Аль джазира перевод названия – Значение и тайна имени Альджазира — Что означает имя Альджазира, его история происхождения, характеристика, совместимость, талисманы, гороскоп зодиака, именины и судьба

Новости

Содержание

Джазира - это... Что такое Аль-Джазира?

Аль-Джази́ра (араб. الجزيرة‎‎) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[1].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бин Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала Al Jazeera English.

В сеть Аль-Джазира входят несколько каналов:

  • Al Jazeera — международный новостной канал на арабском языке.
  • Al Jazeera English — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • Al Jazeera Documentary Channel — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • Al Jazeera Sports — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • Al Jazeera Mobasher (или Al Jazeera Live) — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • Al Jazeera Children’s Channel — канал для детей.
  • Baraem — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • Al Jazeera Balkans — международный новостной канал на сербском языке.

Критика

Во время Революции в Египте 2011 власти аннулировали аккредитацию журналистов Аль-Джазиры, по одной из версий, за разжигание беспорядков в стране[2]. По другой версии, за объективное освещение волнений в Египте, была остановлена трансляция со спутника Nilesat, но транслировалась на других дружественных телеканалах (Al-Hiwar, Al-Mustakilla и т. д.)[3][4]. В настоящее время трансляция с Nilesat идёт в обычном режиме.

Награды

В 2012 году Фонд Рузвельта (англ. Roosevelt Stichting) в рамках проекта «International Four Freedoms Award» присудил каналу «Аль-Джазира» победу в номинации «Свобода слова и выражения»[5]. Церемония награждения состоялась в Нидерландах с участием королевы Беатрикс[6].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Аль-Джазира — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Аль-Джази́ра (арабск. الجزيرة) — международная арабоязычная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[1].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бин Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала Al Jazeera English.

В сеть Аль-Джазира входят несколько каналов:

  • Al Jazeera — международный новостной канал на арабском языке.
  • Al Jazeera English — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • Al Jazeera Documentary Channel — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • Al Jazeera Sports — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • Al Jazeera Mobasher (или Al Jazeera Live) — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • Al Jazeera Children’s Channel — канал для детей.
  • Baraem — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.

Терри Миссан: “Аль-Джазира” основана гражданами Израиля[править]

3 октября 2011 года в Париже известный французский писатель и публицист Терри Миссан в статье, опубликованной на своём интернет-сайте, рассказал об истинной истории создания телеканала “Аль-Джазира”, который был основан двумя братьями Давидом и Жаном Фридманами, имеющими французское и израильское гражданство. По информации Терри Миссана, с самого начала своей деятельности телеканал “Аль-Джазира” опирался на содействие правительства Катара, выделившего для его организации не хватающей братьям суммы в 150 млн. американских долларов, и только по прошествии 5 лет был полностью им выкуплен. Целью телеканала изначально и до сих пор является создание мирового и арабского общественного мнения, выгодного западным стратегам мирового устройства. Завоевав доверие телеаудитории в ходе освещения событий войны в Арабском заливе в 1991 г. и событий в Ираке в 2003 г., “Аль-Джазира” развернула кампанию подготовки так называемой “арабской весны” 2011 года, фальсификаций фактов, происходящих в охваченных беспорядками странах с целью смены существующих в них режимов. В частности, особый размах эта кампания приобрела по отношению к событиям в САР, когда, выполняя заказ Запада, телеканал занялся фабрикацией видеосъёмок, подделкой свидетельств и откровенной ложью. Все эти усилия направлены на свержение власти в Сирии и изменение её национально-патриотического курса поддержки сил сопротивления в регионе, подтвердил Терри Миссан.

Во время Революции в Египте 2011 власти аннулировали аккредитацию журналистов Аль-Джазиры, по одной из версий, за разжигание беспорядков в стране[2]. По другой версии, за объективное освещение волнений в Египте, была остановлена трансляция со спутника Nilesat, но транслировалась на других дружественных телеканалах (Al-Hiwar, Al-Mustakilla и т.д.)[3][4]. В настоящее время трансляция с Nilesat идёт в обычном режиме.

traditio.wiki

Аль-Джазира Википедия

«Аль-Джази́ра» (араб. الجزيرة‎: [аль-джазира]) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[2].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бен Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала «Al Jazeera English».

В сеть «Аль-Джазира» входят несколько каналов:

  • «Al Jazeera» — международный новостной канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera English» — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • «Al Jazeera Documentary Channel» — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • «Al Jazeera Sports» — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera Mubasher» (или «Al Jazeera Live») — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • «Al Jazeera Children’s Channel» — канал для детей (с 1 апреля 2013 канал называется «Джим», от названия буквы арабского алфавита «ج»).
  • «Baraem» — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • «Al Jazeera Balkans» — международный новостной канал на сербском языке.

Роль «Аль-Джазира» в Арабской весне

Центральный офис в Катаре

«Аль-Джазира» считается эффективным инструментом внешней политики Катара[3], который нацелен на ослабление ключевых стран региона, таких как Египет, Ливия, Сирия и Саудовская Аравия. Во время Арабской весны телеканал использовался для создания мифа о ней как о сугубо демократической революции против тираний в регионе, а также для дестабилизации светских режимов в арабском мире[4].

Как отметила в своё время американская «The New York Times», протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона

[5]. Именно «Аль-Джазира» (вместе с телеканалом «Аль-Арабия») придумала и запустила механизм Арабской весны, которая меняет политический ландшафт Ближнего Востока[6].

Вклад в организацию революции 2011 года в Египте

Студия новостей

Считается, что во время египетских волнений 2011 года «Аль-Джазира» сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака[5]. Движущей силой революции стала поддерживаемая Катаром исламистская организация «Братья-мусульмане» (признана террористической некоторыми странами мира, в том числе Египтом[7] и Россией[8]). Заинтересованный в исламизации региона Катар[9] использовал Аль-Джазиру в качестве «рупора» этой организации[10].

Предоставляя эфир лидерам египетской оппозиции[5], транслируя обращения лидеров «Братьев-мусульман», призывавших жителей Египта выходить на улицы и присоединяться к противникам Хосни Мубарака, телеканал фактически выступил в качестве «организатора» уличных выступлений египетских исламистов. Очевидец событий, египетский писатель, офис которого находится на площади Тахрир, сообщает, что в самом начале волнений «Аль-Джазира» транслировала срочную новость о том, что на площади Тахрир собралось около миллиона человек. Выглянув в окно, писатель увидел, что в действительности на площади находится не более 200 человек

[11]. Однако из-за преувеличенных телеканалом данных количество протестующих на площади значительно возросло уже через час.

Одним из основных обвинений в адрес телеканала при освещении революционных событий в Египте в 2011 году также является однобокость подачи информации в пользу «Братьев-мусульман»[12]. Большую часть эфирного времени телеканал уделял протестам противников действовавшего президента и практически не показывал манифестации сторонников сохранения власти. Также операторы телеканала, используя невыгодные ракурсы, искусственно уменьшали численность сторонников Хосни Мубарака[13].

Власти Египта, посчитав, что предвзятое отношение «Аль-Джазира» к президенту Мубараку и сенсационная манера подачи материала способствуют разжиганию беспорядков в стране[14], аннулировали аккредитацию журналистов телеканала и закрыли доступ Аль-Джазиры к спутнику, через которое шло вещание

[15]. Однако информационная политика телекомпании достигла своей цели: в июне 2012 года представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси победил на президентских выборах.

Поддержка исламистов в Египте в 2013 году

В 2013 году в Египте нарастают недовольства населения проводимой Мурси политикой исламизации страны. В результате военного переворота к управлению страной приходят новые власти. Советник президента Египта Сукейна Фуад тогда заявила, что:

«Аль-Джазира утратила профессиональную объективность при освещении событий в Египте и занимается подстрекательством»[16].

Однако даже после смены власти и, несмотря на явное недовольство населения «Братьями-мусульманами», телеканал продолжал политику однобокой подачи информации в пользу исламистов. Несколько близких к «Аль-Джазира» источников подтвердили факт, что в эфир телеканала часто приглашали аналитиков, сочувствующих «Братьям-мусульманам»[17].

Канал продолжал исполнять роль инструмента реализации внешнеполитических целей Катара, стремящегося провести «суннизацию» арабского мира, а также ослабить ведущие страны региона путём дестабилизации их внутреннего положения.

Через два месяца после смены власти египетские исламисты в день отставки Мухаммеда Мурси вышли на улицы Каира выразить свою поддержку свергнутому президенту. «Аль-Джазира» обвинили в том, что она взяла на себя роль «координатора» уличных выступлений[18]. В то время, как телеканал транслировал угрозы исламистов «захватить все площади» в Каире и провинциальных городах, большая часть граждан отвернулась от «братьев» и отвергла их проект «исламизации государства»[19].

В ответ на это прокуратура Египта постановила задержать шефа бюро «Аль-Джазира» в Каире по обвинению в нарушении общественного порядка и создании угрозы национальной безопасности страны. В январе 2014 года в Египте за распространение лживой информации было возбуждено Судебное дело в отношении 20 корреспондентов «Аль-Джазира». Журналистам вменяли в вину принадлежность к террористическим организациям, подрыв национального единства и социального мира[20], а также распространение ложных сведений, создающих угрозу национальной безопасности[21]. Суд приговорил журналистов к различным срокам заключения — от 3 до 10 лет. Один из журналистов Питер Грете был освобождён 1 февраля 2015 года. Другой Мохамед Фадель Фахми имеет шансы на освобождение с лишением гражданства Египта и высылкой в Канаду (Мохамед является бипатридом).

Вклад в разжигание гражданской войны в Ливии

В феврале 2011 года вслед за египетскими событиями начинаются массовые волнения в Ливии, перешедшие в гражданскую войну между противниками и сторонниками Муаммара Каддафи. Транслируемые «Аль-Джазира» материалы способствовали эскалации конфликта и формированию искажённого восприятия ливийских событий у западных стран.

В. Чамов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Ливии в 2008—2011 годах, в своих воспоминаниях пишет:

«В январе-марте 2011 г. Аль-Джазира систематически способствовала разжиганию в Ливии братоубийственной розни и формированию извращенной картины случившегося там»[22].

Телеканал передал видео[23], на котором, как утверждала «Аль-Джазира», запечатлён расстрел демонстрантов ливийской армией. Однако внимательные телезрители среди них разглядели людей с зелёным флагом, символом ливийской Джамахирии. Расстрел демонстрации сторонников Каддафи был выдан за расправу ливийского лидера над своими противниками.

Позже «Аль-Джазира» передала сообщения о том, что ливийская авиация наносит удары по мирным демонстрантам и это привело к гибели в Киренаике 6 тыс. гражданских лиц[24]. Как выяснилось позже, никаких ударов с воздуха по манифестантам не было, а общее число жертв на востоке Ливии составило менее 200 человек[25]. СМИ большинства стран мира, не давая себе труда разобраться, что же на самом деле происходит в Ливии шли по пути наименьшего сопротивления и просто брали сюжеты у «Аль-Джазира», выдавая их за истину[22]. В результате этих информационных вбросов правительство Каддафи стало восприниматься как «кровавый режим», а сам ливийский лидер был обвинён в нарушении прав человека.

Совет Безопасности ООН, обеспокоенный нарушением прав человека в Ливии принял резолюцию 1970 и 1973. Говоря о резолюции 1970, М. Каддафи заявил, что «резолюция Совета Безопасности ООН впервые в истории человечества была принята на основании телевизионных репортажей»[22]. Таким же образом и резолюция № 1973 была согласована не на основе сообщений посольств стран-членов Совета Безопасности, а на основе сообщений «Аль-Джазиры» и других телеканалов[24].

Последнее решение установило над Ливией бесполётную зону и санкционировало интервенцию международной коалиции. После бомбардировки военной техники и инфраструктуры ливийской армии позиции ливийских повстанцев значительно окрепли. Муаммар Каддафи был схвачен и убит, а власть перешла к переходному Национальному совету.

Телеканал «Russia Today» заявил, что «Аль-Джазира» сфальсифицировала видео, которое способствовало признанию переходного Национального совета в качестве нового правительства Ливии[26]. Катарская телекомпания показала кадры[27], на которых ливийская оппозиция якобы штурмует Триполи. Однако эти выступления, якобы снятые журналистами на Зелёной площади, на самом деле были сняты заранее «Аль-Джазирой» в Катаре[28]. На легко замечаемые различия между реальной площадью в Ливии и той, что показал телеканал, указывает Елена Милинчич, корреспондент RT:

«Если приглядеться, на этой фотографии[29] (стоп кадр репортажа „Аль-Джазиры“ и фотография настоящей площади в Триполи) наглядно видно, что многие детали не совпадают. Во-первых, тот, кто сделал эту копию, забыл поместить эти пальмы на мнимой Зелёной площади Триполи. Во-вторых, среди украшений не хватает орнамента на арке и ещё многих деталей[28]».

Журналисты за свободу слова

В марте 2012 года в СМИ стали появляться сообщения о журналистах «Аль-Джазиры», которые увольнялись один за другим, протестуя против необъективного освещения телеканалом сирийских событий. Среди первых уволившихся были исполнительный директор бюро «Аль-Джазиры» в Бейруте Хасан Шаабан, продюсер этого же бюро Муса Ахмад и корреспондент Али Хашем. Муса Ахмад тогда заявил, что телеканал превратился в политический инструмент, который используется против режима сирийского президента Башара Асада[30].

После увольнения Али Хашем в интервью российскому телеканалу Россия-24 заявил, что сирийским властям с самого начала противостояли вооруженные формирования, а не мирные граждане, как всех пытались убедить СМИ. В этом же интервью журналист «Аль-Джазиры» дал следующий комментарий:

«Мы все работаем на какое-то СМИ, которое принадлежит определённому государству. И это всегда не благотворительный проект. У них всегда есть программа и определённые причины, по которым они создают своё СМИ. За всеми ведущими арабскими СМИ стояли государства. И между ними есть взаимопонимание, что некоторые режимы в регионе должны быть свергнуты. И это отчётливо видно на примере Башара Асада в Сирии. Все сосредоточились на том, чтобы этот режим пал любой ценой. Да, СМИ действительно искажают реальность. Происходит это потому, что сила СМИ сейчас в руках противников сирийского режима»[31].

12 июля 2013 года около 20 репортеров телеканала «Аль-Джазира» одновременно подали руководству заявления об увольнении. По словам журналистов, причиной такого шага стало необъективное освещение телекомпанией военного переворота в Египте. Как утверждают репортёры, руководство телеканала велело им вести репортажи из Каира, открыто поддерживая «Братьев-мусульман»[32], заставляло говорить неправду о происходящем в стране и тем самым подрывать авторитет родины и армии. Многие из пожелавших уволиться сотрудничали с каналом более 10 лет[33].

Потеря зрителей

Информационная политика катарского телеканала при освещении событий Арабской весны привела к тому, что в период с 2011 по 2013 он растерял 86 % своей аудитории. Количество зрителей «Аль-Джазиры» во всем мире за последние два года снизилось с 43 млн до 6 млн. В арабском мире телеканал перестали смотреть четверо из пяти человек. В Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии, Бахрейне, Алжире и Судане количество зрителей «Аль-Джазиры» снизилось на 60-90 %[34].

По словам нью-йоркской «Daily News», «Аль-Джазира» превратилась в «арабскую пропагандистскую организацию, которая контролируется средневековым катарским режимом и маскируется под медийную компанию»[35]. Взращенная Катаром с таким трудом «информационная сабля» — «Аль-Джазира» — полностью растратила свой кредит доверия недостоверными репортажами из пораженных «весной» стран[36].

Награды

В 2012 году Фонд Рузвельта (англ. Roosevelt Stichting) в рамках проекта «International Four Freedoms Award» присудил каналу «Аль-Джазира» победу в номинации «Свобода слова и выражения»[37]. Церемония награждения состоялась в Нидерландах с участием королевы Беатрикс[38].

Стоит отметить, что «Аль-Джазира», как и во времена интервенции Международных сил содействия безопасности в Афганистан, оказалась чуть ли не единственным источником информации о том, что происходит в городах, охваченных волнениями. В 2012 году за освещение Арабской весны и за предоставление «взгляда на происходящие события изнутри» Королевское телевизионное общество (Royal Television Society, RTS) Великобритании признало катарский телеканал «Аль-Джазира» лучшим новостным каналом года[39].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Аль-Джазира — Википедия

«Аль-Джази́ра» (араб. الجزيرة‎: [аль-джазира]) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[2].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бен Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала «Al Jazeera English».

В сеть «Аль-Джазира» входят несколько каналов:

  • «Al Jazeera» — международный новостной канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera English» — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • «Al Jazeera Documentary Channel» — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • «Al Jazeera Sports» — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera Mubasher» (или «Al Jazeera Live») — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • «Al Jazeera Children’s Channel» — канал для детей (с 1 апреля 2013 канал называется «Джим», от названия буквы арабского алфавита «ج»).
  • «Baraem» — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • «Al Jazeera Balkans» — международный новостной канал на сербском языке.

Роль «Аль-Джазира» в Арабской весне

Центральный офис в Катаре

«Аль-Джазира» считается эффективным инструментом внешней политики Катара[3], который нацелен на ослабление ключевых стран региона, таких как Египет, Ливия, Сирия и Саудовская Аравия. Во время Арабской весны телеканал использовался для создания мифа о ней как о сугубо демократической революции против тираний в регионе, а также для дестабилизации светских режимов в арабском мире[4].

Как отметила в своё время американская «The New York Times», протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона[5]. Именно «Аль-Джазира» (вместе с телеканалом «Аль-Арабия») придумала и запустила механизм Арабской весны, которая меняет политический ландшафт Ближнего Востока[6].

Вклад в организацию революции 2011 года в Египте

Студия новостей

Считается, что во время египетских волнений 2011 года «Аль-Джазира» сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака[5]. Движущей силой революции стала поддерживаемая Катаром исламистская организация «Братья-мусульмане» (признана террористической некоторыми странами мира, в том числе Египтом[7] и Россией[8]). Заинтересованный в исламизации региона Катар[9] использовал Аль-Джазиру в качестве «рупора» этой организации[10].

Предоставляя эфир лидерам египетской оппозиции[5], транслируя обращения лидеров «Братьев-мусульман», призывавших жителей Египта выходить на улицы и присоединяться к противникам Хосни Мубарака, телеканал фактически выступил в качестве «организатора» уличных выступлений египетских исламистов. Очевидец событий, египетский писатель, офис которого находится на площади Тахрир, сообщает, что в самом начале волнений «Аль-Джазира» транслировала срочную новость о том, что на площади Тахрир собралось около миллиона человек. Выглянув в окно, писатель увидел, что в действительности на площади находится не более 200 человек[11]. Однако из-за преувеличенных телеканалом данных количество протестующих на площади значительно возросло уже через час.

Одним из основных обвинений в адрес телеканала при освещении революционных событий в Египте в 2011 году также является однобокость подачи информации в пользу «Братьев-мусульман»[12]. Большую часть эфирного времени телеканал уделял протестам противников действовавшего президента и практически не показывал манифестации сторонников сохранения власти. Также операторы телеканала, используя невыгодные ракурсы, искусственно уменьшали численность сторонников Хосни Мубарака[13].

Власти Египта, посчитав, что предвзятое отношение «Аль-Джазира» к президенту Мубараку и сенсационная манера подачи материала способствуют разжиганию беспорядков в стране[14], аннулировали аккредитацию журналистов телеканала и закрыли доступ Аль-Джазиры к спутнику, через которое шло вещание[15]. Однако информационная политика телекомпании достигла своей цели: в июне 2012 года представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси победил на президентских выборах.

Поддержка исламистов в Египте в 2013 году

В 2013 году в Египте нарастают недовольства населения проводимой Мурси политикой исламизации страны. В результате военного переворота к управлению страной приходят новые власти. Советник президента Египта Сукейна Фуад тогда заявила, что:

«Аль-Джазира утратила профессиональную объективность при освещении событий в Египте и занимается подстрекательством»[16].

Однако даже после смены власти и, несмотря на явное недовольство населения «Братьями-мусульманами», телеканал продолжал политику однобокой подачи информации в пользу исламистов. Несколько близких к «Аль-Джазира» источников подтвердили факт, что в эфир телеканала часто приглашали аналитиков, сочувствующих «Братьям-мусульманам»[17].

Канал продолжал исполнять роль инструмента реализации внешнеполитических целей Катара, стремящегося провести «суннизацию» арабского мира, а также ослабить ведущие страны региона путём дестабилизации их внутреннего положения.

Через два месяца после смены власти египетские исламисты в день отставки Мухаммеда Мурси вышли на улицы Каира выразить свою поддержку свергнутому президенту. «Аль-Джазира» обвинили в том, что она взяла на себя роль «координатора» уличных выступлений[18]. В то время, как телеканал транслировал угрозы исламистов «захватить все площади» в Каире и провинциальных городах, большая часть граждан отвернулась от «братьев» и отвергла их проект «исламизации государства»[19].

В ответ на это прокуратура Египта постановила задержать шефа бюро «Аль-Джазира» в Каире по обвинению в нарушении общественного порядка и создании угрозы национальной безопасности страны. В январе 2014 года в Египте за распространение лживой информации было возбуждено Судебное дело в отношении 20 корреспондентов «Аль-Джазира». Журналистам вменяли в вину принадлежность к террористическим организациям, подрыв национального единства и социального мира[20], а также распространение ложных сведений, создающих угрозу национальной безопасности[21]. Суд приговорил журналистов к различным срокам заключения — от 3 до 10 лет. Один из журналистов Питер Грете был освобождён 1 февраля 2015 года. Другой Мохамед Фадель Фахми имеет шансы на освобождение с лишением гражданства Египта и высылкой в Канаду (Мохамед является бипатридом).

Вклад в разжигание гражданской войны в Ливии

В феврале 2011 года вслед за египетскими событиями начинаются массовые волнения в Ливии, перешедшие в гражданскую войну между противниками и сторонниками Муаммара Каддафи. Транслируемые «Аль-Джазира» материалы способствовали эскалации конфликта и формированию искажённого восприятия ливийских событий у западных стран.

В. Чамов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Ливии в 2008—2011 годах, в своих воспоминаниях пишет:

«В январе-марте 2011 г. Аль-Джазира систематически способствовала разжиганию в Ливии братоубийственной розни и формированию извращенной картины случившегося там»[22].

Телеканал передал видео[23], на котором, как утверждала «Аль-Джазира», запечатлён расстрел демонстрантов ливийской армией. Однако внимательные телезрители среди них разглядели людей с зелёным флагом, символом ливийской Джамахирии. Расстрел демонстрации сторонников Каддафи был выдан за расправу ливийского лидера над своими противниками.

Позже «Аль-Джазира» передала сообщения о том, что ливийская авиация наносит удары по мирным демонстрантам и это привело к гибели в Киренаике 6 тыс. гражданских лиц[24]. Как выяснилось позже, никаких ударов с воздуха по манифестантам не было, а общее число жертв на востоке Ливии составило менее 200 человек[25]. СМИ большинства стран мира, не давая себе труда разобраться, что же на самом деле происходит в Ливии шли по пути наименьшего сопротивления и просто брали сюжеты у «Аль-Джазира», выдавая их за истину[22]. В результате этих информационных вбросов правительство Каддафи стало восприниматься как «кровавый режим», а сам ливийский лидер был обвинён в нарушении прав человека.

Совет Безопасности ООН, обеспокоенный нарушением прав человека в Ливии принял резолюцию 1970 и 1973. Говоря о резолюции 1970, М. Каддафи заявил, что «резолюция Совета Безопасности ООН впервые в истории человечества была принята на основании телевизионных репортажей»[22]. Таким же образом и резолюция № 1973 была согласована не на основе сообщений посольств стран-членов Совета Безопасности, а на основе сообщений «Аль-Джазиры» и других телеканалов[24].

Последнее решение установило над Ливией бесполётную зону и санкционировало интервенцию международной коалиции. После бомбардировки военной техники и инфраструктуры ливийской армии позиции ливийских повстанцев значительно окрепли. Муаммар Каддафи был схвачен и убит, а власть перешла к переходному Национальному совету.

Телеканал «Russia Today» заявил, что «Аль-Джазира» сфальсифицировала видео, которое способствовало признанию переходного Национального совета в качестве нового правительства Ливии[26]. Катарская телекомпания показала кадры[27], на которых ливийская оппозиция якобы штурмует Триполи. Однако эти выступления, якобы снятые журналистами на Зелёной площади, на самом деле были сняты заранее «Аль-Джазирой» в Катаре[28]. На легко замечаемые различия между реальной площадью в Ливии и той, что показал телеканал, указывает Елена Милинчич, корреспондент RT:

«Если приглядеться, на этой фотографии[29] (стоп кадр репортажа „Аль-Джазиры“ и фотография настоящей площади в Триполи) наглядно видно, что многие детали не совпадают. Во-первых, тот, кто сделал эту копию, забыл поместить эти пальмы на мнимой Зелёной площади Триполи. Во-вторых, среди украшений не хватает орнамента на арке и ещё многих деталей[28]».

Видео по теме

Журналисты за свободу слова

В марте 2012 года в СМИ стали появляться сообщения о журналистах «Аль-Джазиры», которые увольнялись один за другим, протестуя против необъективного освещения телеканалом сирийских событий. Среди первых уволившихся были исполнительный директор бюро «Аль-Джазиры» в Бейруте Хасан Шаабан, продюсер этого же бюро Муса Ахмад и корреспондент Али Хашем. Муса Ахмад тогда заявил, что телеканал превратился в политический инструмент, который используется против режима сирийского президента Башара Асада[30].

После увольнения Али Хашем в интервью российскому телеканалу Россия-24 заявил, что сирийским властям с самого начала противостояли вооруженные формирования, а не мирные граждане, как всех пытались убедить СМИ. В этом же интервью журналист «Аль-Джазиры» дал следующий комментарий:

«Мы все работаем на какое-то СМИ, которое принадлежит определённому государству. И это всегда не благотворительный проект. У них всегда есть программа и определённые причины, по которым они создают своё СМИ. За всеми ведущими арабскими СМИ стояли государства. И между ними есть взаимопонимание, что некоторые режимы в регионе должны быть свергнуты. И это отчётливо видно на примере Башара Асада в Сирии. Все сосредоточились на том, чтобы этот режим пал любой ценой. Да, СМИ действительно искажают реальность. Происходит это потому, что сила СМИ сейчас в руках противников сирийского режима»[31].

12 июля 2013 года около 20 репортеров телеканала «Аль-Джазира» одновременно подали руководству заявления об увольнении. По словам журналистов, причиной такого шага стало необъективное освещение телекомпанией военного переворота в Египте. Как утверждают репортёры, руководство телеканала велело им вести репортажи из Каира, открыто поддерживая «Братьев-мусульман»[32], заставляло говорить неправду о происходящем в стране и тем самым подрывать авторитет родины и армии. Многие из пожелавших уволиться сотрудничали с каналом более 10 лет[33].

Потеря зрителей

Информационная политика катарского телеканала при освещении событий Арабской весны привела к тому, что в период с 2011 по 2013 он растерял 86 % своей аудитории. Количество зрителей «Аль-Джазиры» во всем мире за последние два года снизилось с 43 млн до 6 млн. В арабском мире телеканал перестали смотреть четверо из пяти человек. В Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии, Бахрейне, Алжире и Судане количество зрителей «Аль-Джазиры» снизилось на 60-90 %[34].

По словам нью-йоркской «Daily News», «Аль-Джазира» превратилась в «арабскую пропагандистскую организацию, которая контролируется средневековым катарским режимом и маскируется под медийную компанию»[35]. Взращенная Катаром с таким трудом «информационная сабля» — «Аль-Джазира» — полностью растратила свой кредит доверия недостоверными репортажами из пораженных «весной» стран[36].

Награды

В 2012 году Фонд Рузвельта (англ. Roosevelt Stichting) в рамках проекта «International Four Freedoms Award» присудил каналу «Аль-Джазира» победу в номинации «Свобода слова и выражения»[37]. Церемония награждения состоялась в Нидерландах с участием королевы Беатрикс[38].

Стоит отметить, что «Аль-Джазира», как и во времена интервенции Международных сил содействия безопасности в Афганистан, оказалась чуть ли не единственным источником информации о том, что происходит в городах, охваченных волнениями. В 2012 году за освещение Арабской весны и за предоставление «взгляда на происходящие события изнутри» Королевское телевизионное общество (Royal Television Society, RTS) Великобритании признало катарский телеканал «Аль-Джазира» лучшим новостным каналом года[39].

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Аль-джазира Википедия

«Аль-Джази́ра» (араб. الجزيرة‎: [аль-джазира]) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[2].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бен Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала «Al Jazeera English».

В сеть «Аль-Джазира» входят несколько каналов:

  • «Al Jazeera» — международный новостной канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera English» — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • «Al Jazeera Documentary Channel» — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • «Al Jazeera Sports» — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera Mubasher» (или «Al Jazeera Live») — политический канал (своеобразный аналог C-SPAN или BBC Parliament).
  • «Al Jazeera Children’s Channel» — канал для детей (с 1 апреля 2013 канал называется «Джим», от названия буквы арабского алфавита «ج»).
  • «Baraem» — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • «Al Jazeera Balkans» — международный новостной канал на сербском языке.

Роль «Аль-Джазира» в Арабской весне[ | ]

ru-wiki.ru

Аль-Джазира — WiKi

  Центральный офис в Катаре

«Аль-Джазира» считается эффективным инструментом внешней политики Катара[3], который нацелен на ослабление ключевых стран региона, таких как Египет, Ливия, Сирия и Саудовская Аравия. Во время Арабской весны телеканал использовался для создания мифа о ней как о сугубо демократической революции против тираний в регионе, а также для дестабилизации светских режимов в арабском мире[4].

Как отметила в своё время американская «The New York Times», протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона[5]. Именно «Аль-Джазира» (вместе с телеканалом «Аль-Арабия») придумала и запустила механизм Арабской весны, которая меняет политический ландшафт Ближнего Востока[6].

Вклад в организацию революции 2011 года в Египте

  Студия новостей

Считается, что во время египетских волнений 2011 года «Аль-Джазира» сыграла чрезвычайно важную роль в свержении светского режима Хосни Мубарака[5]. Движущей силой революции стала поддерживаемая Катаром исламистская организация «Братья-мусульмане» (признана террористической некоторыми странами мира, в том числе Египтом[7] и Россией[8]). Заинтересованный в исламизации региона Катар[9] использовал Аль-Джазиру в качестве «рупора» этой организации[10].

Предоставляя эфир лидерам египетской оппозиции[5], транслируя обращения лидеров «Братьев-мусульман», призывавших жителей Египта выходить на улицы и присоединяться к противникам Хосни Мубарака, телеканал фактически выступил в качестве «организатора» уличных выступлений египетских исламистов. Очевидец событий, египетский писатель, офис которого находится на площади Тахрир, сообщает, что в самом начале волнений «Аль-Джазира» транслировала срочную новость о том, что на площади Тахрир собралось около миллиона человек. Выглянув в окно, писатель увидел, что в действительности на площади находится не более 200 человек[11]. Однако из-за преувеличенных телеканалом данных количество протестующих на площади значительно возросло уже через час.

Одним из основных обвинений в адрес телеканала при освещении революционных событий в Египте в 2011 году также является однобокость подачи информации в пользу «Братьев-мусульман»[12]. Большую часть эфирного времени телеканал уделял протестам противников действовавшего президента и практически не показывал манифестации сторонников сохранения власти. Также операторы телеканала, используя невыгодные ракурсы, искусственно уменьшали численность сторонников Хосни Мубарака[13].

Власти Египта, посчитав, что предвзятое отношение «Аль-Джазира» к президенту Мубараку и сенсационная манера подачи материала способствуют разжиганию беспорядков в стране[14], аннулировали аккредитацию журналистов телеканала и закрыли доступ Аль-Джазиры к спутнику, через которое шло вещание[15]. Однако информационная политика телекомпании достигла своей цели: в июне 2012 года представитель «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси победил на президентских выборах.

Поддержка исламистов в Египте в 2013 году

В 2013 году в Египте нарастают недовольства населения проводимой Мурси политикой исламизации страны. В результате военного переворота к управлению страной приходят новые власти. Советник президента Египта Сукейна Фуад тогда заявила, что:

«Аль-Джазира утратила профессиональную объективность при освещении событий в Египте и занимается подстрекательством»[16].

Однако даже после смены власти и, несмотря на явное недовольство населения «Братьями-мусульманами», телеканал продолжал политику однобокой подачи информации в пользу исламистов. Несколько близких к «Аль-Джазира» источников подтвердили факт, что в эфир телеканала часто приглашали аналитиков, сочувствующих «Братьям-мусульманам»[17].

Канал продолжал исполнять роль инструмента реализации внешнеполитических целей Катара, стремящегося провести «суннизацию» арабского мира, а также ослабить ведущие страны региона путём дестабилизации их внутреннего положения.

Через два месяца после смены власти египетские исламисты в день отставки Мухаммеда Мурси вышли на улицы Каира выразить свою поддержку свергнутому президенту. «Аль-Джазира» обвинили в том, что она взяла на себя роль «координатора» уличных выступлений[18]. В то время, как телеканал транслировал угрозы исламистов «захватить все площади» в Каире и провинциальных городах, большая часть граждан отвернулась от «братьев» и отвергла их проект «исламизации государства»[19].

В ответ на это прокуратура Египта постановила задержать шефа бюро «Аль-Джазира» в Каире по обвинению в нарушении общественного порядка и создании угрозы национальной безопасности страны. В январе 2014 года в Египте за распространение лживой информации было возбуждено Судебное дело в отношении 20 корреспондентов «Аль-Джазира». Журналистам вменяли в вину принадлежность к террористическим организациям, подрыв национального единства и социального мира[20], а также распространение ложных сведений, создающих угрозу национальной безопасности[21]. Суд приговорил журналистов к различным срокам заключения — от 3 до 10 лет. Один из журналистов Питер Грете был освобождён 1 февраля 2015 года. Другой Мохамед Фадель Фахми имеет шансы на освобождение с лишением гражданства Египта и высылкой в Канаду (Мохамед является бипатридом).

Вклад в разжигание гражданской войны в Ливии

В феврале 2011 года вслед за египетскими событиями начинаются массовые волнения в Ливии, перешедшие в гражданскую войну между противниками и сторонниками Муаммара Каддафи. Транслируемые «Аль-Джазира» материалы способствовали эскалации конфликта и формированию искажённого восприятия ливийских событий у западных стран.

В. Чамов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Ливии в 2008—2011 годах, в своих воспоминаниях пишет:

«В январе-марте 2011 г. Аль-Джазира систематически способствовала разжиганию в Ливии братоубийственной розни и формированию извращенной картины случившегося там»[22].

Телеканал передал видео[23], на котором, как утверждала «Аль-Джазира», запечатлён расстрел демонстрантов ливийской армией. Однако внимательные телезрители среди них разглядели людей с зелёным флагом, символом ливийской Джамахирии. Расстрел демонстрации сторонников Каддафи был выдан за расправу ливийского лидера над своими противниками.

Позже «Аль-Джазира» передала сообщения о том, что ливийская авиация наносит удары по мирным демонстрантам и это привело к гибели в Киренаике 6 тыс. гражданских лиц[24]. Как выяснилось позже, никаких ударов с воздуха по манифестантам не было, а общее число жертв на востоке Ливии составило менее 200 человек[25]. СМИ большинства стран мира, не давая себе труда разобраться, что же на самом деле происходит в Ливии шли по пути наименьшего сопротивления и просто брали сюжеты у «Аль-Джазира», выдавая их за истину[22]. В результате этих информационных вбросов правительство Каддафи стало восприниматься как «кровавый режим», а сам ливийский лидер был обвинён в нарушении прав человека.

Совет Безопасности ООН, обеспокоенный нарушением прав человека в Ливии принял резолюцию 1970 и 1973. Говоря о резолюции 1970, М. Каддафи заявил, что «резолюция Совета Безопасности ООН впервые в истории человечества была принята на основании телевизионных репортажей»[22]. Таким же образом и резолюция № 1973 была согласована не на основе сообщений посольств стран-членов Совета Безопасности, а на основе сообщений «Аль-Джазиры» и других телеканалов[24].

Последнее решение установило над Ливией бесполётную зону и санкционировало интервенцию международной коалиции. После бомбардировки военной техники и инфраструктуры ливийской армии позиции ливийских повстанцев значительно окрепли. Муаммар Каддафи был схвачен и убит, а власть перешла к переходному Национальному совету.

Телеканал «Russia Today» заявил, что «Аль-Джазира» сфальсифицировала видео, которое способствовало признанию переходного Национального совета в качестве нового правительства Ливии[26]. Катарская телекомпания показала кадры[27], на которых ливийская оппозиция якобы штурмует Триполи. Однако эти выступления, якобы снятые журналистами на Зелёной площади, на самом деле были сняты заранее «Аль-Джазирой» в Катаре[28]. На легко замечаемые различия между реальной площадью в Ливии и той, что показал телеканал, указывает Елена Милинчич, корреспондент RT:

«Если приглядеться, на этой фотографии[29] (стоп кадр репортажа „Аль-Джазиры“ и фотография настоящей площади в Триполи) наглядно видно, что многие детали не совпадают. Во-первых, тот, кто сделал эту копию, забыл поместить эти пальмы на мнимой Зелёной площади Триполи. Во-вторых, среди украшений не хватает орнамента на арке и ещё многих деталей[28]».

В марте 2012 года в СМИ стали появляться сообщения о журналистах «Аль-Джазиры», которые увольнялись один за другим, протестуя против необъективного освещения телеканалом сирийских событий. Среди первых уволившихся были исполнительный директор бюро «Аль-Джазиры» в Бейруте Хасан Шаабан, продюсер этого же бюро Муса Ахмад и корреспондент Али Хашем. Муса Ахмад тогда заявил, что телеканал превратился в политический инструмент, который используется против режима сирийского президента Башара Асада[30].

После увольнения Али Хашем в интервью российскому телеканалу Россия-24 заявил, что сирийским властям с самого начала противостояли вооруженные формирования, а не мирные граждане, как всех пытались убедить СМИ. В этом же интервью журналист «Аль-Джазиры» дал следующий комментарий:

«Мы все работаем на какое-то СМИ, которое принадлежит определённому государству. И это всегда не благотворительный проект. У них всегда есть программа и определённые причины, по которым они создают своё СМИ. За всеми ведущими арабскими СМИ стояли государства. И между ними есть взаимопонимание, что некоторые режимы в регионе должны быть свергнуты. И это отчётливо видно на примере Башара Асада в Сирии. Все сосредоточились на том, чтобы этот режим пал любой ценой. Да, СМИ действительно искажают реальность. Происходит это потому, что сила СМИ сейчас в руках противников сирийского режима»[31].

12 июля 2013 года около 20 репортеров телеканала «Аль-Джазира» одновременно подали руководству заявления об увольнении. По словам журналистов, причиной такого шага стало необъективное освещение телекомпанией военного переворота в Египте. Как утверждают репортёры, руководство телеканала велело им вести репортажи из Каира, открыто поддерживая «Братьев-мусульман»[32], заставляло говорить неправду о происходящем в стране и тем самым подрывать авторитет родины и армии. Многие из пожелавших уволиться сотрудничали с каналом более 10 лет[33].

ru-wiki.org

Аль Джазира - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Аль-Джази́ра» (араб. الجزيرة‎: [аль-джазира]) — международная телекомпания со штаб-квартирой в Дохе, столице Катара. Создана в 1996 году по указу эмира Катара[2].

Миру стала известна после того, как стала освещать авиа- и ракетные удары войск коалиции по Афганистану и трансляции заявлений Усамы бен Ладена в эфире телеканала.

Название «Аль-Джазира» в переводе с арабского означает «остров» и подразумевает сокращение от арабского الجزيرة العربية (аль-Джазира аль-Арабийя) — традиционного арабского названия Аравийского полуострова, на котором расположен Катар.

У компании есть свой сайт в интернете, имеющий с 2003 также англоязычную версию — ныне официальный сайт канала «Al Jazeera English».

В сеть «Аль-Джазира» входят несколько каналов:

  • «Al Jazeera» — международный новостной канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera English» — глобальный информационный телеканал на английском языке.
  • «Al Jazeera Documentary Channel» — канал, предоставляющий документальные фильмы на арабском языке.
  • «Al Jazeera Sports» — популярный спортивный канал на арабском языке.
  • «Al Jazeera Mubasher» (или «Al Jazeera Live») — политический канал (своеобразный аналог или BBC Parliament).
  • «Al Jazeera Children’s Channel» — канал для детей (с 1 апреля 2013 канал называется «Джим», от названия буквы арабского алфавита «ج»).
  • «Baraem» — детский канал для младшего дошкольного возраста на арабском языке.
  • «Al Jazeera Balkans» — международный новостной канал на сербском языке.

Роль «Аль-Джазира» в Арабской весне[ | ]

Центральный офис в Катаре

«Аль-Джазира» считается эффективным инструментом внешней политики Катара[3], который нацелен на ослабление ключевых стран региона, таких как Египет, Ливия, Сирия и Саудовская Аравия[4]. Во время Арабской весны телеканал использовался для создания мифа о ней как о сугубо демократической революции против тираний в регионе, а также для дестабилизации светских режимов в арабском мире[5].

Как отметила в своё время американская «The New York Times», протесты, потрясшие арабский мир, имеют одно объединяющее звено — телеканал «Аль-Джазира», чье агрессивное освещение событий подогрело эмоции протестующих во всех столицах региона[6]. Именно «Аль-Джазира» (вместе с телеканалом «Аль-Арабия») придумала и запустила механизм Арабской весны, которая меняет политический ландшафт Ближнего Востока[7].

Вклад в организацию революции 2011 года в Египте[ | ]

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *