Истаравшан история – Истаравшан — Википедия

Новости

История Истаравшана. | silkadv.com

Исторические памятники Истаравшана.

«Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края»

Генерал Романовский.

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлинённо-треугольная по очертанию пластина из чёрного сланца.
Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет возраст около 100 000 лет. По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV в.в. до н. э. в связи с развитием ремёсел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населённые пункты городского типа.

Столицей Уструшаны был самый крупный город области — Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещается в районе нынешнего города Истаравшан.
Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413 — 1482 г.г.). В его труде «Матла ас-саъдайн ва мажма ал-бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей») описываются события 1409 — 1410 г.г. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа». Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay.
По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику. Город-музей, древний центр торговли, ремесел и промыслов, один из древнейших городов Центральной Азии, которому в 2002 году исполнилось 2500 лет, расположен в 73 км от города Ходжента.
В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнюю давность.
По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.
Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529 — 559 г.г. до нашей эры).
Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом.
В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины.
Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться.
Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение. Из-за частых восстаний город был разрушен по приказу Александра Македонского. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках.
Одно из них — Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).
Если это перенести на административную карту, то Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшан — Нов, Дж. Расуловский, Ганчинский, Айнинский и Горную Матчу Согдийской области Республики Таджикистан, Хаваст, Заамин, Джизах и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакский район Ошской области Республики Кыргызстан.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г. (1449 г.) город называют — Уратюбе.  В 40 — 50 г.г  XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уратюбинское феодальное владение. 
В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Замин, Ем, а также населенные пункты в верховьях реки Зарафшан, Матча и Фалгар. В VI веке до н.э. город был укреплён тремя рядами стен, имел цитадель, окруженную стенами, длина которых составляла шесть тысяч метров, и славился своими ремеслами, искусными мастерами и выгодными торговыми сделками.
Некоторые ученые полагают, что в I – II в.в. до н.э. и I – II в.в. нашей эры Истаравшан был известен как Уструшана и входил в состав самостоятельной области Уструшана со столицей Бунджикат. Он являлся важным коммерческим центром, отсюда вели дороги к Ходженту, Бухаре, Самарканду, Ферганской долине.
В годы арабского владычества Истаравшан, а он стал провинцией Халифата в 822 г., был широко известен на мусульманском средневековом Востоке как торговый и культурный центр.
Здесь получили развитие новые типы архитектурных сооружений ислама (мечеть, медресе, мавзолей, минарет и др.), основанные на развитии портально-купольных конструкций.
В XIII веке поступательное развитие Истаравшана было прервано нашествием войск Чингис-хана в Центральную Азию, они грабили и истребляли местное население, в результате чего многие поселения превратились в руины, ирригационные системы пришли в негодность, города опустели.
В конце XIV века, когда набирала силу могущественная империя Тимуридов со столицей в Самарканде, и Мавераннахр переживал небывалый расцвет, вновь появились исторические сообщения о городе, но теперь его именовали как Ура–Тюбе.
Впервые город под названием Уротеппа упоминается, — пишет автор книги «История Ура-Тюбе» Ахрор Мухторов, — у таджикского историка Абдураззока Самарканди (1413 – 1482 г.г.).
В его труде «Матла-и Саъдайн ва можма и бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и слияние двух морей») описываются события 812 г.х. (1409 – 1410 г.г.) о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449 г.) Ура-тюбе назван «Уротеппа».
Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455 – 1535 г.г.) и в «Бабур-наме» Бабура. Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название.
Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.
В XVI веке Мавераннахр (вместе с ним и Ура–Тюбе) потерял свое важное значение и престиж в результате образования нового государства, управляемого династией Шейбанидов, со столицей в Бухаре. Транзитная торговля из Индии становилась монополией других стран.
В XVIII веке Ура–Тюбе вновь получил развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые фортификационные сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых тюрко–монгольских племен, которые беспрерывно атаковали город.
Городская территория занимала в то время 527 гектаров, на которых располагались древняя цитадель, мечети, медресе, шесть бань, много чайхан.
В 40 — 50 г.г. XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уротеппинское феодальное владение. В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Заамин, Ем, а также верховья реки Зарафшан, Матча и Фалгар.
В начале XIX века Уротеппинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. 2 октября 1866 года начался штурм города Уротеппа.
По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».
О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал…
Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».
Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.
С другой стороны, это положило конец междусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.
После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками — 792 десятин земель.
Академик академии наук Таджикистана Ахрор Мухторов в своей книге «Очерк истории Ура-тюбинского владения в XIX в.» приводит любопытные сведения о первом винзаводе.
Царские власти смотрели на Уротеппинский район, помимо всего прочего, как на базу по производству вина. В 1985 г. от проливных и частых дождей здесь сгнило много винограда. С 792 десятин его было собрано 84897 пудов.
В том же году в Уротеппа вступил в строй винодельческий завод Е. С. Степанова, получающий по 1800 ведер вина в год. В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.
После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.
В 1886 году, до вхождения в состав России в Ура-Тюбе сменились 17 правителей (некоторые из которых управляли не более недели). На город в этот период было совершено 50 набегов с грабежами и угоном населения.
В конце XIX века в Ура-Тюбе насчитывалось 68 мечетей, 16 караван-сараев, 5 маслобоен, 7 мельниц, 7 бань и множество базаров: пшеничный, морковный, мясной, дынный, скотный, рогожный, шерстяной, клеверный, по продаже хлопчатобумажных платьев, ниток, ватных халатов, пуха, ножей, соли и чая.
В начале XIX века Уратюбинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. После присоединения к России были сохранены прежние территории Уратюбинского владения.
В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Ходжент, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.
В 1887 году Уратюбинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области. До наших дней в Истравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников.
Ещё одним примечательным историческим местом города является городище на холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя. К сожалению, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам.
В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.
Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.
Город становился одним из многонаселенных, динамичных центров нового государства. Расширялись жилые кварталы, благоустраивалась городская территория. Население снабжалось водой посредством арыков, подземных труб, колодцев.
Для того, чтобы обеспечить потребность местных жителей в водных ресурсах, в каждом квартале создавались рекреационные зоны с прудами и закрытые резервуары с водой.

                                                                                                                               Источник:
https://ru.wikipedia.org

Использованы фотографии
из Туркестанского альбома, созданный по распоряжению генерала Константина Петровича фон-Кауфмана (1818 — 1882 г.г.), первого генерал-губернатора российского Туркестана, состоит из четырех частей в шести томах. Составители Туркестанского альбома русский востоковед Кун Александр Людвигович фон (1818 — 1882 г.г.) при помощи Н. В. Богаевского.

www.silkadv.com

Истаравшан, История, Достопримечательности, Знаменитые люди

СтранаТаджикистан
ОбластьСогдийская область
Прежние названияУструшан, Курушкада, Кирополь, Уротеппа
Часовой поясUTC+5
Почтовый индекс735610
Площадь183009 км²
Высота НУМ1000 м
КоординатыКоординаты: 39°54′39″ с. ш. 69°00′23″ в. д. / 39.910833° с. ш. 69.006389° в. д. (G) (O) (Я)39°54′39″ с. ш. 69°00′23″ в. д. / 39.910833° с. ш. 69.006389° в. д. (G) (O) (Я)
Этнохоронимистаравшанец, истаравшанка, истаравшанцы
ГлаваАбдуллоев Ибрагим Гоибназарович
ОснованVI в. до н. э.
Автомобильный код02РТ
Конфессиональный составмусульмане
Национальный составтаджики, узбеки
Население80 500 чел. человек (2000)
Официальный языктаджикский
Телефонный код+992 3454

Истаравшан (тадж. Истаравшан; перс. ) — город в Согдийской области Таджикистана, административный центр Истаравшанского района.

Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребета, в 78 км от областного центра — города Худжанда.

Ранее назывался Ура-Тюбе (узб. O’ratepa, тадж. Уротеппа — в переводе с узбекского o’ra — яма, tepa — холм). 10 ноября 2000 года Постановлением Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан городу возвращено историческое название Истаравшан.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. История города насчитывает более 2500 лет. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлененно-треугольная по очертанию пластина из чёрного полотна сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнию давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV вв. до н. э. в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области — Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещался в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у таджикского историка Абдураззака Самарканди (1413-1482). В его труде «Матла’ ас-саъдайн ва мажма’ ал-бахрайн» [«Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей»] описываются события 1409-1410 гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа».

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан».

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня.

Достопримечательности

В Истаравшане действует необычный этнографический музей, десятки экспонатов которого хранятся в дупле здешней достопримечательности — реликтовой красавицы чинары (платана), прозванной местными жителями «деревом-садом».

Почти полтора века назад в дупле чинары располагалась первая туземная школа, в которой могли разместиться не менее 15 учеников. В первые годы советской власти дупло оборудовали под «красную читальню», а потом некоторое время здесь располагалась небольшая маслобойня, пока наконец, местные защитники реликвий не взяли эту чинару и еще пять ее младших «сестриц» но тоже солидных возрастом, под охрану.

Знаменитые люди

  • Наби Махмаджанович Акрамов — Герой Советского Союза.

География

Истаравшан расположен на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое. Население города составляет 185 тыс. человек. Из них в городе живут 52,2 тыс., а в сельской местности — 132,8 тыс. человек.

Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном, на востоке — с Ганчинским районом, на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии, а на юге — с Айнинским районом Таджикистана.

 

www.travellers.ru

Исторические памятники Истаравшана

Исторические памятники Истаравшана.

«Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края»

Генерал Романовский.

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлинённо-треугольная по очертанию пластина из чёрного сланца.
Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет возраст около 100 000 лет. По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV в.в. до н. э. в связи с развитием ремёсел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населённые пункты городского типа.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области — Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещается в районе нынешнего города Истаравшан.
Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413 — 1482 г.г.). В его труде «Матла ас-саъдайн ва мажма ал-бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей») описываются события 1409 — 1410 г.г. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа». Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay.
По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику. Город-музей, древний центр торговли, ремесел и промыслов, один из древнейших городов Центральной Азии, которому в 2002 году исполнилось 2500 лет, расположен в 73 км от города Ходжента.
В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнюю давность.
По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.
Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529 — 559 г.г. до нашей эры).
Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом.
В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины.
Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться.
Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение. Из-за частых восстаний город был разрушен по приказу Александра Македонского. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках.
Одно из них — Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).
Если это перенести на административную карту, то Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшан — Нов, Дж. Расуловский, Ганчинский, Айнинский и Горную Матчу Согдийской области Республики Таджикистан, Хаваст, Заамин, Джизах и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакский район Ошской области Республики Кыргызстан.
Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г. (1449 г.) город называют — Уратюбе.  В 40 — 50 г.г  XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уратюбинское феодальное владение. 
В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Замин, Ем, а также населенные пункты в верховьях реки Зарафшан, Матча и Фалгар. В VI веке до н.э. город был укреплён тремя рядами стен, имел цитадель, окруженную стенами, длина которых составляла шесть тысяч метров, и славился своими ремеслами, искусными мастерами и выгодными торговыми сделками.
Некоторые ученые полагают, что в I – II в.в. до н.э. и I – II в.в. нашей эры Истаравшан был известен как Уструшана и входил в состав самостоятельной области Уструшана со столицей Бунджикат. Он являлся важным коммерческим центром, отсюда вели дороги к Ходженту, Бухаре, Самарканду, Ферганской долине.
В годы арабского владычества Истаравшан, а он стал провинцией Халифата в 822 г., был широко известен на мусульманском средневековом Востоке как торговый и культурный центр.
Здесь получили развитие новые типы архитектурных сооружений ислама (мечеть, медресе, мавзолей, минарет и др.), основанные на развитии портально-купольных конструкций.
В XIII веке поступательное развитие Истаравшана было прервано нашествием войск Чингис-хана в Центральную Азию, они грабили и истребляли местное население, в результате чего многие поселения превратились в руины, ирригационные системы пришли в негодность, города опустели.
В конце XIV века, когда набирала силу могущественная империя Тимуридов со столицей в Самарканде, и Мавераннахр переживал небывалый расцвет, вновь появились исторические сообщения о городе, но теперь его именовали как Ура–Тюбе.
Впервые город под названием Уротеппа упоминается, — пишет автор книги «История Ура-Тюбе» Ахрор Мухторов, — у таджикского историка Абдураззока Самарканди (1413 – 1482 г.г.).
В его труде «Матла-и Саъдайн ва можма и бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и слияние двух морей») описываются события 812 г.х. (1409 – 1410 г.г.) о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449 г.) Ура-тюбе назван «Уротеппа».
Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455 – 1535 г.г.) и в «Бабур-наме» Бабура. Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название.
Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.
В XVI веке Мавераннахр (вместе с ним и Ура–Тюбе) потерял свое важное значение и престиж в результате образования нового государства, управляемого династией Шейбанидов, со столицей в Бухаре. Транзитная торговля из Индии становилась монополией других стран.
В XVIII веке Ура–Тюбе вновь получил развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые фортификационные сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых тюрко–монгольских племен, которые беспрерывно атаковали город.
Городская территория занимала в то время 527 гектаров, на которых располагались древняя цитадель, мечети, медресе, шесть бань, много чайхан.
В 40 — 50 г.г. XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уротеппинское феодальное владение. В его состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, укрепленные пункты Заамин, Ем, а также верховья реки Зарафшан, Матча и Фалгар.
В начале XIX века Уротеппинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. 2 октября 1866 года начался штурм города Уротеппа.
По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».
О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал…
Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».
Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.
С другой стороны, это положило конец междусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.
После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками — 792 десятин земель.
Академик академии наук Таджикистана Ахрор Мухторов в своей книге «Очерк истории Ура-тюбинского владения в XIX в.» приводит любопытные сведения о первом винзаводе.
Царские власти смотрели на Уротеппинский район, помимо всего прочего, как на базу по производству вина. В 1985 г. от проливных и частых дождей здесь сгнило много винограда. С 792 десятин его было собрано 84897 пудов.
В том же году в Уротеппа вступил в строй винодельческий завод Е. С. Степанова, получающий по 1800 ведер вина в год. В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.
После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.
В 1886 году, до вхождения в состав России в Ура-Тюбе сменились 17 правителей (некоторые из которых управляли не более недели). На город в этот период было совершено 50 набегов с грабежами и угоном населения.
В конце XIX века в Ура-Тюбе насчитывалось 68 мечетей, 16 караван-сараев, 5 маслобоен, 7 мельниц, 7 бань и множество базаров: пшеничный, морковный, мясной, дынный, скотный, рогожный, шерстяной, клеверный, по продаже хлопчатобумажных платьев, ниток, ватных халатов, пуха, ножей, соли и чая.
В начале XIX века Уратюбинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами. После присоединения к России были сохранены прежние территории Уратюбинского владения.
В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Ходжент, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.
В 1887 году Уратюбинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области. До наших дней в Истравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников.
Ещё одним примечательным историческим местом города является городище на холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя. К сожалению, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам.
В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.
Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.
Город становился одним из многонаселенных, динамичных центров нового государства. Расширялись жилые кварталы, благоустраивалась городская территория. Население снабжалось водой посредством арыков, подземных труб, колодцев.
Для того, чтобы обеспечить потребность местных жителей в водных ресурсах, в каждом квартале создавались рекреационные зоны с прудами и закрытые резервуары с водой.

                                                                                                                               Источник:
https://ru.wikipedia.org

Использованы фотографии
из Туркестанского альбома, созданный по распоряжению генерала Константина Петровича фон-Кауфмана (1818 — 1882 г.г.), первого генерал-губернатора российского Туркестана, состоит из четырех частей в шести томах. Составители Туркестанского альбома русский востоковед Кун Александр Людвигович фон (1818 — 1882 г.г.) при помощи Н. В. Богаевского.

www.silkadv.com

Истаравшан — Википедия (с комментариями)

Википедия объявляет 2019 год «Годом Биткоина» и представляет сайт
https://bitcoinom.org — лучший сервис для покупки и хранения Биткоинов.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Город Истаравшан
тадж. Истаравшан
Страна
Область
Координаты
Глава

М.А.АЛИШЕРОВИЧ

Основан
Прежние названия

Уструшан, Курушкада, Кирополь, Уротеппа, НБ

Площадь
Высота НУМ
Тип климата

мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое.

Официальный язык
Плотность

350,7 чел./км²

Агломерация

310 000

Национальный состав
Конфессиональный состав
Названия жителей

истаравшанец, истаравшанка,уратюбинец,

Футбольный клуб:Далерон-Уротеппа! Наврӯз
Часовой пояс
Телефонный код

+992 3454

Почтовый индекс

735610

Автомобильный код

02TJ

Истаравша́н (тадж. Истаравшан) — город в Согдийской области Таджикистана, административный центр Истаравшанского района.Истаравшан второй по величине город Согдийской области.

Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта, в 78 км от областного центра — города Худжанда.

Ранее по тюркоязычной традиции назывался Ура-Тюбе́. 10 ноября 2000 года Постановлением Национального Совета Высшего Собрания Республики Таджикистан город был переименован на ираноязычный манер в Истаравшан.

Население

Население по оценке на 1 января 2015 года составляет 59 900 человек.[1]

По переписи населения 1897 года 16 287 жителей города указало в качестве родного таджикский язык, 4 020 узбекский, 118 русский.

География

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое.

Площадь Истаравшана составляет 700 кв. км.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана.

В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлинённо-треугольная по очертанию пластина из чёрного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет возраст около 100 000 лет.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI—IV вв. до н. э. в связи с развитием ремёсел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населённые пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области — Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещается в районе нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413—1482). В его труде «Матла’ ас-саъдайн ва мажма’ ал-бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей») описываются события 1409—1410 гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа»[2].

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

1817 году правитель Коканда Умар-хан захватил Ура-Тепу. По свидетельству поэтессы, уроженки Ура-Тепе Дильшоди Барно, «После взятия крепости свыше 1200 человек были повешены, 13000 мужчин, женщин, детей босых, полуголых погнали в Коканд». По распоряжению хана они семь лет не имели право строить себе жилье, ютились в безводной степи, в палатках. Их в народе называли жителями «белых домов». Они строили город Шахрихан. Несколько красивых девушек, среди которых была Дильшод и дочь поэта Нола (Саййида Гозихон туры) отправили в гарем к хану. Умар-хан назначил тестя Саййид Гозихон туру судьей поселения Рошидон.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан»[3].

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня[4].

Знаменитые люди

Города-побратимы

На почтовых марках

  • Stamps of Tajikistan, 031-02.jpg

  • Stamps of Tajikistan, 032-02.jpg

  • Stamps of Tajikistan, 033-02.jpg

  • Stamps of Tajikistan, 034-02.jpg

См. также

Напишите отзыв о статье «Истаравшан»

Примечания

  1. [www.stat.tj/ru/img/65a709121baf8a64bf15d33f398aafde_1435736807.pdf Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2015 года. Сообщение Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан.]
  2. Мухторов А. История Ура-Тюбе
  3. [elita.tj/communication/ «Элита Истаравшан»] // Официальный сайт
  4. [www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=16037317 В Таджикистане в дупле чинары открылся этнографический музей] // ИТАР-ТАСС, 13 марта 2011
  5. [www.admkrsk.ru/citytoday/foreign/Pages/foreigncontacts.aspx Контакты с иностранными городами] Внешние связи — официальный сайт администрации города Красноярска  (рус.) (англ.) (нем.)

Литература

  • Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. – Ленинград: 1973.
  • Веймарн Б.В. Мечеть Кок-Гумбез в Ура-Тюбе // [Москва]. Новые исследования по истории архитектуры. СССР. 1947. Сообщения института истории архитектуры. Выпуск 8.
  • Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии. – Москва: 1948.
  • Засыпкин Б.Н. Своды в архитектуре Узбекистана // [Москва]. Архитектурное наследство. 1948. Том 13.
  • Искусство зодчих Узбекистана. Тома I — II. – Ташкент: 1962 — 1963.
  • Массон В.М. Средняя Азия и Древний Восток. – Москва; Ленинград: 1948.
  • Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. – Ташкент: 1958.
  • Тураев Б.А. История Древнего Востока. Тома I — II. – Ленинград: 1935 – 1936.

Ссылки

  • [www.tajikistan.orexca.com/rus/istaravshan_city.shtml Города Таджикистана — Истаравшан]

Отрывок, характеризующий Истаравшан

Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu’il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l’Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l’Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l’Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.
Диспозиция, составленная Вейротером в Аустерлицком сражении, была образец совершенства в сочинениях этого рода, но ее все таки осудили, осудили за ее совершенство, за слишком большую подробность.
Наполеон в Бородинском сражении исполнял свое дело представителя власти так же хорошо, и еще лучше, чем в других сражениях. Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благоразумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а с своим большим тактом и опытом войны спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствованья.

Вернувшись после второй озабоченной поездки по линии, Наполеон сказал:
– Шахматы поставлены, игра начнется завтра.
Велев подать себе пуншу и призвав Боссе, он начал с ним разговор о Париже, о некоторых изменениях, которые он намерен был сделать в maison de l’imperatrice [в придворном штате императрицы], удивляя префекта своею памятливостью ко всем мелким подробностям придворных отношений.
Он интересовался пустяками, шутил о любви к путешествиям Боссе и небрежно болтал так, как это делает знаменитый, уверенный и знающий свое дело оператор, в то время как он засучивает рукава и надевает фартук, а больного привязывают к койке: «Дело все в моих руках и в голове, ясно и определенно. Когда надо будет приступить к делу, я сделаю его, как никто другой, а теперь могу шутить, и чем больше я шучу и спокоен, тем больше вы должны быть уверены, спокойны и удивлены моему гению».
Окончив свой второй стакан пунша, Наполеон пошел отдохнуть пред серьезным делом, которое, как ему казалось, предстояло ему назавтра.
Он так интересовался этим предстоящим ему делом, что не мог спать и, несмотря на усилившийся от вечерней сырости насморк, в три часа ночи, громко сморкаясь, вышел в большое отделение палатки. Он спросил о том, не ушли ли русские? Ему отвечали, что неприятельские огни всё на тех же местах. Он одобрительно кивнул головой.
Дежурный адъютант вошел в палатку.
– Eh bien, Rapp, croyez vous, que nous ferons do bonnes affaires aujourd’hui? [Ну, Рапп, как вы думаете: хороши ли будут нынче наши дела?] – обратился он к нему.
– Sans aucun doute, Sire, [Без всякого сомнения, государь,] – отвечал Рапп.
Наполеон посмотрел на него.
– Vous rappelez vous, Sire, ce que vous m’avez fait l’honneur de dire a Smolensk, – сказал Рапп, – le vin est tire, il faut le boire. [Вы помните ли, сударь, те слова, которые вы изволили сказать мне в Смоленске, вино откупорено, надо его пить.]
Наполеон нахмурился и долго молча сидел, опустив голову на руку.
– Cette pauvre armee, – сказал он вдруг, – elle a bien diminue depuis Smolensk. La fortune est une franche courtisane, Rapp; je le disais toujours, et je commence a l’eprouver. Mais la garde, Rapp, la garde est intacte? [Бедная армия! она очень уменьшилась от Смоленска. Фортуна настоящая распутница, Рапп. Я всегда это говорил и начинаю испытывать. Но гвардия, Рапп, гвардия цела?] – вопросительно сказал он.
– Oui, Sire, [Да, государь.] – отвечал Рапп.
Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c’est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu’elle s’y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l’encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l’horloger n’a pas la faculte de l’ouvrir, il ne peut la manier qu’a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]

wiki-org.ru

Истаравшан Википедия

Город
Истаравшан
(тадж. Истаравшан, перс. استروشن‎)
39°54′39″ с. ш. 69°00′23″ в. д.HGЯO
Страна Таджикистан Таджикистан
Область Согдийская
Мэр Иноятзода Бахром
История и география
Основан VI век до н. э.
Прежние названия до 2000 — Ура-Тюбе
Площадь 900 км²
Высота центра 1000 м
Часовой пояс UTC+5
Население
Население 63 500 человека (2018)
Плотность 350,7 чел./км²
Агломерация 310 000
Национальности таджики
Конфессии мусульмане
Этнохороним истаравшанец, истаравшанка, согдиец
Официальный язык таджикский
Цифровые идентификаторы
Телефонный +992 3454
Почтовый индекс 735610
Автомобильный с 1999 – 2010—02РТ, 2010 – сейчас—02TJ
mihdistaravshan.tj

Истаравшан

Истаравшан

 Аудио, фото и видео на Викискладе

ru-wiki.ru

Истаравшан. Достопримечательности Истаравшана

 

Истаравшан — город, расположенный в Согдийской области. Он находится в северной части Республики Таджикистан, в предгорьях Туркестанского хребта, в 78 километрах от города Худжанд, на высоте 1000 метров над уровнем моря. На севере и западе город граничит с Узбекистаном, на востоке — с Ганчинским районом, на юге — с Айнинским районом Таджикистана, на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии. Климат здесь довольно благоприятный, мягкий, зима многоснежная, лето жаркое и сухое. По данным на 2000 год численность населения города составила 80 тысяч 500 человек.

Истаравшан — это музей под открытым небом, древний центр торговли и ремесел, один из древнейших городов Центральной Азии. В 2002 году Истаравшан отпраздновал почтенный юбилей — 2500 лет.

До 10 ноября 2000 года город был всем известен под названием Ура-Тюбе, однако потом был переименован в Истаравшан.

Уратюбинцы издавна славились как непревзойденные мастера-ремесленники. Их изделия — ткани, обувь, ножи, украшенные резьбой, посуда, художественная вышивка — высоко ценились в Средней Азии. В современном Истаравшане создана и успешно развивается фруктоперерабатывающая и винодельческая промышленность. Город стал важным центром оптовой торговли.

История
Истаравшан был основан в 6 веке до н.э. персидским царем Киром из династии Ахеменидов. По его приказу поселение на месте современного города было укреплено тремя рядами стен и цитаделью. «Царь Царей» Кир (529-559 годы до н.э.) назвал новый город в свою честь, а именно Кирополем (или Курушкадой). Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли.

К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (в 4 веке до н.э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные орудия. Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться. Кстати, именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получил ранение.
Затем по приказу Александра из-за частых восстаний местного населения город был разрушен.

2 — 7 века до н.э. — это время, когда на территории Истаравшана располагалось городище Мугтеппа, где проживали местная аристократия, возводившая тут многочисленные замки со своеобразной, выразительной архитектурой. Свидетельствами этому могут выступить обнаруженные поселения Бунджикат (Кала и крепость Ках-каха) и Чильхуджра, имевшие хорошо укрепленные сооружения с дворцовыми и культовыми постройками, украшенными росписями и резными панно. В Бунджикате, в частности, была обнаружена роспись с изображением волчицы, кормящей двух младенцев. Этот рисунок можно назвать свидетельством контактов между Западом и Востоком.
Бунджикат в свою очередь являлся столицей государства под названием Уструшана, границы которого на западе проходили с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара). Если это перенести на административную карту, то получтся, что Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшана Нау, Дж. Расуловского, Ганчинского, Айнинского и Горную Матчу районов Согдийской области Республики Таджикистан, Хавас, Замин, Джизак и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакским районом Ошской области Республики Кыргызстан.

На холме Муг, где располагалась резиденция местного правителя, до наших дней сохранились лишь ворота с куполом и колоннами по бокам. В годы арабского владычества Истравшан носил статус одной из провинций Арабского Халифата. В это самое время появляются исламские архитектурные сооружения портально-купольных конструкций — мечети, медресе, мавзолеи, минареты. Бурное развитие Истаравшана связывают с правлением династии Саманидов (9 — 10 века). Представители этой династии были первым этническим народом, который сейчас является прародителем современных таджиков.

13 век стал для Истаравшана переломным моментов во всей его истории. Он был разрушен монголами. Второй период расцвета города приходится на 15 век, когда сформировалась могущественная империя Тимуридов. В это время город как раз и получил название Ура-Тюбе.
В 16 веке Мавераннахр (а вместе с ним и Ура-Тюбе) теряет свое значение в результате образования нового государства Шейбанидов со столицей в Бухаре.
В 18 веке Ура-Тюбе вновь получает развитие. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, отреставрированы старые и возведены новые сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых племен, атакующих город.
В 1886 году Ура-Тюбе вошел в состав России.

До наших дней в Истаравшане сохранился ряд интересных исторических и архитектурных памятников, свидетельств яркого исторического прошлого города. В Истаравшане благоустроен городской рынок. В городе немало древних средневековых исторических памятников, из них 7 исторических памятников республиканского значения, 14 памятников архитектуры городского значения, 30 памятников архитектуры областного значения.

Достопримечательности Истраравшана
Особого внимания в Истаравшане заслуживают такие памятники древности, как городище Мугтеппа, крепостъ Ках-каха, Чилдухтарон, медресе Кок-Гумбаз, мавзолей Боботаго, мавзолей Худоёра Балъами, мавзолей и мечеть Хазрати Шох, Ансамбль Сари Маэор, Чор-Гумбаз и другие.

Медресе Кок-Гумбаз (16 век). Если посмотреть на город сверху, то можно увидеть, будто парящий над ним голубой купол мечети-медресе «Кок-Гумбаз». Она расположена в западной части города и названа так из-за голубого изразцового купола (Кок-Гумбаз в переводе на русский язык означает «Голубой купол»). Это сооружение 16 века построено по инициативе Абдулатифа Султана — сына знаменитого ученого-астронома и философа — Улугбека, внука Амира Тимура.

Народное предание о постройке Кок-Гумбаза гласит, что Абдулатиф, поссорившись с отцом, покинул родительский дом и нанялся на работу к старику-дехканину рыть арык для орошения участка его земли. За эту работу он должен был получить 100 тенге. Отец узнал об этом и забрал у крестьянина деньги, честно заработанные сыном, прибавил к ним свои и на эти средства построил медресе. Даже спустя три столетия, в конце 19 века в медресе обучались студенты.

Главное здание Кок-Гумбаза сложено из квадратного кирпича. Главный большой квадратный зал расширяется четырьмя глубокими нишами по сторонам. Нишу с михрабом украшает богатая лепка. Стены здесь изящно расписаны. Входной портал и купол облицованы майоликой, на манер инкрустации.

Мавзолей Хазрати Шох (18 век). Абсолютно каждый житель Истаравшана знает, кто похоронен в мавзолее Хазрати Шох — это священное место является могилой святого Хазрати Шоха — родного брата Кусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада, захороненного в 11 веке в самаркандском ансамбле Шахи Зинда. Таково устное предание этих мест. Сам же мавзолей, являющийся одним из самых древних достопримечательностей Таджикистана, входит в историко-архитектурный комплекс «Хазрати Шох», находящийся в старой части города Истаравшан. Комплекс состоит из трех культовых построек: мавзолея Хазрати Шох, мавзолея Худоёра Ваълами и мечети Хазрати Шох (также известной как Намазгох), датирующиеся 19 веком. Все три строения расположены полукругом. Каждое из них возведено в разное время и имеет свою историю создания и назначение. В прошлом в комплекс также входило городское кладбище и медресе.

В наши дни мавзолей Хазрати Шох представляет собой скромное двухкупольное кирпичное сооружение с усыпальницей (гурхан) и молельней (зиёратхон), неоднократно реставрированное. Перед зданием мавзолея есть родник, вода которого считается священной и лечебной. По легенде, родник образовался после того, как халиф Али опустил свой посох в высокогорное озеро Ойкуль. Посох всплыл у ног похороненного в Ура-Тюбе Хазратишоха. На этом месте и возник родник. Именно с этого родника, как считают ученые, и началась история мавзолея. Вблизи родника, как олицетворения источника жизни у мусульман, появилось погребение почитаемого религиозного деятеля. Позднее над его могилой был построен мавзолей.
Комплекс датируется 18 столетием, хотя исторически возник намного раньше — в 10 — 11 веках.

Мечеть Хазрати Шох (Намазгох). По легенде мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом в 1891 -1892 годах. Айван мечети был построен позже аксакалом Салимбаем. С двумя рядами резных колонн он возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле родника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими комнатами. Мечеть отремонтирована в 1913 году. Она расположена на территории гузари Намозгох, который в период с конца 18 до начала 20 века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Истаравшана.

Соборная мечеть Хазрати Шох служила местом пятничных молитв жителей города во время крупных мусульманских праздников и в будние дни.

Мавзолей Худоёра Балъами. Здание мавзолея датируется 17 веком. Это сооружение из необожженного кирпича с ганчевой штукатуркой и орнаментами сохранилось до настоящего времени в довольно хорошем состоянии. Наряду с другими, здесь были похоронены правитель Истаравшана последней четверти 18 века — Худоёр-Девонабегим и правитель Истаравшана первой четверти 19 века — Мухаммад Рахим-бай. Мавзолей Худоёра имеет залы своеобразной формы. Внутри него, занимая почти все под купольное пространство, стоит большой наземный склеп, украшенный со стороны входа в мавзолей резьбой по ганчу. По мнению архитекторов, погребение такого рода нигде больше не встречается.

В 1940 году на территории мазара было произведено вскрытие могилы. Из могилы были извлечены два бальзамированных трупа, которые относятся к потомкам Тимуридов. Там остались еще 9 трупов. Однако внутри могилы сейчас ничего нет. Возможно, местные жители, обнаружив вскрытую могилу, извлекли оставшиеся тела и похоронили их в другом месте.

Аджинахона. По сути, она является мавзолеем. В этом помещении предположительно была похоронена знатная женщина по имени Бибибегимджон — потомок Махдуми Хоразми. В архивном документе, по словам академика Ахрора Мухторова, датированном 1171 годом отмечено, что она была дочерью Ойши и Ишони Мусо Ходжи и сестрой Ибодулло Ходжи и Убайдулло Ходжи. Согласно документам Аджинахона первоначально была усыпальницей Хазрати Юсуф Ходжи Кори.

Чтобы не пускать детей играть внутри и возле мавзолея, их пугали, что данное здание является домом черта (джина), и поэтому мавзолей в последствии получил название Аджинахона.

Мавзолей Чор-Гумбаз. Мавзолей Чор-Гумбаз расположен на северо-западной окраине Истаравшана у открытой могилы местного религиозного деятеля Эшони Мавлоно. Само здание представляет собой поминальную мечеть с дощатыми куполами и деревянной колонной. Размер купола составляет 5,3х5,2 м.

Мавзолей относится к архитектурным сооружениям конца 19 начала 20 веков. На одной из деревянных частей потолка оставлена надпись: «1321 год хиджры», то есть дата нанесения росписи соответствует 1903 году. В этом году во время ремонта был нанесен красочный орнамент. Росписью покрыты и деревянные части потолка.
В 2001-2002 году мавзолей был отреставрирован в честь празднования 2500-летия города Истаравшана.

Мечеть Хавзи Сангин. Мечеть была построена в 1904 году. Это сооружение получило свое название от хауза (водоема), берега которого были укреплены камнем. Согласно легенде, водоем был вырыт по приказу Султана Парвоначи. По преданию водоем рыли рабы. Камни вывозили на верблюдах. После завершения всех работ Султан подарил всех верблюдов рабочим рабам и отпустил их на свободу.

Возле мечети имеется небольшой мазар (мавзолей) с купольным перекрытием. По некоторым сведениям, в 1895 году мавзолей назывался Шофозил ибн Аббас, а здание было построено в 1795 году. По другим сведениям здесь похоронен Фузайл ибн Аббос.

Мечеть Савристон. Савристон — одно из самых красивых мест в селе Ругунд Истаравшанского района.
Площадь Савристона составляет больше двух гектаров и состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свою историю. Это село известно своими громадными деревьями, которые называются «савр». Существует легенда, что Хазрати Али с десятью своими людьми преследовался врагами. Место отдыха они выбрали под этими деревьями, и каждый из них привязал своих лошадей к колышкам.

Внезапно враги приблизились, и эти 11 человек, отвязав лошадей от колышков, стали покидать это место. В этот момент колышки начали двигаться за ними. Хазрати Али обернулся и, чтобы они не стали обузой, сказал им: «Подождите!». Эти колышки, остановившись, превратились в деревья и выросли высоко, а место это назвали «Сабристон», от слова «сабр», что переводится как «ждать». Со временем букву «б» стали произносить как «в» и место стали называть Савристон.

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

вверх

www.centralasia-travel.com

Истаравшан — это… Что такое Истаравшан?

Истаравшан (тадж. Истаравшан; перс. استروشن‎) — город в Согдийской области Таджикистана, административный центр Истаравшанского района.

Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребета, в 78 км от областного центра — города Худжанда.

Ранее назывался Ура-Тюбе́ (узб. O’ratepa, тадж. Уротеппа — в переводе с узбекского o’ra — яма, tepa — холм). 10 ноября 2000 года Постановлением Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан городу возвращено историческое название[источник не указан 165 дней] Истаравшан.

География

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое. Население города составляет 235 тыс. человек. Из них в городе живут более 70 тыс., а в сельской местности — 165 тыс. человек.

Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном, на востоке — с Ганчинским районом, на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии, а на юге — с Шахристанским районом Таджикистана.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. История города насчитывает более 2500 лет. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлененно-треугольная по очертанию пластина из чёрного полотна сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнию давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI — IV вв. до н. э. в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области — Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещался в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди (1413-1482). В его труде «Матла’ ас-саъдайн ва мажма’ ал-бахрайн» [«Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей»] описываются события 1409-1410 гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа»[1].

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан»[2].

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня[3].

Знаменитые люди

  • Наби Махмаджанович Акрамов — Герой Советского Союза.
  • Ахрор Мухтарович Мухтаров — таджикский учёный-историк, действительный член Академии наук Таджикистана.
  • Бабаджанов Пулод Бабаджанович — таджикский ученый-астрофизик, академик.
 Мирсаидов Ульмас Мирсаидович - таджикский ученый - химик, академик.
 Атаханова Хуршеда -таджикский ученый филолог, академик.
 Маруфов Рахим - таджикский ученый физик. 
 Саидали Мамур - таджикский поэт.

Достопримечательности

В Истаравшане действует необычный этнографический музей, десятки экспонатов которого хранятся в дупле здешней достопримечательности — реликтовой красавицы чинары (платана), прозванной местными жителями «деревом-садом».

Почти полтора века назад в дупле чинары располагалась первая туземная школа, в которой могли разместиться не менее 15 учеников. В первые годы советской власти дупло оборудовали под «красную читальню», а потом некоторое время здесь располагалась небольшая маслобойня, пока наконец, местные защитники реликвий не взяли эту чинару и еще пять ее младших «сестриц» но тоже солидных возрастом, под охрану.

Города-побратимы

На почтовых марках

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *