Актер нигматуллин – Талгат Нигматуллин | Восточные единоборства для самообороны: боевое искусство Арнис, Джит Кун До, рукопашный бой

Новости

Содержание

Талгат Нигматулин – биография, фото, личная жизнь, смерть в секте

Талгат Нигматулин: биография

Талгат Нигматулин – легенда советского кино. Поклонники называют его вторым Брюсом Ли. Актер всю жизнь совершенствовал себя, развивался духовно и искал смысл существования. Жизнь Нигматулина оборвалась трагически и неожиданно для многочисленных поклонников.

Детство и юность

Талгат Кадырович Нигматулин родился в 1949 году в марте, 5 числа. Принято считать, что родиной актера является город Кызыл-Кыя, что находится в Ошской области (Киргизская ССР). Однако, по словам Нигматулина, семья перебралась в Кызыл-Кыя через год после его рождения, а до этого жила в Ташкенте. Об этом он упоминал в интервью.

Актер Талгат Нигматулин

Нигматулины жили в скромном достатке. Мать занимала должность директора школы и воспитывала двух сыновей. Отец трудился в шахтах, рано ушел из жизни. Талгату тогда было около двух лет. Трагическая смерть кормильца подорвала материальное положение семьи. Детские годы – не самое счастливое время в биографии Нигматулина. Будущий актер с юношеских лет подрабатывал на сахарном заводе и в сапожной мастерской. Финансовое неблагополучие вынудило маму определить Талгата на время в детский дом.

Среди сверстников Нигматулин чувствовал себя неуверенно: смущался и мало разговаривал. Одна из причин молчаливости Талгата — плохое владение русским языком. К тому же мальчик часто болел и получал травмы в ходе активных игр.

Талгат Нигматулин в молодости

Ни тяжелое детство, ни проблемы со здоровьем не стали достаточным основанием опустить руки. Талгат стал посещать занятия по бальным танцам, заниматься легкой атлетикой, серьезно увлекся карате. Русский язык Нигматулин совершенствовал самостоятельно, читая бесчисленное множество книг. Переписал вручную «Войну и мир».

Получать высшее образование Нигматулин решил в Москве. Пытался поступить во ВГИК на режиссера, но безуспешно. Уезжать из столицы Талгат не спешил и подал документы в цирковое училище. Туда он поступил без проблем. В то время благодаря спорту Нигматулин был в прекрасной физической форме. Во время учебы интерес к боевым искусствам усилился, теперь занятия карате проходили на профессиональном уровне. Известно, что у актера черный пояс и статус чемпиона Узбекистана.

Талгат Нигматулин в фильме «Баллада о комиссаре»

Яркая внешность и харизма обеспечили Нигматулину путь в кино. Кстати, мать Талгата по национальности узбечка, отец – татарин. Колоритной внешностью он обязан смешению кровей. Талантливый и подтянутый юноша приглянулся сотрудникам «Мосфильма», и уже в 1967 году он впервые появился на экранах в образе белогвардейского офицера в картине «Баллада о комиссаре». Образ негодяя настолько укрепился за актером, что последующие его работы были преимущественно в таком амплуа.

С 1968 года Нигматулин – студент ВГИКа. Учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Знаменитыми сокурсниками будущей советской звезды были Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова.

Фильмы

После получения диплома о высшем образовании Талгат Кадырович в 1971 году принял решение уехать из Москвы. Актерскую карьеру он начинал в городе Ташкент на студии «Узбекфильм». В 1972 году вышел фильм «Седьмая пуля», через год – «Встречи и расставания». В 1976 году состоялась премьера «Сказания о Сиявуше».

Талгат Нигматулин в фильме «Седьмая пуля»

В 1979 году зритель увидел Талгата Нигматулина в его главном бессмертном образе пирата Салеха. Первый советский боевик «Пираты ХХ века» оказался культом начала 80 годов. В картине было все: острый сюжет и множество карате-приемов, которые до тех пор были в недосягаемости.

До выхода фильма приемы боевых искусств демонстрировать запрещалось. Премьера боевика привела в восторг 90 миллионов зрителей. Именно столько раз посмотрели киношедевр к 1980 году.

Талгат Нигматулин в фильме «Пираты ХХ века»

Мальчики с упоением смотрели на мастерство «советского Брюса Ли» и ловили каждое движение. Роль в «Пиратах ХХ века» досталась Талгату Нигматулину справедливо. Режиссер Борис Дуров заметил актера в спортивной школе Тадеуша Касьянова «На Маяковке» на одной из тренировок. У Дурова сомнений не было – это Салех.

В 1981 году Талгат Кадырович блестяще сыграл индейца Джо в «Приключених Тома Сойера и Гекльберри Финна», затем Самата в «Волчьей яме».

Талгат Нигматулин в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»

Талгат Нигматулин не нуждался в каскадерах, выполнял трюки и боевые приемы сам. Роли, которые актер успел воплотить, самобытные и яркие. Выделен ли ему эпизод, второстепенная или главная роль – каждая стала уникальной.

О Талгате Нигматулине говорят как о гениальном актере, однако еще в студенчестве он стал писать прозу и тяготел к поэзии. Ему принадлежат слова песни «Русские березы», были опубликованы несколько рассказов.

Личная жизнь

Во ВГИКе Талгат Нигматулин сблизился с Ириной Шевчук. Молодые люди учились в одном институте и часто общались. Пару лет Ирина и Талгат состояли в романтических отношениях. Но в силу возраста расстались, так как к семейной жизни оказались не готовы. После окончания учебного заведения Шевчук стала Заслуженной артисткой Украинской ССР.

Ирина Шевчук и Талгат Нигматулин

В 70-х годах в Ташкенте Нигматулин познакомился с Ларисой Кандаловой, некогда участницей вокально-инструментального коллектива «Ялла». Судьба свела их в компании общих друзей. Кандалова стала первой женой актера и родила дочь Урсулу в 1976 году. Эти отношения тоже оказались недолговечными.

Халима Хасанова с сыном Саидом Нигматулиным

После брака с Ларисой Кандаловой Нигматулин семь лет прожил с Халимой Хасановой. Этот союз так и останется самым длительным в жизни актера. Их совместный сын Саид 1980 года рождения стал актером драматического театра и кино, пойдя по отцовским стопам. С Халимой после долгих лет совместной жизни Талгат разошелся.

Последняя и самая сильная любовь Талгата Нигматулина – коллега Чолпан (Венера) Ибрагимова. Актеры встретились на съемочной площадке «Провинциального романа» и больше не расставались. Тогда Нигматулину исполнилось 33 года, а Венера была младше на 14 лет.

Талгат Нигматулин и Венера Ибрагимова

К 19-летней актрисе Талгат Кадырович на очередные съемки фильма с ее участием приехал на «Москвиче», забив автомобиль цветами. Прямо с работы актер повез возлюбленную в ЗАГС.

Поклонник Брюса Ли, Нигматулин решил назвать совместную с Венерой дочь Линдой в честь жены знаменитого зарубежного актера. Кроме того, такое же имя носила жена Пола Маккартни – любимого артиста Ибрагимовой. Девочка родилась в 1983 году.

Линда Нигматулина, дочь Талгата Нигматулина

Линда Нигматулина, как и отец, всю жизнь упорно трудилась. Дочь легенды пробивала дорогу в актерское будущее. Несмотря на известность отца, получить роль в первом фильме Линде оказалось непросто, однако теперь ее фильмография обширна.

Смерть Талгата Нигматулина

1980-е годы стали для Талгата Нигматулина роковыми. Вечно жаждущий докопаться до истины актер встретил Абая Борубаева и Мирзу Кымбатбаева, которые выдавали себя за ученого и целителя. Мужчины приглашали журналистов, актеров, режиссеров в секту под названием «Четвертый путь», проповедуя дзен-буддизм с эзотерическими обрядами и легендами. Родственники актера признались, что не видят причин, по которым Талгат мог уйти в секту. Предполагалось, что характер и желание познать неизведанное привели его туда.

Одно из последних фото Талгата Нигматулина

В 1981 году Мирза и Абай стали актерами десятиминутного ролика, снятого Нигматулиным. Окружающие фильм не оценили.

В 1985 году в секте «Четвертый путь» нашлись «неверные ученики» из Вильнюса, которые добровольно приняли решение уйти. По поручению Абая Талгат Кадырович должен был любым путем поставить на место непокорных и стрясти денег. В подобном бесчинстве актер принимать участие отказался, и это оказалось последним его решением.

Могила Талгата Нигматулина

Ночью 10 февраля 1985 года пятеро сектантов жестоко избивали Нигматулина. На следующий день он скончался от многочисленных травм и повреждений внутренних органов. Изуродованное тело нашли в ванной квартиры художника Калинаускаса (Вильнюс). По решению Венеры Нигматулиной актера кремировали. Захоронение находится в Ташкенте (кладбище «Чилонзор Ота»). На памятнике – полумесяц и звезды, несмотря на то, что Нигматулин принял православие.

По суду Борубаев и Кымбатбаев получили 14 и 10 лет заключения. Абай скончался от туберкулеза, а Мирза вышел на свободу и продолжил шарлатанство, пока не умер вследствие цирроза.

Жизнь Талгата закончилась страшной гибелью в секте. Актеру не исполнилось и 36 лет. В память о Нигматулине снят биографический фильм «Притча о жизни и смерти» режиссером Борисом Федоровым. В Кызыл-Кыя появилась улица, названная в честь актера.

Документальный фильм «Притча о жизни и смерти»

Фильмография

  • 1967 – «Баллада о комиссаре»
  • 1969 – «Ее имя – Весна»
  • 1971 – «Ночь на 14 параллели»
  • 1972 – «Седьмая пуля»
  • 1972 – «В черных песках»
  • 1973 – «Встречи и расставания»
  • 1976 – «Сказание о Сиявуше»
  • 1979 – «Пираты ХХ века»
  • 1981 – «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
  • 1982 – «У кромки поля»
  • 1983 – «Волчья яма»
  • 1985 – «Жизнь и бессмертие»

Фото

24smi.org

Талгат Нигматулин, Актер: фото, биография, фильмография, новости

Советский актер кино, режиссер, каскадер.

Талгат Кадырович Нигматулин родился в 1949 году в семье шахтера и учительницы в Киргизии. Рано начал проявлять склонность к искусству, писал стихи, рассказы, играл в театральной студии, занимался легкой атлетикой, единоборствами и бальными танцами.

После окончания школы уехал поступать на актерский факультет в Москву, но провалился на экзаменах. Чтобы не терять время и не уезжать из столицы, поступил в Училище циркового и эстрадного искусства. Учась в Цирковом, начал заниматься борьбой и достиг больших спортивных успехов.

Яркого спортсмена с восточной внешностью и несомненным актерским талантом заметили на «Мосфильме» и в 1967 году Нигматулин сыграл в своем первом фильме – «Баллада о комиссаре», после чего поступил во ВГИК. Играл в большом количестве фильмов производства «Узбекфильма» в период с 1971 по 1977 год. Популярность к актеру пришла после фильма«Пираты XX века», куда его пригласил играть друг студенчества – Николай Еременко.  

Тогда же определилось и амплуа Нигматулина – мрачные колоритные злодеи, такие как Салех из «Пиратов XX века», индеец Джо из «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна».

В последние годы жизни Талгат Нигматулин увлекся восточной философией: много занимался каратэ, изучал буддистские практики, был увлечен сектой Абая Борубаева. Трагически погиб в 1985 году, будучи до смерти избитым последователями Борубаева.

Судьба Нигматулина до сих пор волнует кинематографистов. Памяти актера посвящено несколько телепередач, снято 4 документальных фильма.

Личная жизнь Талгата Нигматулина

 

Нигматулин еще в молодости начал пользоваться большой популярностью у девушек благодаря необычной внешности и обаянию. Первой большой любовью артиста стала украинская актриса Ирина Шевчук, с которой они прожили больше трех лет, но расстались после возвращения Нигматулина в Ташкент. Там он познакомился с солисткой группы «Ялла»Ларисой Кандаловой, которая стала его первой женой. 

Второй женой Нигматулина стала Халима Хасанова. Вместе они прожили больше 7 лет, но актер расстался с ней вскоре после рождения сына Саида. 

Третья, последняя жена Талгата Нигматулина — Венера Ибрагимова — была его партнершей по фильму «Провинциальный роман». 

У Нигматулина осталось трое детей: дочь Урсула от первого брака, сын Саид (актер Саид Нигматулин) от второго и дочь Линда (актриса и певица Линда Нигматулина) от третьего. 

Талгат Нигматулин, Фильмография

 

  • Баллада о комиссаре (1967)
  • Седьмая пуля (1972)
  • В черных песках (1972)
  • Встречи и расставания (1973)
  • Хозяин воды (1975)
  • Сказание о Сиявуше (1976)
  • Вооружен и очень опасен (1977)
  • Пираты XX века (1979)
  • Какие наши годы! (1980)
  • Право на выстрел (1981)
  • Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)
  • Приказ: Перейти границу (1982)
  • Один и без оружия (1984)
  • Противостояние (1985)

www.vokrug.tv

Талгат Нигматулин биография | рейтинг, возраст Актёра. Биография Талгат Нигматулин сайт

Биография Талгат Нигматулин

Талга́т Кады́рович Нигмату́лин(тат. Тәлгать Кадыйр улы Нигъмәтулин, Təlğət Qadıyr uğlı Niğmətulin; 5 марта 1949, Кызыл-Кыя, Ошская область, Киргизская ССР — 11 февраля 1985, Вильнюс) — советский киноактёр.

Биография
Детские годы

Родился в узбекско-татарской семье в Киргизской ССР. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтёром и трагически погиб, когда Талгату не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги ещё подростком, работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьёзными травмами.

Однажды в пионерском лагере девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слёз. Тогда он поклялся сделать своё тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и лёгкой атлетикой, позже — восточными единоборствами. Талгат был чемпионом Узбекистана по карате.

Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, удивлялись тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал два тома «Войны и мира».
Образование

Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссёром. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в училище циркового и эстрадного искусства, куда его охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся кун-фу, познакомившись в Киргизии с мастером школы «Тигра-Дракона» Есеном Исмаиловым, Талгат около двух лет обучался у него. В результате он стал обладателем чёрного пояса, чемпионом Узбекистана по карате, а также занимал шестое место в чемпионате СССР по карате.

Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре».
« Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в чёрных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что впоследствии за ним закрепилось амплуа актёра, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…
Алишер Хамдамов
»

Во ВГИКе Нигматулин учился вместе с другими будущими звёздами: Николаем Ерёменко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями — Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук.

Творчество

В 1971 году, окончив ВГИК, Талгат Нигматулин поехал в Ташкент и стал актёром киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (1972), «Встречи и расставания» (1973), «Сказание о Сиявуше» (1976).

Всё свободное время актёр проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичюс. В одном из интервью Нигматулин сказал: «Этому замечательному режиссёру я многим обязан и в жизни, и в творчестве». В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы.

Если первые роли Талгата Нигматулина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Ерёменко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике — «Пираты XX века». На съёмки этого фильма Талгата и Николая Ерёменко-младшего пригласил режиссёр Борис Дуров. Актёры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублёров и каскадёров. Но все неудобства, связанные со съёмкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз.

Личная жизнь
Ирина Шевчук

Во время учёбы во ВГИКе институте Талгат познакомился с молодой студенткой, а ныне Заслуженной артисткой Украинской ССР, Ириной Шевчук:
« …У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись ещё до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…
Ирина Шевчук
»
Лариса Кандалова

После окончания ВГИКа и возвращения в Ташкент Талгат женился на певице Ларисе Кандаловой, которая одно время состояла в группе «Ялла». Она познакомилась с Талгатом в гостях у общих знакомых. К тому моменту Нигматулин снялся в фильме «Седьмая пуля». Девушку покорила его внимательность: у её московской подруги в Ташкенте заболела мать, и не с кем было оставить двух собак. Талгат помог забрать женщину из больницы, а когда Лариса сдавала сессию, забрал одну собаку к себе и ухаживал за ней.

Вскоре в их семье родилась дочь Урсула.
« Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов я забрала ребёнка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни.
Лариса Кандалова
»

О существовании 18-летней соперницы Халимы Хасановой Лариса узнала ещё во время беременности. В одном из интервью, уже после смерти Талгата, Лариса Кандалова так говорила о Халиме:

« Эта девочка мёртвой хваткой вцепилась в моего мужа. Она приходила к нам домой, мама Талгата открывала Халиме дверь и пыталась скрыть от меня её визиты — лгала, что это почтальон или соседка. Пусть Халима простит меня за эти слова, как я простила ее за причинённую мне в те годы боль. Она очень любила Талгата, жила только для него, по-моему, и материально его поддерживала — даже работала на стройке. Это очень мягкая и мудрая женщина, но и она с Талгатом рассталась…
Лариса Кандалова
»
Халима Хасанова

Халима стала второй женой Талгата. Она могла выносить сложный характер Талгата. Их сожительство продлилось семь лет, и эти отношения стали самыми долгими в жизни Нигматулина. 21 октября 1980 года у них родился сын Саид.
« Я безумно любила Талгата, хотя в наших отношениях случалось разное. Как-то встречали Новый год, вышли из квартиры в гости, а когда вернулись, обнаружили, что дверь захлопнулась. Так вот, на второй этаж по обледенелой водосточной трубе полезла я. Талгат это делать отказался: сказал, что ему страшно. Или вот другая история: когда Саид родился, муж перекупил коляску у мужчины, жена которого ждала ребёнка только через полгода. Талгат не просто вручил ему деньги, а пригласил случайного знакомого в ресторан, чтобы отметить покупку. В этом был весь Талгат — доброжелательный, открытый, компанейский. У него никогда не было врагов…

Халима Хасанова
»
Венера Ибрагимова

На съёмках фильма «Провинциальный роман» режиссёра Мелиса Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнёршей по съёмочной площадке была Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, Талгат приехал к ней на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увёз её в ЗАГС. Венере было 19 лет, Талгату — 33 года.

Это была по всем меркам актёрская семья. Супруги изредка виделись в перерывах между съёмками, жили скромно, но счастливо.

Талгат преклонялся перед творчеством Брюса Ли, жену которого звали Линдой, а Венера была ярой фанаткой звёздной пары Пола и Линды Маккартни, поэтому когда в семье Талгата и Венеры 14 мая 1983 года родилась дочь, её по обоюдному согласию назвали Линдой.

Венера старалась ни в чем не отставать от Талгата. Также стала заниматься карате. Получила чёрный пояс и стала кандидатом в мастера спорта.
Гибель

В начале восьмидесятых Талгат Нигматулин вступил в секту, во главе которой стояли уроженец города Фрунзе (ныне Бишкек) учёный Абай Борубаев и народный целитель, экстрасенс Мирза Кымбатбаев. В секту входили журналисты, писатели, художники. Сектанты исповедовали учение под названием «Четвертый путь», бывшее смесью дзен-буддизма и эзотерики. Для близких людей так и осталось загадкой, что искал самодостаточный человек у «духовных братьев». Вероятно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его в секту Борубаева.

В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют — десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Мирзу и Абая. Фильм был холодно принят и друзьями, и начальством.

Лариса Кандалова считает, что если б она была рядом, то и близко бы эту «шушеру» к Талгату не подпустила:
« Думаю, там были замешаны наркотики, потому что не только водочкой в этой секте баловались. Когда мы были вместе, никаких наркотиков у Талгата я не видела, правда, он выпивал, но этим грешили многие артисты. После общения с коллегами он часто возвращался подшофе.
Лариса Кандалова
»

Халима Хасанова о секте Борубаева:
« Когда расставались, меня душила тоска. Не покидало чувство, что я отдаю его в ненадёжные руки. Так и не поняла, почему он связался с сектой, чего ему не хватало. Знаю только, что, когда эти мошенники увидели мою фотографию, они уговорили Талгата расстаться со мной. Я умоляла его сделать выбор, пока он не исковеркал свою жизнь, но напрасно. Я один раз видела этих сектантов. Они поразили меня своей убогостью, ущербностью. Талгат среди них был как ясное солнце…
Халима Хасанова
»

В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.

В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, в доме № 49 по улице Ленина, в квартире художника Андрюса, пятеро «целителей» с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате до тех пор, пока к полудню 11 февраля не наступила смерть от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов.

Тело Талгата нашли в ванной, на нём было обнаружено 119 травм. Поскольку тело было сильно изуродовано, жена Венера приняла решение его кремировать. Незадолго до смерти Талгат крестился и принял православие. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».

Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, ещё одного соучастника убийства Нигматуллина — Мирзу Кымбатбаева — к 10 годам тюремного заключения, остальных участников преступления — к более коротким срокам. Абай Борубаев умер во время отбывания тюремного заключения от туберкулёза.
Память

В 2001 году одной из улиц Кызыл-Кыя, где родился актёр, было присвоено имя Талгата Нигматулина.
Фильмография

1. 1967 — Баллада о комиссаре — белогвардейский офицер
2. 1969 — Её имя — Весна — Пулат Садыков
3. 1971 — Ночь на 14-й параллели — Ситонг
4. 1972 — Седьмая пуля — Исмаил
5. 1972 — В чёрных песках — Таган
6. 1973 — Встречи и расставания — Исмаил
7. 1975 — Хозяин воды — Нигмат
8. 1976 — Сказание о Сиявуше (фильм) — Тулан
9. 1977 — Вооружён и очень опасен — индеец Джо
10. 1979 — Пираты XX века — пират Салех
11. 1980 — Какие наши годы! — Толик Кучкаров
12. 1981 — Право на выстрел — капитан «Киёси»
13. 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — индеец Джо
14. 1982 — Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж — «Весёлый»
15. 1982 — У кромки поля (фильм)
16. 1982 — Sonjas Rapport
17. 1982 — Приказ: перейти границу — японский смертник
18. 1983 — Волчья яма — Самат
19. 1984 — Один и без оружия — «Хан»
20. 1985 — Противостояние — Уразбаев
21. 1985 — Жизнь и бессмертие Сергея Лазо (фильм) — капитан-лейтенант Мацуми

bestactor.ru

Талгат Нигматулин — биография и семья

Биография

После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматуллина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР .


Детство

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в киргизком городке Кызыл-Кие в семье отца — татарина и матери — узбечки. Отец Талгата был шахтером. Он трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет. Семья жила бедно. Талгат начал зарабатывать еще подростком — работал на сахарозаводе, в сапожной мастерской. Матери, директору местной школы, трудно было одной тянуть двух сыновей. Талгата определили в детдом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Однажды в пионерском лагере симпатичная девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слез. Тогда он поклялся сделать свое тело красивым. С тех пор начались его занятия спортом, а позднее — восточными единоборствами, продолжавшиеся всю жизнь.

Талгат Нигматулин сдержал свое слово: из слабого, болезненного мальчика он превратился в красивого и сильного мужчину.

Как личность — Талгат Нигматулин сформировался под влиянием своего таланта, неодолимой жажды творчества. Еще мальчиком писал он стихи, ходил в драматический кружок, занимался бальными танцами, потом заинтересовался еще секцией легкой атлетики, увлекся борьбой. Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссером.

В Москву…

После окончания школы он отправился в Москву поступать во ВГИК. Но во ВГИК Талгата Нигматуллина приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его взяли охотно. Учась в цирковом училище, Талгат серьезно увлекся борьбой. Стал чемпионом Узбекистана, занимал почетное шестое место в чемпионате СССР .

Тогда он уже обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Когда читал сценарий, думал, что ничего не получится, нервничал очень. Но спасибо Галине Польских, которая помогла ему тогда. Постепенно роль стала вырисовываться.

Вспоминает кинорежиссер Алишер Хамдамов: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…»

ВГИК

В 1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой.

В это время произошла знаменательная встреча юноши с Юлианом Семеновым. Талгат Нигматулин снимался в фильме «Ночь на 14-й параллели», и автор сценария часто появлялся на площадке, помогая актерам. Они познакомились, и однажды студент, набравшись храбрости, прочитал писателю один из своих рассказов. Как же он был обрадован, когда Юлиан Семенов посоветовал не бросать этого занятия.

В институте Талгата настигла первая серьезная любовь. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне Заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…»

Ташкент

Окончив в 1971 году ВГИК, Талгат приехал в Ташкент и стал работать на студии «Узбекфильм». Тогда и появились его роли в фильмах «Седьмая пуля», «Встречи и расставания», «Сказание о Сиявуше».

Все свободное время актер проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие сценарные курсы. В тот год курс набирал легендарный В. Жалакявичус. «Этому замечательному режиссеру я многим обязан и в жизни, и в творчестве», — позже в одном из интервью скажет Талгат Нигматулин.

В Ташкете Талгат Нигматулин женится на певице Ларисе Кандаловой. Вскоре в их семье родилась дочь Урсула. Лариса вспоминает: «Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов забрала ребенка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни».

«Пираты ХХ века» и другие роли

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, но запомнился, как это часто бывает, по одной – «Пиратах ХХ века». Талгата и его друга Николая Еременко пригласил на съемки первого советского боевика по сценарию Станислава Говорухина режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров.

«Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным (пиратом Салехом). Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон», — вспоминал

Николай Еременко.

Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, сторицей были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. До сих пор этот фильм держит рекорд посещаемости.

Затем были роли и в других фильмах. Э

то — внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» — человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников. Эти образы

свидетельствуют: Нигматулин — актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Вспомним хотя бы его самурая — смертника в фильме «Приказ:перейти границу». В исполнении Нигматулина фанатик, превращенный в запрограммированную на убийство и гибель машину, — фигура одновременно и страшная и жалкая.

Личная жизнь

Халида Хасанова, его вторая жена, любила Талгата так, что могла выносить его сложный характер. Этот неофициальный брак продлился семь лет и стал самым долгим в жизни Нигматулина. «Меня поражало, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски, — вспоминает Халима Хасанова, — Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он переписал от руки два тома «Войны и мира».

Многие знали Талгата как доброжелательного, открытого, компанейского человека У него не было врагов. Сын Нигматулина и Халимы Хасановой — Саид окончил ВГИК, как и его отец, стал актером. Снимался в сериале «Моя граница», сыграл Ихтиандра в ремейке фильма «Человек-амфибия». Кроме того, Саид преподает во ВГИКе сценическое движение, верховую езду и фехтование. Все то, что когда-то его отец блестяще демонстрировал на экране.

На съемках фильма «Провинциальный роман» режиссера М.Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съемочной площадке была девушка с именем – Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, к ней приехал Талгат на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увез ее в ЗАГС. Так она стала Нигматулиной.

Это была по всем меркам актерская семья. Они изредка виделись в перерывах между съемками, жили скромно, но счастливо. В этом браке родилась дочь, которую по обоюдному согласию назвали Линдой. Так звали жену Брюса Ли, перед которым преклонялся Талгат. А его жена Венера была ярой фанаткой звездной пары Пола и Линды Маккартни. Сегодня Линда Нигматулина живет в Москве, много снимается в кино, поет. А ее мама Венера осталась жить в Казахстане. Там она звезда первой величины: снимается в кино, выступает на эстраде.

Трагедия

Талгат не ограничивается только съемкой в кино и занятиями каратэ, он пишет стихи, прозу, ставит фильмы. Появляется и еще одно увлечение – познание себя. В начале 80-х появились бесчисленные целители, лекари, экстрасенсы и другие шарлатаны. Большую популярность среди студентов и некоторой части интеллигенции получила секта под руководством мошенника Абая Борубаева и деревенского дурачка Мурзы Кымбатбаева. Со всего Союза съезжались к ним в далекий киргизский кишлак новоявленные паломники, о них писали в газетах, некоторые ученые мужи даже исследовали их талант в своих книгах. Среди почитателей «таланта» доморощенных гуру оказался и Талгат Нигматулин. Для известного актера, как и для многих других, они были духовными наставниками. Очевидно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его к ним.

В начале 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили основать собственную секту. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «разобрался» с непокорными. Но, произошла неожиданность, Талгат Нигматулин «учить» отказался. Тогда Абай перевел всю свою злость на него. Пятеро целителей в течение нескольких часов с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате, избивали до тех пор, пока не наступила смерть от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов». Когда пришла помощь, было уже поздно. Тело нашли в ванной. На теле актера было обнаружено 119 травм. Суд приговорил Абая Борубаева к 14 годам, Мирзу Кымбатбаева к 10 годам, остальных участников преступления к разным срокам заключения.

Почему человек, способный одним ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел, не издал ни звука и дал убить себя. Это до сих пор остается загадкой.

Послесловие

Прах Талгата Нигматулина захоронили в Ташкете. Улица в Кызыл-Кие, где родился актер, переименована в улицу Талгата Нигматулина.

За постановку художественного фильма о трагической судьбе актера и спортсмена Талгата Нигматуллина взялся режиссер Николай Попков, друг Талгата, он же написал сценарий фильма. В основе сценария – реальные события середины 80-х годов. В картине под рабочим названием «Талгат и Лоза» (в прокате «К вам пришел ангел») — главный герой, серьёзный и благородный человек, попадает под влияние властолюбивого сектанта-гуру и гибнет в результате своего трагического заблуждения. Роль Талгата исполнил актер Театра Романа Виктюка Фархат Махмудов, а главную героиню – юная московская актриса Евгения Лоза.

Вот что говорит о своем друге Талгате Нигматулине, художник Вячеслав Ахунов: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».

Фильмография:

1985 Противостояние

1984 Один и без оружия

1983 Волчья яма

1982 У кромки поля

1982 Sonjas Rapport

1982 Приказ: перейти границу

1982 Государственная граница.Фильм 3

1981 Провинциальный роман

1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна

1981 Право на выстрел

1980 Какие наши годы!

1979 Пираты XX века

1977 Вооружен и очень опасен

1976 Сказание о Сиявуше

1973 Встречи и расставания

1972 Седьмая пуля

1971 Ночь на 14-й параллели

1969 Ее имя Весна

1967 Баллада о комиссаре


facecollection.ru

Талгат Нигматуллин | Восточные единоборства для самообороны: боевое искусство Арнис, Джит Кун До, рукопашный бой

Он был одним из самых любимых актеров 70-х — 80-х. И настоящим секс-символом несмотря на то, что практически всегда играл отрицательные роли. Благодаря ему в нашу жизнь впервые вошли и стали безумно популярными восточные единоборства. Кроме игры на сцене и в театре, он сражался на татами, писал стихи и сценарии, ставил фильмы. Он был слишком нездешним, слишком экзотическим и слишком ярким. Он ушел из жизни совсем молодым, и тайна его трагической гибели до сих пор до конца не раскрыта.
Плейбой-сирота
Талгат Нигматуллин родился 5 мая 1949 года в городке Кызыл-Кия, тогда — Киргизская ССР. Хотя многие его друзья уверяют, что, по словам Талгата, его родиной были Фрунзе, Алма-Ата и даже Фергана. В его жилах текла киргиздкая, узбекская, русская и корейская кровь. Его отец Кадыр Нигматуллин, простой шахтер, погиб, когда мальчику не было и двух лет. По одной версии, стал жертвой несчастного случая в забое, по другой — налетел на нож в пьяной шахтерской драке. Мальчика воспитывала мать. О своем детстве и отрочестве актер практически ничего никому не рассказывал. Ходили слухи, что мать сама сдала его в детдом, где он провел несколько лет.
Сам актер не раз упоминал, что был замкнутым, нелюдимым и застенчивым. К тому же он очень плохо говорил по-русски и страдал от бесчисленных детских болезней. Язык якобы изучал, переписывая от руки произведения классиков XIX века, а здоровье укреплял, занимаясь бальными танцами в местном ДК. Жили Нигматуллины бедно, и зарабатывать для семьи Талгат начал еще подростком — работал на сахарозаводе, в сапожной мастерской, даже перепродавал ворованный хлопок: нормальная по тем временам профессия для трудного киргизского паренька.
Почему простой провинциальный юноша вдруг решил поступать на актерский, да еще не при родном «Киргизфильме», а в самой Москве, тоже теперь не объяснит никто. Правда, во ВГИК он попал не сразу, сначала поступив в Училище циркового и эстрадного искусства. Невероятно, но факт: уже через год с трудом говорящий по-русски, не имеющий ни малейшей протекции и даже опыта жизни в большом городе юноша с легкостью прошел все туры и был зачислен на легендарный курс Сергея Герасимова. А еще буквально за три года с ним произошли волшебные метаморфозы — из угловатого провинциала он превратился в лощеного восточного красавца, с гордой осанкой и аристократическими манерами. Он прекрасно одевался, напрочь избавился от акцента (даже писал на великом и могучем стихи под Пушкина!) и сводил с ума всех девчонок вокруг. Сниматься в кино Талгат начал еще на втором курсе. Сначала в массовке, потом в эпизодах, а в фильме «Баллада о комиссаре» (1, 968) у него была уже настоящая роль — обаятельного злодея-белогвардейца. На него сразу обратили внимание и… надолго определили в соответствующее амплуа.
Потом были роли японского милитариста в «Арене» (1970), басмача в «Седьмой пуле» (1972), индейского вождя «Вооружен и очень опасен» (1977). Его отрицательный дар расцвел пышным цветом.
Закончив учебу и имея возможность остаться в Москве, Талгат тем не менее распределяется в Узбекскую ССР, на местную киностудию. У него были поистине наполеоновские планы, но, оказавшись в Ташкенте, он неожиданно так увлекся восточными единоборствами, что чуть было не забросил карьеру актера.
Пират XX века
Про карате и про все остальные дальневосточные виды борьбы без оружия у нас знали тогда только понаслышке. Да, вроде бы есть какие-то японские мастера, которые ударом ладони разбивают кирпичи, но все это было на уровне легенд. В Узбекистане в 1960-х проживало много выходцев из Китая, бежавших от прелестей коммунистического режима Мао Дзе Дуна, а также искони обитавших здесь этнических корейцев. Некоторые из них свято хранили старинные навыки рукопашного боя и сопутствующей им «Философии Пути». Здесь полуофициально происходили региональные состязания и даже выступления на самом высоком уровне. Почему бы и нет, что не запрещено, то разрешено! Нам неизвестно, кто был первым учителем Нигматуллина, но дело свое он знал: через три года Талгат стал чемпионом республики. Трудно сказать, мог бы Талгат составить конкуренцию нынешним мастерам кунг-фу, но в те годы в Узбекистане он был абсолютным мэтром. Он тренировался по шесть часов в день, мог не спать по двое суток, пробегал по двадцать километров и легко выжимал свой собственный вес — 79 килограмм. Для парных занятий с тренером использовались лапы и макивары – необходимый атрибут тренировок. Его узнавали на улицах, у него просили автографы, с ним искали знакомства абсолютно все, от первого эшелона деятелей культуры до воров в законе и «акул социализма», среднеазиатских цеховиков, даривших ему баснословно дорогие подарки. Однажды просто так, в знак уважения, подогнали к подъезду новенькую белую «Волгу», стоившую в начале 70-х просто невозможных денег.
Пиком карьеры стал для Нигматуллина Малыш-Салех — главный злодей в фильме Бориса Дурова и Станислава Говорухина «Пираты XX века» (1979). Неповторимое обаяние порока, тонкая эмоциональная игра, великолепное владение своим телом… Сам он, кстати, об этой роли потом говорил довольно странно:
«Я сделал на съемочной площадке то, что должен был сделать и что умел. Мне тогда все было интересно. И я ничего не боялся. Вообще ничего».
Тогда сложилась ситуация, про которую обычно говорят: однажды он проснулся знаменитым. Поклонницы дежурили у его дверей, забрасывали актера цветами, ежедневно он получал десятки писем с признаниями в любви. К нему ехали фэны со всей страны — из Москвы, из Ленинграда, из Сибири, и называли его просто Малыш. Удивительно, люди, знавшие его в то время, утверждают, что актер абсолютно не был похож на своего героя. Он был застенчив и скромен, старался по возможности поговорить с каждым поклонником, и все время подшучивал над своей популярностью. С иронией относилась к ней и жена Талгата Венера. Вообще-то Талгат был жутко влюбчивым и невероятно романтичным человеком, у него уже было до встречи с ней два недолговечных брака: с актрисой Халидой Хасановой и певицей Ларисой Кандаловой. С начинающей актрисой Венерой Ибрагимовой, которая была младше его на 15 лет, все было по-другому: чемпион влюбился, как мальчишка, красиво ухаживал, а однажды просто украл девушку и увез ее в ЗАГС. Свидетелем на их свадьбе стал шофер такси. В 1983-м у них родилась дочь Линда. Талгат в ней буквально души не чаял. Карьера его складывалась блестяще — предложения сыграть очередного подлеца сыпались как из ведра. «Провинциальный роман», «Чужая пятерка», «Совсем пропащий», кроме того, он взялся за киносценарий и решил попробовать себя в качестве режиссера. Казалось, ничто не могло разрушить их счастья.
Всех нас согреет вера одна?
Нельзя не отметить, что в духовном плане в голове актера всегда царила полная неразбериха. Выросший в исламской семье и исламской среде, он никогда не был правоверным мусульманином. Не ходил в мечеть, не соблюдал постов и вообще не любил разговоров на эту тему. Друг Талгата и партнер по «Пиратам», актер и спортсмен Михаил Шперлинг, утверждает, что во время съемок в Москве тот крестился, но в церкви бывал крайне редко и подаренный ему кипарисовый крестик не носил. Занимаясь восточными единоборствами с китайскими и корейскими гуру, он очень увлекся философией буддизма, но беспокойство характера и жизнелюбие мешали ему отрешиться от мирских забот и сосредоточиться на погружении в нирвану. Поговаривали также, что в 1979-м актер общался с какими-то сатанистами, и якобы они путем своих адских заклинаний дали ему ту самую силу убеждения в роли Индейца Джо. Он словно подсознательно стремился к чему-то неведомому, потустороннему, и, будучи всенародно признанным кумиром, общался с очень странными людьми, как правило, жителями Катартала, бомжового и маргинального района узбекской столицы.
Конец 70-х в СССР отличался от 90-х, когда секты, пророки и гуру плодились как грибы после дождя. Но и в те годы были свои Асахары. По Киргизии и по соседним с ней республикам путешествовала странная пара — оборванец средних лет и респектабельный молодой человек в дорогом костюме и золотых очках. Одетого в лохмотья дервиша, практически не говорившего по-русски, звали Мирза Камбыбаев. У него было темное прошлое, наколки по всему телу и бездонные глаза убийцы. Имя юноши было Абай Борубаев, он принадлежал к золотой молодежи — его отец руководил крупным республиканским издательством. Что их объединяло, кроме муторного мистического учения, которое они проповедовали, непонятно. Но и само учение оставляет множество загадок. Они называли водку «чистой энергией» и обожествляли деньги, практиковали вхождение в транс и цитировали Коран. Вульгарная и даже временами смешная смесь суфизма, преклонения перед космосом и НЛО, апологии «лечебной любви», тем не менее действовала на людей завораживающе: у странной парочки по стране было несколько тысяч последователей, в числе которых были не только темные жители азиатских регионов и одинокие москвичи с нездоровой психикой, но и секретари райкомов, директора крупных предприятий и даже преподаватели вузов и профессора Академии наук. Они идеально дополняли друг друга: юркий европеизированный Борубаев и Камбыбаев, этакий киргизский Распутин — с гипнотизирующим взглядом, искусством подавления чужой воли и невероятной мужской силой. В некотором роде это была репетиция сценария действия страшных тоталитарных сект новой России, вроде братства Виссариона и Аум Синрике. Ставшие адептами учения Абая и Мирзы продавали свои квартиры, бросали семьи, отрекались от близких. По приказу Учителей они собирали милостыню на рынках, удовлетворяли их сексуальные прихоти, подвергались невероятным унижениям.
Елена ИВАШИНА, лектор МГУ, свидетельница на суде по делу Талгата Нигматуллина:
«Мирза периодически сажал меня на пол без одежды и кормил хлебом, отламывая по кусочку. Потом мы (ученики) по его команде участвовали в групповом сексе, а непокорных он заставлял участвовать в имитации собственных похорон».
Как и когда на их пути встретился артист, неизвестно. Но Венера, пожалуй, единственный здравомыслящий человек в этой компании, еще в начале 1980-х заметила очень нехорошие перемены в поведении мужа — он стал замкнутым, раздражительным, позабыл старых друзей. Она всячески старалась отвлечь его от нехороших связей, понимая, что за люди овладели волей ее супруга.
Примечательно, что в это время актер снимался в одном из лучших своих фильмов — в «Волчьей яме», где он играл молодого парня, который, связавшись с мафией, сам разрушил всю свою жизнь.
Последняя ночь в Вильнюсе
В 1985-м Нигматуллин решил уйти из-под влияния своих «наставников». Он понял, что дорога к самопознанию готова обернуться для него путем в бездну. Тем временем Мирза и Абай перебрались в Прибалтику: они очень полюбили почти европейский комфорт, да и с богатыми учениками там было полегче. Зачем девятого февраля Талгат полетел на встречу с ними в Вильнюс? Это мы уже никогда не узнаем. Скорее всего, он хотел лично сказать этим гуру последнее «нет!». Примечательно, что судьба дала ему шанс на спасение: в Ташкенте он опоздал на свой рейс и самолет едва не улетел без него, но знакомый начальник аэропорта на машине отвез его на взлетную полосу и втиснул в самолет. На квартире у художника Валентаса, где остановились «экстрасенсы», между Абаем и актером произошел разговор с глазу на глаз, и о чем шла речь нам уже никогда не узнать: по некоторым данным, Талгат отказался участвовать в расправе над каким-то литовским ослушником Абая. Тот вышел из комнаты через полчаса с искаженным ненавистью лицом, а потом сказал: убейте его! Убивали артиста долго, фактически всю ночь, с перерывами на чай и водку. Его били три молодых отморозка, хотевшие выслужиться перед «учителем». Но почему человек, способный одним правильным ударом нейтрализовать самого матерого противника, безропотно терпел издевательства, не издал ни звука, ни стона (у него было сломано десять костей!) и дал убить себя? И это тоже осталось тайной.
На суде Мирза и Абай поначалу симулировали сумасшествие, но все же получили по 12 лет колонии. Один из непосредственных участников убийства, бывший студент МГУ Григорий Бушмакин, сошел с ума прямо во время следственного эксперимента и окончил свои дни в психушке. Двое других скончались в СИЗО при загадочных обстоятельствах. А в официальных СМИ того времени началась настоящая травля на всех, кто занимался восточными единоборствами. По всей стране закрывались секции карате, и до начала Перестройки даже упоминать эти виды спорта было небезопасно.
***
Эпилог
Мы до сих пор смотрим картины с участием Талгата Нигматуллина — их всего ровно сорок. Кажется, что сняты они буквально вчера. Его сын от второго брака Сайд тоже стал актером — он сыграл в римейке «Человека-амфибии» и «Границе». Его дочь Линда сочетает модельный бизнес и кино — недавно снялась в американско-казахском блокбастере «Кочевник». А меньше года назад на экраны вышел художественно-биографический фильм Николая Глинского «К вам пришел ангел», посвященный судьбе артиста. В финале главного героя убивают злодеи, от которых он когда-то спас девушку, ставшую потом его женой. Но в жизни тайна его гибели еще ждет своей настоящей разгадки.

www.samooborona.info

Нигматуллин Т. — это… Что такое Нигматуллин Т.?

Талга́т Кады́рович Нигмату́ллин (тат. Təlğət Qadıyr uğlı Niğmətulin, Тәлгать Кадыйр улы Нигъмәтулин) (5 марта 1949, Кызыл-Кыя, Ошская область, Киргизская ССР — 11 февраля 1985, Вильнюс) — советский киноактёр, кинорежиссёр.

Биография

Детские годы

Родился в татарской семье в Киргизской ССР. Его детские годы прошли трудно. Отец Талгата был шахтёром, трагически погиб когда Талгату не было и двух лет. Талгат начал зарабатывать деньги ещё подростком — работая в различных местах: на сахарном заводе, в сапожной мастерской. Его мать была директором школы, но, несмотря на это, семья жила очень бедно. Матери сложно было воспитывать двух сыновей, поэтому Талгата определили в детский дом.

Рос он замкнутым, нелюдимым и застенчивым. Очень плохо говорил по-русски. Здоровье у мальчика было слабое, в раннем детстве он переболел рахитом. Активные игры со сверстниками обычно заканчивались слезами, синяками и шишками, а порой и более серьезными травмами.

Однажды в пионерском лагере симпатичная девочка отказалась танцевать с кривоногим сверстником. Обиженный Талгат убежал далеко в степь, чтобы никто не видел его слёз. Тогда он поклялся сделать своё тело красивым. С тех пор начались его занятия бальными танцами и лёгкой атлетикой, позже — восточными единоборствами.[1]

Отдушиной для нелюдимого Талгата были книги из обширной домашней библиотеки Нигматулиных. И через какое-то время все, кто его знал, удивлялись тому, как красиво, правильно и литературно Талгат говорил по-русски. Оказывается, чтобы лучше освоить язык, он от руки переписал два тома «Войны и мира».[2]

Образование

Самой же большой его мечтой было — стать кинорежиссёром. Это предопределило его поступление во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

После окончания школы Талгат отправился в Москву поступать во ВГИК. Но туда его приняли не сразу. После первой неудачи Талгат не захотел уезжать из Москвы, и поступил в Училище циркового и эстрадного искусства, куда его охотно взяли. Учась в цирковом училище, Талгат серьёзно увлёкся карате, в результате стал обладателем чёрного пояса, чемпионом Узбекистана по карате, а также занимал шестое место в чемпионате СССР по карате.[1]

Уже тогда Талгат обладал колоритной внешностью и несомненным талантом. Вскоре его заметили на «Мосфильме», предложив в 1967 году роль белогвардейского офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Как вспоминал кинорежиссёр Алишер Хамдамов:

«Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в чёрных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актёра, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…»[3]

Во ВГИКе Нигматуллин учился вместе с другими будущими звездами: Николаем Ерёменко-младшим, Вадимом Спиридоновым и четырьмя Натальями — Белохвостиковой, Гвоздиковой, Аринбасаровой и Бондарчук.

Творчество

В 1971 году, окончив ВГИК Талгат Нигматуллин поехал в Ташкент и стал актёром киностудии «Узбекфильм». Тогда появились его первые роли в фильмах «Седьмая пуля» (1972), «Встречи и расставания» (1973), «Сказание о Сиявуше» (1976).

Всё свободное время актёр проводил дома и писал. В Ташкенте были опубликованы некоторые рассказы Нигматулина, и даже готовилась к изданию первая книга прозы. Кинодраматург Одельша Агишев, прочитав кое-какие вещи, посоветовал Талгату поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР. В тот год курс набирал легендарный Витаутас Жалакявичус. В одном из интервью Нигматуллин сказал: «Этому замечательному режиссёру я многим обязан и в жизни, и в творчестве».[3] В 1978 году Талгат успешно окончил эти курсы.

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Ерёменко, у него начали появляться и более значительные роли. Например, роль Салеха в первом советском боевике — «Пираты XX века». На съёмки этого фильма Талгата и Николая Ерёменко-младшего пригласил режиссёр Борис Дуров. Актёры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублёров и каскадёров. Но, все неудобства, связанные со съёмкой фильма, были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз.

Личная жизнь

Ирина Шевчук

Во время учёбы во ВГИКе институте Талгат познакомился с молодой студенткой, а ныне Заслуженной артисткой Украинской ССР, Ириной Шевчук. Вот как она вспоминала тот роман:

«…У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись ещё до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…»[3]

Лариса Кандалова

После окончания ВГИКа и возвращения в Ташкент Талгат женился на певице Ларисе Кандаловой, которая одно время состояла в группе «Ялла». Она познакомилась с Талгатом в гостях у общих знакомых. К тому моменту Нигматуллин снялся в фильме «Седьмая пуля». Девушку покорила его внимательность: у её московской подруги в Ташкенте заболела мама, и не с кем было оставить двух собак. Талгат помог забрать женщину из больницы, а когда Лариса сдавала сессию, забрал одну собачку к себе и ухаживал за ней.[2]

Вскоре в их семье родилась дочь Урсула. Лариса вспоминает:

«Меня покорили его внимательность, умение дружить. Но семьянин из него не получился. Мы прожили вместе всего год. Влюбчивость и увлечения Талгата другими женщинами я воспринимала как предательство. В конце концов я забрала ребёнка и ушла от него. В тот момент он был абсолютно не готов к семейной жизни»[3]

О существовании 18-летней соперницы Халимы Хасановой Лариса узнала ещё во время беременности. В одном из интервью, уже после смерти Талгата, Лариса Кандалова так говорила о Халиме:

«Эта девочка мёртвой хваткой вцепилась в моего мужа. Она приходила к нам домой, мама Талгата открывала Халиме дверь и пыталась скрыть от меня её визиты — лгала, что это почтальон или соседка. Пусть Халима простит меня за эти слова, как я простила ее за причинённую мне в те годы боль. Она очень любила Талгата, жила только для него, по-моему, и материально его поддерживала — даже работала на стройке. Это очень мягкая и мудрая женщина, но и она с Талгатом рассталась…»[2]

Халима Хасанова

Халима стала второй женой Талгата. Она могла выносить сложный характер Талгата. Их неофициальный брак продлился семь лет и стал самым долгим в жизни Нигматулина. 21 октября 1980 года у них родился сын Саид.

В одном из интервью Халима Хасанова так описала жизнь с Талгатом Нигматуллиным:

«Я безумно любила Талгата, хотя в наших отношениях случалось разное. Как-то встречали Новый год, вышли из квартиры в гости, а когда вернулись, обнаружили, что дверь захлопнулась. Так вот, на второй этаж по обледенелой водосточной трубе полезла я. Талгат это делать отказался: сказал, что ему страшно. Или вот другая история: когда Саид родился, муж перекупил коляску у мужчины, жена которого ждала ребенка только через полгода. Талгат не просто вручил ему деньги, а пригласил случайного знакомого в ресторан, чтобы отметить покупку. В этом был весь Талгат — доброжелательный, открытый, компанейский. У него никогда не было врагов…»[2]

Венера Ибрагимова

На съёмках фильма «Провинциальный роман» режиссёра М. Убукеева, где Талгат Нигматулин играл главную роль, его партнершей по съёмочной площадке была Венера Ибрагимова. Она и стала последней настоящей любовью Талгата. Когда Венера снималась в очередном фильме, Талгат приехал к ней на старом «Москвиче», который был буквально завален цветами, и увёз её в ЗАГС.[3]

Это была по всем меркам актёрская семья. Супруги изредка виделись в перерывах между съёмками, жили скромно, но счастливо.

Талгат преклонялся перед творчеством Брюса Ли, жену которого звали Линдой, а Венера была ярой фанаткой звёздной пары Пола и Линды Маккартни, поэтому когда в семье Талгата и Венеры 14 мая 1983 года родилась дочь, её по обоюдному согласию назвали Линдой.

Гибель

В начале восьмидесятых Талгат Нигматулин вступил в секту уроженца города Фрунзе (ныне Бишкек) Абая Борубаева. Для близких людей так и осталось загадкой, что искал самодостаточный человек у «духовных братьев», но очередное увлечение актера стоило ему жизни. Очевидно, свойственное Талгату стремление к неизведанному и привело его в секту Борубаева.

В 1981 году Талгат нашёл деньги на режиссёрский дебют — десятиминутный фильм «Эхо», в котором он снял Мирзу Кымбатбаева (был помощником Борубаева) и Абая. Фильм был холодно принят и друзьями и начальством.

Лариса Кандалова считает, что если б она была рядом, то и близко бы эту «шушеру» к Талгату не подпустила:

«Думаю, там были замешаны наркотики, потому что не только водочкой в этой секте баловались. Когда мы были вместе, никаких наркотиков у Талгата я не видела, правда, он выпивал, но этим грешили многие артисты. После общения с коллегами он часто возвращался подшофе»[2]

Халима Хасанова о секте Борубаева:

«Когда расставались, меня душила тоска. Не покидало чувство, что я отдаю его в ненадёжные руки. Так и не поняла, почему он связался с сектой, чего ему не хватало. Знаю только, что, когда эти мошенники увидели мою фотографию, они уговорили Талгата расстаться со мной. Я умоляла его сделать выбор, пока он не исковеркал свою жизнь, но напрасно. Я один раз видела этих сектантов. Они поразили меня своей убогостью, ущербностью. Талгат среди них был как ясное солнце…»[2]

В начале февраля 1985 года в «школе» Мирзы и Абая произошёл раскол: несколько учеников из Вильнюса решили выйти порвать отношения с сектой. Для выяснения обстановки на место выехал сам Абай. Он решил пригласить к себе Нигматулина, чтобы тот «выколотил» деньги из непокорных, но Талгат отказался участвовать в рэкете, за что поплатился жизнью.

В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, в доме № 49 по улице Ленина, в квартире художника Андрюса, пятеро «целителей» с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося чемпиона по карате до тех пор, пока к полудню 11 февраля не наступила смерть от «несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов».

Тело Талгата нашли в ванной. На его теле было обнаружено 119 травм. Поскольку тело актёра было сильно изуродовано, жена Венера вопреки мусульманским законам приняла решение кремировать. Процедуру кремации провели в Каунасе. Прах Талгата захоронили в Ташкенте на кладбище «Чилонзор Ота».

Суд приговорил Абая Борубаева — к 14 годам, ещё одного соучастника убийства Нигматуллина — Мирзу Кымбатбаева — к 10 годам тюремного заключения, остальных участников преступления — к более коротким срокам. Абай Борубаев умер во время отбывания тюремного заключения от туберкулёза.[2]

В 2001 году одной из улиц Кызыл-Кыя, где родился актёр, было присвоено имя Талгата Нигматулина.

Фильмография

  1. 1967 — Баллада о комиссаре.
  2. 1969 — Её имя Весна
  3. 1971 — Ночь на 14-й параллели
  4. 1972 — Седьмая пуля
  5. 1973 — Встречи и расставания
  6. 1976 — Сказание о Сиявуше
  7. 1977 — Вооружён и очень опасен
  8. 1977 — Время и герои Франсиса Брет Гарта
  9. 1979 — Пираты XX века — Салех
  10. 1980 — Какие наши годы!
  11. 1981 — Право на выстрел
  12. 1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — индеец Джо
  13. 1982 — Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж — «Весёлый»
  14. 1982 — У кромки поля
  15. 1982 — Sonjas Rapport
  16. 1982 — Приказ: перейти границу
  17. 1983 — Волчья яма
  18. 1984 — Один и без оружия
  19. 1985 — Противостояние
  20. 1985 — Жизнь и бессмертие Сергея Лазо — капитан-лейтенант Мацуми

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Талгат Кадырович Нигматулин

ВГИК

В1968 году Талгата приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вместе с ним учились Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбосарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. За годы учебы он полностью избавился от акцента и из угловатого провинциала превратился в лощеного восточного красавца с аристократическими манерами. Талгат прекрасно одевался и писал стихи, подражая Пушкину. Позже он начал заниматься прозой.

В это время произошла знаменательная встреча юноши с Юлианом Семеновым. Талгат Нигматулин снимался в фильме «Ночь на 14-й параллели», и автор сценария часто появлялся на площадке, помогая актерам. Они познакомились, и однажды студент, набравшись храбрости, прочитал писателю один из своих рассказов. Как же он был обрадован, когда Юлиан Семенов посоветовал не бросать этого занятия.

В институте Талгата настигла первая серьезная любовь. Его избранницей стала молодая студентка ВГИКа, ныне Заслуженная артистка Украины, Ирина Шевчук. Вот что вспоминает об этом романе, в одном из интервью, сама актриса: «…У нас был большой долгий роман — практически два года неразлучно, а потом… мы встречались и расставались. Он был опытнее меня, а я, наверное, была слишком маленькая. У меня все было только в мечтах, в книжках. Окончательно разошлись еще до окончания института. Для меня это стало тяжелым переживанием…»

«Пираты ХХ века» и другие роли

Если первые роли Талгата Нигматуллина были небольшими и незначительными, то постепенно, благодаря таланту и дружбе с Николаем Еременко, у него начали появляться и хорошие роли. Талгат Нигматулин снялся в четырех десятках картин, но запомнился, как это часто бывает, по одной – «Пиратах ХХ века». Талгата и его друга Николая Еременко пригласил на съемки первого советского боевика по сценарию Станислава Говорухина режиссер Борис Дуров. Актеры настолько азартно взялись за дело, что даже отказались от помощи дублеров и каскадеров.

«Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным (пиратом Салехом). Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон», — вспоминал

Николай Еременко.

Но, все неудобства, связанные со съемкой фильма, сторицей были возмещены оглушительным успехом картины. На просмотрах фильма стояли неизменные очереди, многие ходили на фильм по несколько раз. До сих пор этот фильм держит рекорд посещаемости.

Затем были роли и в других фильмах. Это — внешне сдержанный, замкнутый Назар в «Провинциальном романе», опытный и изворотливый капитан разведывательной шхуны в фильме «Право на выстрел», Индеец Джо в «Приключениях Тома Сойера», Самат в картине «Волчья яма» — человек, много напутавший в своей жизни и жизни близких ему людей, но находящий в себе силы вырваться из «волчьей ямы» преступников. Эти образы

свидетельствуют: Нигматулин — актер широкого исполнительского диапазона. В каждой, даже небольшой роли он стремился найти побудительные мотивы поступков своего героя, сделать образ убедительным и объемным. Вспомним хотя бы его самурая — смертника в фильме «Приказ:перейти границу». В исполнении Нигматулина фанатик, превращенный в запрограммированную на убийство и гибель машину, — фигура одновременно и страшная и жалкая.

fishki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *