Когда речь заходит о предпочтениях в музыке, многие люди не знают, что сказать по этому поводу. Если это касается и вас, и вам неловко по этому поводу, прочитайте нашу статью. Ваш выбор музыки на будущее находится на этой странице! Шаги
Советы
Предупреждения
Что вам понадобится |
ves-mir.3dn.ru
Музыка хорошая или мне она просто нравится? Музыка плохая или мне она просто не нравится?
На самом деле, понятие «хорошего» в музыке не настолько субъективно, как об этом принято говорить. Да, безусловно, нет какого-то единого эталона хорошей мелодии, хорошей структуры или хорошей гармонии (нет даже эталона хорошего сведения и звукозаписи). Но. Есть некая объективная эстетическая и культурная ценность. Приведем аналогию с литературой: есть некий литературный процесс, есть вехи этого процесса. То, что условно называют «классикой». Т. е. авторы и произведения, которые внесли свой вклад в общий процесс, принесли в литературу что-то новое, интересное, актуальное для своей эпохи. Тот же Достоевский, тот же Рабле. Относиться к ним можно по-разному, но спорить с их «веховостью» будет только болван. С музыкой то же самое. Есть ряд композиторов и исполнителей, которые объективно обладают некой значимостью, «веховостью» как для своей эпохи, так и в целом. Например, сочинения Эрика Сати, Стравинского, Шёнберга, Кейджа и тд и тп. Кто может сказать, что это плохая музыка? Вот-вот. Другое дело, что любить это никто не обязан.
Можно задать вопрос: «А кто определяет эту объективную культурную и эстетическую ценность?». Мой ответ таков: критик, слушатель, другое поколение музыкантов. Если композитор придумал нечто такое, что потом взяли на вооружение сотни музыкантов, то это прямо говорит о той самой пресловутой ценности (как пример — эксперименты Вареза и Ксенакиса в области конкретной музыки определили облик чуть ли не всей электроники в диапазоне от Kraftwerk до дабстепа). Да банально: если его сочинения осталось в истории — это уже о многом говорит. Если упростить: в моем представлении «значимость» складывается из новизны/оригинальности и актуальности и признания.
Тут есть еще один аспект: любая музыка существует в контексте. Т. е. условно говоря, делается кем-то, для кого-то и для чего-то. Есть, например, веховый Шёнберг, а есть италодиско. Чисто формально вал италодиско не обладает какой-либо значимостью и даже эстетическими достоинствами. Но какой смысл сравнивать диско с Шёнбергом? Это не просто разная музыка, это разные культурные явления. Это музыка, которая делалась для чисто конкретных, даже утилитарных целей и оценивать ее следует исходя из ее целевого назначения. Грубо говоря — если музыка делалась для того, чтобы под нее танцевали, то и оценивать ее следует с той точки зрения, насколько хорошо под нее танцуется.
Точно так же и с поп-музыкой в широком смысле, с любой субкультурно-молодежной музыкой. Дело не во вкусе, а в контексте. Дело в том, зачем кто-то слушает и/или делает какую-либо музыку. От этого и надо танцевать. В контексте субкультуры хорошей музыкой будет та, которая дает слушающему ощущение причастности. В контексте поп-музыки хорошей музыкой будет та, которая хорошо сделана по канонам попа (с точки зрения мелодизма, запоминающейся структуры и тд и тп).
Автору могу посоветовать как раз таки понять, зачем он слушает музыку. Может быть и дилемма «хорошее» — «нравится» пропадет. В конце концов, эстетика — не самая простая проблема, и если Вы не стремитесь стать музыкальным критиком или кем-то вроде того — забейте. В конце концов человек без музыкального образования (причем очень серьезного, фундаментального) вряд ли сможет оценить того же Ксенакиса полностью, а тем более сказать что-то по-настоящему вразумительное касательно эстетической ценности его сочинений.
Самое лучшее, что может делать рядовой слушатель, к каким я причисляю и себя, — заработать опыт. Послушать много разной музыки, понять, что нравится или не нравится и нужна ли ему эта музыка вообще.
Надеюсь, я не сильно растекся.
thequestion.ru
Какая музыка мне нравится: orlinaldenkov
- Orlin (orlinaldenkov) wrote,
- Mood: cold
- Music: рано утром музыку не положено
Не то, чтобы кого особенно интересует но:
Долгое время моя самая любимая группа была Dire Straits. Услыхав когда-то, в далеком уже 1979 Sultans of Swing я тотчас же запал. И сейчас когда изредка слушаю ее, снова и снова не перестаю удывляться чего в ней есть такого что достигает где-то внутри. Не перестает быть все той же, не выветрилась с времени.
Однако, хотя и казалась чем-то новой, песня эта как и вообще музыка Dire Sraits более или менее вписывается в общем мейнстрийме рокмузыки.
А что случилось на рубеже 70/80? Появление музыки new wave поистине мне казалось истинное откровение. Думалось, что new wave похоронит всю музыку до себе, что эта новая музыка какой-то новый и лучший уровень, казалось, что new wave завоевал территорию и не скоро ее отпустит.
Тогда нравились мне все Madness (особо), Jam, Boomtown Rats (тоже особо) и неизброимых еще других — большей частью появивишиеся и тут-же кинувшие в беспамятство, как впоследствии оказалось. А как выглядело, что по крайней мере на долгое время не будет ничего другого, кроме как этой музыки.
Были и уплыли — так много, такая отрешенная музыка, так отражала свое время — все, прошло.
Где-то очень внизу (месяцев два или три назад) писал о том как впервые услышал про Crowded House. Было это в тоже уже далеком в тумане времени 1988. Услышал по радио две песни, тут-же запал. И стали на долгое время — и по сей день — музыку очень любимой мной. Тот человек, что на фото к этой записьи, для меня является один из самых больших музыкантов современности. Хотя так и не достигли хотя бы популярность Dire Straits, не говоря о других, музыка Crowded House, самого Neil Finn и т.д. — достигает где-то очень внутри и думаю, что не может оставить никого равнодушным. Речь идет конечно про тех людей, «второго типа» :), для которых музыка является чем-то большим чем просто фоном.
Пока оканчиваю. Может, еще вернусь к этой теме 🙂
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
orlinaldenkov.livejournal.com
Как мозг выбирает, какая музыка нам нравится, а какая нет?
Занимаюсь поиском ответа на этот вопрос много лет. Пока попадаются только обрывочные ответы. Интересные данные о восприятии музыки мозгом есть в книге Оливера Сакса http://www.oliversacks.com/books-by-oliver-sacks/musicophilia/, вроде бы даже переведена на русский http://polyarinov.livejournal.com/28429.html. Там, конечно, не полное объяснение того, как это работает. Но много интересных историй и вопросов — почему некоторые мелодии привязываются и не уходят, даже если не нравятся? — почему некоторые люди вообще не могут слышать музыку, а не которые в 50 после травмы становятся вдруг виртуозными музыкантами?
Мне также попадался TED ролик о том, почему нам нравится музыка с повторениями. https://www.youtube.com/watch?v=1lo8EomDrwA Вкратце: людям нравится знакомое. А еще очень нравится знать, что будет дальше. Ну и совсем супер, если можно потопать ножкой в такт, а для этого тоже нужно повторение.
Вот шикарная статья о том, как мы воспринимаем темп. http://www.sonicscoop.com/2014/06/19/the-resonant-human-the-science-of-how-tempo-affects-us/ Суть в том, что различаем мы темпы от 40 до 300 ударов в минуту. Удобней всего нам на 120bpm, поэтому все жанры танцуют от этой цифры вверх или вниз — если нужно бодро и торопясь или если нужно успокоиться. Есть данные о том, что наш мозг подстраивается под эти темпы, чем более образован в музыке человек, тем он чувствительней.
К той же теме: вот тут разгоняют и замедляют Бетховена, от чего совершенно меняется восприятие музыки http://www.radiolab.org/story/269783-speedy-beet/
Кое-что интересное можно выцепить из теории музыки и сольфеджио. Например, восприятие размеров, мажор и минор, смена тональностей. Мне нравится https://www.amazon.com/Theory-Computer-Musicians-Michael-Hewitt/dp/1598635034 — очень доступно, в том числе частоты, формы и амплитуды волн, размеры и прочее.
Ну и совершенно башнесносная история про диссонанс, ассонанс и как можно потихоньку приучить себя и даже полюбить какофонию. Ну или шранц http://www.radiolab.org/story/91512-musical-language/
[поправлены ссылки]
thequestion.ru