Озерова андрея николаевича – Могила Братьев Озеровых || Введенское кладбище, Москва | Vvedenskoe cemetery, Moscow || Введенское кладбище, Москва

Новости

Озеров Андрей Сергеевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Озеров.

Александр (или Андрей ?) Сергеевич Озеров (25 июля 1845 — 14 октября 1897) — генерал-майор из дворянского рода Озеровых, управляющий двором великого князя Михаила Николаевича.

Биография

Сын генерал-лейтенанта Сергея Петровича Озерова от брака его с княжной Наталией Андреевной Оболенской. По отцу — внук сенатора П. И. Озерова, по матери — тайного советника князя А. П. Оболенского.

Обучался в Пажеском корпусе, из камер-пажей был произведен в прапорщики лейб-гвардейского Преображенского полка. 30 августа 1865 года произведен в подпоручики, а 30 августа 1866 года в поручики. 31 марта 1868 года произведен в штабс-капитаны. 12 апреля 1872 года Озеров был назначен в распоряжение князя Михаила Николаевича, по званию главнокомандующего Кавказской армией. В июле месяце того же года он был командирован в Красноводский отряд, с которым участвовал в движении в степь. 25 января 1873 года назначен адъютантом к князю Михаилу Николаевичу.

13 апреля 1875 года Озеров произведен в капитаны, а 17 июля того же года он был назначен командиром Кавказской учебной роты, с зачислением по стрелковым батальонам с переименованием в подполковники. Во время русско-турецкой войны Озеров участвовал в действиях на Турецко-Кавказской границе, причем 4 июня находился при первоначальном бомбардировании северо-восточных фортов Карса и 10 июня при отражении вылазки части Карского гарнизона перед укреплением Карадагом.

3 января 1877 года Озеров зачислен в списки 16-го гренадерского Мингрельского полка, с оставлением в занимаемой им должности и по армейской пехоте. 17 июня Озеров был командирован на линию Араба, Карадага и Мухлиса, для наблюдения за падением снарядов с осадных батарей.

31 августа того же года он назначен адъютантом к великому князю Михаилу Николаевичу.

Приказом по Кавказскому военному округу от 22 ноября 1877 года Озеров был назначен командующим 16 гренадерским Мингрельским полком. 16 декабря он произведен в полковники и утвержден командиром полка и с этим полком с 29 декабря участвовал с начала в блокаде крепости Эрзурум , а затем до 17 сентября 1878 года в походах против турок в малой Азии. 18 октября 1879 года Озеров был назначен адъютантом к главнокомандующему Кавказской армией, с зачислением по армейской пехоте. Скончался в октябре 1897 года и похоронен (рядом с умершей ранее женой) на кладбище Донского монастыря. Был женат на Ольге Алексеевне Лопухиной (1845—1883), дочери А. А. Лопухина, но потомства не оставил.

Источники

  • Пажи за 185 лет: биографии и портреты бывших пажей с 1711 по 1896 г. / собрал и издал О. Р. фон Фрейман. — Фридрихсгамн: Тип. Акц. о-ва, 1894—1897. — [8], IV, 952 с. — С. 586-587. Как в данном источнике, так и в «Московском некрополе» (изд. 1907 г.) эта персона именуется как Озеров, Андрей Сергеевич.
  • Волков, Сергей Владимирович Генералитет Российской империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II, Том 2 стр 238. Данный источник вторичен и частично противоречит более авторитетным первоисточникам.

wikiredia.ru

Шантажисты изгнаны из рядов Партии Великое Отечество

Источник: Партия Великое Отечество
Президиум ЦК ПВО благодарит региональные отделения, рядовых членов, наших сторонников за поддержку, оказанную в сложный момент для существования нашей Партии.

Именно благодаря Вашей практически единодушной позиции, Президиуму удалось буквально за несколько дней пресечь попытку перехвата управления ПВО. Организованная группа бывших работников аппарата, попыталась шантажом взять власть в ПВО, чтобы использовать партию в готовящейся Западом кампании против президента В.В. Путина. Этот заговор в Партии, как теперь выясняется, готовился давно. В частности, по поступившей в Президиум ЦК из нескольких достоверных источников информации, член ЦК, руководитель Воронежского Регионального отделения, А.Г.Зюзин, ещё два месяца назад заявлял, что «в ближайшее время риторика Старикова резко изменится».

После провала попытки шантажа руководства Партии и развязанной группой бывших работников Аппарата Партии кампанией её дискредитации, каждому честному члену Партии становится понятно, чего именно хотела добиться эта антипартийная группа и ее вероятные заказчики из вне. С теми, кто методом шантажа и угроз пытается разговаривать с Партией, прикрывая свои низменные желания некими высокими целями, нам говорить не о чем. Никаких дискуссий и обсуждений с шантажистами и очернителями, являющимися самыми настоящими врагами Партии, быть не может.

Президиум ЦК ПВО призывает все Региональные отделения приступить к ежедневной партийной работе. Попытка узурпировать власть провалилась, а все заговорщики и антипартийные элементы будут решительно исключены из ее рядов.

Все текущие вопросы партийного строительства члены Партии должны решать в соответствии с Уставом, помня о том, что любые сообщения и записи в современных средствах коммуникации могут быть использованы во вред репутации Партии.

ПРОТОКОЛ № 12/09/17

заседания Президиума Центрального Комитета

Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Место проведения заседания: г. Москва, ул. Садовническая, д.21.                              12 сентября 2017 г.

 

В состав Президиума Центрального Комитета Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» (Далее по тексту Президиума) на дату заседания Президиума (далее по тексту заседание) входят 3 (три) члена: Куринов Александр Юрьевич, Обозный Владимир Павлович, Стариков Николай Викторович.

Члены Президиума, присутствующие на заседании: Куринов Александр Юрьевич, Обозный Владимир Павлович, Стариков Николай Викторович.

Всего присутствуют 3 члена Президиума Центрального Комитета партии из 3, кворум имеется. Заседание правомочно.

 

Повестка дня

 

  1. Избрание председателя и секретаря Заседания.
  2. Об изъятии с сайта Партии статьи от 03 сентября 2017 года «Узурпация власти».
  3. О восстановлении ежедневной партийной работы.
  4. О временном переносе деятельности Аппарата Партии в Москву.
  5. Об исключении из Партии Наливайко Дениса Викторовича.
  6. Об исключении из Партии Озерова Андрея Николаевича.
  7. Об исключении из Партии Погодина Алексея Павловича.
  8. Об исключении из Партии Зюзина Артёма Игоревича.
  9. О назначении ответственного в Аппарате ПВО за связи с региональными отделениями.

 

Заседание открыто 12 сентября 2017 года в 11-00 часов.

 

  1. СЛУШАЛИ: Куринова Александра Юрьевича, который предложил избрать председателем заседания Президиума Старикова Николая Викторовича, секретарем заседания – Обозного Владимира Павловича.

РЕШИЛИ: Избрать председателем заседания Старикова Николая Викторовича, секретарем заседания – Обозного Владимира Павловича.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

 

  1. СЛУШАЛИ: Куринова Александра Юрьевича – в связи с тем, что статья «Узурпация власти» за подписью члена Центрального Комитета ПВО А.Н. Озерова, размещённая на официальном сайте Партии 03 сентября 2017 года, не совпадает с линией ПВО, предлагаю изъять её с официального ресурса Партии.

       РЕШИЛИ: Изъять статью «Узурпация власти» за подписью члена Центрального Комитета ПВО А.Н.   Озерова, размещённую на официальном сайте Партии 03 сентября 2017 года, как не совпадающую с линией Партии.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

 

  1. СЛУШАЛИ: Обозного Владимира Павловича, который предложил считать необходимым перейти региональным отделениям Партии к плодотворной, ежедневной работе и прекратить нездоровые дискуссии, продолжение которых может нанести урон имиджу Партии. Необходимо изъять с официальных ресурсов Партии аудиозапись разговора Сопредседателя ПВО А.Ю. Куринова с руководителем группы шантажистов В.Ю. Шеренко.

РЕШИЛИ: Изъять с официальных ресурсов Партии аудиозапись разговора Сопредседателя ПВО А.Ю. Куринова с руководителем группы шантажистов В.Ю. Шеренко.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

 

  1. СЛУШАЛИ: Куринова Александра Юрьевича, который предложил в связи с блокировкой группой шантажистов доступа в Центральный штаб Партии в Санкт-Петербурге, временно перенести функции Аппарата ПВО в московский офис регионального отделения в г. Москве.

РЕШИЛИ: Временно перенести функции Аппарата ПВО в московский офис регионального отделения в г. Москве.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

 

  1. СЛУШАЛИ: Обозного Владимира Павловича, который сообщил, что Д.В. Наливайко отказывался сотрудничать с комиссией по приёму-передаче дел Аппарата ПВО 11.09.2017 и противодействовал выполнению членами комиссии своих функций. Комиссия была создана согласно решению Президиума ЦК ПВО от 09.09.2107 и каждый член Партии должен был оказывать содействие в работе комиссии. В связи с нарушением решений руководящих органов (п. 4.12. Устава Партии), предложил исключить из Партии Наливайко Дениса Викторовича. Так же, согласно пункту 5.2.1. Устава Партии прекращаются его полномочия Председателя регионального отделения в Ленинградской области. Д.В. Наливайко прекращает исполнять функции руководителя избирательного штаба в Аппарате Партии. Политическому Комитету регионального отделения в Ленинградской области поручается провести региональную конференцию в повестке дня, которой должен быть пункт «Выборы председателя регионального отделения».

РЕШИЛИ: На основании – «нарушение решений руководящих органов» (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Наливайко Дениса Викторовича. Так же, согласно пункту Устава Партии 5.2.1. прекращаются его полномочия Председателя регионального отделения в Ленинградской области. Д.В. Наливайко прекращает исполнять функции руководителя избирательного штаба в Аппарате Партии. Политическому Комитету регионального отделения в Ленинградской области поручается провести региональную конференцию в повестке которой должен быть пункт «Выборы председателя регионального отделения».

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

  1. СЛУШАЛИ: Обозного Владимира Павловича, который сообщил, что А.Н. Озеров отказывался сотрудничать с комиссией по приёму-передаче дел Аппарата ПВО 11.09.2017 и противодействовал выполнению членами комиссии своих функций. Комиссия была создана согласно решению Президиума ЦК ПВО от 09.09.2107 и каждый член Партии должен был оказывать содействие в работе комиссии. В связи с нарушением решений руководящих органов (п. 4.12. Устава), предложил исключить из Партии Озерова Андрея Николаевича.

РЕШИЛИ: На основании — «нарушение решений руководящих органов» (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Озерова Андрея Николаевича. Так же, согласно пункту Устава Партии 5.2.1. прекращаются его полномочия члена Центрального Комитета Партии. Так же прекращаются его другие полномочия, которые осуществлялись ранее в рамках партийной деятельности.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

  1. СЛУШАЛИ: Обозного Владимира Павловича, который сообщил, что А.П. Погодин отказывался сотрудничать с комиссией по приёму-передаче дел Аппарата ПВО 11.09.2017 и противодействовал выполнению членами комиссии своих функций. Комиссия была создана согласно решению Президиума ЦК ПВО от 09.09.2107 и каждый член Партии должен был оказывать содействие в работе комиссии. А.П. Погодин не выполнил решение Президиума ЦК ПВО от 08.08.2107 и не предоставил выписки со счетов, на которые осуществлялся сбор средств для Донбасса. В связи с нарушением решений руководящих органов (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Погодина Алексея Павловича.

РЕШИЛИ: На основании — «нарушение решений руководящих органов» (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Погодина Алексея Павловича.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

  1. СЛУШАЛИ: Обозного Владимира Павловича, который сообщил, что А.И. Зюзин лично находился в составе группы под руководство В.Ю. Шеренко, когда 02 сентября 2017 года Лидеру Партии и Президиуму ЦК были озвучены условия шантажистов. Обозный В.П. предложил в связи с действиями или обстоятельствами, которые дают основания для утраты доверия со стороны Партии (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Зюзина Артёма Игоревича. Так же, согласно пункту Устава Партии 5.2.1. прекращаются его полномочия Председателя регионального отделения в Воронежской области. Политическому Комитету регионального отделения в Воронежской области поручается провести региональную конференцию в повестке которой должен быть пункт «Выборы председателя регионального отделения».

РЕШИЛИ: На основании — «действия или обстоятельства, которые дают основания для утраты доверия со стороны Партии» (п. 4.12. Устава), исключить из Партии Зюзина Артёма Игоревича. Так же, согласно пункту Устава Партии 5.2.1. прекращаются его полномочия Председателя регионального отделения в Воронежской области. Политическому Комитету регионального отделения в Воронежской области поручается провести региональную конференцию в повестке дня, которой должен быть пункт «Выборы председателя регионального отделения».

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

  1. СЛУШАЛИ: Старикова Николая Викторовича, который предложил для скорейшего восстановления ежедневной работы Партии возложить функции взаимодействия с региональными отделениями ПВО на Сопредседателя Партии Обозного Владимира Павловича.

РЕШИЛИ: Возложить функции взаимодействия с региональными отделениями ПВО на Сопредседателя Партии Обозного Владимира Павловича. Поручили ему в кратчайшие сроки восстановить все формы связи с региональными отделениями.

Результаты голосования: «За» –3 (три) чел., «Против» – 0 (ноль) чел.

 

Заседание закрыто 12 сентября 2017 года в 13-00 часов.

Стариков Николай Викторович.

nstarikov.ru

Юрий Озеров — биография, личная жизнь, фото, фильмы и последние новости

Юрий Озеров: биография

Юрий Николаевич Озеров — великий советский кинорежиссер-монументалист, появился на свет в семье певца Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой в 1921 году. Предки Юрия по отцовской линии были священниками, которые, как известно, обладают могучими красивыми голосами. А по материнской линии дедом Юрия Николаевича был врач Иван Сергеевич Сахаров. Знаменитым стал и младший отпрыск семейства — Николай Николаевич Озеров, который прославился на весь Советский Союз как спортивный комментатор.

Юрий Озеров с мамой и братом | Современный музей спорта

С ранних лет мальчики впитали в себя дух высокой культуры: в доме родителей часто гостили именитые актеры, режиссеры и певцы: К.С. Станиславский, А.В. Нежданова, Л.С. Собинов, В.И. Качалов, С.М. Козловский, С.Я.Лемешев. В семейном архиве сохранилось фото, где на руках у отца русской театральной школы К. Станиславского сидит маленький Юра. 

В семье Озеровых почитали мать Надежду Ивановну. Для всех домочадцев она была эталоном женственности и материнства. Свою сыновнюю любовь братья Юрий и Николай пронесли через всю жизнь.

Война

В детстве Юрий Озеров увлекся написанием картин. Он даже посещал художественную школу, где делал успехи. Но по окончании десятилетки он принимает решение поступать на актерский факультет. В 1939 году Юрий проходит по конкурсу в Московский театральный институт (ГИТИС), где проучился два года до начала войны. Но 22 июня 1945 года его планы, как и планы и мечты многих советских граждан того времени, были разрушены.

Юрий Озеров в молодости

Юрий Озеров сразу же идет по призыву в советскую армию связистом. Он прошел всю войну и дослужился до звания майора, закончив за год до победы Военную академию. В битве под Кенигсбергом, видя весь ужас происходящего, молодой лейтенант дал себе зарок, что если ему удастся выжить, то он обязательно снимет об этом кино. И он остался жив. 

Юрий Николаевич награжден многими орденами, среди которых медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Фильмы

Сразу после победы молодой военный решает продолжить прерванное образование и поступает на театроведческий факультет театрального института. Но участие в ВОВ наложило свой отпечаток на мировоззрение молодого человека. Он не может найти общий язык с сокурсниками, бывшими выпускниками школ, и принимает решение перевестись на режиссерский факультет ВГИКа. 

Его мастером становится И. Савченко, талантливый педагог, который воспитал целую плеяду грандиозных мастеров советского киноискусства: С. Бондарчука, А. Алова, В. Наумова, М. Хуциева, Ф. Миронера, Л. Файзиева, С. Параджанова, Ю. Вышинского.

Среди своих новых сокурсников, которые стремились к индивидуальности, к поиску новых форм и содержания, Юрий Озеров всегда выделялся тягой к реализму. Но выбираемые им сюжеты и манера подачи материала завоевали сердце зрителя своей глубиной и правдивостью. 

Юрий Озеров | Kinofilms

Уже первые работы режиссера вошли в копилку мирового кинематографа. Это киноленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», где главную роль сыграл восходящая звезда Л. Харитонов, «Кочубей» — легенда о герое гражданской войны с Н. Рыбниковым в главной роли.

Интересует Юрия Озерова и советское искусство. Так появляется фильм «В праздничный вечер» о знаменитых в то время музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане. Успешным опытом стала лента по рассказам Ярослава Гашека «Большая дорога», которая была создана вместе с чешскими кинематографистами в юмористической манере. 

Знаменательным событием тех лет становится картина «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, которая была создана совместно с албанскими коллегами. Талантливый режиссер постепенно подходит к важной для себя теме: Великой Отечественной войне.

Главная тема творчества

В 1963 году на экраны выходит американский фильм «Самый длинный день», рассказывающий о создании второго фронта американцами и англичанами. По версии западных кинематографистов получалось, что основную роль в победе над фашизмом сыграл именно западный фронт. Что в это время происходило в СССР и на востоке Европы, в киноленте умалчивается. Этот фильм стал потрясением для многих отечественных деятелей искусства, которые на собственном опыте испытали все тяготы войны.

Юрий Озеров с братом Николаем | Современный музей спорта

После разговора с партийным руководством Юрий Озеров берется за создание киноэпопеи под названием «Освобождение». Этот фильм соединил в себе черты документального и художественного кино. Все батальные сцены с передвижением войск были воссозданы с документальной точностью. А большой эмоциональный накал игры актеров придал нужное звучание всему фильму. Картина идет более 8 часов. Ее негласным консультантом был сам маршал Г. Жуков.

Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам времен 40-х годов. В создании киноэпопеи принимали участие актеры из разных стран Европы. Со всеми из них Юрий Николаевич позднее поддерживал теплые отношения. 

Юрий Озеров и Михаил Ульянов на съемках | Colors.life

Масштабное кинопроизведение состоит из пяти частей и охватывает самые тяжелые и кровопролитные битвы Великой Отечественной войны. На экраны кинолента вышла в 1968-1972 годах в 115 странах мира. Все авторы фильма: Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков, Ю. Бондарев и О. Курганов после премьеры были удостоены звания ордена Ленина.

Следующая киноэпопея, состоящая из четырех картин, «Солдаты победы» появилась на свет в конце 70-х. Над ней также работала международная команда профессионалов. Режиссер Юрий Озеров получает мировое признание. Повсюду, на зарубежных кинофестивалях его и еще двух маститых режиссеров современности С. Бондарчука и С. Ростоцкого называют «тремя богатырями» советского киноискусства.

Юрий Озеров | Калининградская область

В 80-е годы военную тематику режиссера продолжили фильмы «Сталинград», «Битва за Москву». К ним Юрий Озеров, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Последней его работой о войне стали картины 90-х «Трагедия века» и «Ангелы смерти». 

Не оставил режиссер и документалистику. Накануне Олимпиады-80 была создана лента «Спартакиада», а по ее окончании фильм «О спорт — ты мир!». Таким образом весь советский народ в то время смог увидеть хронику событий Московских Олимпийских игр. А кадр улетающего олимпийского мишки стал одним из самых запоминающихся.

Личная жизнь

О первой жене Юрия Озерова Раисе Сухомлиной известно только то, что она стала матерью первого сына режиссера — Владимира, который получил впоследствии звание доктора технических наук и стал профессором математической кафедры МГУ. Всего у Юрия Николаевича было двое детей. Второй сын Юрия Озерова Николай на данный момент живет в Индии и работает переводчиком. 

У режиссера четыре внука — Владимир, Анна, Степан и Юрий, правнук — Дмитрий. Внук Владимир был убит при невыясненных обстоятельствах в 2003 году.

Диляра Керимовна, жена режиссера | Первый канал

Вторая жена Диляра Керимовна была младше своего супруга на 10 лет. Она работала художником по костюмам. Впервые встретились они на съемочной площадке фильма «Фортуна» и больше не расставались. Супруга была его преданным другом и соратником, при этом оставалась всегда красивой и очаровательной женщиной. 

На фестивале в Доме Ханжонкова «Женщины кино» Диляра Озерова получила награду «Жена режиссера — больше чем жена». Она до конца исполнила свой долг перед любимым мужем и проводила Юрия Николаевича в последний путь в октябре 2001 года.

Фильмография

  • Арена смелых (1953)
  • В праздничный вечер (1954)
  • Сын (1955)
  • Кочубей (1958)
  • Фортуна (1959)
  • Большая дорога (1962)
  • Освобождение: Огненная дуга (1968)
  • Освобождение: Прорыв (1969)
  • Освобождение: Направление главного удара (1970)
  • Освобождение: Битва за Берлин (1971)
  • Освобождение: Последний штурм (1971)
  • Солдаты свободы (1976)
  • Баллада о спорте (1979)
  • О спорт, ты – мир! (1980)
  • Битва за Москву (мини-сериал, 1985)
  • Сталинград (1989)
  • Трагедия 20-го века (сериал, 1993 – 1994)
  • Ангелы смерти (1993)
  • Великий полководец Георгий Жуков (1995)

Фото

24smi.org

Биография Николая Озерова — биография Озерова Н.Н.

Дата рождения: 11 декабря 1922 года
Место рождения: Москва. СССР.

Николай Озеров — спортсмен и актер. Николай Николаевич Озеров, родился 11 декабря 1922 года в Москве. Многие события в жизни страны, у ее жителей ассоциировались с его голосом. Став самым любимым и узнаваемым комментатором, Озеров был известен и как спортсмен и как театральный деятель и актер.

Отец Озерова работал в Большом театре, выступая в качестве тенора в известных постановках. Артистическая атмосфера семьи, сильно повлияла нА Озерова в юности и прежде всего н него оказали влияние известные артисты, писатели, художники и драматурги которые были частыми гостями с их доме. Начав заниматься в музыкальной школе, у Озерова обнаружился хороший сопрано, однако он был недостаточно сильным. Как выражались учителя.

Выступать на сцене он начал в юном возрасте, впервые выйдя на сцену еще в возрасте четырех лет. Когда Озеров немного подрос, он начал увлекаться не только музыкой, но и спортом и начал свои занятия с секции тенниса, и еще будучи школьником, стал обладателем звания чемпиона страны. В то время, он начал свои занятия теннисом с клуба Локомотив, а в семнадцать лет перешел в школу Спартака, в которой оставался до конца своих дней. Как писала о нем пресса того времени Озеров привнес в советский теннис новое направление и сделал игру более динамичной и создал свою технику.

После окончания средней школы, Озеров продолжил обучение в ГИТИСе, поступив на актерский факультет. Влияние артистического окружение и семьи сыграло свою роль. Пытаясь совмещать спорт и занятия на актёрских курсах, Озеров вставал очень рано и отправлялся на тренировку, после которой шел на занятия в театральный, а после них снова возвращался в спортивную секцию. Между перерывами в занятиях, Озеров еще успевал посещать стадион. Подобный плотный график, требовал большой самоорганизации и жесткого планирования своего свободного времени, которого у него по сути не оставалось.

После окончания ГИТИСа, Озеров поступает на работу во МХАТ имени Чехова, в котором работает на протяжении нескольких лет, при этом успев сыграть на сцене в одной их крупных постановок, когда солист Леонкавалло не смог выйти на сцену, Озерову посчастливилось занять его место.
Позднее, к разносторонним интересам, прибавилась и журналистика, которой он увлекся в 1950-х годах. Работа в журналистики началась сразу с должности комментатора, благодаря которой он и стал в последствии всенародно известным. Редакция всесоюзного радио, открыла набора на освободившуюся вакансию комментатора и после долго отбора, Озеров получает это место. Его актерские навыки, в сочетании с увлечением спортом, как нельзя лучше подходят для подобной работы, к тому же он уже является не только известным теннисистом, но и стал популярным благодаря своей работе в МХАТе.

В то время, он знакомится с наиболее знаменитым комментатором того времени и Синяковским, которому как сказал сам Озеров он отдался в рабство. В последствии, он много раз вспоминал что научился у Синяковского всему что помогло ему в работе комментатора в последующем и считает его одним из величайших работников радио своего времени. Не имея опыта журналисткой работы и не работав на радио. Именно у Синяковского он проходит как он говорил «академию радио».

Первый эфир, в котором Озеров появился перед слушателями страны, состоялся 29 августа 1950 года, в ходе которого, он комментировал знаменитый матч между командами Динамо и ЦСКА. Матч проходил на Украине и Озеров впервые в ходе этой поездки побывал на чемпионате страны лично. Озерова настолько захватила игра вечных соперников Ленинградцев и Москвичей, что его яркое и живое описание действа было сразу оценено не только руководство всесоюзного радио, что стало началом для его карьеры, но и болельщиками, которые в один голос отмечали его непревзойденный талант как комментатора.

Озеров в последствии не раз возвращался к этому матчу и вспоминал его как одно из самых ярких событий в совей жизни.
В ходе этого матча, у арбитра в самый разгар перерыва остановились часы. Появившуюся паузу как раз и пришлось заполнять Озерову. Именно тогда. Озеров понял, что должен хороший профессиональный комментатор, обязан знать множество фактов и историю команд и спортивной арены на которой они выступают и ему предстоит работать. Импровизируя, Озеров перечислял всплывшие в паями матчи команд и даже пересчитывал зрителей, причем делая это с таким огоньком, что зрители практически не заметили подвоха.

В последствии, тот жизненный урок не раз выручал Озерова на различных соревнованиях. Во время знаменитого матча между сборной советского союза и сборной ГДР, советские хоккеисты вели со счетом 10:0 и тренер ГДР попросил о большом перерыве в девятнадцать минут, который бы позволил его команде исправить экипировку. Далее в 1968 году, Озеров так же заполнял паузу на Олимпийских играх. Которые проходили в Гренобле, когда ему прошлось более получасу держать внимание зрителей. Его подготовка и всесторонние знания, были оценены и стали отдельным событием для всех присутствующих.

Работа комментатором, оказалась не только довольно сложной, но требовавшей большей самоотдачи чем Озеров ожидал на первых порах. Тем не менее, работа настолько его захватила, что большой период его жизни он занимался ей всецело и профессионально.

Комментаторы того времени, выступали практически всегда в прямом эфире. Небольшие проколы, на которые в современном спорте не обращают внимание, в советском союзе были нонсенсом и чрезвычайным событием. Так в 1954 году, комментируя чемпионат по конькобежному спорту, у Озерова на столе не оказалось турнирной таблице, и он назвал его пятым по счету, что считал для себя большой трагедией и очень досадным упущением.

В первое время, Озеров считался футбольным комментатором, однако в последствии, на волне небывалых удач советской моложёной сборной и спортсменов олимпийцев, Озерову довелось комментировать совершенно различные соревнования. Его голос звучал на трибунах по хоккею. Фигурному катанию, спортивной стрельбе, гребле и многим другим, в каждом из которых он профессионально и грамотно комментировал происходящее, ответственно готовясь к каждому мероприятию.

За время своей комментаторской деятельности, Озеров собрал своеобразную картотеку, в которую вносил все краткие справочные данные о спортсменах, стадионах соревнованиях и прочем. В отсутствии интернета, персональных пк и планшетов, его картотекой пользовались и его коллеги, которые работали с ним на одних соревнованиях.

Перед соревнованиями, Озеров посещал тренировки и сборы, на которых запоминал спортсменов в лицо, а хоккейные матчи вел не из комментаторскойкабинки, а прямо от бортика,чтобы быть в гуще событий.

Озеров практически не пользовался телесуфлером и предпочитал вести матчи в живую, комментируя их от первого лица. Его опыта, со временем стало хватать для работы практически на всех крупных соревнованиях страны.

Не смотря на большое время, которое у него отнимала работа комментатора, Озеров не переставал заниматься спортом и выступать на соревнованиях. Его плотных график, к которому он привык еще в студенческие годы, позволял ему с успехом совмещать ети занятия и в его работе.
В 1952 году, после возвращения с Олимпиады в Хельсинки, Озеров сразу же отправился на первенство страны, на соревнованиях он выступил не совсем удачно, и в добавок вскоре получил травму колена. Опытный врач Ландэ, который занимался его лечением, настоял на том, чтобы Озеров не останавливал участия в соревнованиях и за весьма короткий срок, всего около двадцати дней, Озеров не только восстановил форму, но и выиграл следующее первенство, проходившее в Тбилиси, где ему было присуждена награда как чемпиону Советского Союза.

Заветной мечтой Озерова, было участие в Уимблдонском турнире, в котором он хотел получить первое место, однако ему так и не довелось попасть на игры.

Плотный график, порой не позволял ему даже в течении месяца появится дома, когда он на протяжении всего этого времени жил в поезде, совмещая занятия спортом, работу комментатора со сьемками в фильме Ход белой королевы. При этом, он еще и успевал принять участия в работе на сцене, выступая в качестве актера на постановках театра.

Тяжелый график и работа на износ, сделала свое дело. Последние годы, Озеров прожил ведя неравный бой с диабетом, трижды оказываясь в палате реанимации, а также после нескольких операций врачам пришлось ампутировать ему ногу. Даже в инвалидном кресле, Озеров не переставал работать и успевал посещать соревнования и работать комментатором. До последних дней, он занимал должность председателя московского спортивного общества Спартак.

Достижения Николая Озерова:

• Народный артист РСФСР, Заслуженный мастер спорта СССР, Озеров стал так же двадцати четырех кратным чемпионом по теннису.
• Озеров семь раз становился обладателем кубка СССР в составе команде Спартак
• Пятнадцать раз становился обладателем золотой медали на Всесоюзных зимних соревнованиях.
• Трижды получал звание сильнейшего теннисиста СССР
• Награжден орденом зазаслугиперед отечеством третьей степени.

Знаменательные даты в жизни Николая Озерова:

• Родился 11 декабря 1922 г. в Москве
• 1946 году оканчивает школу и поступает в ГИТИС
• 1946-1975 становится 45 раз чемпионом по теннису СССР
• 1946-1975 работает артистом МХАТа
• 1950-1991 работает комментатором на спортивных соревнованиях в стране и за рубежом
• 1992-1996 становится председателем спорт. Общества Спартак
• 1946 снимается в фильме Хоккеисты
• 1972 роль в фильме Ход белой королевы
• 1972 и 1976 выходит фильм веселое сновидение и Смех и слезы с его участием

Интересное из жизни Николая Озерова:

• Знаменитая фраза такой хоккей нам не нужен. Принадлежитименно Озерову, однако фразу произнес министр спорта Павлов, а Озеров лишь повторил за ним, как он сам рассказывал
• Озеров был настолько эмоциональным и экспрессивнымкомментатором, что ему приписывают знаменитую фразу, с словом из трех букв, которая была немыслима для советского телевидения Гол, х.., штанга! Хотя доподлинно неизвестно говорил ли он в действительности подобное.

the-biografii.ru

Спортивный комментатор Озеров Николай Николаевич: биография, интересные факты

Его смело можно отнести к символам советской эпохи, хотя он даже не являлся членом коммунистической партии. Николай Озеров, биография которого тесно связана с комментаторской деятельностью, искусно совместил два мало связанных между собой явления: творчество и спорт. Его голос вошёл в каждый дом в те времена, когда вся страна была охвачена спортивной лихорадкой и знала в лицо каждого игрока хоккейной сборной. Что известно об этом легендарном человеке?

Истоки

Его детство прошло в общении с великими людьми, составляющими цвет творческой Москвы: Василием Качаловым, Леонидом Собиновым, Николаем Головановым и Антониной Неждановой, которые были частыми гостями в доме. Николай Озеров родился в семье известного солиста Большого театра, чьё имя перешло ему по наследству. Появившись на свет в декабре 1922, он застал в живых писателя Новикова-Прибоя, Отто Юльевича Шмидта, чьи рассказы воспринимал с восторгом. Но мечтал о карьере оперного певца, ведь, помимо отца, в роду были композитор (прадед) и священник, обладающий великолепным голосом (дед).

Мама Надежда Ивановна тоже мечтала стать актрисой, но оставила учёбу в институте кинематографии после рождения первенца. Старший брат Юрий реализовал себя в творчестве, став известным кинорежиссёром, автором киноэпопеи «Освобождение». Николай же после исполнения в детстве на празднике арии Джильды из «Риголетто» неожиданно увлёкся теннисом.

Старт в спорте

Любимый вид спорта Николая Озерова поначалу приглянулся и брату. Они вместе ездили на станцию Загорянская (28 км от Москвы), где житель посёлка по имени Василий Иванович тренировал мальчишек. Известные мастера Александр Голованов, Николай Кучинский, Михаил Корчагин тоже когда-то начинали у этого тренера. К 12 годам оба брата уже занимались на взрослых кортах, выступая на первенстве Москвы. Рейтинг Юрия был даже чуть выше, чем у брата, но дальнейшую судьбу со спортом он решил не связывать.

Уже в 1935 Николай Озеров стал чемпионом Москвы в своей возрастной категории, а в 1939-м выиграл Всесоюзные соревнования.

Заслуженный мастер спорта

Высшее спортивное звание в 25 лет (1947) будущий комментатор Озеров получит не только за успехи на различных соревнованиях, но и за деятельность в годы Великой Отечественной. Не покинув Москву даже в самые трудные дни, Николай вместе с тремя другими спортсменами будет участвовать в так называемых выставочных матчах. Чтобы у жителей столицы не падал моральный дух, на всех кортах проводились соревнования. Они собирали большое число зрителей. На автомобилях теннисистов возили по всему городу, где они соперничали друг с другом.

Уровень мастерства спортсмена оценить довольно трудно, потому что в те годы советские теннисисты не выступали на международной арене, но 24 раза он становился сильнейшим в своей стране. Очевидцы восторгались его фирменным ударом справа, который называли «озеровской катюшей».

Театральная карьера

Ещё в 1941 будущий комментатор Озеров стал студентом ГИТИСа, который окончил в 1946. 30 лет жизни будет отдано театру, который всегда будет играть в его жизни важную роль. Долгие годы он одновременно будет служить во МХАТе, играя в сказках и комедиях, продолжать карьеру теннисиста (до 1953), возглавлять футбольную команду театра в качестве капитана и с 1950-го комментировать футбольные и хоккейные матчи. Трудно вообразить, как это возможно, но современники рассказывают, что иногда ему приходилось специально проигрывать на корте, чтобы успевать к началу спектаклей во МХАТе.

В театре артист сыграл порядка 20 ролей. Это не были выдающиеся театральные работы, но зрители тепло принимали Николая Озерова, обладающего удивительным обаянием.

Путь в комментаторскую кабину

Первый свой самостоятельный репортаж Озеров Николай Николаевич, комментатор с тридцатилетним стажем, провёл в августе 1950-го. Это был матч между ЦДКА и «Динамо». А потом образовалась двухнедельная пауза. Руководство хотело получить отклики радиослушателей, чтобы определиться с дальнейшим сотрудничеством с артистом.

Дело в том, что любимцем аудитории тогда был Вадим Синявский, чьи репортажи по радио всех вполне устраивали, но для телевидения нужно было искать замену, ибо из-за травмы глаза тот плохо видел и мог допустить неточности во время матча. Второй спортивный комментатор Виктор Дубинин перешёл на тренерскую работу, поэтому требовалось не просто новое лицо, а человек уровня самого Синявского.

Озеров был уникальной кандидатурой, сочетающей в себе знание спорта, отличное владение языком и артистизм. Но его манера ведения репортажей должна была сперва понравиться публике, поэтому в течение двух недель руководство изучало содержание полученных сорока писем, подавляющее большинство из которых было хвалебным. Только после этого Озерову доверили новую работу.

Всенародное признание

Вскоре ни одно значимое спортивное событие уже не обходилось без его участия. Озеров Николай Николаевич, комментатор номер один советской эпохи, достиг небывалой популярности. Что этому способствовало?

  • Огромная самоотверженность и преданность спорту. Раньше на стадионах не было предусмотрено специальных кабин, поэтому часто приходилось вести репортажи с деревьев, но это не останавливало артиста. Известен случай, когда на хоккейном матче «Спартака» и ЦСКА в присутствии Л. И. Брежнева Озеров получил травму из-за активных действий Сергея Капустина, но не покинул свой пост, сорвав аплодисменты публики.
  • Великолепное владение словом.
  • Удивительный артистизм, делающий речь комментатора по-хорошему пафосной, вселяющей веру в то, что наши всегда побеждают. Даже когда проигрывают. Его раскатистое «Го-о-о-л!», – это коронная фишка, которую взяли на вооружение новые поколения спортивных ведущих.
  • Неудержимый темперамент и эмоциональность, находящие отклик у любого жителя страны. Ему приписывают острые словечки во время репортажей, критику, которую цензура сразу отслеживала и докладывала наверх. Так, его слова о качестве клюшек отечественного производства могли стоить ему членства в партии, если бы он в ней состоял.

Комментатор Озеров побывал в рамках профессиональной деятельностью на 15 Олимпиадах, 38 ЧМ по хоккею и футболу и 6 ЧЕ. Он работал в 49-ти странах мира, провёл незабываемую серию репортажей с серии встреч сборной страны по хоккею и звёзд НХЛ. В заключительном матче 1972 года во время потасовки на льду он произнёс фразу, ставшую главной цитатой советского спорта: «Такой хоккей нам не нужен!» В 1973 ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Семья народного артиста

Будучи всенародно известным и имея в своей записной книжке тысячи телефонных номеров, популярный комментатор Озеров длительное время был одинок. Своей будущей жене Маргарите Петровне он сделал предложение в 1968-м, вступив в брак в 47 лет. Супруга работала в издательстве редактором и была моложе Николая Николаевича на 10 лет. Через год у пары появились двойняшки – сын и дочь. Отец сразу же сделал им членские билеты в общество «Спартак» и надеялся, что Коля и Надя свяжут свою жизнь со спортом, но этого не случилось.

До конца дней семья была для Николая Озерова прочным тылом. Страдая сахарным диабетом и перенеся в последние годы операцию по ампутации ноги, он отдалился от друзей, но опирался на поддержку своих родных и близких.

Завершение карьеры, интересные факты

Конец 80-х – это время завершения советской эпохи. С лёгкой руки Николая Николаевича на телевидение пришли новые комментаторы: Майоров, Маслаченко, Перетурин. Они лучше разбирались в игре, могли анализировать происходящее на поле, а репортаж Николая Озерова стал восприниматься старомодным и излишне пафосным. Ему перестали доверять главные матчи, и вскоре он с обидой написал заявление об увольнении, которое охотно подписали. Последние годы жизни (умер в 1997), Николай Николаевич очень страдал без любимой работы.

Рассказывают, что после увольнения в его бывшем кабинете сразу же затеяли ремонт. В первый день мастерам поставили задачу ободрать обои и подготовить стены. В конце рабочего дня бригадир обнаружил, что ничего не сделано: никто из рабочих не рискнул сорвать ни одного портрета великих людей с дарственными надписями легендарному человеку.

В фильмографии актёра 11 киноработ, и почти во всех он играл самого себя – спортивного комментатора.

Так устроена жизнь, что масштаб дарования осознаётся спустя время. Люди забудут чиновников и завистников, когда-то отстранивших легендарного человека от любимой работы. Но в истории страны останется имя Озерова и его лучшие репортажи как визитная карточка целой эпохи.

fb.ru

Озеров Николай Николаевич — «Чтобы Помнили»

Спорт | Теннис

Народный артист РСФСР (1973)
Заслуженный мастер спорта СССР (1947)
24-кратный чемпион СССР по теннису в одиночном, парном и смешанном разрядах
Абсолютный чемпион СССР
7-кратный обладатель Кубка СССР в составах команд Москвы и «Спартака»
15-кратный победитель Всесоюзных зимних соревнований в одиночном, парном и смешанном разрядах
Многократный победитель всесоюзных соревнований, чемпионатов ВЦСПС, Москвы, Ленинграда, Эстонии, ДСО «Локомотив» и «Спартак»
Сильнейший теннисист СССР (1944-46, 1951, 1953)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995, за заслуги в развитии физической культуры и спорта и большой личный вклад в возрождение и становление спортивного общества «Спартак»)

Николай Озеров родился 11 декабря 1923 года в Москве.

Его отец — Николай Николаевич Озеров был известным оперным певцом, и выступал на сцене Большого театра, а мама Надежда Ивановна училась на театральном факультете Государственного института кинематографии, но из-за рождения двух сыновей вынуждена была оставить учебу. У Николая был старший брат Юрий, который родился в 1921 году, и позднее стал известным кинорежиссером.

Семья Озеровых жила на Старой Басманной улице в доме, который Озерову-старшему предоставила дирекция Большого театра, в котором он работал. По словам Николая Озерова-младшего, он с детства мечтал петь, как отец. Первое выступление четырехлетнего Николая состоялось на одном из домашних праздников, на котором он в парике и юбке, поглядывая на пирожки на столе, спел арию Джильды из оперы Джузеппе Верди «Риголетто». Но отличиться вокальными данными мальчику так, как папе, перед гостями не удалось. Николай Озеров позже вспоминал: «Первые впечатления детства: дом на Старой Басманной, отец — красивый, подтянутый, всегда чуточку торжественный, уезжает на спектакль в Большой театр. Возвращается радостный, возбужденный, с цветами. Мама, нежная и ласковая, с непременной сказкой перед сном бабушка. Отец был гостеприимным, в доме всегда много его друзей не только из Большого театра, но и из Художественного, писатели, художники, врачи, музыканты. Вечер. К родителям пришли в гости. Через полуоткрытую дверь видно, как отец водружает на стол старый дедовский самовар, пышноусый Новиков-Прибой шепчет что-то на ухо Неждановой. Рядом с мамой сидит дирижер Голованов. Поглаживает окладистую бороду молчаливый и суровый на вид Отто Юльевич Шмидт. Чай пьют степенно, с разговорами, не торопясь. Мы с братом Юрием с нетерпением ждем самого главного: начинается домашний концерт. Василий Иванович Качалов читает стихи, Иван Михайлович Москвин — смешные рассказы, отец с Неждановой под аккомпанемент Голованова поют различные дуэты. Пел и Леонид Витальевич Собинов…»

В детстве Николая Озерова вместе с братом родители часто брали в Большой театр. Но в отличие от своего старшего брата Николай был гораздо впечатлительнее. В эпизоде, когда отца, игравшего Садко, новгородцы прогоняли со сцены, мальчику было так обидно за папу, что он был готов расплакаться. А однажды, когда между сценами образовалась пауза, и погас свет, он закричал на весь зал: «Заснул режиссер, заснул!» После этой выходки родители некоторое время не рисковали брать мальчика в театр, опасаясь, что он снова что-нибудь натворит.

С девяти лет у Николая Озерова проявилась еще одна страсть – к спорту. Он стал играть в теннис, и тренировал его Василий Михайлович, который подготовил ряд известных спортсменов. Спарринг-партером Николая, как правило, был его брат Юрий, который подавал поначалу большие надежды, чем его младший брат. Вскоре Василий Михайлович разрешил Озеровым, кроме основных занятий с ним, посещать главный спортивный центр Загорянки — три теннисных корта для взрослых. На этой площадке Николай наблюдал, как играют взрослые, и играл сам. В результате к 12-ти годам он стал шестой ракеткой в детской команде Загорянки и начал успешно выступать в матчах на первенство Москвы. Он выиграл два матча, вышел в финал, где встретился с Семеном Белиц-Гейманом, и дважды победил его со счетом 6:3. Так, в 1935 году двенадцатилетний Николай Озеров впервые стал чемпионом Москвы по теннису среди мальчиков, а Семен стал главным соперником Озерова во всех крупнейших соревнованиях на протяжении всей его теннисной карьеры. После их первой игры в газете «Красный спорт» было напечатано, что стадион Юных пионеров выдвинул хорошую смену, и счастливый Николай показал родителям газету, где в числе многообещающих юных теннисистов, был упомянут и он.

В 1941 году Озеров поступил на актерский факультет ГИТИСа. После начала войны, осенью 1941 года, когда немцы подошли к столице, Николай был привлечен к участию в необычной акции, во время которой три теннисиста, оставшиеся во время войны в Москве, играли на стадионах друг с другом. Так спортсмены показывали, что столица готова выстоять в тяжелое для страны время. Встречи транслировались по радио на всю Москву, и за участие в этих матчах Озерову было присвоено звание мастера спорта, а также вручена продовольственная карточка научного работника. Николай Озеров позднее рассказывал: «Осенью 1941 года, когда мне не исполнилось и девятнадцати, я, как и все другие мальчишки, рвался на фронт. Но мне сказали – на фронте и без тебя обойдутся. Ты нужен здесь! Осталось нас тогда в Москве только трое теннисистов. И вот, чтобы враг видел, что советский народ не дрейфит, нас сажали на мотоцикл и перевозили с одного стадиона на другой, где мы проводили теннисные матчи… Матчи транслировались по радио на всю Москву. И, думаю, фашистские «стукачи», которые, наверняка, были в городе, докладывали фрицам, мол, что с этих сумасшедших возьмешь? Тут снаряды рвутся, а они знай, себе в теннис играют… Они ж, фрицы, не знали, что в их рядах находится чемпион Берлина по теннису штандартенфюрер Макс Штирлиц, он же советский разведчик Максим Максимович Исаев…»

В 1944 году, несмотря на свою молодость, Озеров был уже заслуженным мастером спорта, а 1946 году Николай Озеров успешно закончил ГИТИС, и получил направление во МХАТ, куда и был успешно зачислен после экзамена. В этом театре он прослужил впоследствии около 30 лет, сыграл более двадцати ролей, в том числе в спектаклях «Победители», «Офицеры флота», «Пиквикский клуб», «Синяя птица», «Школа злословия» и «Двенадцатая ночь». Так же Озеров снялся в фильме «Одиннадцать надежд» вместе с Анатолием Папановым, в картинах «Хоккеисты» и «Ход белой королевы».

В спорте одним теннисом успехи Николая Озерова не ограничивались. Параллельно он перепробовал другие виды спорта: лыжи и бокс, волейбол и легкую атлетику, ручной мяч и городки, баскетбол и коньки, научился плавать и кататься на велосипеде. При прыжках на лыжах с любого трамплина Николай всегда падал, и за это сверстники прозвали его «бесстрашным». Николай так же получил значок «Ворошиловский всадник». Его школьными друзьями были Юрий Матулевич-Ильичев, ставший впоследствии заслуженным тренером Советского Союза по боксу, и Виктор Душман — будущий чемпион страны и тренер по фехтованию. Озеров был неплохим футболистом и даже играл за дубль «Спартака» на позиции форварда. Как-то раз в Сочи Озеров позвал комментатора Владимира Перетурина и режиссера трансляции Яна Садекова на зарядку. Владимир Перетурин рассказывал: «Погода стояла великолепная, все мы ощущали прилив сил. И вдруг заметили на баскетбольной площадке группу молодых людей с мячом, каких-то научных работников. Тут же решили устроить футбольный матч. Я играл впереди, Садеков – в центре, Озеров, стоя сзади, выполнял функции не только вратаря, но и играющего тренера. В начале преимущество было на стороне соперников, но мы сумели обыграть их со счетом 7:1! Позже Озеров рассказывал об этой игре несметное количество раз – с непосредственным, поистине детским восторгом! Все подробно описывал: как стоял в воротах, как прыгал, как падал. Складывалось ощущение, что это был чуть ли не главный матч в его жизни!»

Но, конечно, в теннисе достижения Озерова были намного значительнее, чем в футболе. Николай попал в поле зрения известного французского специалиста, чемпиона мира Анри Коше — в Москве действовала его школа, в которой учились все известные впоследствии советские специалисты тенниса. Коше тогда сказал про Озерова: «Из этого толстяка выйдет толк». И не ошибся. Толк вышел — за теннисную карьеру Озеров собрал 170 чемпионских титулов, в том числе 45 — чемпиона СССР. Анна Дмитриева, сильнейшая теннисистка страны 70-х годов, рассказывала: «Как человек талантливый, Николай Николаевич в теннисе умел многое предугадать. Это был его главный козырь. Николай Николаевич ведь всегда страдал от лишнего веса, так что бегать за чужими мячами у него попросту не было сил. Озеров играл в активный теннис. У него были хороша первая подача – пушка и такой же зверский удар справа. Он под него забегал и с любой точки – весьма современно по нынешним меркам – все забивал. Это был человек, который создавал и разыгрывал разные творческие комбинации. Поэтому на теннисиста Озерова ходил зритель. Его игра была не мучительной работой, а творческим созиданием. Конечно, у Николая Николаевича были и слабые места. Удар слева – так вообще дырка. Зато он изящно использовал свои игроцкие козыри и побеждал. Помню, мы с ним играли «микст». И пару раз даже выиграли чемпионат Москвы. Но Озеров скорее сделал это для коллекции, потому что ему хотелось переиграть в «миксте» со всеми женщинами. Я была из последнего поколения тех женщин. Николай Николаевич все красиво обставлял. У него всегда была дама сердца. Помню, на тот момент это была красивая актриса. Озеров делал так, чтобы во время игры она сидела в углу корта. Сейчас бы такое, конечно, не разрешили. Но тогда это было нормально – в углу висело табло с указанием счета, и около него сидела актриса, которая страстно болела за Озерова».

Еще у многократного чемпиона СССР по теннису была знаменитая тюбетейка, в которой Озеров обожал играть. Он внушал с ее помощью зрителям и сопернику, что надев тюбетейку, берется за дело всерьез. Если во время игры что-то не получалось, Озеров со свирепым видом натягивал свою старую выцветшую тюбетейку и продолжал матч, устрашая соперников. Когда в августе 1953 года Озеров решил уйти из большого тенниса, руководство Комитета физкультуры не захотело отпускать перспективного спортсмена, Это было неудивительно, так как этому решению предшествовала прекрасная игра Озерова на чемпионате СССР в Киеве, где он выиграл золотые медали в трех разрядах. Но Озерову позвонил отец, лежавший в больнице: «Хватит, славу ты уже познал, займись делом! МХАТ, радио, телевидение». И несмотря на беспрецедентное давление чиновников от тенниса и руководства Комитета по физкультуре и спорту, Озеров сделал так, как советовал ему отец.

Спортивным комментатором Озеров стал в 1950 году. Причем произошло это совершенно случайно. Второй в эфире по значимости после Синявского спортивный голос — заслуженный мастер спорта по футболу Виктор Дубинин на сезон 1950 года был назначен старшим тренером московского «Динамо», и его должность комментатора была предложена Озерову. Прежде, чем выйти в эфир, Николай попробовал во время футбольного матча тихо наговаривать комментарии. Но ничего не получалось, и ему помог Вадим Святославович Синявский: «Пойдем, Коля, наверх, в кабину, будем из тебя делать комментатора». 29 августа 1950 года Озеров впервые провел самостоятельный репортаж о первом тайме футбольного матча «Динамо» — ЦДКА. После чего его отстранили на две недели от эфира в ожидании откликов слушателей. За это время на радио пришло 40 писем, и 37 из них содержали похвалу в адрес комментатора-дебютанта и Николай Озеров успешно начал свою карьеру комментатора, сделал впоследствии тысячи репортажей, многие из которых вел в самых разных и необычных условиях. Например, четвертый матч знаменитой суперсерии СССР — Канада в 1972 году Озеров комментировал во время Олимпиады в Мюнхене, видя происходящее на экране монитора, в то время, как инженеры трансляции старательно поддерживали «телемост» Ванкувер — Мюнхен — Москва. Однажды пролетая над Бермудским треугольником, Озеров провел импровизированный репортаж для пассажиров самолета, комментируя это событие из кабины пилотов. Во время зимней Олимпиады в Скво-Вэлли Москва из-за плохой связи не смогла принять звук, и на рассвете по американскому времени мирно спящий в гостинице Озеров был поднят «по тревоге», чтобы спросонок наговорить в телефонную трубку репортаж о лыжной гонке, которой он даже и не видел. Иногда случались и пикантные ситуации. Ведя послематчевый репортаж трансляции прощального матча Льва Яшина из подтрибунного помещения, Озеров окликнул одного из футболистов, и с ужасом обнаружил, что тот уже отметил событие. Озеров стал медленно отступать, в то время как нетрезвый футболист пытался отобрать у него микрофон, с трудом выговаривая: «Давай, скажу… А что сказать?» Охотно рассказывал подобные истории и сам Николай Озеров: «Зашел на Центральный телеграф, вижу: очень пожилой человек отходит от окошка «До востребования». Вглядываюсь: батюшки, это же Вячеслав Михайлович Молотов! Пенсионер, участник группы, которую назвали антипартийной, но для меня-то — личность историческая! Иду за ним. Думаю: если у него автомобиль, не подойду. Но если он пошагает пешком, предложу подвезти. Молотов явно автомобилем не располагает. Подхожу и говорю: «Вячеслав Михайлович, позвольте вас подвезти!» Молотов смотрит на меня: перед ним человек немолодой, неплохо одетый, вроде бы солидный. Соглашается. Садимся в мою машину, едем. Вдруг он мне говорит: А знаете, вы кажетесь мне знакомым. Мы где-то общались? Отвечаю: Нет, общаться не довелось. Но, может быть, вы слышали мои репортажи в эфире. Я спортивный комментатор Озеров. Николай Николаевич. Пауза. После чего Молотов заявляет: Дома скажу — не поверят: с самим Николаем Озеровым ехал!»

«Помню, в Стокгольме во время игры США и Чехословакии в стоявшего у бортика Озерова американцы попали шайбой, — рассказал журналист и комментатор Владимир Писаревский. — Шайба попала аккурат ниже спины. Когда пришли в гостиницу, Николай Николаевич продемонстрировал нам огромный синяк. Он даже сидеть не мог. Ходил по номеру в огромных трусах (за это мы его прозвали тогда «паруса») и приговаривал шутя: «Вот американцы — сволочи!» Легендой стала история, во время которой из уст Озерова в эфире прозвучала фраза «Такой хоккей нам не нужен!». Во время первого матча СССР и НХЛ в серии 1979 года была очень уж жесткая игра со стороны энхаэловцев: они били советских хоккеистов клюшками и зажимали у бортиков. После первого периода к Озерову подошел возмущенный председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлов и сказал: «Что же это такое творится! Нам такой хоккей не нужен!» Озеров повторил эту фразу во втором и третьем периодах — и она стала знаменитой. Причем и сам Озеров за словом в карман не лез. Однажды в вестибюле шведской гостиницы Николая Николаевича увидел один американский миллионер. Развалившись на диване и смеясь, он стал показывать руками большие объемы фигуры Озерова и напевать гимн СССР. На что советский комментатор невозмутимо шепнул переводчице: «Передайте ему: гимн Советского Союза нужно исполнять стоя!»

Как-то раз Николай Озеров в эфире посетовал на постоянно ломающиеся клюшки отечественного производства, а председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин не пропускал ни одного спортивного репортажа Озерова. После этого комментатору позвонили и запретили критиковать клюшки с формулировкой: «Не смейте сеять пораженческие настроения среди советских людей!» Озеров так же очень любил комментировать хоккей, стоя у бортика. Он даже не задумывался о том, что можно получить серьезную травму. И когда он вел репортаж с матча ЦСКА – «Спартак» в полном зале, при сидевшем на трибуне Леониде Брежневе во время стычки на льду армеец Сергей Капустин проехался клюшкой по макушке Озерова. Хлынула кровь, репортаж пришлось остановить. Бригада медиков перебинтовывала Озерова, а микрофон перехватил комментатор Евгений Майоров. Но после перерыва Озеров вернулся на рабочее место: «Мы продолжаем наш репортаж!»

Об Озерове много рассказывали его друзья и ученики. Первые выпуски программы «Футбольное обозрение», которые Николай Озеров вел вместе с Владимиром Перетуриным, создавались с множеством технических сложностей. Приходилось вести программу из разных студий. Владимир Перетурин рассказывал: «Чтобы это не было заметно, наши начальники придумали купить двести футбольных мячей и разложить их сзади нас, как черепа на картине Верещагина. После каждой передачи дядя Коля с деловитым видом выхватывал из этой кучи два мяча и, словно извиняясь передо мной – «Вовочка, у меня дети!», – отправлялся домой. Была у нас студия на телевидении, которая работала всего раз в году. Когда Брежнев приезжал поздравлять советский народ с Новым годом. И вот записывается новогоднее поздравление, стоит толпа гримеров и прочий персонал. И здесь же председатель Гостелерадио Сергей Лапин. И вдруг Леонид Ильич говорит: «Слушай, Сергей, у тебя в последнее время совсем нечего смотреть, кроме хоккея, футбола и «Футбольного обозрения». – «Как, Леонид Ильич!» – изумился Лапин. – «А «От всей души» и программа «Время»? – «Это все херня! – отрубил Брежнев, зевая». Озеров кроме «Футбольного обозрения» так же вел программу «Голы, очки, секунды» вместе с Наумом Дымарским. Запись этой программы была в другом, новом здании, в котором Николай Николаевич довольно редко бывал. Там был очень длинный коридор с большим количеством кабинетов. Однажды за пять минут до эфира Озеров вдруг вскакивает и убегает. Оказалось – убежал в поисках туалета. Найдя в коридоре только кабинку с буквой «Ж», заскочил туда, а там – визги, крики! Николай Николаевич только развел руками: «Извините, девушки, это жизнь!» Аркадий Ратнер вспоминал, как после пражской весны 1968 года Озерову категорически запретили во время трансляций употреблять военную терминологию: «Чтобы не попасть впросак, он выписал на бумагу метровыми буквами свои самые ходовые штампы: «Выстрелил по воротам», «прицелился в дальний угол»… И беспокоился, чтобы, не сказать в эфире лишнего.

«У дяди Коли был зверский аппетит, – так же вспоминал об Озерове Владимир Перетурин. – Как сейчас помню: 1982 год, чемпионат мира по футболу в Испании. Все комментаторы сначала работали в разных городах – Севилье, Барселоне. А к финалу собрались вместе. Финальный матч должен был вести Озеров. В гостинице он жил в одном номере с Котэ Махарадзе. Время было тяжелое, денег платили мало, и еду мы на турниры всегда привозили с собой из Москвы. У меня одного было аж 15 банок сосисок! Так вот, в последний день я накрываю на стол. Плитки шоколада, печенье, маринованные огурцы и помидоры, какие-то фрукты. Сам я на кухне доваривал бульон. Озеров с Махарадзе в это время уже сидели за столом и все поглощали. Когда я налил им бульон, они запили им съеденное со словами: «Очень хорошо! Ну все, встречаемся в пять, выезжаем на финал». Ближе к пяти я постучал к ним в номер. Долго никто не открывал, и тут на пороге появляется Махарадзе с воплем: «Чем ты нас накормил! Мы из туалета не вылезаем!». Я еле сдержал тогда хохот. Смог только выговорить: «А вы чего хотели? Скажите спасибо, что это случилось до финала, а не во время него!»

Наум Дымарский вспоминал, как ездил отдыхать с Озеровым в сочинский санаторий: «Коля твердо решил, что сядет на диету. Сказал всем, что будет пить только кефир. Вот и ставили ему на стол по нескольку бутылок кефира. Но Озерова же все обожали. И однажды прямо на моих глазах к нему подошел повар и сказал, мол, Николай Николаевич, я такие щи сделал! Коля 20 секунд подумал и сказал – неси! На этом история с кефиром закончилась».

– И Озеров, и Ян Спарре весили примерно по 150 килограммов каждый, – рассказывал Владимир Перетурин. – И раз в год ложились в Институт питания где-то около Курского вокзала. Находились там около полумесяца, сбрасывали по 30 килограммов… А через полгода становились прежними толстяками!»

Знаменитый комментатор любил доставлять радость даже малознакомым людям. Он мог помочь уборщице устроить детей в ясли, периферийным артистам пробивал места в театральных общежитиях. Сам факт того, что он помогает людям, доставлял Озерову огромную радость. Этому помогала огромная популярность Николая Николаевича, с которой была сравнима разве что популярность Юрия Гагарина. Анна Дмитриева вспоминала: «Его часто просили провести на футбол и хоккей. Доставать контрамарки было не всегда удобно. Поэтому, пользуясь своей известностью, Николай Николаевич очень легко проводил людей на стадион. И меня научил, как это делать. Он подходил к контролеру и без всяких упрашиваний твердо говорил: «Со мной – десять человек!». Это был психологический прием, потому что у контролера оставалась только одна цель – строго пересчитав десятерых, не пропустить одиннадцатого. В свои маленькие блокнотики – те самые, в которых хранились подводки к репортажам и ценные мысли – Озеров записывал просьбы людей. Каждый день – новые. И тщательно их выполнял. С самого утра Николай Николаевич начинал звонить по разным инстанциям… Он создал компанию ОВВ, как сам называл «Общество взаимного вспоможения». Николай Николаевич мне звонил и говорил: «Аня, вот есть такой тренер, он вырастил того-то и того-то. Не забудь, это ОВВ». Это у нас такой пароль был, который означал, что нужно кого-то поддержать. Помню, я отвела свой первый 20-минутный репортаж о бадминтоне, который Озеров со всем своим величием мог бы попросту и не заметить. Но он специально приехал в студию, вместе со мной смотрел репортаж в записи. Это было очень приятно. Озеров был человеком, который понимал, что жизнь создана из важных моментов, которые необходимо внести в память. Он вообще любил играть в жизнь».

Каждая секунда его времени была расписана, поэтому во МХАТ он иногда влетал буквально на последней минуте до начала представления. Переодевался в костюм и выходил к зрителям… Владимир Перетурин рассказывал: «С Озеровым я познакомился именно в театре. Помню, как целых три раза ходил с родителями во МХАТ на «Синюю птицу». Эта волшебная сказка Метерлинка запомнилась мне на всю жизнь. В пьесе заложен глубокий смысл: не нужно искать необыкновенное где-то далеко. Герои сказки в поисках Синей птицы пережили множество приключений, но в конце оказалось, что эта птица – обычная серая птаха. Дядя Коля в пьесе мастерски лепил образ Хлеба, добродушного толстяка, только что вылезшего из квашни. Озеров очень любил этот спектакль, наверное, именно потому, что он учит взаимовыручке и дружбе. Да и сам характер дяди Коли, если честно, был похож на характер персонажа Хлеба. В «Синей птице» на Озерова надевалось множество одежд и разных аксессуаров. Когда он уходил со сцены, то кто-то из актеров хулиганил и бил Николая Николаевича ногой под зад. Довольно больно! В следующий раз Озеров привесил под свой балахон жестяной таз, и когда актер снова отвесил пинок, то раздался дикий грохот. Зрители хохотали».

Озеров первым взял интервью у первой советской олимпийской чемпионки юной дискоболки Нины Пономарёвой, для чего перемахнул несколько ограждений, повергнув в шок многих коллег и финских полицейских. И с необыкновенной теплотой и задушевностью он первым, чего ни до и после него никто не делал, рассказал про слезы советского министра спорта Николая Романова в момент установления Юрием Власовым в олимпийском Риме рекорда в тяжелой атлетике. Михаил Ульянов однажды сказал о Николае Озерове: «Как невозможно себе представить Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так мы и не мыслим себе время 50 — 80-х годов без голоса Озерова, в котором звучали азарт, страсть, завораживающая любовь к спорту».

Озеров был неотъемлемой частью отечественного спорта, и обо всех самых громких победах люди узнавали, прежде всего — от него. За более чем тридцатилетнюю вахту у микрофона ему довелось вести репортажи со стадионов сорока девяти стран, с семи футбольных и двадцати пяти чемпионатов мира по хоккею, с четырнадцати летних и зимних Олимпийских игр, не считая бесчисленных внутренних соревнований. Тем не менее, решив прекратить работать комментатором, от торжественных проводов на пенсию Озеров отказался. Он просто собрал у себя дома друзей — Юрия Никулина, Рубена Симонова, Анатолия Папанова и Андрея Гончарова. Под дружескую беседу, шутки и анекдоты он отметил завершение своей карьеры. Сожалея, что не провел репортаж о финальном матче чемпионата мира по футболу с участием сборной СССР.

С 1991 года Озеров принял участие в возрождении расформированного «Спартака», и в 1992 году он сменил, несмотря на проблемы со здоровьем, на посту председателя общества «Спартак» олимпийского чемпиона Петра Болотникова. О личной жизни Николай Николаевич рассказывал неохотно. Известно, что впервые он женился, когда ему было хорошо за сорок. «В конце 1940-х я был влюблен в одну девушку, собирался жениться, — писал он в своей книге. — От одного ее взгляда сил на корте прибавлялось втрое. Но выяснилось, что мы хоть и долго, но плохо знаем друг друга. Перед каждым матчем я всегда ходил в театр. Если не занят был сам в постановке, смотрел какой-нибудь спектакль, только два акта, и шел домой. Думал о предстоящей игре, о своей завтрашней тактике, настраивался, успокаивался. Подруга стала ревновать меня, подозревая, что я хожу на свидания. Однажды за час до решающего матча открылась дверь, вошла она и зло сказала: «Все равно проиграешь». Весь матч я не мог отделаться от этой фразы — и проиграл. Слез моих никто не видел, но они были. Словом, «жизнь была кончена». Я вернул себе чемпионский титул, но только через четыре года, в 1951 году, пережив бессонные ночи, отчаяние, душевные страдания, неудачи…» После той истории Озеров мало доверял женщинам. Но в конце 1960-х в его жизни появилась Маргарита — редактор одного из столичных издательств и они поженились, а в 1970 году 47-летний Озеров стал отцом двойняшек Надежды и Николая. «Узнав о нашем рождении, папа позвонил своему другу, спортивному комментатору Науму Дымарскому, и сказал: «Иду, как всегда, с перебором, у нас двойня!» — рассказывал сын Озерова Николай. — В теннисе есть такой термин — перебор… Мы еще были грудничками, когда отец выписал на нас членские билеты спортивного общества «Спартак». Самое смешное, что в них были вклеены наши фотографии в пеленках».

Озеров приучал к спорту двойняшек с детства: четырехлетними привел на теннисный корт. Правда, ни сын, ни дочь спортивной карьеры так и не сделали: Надя перенесла в детстве сложную операцию, а Коля, к двадцати годам став мастером спорта, думал больше не о карьере, а о том, как выходить больного диабетом отца. Николай Озеров-младший рассказывал: «В начале 1990-х, когда отец был в Средней Азии, его ужалило в ногу какое-то насекомое. Рана долго не заживала… После одной из перевязок врач вынес приговор — ампутация, потому что начиналась гангрена». Ногу ампутировали по колено… Озеров больше не мог жить так, как привык, остался без работы и редко выходил из дома. Но на многие московские матчи, в том числе теннисные (Кубок Кремля), все-таки приезжал, увлеченно следил за игрой, сидя в инвалидной коляске и ревностно слушал комментаторов.

Среди творческих последователей и учеников Николая Озерова были Анна Дмитриева, Александр Курашов, Евгений Майоров, Анатолий Малявин, Владимир Маслаченко и Владимир Перетурин.

Николай Озеров умер 2 июня 1997 года. Похоронен на Введенском кладбище столицы.

О Николае Озерове был снят документальный фильм «Такой хоккей нам не нужен!».

Your browser does not support the video/audio tag.

Имя Николая Озерова было записано в 2003 году в Зале российской теннисной Славы.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.amur.info
Материалы сайта www.taina.aib.ru
Материалы сайта www.3time.ru
Материалы сайта www.spurtup.com
Материалы сайта www.smsport.ru
Материалы сайта www.teleweek.ru
Материалы сайта www.digestweb.ru
Статья о Николае Озерове, автор Э.Сорокин

11 декабря 1923 года – 2 июня 1997 года

Похожие статьи и материалы:

Озеров Игорь (Цикл передач «Чтобы помнили»)
Озеров Игорь Вячеславович (Актёры)
Озеров Николай (Документальные фильмы)
Озеров Николай (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
Озеров Юрий (Цикл передач «Как уходили кумиры»)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

chtoby-pomnili.net

Озеров, Юрий Николаевич — это… Что такое Озеров, Юрий Николаевич?

Ю́рий Никола́евич О́зеров (1921—2001) — советский российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1977). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1982). Член ВКП(б) с 1947 года.

Биография

Юрий Озеров родился 26 января 1921 года в Москве в театральной семье. Отец — Николай Озеров, оперный певец, происходивший из рода священнослужителей, мать — дворянка, брат — спортивный комментатор Н. Н. Озеров.

Учился в художественной школе, в 1939 году поступил в ГИТИС.

Был призван в РККА. Великую Отечественную войну прошёл связистом, от рядового до майора. В 1944 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе.

После войны учился на театроведческом факультете ГИТИСа, затем на режиссёрском факультете ВГИКа.

С 1949 года работал на Мосфильме, с 1979 года — преподавал во ВГИКе. Член СК СССР.

Автор монументальных киноэпопей, посвящённых Великой Отечественной войне: «Освобождение» (1972), «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989).

В постсоветское время смонтировал из них сериал «Трагедия века» (1993—1994), а также (с незначительными досъёмками) фильмы «Ангелы смерти» и «Великий полководец Г. Жуков».

Ю. Н. Озеров умер 15 октября (по другим источникам — 16 октября[1]) 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Фильмография

Награды и звания



  • 1970 — Главный приз МКФ в Карловых Варах («Освобождение», фильмы 1-й, 2-й)
  • 1970 — премия МКФ в Карловых Варах («Освобождение», фильмы 1-й, 2-й)
  • 1972 — Главный приз ВКФ («Освобождение», фильмы 3-й, 4-й)
  • 1972 — премия ВКФ («Освобождение», фильмы 3-й, 4-й)
  • 1972 — Ленинская премия (фильм «Освобождение»)
  • 1977 — Серебряная медаль Общества польско-советской дружбы («Освобождение»)
  • 1977 — Серебряная медаль Общества польско-советской дружбы («Солдаты свободы»)
  • 1982 — Государственная премия СССР, как автору сценария и режиссёру официального фильма об Играх XXII Олимпиады «О спорт, ты — мир!».
  • 1986 — Главный приз оргкомитета на 19-ом Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате в 1986 году («Битва за Москву»)
  • 1986 — Золотая медаль имени А. П. Довженко («Битва за Москву»)
  • 2001 — Награда президента России за вклад в развитие отечественного кинематографа.

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *