Фз о полиции статья 5 – Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия — Закон о полиции с изменениями 03.10.2018 — Законы Российской Федерации

Новости

Статья 5 закона «О полиции» в РФ с Комментариями

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 5 федерального закона «О полиции» в РФ

1. В главе 2, которая начинается с настоящей статьи, изложены принципы деятельности полиции. Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого-либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т.п. По латыни принцип — это первоначало, основа.

2. Принципы деятельности полиции — это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции».

3. Принципы деятельности полиции объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).

4. Критерии принципов деятельности полиции следующие:

— положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

— принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

— несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

— принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

5. Комментируемая статья 5 закона О полиции посвящена первому из основных принципов деятельности полиции — принципу уважения прав и свобод человека и гражданина.

6. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

7. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

8. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

9. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

10. Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

11. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

12. В части 3 комментируемой статьи закреплен прямой запрет осуществления сотрудниками полиции пыток, насилия, другого жестокого и (или) унижающего человеческое достоинство обращения в отношении кого-либо из вовлеченных в сферу их деятельности лиц. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции, вне зависимости от того, какой именно вид правоприменения им реализуется. Независимо от того, осуществляется ли полицией производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

13. Положения, закрепленные в ч. 3 комментируемой статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года N 438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда <41>.
———————————
<41> См.: БНА. 2003. N 47.

14. Определимся теперь с понятиями «насилие», «пытки» и «обращение, унижающее человеческое достоинство», использованными законодателем в комментируемой статье.

15. «Насилие» есть «принудительное воздействие на кого-нибудь, что-нибудь <42>». Что же, сотрудники полиции не вправе осуществлять вообще никакого принудительного воздействия? Конечно же нет. Все те меры принудительного воздействия, право реализации которых сотрудниками полиции закреплено в нормативных правовых актах и прежде всего в комментируемом Федеральном законе, при наличии к тому фактических оснований и соблюдении предусмотренных законом условий, процедуры и т.п. полиция применять не только вправе, но в ряде случаев и обязана. Не разрешается сотрудникам полиции не вообще осуществление принуждения, а реализация такого насилия, которое не предусмотрено либо выходит за пределы их правового статуса.
———————————
<42> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 334.

16. А вот пытки сотрудники полиции не вправе применять и тогда, когда они действуют во исполнение поставленных перед ними задач. Под пыткой обычно понимается «физическое насилие, истязание при допросе» <43>. Никакие общественно полезные цели не могут служить оправданием применения к допрашиваемому или иному лицу пытки, не предусмотренного законодательством физического насилия. Чтобы исключить возможность завуалированного насилия, законодатель запрещает проводить допрос непрерывно более четырех часов. Если четыре часа допроса прошли, а стоящие перед дознавателем задачи не разрешены, должен быть сделан перерыв не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, а потом можно будет допрос продолжить. Однако общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса на основании заключения врача может быть сокращена.
———————————
<43> См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 551.

17. Сложнее характеристика понятия «унижение достоинства». По мнению А.М. Эрделевского, «достоинство» — это «сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании» <44>. Но в литературе встречаются и иные определения данного понятия. Так, под достоинством личности В.П. Кошепов подразумевает «осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.)» <45>. С общим подходом к определению основных понятиеобразующих признаков достоинства человека можно согласиться. Однако хотелось бы заметить, что достоинство — это не деятельность («осознание»), а результат такового. Так же как и «честь», это элемент внутреннего нравственного состояния человека, определяемый его собственным восприятием, а также восприятием окружающих лиц его положительной репутации в обществе (благоразумия, нравственных данных, уровня знаний, обладания социально полезными навыками, достойного образа жизни и т.п.).

———————————
<44> См.: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. Комментарий. М., 2000.

<45> См.: Кошепов В.П. Комментарий к Ст. 21 федерального закона «О полиции» в РФ // Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.

18. Соответственно, унижением достоинства следует считать попрание соответствующих элементов внутреннего нравственного состояния человека. Такое изменение этого состояния, которое характеризуется умалением его доблести, принуждением к нечестным и (или) неблагородным поступкам (поведению), вхождением в конфликт со своей совестью, моралью, нравственными представлениями и т.п.

19. Дополнительной гарантией соблюдения полицией законных интересов личности, вовлеченной в сферу осуществляемого ею (полицией) правоприменения, являются положения, закрепленные в ч. 4 комментируемой статьи. Сотрудник полиции во всех случаях применения к гражданину мер, связанных с ограничением прав последнего и (или) свобод, обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, правовое (процессуальное) положение гражданина (если таковое в связи с ограничением прав и (или) свобод у гражданина изменилось), а также весь комплекс появившихся в связи с этим ограничением у гражданина прав и обязанностей.

20. Иногда в отдельных специальных статьях закона, к примеру в ст. ст. 46, 47 и др. УПК РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, дается неисчерпывающий перечень прав и обязанностей, которые возникают у лица после ограничения его прав и (или) свобод. Данное обстоятельство не снимает с сотрудника возложенной на него ч. 4 комментируемой статьи обязанности разъяснить гражданину весь комплекс его прав и обязанностей, который у последнего появился после ограничения полицией его прав и (или) свобод, а не ограничиваться всего-навсего оглашением перечисленных в специальных статьях законов прав и обязанностей гражданина.

21. Имело место или нет «ограничение гражданина в его правах и (или) свободах», иногда установить труда не составляет. Однако на практике вполне могут сложиться ситуации, когда полиция будет полагать, что осуществляемое сотрудником действие (принимаемое решение) не сопровождается «ограничением прав и (или) свобод» лица, а сам гражданин придерживается совершенно противоположного мнения. При таких обстоятельствах, а также во всех других случаях, когда у кого-либо может возникнуть мнение, что действия (решения) полиции сопряжены с ограничением граждан в их правах и (или) свободах, данные действия (решения) должны производиться (приниматься) только лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом, после чего гражданину должны быть разъяснены причины и основания ограничения его прав и (или) свобод, а также права и обязанности, которые у него возникли.

22. Причем сотрудники полиции в случае ограничения прав и свобод гражданина обязаны руководствоваться не только буквой, но и духом закона. В ряде случаев для них определяющую роль должны играть этические соображения, а не одна лишь словесная конструкция правового предписания (требования).

23. В соответствии с требованиями ч. 5 статьи 23 настоящего Федерального закона сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан «внимательно выслушать» последнего. Между тем внимательное выслушивание не обязательно должно быть продолжительным, осуществляться длительный промежуток времени. Когда необходимо моментальное реагирование на обращение гражданина, выслушивание его заявления может быть сокращено до границ, позволяющих правильно его оценить и принять по заявлению (сообщению) неотложные меры, предусмотренные законом.

24. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только тогда, когда он не имеет права принять таковые, он должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного перед ним вопроса.

25. Так, по общему правилу сообщения о происшествиях принимают сотрудники дежурных частей органов внутренних дел. Однако, согласно п. 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел. Поэтому, если находящийся вне помещения органа внутренних дел сотрудник полиции отказывается принять от гражданина заявление о происшествии, не фиксирует сведения о заявителе и т.п., а «рекомендует» ему обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, сотрудник полиции тем самым нарушает требования ч. 5 комментируемой статьи настоящего Федерального закона.

26. См. также комментарий к статье 2 настоящего Федерального закона «О полиции».

zakonopolitsii.ru

Статья 5 закон о полиции

Федеральный закон РФ — О полиции, N 3-ФЗ, ст 5

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Ст 5 Закон О полиции 2018

2.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Статья 5 закон о полиции

2.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Статья 14 ФЗ «О полиции»

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений; 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях; 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам; 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер; 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом; 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства; 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение; 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

juridicheskii.ru

Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011: Все главы и статьи

Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011: Все главы и статьи
  • Глава 1. Общие положения
  • Статья 1. Назначение полиции
  • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
  • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
  • Статья 4. Организация полиции
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции
  • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
  • Статья 6. Законность
  • Статья 7. Беспристрастность
  • Статья 8. Открытость и публичность
  • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
  • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
  • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
  • Глава 3. Обязанности и права полиции
  • Статья 12. Обязанности полиции
  • Статья 13. Права полиции
  • Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
  • Статья 14. Задержание
  • Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
  • Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
  • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
  • Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
  • Статья 20. Применение физической силы
  • Статья 21. Применение специальных средств
  • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
  • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
  • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
  • Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
  • Статья 25. Сотрудник полиции
  • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
  • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
  • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
  • Статья 29. Утратила силу. — Федеральный закон от 12.02.2015 №16-ФЗ.
  • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
  • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
  • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
  • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
  • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
  • Глава 7. Служба в полиции
  • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
  • Статья 35. Утратила силу. — Федеральный закон от 12.02.2015 №16-ФЗ.
  • Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ.
  • Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ.
  • Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 №185-ФЗ.
  • Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ.
  • Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 30.11.2011 №342-ФЗ.
  • Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
  • Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
  • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
  • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
  • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
  • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
  • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
  • Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
  • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
  • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
  • Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
  • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
  • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
  • Статья 51. Судебный контроль и надзор
  • Статья 52. Прокурорский надзор
  • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
  • Глава 11. Заключительные положения
  • Статья 54. Заключительные положения
  • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов рсфср и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
  • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

kodeks.systecs.ru

Закон О Полиции. Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина 2016-2017г. ЮрИнспекция

Итак, вас задержали. Разумеется, не законно по сути, а с целью …Вы не должны при этом оказывать никакого сопротивления – просто попросить сообщить причину задержания (что сотрудник полиции обязан сделать согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции») , а также представиться (то есть сделать то, что сотрудник полиции обязан делать при обращении к гражданину в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5). И если откажут – обязательно указать это в протоколе со ссылкой на нарушение ч. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции». КАЖДЫЙ ЗАДЕРЖАННЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО: -ЗНАТЬ О ПРИЧИНЕ СВОЕГО ЗАДЕРЖАНИЯ · Сотрудник милиции обязан разъяснить основание и повод ограничения прав и свобод гражданина (ст. 5 Закона РФ «О милиции») ; · Подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ) ; — НА РАЗЯСНЕНИЕ СВОИХ ПРАВ · Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности (ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ ч. 1, ст 92 УПК РФ) ; — НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ · Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан) ; — НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОТОКОЛАМИ. ВНОСИТЬ СВОИ ОБЪЯСНЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСИ · Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, представить объяснений и замечания, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (ч. Ст. 28.2 КоАП РФ, ч. 4 ст. 46 УПК РФ) ; — НА УВЕДОМЛЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ О СВОЕМ МЕСТОНАХОЖДЕНИИ · По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы) , а также защитник (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ) ; · Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляется кто-либо из его близких родственников, а при их отсутствии – другие родственники (ч. 1 ст. 96 УПК РФ) . Если подозреваемый –гражданин другого государства; то уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК РФ) ; -НА ОБЖАЛОВАНИЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ · любые действие или бездействия должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» , ст. 39 Закона РФ «О милиции») ; -А СВОБОДУ ОТ ПЫТОК, ЖЕСТОКОГО И БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО ОБРАЩЕНИЯ · никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому обращению (ст. 21 Конституции РФ) ; — НА СОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ЗАДЕРЖАНИЯ · при административном задержании срок задержания не должен превышать 3 часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ) , в течении 48 часов с момента задержания задержанный подлежит освобождению, если не была мера мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания (ч. 1 ст. 94 УПК РФ) ; — НА УЧАСТИЕ ЗАЩИТНИКА С МОМЕНТА ЗАДЕРЖАНИЯ · каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, п. 3 ч. 4, ст. 46 УПК РФ) ; — НЕ ДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ СЕБЯ И СВОИХ РОДНЫХ · против самого себя, своего спутника, близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ) ; — НА ПОЛУЧЕНИЕ КОПИИ ПРОТОКОЛА ПО ВАШЕМУ ТРЕБОВАНИЮ

www.jurinspection.ru

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина — с изменениями, проверено 27.10.2018 — Закон о полиции — Законы Российской Федерации

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

dogovor-urist.ru

Статья 25. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

www.zakonrf.info

Статья 17. Закон о Полиции N 3-ФЗ от 07.02.2011

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных).

2. Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

3. Внесению в банки данных подлежит информация:

1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

2) о лицах, осужденных за совершение преступления;

3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

7) о лицах, в отношении которых совершено преступление;

8) о лицах, совершивших административное правонарушение;

9) о лицах, объявленных в розыск;

10) о лицах, пропавших без вести;

11) о лицах, находящихся в беспомощном состоянии и неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе;

12) о владельцах транспортных средств;

13) о лицах, получивших водительское удостоверение;

14) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

15) утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

16) о лицах, состоящих на профилактическом учете;

17) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

18) о лицах, прошедших государственную дактилоскопическую регистрацию;

19) о лицах, прошедших государственную геномную регистрацию;

20) о лицах, подлежащих государственной защите;

21) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

22) о лицах, реабилитированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23) об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации или об административном выдворении;

24) о лицах — гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации;

25) о лицах, получивших паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации;

26) о несовершеннолетних гражданах Российской Федерации, в отношении которых подано заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации;

27) о гражданах Российской Федерации, уведомивших о наличии у них гражданства иностранного государства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве;

28) о лицах, ходатайствующих о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

29) о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца или продлен срок действия такого статуса;

30) о лицах, ходатайствующих об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

31) о лицах, ходатайствующих об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, и о лицах, получивших такое приглашение;

32) о лицах, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке;

33) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, въехавших на территорию Российской Федерации или покинувших территорию Российской Федерации;

34) о лицах, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации;

35) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также в отношении которых принято решение о неразрешении (разрешении) въезда на территорию Российской Федерации;

36) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, оформивших миграционные карты;

37) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших визу или продливших срок ее действия;

38) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право проживания в Российской Федерации или продливших срок его действия;

39) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации или продливших срок его действия;

40) о лицах, ходатайствующих о признании беженцем и о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

41) о лицах, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства;

42) о лицах, ходатайствующих о реализации обязательств в рамках международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

43) о лицах, подлежащих экстрадиции;

44) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, которым продлен или сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации;

45) о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

3.1. Полиции предоставляется доступ к банкам данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, частного детектива, и лицах, владеющих оружием, в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

5. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям — в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5.1. Информация, предусмотренная пунктом 12 части 3 настоящей статьи, предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении.

6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

7. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

8. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

www.zakonrf.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *