Кто такой аякс – Аякс (футбольный клуб, Амстердам) — это… Что такое Аякс (футбольный клуб, Амстердам)?

Новости

Аякс Греческая мифология

Аякс (Αίας), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).


Аякс и Кассандра, 1886 год,
художник Йозеф Соломон

Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции. Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый «малый Аякс», – не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер, Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор, V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке до нашей эры.

Аякс Теламонид (Αίας Τελαμώνιος), ведет свой род от Зевcа и нимфы Эгины. Он – внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аias (от греч. aietos – орел; Аполлодор, III 12 7). Аякс Теламонид – царь Саламина, приведший под Трою двенадцать кораблей (Гомер, Илиада, II 557-558). Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (так называемый «большой Аякс»), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине.


Аякс Великий разлучается с Текмессой и Еврисаком,
античная фреска

Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать троянцев. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причем судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Аполлодор, V 6). Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух (Гомер, Одиссея, XI 541-565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла «Аякс» и не дошедшая до нас трилогия Эсхила «Спор об оружии».

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Аякса (Павсаний, I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в «Илиаде», где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли.

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, Афаретиды, Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (на древнегреческом языке telamon, ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в «Илиаде» также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.


Царство Флоры и Самоубийство Аякса, 1631 год,
Картинная галерея, Дрезден, автор Никола Пуссен

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах на Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооруженного воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин Питера Пауля Рубенса, Йозефа Соломона и других художников.
Аякс Теламонид – один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: «Спор из-за доспехов Ахилла», «Самоубийство Аякса», «Поединок Аякса с Гектором и другими троянцами», «Участие Аякса в битве за тело Ахилла» и т.п. В европейском изобразительном искусстве извесны картины «Царство Флоры» Никола Пуссена, статуя «Аякс» Антонио Кановы и другие произведения.

Трагическая смерть героя Аякса Теламонида была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих Аяксов.

godsbay.ru

Аякс — это… Что такое Аякс?

Аякс

(Αὶας, Aiax). Имя Аякса носили два героя — Аякс Великий и Аякс Малый.

1) Аякс Великий был сын Теламона, царя саламинского, и внук Эака. Он играл весьма выдающуюся роль в Троянской войне и храбростью уступал только Ахиллесу. Он был побежден Одиссеем в борьбе за оружие павшего Ахиллеса, и это, по словам Гомера, было причиной его смерти. По другому сказанию, Аякс помешался от оскорбления, когда Агамемнон приказал отдать Одиссею оружие Ахиллеса, и в припадке безумия лишил себя жизни.

2) Аякс Малый, сын Оилея, царя локридского, был невелик ростом, но весьма храбр; он также участвовал в Троянской войне. Исключая Ахиллеса, никто так быстро не бегал, как Аякс Малый. Особенно отличился он вместе с Аяксом Теламонидом в битве за тело Патрокла. На пути домой он потерпел крушение, вследствие гнева Афины, близ Эвбеи; Посейдон вынес его на скалу, но когда герой стал хвалиться, что спасся против воли богов, Посейдон раздробил трезубцем скалу, и Аякс погиб в волнах.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АЯКС Аянт (Άίας, род. падеж — Άίαντος), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В «Илиаде» они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь (XII 265-370), в обороне кораблей (XIII 46-82, 126 след.), в сражении за тело Патрокла (XVII 531 след., 668 след., 718-753) и сравниваются с двумя могучими львами или быками (XIII 197-205; 701-708).
А. Оилид, сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения (40 человек) из Локриды (Средняя Греция). Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, т. н. «меньший А.» или «малый А.», — не столь могучий и не столь высокий ростом по сравнению с А. Теламонидом (Hom. П. II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Apollod, epit. V 22; Verg. Aen. II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить А. камнями (Paus. X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т. ч. корабль А., метнув в него перун). А. спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, А. упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Apollod, epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116). Святотатство А. по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору (epit. VI 20) и Полибию (XII 5), этот обычай прекратился после Фокидской войны (4 в. до н. э.).
А. Теламонид, ведёт свой род от Зевса и нимфы Эгины. Он — внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем А’ίας (от греч. α’ίετός — орёл; Apollod. Ill 12 7). A. — царь Саламина, приведший под Трою 12 кораблей (Hom. П. II 557-558). Под Троей А. прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (т. н. «большой А.»), грозен, могуч, вооружён громадным семикожным щитом, покрытым медью (VII 206-223). А. выступает в бою как сам бог
Арес
(VII 208), шагает крепко, потрясая мощным копьём. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага (VII 268-270). При появлении А., несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (XI 485-487), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (XI 496 след.). Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, А. своим щитом прикрывает поверженного (XVII 132-139), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с А. Оилидом троянцев (XVII 718-753). В битве у кораблей А. противостоит Гектору (XV 500-514). Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке 12 мужей (XV 730-745). После гибели Ахилла А. самоотверженно защищает от троянцев его тело (Apollod, epit. V 4) и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причём судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорблённый А. решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча А. становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к А., он не может пережить навлечённого им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело А. по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Apollod, epit. V 6). А. не может забыть нанесённого ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух (Hom. Od. XI 541- 565). Судьбе А., его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла «Аякс» и не дошедшая до нас трилогия Эсхила «Спор об оружии».
А. Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм A. (Paus. I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь А. и его отца Теламона (VIII 64). Праздник аянтии в честь А. справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость А. к Афинам подчёркнута в «Илиаде», где говорится, что рядом с кораблями афинян А. поставил свои корабли (Hom. П. II 558).
А. Оилид и А. Теламонид относят ся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба А. составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (А. большой и А. малый, ср. Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин — вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч.τελαμών, ремень или перевязь для щита и меча), и А. Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих А. в «Илиаде» также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе А.
Лит.: Muhll P., Der groase Aias, Basel, 1930.
А. А. Тахо-Годи.
 
В античном искусстве А. Оилид изображается главным образом на монетах из Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооружённого воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об А. и Кассандре послужил сюжетом картин П. П. Рубенса и др.
А. Теламонид — один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: «спор из-за доспехов Ахилла», «самоубийство А.», «поединки А. с Гектором и другими троянцами», «участие А. в битве за тело Ахилла» и др. В европейском изобразительном искусстве — «Царство Флоры» Н. Пуссена, статуя «А.» А. Кановы и др.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Самоубийство Аякса Теламонида.

Самоубийство Аякса Теламонида.
Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия.
Около 530 до н. э.
Болонья.
Городской музей.

Аякс Теламонид с телом Ахилла.

Аякс Теламонид с телом Ахилла.
Фрагмент росписи чернофигурной амфоры Эксекия.
Около 540 до н. э.
Мюнхен.
Музей античного прикладного искусства.

Ночь разрушения Трои.

Ночь разрушения Трои.
Справа — Приам, Аякс Оилид и Кассандра у статуи Афины.
Фреска в доме Менандра в Помпеях.
I в. н. э.

Посейдон и братья Аяксы. Килик Амазиса.

Ахилл и Аякс за игрой. Лекиф. Около 500 г. до н.э.

Аякс несёт тело Ахилла. Около 500 г. до н.э.

.

dic.academic.ru

Аякс Малый — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Аякс. Аякс и Кассандра у статуи Афины

Аякс Оилид (др.-греч. Αἴᾱς, точнее Эант Оилид) — древнегреческий герой[1], сын Оилея, царя локров, и нимфы Рены[2]. Прозван Малым Аяксом так как уступал в росте и силе другому участнику Троянской войны, Аяксу Теламониду (Большому Аяксу). Является одним из значимых героев «Илиады», упоминается в «Одиссее».

В «Илиаде» оба Аякса (Оилид и Теламонид) часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определённую модификацию (по другой гипотезе, Эант Оилид был первоначально тождествен Ахиллу).

Жених Елены[3]. Был предводителем ополчения из Локриды (Средняя Греция) во время Троянской войны. Привел против Трои 40 кораблей[4] (либо 20[2]).

По Гомеру, в войске греков Аякс Оилид считался одним из храбрейших героев, искусным копьеметателем, а в скорости уступал одному лишь быстроногому Ахиллесу. Его воины славились как лучники и пращники. Был известен своим буйным и дерзким нравом.

В «Илиаде» убил 2 троянцев. Согласно Гигину, убил некого Гаргаса и Полидоманта[5]. Всего убил 24 воина[6]. На погребальных играх по Ахиллу состязался в беге[7] и в стрельбе из лука[8]. Сидел в троянском коне[9].

Взятие Трои и возвращение[

ru.wikipedia.org

Аякс — это… Что такое Аякс?

  • Аякс — (Αὶας, Aiax). Имя Аякса носили два героя Аякс Великий и Аякс Малый. 1) Аякс Великий был сын Теламона, царя саламинского, и внук Эака. Он играл весьма выдающуюся роль в Троянской войне и храбростью уступал только Ахиллесу. Он был побежден… …   Энциклопедия мифологии

  • Аякс — (Эант) (др. греч. Αἴᾱς)  имя двух греческих героев, участвовавших в осаде Трои: Аякс Малый, или Оилид  сын Оилея. Аякс Великий, или Теламонид  сын Теламона. Географические названия Аякс (город)  канадский город. Аякс (бухта)… …   Википедия

  • АЯКС — (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать лишь в достаточно широких пределах: середина 50 х середина 30 х годов V века до н.э.), сын… …   Литературные герои

  • АЯКС — (от соб. им.). Название греческого танца, представляющего ярость троянского героя Аякса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЯКС 1) два Аякса, герои Троянской воины, Аякс Великий и Младший; 2) трагедия …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АЯКС — авторитет, ясность, компетентность, содействие в названии юридической фирмы ООО «Фонд „АЯКС“» http://www.fondajks.ru/​ организация …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • «АЯКС» — горизонтальная ковочно высадочная машина для штамповки небольших изделий и высадки головок болтов, концов связей, головок торцевых ключей и т. п. Применяемые штампы (матрицы) крайне просты, смена их производится быстро, и потому А. получили… …   Технический железнодорожный словарь

  • аякс — сущ., кол во синонимов: 3 • герой (80) • команда (163) • танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Аякс — Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи амфоры. Около 520 г. до н э. Самоубийство Аякса Теламонида. Фрагмент росписи амфоры. Около 520 г. до н э. Аякс в мифах древних греков имя двух участников Троянской войны, воевавших под Троей как… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • АЯКС — (ЭАНТ) 1. Греческий герой, внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла, царь Салами на, приведший к Трое двенадцать кораблей В «Илиаде» предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный; он защищает убитого… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • АЯКС — (ЭАНТ) 1. Греческий герой, внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла, царь Салами на, приведший к Трое двенадцать кораблей В «Илиаде» предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный; он защищает убитого… …   Список древнегреческих имен

  • dic.academic.ru

    Аякс Великий — это… Что такое Аякс Великий?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аякс. Самоубийство Аякса. Фрагмент амфоры работы Эксекия. Городской музей. Болонья

    Аякс Великий (др.-греч. Αἴᾱς Μέγας), точнее Эант Теламонид (др.-греч. Αἴᾱς Τελαμώνιος, также встречается транскрипция Аянт) — в древнегреческой мифологии[1] греческий герой, участвовавший в осаде Трои. Прозван Великим в отличие от своего тёзки.

    Рождение и подвиги

    Сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи[2]). Двоюродный брат Ахилла. Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла, от которого и получил имя Эант[3]. По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка[4].

    Жених Елены[5]

    С 12 кораблями[6] Эант Теламонид выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахилла. Сражался с Гектором, подарил тому ремень, за который тащили его тело, получил в подарок меч[7]. Убил Гипподама и Хромия[8]. В «Илиаде» убил 14 троянцев. Всего, по Гигину, убил 28 воинов[9]. На погребальных играх в честь Патрокла одержал победу в борьбе[10], на играх в честь Ахилла — в метании диска[11]. Либо на играх по Ахиллу состязался в борьбе[12]. По Софоклу, у Эанта был сын Еврисак, родившийся в ходе войны от пленницы Текмессы.

    Суд и смерть

    После гибели Ахилла спорил за право владеть его оружием с Одиссеем[13]. Либо судьями были троянцы[14], либо ахейцы подслушали разговор троянцев. Афина советовала Одиссею, как отвечать[15]. Из-за гнева Афины Агамемнон и Менелай отказали ему и передали оружие Одиссею[16]. Эант впал в безумие. Под воздействием Афины он перебил стадо баранов, принадлежавшее ахейцам[17], принимая их за вождей ахейцев. Покончил с собой[18] тем мечом, который получил от Гектора[19], призывая гнев Эриний на Атридов[20]. Есть много версий смерти Эанта[21].

    Последующая традиция

    Превратился в цветок, похожий на гиацинт[22]. Единственный из погибших под Троей был похоронен в гробу[23]. Могила его в Ретее (Ройтее)[24]. Святилище Эанта в Ретии, там его могила и статуя[25]. Когда Одиссей потерпел кораблекрушение, оружие Ахилла было выброшено на могилу Эанта[26]. В следующей жизни его душа выбрала жизнь льва[27].

    Потомками Эанта были Мильтиад[28] и Алкивиад[29]. Клисфен учредил в Афинах филу Эантидов[30]. Его могилу посетил Александр[31].

    Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что её изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла «Аякс».

    Эпитафии Эанта писали Асклепиад и Антипатр[32].

    Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт) и «Фракиянки» (фр.83, 110 Радт), трагедии Софокла «Эант» («Эант биченосец»). Трагедии «Эант» писали Каркин Младший, Феодект[33], Астидамант Младший («Эант безумный»), Ливий Андроник («Аякс биченосец»), Энний, сатировская драма Полемея Эфесского, мелический «Безумный Эант» Тимофея, комедию «Лжеэант» написал Аполлодор. В Риме трагедии «Спор об оружии» писали Пакувий и Акций, у Варрона была сатира «Суд об оружии». Трагедии «Фракиянки» писали Софокл, Астидамант, Каркин Младший, Феодект, Полемей, неизвестный автор.

    Когда на античной сцене изображалась его смерть, использовался сиспаст — меч, лезвие которого прячется внутри рукояти[34].

    См. также

    Источники

    1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.146-147; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.29
    2. Гигин. Мифы 97
    3. Гесиод. Великие Эои, фр.250 М.-У.; Пиндар. Истмийские песни VI 53
    4. Эсхил. Фракиянки, фр.83 Радт; Пиндар; Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989. С.298; Ликофрон. Александра 457
    5. Гесиод. Перечень женщин, фр.204 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 8 далее; Гигин. Мифы 81
    6. Гомер. Илиада II 557; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 11; Гигин. Мифы 97
    7. Гигин. Мифы 112
    8. Гигин. Мифы 113
    9. Гигин. Мифы 114
    10. Гигин. Мифы 273
    11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5
    12. Квинт Смирнский. После Гомера IV 246—302
    13. Лесх. Малая Илиада, фр.2, 32 Бернабе; Пиндар. Немейские песни VIII 27; Овидий. Метаморфозы XIII 1-385
    14. Гомер. Одиссея XI 547
    15. Лесх. Малая Илиада, фр.2 Бернабе
    16. Гигин. Мифы 107
    17. Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Эант 21-27
    18. Арктин. Эфиопида, фр.3 Ивлин-Уайт
    19. Софокл. Эант 658—664; Гигин. Мифы 107; Квинт Смирнский. После Гомера V 557—562
    20. Софокл. Эант 836—866
    21. Софокл. Драмы. М., 1990. С.460-461
    22. Овидий. Метаморфозы XIII 386—398
    23. Лесх. Малая Илиада, фр.4 Ивлин-Уайт
    24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 7; Дион. Троянская речь 128
    25. Страбон. География XIII 1, 30 (стр.595)
    26. Павсаний. Описание Эллады I 35, 4
    27. Платон. Государство X 620b
    28. Павсаний. Описание Эллады II 29, 4
    29. Платон. Алкивиад I 121а
    30. Геродот. История V 66
    31. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 17, 3
    32. Асклепиад. Эпиграмма 29 Пейдж; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 7 Пейдж
    33. Аристотель. Риторика II 23
    34. Полемон, фр.95 Преллер, см. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт III 20
    • Григоревский, «Аякс, герой греч. поэзии» («Фил. Зап.», 1867 г., № 5, 6 и 1868, № 2).
    • Гомер. Илиада: М., 1984. Перевод с древнегреч. Н.Гнедича.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Аякс Великий — Википедия (с комментариями)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Аякс.

    Аякс Великий (др.-греч. Αἴᾱς Μέγας), точнее Эант Теламонид (др.-греч. Αἴᾱς Τελαμώνιος, также встречается транскрипция Аянт) — в древнегреческой мифологии[1] греческий герой, участвовавший в осаде Трои. Прозван Великим в отличие от своего тёзки.

    Рождение и подвиги

    Сын Теламона, царя Саламина, и Перибеи (или Эрибеи[2]). Двоюродный брат Ахилла. Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла, от которого и получил имя Эант[как?][3]. По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка[4].

    Жених Елены[5].

    С 12 кораблями[6] Эант Теламонид выступил против Трои и является у Гомера храбрейшим и прекраснейшим из греков после Ахилла. Сражался с Гектором, подарил тому ремень, за который тащили его тело, получил в подарок меч[7]. Убил Гипподама и Хромия[8]. В «Илиаде» убил 14 троянцев. Всего, по Гигину, убил 28 воинов[9]. На погребальных играх в честь Патрокла одержал победу в борьбе[10], на играх в честь Ахилла — в метании диска[11]. Либо на играх по Ахиллу состязался в борьбе[12]. По Софоклу, у Эанта был сын Еврисак, родившийся в ходе войны от пленницы Текмессы.

    Суд и смерть

    После гибели Ахилла спорил за право владеть его оружием с Одиссеем[13]. Либо судьями были троянцы[14], либо ахейцы подслушали разговор троянцев. Афина советовала Одиссею, как отвечать[15]. Из-за гнева Афины Агамемнон и Менелай отказали ему и передали оружие Одиссею[16]. Эант впал в безумие. Под воздействием Афины он перебил стадо баранов, принадлежавшее ахейцам[17], принимая их за вождей ахейцев. Покончил с собой[18] тем мечом, который получил от Гектора[19], призывая гнев Эриний на Атридов[20]. Есть много версий смерти Эанта[21].

    Последующая традиция

    Превратился в цветок, похожий на гиацинт[22]. Единственный из погибших под Троей был похоронен в гробу[23]. Могила его в Ретее (Ройтее)[24]. Святилище Эанта в Ретии, там его могила и статуя[25]. Когда Одиссей потерпел кораблекрушение, оружие Ахилла было выброшено на могилу Эанта[26]. В следующей жизни его душа выбрала жизнь льва[27].

    Потомками Эанта были Мильтиад[28] и Алкивиад[29]. Клисфен учредил в Афинах филу Эантидов[30]. Его могилу посетил Александр[31].

    Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что её изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла «Аякс».

    Эпитафии Эанта писали Асклепиад и Антипатр[32].

    Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт) и «Фракиянки» (фр.83, 110 Радт), трагедии Софокла «Эант» («Эант биченосец»). Трагедии «Эант» писали Каркин Младший, Феодект[33], Астидамант Младший («Эант безумный»), Ливий Андроник («Аякс биченосец»), Энний, сатировская драма Полемея Эфесского, мелический «Безумный Эант» Тимофея, комедию «Лжеэант» написал Аполлодор. В Риме трагедии «Спор об оружии» писали Пакувий и Акций, у Варрона была сатира «Суд об оружии». Трагедии «Фракиянки» писали Софокл, Астидамант, Каркин Младший, Феодект, Полемей, неизвестный автор.

    Когда на античной сцене изображалась его смерть, использовался сиспаст — меч, лезвие которого прячется внутри рукояти[34].

    В переносном смысле «два Аякса» — неразлучные друзья.

    См. также

    Источники

    1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.146-147; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.29
    2. Гигин. Мифы 97
    3. Гесиод. Великие Эои, фр.250 М.-У.; Пиндар. Истмийские песни VI 53
    4. Эсхил. Фракиянки, фр.83 Радт; Пиндар; Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989. С.298; Ликофрон. Александра 457
    5. Гесиод. Перечень женщин, фр.204 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 8 далее; Гигин. Мифы 81
    6. Гомер. Илиада II 557; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 11; Гигин. Мифы 97
    7. Гигин. Мифы 112
    8. Гигин. Мифы 113
    9. Гигин. Мифы 114
    10. Гигин. Мифы 273
    11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5
    12. Квинт Смирнский. После Гомера IV 246—302
    13. Лесх. Малая Илиада, фр.2, 32 Бернабе; Пиндар. Немейские песни VIII 27; Овидий. Метаморфозы XIII 1-385
    14. Гомер. Одиссея XI 547
    15. Лесх. Малая Илиада, фр.2 Бернабе
    16. Гигин. Мифы 107
    17. Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Эант 21-27
    18. Арктин. Эфиопида, фр.3 Ивлин-Уайт
    19. Софокл. Эант 658—664; Гигин. Мифы 107; Квинт Смирнский. После Гомера V 557—562
    20. Софокл. Эант 836—866
    21. Софокл. Драмы. М., 1990. С.460-461
    22. Овидий. Метаморфозы XIII 386—398
    23. Лесх. Малая Илиада, фр.4 Ивлин-Уайт
    24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 7; Дион. Троянская речь 128
    25. Страбон. География XIII 1, 30 (стр.595)
    26. Павсаний. Описание Эллады I 35, 4
    27. Платон. Государство X 620b
    28. Павсаний. Описание Эллады II 29, 4
    29. Платон. Алкивиад I 121а
    30. Геродот. История V 66
    31. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 17, 3
    32. Асклепиад. Эпиграмма 29 Пейдж; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 7 Пейдж
    33. Аристотель. Риторика II 23
    34. Полемон, фр.95 Преллер, см. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт III 20
    • Григоревский, «Аякс, герой греч. поэзии» («Фил. Зап.», 1867 г., № 5, 6 и 1868, № 2).
    • Гомер. Илиада: М., 1984. Перевод с древнегреч. Н.Гнедича.

    Напишите отзыв о статье «Аякс Великий»

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Аякс Великий

    И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
    Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
    Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
    По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
    Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
    Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
    Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
    Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
    Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
    Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.

    wiki-org.ru

    Смерть Аякса — Русская историческая библиотека

     

    (Софокл. Аякс)

     

    Аякс Теламонид и Одиссей бьются за доспехи Ахилла. Аттическая ваза, ок. 500 г. до Р. Х.

    Когда окончились устроенные в честь Ахилла погребальные игры, золотые, сработанные Гефестом, доспехи Фетида пожелала отдать тому из героев, кто оказал больше услуг ее сыну и кто всех достойнее в войске. Соискателями объявили себя Аякс и Одиссей: они унесли с поля битвы тело Ахилла, оба, по смерти Ахилла, были первыми в войске: один – по уму и ловкости в деле и слове, другой – по исполинской силе и мужеству. Ахейцы боялись сами решить спор между такими знаменитыми героями и, не желая оскорбить ни того ни другого, решились по совету мудрого Нестора в судьи избрать пленных троянцев, находившихся в стане; троянцы же решили этот спор в пользу Одиссея. Но Атриды тут поступили нечестно: завидуя великому Теламониду, они неверно сосчитали голоса – в этом подозревало их войско, желавшее, чтобы награда досталась Аяксу; подозревал и сам Аякс. Гневный, удалился герой в свою палатку; здесь овладела им такая тоска, что ночью выбежал он из шатра и, в гневе на Атридов и на прочих ахейцев, с мечом в руке решился отомстить виновникам своего позора. Но когда вошел он в шатер Атридов, Афина омрачила ум его; в помешательстве бросился Аякс на стада и поразил множество быков, воображая, что поражает Атридов и остальных ахейцев.

    Уже давно гневалась Афина на Аякса. Когда, отправляясь под Трою, прощался герой с отцом своим, то Теламон, сам восходивший некогда на троянские стены, увещевал сына ратовать мужественно и никогда не забывать богов; но юный герой, понадеясь на свою могучую силу, в безумном увлечении сказал отцу: с помощью богов и слабый может одержать победу, я же славу хочу приобрести без помощи их. Впоследствии, когда в битве под стенами Трои Афина обещала Аяксу свою помощь, гордо отверг он ее и сказал: «Богиня, будь помощницей ахейцам; там, где я стою со своею дружиной, враг не пробьет себе дороги». За такую надменность и упрямство Афина хотела наказать прежде столь доблестного героя, чтобы научился он быть скромнее, и вот, с ее помощью, Атриды подменили жребий Аякса и лишили его высшей награды. И тут помрачила богиня ум его.

    Долго предавался неистовый Аякс истреблению стад; наконец взял он множество овец и быков, принятых им за Одиссея, Атридов и других сговорившихся против него вождей, и с торжеством погнал их в свою палатку. Там привязал он их, стал бичевать и душить; радовался их страданиям. Когда же понемногу стал он приходить в себя и увидел в шатре своем груды убитого скота, застонал он, ударил себя в голову и схватил себя за волосы, в немом отчаянии сел между трупами убитых животных. Текмесса, любимая его пленница, дочь фригийского царя, родившая Аяксу сына Эврисака, была свидетельницей неистовства героя; онемев от скорби, в отчаянии, стояла она около него и не осмеливалась прервать его тяжелой думы. Вдруг вскочил Аякс и со страшными угрозами стал требовать от Текмессы, чтобы открыла она ему, что случилось. В страхе, все открыла Текмесса. И снова стал стенать и вздыхать Аякс, и опять погрузился он в тяжкое раздумье: как будто размышлял о страшном своем поступке.

    А между тем вокруг палатки Аякса собрались верные его сподвижники посмотреть, что сталось с их предводителем. Весть о страшной резне, происходившей ночью, разнеслась уже по всему ахейскому стану. В поле нашли убитых пастухов и трупы животных, один лазутчик видел, как с окровавленным мечом в руке бегал Аякс по равнине, и Одиссей по следам, ведшим к шатру героя, открыл, что некому было, кроме Аякса, совершить это кровавое дело. Все это, думали сподвижники героя, сделано по злобе на Атридов и остальных ахейцев. Разговаривая с Текмессой, вышедшей из шатра, слышат они стоны Аякса, слышат, как призывает он Эврисака и Тевкра, своего брата. Потом открывает Аякс шатер, видит верных соратников, жалуется на горе свое, на позор – теперь только ясно стало ему, до чего дошел он. Нигде не видит Аякс спасения от позора и неясными намеками дает друзьям понять, что одна смерть может восстановить его геройскую честь. Любовью своей, всем святым для него на свете заклинает героя Текмесса не покидать ее, не давать ее в обиду чужим людям, и слова ее подействовали. Но Аякс старается заглушить в себе голос сердца. Сурово удаляет он от себя Текмессу и призывает сына своего Эврисака. Слуга приносит малютку отцу, Аякс берет сына на руки и поручает его покровительству саламинских героев и брата своего Тевкра, в то время находившегося во Фригийских горах. Оружие завещал он положить с собой в могилу, только щит, дорогое родовое сокровище, желает он передать сыну. Затем Аякс велит рыдающей Текмессе затворить палатку: он решился умереть.

    Но для того чтобы принять смерть спокойно, прямодушный Аякс, не знающий хитрости и обмана, притворяется, будто переменил мрачные мысли и хочет остаться жить для своих близких. «Пойду я, – говорит он, – на берег моря, смою там вину свою, укрощу страшно разгневанных богов; а роковой меч Гектора, подаренный мне им после нашего единоборства, воткну в землю и посвящу Ночи и Аиду; с тех пор как принял я его из рук смертельного моего врага, ничего хорошего, ничего дружественного не сделали для меня аргивяне». Поверили Аяксу его соратники, поверила и Текмесса, и радуется она, что изменил герой свои помыслы. С мечом Гектора идет Аякс на пустынное взморье и решается умереть. Глубоко вонзает он меч свой в землю и так взывает к бессмертным богам: «Отец Зевс, тебя молю я еще об одном благодеянии. Пусть после моей смерти тело мое первым увидит брат мой Тевкр и пусть с честью похоронит его, а не бросает на поругание врагам моим, птицам и псам на съедение. Помоги мне и ты, Гермес, путеводитель усопших, скорее дай умереть мне, чтобы не томился я в судорогах, когда этот меч растерзает грудь мою. Призываю и вас, досточтимые эринии: видите вы на земле все страдания: отомстите же за смерть мою Атридам, виновникам всей беды моей, и всему войску ахейцев. Гелиос! Если твой луч падет на мою родную землю, удержи золотыми вожжами бег коней своих и поведай про горе мое и про смерть Аякса старику отцу и злополучной матери. Бедная, как будет страдать она, когда услышит эту весть. Но не время издавать бесплодные стоны: скоро должен я совершить задуманное. Смерть, смерть, приди, взгляни на меня. Прощай, о луч дневного света, прощай и ты, родной мой Саламин, и ты, священный город Афины, и вы, источники, поля и реки этой, столь долго питавшей меня, троянской земли: последний вам привет мой!» С этими словами бросился злополучный Аякс на воткнутый им в землю меч и принял смерть.

    Скоро после того как Аякс удалился из своей палатки, от Тевкра прибыл в нее вестник с поручением как можно тщательнее оберегать Аякса и целый день не выпускать его из шатра. Тевкр, как только прибыл в ахейский стан, узнал о несчастье брата, но в то же время от провидца Калхаса услышал утешительное слово: «Афина будет гневаться на героя только в течение одного дня: переживет он этот день, и тогда бояться нечего; если же Аякса сегодня оставят одного – быть беде великой». Когда вестник прибыл к шатру Аякса, Текмесса с друзьями героя в страхе и отчаянии отправилась искать его. На поросшем кустарником взморье нашли они окровавленное тело героя, а под ним меч, воткнутый в землю. Громко зарыдали они о смерти Аякса. Пришел Тевкр. Смерть брата милого, которого спасти он еще надеялся, исполнила его глубокой печалью, застонал он и погрузился в горькие думы. «Брат мой был всегда мне верным соратником, как покажусь я без него на глаза отцу: и без того уже старость сделала его суровым и печальным. И здесь, перед Троей, окружают меня враги». Так в раздумье стоял перед телом Аякса Тевкр и придумывал, как бы поднять могучее тело героя, дабы предать его погребению. В это время поспешно подходит к нему Менелай и запрещает погребать Аякса: «Вместо повиновения и содействия выказал он к друзьям своим вражду, даже замышлял их убийство, и за это тело его пусть лежит на желтом песке, пусть будет оставлено оно на съедение птицам, и никто из ахейцев да не осмелится предать его земле. Если не хотел он, чтобы на земле мы повелевали ему, то теперь хотим, чтобы воля наша была исполнена над ним, бездыханным. Подвластный человек должен повиноваться: без повиновения и покорности власти не может стоять ни одно государство. Не прикасайся к телу, если не хочешь сам низойти в аид». Тевкр упорно оспаривает Менелая, доказывает, что не имел он права повелевать Аяксу, такому же вождю, как и он, что похоронит он брата и без его согласия. После крупной перебранки, в которой Менелай должен был уступить, он удалился, грозя употребить против Тевкра силу.

    Тевкр стал готовиться к погребению брата. Текмессу с ребенком привел он к братнему телу, заставил их преклониться перед ним и, вверив их покровительству бессмертных богов, поручил соратникам Аякса беречь тело от всякого нападения.

    Сам же удалился, чтобы отыскать место для могилы. Когда воротился Тевкр, в сильном гневе приблизился к нему Агамемнон, уже знавший от Менелая о его упрямстве и угрозах. Но не устрашился сын Теламона. Он укорил Агамемнона в неблагодарности к великому герою, к великим заслугам мужественного Аякса, и объявил, что будет отражать силу силою. После жаркого спора дошло бы до беды, если б на шум вовремя не подоспел Одиссей. Хотя при жизни Аякса Лаэртид был врагом ему, все же был он настолько благороден, что не преследовал своею ненавистью усопшего. Он стал уговаривать Атрида, чтобы не допускал он насилия, чтобы не презирал прав героя, не лишал почетной могилы того, кто после Ахилла был первым в войске. «Смерть всех уравнивает». Речи мудрого и великодушного Одиссея успокоили мстительного Атрида: хоть и не перестал он ненавидеть Аякса, все же дозволил предать его погребению. Одиссей предложил даже Тевкру свое содействие при похоронах, но предложение Теламонид отклонил, боясь, не оскорбилась бы этим тень Аякса.

    Так искупивший вину свою добровольной смертью Аякс, герой, которого считали ахейцы самым доблестным после Ахилла, был почтен торжественным погребением. Могильный курган Аяксу насыпан был на берегу Геллеспонта, на мысе Рэтионе, близ могилы Ахилла; виден курган этот даже до сей поры.

     

    По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

     

    rushist.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *