Макаренко фото – «Макаренко Антон Семенович советский педагог и писатель. Родился 1(13) марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Новости

Содержание

Антон Макаренко – биография, фото, личная жизнь педагога, книги

Антон Макаренко: биография

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ — «Глупый день» — Макаренко отправляет Горькому.

Максим Горький и Антон Макаренко

В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой. Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.

Педагог Антон Макаренко

Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма».

Антон Макаренко с воспитанниками

И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике Сталина. Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.

Книги Антона Макаренко

В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.

Антон Макаренко и Елизавета Григорович

В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».

Антон Макаренко и его жена Галина

Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Коллектив — не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество.

Фото

24smi.org

Антон Макаренко полжизни любил попадью с разрешения ее мужа

Первое образование — железнодорожник

Педагогикой Антон Семенович (уроженец Харьковской губернии) увлекся лишь в 26 лет, поступив в Полтавский учительский институт. До этого учился на железнодорожника, куда пошел после того, как его не взяли в армию из-за плохого зрения. В вузе произвел фурор дипломной работой «Кризис современной педагогики». Однако по-настоящему раскрыть педагогический талант Макаренко смог лишь на должности заведующего Куряжской колонией под Харьковом. В то время город стал первой столицей Советской Украины, и там срочно нужно было обуздать беспризорщину. Ради этого педагог переехал в Харьков из Полтавы, где успел организовать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей имени Горького. Костяк новой коммуны составили его полтавские воспитанники, а все события, пережитые в Куряже, позже легли в основу знаменитой «Педагогической поэмы».

Главным критиком была Крупская

Карьера Макаренко складывалась не безоблачно: с властями у него периодически возникали трения, причем главными критиками были Крупская и Луначарский. Нестандартные педагогические методы Антона Семеновича называли антисоветскими, звучали даже обвинения в рукоприкладстве.

— Искру нелюбви к Макаренко «высекла», сама того не подозревая, журналистка, приехавшая в колонию делать репортаж. Она написала положительную статью, но указала, что мальчики жаловались на рукоприкладство, — рассказывал в интервью «КП» несколько лет назад профессор Харьковского национального педагогического университета, макаренковед Михаил Гетманец. — Поднялась шумиха, но сам Макаренко отреагировал спокойно, заявив: «Рассказы воспитанников о наказании — это детский фольклор». Да и сама Крупская, хоть и возмущалась, но в колонию не приезжала и ничего не проверяла.

А. С. Макаренко. Фото из альбома коммуны им. Ф. Э. Дзержинского 1932 года.

От увольнения спас Горький

В какой-то момент опального новатора так невзлюбили за его методы, что решили снять с должности начальника колонии. Тень на педагога бросал и брат-деникинец, хотя Макаренко писал честно во всех анкетах, что его родственник — поручик Белой армии — находится в эмиграции и связь с ним давно потеряна.

А. М. Горький и А. С. Макаренко со старшими колонистами. Июнь 1928 г.

Увольнение Макаренко ненадолго отсрочил приезд Максима Горького в Куряжскую колонию. Педагога и писателя связывала давняя дружба, вот и решили не обострять. Макаренко же и тут нарвался. Из Харькова приехала толпа репортеров, комсомольских активистов, все стремились подойти к Горькому, заговорить, сфотографировать. Антон Семенович же попросту не подпускал никого к пожилому другу. Еще и приставил к нему охрану из своих «хлопцев», те кого-то потолкали… В итоге в одной из харьковских газет появилась злобная карикатура, подписанная «Чемпион хулиганства». На ней Макаренко изобразили с огромными кулачищами, а от него разбегаются в разные стороны люди. Картинка была снабжена ехидной заметкой о том, что педагога воспитали в свинарнике.

Вырастил приемных детей

О личной жизни педагога-новатора в советское время мало что сообщалось. Считалось, что всего себя Макаренко посвящал только трудным подросткам. Однако монахом он не был. Первая любовь настигла Антона Семеновича в 20 лет.

— Его очаровала молодая жена священника. Поп, очевидно, не возражал, так что отношения с попадьей у Макаренко были почти легальные, — продолжает макаренковед. — Потом эта женщина, звали ее Елизавета Григорович, вместе с Макаренко работала педагогом в колонии имени Горького. Может, их отношения и там продолжались.

По другой версии, с юным Макаренко часто проводил душеспасительные беседы тот самый поп, муж Елизаветы. Парня так затравили сверстники за замкнутый нрав и неказистую внешность, что он даже хотел покончить с собой. Иногда поп присылал к бедолаге попадью, тогда-то все и завертелось между ними. А однажды Елизавета попросту ушла от мужа к Макаренко, который был моложе нее на несколько лет. Был большой скандал, Антона даже выгнал из дому отец.

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

Бывший супруг Елизаветы после революции уехал за границу. Однако Макаренко, дабы не навлекать на себя гнев cоветской власти, так и не решился жениться на бывшей попадье, которую любил почти полжизни. Зато увековечил ее в своей книге — Григорович стала прототипом воспитательницы колонии Екатерины Григорьевны.

Женился Макаренко, когда ему было за 40. На 44-летней инспекторе Наркомпросвещения Галине Салько. Ее сына Льва, а заодно и свою племянницу Олимпиаду (дочку брата-белогвардейца) воспитал как родных детей.

А. С. Макаренко. 1932 г.

Три дня не дожил до вступления в партию

Когда столицей Советской Украины стал Киев, НКВД, курировавший систему колоний, отправил Макаренко туда. Причем на бюрократическую работу. Педагог страдал без любимого дела и спасался писательством. Позже, переехав в Москву, пытался вернуться к практической педагогике, но затянула литературная работа.

Любопытно, что за 20 лет жизни при cоветской власти Макаренко так и не вступил в партию. На 4 апреля ему было назначено собеседование как раз по этому вопросу, но — не дожил до ответственной даты три дня. 1 апреля он умер в электричке от инфаркта. Был в Доме отдыха писателей в Подмосковье, утром торопился на поезд, вбежал в людный вагон и, схватившись за сердце, упал. Его последними словами были: «Я — писатель Макаренко…».

А. С. Макаренко на военной службе. Киев. 1916 г.

ДОСЛОВНО

Мудрые цитаты

— Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

— Наши дети — это наша старость.

— Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

— Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости. Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.

— Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

— Ничто так человека не учит, как опыт.

— Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Чтение в спальне колонистов. Слева стоит А. С. Макаренко. 1921 г.

— Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

— Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

— Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

— Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Макаренко превращал воришек в менеджеров

В основе воспитательной методики Макаренко сугубо буржуазный принцип: честно отработал — честно получил (подробности)

www.rostov.kp.ru

Дети Макаренко: известный советский фотоаппарат создали малолетние преступники

Эта маленькая блестящая игрушка хранится на антресолях приблизительно в каждой второй квартире на территории бывшего СССР. ФЭД – камера-легенда, подлинная свидетельница педагогического гения

Маленький фотоаппаратик с надписью ФЭД. Сокращенно – Феликс Эдмундович Дзержинский. Многие не верят, думают, что совпадение. Действительно – где фотоаппарат, а где Дзержинский. Наверное, какой-нибудь Фотографическо-Экономический Дом или Фотография, Эмансипация, Доступность. Мало ли.

Тем не менее, буквы на камере обозначают именно инициалы главного советского чекиста. Потому что серийное производство этого фотоаппарата было налажено малолетними преступниками, воспитанниками Коммуны имени Дзержинского под руководством легендарного педагога Антона Макаренко.

Педагог и «Лейка»

Педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко. Фото с сайта северная_линия.рф

Все началось в двадцатые под Харьковом, в детской коммуне, возглавляемой Антоном Семеновичем Макаренко. Он прекрасно понимал, что трудовое воспитание должно быть романтичным, как и все на этом свете, а особенно в жизни подростков и, тем паче, в жизни тех подростков, на долю которых выпало не так уж много романтики. Разумеется, можно заставить их стругать какие-нибудь табуретки или же клепать корыта. И они будут послушно все это проделывать под угрозой наказания или просто от отчетливого чувства безысходности. Но к перевоспитанию все это не имеет никакого отношения.

Поэтому Макаренко и добился столь ответственного заказа, поэтому и выпросил лицензию у немцев, чтобы все было законно. И коммунары, наряду с электрическими сверлильными машинами, начали делать советские копии знаменитых «Леек». От сверлильных машин все же не удалось отвертеться.

На территорию коммуны доставили последнюю модель известнейшего и популярнейшего в то время фотоаппарата – Leica II.

Здесь вчерашние карманники и форточники полностью разобрали его, тщательно осмотрели, а затем собрали. Руки у них были умелые, а пальцы чуткие. Лишних деталей не осталось. Фотоаппарат свою работоспособность сохранил.

Пока рассматривали его устройство, кому-то пришла в голову идея – изменить механизм установки кассеты с пленкой. У оригинальной «Лейки» она осуществлялась с нижнего торца. Для коммунаров с их специфическим прошлым подобная операция не составляла большого труда. А вот у человека неподготовленного, а тем более пожилого, могли возникнуть проблемы.

Решили снабдить новый фотоаппарат откидывающейся задней крышкой. Таким образом, весь механизм оказывался на виду, установка и изъятие кассеты сделалось элементарной задачей.

Первые образцы, как водится, были подарены членам советского правительства. А в 1934 году первый ФЭД был, наконец, запущен в серию. Первая партия – 1 800 экземпляров – была распродана молниеносно. Следующая состояла уже из 15 000 штук. До начала Великой Отечественной было продано 160 165 аппаратов. Всего же было выпущено более 765 миллионов фотокамер разных модификаций. Их производство прекратилось лишь в начале девяностых, когда Украина отделилась от России, магазины оказались завалены недорогими пластмассовыми камерами-автоматами, а на горизонте маячила эпоха цифрового фото.

Паркет для бывших жуликов

Педагог Антон Макаренко с воспитанниками коммуны. Фото с сайта lenta.ru

Это был второй опыт руководства колонией в жизни Антона Семеновича. Первым его детищем была колония имени Горького, располагавшаяся рядом с украинским городом Полтавой. Она была основана в 1920 году, и Макаренко с энтузиазмом взялся за перевоспитание мололетних граждан молодой страны.

Методы его были, прямо скажем, нетривиальные. Они живо описаны в «Педагогической поэме» – педагог был еще и прекрасным писателем: «Вечером в спальне в задорном кружке хлопцев Иван Иванович сидел на кровати и играл в «вора и доносчика». Игра состояла в том, что всем играющим раздавались билетики с надписями «вор», «доносчик», «следователь», «судья», «кат» и так далее. Доносчик объявлял о выпавшем на его долю счастье, брал в руки жгут и старался угадать, кто вор. Все протягивали к нему руки, и из них нужно было ударом жгута отметить воровскую руку. Обычно он попадал на судью или следователя, и эти обиженные его подозрением честные граждане колотили доносчика по вытянутой руке согласно установленному тарифу за оскорбление.

Если за следующим разом доносчик все-таки угадывал вора, его страдания прекращались, и начинались страдания вора. Судья приговаривал: пять горячих, десять горячих, пять холодных. Кат брал в руки жгут, и совершалась казнь».

Таким образом, Антон Семенович боролся с карточной игрой.

А вот воспоминания одной из современниц: «Когда я приехала в колонию имени Горького, Антон Семенович сказал, что мне надо осмотреть колонию. А там были такие подземные ходы – интересно. Вот позвал он Семена, вошел парень в малиновых трусах и синей рубашке – у них все в трусах ходили».

Макаренко не мыслил перевоспитание без труда: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Но вместе с этим признавал другую истину: «Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

Не удивительно, что педагог-новатор нажил себе врагов. И, что самое печальное, в лице Надежды Константиновны Крупской.

Именно после ее обвинений в использовании «несоветских методов» воспитания Антону Семеновичу пришлось оставить колонию. Которая довольно быстро перепрофилировалась в обычную тюрьму с решетками, колючей проволокой и прочей соответствующей атрибутикой.

Фото с сайта photohistory.ru

Но Макаренко уже горел новым проектом – Коммуной имени Дзержинского. Он писал в книге «Марш 30-го года»: «Харьковская окраина. Опушка леса, красивый темно-серый дом, цветники, фруктовый сад, площадки для тенниса, волейбола и крокета, открытое поле, запахи чабреца, васильков, полыни… Здесь расположена самая молодая детская коммуна на Украине – коммуна имени Феликса Дзержинского… Сто пятьдесят коммунаров (сто двадцать мальчиков и тридцать девочек) живут в великолепном доме, выстроенном специально для них.

Многие товарищи упрекали коммунаров-дзержинцев в «дворцовой жизни» и даже в барстве…

– Разве это воспитание? Привыкнут ребята к такому дому и душам, и паркетам, а потом выйдут в жизнь, где ничего этого нет, и будут страдать…

Коммунары, впрочем, не особенно прислушивались к этой болтовне. Они не сомневались в том, что душ – вещь хорошая, да и паркет – тоже неплохо».

Здесь действовали всевозможные кружки – спортивные, технические, художественной самодеятельности. Работал клуб, кинотеатр, имелась и библиотека. На каникулах все вместе шли в поход – Крым, Кавказ, Поволжье. Но главным делом было производство фотоаппаратов.

Макаренко писал: «В 1932 году было сказано в коммуне:

– Будем делать лейки!

Это сказал чекист, революционер и рабочий, а не инженер и не оптик, и не фотоконструктор. И другие чекисты, революционеры и большевики, сказали:

– Пусть коммунары делают лейки!

Коммунары в эти моменты не волновались:

– Лейки? Конечно, будем делать лейки!

Но сотни людей, инженеров, оптиков, конструкторов, ответили:

– Лейки? Что вы! Ха-ха…

Вокруг те же вздохи сомнения, те же прищуренные стекла очков:

– Лейки? Мальчики? Линзы с точностью до микрона? Хе-хе!

Но уже пятьсот мальчиков и девчат бросились в мир микронов, в тончайшую паутину точнейших станков, в нежнейшую среду допусков, сферических аберраций и оптических кривых, смеясь, оглянулись на чекистов».

Дело с фотоаппаратами пошло.

Историческое падение с Эйфелевой башни

Пабло Пикассо снимал камерой ФЭД-2. Фото с сайта photohistory.ru

ФЭД и вправду сделался легендой. Известна история о том, как некая советская туристка уронила этот фотоаппарат со смотровой площадки Эйфелей башни. Французский гид принялся утешать ее – дескать, мадам, все к лучшему, мы вам подарим камеру известного европейского бренда, а может быть, даже американский «Кодак». Мадам, однако, от подарка отказалась, а просто попросила, чтобы кто-нибудь спустился вниз и принес ей оброненный ФЭД. У которого, как выяснилось, лишь слегка помялся верхний щиток. И, якобы, французы долго уговаривали продать им чудо-камеру, все повышали цену, а дама из загадочного СССР ответила согласием, только когда ей предложили обменять этого «железного Феликса» на ящик «Шанели № 5».

Конечно, это всего-навсего легенда и, при том, явно придуманная мужчиной – благородные духи, в отличие от коньяка и водки, ящиками не продают. Легенда, однако же, не одинока – рассказывали об альпинистах, которые на спор (конечно же с американцами) сбрасывали свои ФЭДы с вершин кавказских гор, и камеры, ясное дело, были после этого как новенькие.

Рассказывали и другие небылицы.

Факт, тем не менее, был неопровержим – коммунарам Антона Макаренко удалось создать уникальную камеру, которая, несмотря на свои малые габариты и вес, отличается не только высоким качеством съемки, но и фантастической надежностью.

Знаменитая песня фронтовых корреспондентов – «С “Лейкой” и с блокнотом, а то и с пулеметом» – это на самом деле про него, про ФЭД. В то время все компактные фотоаппараты называли «Лейками» – как, например, сегодня все копиры называют ксероксами.

ФЭД же постоянно совершенствовался. Появлялись новые и новые модели – с расширенным диапазоном выдержек, с улучшенным объективом, с возможностью диоптрийной коррекции видоискателя, с блокировкой недовзвода – последнее обстоятельство позволяло экономить пленку. В 1988 году даже выпустили стереоаппарат, с двумя объективами, но эта игрушка успехом не пользовалась.

Увы, сегодня рыночная стоимость старого ФЭДа невелика. Использовать его по назначению готовы только самые фанатичные энтузиасты, а коллекционную ценность он, несмотря на свой почтенный возраст, не представляет именно в силу массового производства. Коллекционеры любят раритеты.

А может быть, это и к лучшему. Пусть лучше в обычных, небогатых семьях сохраняется такая камера-легенда, подлинная свидетельница педагогического гения и благородной души Антона Макаренко.

Одноглазый харьковчанин

Немецкая «Лейка» во многом повторяет этот самый «Циклоп». Фотоаппарат Contarex I («Бычий глаз», «Циклоп»). Фото с сайта dic.academic.ru

На базе мастерских Детской коммуны имени Дзержинского был создан Харьковский машиностроительный завод. Именно он продолжал выпуск фотоаппаратов.

Сам же Антон Семенович в 1935 году переведен был в Киев, руководящий орган украинского ЧК. Занимался, естественно, трудовыми колониями. А потом – переезд в Москву, головокружительная писательская карьера, орден Трудового Красного знамени, а в 1939 году – скоропостижная смерть в пригородной электричке, на 52 году жизни.

Кстати, еще в начале прошлого столетия на заводе Оптического Харьковского общества инженер Корнелий Евтушенко разработал фотоаппарат «Циклоп». Это одноглазое произведение инженерного искусства было запущено в серийное производство, Российские фотографы предпочитали «Кодак», который уже в то время мог похвастаться не только вполне предсказуемым качеством при доступной цене, но и грамотно организованным сервисом. Этого харьковчане не предусмотрели и оказались в аутсайдерах продаж.

Немецкая «Лейка» во многом повторяет этот самый «Циклоп». Многие даже говорят, что это немцы воспользовались российской инженерной разработкой, а вовсе не наоборот. И доля правды в этом, разумеется, присутствует.

www.miloserdie.ru

Музей-заповедник Антона Макаренко (Колония им. М. Горького) — Ковалевка

Краткая информация

Музей Антона Макаренко находится на окраине Ковалевки в бывшем имении Трепке, где с 1921 по 1926 год располагалась колония для беспризорных им. М. Горького, возглавляемая известным писателем и педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, и описанная в его произведении «Педагогическая поэма».

После перевода в 1926 году колонии им. Горького в поселок Куряж, что под Харьковом, все постройки и земли бывшего имения Трепке, приведенные в порядок Антоном Макаренко и его колонистами, перешли в распоряжение другой колонии – им. В. Короленко. В послевоенные годы здесь размещались детский дом и школа-интернат для детей-сирот.

В 1988 году на базе Ковалевской школы-интерната (сейчас это Областной лицей-интернат для одаренных детей) открыт Музей  Антона Макаренко. Музейная экспозиция размещена в двух зданиях бывшего имения Трепке – в так называемых красном и белом корпусах. В красном корпусе – мемориальная часть и экспонаты, рассказывающие об истории основания и развитии колонии им. М. Горького. В белом корпусе – экспонаты , иллюстрирующие повседневный быт колонистов. Здесь воссозданы интерьеры спален, мастерских, клуба и личный кабинет Антона Макаренко.

Отзывы (4)

Алик

Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком. А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

Посещение белопольского Музея Макаренко такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой. Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.

Дата посещения: октябрь 2011 г.

20.03.2013


Евгений

Не в обиду сказано, чуть не заснул. Насильно поволокли после четырех пар, восприятия никакого. Экскурсию начали с конца, да еще и наш препод начал нести какую-то ахинею. Но не без проблесков. Белый дом внутри очень таки интересен, восстановлено все на максимальном уровне. Красный дом на мой взгляд скучноват, лично меня заинтересовало собрание работ Макаренко на различных языках. Это все где удалось побывать, неплохо но неинтересно.

Дата посещения: апрель 2013 г.

05.05.2013


Ася

Очень интересно и познавательно. Мне, как будущему педагогу историку, очень понравилось!

Дата посещения: апрель 2015 г.

06.06.2016


Юрий

Очень хочу побывать в этом месте. «Педагогическую поэму» смог дочитать до главы «Наш найкращий». Если кто не в теме, сообщаю что «найкращий» — это мертвой ребёнок. Его так колонисты назвали, и самому Педагогу так это понравилось, что он так даже главу назвал — весело, короче.

Дата посещения: январь 2005 г.

17.07.2016


Добавьте свой отзыв

Ваш отзыв отправлен модератору сайта и будет опубликован в самое ближайшее время. Добавляйте свои отзывы и по другим достопримечательностям; мнение посетителей полезнее любой информации из путеводителя. Спасибо за участие в проекте!

www.videnovum.com

Невероятный человек и гениальный учитель. Макаренко. Часть первая.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, субкультуры, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд,

foto-history.livejournal.com

Почему забыт гений педагогики Антон Макаренко?

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат,

foto-history.livejournal.com

10 золотых правил воспитания Антона Макаренко

1. Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.
В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.
Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.
Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.
В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.
Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае — добиться того, чтобы она была все-таки выполнена.

8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.
Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку.

10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *