Автобус тактика футбол – Автобус (футбольная тактика) — Википедия. Что такое Автобус (футбольная тактика)

Новости

Содержание

Паркуемся. В чем сущность тактики «автобуса» — Полтора Острова — Блоги

Введение

С момента триумфального шествия Барселоны под руководством Гвардиолы, все чаще можно слышать пренебрежительно сказанное в отношении другой команды – «Да они просто припарковали автобус!». Как он паркуется, как раскатывается и существует ли он вообще – вот главные вопросы.

Забавно, что впервые этот термин, вроде как, озвучил Жозе Моуриньо. Сеу был раздосадован после домашнего матча с Тоттенхэмом в сезоне 04-05 и высказал следующее:

«As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede — it’s not fair for the football we played.»

Собственно, с его подачи это выражение стало крылатым (судьба иронична – теперь уже его любят упрекать в этом) и зачастую употребляется абсолютно ни к месту – особенно в отношении команд, которые, как считается, не имеют нужной тактической подготовки и не владеют техническими изысками ведения атаки. В укор также ставится гипотетическая «зрелищность игры – вплоть до того, что «автобусная» победа сиречь зло во всех своих проявлениях. Ататат.

Здесь можно вспомнить, что некоторые ставят во главе именно результат. Романтикам тяжело в современно мире – он (мир) обычно поедает их с потрохами, не подавившись.

Тактика

Что может заставить одну команду «припарковать автобус» (пока будем использовать этот термин)? Обычно это реакция на раздражители со стороны противоборствующей команды:

— Быстро развивающаяся атака с мобильными перемещением игроков и активным использованием все ширины поля;

— Упор, делающийся на владении мячом, как для обеспечения своей защиты, так и для поддержания атаки;

— Преобладание короткого и среднего паса при развитии и завершении атаки;

— Завершение атаки обычно идет только с близкого расстояния, это чуть ли не на теологическом уровне.

Также выбор подобной тактики легко коррелируется современными реалиями футбола. Ведь в чем заключается его суть? Набрать 3 (ладно, 1, но не меньше) очка или пройти сложного соперника в кубковом матче. Тренер может быть изначально ориентирован на оборонительную тактику. Этой тактики придерживались и итальянские команды, и сборная Германии, и Динамо Киев (неожиданность, да).

Трактовать ли с самого начала упор на такой тактике как несомненную слабость команды? В принципе, можно. Но здесь нельзя игнорировать некоторые факторы. Какое физическое состояние его команды? Какова философия клуба (немаловажный фактор)? На какой стадии чемпионата\кубка он находится сейчас, какие перспективы? Потому что если вам светит полуфинал\финал ЛЧ и вы понимаете, что тягаться в атаке с противоборствующей командой равносильно убийству – придется крепко задуматься. Надо сказать, что наиболее прогрессивная часть современных тренеров старается выбранной своей тактикой подавить тактику соперника.

У вас есть четверка защитников и вы заставляете их максимально сблизиться и плотнее играть в собственной штрафной. Впереди оборонительное укрепление поменьше – тройка полузащитников поддерживает своих оборонцев, играя плотно к линии защиты. Оба крайних фланговых полузащитника садятся на своих бровках, пытаясь закрыть их от возможных нежелательных проходов крайних защитников оппонента.

Один из тройки полузащитников старается активно прессинговать центральную полузащиту противоборствующей команды, в основном, мешая им создавать атаки и переводить мяч на фланги (то есть, не давая менять направление атаки в нужном русле, что крайне важно – ведь его команда может не успеть перестроиться). 

Остающийся нападающий занимается прессингом центральных защитников соперника – заставляя их нервничать и оттирая от остальной массы игроков. Чаще всего нападающему дается установка быть на фланге (там всегда будет свободное пространство и туда прекрасно можно вынести мяч). В случае быстрой атаки (нападающий удачно зацепился за мяч и бежит как Форест Гамп к воротам), функцию его поддержки выполняет центральный полузащитник (чаще всего – либо самый быстрый, для использования пространства, либо один из фланговых, что при расстановке располагается чуть выше изначально).

Таким образом, суть данной тактики заключается в том, что команда садится как можно ниже, цементируясь в своей штрафной, и создает численный перевес в середине поля; атака идет через длинный пас в сторону нападающего (мы помним, что он, скорее всего, на фланге, зачастую – на одном, определенном тренером на предматчевом разборе). Мяч подавляющее время у противоборствующей стороны, также нет владения территорией, опять же, кроме своей штрафной – в результате атакующей команде сыграть в привичный короткий пас адски сложно. Им просто не хватает людей для такого в атаке.

Обманчивая простота

Прочитав вышеописанное, можно подумать, что любая дворовая команда, при желании, может запереться в штрафной и устроить небо в алмазах той же Барселоне. Не тут-то было. Можно вспомнить матч Барселоны и Милана в ЛЧ. Да, итальянцы играли в оборонительный футбол, опираясь на возможность быстрого выхода в атаку силами быстрого вертикального паса на Шаарави. Но Барселона, немного изменив подход, сумела выиграть матч (сразу предупреждаю, я не хочу и не буду в этой статье обсуждать спорные судейские решения).

Можно вспомнить как играла с Барселоной Бавария. Начало матчей – так же с некоторым упором на игру от обороны. Вот только в чем была существенная разница – мюнхенский клуб владел мячом на своей половине поля. Он не собирался там его отдавать. Что это дает? Соперник выдыхается, пытаясь гонять за сферой, начинает нервничать, как итог – снижается его настрой и голевой потенциал. Но такой подход к удержанию мяча требует как мастерство и технику, но также и спокойствие в принятии решений со стороны игроков и их абсолютно правильное перемещение по полю.

Несомненно, нужно вспомнить игру Челси при Ди Маттео. Однако и тут оказывается, что проблемы на каждом углу. Команда должна если не вся целиком, то ее 9 человек показывать прекрасное взаимодействие, работать как единый организм. Все рикошеты, выставленные неудачно руки, ноги, другие конечности играет против обороняющейся команды. Каждый игрок должен прекрасно знать кому его страховать, когда и кто в случае чего страхует его.

Дело значительно усложняется, если противоборствующая обороняющейся команда умеет правильно навешивать и этот навес (самое страшное) есть кому замкнуть. Против таких должны играть свои мастера, плюс другим набрасываться на тех, кто умеет подавать, дабы не было нагнетания обстановки.

Можно признать, что припарковать автобус вовсе не так просто, как кажется. Можно осесть в своей штрафной 10 игроками, расклеиться как дерьмовая обувь и получить авоську мячей.

Неверное противодействие

Нельзя забывать, что матч играют две команды. Одна команда может выбрать оборонительную тактику (тот самый пресловутый «автобус»), то вот что делает в этот момент вторая команда – это стоит обсудить.

Представим типичную ситуацию – вторая команда, которая вроде как атакует, имеет зашкаливающий показатель владения мячом, скажем, 70% времени. Что же они делают в этот промежуток времени? Ходят кругами вокруг штрафной соперника и его «автобуса», бегают по флангам, перекатывают мяч слева направо, потом наоборот. И так до бесконечности. А проникающих передач почти нет – есть страх, что соперники перехватят пас и убегут в быструю контратаку. Владеющие мячом испытывают страх.

Хотя порой страхи воплощаются прямо на ваших глазах

А ведь очень зря. Если дать сопернику покатать мяч, а не изображать ролевую игру «удав и жертва», то он наверняка ведь раскроется. Ну не будет ни одна команда все 90 минут играть на вынос в сторону кипера оппонента и выбивать мячи в аут. Глупо же.

Атакующие команды еще часто пренебрегают дальними ударами. Здесь делает свое черное дело привитая философия – хочется не вколотить мяч посильнее, а раскатать соперника и закатить мяч в пустые ворота. Красиво, романтично…и крайне наивно.

Вывод

К какому же выводу можно логично прийти? «Парковка автобуса» — это такая же тактика. Не лучше и не хуже. Пойдем дальше – это последовательный ответ на атакующую тактику команд, делающих ставку на игру в короткий и средний пас, стеночки и прочие няшки.

Так защищаться далеко не так уж просто. Требуется как можно более высокий уровень игрового взаимодействий и тактической подготовки, а также концентрации на протяжении всего матча. Ведь если хоть один игрок выпадет из общекомандного движения (а в этот момент команда похожа на действительно единый организм), отвлечется – то оппонент получит шанс. И вся идея пойдет крахом. И это сразу же может ударить по уверенности защищающейся команды, которая в результате может расклеиться.

Нельзя не сказать, что «автобус» дает сто процентов гарантии. Вообще нельзя сказать, что тактика эта может дать хоть какую-то гарантию. Это просто оборонительная тактика, к которой, благодаря личностным и субъективным суждениям болельщиков (а также человека, упомянутого в начале поста), прикрепилось негативное значение. Думаю, что это несколько неправильно. Каждый исходит из своих возможностей и понимания футбола, поэтому эта тактика и применяется. 

www.sports.ru

Автобус (футбольная тактика) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус.

«Автобус» (англ. The bus) или «парковка автобуса»

(англ. Parking the bus) — на футбольном сленге название сверхосторожной оборонительной тактики, которая заключается в использовании почти всех полевых игроков на своей половине поля, перепасовки между ними и отсутствии как таковой атакующей игры, что позволяет забить гол только в случае контратаки или редкой атаки. Термин «автобус» носит ярко выраженный негативный эмоциональный характер, поскольку зрелищность игры команды значительно уступает эффективности.

Слово «автобус» для описания своей тактики впервые употребил Жозе Моуринью ещё в 2004 году, когда он тренировал «Порту» и вместе с ним выиграл Лигу чемпионов УЕФА в 2004 году. В первенстве Англии сезона 2004/2005 уже в бытность наставником «Челси» Моуринью после матча против «Тоттенхэм Хотспур» 19 сентября 2004, завершившегося нулевой ничьей, заявил:

Как говорят у нас в Португалии, «Тоттенхэм» привез с собой автобус и поставил его перед воротами. На месте болельщика, выложившего кровные пятьдесят фунтов, я был бы расстроен тем, что «шпоры» приехали сюда только для того, чтобы отбиваться. Только одной команде была нужна победа, а вот другая мечтала лишь не пропустить. Это нечестно.

[1]

Оригинальный текст (англ.)

As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede — it’s not fair for the football we played.[2]

ru.wikiyy.com

Автобус (футбольная тактика) — Википедия. Что такое Автобус (футбольная тактика)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус.

«Автобус» (англ. The bus) или «парковка автобуса» (англ. Parking the bus) — на футбольном сленге название сверхосторожной оборонительной тактики, которая заключается в использовании почти всех полевых игроков на своей половине поля, перепасовки между ними и отсутствии как таковой атакующей игры, что позволяет забить гол только в случае контратаки или редкой атаки. Термин «автобус» носит ярко выраженный негативный эмоциональный характер, поскольку зрелищность игры команды значительно уступает эффективности.

История

Слово «автобус» для описания своей тактики впервые употребил Жозе Моуринью ещё в 2004 году, когда он тренировал «Порту» и вместе с ним выиграл Лигу чемпионов УЕФА в 2004 году. В первенстве Англии сезона 2004/2005 уже в бытность наставником «Челси» Моуринью после матча против «Тоттенхэм Хотспур» 19 сентября 2004, завершившегося нулевой ничьей, заявил:

Как говорят у нас в Португалии, «Тоттенхэм» привез с собой автобус и поставил его перед воротами. На месте болельщика, выложившего кровные пятьдесят фунтов, я был бы расстроен тем, что «шпоры» приехали сюда только для того, чтобы отбиваться. Только одной команде была нужна победа, а вот другая мечтала лишь не пропустить. Это нечестно.[1]

Оригинальный текст (англ.)

As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede — it’s not fair for the football we played.[2]

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Автобус (футбольная тактика) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус.

«Автобус» (англ. The bus) или «парковка автобуса» (англ. Parking the bus) — на футбольном сленге название сверхосторожной оборонительной тактики, которая заключается в использовании почти всех полевых игроков на своей половине поля, перепасовки между ними и отсутствии как таковой атакующей игры, что позволяет забить гол только в случае контратаки или редкой атаки. Термин «автобус» носит ярко выраженный негативный эмоциональный характер, поскольку зрелищность игры команды значительно уступает эффективности.

История

Слово «автобус» для описания своей тактики впервые употребил Жозе Моуринью ещё в 2004 году, когда он тренировал «Порту» и вместе с ним выиграл Лигу чемпионов УЕФА в 2004 году. В первенстве Англии сезона 2004/2005 уже в бытность наставником «Челси» Моуринью после матча против «Тоттенхэм Хотспур» 19 сентября 2004, завершившегося нулевой ничьей, заявил:

Как говорят у нас в Португалии, «Тоттенхэм» привез с собой автобус и поставил его перед воротами. На месте болельщика, выложившего кровные пятьдесят фунтов, я был бы расстроен тем, что «шпоры» приехали сюда только для того, чтобы отбиваться. Только одной команде была нужна победа, а вот другая мечтала лишь не пропустить. Это нечестно.[1]

Оригинальный текст (англ.)

As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede — it’s not fair for the football we played.[2]

Видео по теме

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Автобус (футбольная тактика) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус.
Внешние изображения
[1.bp.blogspot.com/-TcsDX13eMGs/T5bloXMGVwI/AAAAAAAAA7s/X_slCG-cuww/s400/chlsea+bus+copy.jpg Карикатура Омара Момани на «автобусную» тактику «Челси» против «Барселоны» в Лиге чемпионов 2011/2012]

«Автобус» (англ. The bus) или «парковка автобуса» (англ. Parking the bus) — на футбольном сленге название сверхосторожной оборонительной тактики, которая заключается в использовании почти всех полевых игроков на своей половине поля, перепасовки между ними и отсутствии как таковой атакующей игры, что позволяет забить гол только в случае контратаки или редкой атаки. Термин «автобус» носит ярко выраженный негативный эмоциональный характер, поскольку зрелищность игры команды значительно уступает эффективности.

История

Слово «автобус» для описания своей тактики впервые употребил Жозе Моуринью ещё в 2004 году, когда он тренировал «Порту» и вместе с ним выиграл Лигу чемпионов УЕФА в 2004 году. В первенстве Англии сезона 2004/2005 уже в бытность наставником «Челси» Моуринью после матча против «Тоттенхэм Хотспурс» 19 сентября 2004, завершившегося нулевой ничьей.

Как говорят у нас в Португалии, «Тоттенхэм» привез с собой автобус и поставил его перед воротами. На месте болельщика, выложившего кровные пятьдесят фунтов, я был бы расстроен тем, что «шпоры» приехали сюда только для того, чтобы отбиваться. Только одной команде была нужна победа, а вот другая мечтала лишь не пропустить. Это нечестно.[1]

Оригинальный текст (англ.)  

As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede — it’s not fair for the football we played.[2]

См. также

Напишите отзыв о статье «Автобус (футбольная тактика)»

Примечания

  1. [intermilano.ru/articles/5339-samye-smachnye-citaty-zhoze-mourino.html Самые смачные цитаты Жозе Моуриньо]  (рус.)
  2. [news.bbc.co.uk/sport1/hi/football/teams/c/chelsea/3665180.stm Mourinho slams Spurs]  (англ.)

Ссылки

  • [www.bbc.co.uk/blogs/jackross/2010/09/parking_the_bus_is_no_easy_foo.html Parking the bus is no easy football manoeuvre]  (англ.)

Отрывок, характеризующий Автобус (футбольная тактика)

Солнце уже поднялось и весело блестело на яркой зелени.
Только что они выехали за корчму на гору, как навстречу им из под горы показалась кучка всадников, впереди которой на вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями и черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы. Человек этот поехал галопом навстречу Балашеву, блестя и развеваясь на ярком июньском солнце своими перьями, каменьями и золотыми галунами.
Балашев уже был на расстоянии двух лошадей от скачущего ему навстречу с торжественно театральным лицом всадника в браслетах, перьях, ожерельях и золоте, когда Юльнер, французский полковник, почтительно прошептал: «Le roi de Naples». [Король Неаполитанский.] Действительно, это был Мюрат, называемый теперь неаполитанским королем. Хотя и было совершенно непонятно, почему он был неаполитанский король, но его называли так, и он сам был убежден в этом и потому имел более торжественный и важный вид, чем прежде. Он так был уверен в том, что он действительно неаполитанский король, что, когда накануне отъезда из Неаполя, во время его прогулки с женою по улицам Неаполя, несколько итальянцев прокричали ему: «Viva il re!», [Да здравствует король! (итал.) ] он с грустной улыбкой повернулся к супруге и сказал: «Les malheureux, ils ne savent pas que je les quitte demain! [Несчастные, они не знают, что я их завтра покидаю!]
Но несмотря на то, что он твердо верил в то, что он был неаполитанский король, и что он сожалел о горести своих покидаемых им подданных, в последнее время, после того как ему ведено было опять поступить на службу, и особенно после свидания с Наполеоном в Данциге, когда августейший шурин сказал ему: «Je vous ai fait Roi pour regner a maniere, mais pas a la votre», [Я вас сделал королем для того, чтобы царствовать не по своему, а по моему.] – он весело принялся за знакомое ему дело и, как разъевшийся, но не зажиревший, годный на службу конь, почуяв себя в упряжке, заиграл в оглоблях и, разрядившись как можно пестрее и дороже, веселый и довольный, скакал, сам не зная куда и зачем, по дорогам Польши.

wiki-org.ru

Автобус в футболе: что это значит, как понять?

Автобус – тактика в командных видах спорта, основная цель которой — защита своих ворот.

Подобная стратегия стала довольно популярной. Особенно этот термин укоренился по отношению к футбольным матчам. Команды, которые не уверены в своем атакующем потенциале, концентрируют все свои силы в обороне. Как правило, это несколько линий игроков, которые играют максимально плотно в своей штрафной площадке и возле нее.

Естественно, автобус – это довольно примерный и обобщенный термин. Есть немало тренеров, полностью игнорирующих возможность контратакующих действий. От таких коллективов можно ожидать выход из обороны в атаку через длинные передачи и особую ставку на стандарты. Более классные команды могут достаточно динамично перестраивать свой тактический рисунок, иногда переключаясь с автобуса в режим быстрых контр-выпадов.

В любом случае тактика «автобус» предполагает участие всех полевых игроков в оборонительных действиях. Такой футбол характеризуется командным отбором мяча, большим количеством выносов и относительно низкой скоростью игры (за исключением скорости развития контратак).

Узнал что-то новое? Поделись с друзьями: Оценить статью от footbolno Загрузка…

footbolno.ru

Эволюция футбольной тактики — c чего начинали, к чему пришли — vtbrussia.ru

Футбол — игра полуконтактная. А потому в спорте №1, в отличие от баскетбола или американского футбола, тактические комбинации не так важны. Однако стратегическое мышление и умение грамотно расставить игроков на поле — необходимый и обязательный элемент соккера. Более чем за полтора века развития футбола тактика этой игры совершила гигантский скачок. От изначальных «бей-беги» и «навала» до изощренного «тотального футбола» и довольно сложного «тики-така».

«Бей-беги»

Поскольку первые футбольные правила 1863 года запрещали пас вперед, команды тех лет были весьма ограничены в выборе тактики и стратегии. Мяч к воротам пытались доставить за счет дриблинга, а передачи назад практически не использовались. Верхом тренерской мысли стало изобретение подстраховки дриблера: в случае потери мяча одним футболистом атаку пытались продолжить следовавшие по пятам за партнером одноклубники.

Схема «1-2-7»

В таких условиях спортсменам фактически приходилось действовать в рамках двух базисных тактических схем: «бей-беги» и «затолкаем его всемером». Игра больше напоминала возню, а потому уже через три года, в 1866-м, в пункт правил №6 было внесено важнейшее изменение, позволившее футболу со временем превратиться в спорт №1. Теперь отдавать передачу вперед разрешалось, но при условии, что адресата от ворот соперника отделяют не менее трех игроков противника (вратарь и два защитника). Эта первая формулировка офсайда позволила футбольным стратегам воспарить на недосягаемые до того высоты позиционной игры.

«Британская пирамида»

Тем не менее в конце 60-х годов XIX века большинство команд исповедовало весьма примитивный футбол с тактической схемой «1-9». Это означало, что 9 футболистов искали счастья в атаке, а за оборону ворот и центр поля отвечал единственный защитник, задачей которого был навес мяча в чужую штрафную, в крайнем случае просто его вынос.

Лишь в 1870-х сборная Англии перешла на менее «варварскую» схему «1-2-7», отрядив в центр поля двух полузащитников. Однако в серии матчей против принципиальных соперников — шотландцев, применявших еще более «прогрессивное» построение «2-2-6», представители Туманного Альбиона потерпели поражение.

Англичане были задеты за живое, поэтому в короткое время вынуждены были совершить новый революционный прорыв в стратегии футбола. Путем мозгового штурма они изобрели формулу «2-3-5», которую в силу ее геометрической стройности называют «пирамидой». Надо признать, что эта схема доказала свою жизнеспособность на практике, а потому стала законодательницей футбольной моды вплоть до 40-х годов ХХ века. Смысл этого построения в том, что три хавбека не только поддерживают атаку, но и вовремя отходят в оборону, уравнивая число защитников с количеством нападающих — 5 на 5.

Схема «2-3-5»

Весьма символично, что победу на первом в истории чемпионате мира по футболу в 1930 году одержала сборная Уругвая, которая придерживалась именно «пирамидальной» схемы игры.

Интересной вариацией «пирамиды» стала ее форма «методо», которую в 30-х годах придумал итальянский тренер Витторио Поццо. Он оттянул двух форвардов в центр поля, фактически преобразовав построение в «2-3-2-3». Мощный заслон из пяти полузащитников усиливал возможности как обороны, так и атаки. Используя этот тактический вариант, сборная Италии под руководством Поццо два раза подряд побеждала на чемпионатах мира — в 1934 и 1938 годах.

Однако самым любопытным является тот факт, что «метод» не утратил актуальности и по сей день. Часто именно по этой схеме играла «Барселона» Пепа Гвардиолы (а сейчас и его «Манчестер Сити»), дважды побеждавшая в Лиге чемпионов в 2009 и 2011 годах.

«Бразильская система» против «итальянского засова»

В стратегическом плане футбол после Второй мировой войны мало отличался от футбола конца 30-х. На чемпионате мира 1950 года вновь первенствовали уругвайцы, привычно игравшие «методо». Лишь к концу 50-х бразильцам во главе с легендарным Пеле удалось подобрать ключи к этой схеме. Для этого латиноамериканцы использовали сверхатакующую систему «4-2-4», особая роль в которой отводилась крайним защитникам. При атаке они резко выдвигались вперед, преобразуя схему в «2-4-4».

Схема «4-2-4»

Неожиданностью для соперников бразильцев стал и сдвоенный таранный центр нападающих, сметавших любую оборону. Все это вкупе с индивидуальным мастерством игроков предопределило победы команды Пеле на чемпионатах мира 1958 и 1962 годов. Впрочем, в 62-м бразильцы перешли к более консервативной формуле «4-3-3». Все же большим недостатком «4-2-4» была разреженность в середине поля: крайние защитники и форварды не всегда успевали прийти на помощь лишь двум номинальным хавбекам.

Противостоять атакующей игре бразильцев пытались по-разному. Итальянцы в 50-е годы развили крайне интересную оборонительную схему футбола «катеначчо» — дословно «дверной засов». Ее суть заключалась в сверхплотном прессинге на своей половине поля. Три защитника опекали трех форвардов персонально, в случае провалов их страховал четвертый игрок обороны — либеро, игравший зонально. Классическая схема «катеначчо» — «1-3-3-3».

Схема «1-3-3-3»

Однако на чемпионате мира 1966 года впервые в истории победу праздновала сборная Англии, которая придерживалась формулы «4-4-2» — вероятно, самой популярной футбольной схемы и по сей день. Смысл этого построения — в максимальном насыщении игроками центра поля в качестве плацдарма как для своих атак, так и для разрушения чужих. К тому же британцы фактически впервые ввели в обиход понятие «волнореза» — опорного полузащитник, главной задачей которого являются оборонительные действия, а не поддержка нападающих. Схема игры при этом меняется на «4-1-3-2».

Эфемерное торжество «тотального футбола»

1970-е годы стали золотым веком новой универсальной игровой схемы, которую принято называть «тотальным футболом». Квинтэссенция этой системы — взаимозаменяемость игроков, а ее основа — фундаментальная физическая подготовка. «Тотальный футбол» можно назвать идеальной схемой, в которой каждый футболист готов выступить в роли как защитника, так и полузащитника и даже нападающего. При этом тактическое построение не меняется, перемещаются только сами игроки.

Для того чтобы применять «тотальный футбол» на практике, в команде все десять полевых футболистов должны быть великолепно индивидуально, физически и тактически подготовлены. Такими игроками, к примеру, обладала сборная Нидерландов в 70-х годах прошлого века. Тогда команда «летучего голландца» Йохана Кройфа дважды выходила в финалы чемпионатов мира.

Схема «4-3-3»

Однако уязвимость подобной системы очевидна: десять футболистов физически не в состоянии поддерживать идеальную форму на протяжении всего сезона, даже с учетом ротации основного состава команды. Поэтому в наше время «тотальный футбол» используется лишь в отдельных, наиболее важных матчах.

«Тики-така» на «футбольный автобус»

В настоящее время футбольные клубы и сборные используют практически все известные схемы и построения прошлых лет, за исключением самых архаичных. Однако это не означает, что футбол перестал развиваться в плане тактики и стратегии.

К примеру, сборная Испании с 2008 по 2014 год использовала новую позиционную систему «тики-така», которая представляет собой сочетание короткого паса и непрерывного движения, направленное на сохранение контроля над мячом. Задача этой схемы — лишить соперника мяча, заставить его тратить силы в попытках отбора, при этом постепенно наращивая давление на ворота. Благодаря этой системе (испанцы для своей «тики-таки» чаще всего использовали схему «4-2-3-1») «красная фурия» дважды становилась в тот период чемпионом Европы и один раз — мира.

Схема «4-2-3-1»

Впрочем, «тики-таке» вскоре было найдено противоядие. Антагонистом «испанке» стал сугубо оборонительный футбольный «автобус», одним из апологетов которого является известный португальский тренер Жозе Моуриньо.

«Двухэтажный автобус», который команда как бы «паркует» у своих ворот, играется по формуле «4-4-2» (у Жозе она часто во время игры превращается в «6-2-2»). Главной целью четырех полузащитников и четырех хавбеков является оборона ворот от ударов из штрафной площади. Достигается это за счет плотной опеки нападающих противника и количества футболистов внутри и рядом со своей штрафной. По сути, подобная тактика позволяет сопернику наносить лишь дальние удары по воротам или использовать грубый навал.

Схема «4-4-2»

Благодаря своему незрелищному, но достаточно эффективному «автобусу» клубы Моуриньо дважды побеждали в Лиге чемпионов. Впрочем, португальский «автобус» тоже вскоре был опровергнут, ведь каждая новая эпоха приносит с собой в футбол новые (или переосмысленные старые) тактические и стратегические схемы. Поэтому эволюция тактики в футболе не исчерпает себя никогда.

Фото: Getty Images Russia

Материалы по теме:

vtbrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *