  Есть 5 игроков, которые не имеют никаких атакующих обязанностей. Перед ними еще три игрока, которые изначально также профилировались на оборонительной работе, и оставшиеся два в нападении. Детальнее, система напоминает ассиметричные 3-5-2, с двумя чуть выдвинутыми вперед центральными защитниками, за спинами которых располагался “чистильщик”. Слева располагался игрок, под контролем которого была вся бровка. Справа можно было найти более оборонительного крайка, который иногда смещался в центр, подстраховывая одного из центральных полузащитников. В центре же было 3 игрока, один из них располагался перед обороной, второй был ответственный за созидание, а третий был полузащитником, которого принято называть box-to-box. Впереди располагалось два форварда: классический наконечник и игрок, специализирующийся на игре в подырыше.

Система базировалась на персональной, дублированной опеке игроков и контригре и имела большой успех в 60-е. Такая система, не смотря на все свои преимущества, вскоре устарела. Это подтвердило поражение Милана Аяксу Ринуса Михелса в 1978 году со счетом 6:0. Этот матч подтвердил, что футбол очень сильно изменился и такая строгая платформа уже не актуальна.

Сегодня термин употребляется для описания крайне оборонительной игры. Примером могут послужить Интер Моуриньо 2009/10 и сборная Греции на ЧЕ-2014.

Девиз: “Если мы не пропустим, то не проиграем ”.

3.Futebol Arte

Синонимы: прекрасная игра, joga bonito.

Происхождение термина спорное. По одной из версий первое упоминание понятия датируется 1958 как цитата бразильского чемпиона мира Диди. По другой версии комментатор Стюарт Хилл утверждает, что он в том же году описал так игру британца Питера Доэрти.

Термин часто применялся. Самой популярной интерпретацией этой философии считают игру сборной Бразилии с Зико, Сократисом и Фалькао на ЧМ-1978 и ЧМ-1982. На этом турнире бразильцы влюбили в себя весь мир своими техническими способностями и комбинационной игрой.

Сегодня понятие используется для описания игры почти всех топ-команд, играющих в атакующий и комбинационный футбол.

Девиз: “Футбол – игра, играй красиво”.

4.Футбол героев (героический футбол)

Синонимы: бесконцептуальный футбол.

Обозначение “футбол героев” принадлежит Фолькеру Финке и касается тех команд, которые комплектуются и тренируются без подходящего плана. Тут покупают по именам, игровая система варьирует от тренера к тренеру, а на тренировках работают по сумбурному плану за неимением четкого представления желаемой системы игры.

Это прямая противоположность концептуального футбола.

Девиз: “Звезды светят, но не греют”.

5. Горизонтальный футбол

Этот стиль подразумевает эффективное, с малым содержанием риска построение игры с большим количеством передач назад и поперек, которые обеспечивают медленное продвижение к воротам соперника, не опасаясь потерь мяча.

Такая тягучая игра обеспечивает движение противника в попытке отбора мяча, что в свою очередь приводит к прорехам в оборонительных построениях оппонента. Преимущество стиля именно в быстром и эффективном использовании образующихся свободных зон в обороне соперника.

Девиз: “Медленно, но уверенно”.

6.Бей-беги ( kick ‘n rush)

Синонимы: игра длинными мячами.

Бей-беги слывет символом английского футбола . Принцип этой философии прост как мир. Игрок, завладевая мячом на своей половине поля, делает высокий длинный заброс на мощного, коренастого форварда. Следующая фаза включает в себя три возможных варианта развития событий: либо игрок сбросит мяч кому-либо из партнеров из второй волны атаки, либо нападающий сам, используя комбинацию элементарных действий, включающих прием, обработку и удар, завершит эпизод, либо просто поставит корпус и попытается заработать стандарт.

Девиз: ”Чем проще, тем лучше”.

7.Контратакующий футбол

Синонимы: оборонительный футбол, вертикальный футбол.

Контратакующий футбол – это стиль, который заключается в том, что команда в оборонительной фазе располагается очень глубоко, а при отборе мяча игроки стараются минимальным количеством касаний преодолеть максимальное расстояние до штрафной противника.

Несмотря на то, что контрстиль известен скоростью и точностью, а также яркими техническими и тактическими особенностями, многие находят такую игровую философию неправильной и деструктивной.

Девиз: “Дайте нам точку опоры, и мы перевернем мир”.

8. Концептуальный футбол

Синоним: плановый футбол.

Концептуальный футбол считается современным видом управления командой, который заключается в выборе четкого вектора развития команды: ее комплектации и тренировок.

При концептуальном футболе на первый план спортивного руководства выходит определенная желаемая философия:  трансферы, тренировки – все ориентируется на этот план.

Девиз: “Команда без идеи, как фонарь без свечки”.

9. Игра в одно касание

Синонимы: непосредственный футбол.

Футбол в одно касание описывает современный футбольный стиль, корни которого уходят в Голландию 90-х. Сейчас этот стиль доводит до совершенства Арсен Венгер в Арсенале. Также прежний тренер сборной Германии Юрген Клинсман и его помощник Йоахим Лев пытались привить этот стиль бундесманшафту.

Вообще, этот стиль не является тотальным и не применяется строго, а чаще наоборот ситуативно. Например, при розыгрыше стандартов.

Принцип стиля заключается в том, что из-за интенсивной перепасовки без предварительного приема и обработки мяча противник не может достаточно эффективно прессинговать команду, проповедующую такой стиль. Оппоненты в попытке отобрать мяч идут в прессинг, что в свою очередь разрывает стройность схемы и создает тем самым дыры в обороне противника, которые можно использовать и вбегать в них.

В БЛ идеалистом этого стиля был тренер Хоффенхайма Ральф Рангник в 2008/09 году.

Девиз: “Все без лишних движений”.

10. Позиционный футбол

Синонимы: футбол, основанный на доминировании; футбол, основанный на контроле мяча.

Самым важным предметом согласно этой философии является мяч. Основополагающая идея была высказана Кройффом и состоит в монополизации мяча на футбольном поле. Без мяча противник ничего не может предпринять и это основная причина заполучить мяч. Чем дольше владеет мячом команда, тем больше шансов она может создать и тем меньше вероятность пропустить.

Это игровая платформа – фундамент тики-таки, которую в Барселоне пытался провозгласить еще Кройфф, будучи тренером. Также Аякс Луи ван Гала в начале 90-х имел схожую философию.

Девиз: “Пока мяч у нас, нам не забьют”.

11. Тики-така

Синонимы: игра в короткий пас, игра, основанная на владении мячом.

Тики-така считается вариацией тотального футбола в современных условиях. Общего с тотальным футболом у тики-таки –  перманентная смена позиций.

Также этот стиль связан с позиционным футболом, основанным на владении мячом. Благодаря постоянному движению, игре в пас в треугольниках и короткой перепасовке мяч хорошо держится у тики-такистов. Таким образом, команда выдергивает противников из обороны, нарушая тем самым их оборонительные порядки. Возникающие дыры тут же становятся мишенью для смертельного паса. В ином случае такой контроль мяча может обеспечить поступательное продвижение к воротам противника как при позиционном футболе. Из-за чрезмерного почтения к мячу команда часто избегает рискованным завершением атак (дальние удары), а лучше ждет более верную возможность для последнего удара.

Владение мячом при такой философии имеет дополнительный эффект, а именно обеспечивает команде контроль игры и игрового пространства. Из-за этих двух компонентов атакующая игра противника задыхается. С одной стороны оппонент должен иметь чрезвычайно много пространства для контригры, но с другой стороны команды чаще всего нет возможности для атаки из-за постоянного владения мячом тики-такистом и высокого прессинга при потере мяча от того же.

Из-за зацикленности на контроле мяча и ведении игры от себя сама игра часто выглядит нудно. В особенности игровой стиль испанцев на больших турнирах попал под критику. Многие из критиков считают, что Испания играла в контроль не ради атаки, а ради обороны. Более оборонительная чем атакующая игра во владение мячом получила название Tikinaccio.

Как команда, исповедующая тики-таку, успеха добилась также и Барселона, имеющая много общего с каталонским же дрим-тим 1992 под руководством Кройффа.

Наряду с владение мячом огромную влажность для этого футбола имеет высокий прессинг. Для воплощения стиля необходимы атлетичность, высокий футбольный IQ игроков и хорошие технические способности игроков. Смешайте, но не взбалтывайте, и Вы получите на выходе космический процент владения мячом.

Сам термин изобрел журналист Андрес Монтес в 2006 году, когда описывал стиль сборной Испании. Вообще, тики-така по-испански это название вот таких клик-клак шариков –

.

Девиз: “Чем больше мы владеем мячом, тем больше у нас шансов”.

12. Тотальный футбол

Синонимы: прекрасная игра, Futebol Arte.

Тотальный футбол – это стиль, который изобрели в 70-е в Голландии.

Тотальный футбол базируется на атлетичности игроков и постоянной смене позиций, что вносит дезорганизацию в оборону противника. В оборонительной фазе начали применять позиционную опеку, оффсайдную ловушку и прессинг.

Эту успешную тропу протоптал Як Рейнольд, который тренировал Аякс после Второй мировой войны и именно его идеи стали фундаментом для становления тотального футбола. Его представления об универсальном футболисте, который может выполнять любые задания на поле, позже переняли Маслов, Лобановский и Хаппель. Систему чаще всего реализовывали в расстановках 4-3-3 или 1-3-3-3. Позже начинания Яка Рейнольда довел до совершенства его бывший игрок, Ринус Михелс, сотворив тотальный футбол.

Этот стиль считается революционным до сих пор. Многие команды даже сейчас пытаются интерпретировать этот стиль в условиях современности, среди них Арсенал и Барселона. Многих влечет слава Аякса 1971-73, который был настоящей “тотальной командой” со своим лидером и проводником идей Кройффом, который впоследствии даже, став тренером, был верен этой философии.

Девиз: “Движение – это жизнь”.

13. Вертикальный футбол

Этот термин предполагает рискованное построение игры с агрессивными передачами вперед. Цель такой игры, как можно скорее доставить мяч к чужим воротам и подарить по пути зрелище зрителям.

Из-за высокой скорости действий и использования любого момента для удара защита противника часто не успевает возвращаться, выстраиваться и держать схему, и, таким образом, вероятность успешного завершения атаки значительно увеличивается.

Девиз: “Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь”.

 

www.sports.ru

Национальные футбольные стили игры

Страница 1 из 2

Национальные стили игры

По меткому замечанию историка Эрика Хобсбаума, «.. .иллюзорное единство миллионов обретает плоть и кровь в команде из одиннадцати человек, которых знают по именам» - особенно когда эти одиннадцать сражаются в международном соревновании, таком, как чемпионат мира. Многие писатели обращали внимание на то, как разные народы через футбольное поле выражают себя, вырабатывая свой, узнаваемый, стиль игры, который зачастую сохраняет свои особенности на протяжении многих лет и поколений. В международных матчах команды представляют культуру своей страны, и в их игре воплощаются ценности этой культуры. Так, аргентинцы всегда славились высочайшим мастерством и стремительным темпераментом, бразильцы ярки и изобретательны, а игроки из Камеруна способны сочетать изощренную технику с безжалостно жесткой игрой в защите. Англичан считают хладнокровными, но слишком предсказуемыми, а Италия способна являть миру команды, чья физическая мощь не уступает техническому мастерству. Действительно ли такие клише отражают достоинства и пороки, свойственные этим нациям, или мы просто находимся в плену стереотипов?

Как только стали регулярно проводиться международные футбольные встречи, в разных странах постепенно возникло свое видение этой игры. Естественно, что в начале XX в. образцом для всех служила Великобритания. Но и британский футбол в ту пору еще только складывался.

В 1880-е гг. манера, основанная на индивидуальных рывках и проходах, постепенно стала уступать место коллективной игре, для которой прежде всего стала характерна короткая перепасовка в линии атаки. Однако все равно отличительным свойством британского футбола оставалась силовая борьба плечо в плечо. Правда, если профессионалы-англичане больший акцент делали на скорость и физическую мощь, то шотландцы, например, немалое внимание уделяли и чисто техническому мастерству. Мы уже говорили, что весь мир сначала копировал британскую манеру игры и приспосабливался к ней, но затем многие европейцы, а уж тем более южноамериканцы начали постепенно от нее отказываться. Этот процесс шел довольно быстро. Характерно, что, когда в 1912 г. в Бразилию приехала аргентинская команда, местным зрителям они своей игрой понравились куда больше, чем недавно гастролировавшие в тех же местах англичане из «Коринтианс», которые исповедовали британский стиль, уповая, особенно в защите, исключительно на физическую мощь. Напротив, аргентинцы, по сути, отказавшись от силовой борьбы, делали упор на искусное обращение с мячом и тонкую комбинационную игру. К началу 1920-х гг. аргентинские спортивные обозреватели уже станут гордиться особым стилем своего футбола, имеющим очень мало - если не сказать не имеющим ничего общего с британским оригиналом.
В 1924 г. Уругвай застал европейский футбольный мир врасплох, с ходу выиграв в Париже олимпийский футбольный турнир. Специалисты были поражены той виртуозной легкостью, с которой уругвайские игроки принимали и обрабатывали мяч. Такая техника давала им возможность выиграть время и оценить, кто из их партнеров находится в наилучшей позиции. Добавьте к этому каскады финтов и мастерский дриблинг, замечательное умение придавать мячу разнообразные вращения при ударе - и вы поймете, почему восторженные французские комментаторы заговорили об «уругвайских рысаках», обскакавших английских «тяжеловозов». Правда, англичане в Париж не приехали и не могли опровергнуть столь оскорбительные сравнения на деле. Спустя четыре года Уругвай победил вновь, переиграв в финале Олимпиады Аргентину. Те же две сборные сошлись и в решающем матче первого чемпионата мира в 1930 г.: победитель остался неизменным. Уругвайцы сражались с аргентинцами с 1902 г., и именно во встречах между собой южноамериканцы оттачивали тот стиль игры, который его почитатели окрестили футболом марки «Ривер Плейт».

В период между двумя мировыми войнами бразильская молодежь тоже начала повергать Европу в трепет. Еще в 1925 г. состоялось чрезвычайно успешное турне команды из Сан-Паулу, но в подлинный восторг европейцев привела сборная Бразилии на чемпионате мира 1938 г., поразив их исключительной техникой и в целом неповторимой манерой игры. Отчасти заслуга тут принадлежала конкретным личностям: истинному атлету и кудеснику мяча Леонидасу, который первым стал исполнять удар ножницами, и мастеру искусной защиты Домингосу да Гийя. Европейцы впервые увидали негритянских мастеров и склонны были списывать их неподражаемую ловкость на особенности тропического климата и жесткое покрытие южноамериканских полей, требовавшее совершенно иного уровня владения «чересчур капризным мячом».

sportoboi.ru

Тотальный футбол — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требует 1 правка.

«Тотальный» футбол  — тактическая схема, когда игрок, двигаясь по полю, заменяет других футболистов на их местах, таким образом сохраняя намеченную организационную структуру игры команды. В этой "текучей" системе могут присутствовать игроки без установленной роли, любой футболист может быть последовательно нападающим, полузащитником и защитником.

Тактический успех «Тотального футбола» зависит в значительной степени от адаптируемости каждого футболиста на определённом игровом месте на поле (защита, полузащита, нападение). Схема состоит из футболистов, которые чрезвычайно хорошо обучены как тактически, так и физически, так как скорость игроков в этой схеме имеет огромное значение.

Основу для «тотального футбола» заложил ещё до нидерландских специалистов тренер «золотой команды Венгрии» Густав Шебеш. Затем уже позже её усовершенствовал и довёл до совершенства английский тренер Джек Рейнолдс, который был главным тренером «Аякса» из Амстердама в 1915—1925, 1928—1940 и 1945—1947 годах.

Ринус Михелс, который играл под руководством Рейнолдса, позже ставший главным тренером «Аякса», стал развивать тактическую схему «тотального футбола» (Totaalvoetbal на нидерландском языке). В 1970-х годах Михелс использовал эту схему успешно, но когда на пост тренера пришёл Штефан Ковач (Михелс ушёл в «Барселону»), схему, применявшуюся в клубе, на некоторое время забыли.

Звезда «Аякса» Йохан Кройф был на поле центральным нападающим, на протяжении всего матча он перемещался по всему полю. Именно перемещение по полю приводило к ошибкам противоборствующей команды; команда, применяв

ru.wikipedia.org

Становление Бразильской Философии Joga Bonito - Идолы футбола - Блоги

 

 

Происхождение футбола в Бразилии не имеет определённых рамок познания, существует множество гипотез, в качестве одной из них, фигурирует фамилия Чарльза Миллера, что олицетворяет собой одну из наиболее популярных гипотез..В возрасте 20 лет, Чарльз Миллер вернулся из Англии, где собственно и получал образование, им же в Бразилии представлен и свод спортивных правил которые, практически не изменились с тех пор. Менее чем через год, матчи пермонентно игрались в Сан-Паулу, ёще до начала 20 века, Бразилия уже была влюблена в футбол.. Футбол или его подобие существовал ещё до появления английской улитарности, сущствуют исторические монускрипты подобных игр тысячелетиями раньше, этногеография разнообразна, от австролийских аборегенов до средневековой греции и древней италии, в Южной Америке Индейцы практиковали игру с мячом, ещё до того как Христофор Колумб открыл Америку..Датированно 1500 г. до н.э., В Мезоамерике, на территории Майя и Ацтеков существовали мячи а также археологические объекты, такие как стадионы.. Тогда это считаалось что то вроде ритуала или священнодействия, в Парагвае есть описание спорта в котором резиновый мяч являлся обьектом сущности игры которая называеться мангаи, где цель не была забить больше голов но дольше оставаться в поле..В изоляции от Португалии и вне европейского влияния, Бразилия непосредственно распологала собственными играми, что осуществляли наполнение средикоренных народов, разбросанных по всей территории Бразилии. Наиболее известными является xikunahity, также существовала katulaiwa и д.р. игры..

Начало становления бразильского футбола имеет несколько повествовательных моментов, его популяризации и центральной черной роли.В первый этап хроники говорят нам о прибытии футбола в Бразилию и подчеркивает сегрегацию чернокожих и бедных, второй относится его борьбу и сопротивление , а третий описывает демократизацию, подъем и утверждение черного в футболе..Mario Filho автор бессмертного произведения (O negro no futebol brasileiro) искал в чёрном футболе способ жинга, ритмику, что воплотила из теории безэмоционального и комформисткого, проникнутого корпоративным духом футбола, в особый вид идеологии и философию красивой игры Joga Bonito,представленная работа позволяет нам наблюдать вклад афробразильской идентичности в культуру дриблинга, фундаментальная основа которой и являеться Ginga..Под страхом сурового наказания или в результате прецедента быть изгнанным с поля, избегая противоправных действий со стороны игрков или даже полициии, чернокожие игроки не могли не избежать контакта с белыми соперниками, в сущности данное обстоятельство минимизирует пространство..Побочным продуктом социальной ситуации вынудело черных играть с большим мастерством, избегая физического контакта и изобретать пространства..Дриблинг в какойто степени не что иное, как создание пространства, где пространство не существует. Несомненно, что черный отразил в бразильском футболе уникальный стиль магии и искусства, в отличие от архаических форм игры в мяч, что имели своё начало в его английском происхождении.

Эстаду ди Сан-Паулу "Бразильские игроки показали лучшие качества, которые можно только пожелать "В то время, журналист Америко Р. нетто, Когда был вновь запущен печатный станок спортивного журнала, Эстаду ди Сан-Паулу писал о появлении "бразильской школы футбола." По его словам, все люди, которые играли в футбол имитировали английскую теорию, но бразилец использовал новую систему игры. Футбол по сути уже являлся важной частью движения модернизации бразильской нации.Отчет в прессе в Кубке мира, который проходил во Франции в 1938 году, усиливает гипотезу Виктор Лопес. Газета Le Miroir утверждает, что бразильские игроки, казались жонглеры, Леонидас да Силва, что был эталоном в середине 30-х,также известный как Чёрный брилиант, его выступление на ЧМ можно назвать триумфальным, диферамбы "черный дьявол", "акробат", "пируэт" от заворожённой публики в тот момент были абсолютно обоснованными, будучи творцом, Леонидас Да Силва изобрёл знаменитый удар Бисиклета, тут очевидная связь в сравнении Гиометрического изображения репертуара ударов капоэйра и проэкции телодвижений бразильских игроков.. Мой старший брат сказал мне: "Трикстер кошка всегда приземляется на ноги ... " Я gingava много ...Подражали явлению самбы и капоэйра (Domingos da Guia )

Ginga это одна из форм движения, фундаментальная основа которой являеться капоэйра и самбы, это синтез танца и борьбы, это естественная сущность Бразильского народа, причастники игры батизаду, воссоздают акцент на духовном наполнении, исключая физиологическое начало,но духовное с физическим есть одно целое суть, что и делает Бразилию законным обладателем Futebol-Arte..Одним из основных направлений деятельности Бразильцев африкаского происхождения в те дни была Capoeira..Бразильский писатель Джоэль Руфино, который написал в статье Bola Brasilis опубликованной в коллективном учебнике Бразилия Бом-де-Бола:" Примерно около 1900 г., в Бразилии ничего не было. Они только имели свое тело и улицу. Когда властям удалось искоренить (подавить) капоэйру, в конце 19-го века, люди приняли футбол. Капоэйра, жинга? Давайте играть в футбол с жинги. Капоэйра, дриблинг? Сделаем проходы наш главный шаг ". В книге "Introducao a Sociologia дос Desportos", Жоау Лира Филью утверждает:" Капоэйра является предшественником футбола в Бразилии, синтез, между навыками игрока и акробатикой капоэйра, которые кажутся свойственны только мулатам." " Мулаты во время футбольных матчей, играют как и прежде играли в капоэйра, с имитацией и обманом."Великий в прошлом Идол Бразильского футбола Зико, в последствии замеченный на поприще тренерской деятельности, являлся наставником Сборной Японии, впоследствии он назначил инструктора капоэйра, научить японских игроков Ginga..Капоэйра являеться прообразом красивого стиля игры Joga Bonito т.е. Бразильского футбола, основа которого Ginga, в сущности дриблинг уже был сформирован несколько столетий до появления футбола, в геноме Бразильского народа, во времена первых невольников на Бразильской земле..Это не, что иное, как то, что мы понимаем под термином Ginga, а что такое Ginga? Это в сущности вторая, иная эпостась, другая природа, иными словами это дух, а что рождено от духа умереть не может, лишь только переродиться в иные фрмы природы..Мы часто употребляем, футбол у Бразильцев в крови, но это не просто метафора, это констатация обьективной реальности..

   

С приходом футбола в конце девятнадцатого века, на официальном уровне спорт практиковался только так называемой белой элитой, это было время рассовой дискриминации..Примерно в то же время, было отменено рабство в 1888, но сие абстоятельство мало повлияло на обьективную реальность того времени, черные не были интегрированны в клубы, их непускали даже на трибуны во время матчей..В подполье существовали лиги в которых принимали участия темнокожие или бедные белые ироки..В многочисленных встречах между игроками афробразильского происхождения и белыми, чёрные казались более одарёнными и намного чаще одерживали победы..Различные справочные источники по теме Francisco Carregal в качестве первого черного игрока в бразильском футболе. Понте Прета также утверждает эту позицию,утверждая, что пять лет назад, в 1900 году, поднялся Мигель Кармо. Во всяком случае, оба были первопроходцами, африканского происхождения..1905 г. Бангу, команда преимущественно состояла из рабочих и формировалась сотрудниками Бангу, текстильной фабрики. Это первый футбольный клуб в Рио-де Жанейро, в составе которого закреплён черный Francisco Carregal, что в последствии вызвазало немало возмущения со стороны конкурирующих команд..Интересно, что в 1915 году, Флуминенсе один из самых аристократических клубов на тот момент, принял Карлос Альберто , игрока афробразильского происхождения, оный в совю очередь так же пытался скрыть цвет своей кожи благодаря порошковому рису..Клуб Васко да Гама был первым чемпионом с черными игроками, Васко выиграл чемпионат штата Рио-де-Жанейро, случилось это в 1923 г.Данное обстоятельство послужило следствием безапелеционной приостановки Лиги Кариока, причиной послужило осуствием возможности быть конкурентноспособными..Таким образом , так называемая белая элита устранилась и дискридитировала сама себя..Есть и другие примеры расовых ограничений, 13 мая 1914 года, в игре между Флуминенсе и Америка, Carlos Alberto Fonseca, бывший игрок Америки, был брошен в триколор, ограничения на чернокожих игроков было правилом в Флуминенсе, Карлос Альберто долго делать макияж, который служил в качестве прикрытия, его цвета кожи, обращая на себя внимание своих товарищей по команде и своего друга, Зе Мария поражен его талантом,интуиция, цели, дриблинг, невероятные пьесы.. Это одна из многих болезненных и драматических историй, связанная с популяризацией афробразильского футбола, рожденного в элитном спорте, в конце 19 века..Сколько великих чёрных имён кануло в лету? Всё это благодаря расовым предрассудкам..Артур Фриндерайх, мулат с зелёными глазами, первый Южноамериканский чемпион, и великий бомбардир, благодаря своему таланту ,что заложен в его африканском происождении, и культурной среде в которой общался Артур Ф.(Эль Тигре) проложил мост между чёрными и белыми, между богатыми и бедными,и положил начало конца культурной безнравствености в Бразилии, что конечно же имеет свои контрасты даже в наше время, но это уже совсем другая история..

www.sports.ru

6 тактических построений, которые изменили футбол (17.04.2016)

6 тактических построений, которые изменили футбол

Soccer365 представляет вашему вниманию перевод статьи известного британского ресурса fourfourtwo


Фото: www.sports.ru Парад тактических революций в мире футбола осуществлялся в разных ипостасях. Майкл Кокс проведет вас через наиболее впечатляющие построения, которые видела игра №1...

Комбинационная игра, 1870-е

Современный футбол во многом строится вокруг преодоления защитных построений, но такой подход не всегда был привычным.

В начале игры футбол вращался вокруг такого понятия, как дриблинг. Игроки получали мяч во владение и двигались со сферой прямо вперед. Владение мячом и перепасовка с одноклубниками в значительной степени была связана с желанием сохранить мяч, если партнер перемещался по полю свободно. С точки зрения намерений игрок при получении мяча, футбол в течение 19-го века был, пожалуй, больше похож на регби, чем современная игра №1: передачи мяча были явлением редким, и, по существу, крайним решением футболистов.

Однако альтернативный подход был, и он быстро получил полноценную "жизнь". Команда "Квинс Парк" доминировала в шотландском футболе в 70-е годы 19-го столетия, и все игроки этого клуба были призваны на матч против Англии в 1872 году. Хотя игроки "Трех львов" были намного сильнее, и строили свои действия на основе рудиментарного стиля, шотландцы работали очень слаженно, проявляя себя как Команда, играя широко в нападении и передавая мяч друг другу на скорости.

Этот подход оказался неожиданным для английских игроков, непривычных к новой концепции. Идея состояла в том, чтобы мяч переходил к тому игроку, который находился в лучшем положении. Для этого футболисты старались дорожить сферой, ища партнера в более выгодной позиции. Такие "маневры" неизбежно приводили к тому, что футболисты лучше раскрывали свой талант и выглядели более слаженным коллективом. Со временем эта идея распространилась по всей Великобритании, а затем и по Европе.

"W-M", либо "дубль-вэ", 30-е годы 20-го столетия

Поскольку тактика и расстановка иногда используются и понимаются почти как синонимы, наиболее значительные тактические разработки были посвящены стилю, а не форме. "Дубль-вэ", однако, является исключением.

Система пирамиды – по сути 2-3-5 – было тем построением, которое безраздельно господствовало в европейском футболе вплоть до середины 1920-х годов, когда значительное изменение в трактовке положения "вне игры" означали то, что между нападающими ставили только двух защитников, а не трех. В начале 20-го века команды уже понимали ценность такого правила в футболе, как офсайд, но изменения сделали его намного более трудным и рискованным в отношении возможного результата усилий клубов. Команды могли играть вперед гораздо быстрее.

Менеджер лондонского "Арсенала" Герберт Чепмен понял, что адаптация игры команды к новой трактовке офсайда была просто-таки необходимой. Чепмен решил, что нужно реформировать центральную ось – когда более важную роль стал играть исполнитель в центре, между трех человек в пирамиде линии полузащиты (фактически назад оттянулся дополнительный игрок). Таким образом, находящийся по центру исполнитель мог расположиться между двух крайних защитников, в целом же образовывалось построение в три защитника. Это изменение защищало команду, обеспечивало более прочную основу для ведения наступления, что помогало атакующим игрокам.

Если правый защитник накрывал левого крайнего нападающего соперника, то левый — правого крайнего. Средний играл против центрального форварда. Это стало 2-3-2-3, или WM. Теперь команды имели достаточное количество игроков сзади, и отлично усилили линию полузащиты – это уже был футбол не по типу "все-в-атаку".

Венгерское расположение, 50-е годы 20-го столетия

"Порка" Англии в исполнении Венгрии в 1953 году, является одной из самых известных игр в истории футбола – Англия была полностью переиграна в тактическом отношении. Ключом к производительности Венгрии был очень простой постулат: они спутали карты Англии, используя своих ключевых игроков совсем в другой, роли, которая оказалась для соперника неожиданной.
Пусть центральный нападающий Нандор Хидегкути и не был звездным игроком, этот игрок считался катализатором невероятной производительности Венгрии. Он носил на спине №9 , и поэтому должен был действовать на позиции нападающего, вступая в единоборства с центральным защитником Англии.

Вместо этого, он расположился далеко от центрального бека сборной Англии Гарри Джонстона, влияя на игру в качестве практически дополнительного полузащитника. Хидегкути получил океан пространства и обеспечивал регулярный переход к наступлению другим четырем нападающим.

В обороне Венгрия также играла совершенно по-другому. Йозеф Закариас был полузащитником, но отошел столь глубоко, что стал, по сути, вторым центральным защитником, отодвинув крайних защитников на позиции, на которых такие исполнители играют и сегодня. Эта идея быстро распространилась, и такой подход стал использоваться по умолчанию во всем мире. Достижения сборной Венгрии могли быть и большими, если бы эта команда более эффективно распоряжалась своими моментами в атаке на протяжении длительного периода своих выступлений.

Катеначчо, 60-е годы 20-го столетия

Под термином "Катеначчо" в буквальном смысле стоит понимать "дверь, которую невозможно взломать" или "дверной засов". Часто это слово используется в качестве символа оборонительного футбола, но на самом деле это не совсем так. Этот стиль открыл миру определенные оборонительные системы, что изменило характер игры защищающихся коллективов. Клубы, использовавшие катеначчо, в основном отличались качественной игрой также и в атаке.

В то время как австрийский тренер Карл Раппан был первым наставником, который экспериментировать с катеначчо в построении линии обороны, итальянец Нерео Рокко популяризировал этот стиль в Италии с "Триестиной", постоянно меняя систему построения беков, но неизменно сохраняя "чистильщика".

Так родились идеи тренера с паспортом Аргентины Эленио Эрреры, который использовал подобную систему с миланским "Интером". Его версия этой системы подразумевала использование "чистильщика" за спиной четырех игроков, которые должны были выполнять строгий план на игру и действовали в очень агрессивной, силовой манере. "Чистильщик" играл в качестве такого себе "последнего плацдарма" или "запасного человека", эффективно страховавшего партнеров по команде.

Это неизбежно означало, что "Интер" был в меньшинстве у чужих ворот, и для того чтобы команда могла эффективно атаковать, ей нужно было напрягать все силы. В конечном итоге это нередко приводило к истощению игроков. Эррера отмечал, что поначалу его команда данную систему не понимала, и действовала в глухой оборонительной манере, полностью концентрируясь на том, "запасном человеке" в защите без превращения его (и партнеров по команде) в атакующего бека, который позволяет осуществлять быстрый переход в нападение.

"Тотальный футбол", 70-е годы 20-го столетия

Пожалуй, наиболее почитаемым тактическим новаторством в истории футбола является система Ринуса Михелса под названием "тотальный футбол". Данный рисунок игры этот тренер использовал в "Аяксе", "Барселоне" и сборной Нидерландов. Инновационный стиль позволил обнажить ограниченность футболиста как такового.

В командах Михелса игроки не имели привязки к "фиксированной" позиции, постоянно меняя свое положение, чтобы "перетягивать" соперников по полю. По замыслу Михелса, его футболисты должны были уметь играть в обороне, полузащите и в атаке. Таким образом, создавался невероятно универсальный игрок.

Хотя иногда считается, что при этой системе игроки могли двигаться в том направлении, куда им вздумается, в реальности данный подход является более упорядоченным: футболисты должны были меняться "вертикальными" линиями. К примеру, правый защитник забегал вперед, и в дальнейшем должен был быть заменен правым полузащитником.

Йохан Кройф был настоящим "парнем с обложки", характеризирующим этот стиль футбола максимально точно. Кройф осуществлял атаки из глубины, но мог оказаться и на острие, а чаще всего блуждал по полю в поисках более выгодной позиции. Его товарищи по команде, по сути, пользовались его мини-успехами, переходя в освободившееся пространство. Это был ключ к системе – всегда найти нужное место каждому игроку.

Тики-така, начало текущего тысячелетия

Каждый читатель с легкостью может проследить развитие современной "Барселоны" и сборной Испании через тактические новшества, но в период между 2008-м и 2012-м годами эти команды делают набольший упор на сохранение мяча, чем любой другой клуб в истории.
Чтобы понимать, что такое тики-така, нужно в первую очередь понимать, что в случае использования такого стиля непременно "загружается" центр поля, ведь концентрация игроков в этой зоне должна быть максимальной. Это позволяет контролировать мяч. Контрнаступление для такого стиля является редкостью.

Современная "Барселона", несомненно, является продуктом атакующего футбола. Эта команда использует сохранение мяча, прежде всего, как превентивную меру для сохранения своих ворот в неприкосновенности. Сборная Испании выиграла чемпионат мира 2010-го года, забив всего восемь голов в семи матчах (один из них в дополнительное время в финале), но смогла сохранить свои ворота в неприкосновенности во всех четырех матчах стадии плей-офф.

Пожалуй, сегодня в футболе начала доминировать некая обратная реакция: контратакующий стиль за последние пару лет используется существенно чаще, и даже "Барселона" в этом смысле стала значительно более прямолинейной. Нам еще предстоит увидеть, будет ли тики-така иметь прочное наследие, но, как показывает история футбола, игра №1 продолжает развиваться.

soccer365.ru

Какие бывают вратарские стили игры?

STAND-UP. Дословно - вставай и стой. Первый исторически стиль. Красной нитью здесь проходит игра в стойке, очень упрощенно - перекрывание площади ворот преимущественно в вертикальном положении. Истоки техники «стэнд-ап» , по крайней мере в европейской традиции, неразрывно связаны с футболом и бэнди. Все, кто более или менее интересовался историей хоккея с шайбой, знают, что многие наши хоккеисты играли в прошлом в русский хоккей, а летом занимались футболом, причем на высоком уровне. Вот, собственно, и разгадка – как футбольному, так и бэндийному вратарю возвращение в стойку совершенно необходимо, клюшки у него нет (некоторые первые наши вратари играли маленькой клюшкой или же норовили бросить клюшку, ловя снаряд руками, как в футболе) , щитков на ногах либо тоже не было, либо они были малы по размерам. Поэтому на первом месте – готовность отразить, среагировать. Причем отразить активно, Сыграть.

BUTTERFLY. Бабочка. Доминирующий и самый модный сегодня стиль игры вратарей. Оговорюсь, здесь речь о современном баттерфлее, оформившемся в начале 90-х годов XX-го века. В «баттерфляе» голкипер сидит на коленях, размахивая руками, как крыльями бабочки. Бытует мнение, что наш легендарный вратарь Владислав Третьяк стоял у истоков баттерфляя. "Я не боялся опускаться на колени". Имхо, упрощать так – все же слишком.

В ходе эволюции стиля «баттерфляй» акцент сместился с сидения на коленях с поднятыми руками на игру на коленях, на ребрах раздвинутых щитков (по всей длине щитка) , на скольжение в горизонтальной плоскости на ребрах щитков за счет отталкивания коньками (так называемый «слайдинг») , игра же руками не является сегодня определяющей при описании этого стиля. Иными словами – ныне «валяние на льду и размахивание руками» не есть определяющие характеристики баттерфляя, и даже если считать стиль В. А. Третьяка неким прото-баттерфляем, то его ученики (Бродо, Набоков) есть все же вратари комбинированного стиля, который, в общем и целом, ближе к стэнд-апу, чем к современному баттерфляю.

Стэнд-ап – более «активный» , «игровой» вратарский стиль, основанный на «вертикальном» перекрывании ворот, предпочтительном скольжении на коньках и на реакции на происходящее из стойки.
Баттерфляй – более «реактивный» , «пассивный» стиль, основанный на «горизонтальном» перекрывании ворот (идея – закрыть максимальную поверхность, работа «по площадям» ) и скольжении на ребрах щитков. После первого броска (или после угрозы воротам) вратарь не торопится безусловно вскочить в стойку, как стэнд-апе, а оценивает ситуацию из «баттерфляя» .

otvet.mail.ru

BVB-RUSSIA: «Боруссия» против Баварии: борьба футбольных стилей

Сперва они подсматривали друг у друга особенности игры каждого, а теперь Бавария и «Боруссия» все дальше отдаляются друг от друга в отношении используемых футбольных стилей. Снова все приходит к дуэли «владение мячем» (Бавария) против «контрпрессинга» («Боруссия»).

Прошли уже времена катеначчо, так обозначался оборонительный, выжидающий атак соперника футбол, с которым итальянские клубы отпраздновали свои самые большие успехи в еврокубках. Но в настоящее время международный футбол переживает прекрасную эпоху, сейчас побеждает атакующий футбол. По крайней мере, это является именно так в своем большинстве, потому что победы «Челси» в 2012 и 2013 годах были скорее исключениями. Характерной футбольной моделью последних 5-10 лет была Барселона. Ее футбольный стиль – это смесь из владения мячем и контпрессинга, комбинация двух самых популярных и при этом друг другу противоположных тактических моделей.

Бундеслига следует этому тренду, даже относится к числу передовых лиг в этом отношении. В немецком элитном футболе, что показал уже 1 тур Бундеслиги, снова можно будет наблюдать как образец борьбу двух тактических школ:

1) классический футбол с акцентом на владение мячем

Он характеризуется большим числом передач, сменой флангов, игрой на флангах и развернутыми веером линиями команды. Для тех команд, которые следуют этому стилю, атака начинается тогда, когда они владеют мячем. Самым главным представителем этой модели в Бундеслиге является Бавария. Но так же и «Байер» умеет играть в такой футбол, удается это делать в хорошие дни «Айнтрахту», «Вольфсбург» пытается играть так все чаще. Но этот стиль подходит не всем командам. Чтобы долго и надежно оставаться во владении мячем, в составе такой команды необходимо наличие большого количества технически подкованных игроков, которые не испытывают боязни потерять как-то разок мяч. «Если в команде есть 2-3 игрока, которые не требуют для себя мяч, то при таком условии в такой футбол сыграть нельзя», говорит главный тренер «Вольфсбурга» Дитер Хекинг. И не ему ли это знать лучше всего? Ведь когда он тренировал ранее в Нюрнберге и в Ахене, то его команды играли оборонительно именно в силу дефицита соответствующих игроков.

2) контрпрессинг

Он подразумевает под собой быстрый отбор мяча с последующим быстрым переходом из оборону в атаку. Для команд, которые предпочитают этот интенсивный стиль игры в футбол, атака начинается уже в мыслях, когда соперник пока еще владеет мячем. Главным представителем этой школы в Бундеслиге является «Боруссия» Дортмунд. Ей удается лучше всех в Германии заниматься прессингом. Эта тактика говорит, прежде всего, в пользу быстроты приближения к воротам соперника. И она эффективна, так как затраченное для собственного удара по воротам время у таких команд небольшое. Но так же в нем есть и скрытые риски: при выдвижении команды в центре поля образовываются свободные зоны, куда могут ворваться сильные в контратаках команды соперника.

Удивительно близко к воротам соперника играли в таком стиле в недавнем прошлом так же «Аугсбург», «Фрайбург» и «Майнц». У этих трех команд есть тренеры, которые выжимают максимум из своих игроков. Именно в силу этого можно считаться с тем, что им удается вопреки своим недорогим составам играть на равных и даже оставлять позади себя в чемпионате напичканные более дорогими игроками команды. «Аугсбург благодаря своему высокому прессингу является одной из самых смелых команд лиги», говорит Хекинг. Так же и «Ганновер» с «Гертой» используют прессинг, но при этом они, конечно, начинают отбирать мяч только начиная с середины поля – так они стараются уменьшить степень риска.

Многие следуют за Дортмундом

Футбол с большим владением мячем или контрпрессинг – в настоящее время не существует превосходящей одна другую тактической стратегии. Игра при владении мячем больше чревата совершением ошибок, контпрессинг – более напряженный и требует больших затрат сил. Но когда обе тактические модели встречаются на поле, то становится очень интересно, как это было в 1 туре Бундеслиги: «Ганновер» (прессинг) обыграл «Вольфсбург» (владение мячем) со счетом 2:0, правда, здесь нужно еще учитывать и 2 удаления в составе «волков», что наложило отпечаток на итоговый результат. И «Герта» (прессинг) перебегала и смяла «Айнтрахт», хотя «орлы» имели больше владения мячем. Самое пассивное впечатление оставили «Вердер» и «Брауншвейг».

Если же быть точным, то все команды играют в стиле, представляющем смесь из обеих тактических моделей. Разницу лишь определяет то, на каком из них сделан больший акцент. И, конечно, еще зависит от соперника. Но самыми успешными являются те команды, которые умело используют оба стиля, как это показывала Барселона на протяжении последних лет. Со своим стилем «тики-така», при игре в сверхкороткий и быстрый пас она прячет от соперника мяч. Но если они его теряют, то возвращают его обратно уже порой спустя 5 секунд. Но в прошлом сезоне каталонский клуб потерял в своем темпе и опасности перед воротами соперников, когда команда владела мячем. Она была психологически, равно как и тактически переиграна Баварией, которая так же наилучшим образом сочетала элементы из прессинга и владения мячем.

В последние годы «Боруссия» и Бавария подсмотрели друг у друга некоторые элементы игры. Бавария сделала для себя заметки, как нужно лучше проводить прессинг, а «Боруссия» - как лучше удерживать мяч в собственных рядах. Но все идет к тому, что в этом сезоне команды в плане стиля игры должны будут снова отдалиться друг от друга. По крайней мере, в этом есть смысл именно для «Боруссии», чтобы приблизиться к Баварии.

Юрген Клопп заявил уже, что хочет играть с «Боруссией» снова быстрей, агрессивней и интенсивней. Стремление к этому можно было увидеть в матче в Аугсбурге, но еще больше в финале на Суперкубок Германии. Бавария же в матче против «Мёнхенгладбаха» использовала порой прессинг и чуть не получила больше, чем один пропущенный мяч. она выиграла только за счет более высокого индивидуального класса игроков в работе с мячем. Если же внимательней можно было проследить за живыми указаниями Гвардиолы во время игры своими двумя руками, то Мюнхен все же станет новой землей тики-таки. Потому что это уже старое правило Пепа Гвардиолы: владение мячем подходит команде.

Но в 1 туре так же можно было увидеть и то, что многие тренеры следуют за футболом, демонстрируемым Дортмундом, и так же хотят играть в прессинг. Но это требует синхронной координации всей команды. Увлекательный интеллектуальный футбол возникает не сам по себе, этому нужно долго учиться. «Айнтрахту», к примеру, не удалось это сделать приличным образом в Берлине. Полузащитники и нападающие слишком активно атаковали игроков соперника, а защитники не всегда возвращались своевременно назад. Так они создали для берлинце время и свободные зоны, чтобы в итоге забить 6 голов.

Но так же в матчах «Шальке» - «Гамбург» и «Майнц» - «Штутгарт» можно было наблюдать невероятную дырообразную игру в защите со стороны всех команд. Много азарта, много голов, скоростной футбол, пленительно и увлекательно. Но пока это не дает стабильности в защите. И поэтому для остальных тренеров команд Бундеслиги пока еще остается очень много дел. И именно поэтому в Бундеслиге все сводится к борьбе двух футбольных стилей, которые демонстрируют именно «Боруссия» и Бавария.

www.bvb-russia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о