Тактика игры в футбол 6 на 6 – Футбол 6 на 6. Женские команды. Тактика игры УрФУ — Красноярск

Разное

ОГЛАВЛЕНИЕ. 6 Тактика игры в мини-футбол Тактика нападения 15

Транскрипт

1 1

2 ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1 Пояснительная записка 3 2 Требования к уровню подготовки занимающихся 5 3 Учебно тематический план 1 года обучения 6 4 Календарно-тематический план 1 года обучения 7 5 Краткое описание содержания программного материала Теоретическая подготовка Общая и специальная физическая подготовка Техническая подготовка Тактика игры в мини-футбол Тактика нападения Тактика защиты Тактика игры вратаря Средства контроля 16 8 Нормативные требования для учащихся учебно-тренировочных 17 групп 9 Содержание и методика проведения контрольных испытаний Специальная подготовка Самоконтроль в подготовке 21 Литература 23 2

3 1. Пояснительная записка Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Минифутбол для мальчиков» (далее — программа), рассчитана на 2 года обучения и включает в себя следующее: 1 год: 144 часа, из них 6 часов теоретических занятий, 6 часов — текущий контроль, 8 часа инструкторская и судейская практика, 8 часов медицинское обследование. Программа построена с учетом возрастных особенностей, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы 7-11 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Целью занятий являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам, воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма. Основным принципом работы на учебно-тренировочном этапе должна быть универсальность подготовки занимающихся с переходом к игровой специализации (по амплуа). При этом на данном этапе начальной специализации решаются следующие задачи: — укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию; — развитие физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости; — овладение основными техническими приемами мини-футбола и совершенствование в тактических действиях; — овладение основными индивидуальными и групповыми тактическими действиями; — приобщение к соревновательной деятельности на уровне, района. 3

4 Изучение теоретического материала осуществляется в форме минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). В ходе практических занятий учащиеся группы получат навыки судейства игр по футболу и мини-футболу и навыки инструктораобщественника. Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены, правила игры. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Каждый учащийся группы должен уметь заполнить протокол соревнований, написать заявку, составить игровую таблицу, уметь организовать соревнования по мини — футболу. Инструкторская практика проводится не только в отведённое учебным планом время, но и в процессе учебно-тренировочных занятий. Задача инструкторской практики — научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой. Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Учащиеся группы получают задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств и индивидуальной техники владения мячом. Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей. Специальная физическая подготовка предусматривает развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. 2. Требования к уровню подготовки учащихся Занимающиеся данной учебной группы: (возраст 7-11 лет) на учебнотренировочном этапе подготовки должны владеть игровыми ситуациями и достичь определенного уровня специальной подготовки при выполнении сложных приёмов 4

5 владения мячом на скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень морально волевых качеств. В процессе обучения и тренировки, занимающиеся должны приобрести следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по мини-футболу: — освоить терминологию, принятую в мини-футболе; — уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и соревнований; — уметь вести наблюдение за партнерами во время занятий, определять и исправлять ошибки в выполнении ими приемов; — уметь вести наблюдение за партнерами во время двусторонних, товарищеских и календарных игр, определять и указывать на допущенные ими ошибки в выполнении технико-тактических приемов и общего плана игры; составить конспект и провести разминку в группе; — принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в качестве 1-го и 2-го судьи, хронометриста; — правильно заполнить протокол игр. 5

6 раздела, темы 3. Учебно-тематический план 1 года обучения Наименовани е разделов, тем Всего часов В том числе теория практика контроль 1 Техническая подготовка Различные способы перемещения Удары по мячу ногой Удары по мячу головой Прием (остановка) мячей Ведение мяча Обманные движения (финты) Отбор мяча 8 8 Комплексное выполнение 1.8 (сочетание) изученных 8 технических приемов с 8 мячом 2 Тактическая подготовка Понятие о тактической системе и стиле игры Тактика игры в атаке Тактика игры в обороне Тактика игры вратаря Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Игровая подготовка Соревнования Восстановительные мероприятия 8 Инструкторская и судейская практика Медицинское обследование Подготовка в условиях спортивнооздоровительного лагеря Итого:

7 4. Календарно-тематический план 1 года обучения месяц сентя брь октяб рь ноябр ь Примерная дата Название тем и разделов Общее кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практики 1 Вводное занятие, инструктаж по ТБ, знакомство с группой 3 Разъяснение правил игры в мини-футбол, разминка, втягивающая тренировка 8 Отработка техники передвижения и владения 2-2 мячом: остановка прием мяча. 10 Разминка, удары по воротам, игра Разминка. Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча Разминка, удары по воротам, игра в квадрат, 2 2 игра 22 Разминка, удары по воротам, игра Физподготовка. Челночный бег, бег с 2 2 изменением направления, игра 29 удары по воротам, обводка стоек. Игра Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, 2 2 остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой, игра 6 Разминка, удары по воротам, игра Разминка, обводка стоек, ведение мяча обеими 2 2 ногами, игра 13 Разминка, удары по воротам, игра в квадрат, 2 2 игра 15 Разминка, отработка игры в одно касание, игра 2 2 в ручной мяч, удары по воротам, игра 20 Разминка, удары по воротам, игра в квадрат, 2 2 игра на удержание, футбол 22 Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии 2 2 через круг легкого бега, челночный бег, игра 27 Разминка, удары по воротам, игра в квадрат, 2 2 игра 29 Разминка, эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов, удары по воротам, игра Разминка, беговые упражнения, передачи мяча, 2 2 остановка мяча, игра 5 Разминка. Удары по воротам, игра Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов, остановки мяча внутренней частью стопы и под подошву, игра Разминка. Беговые упражнения, игра в квадрат. Удары по воротам, игра 17 Разминка, чеканка мяча, выполнение технических приемов в игровых условиях, игра

8 декаб рь январ ь февра ль 19 Беговые упражнения, различные виды бега, 2 2 обманные движения с мячом и без мяча, игра 24 Беговые упражнения, удары на точность, работа с вратарем, игра 26 Разминка, игра в ручной мяч, удары по воротам, наигровки с аута и углового удара, игра Разминка, силовые упражнения, отработка 2 2 финтов, игра, открытый урок 3 Разминка, беговые упражнения, удары на 2 2 точность, работа с вратарем, игра 8 Разминка, силовые упражнения, работа с 2 2 мячом на технику, обводка стоек с последующим ударом, игра 10 Разминка, работа с вратарем. Развитие 2 2 скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. Игра 15 Разминка. Отработка ударов по мячу из 2 2 различных положений, комбинации ударов. Игра 17 Разминка, Обводка с помощью обманных 2 2 движений, отработка изученных ударов. 22 Разминка, удары по воротам, ведение мяча, 2 2 передачи мяча, игра 24 Разминка, удары по воротам, игра Разминка, проведение Рождественского 2 2 турнира 12 Разминка, беговые упражнения. Силовые 2 2 упражнения, игра 14 Силовые упражнения, передачи мяча в движении, игра в квадрат, футбол с акцентом на атаку, с акцентом на защиту 19 Разминка, развитие координационных 2 2 способностей. Ведение + удар по воротам, игра 21 Силовые упражнения, игра в квадрат Разминка. Беговые упражнения, удары по 2 2 воротам, игра 28 Беговые упражнения. Отработка передач в 2 2 движении, передача мяча на ход. Удары по воротам, игра 2 Разминка. Беговые упражнения, удары по 2 2 воротам, игра 4 Разминка, силовая тренировка, удары по воротам, наигровки с аута и углового удара, игра 9 Разминка, удары по воротам в движении, 2 2 ведение мяча с обманными движениями с последующим ударом, игра 11 Разминка, ведение мяча с последующей 2 2 передачей его верхом, низом, удары по воротам с передачи, игра 8

9 18 Разминка, беговые упражнения, удары по воротам, игра, разбор игры 25 Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. 2 2 март 1 Развитие координационных способностей. 2 2 Ведение + удар по воротам, квадрат. 4 Общеразвивающие упражнения по методу 2 2 круговой тренировки. 11 Развитие гибкости, старты из различных 2 2 положений, подтягивания. 15 Тренировка выносливости, изменение 2 2 направления движений по сигналу. 17 Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. 24 Игры на развитие ориентации и мышления. 2 2 Чеканка мяча через стойку. 29 Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя 2 2 учебная игра. 31 Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов 2 2 Апре 5 Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по 2 2 ль воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. 7 Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против Изучение технических приемов, прием мяча грудью. 12 Отбор мяча перехватом, тактика игры 3 против Остановка мяча различными частями тела: 2 2 бедром, грудью, животом. 19 Комбинации из освоенных элементов техники 2 2 передвижений + эстафета. 21 Эстафета на закрепление изученных финтов, 2 2 двусторонняя учебная игра. 26 Скоростные упражнения + удары по мячу из 2 2 различных положений. май 5 Отбор мяча перехватом в движение, бег с 2 2 препятствиями. 12 Тактическая подготовка, перебежки, 2 2 треугольник, три колонны 17 Игра на опережение, старты из различных 2 2 положений. 19 Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. 2 2 итого

10 5. Краткое описание содержания программного материала 5.1. Теоретическая подготовка Физическая культура и спорт в России. Понятие «физическая культура». Значение физической культуры для подготовки граждан России к трудовой деятельности и защите Родины. Формы занятий физическими упражнениями детей школьного возраста. Массовый народный характера спорта в нашей стране. Единая всероссийская спортивная классификация для развития спорта в России. Важнейшие решения Правительства РФ по вопросам развития физической культуры и спорта. Состояние и развитие мини-футбола в России. История возникновения современного мини-футбола. Развитие мини-футбола в России. Ассоциация минифутбола России — организатор развития мини-футбола в стране. Достижения сборных и клубных команд России па международной арене. Всероссийские и международные соревнования. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Понятие о гигиене и санитарии. Общее представление об основных системах энергообеспечения человека. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Понятие о тренировке и «спортивной форме». Массаж и самомассаж. Баня. Режим дня юного спортсмена. Закаливание. Дневник самоконтроля. Особенности травматизма в мини-футболе. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях. Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность человека как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства и методы спортивной тренировки. Понятие об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Восстановительные мероприятия. Форма 10

11 организации спортивной тренировки. Особенности периодов спортивной тренировки. Самостоятельные занятия юных спортсменов (утренняя гимнастика, индивидуальные задания по совершенствованию физических качеств и техники движений. Общая и специальная физическая подготовка. Всесторонняя физическая подготовка — важный фактор укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей органов и систем, развития физических качеств юных спортсменов (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Общая и специальная физическая подготовка. Средства общей и специальной физической подготовки, применяемые в процессе обучения и тренировки с юными спортсменами в минифутболе. Единство общей и специальной физической подготовки. Взаимосвязь между развитием основных физических качеств. Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным спортсменам различного возраста, занимающимся мини-футболом. Контрольные упражнения и нормативы по общей и специальной физической подготовке для юных футболистов. Основы техники и тактики мини-футбола. Понятие о технике минифутбола. Характеристика основных приемов игры. О соединении технической и физической подготовки. Понятие о тактике мини-футбола. Характеристика тактических действий. Анализ технических приемов и тактических действий в атаке и обороне. Классификация техники и тактики мини-футбола. Спортивные соревнования по мини-футболу. Правила игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды. Его права и обязанности. Планирование, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Виды соревнований. Система проведения соревнований. Судейство соревнований по мини-футболу. Судейская бригада: главный судья, 1-й судья, 2-й судья, 3-й судья, хронометрист, судья-информатор. Их роль в организации и проведении соревнований. Места занятий, оборудование и инвентарь. Игровая площадка для проведения занятий и соревнований по мини-футболу. Подсобное оборудование. 11

12 Технические средства, используемые при обучении юных футболистов. Мячи. Их подготовка к занятиям и играм. Требования к спортивной одежде и обуви. Уход за ними. Установка перед играми и разбор проведенных игр. Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды. Характеристика команды соперника. Объявление состава команды. Тактический план игры (на макете) и задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Разбор проведенной игры. Анализ выполнения тактического плана. Общая оценка игры и действий отдельных игроков и звеньев. Выводы по итогам игры Общая и специальная физическая подготовка Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад. Упражнения с набивным мячом (2-3 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Кувырок вперёд из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону. Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м. на скорость. Повторный бег до 5 х 60 м., до 3 х 100 м. Бег медленный до 25 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 2000 м. Бег 400 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (1 2 кг.), ядра (3 кг.) с места, стоя боком к направлению метания. 12

13 Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на м. из различных стартовых положений сидя, бега на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30, 60 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам. Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики Техническая подготовка Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность. Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево и направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча. Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом. 13

14 Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым запахом и снизу. Броски рукой на точность и дальность. 14

15 6. Тактика игры в мини — футбол Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1+3, 1+2+2, 3+1. Разбор проведённых учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8-6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру) Тактика нападения Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Комбинация «Двойная стенка».комбинация «Игра в одно-два касания» между тремя партнерами. Комбинация «Смена мест». Комбинация «Пропускание мяча». Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Отвлечение соперников Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля 6.2. Тактика защиты Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Маневрирование Передачи, ведение и обводка. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров. Организация противодействия «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь взаимодействовать в обороне при 15

16 выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря Тактика вратаря Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру. 7. Средства контроля Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся: Степень и признаки Объект наблюдения утомления Небольшая Средняя Большая (недопустимая) Цвет кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Речь Отчетливая Затрудненная Мимика Потливость Дыхание Движения Самочувствие Обычная Небольшая Учащенное, ровное Бодрая походка Жалоб нет Выражение лица напряженное Выраженная верхней половины тела Сильно учащенное Неуверенный шаг, покачивание Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, Редкое покраснение, побледнение или синюшность Крайне затрудненная или невозможная Выражение страдания на лице Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда

17 одышку, шум в ушах икота, рвота Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Мини-фубол (Футзал). 8. Нормативные требования для учащихся учебно-тренировочных групп Контрольное упражнение Общая подготовленнос ть Возраст Бег 30 м., с. Челночный бег 30 м. (3 х10 м) Тест Купера, м. Прыжок в длину с места, см. Специальная Оценка «3» «4» «5»

18 подготовленнос ть Удары по мячу в цель, количество попаданий Бег 5х30 м., с ведением мяча, с. Бег 30 м., с ведением мяча, с. Жонглирование мяча (комплексное). Количество ударов Примечание: Знак «+» означает, что норматив выполнен при улучшении Ведение, обводка стоек и удар в ворота, с. показателей. 9. Содержание и методика проведения контрольных испытаний Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого. Челночный бег 30 м (5×6 м).на расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, 18

19 преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий. Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Отжимание в упоре лежа. Измерение проводится по общепринятой методике. Бег 300 м. Проводится на стадионе. Результат испытуемого фиксируется по общепринятым правилам. 10. Специальная подготовка Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат. Жонглирование мячом (комплексное). Испытуемый выполняет удары правой и левой ногой (различными частями подъема и сторонами стопы), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, в том числе не менее раза головой, правым и левым бедром. Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат. Бег 5×30 м с ведением мяча. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. Финишировав, испытуемый каждый раз возвращается на старт. На это ему дается 25 с. Все старты выполняются с места. Сумма результатов пяти попыток определяет окончательный результат испытуемого. 19

20 Ведение мяча по «восьмерке». На поле стойками обозначается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Ведение мяча по границе штрафной площади. Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции. Бросок мяча в цель. Испытуемый выполняет два упражнения. Первое упражнение: бросок одной рукой снизу («выкатывание»). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч низом в ворота Д шириной 2 м, сооруженные из стоек в середине игрового поля. Для испытуемых 14 и 15 лет такие ворота (Е) устанавливаются дальше,на линии 10-метровой отметки противоположной половины поля. Бросок выполняется из пределов штрафной площади с двух, трех шагов разбега, не пересекая ее границы. Испытуемый выполняет 6 бросков. Учитывается сумма точных попаданий. Второе упражнение: бросок одной рукой из-за плеча (или сбоку). Испытуемые 12 и 13 лет таким образом посылают мяч верхом в круги А и Б диаметром 2,5 м. Испытуемые 14 и 15 лет посылают мяч в круги В и Г. Каждый испытуемый выполняет 4 броска в один круг и 4 броска — в другой. Во всех случаях при броске мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий. 20

21 Удар по мячу в цель. Применяется такая разметка, как и в предыдущем упражнении. Испытуемые 12 и 13 лет, сделав 2-3 шага разбега, выполняют по 3 удара в каждую из трех целей: в ворота Д и круги А и Б. А испытуемые 14 и 15 лет — в ворота Е и круги Ви Г.Удар производится по неподвижному мячу. Удар производится по неподвижному мячу, установленному на 6-метровую отметку. Удары в ворота Д выполняются низом, а в круги А и Б — верхом. Причем при ударах верхом мяч должен пролететь выше стойки (1,8 м), которая устанавливается посередине дистанции, т.е. между целью и 6-метровой отметкой. Учитывается общая сумма точных попаданий. Ведение, обводка стоек и удар в ворота. Упражнение проводится на игровом поле. Испытуемый с мячом занимает позицию на линии 10-метровой отметки на противоположной стороне поля. По сигналу он ведет мяч вперед, обводит 5 стоек, установленных на другой половине поля через каждые 2 м, и с расстояния 8 м наносит удар в ворота (рис. 6). Время фиксируется с момента старта до пересечения мячом линии ворот. Если мяч не забит в ворота, попытка не засчитывается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат. Вбрасывание мяча на дальность. Испытуемый осуществляет вбрасывание одной рукой из-за плеча (или сбоку) по коридору шириной 3 м. Сделав в штрафной площади разбег в 3-4 шага, он направляет мяч верхом так, чтобы он приземлился в пределах коридора. Переступать границу штрафной площади запрещается. Испытуемый выполняет 3 попытки. Учитывается лучший результат. 11. Самоконтроль в подготовке Самоконтроль играет в подготовке юных футболистов важную роль. Для самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для занимающихся самонаблюдений за своим физическим развитием и состоянием здоровья. Их цель — сохранение спортивной работоспособности и совершенствование подготовленности юных футболистов. Комплекс достаточно простых методов самонаблюдения дает возможность получить субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать самочувствие, желание выполнять тренировочные и со- 21

22 ревновательные нагрузки, длительность ощущения усталости после них, характер сна, аппетит, сердцебиение, различного характера боли. Непременным условием самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений, их систематичность, а также анализ показателей, проводимый совместно с тренером и врачом. 22

23 ЛИТЕРАТУРА 1. Мини-фубол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. — М.: Советский спорт, с. 2. Андреев СЛ.Мини-футбол. — М.: ФиС, с. 3. Андреев СЛ. Футбол — твоя игра. — М.: Просвещение, с. 4. Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. — Луганск: Знание, с. 5. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. — М.: ФиС, с. 6. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров/под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. — М.: ФиС, с. 7. Богин М.М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол игра для всех — М. Советский спорт, стр. 9. Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт, стр. (Библиотечка тренера) 10. Чанади А. Футбол. Техника. М., Чанади А. Футбол. Стратегия. М., Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. М.,


docplayer.ru

6 тактических построений, которые изменили футбол (17.04.2016)

6 тактических построений, которые изменили футбол

Soccer365 представляет вашему вниманию перевод статьи известного британского ресурса fourfourtwo


Фото: www.sports.ru Парад тактических революций в мире футбола осуществлялся в разных ипостасях. Майкл Кокс проведет вас через наиболее впечатляющие построения, которые видела игра №1…

Комбинационная игра, 1870-е

Современный футбол во многом строится вокруг преодоления защитных построений, но такой подход не всегда был привычным.

В начале игры футбол вращался вокруг такого понятия, как дриблинг. Игроки получали мяч во владение и двигались со сферой прямо вперед. Владение мячом и перепасовка с одноклубниками в значительной степени была связана с желанием сохранить мяч, если партнер перемещался по полю свободно. С точки зрения намерений игрок при получении мяча, футбол в течение 19-го века был, пожалуй, больше похож на регби, чем современная игра №1: передачи мяча были явлением редким, и, по существу, крайним решением футболистов.

Однако альтернативный подход был, и он быстро получил полноценную «жизнь». Команда «Квинс Парк» доминировала в шотландском футболе в 70-е годы 19-го столетия, и все игроки этого клуба были призваны на матч против Англии в 1872 году. Хотя игроки «Трех львов» были намного сильнее, и строили свои действия на основе рудиментарного стиля, шотландцы работали очень слаженно, проявляя себя как Команда, играя широко в нападении и передавая мяч друг другу на скорости.

Этот подход оказался неожиданным для английских игроков, непривычных к новой концепции. Идея состояла в том, чтобы мяч переходил к тому игроку, который находился в лучшем положении. Для этого футболисты старались дорожить сферой, ища партнера в более выгодной позиции. Такие «маневры» неизбежно приводили к тому, что футболисты лучше раскрывали свой талант и выглядели более слаженным коллективом. Со временем эта идея распространилась по всей Великобритании, а затем и по Европе.

«W-M», либо «дубль-вэ», 30-е годы 20-го столетия

Поскольку тактика и расстановка иногда используются и понимаются почти как синонимы, наиболее значительные тактические разработки были посвящены стилю, а не форме. «Дубль-вэ», однако, является исключением.

Система пирамиды – по сути 2-3-5 – было тем построением, которое безраздельно господствовало в европейском футболе вплоть до середины 1920-х годов, когда значительное изменение в трактовке положения «вне игры» означали то, что между нападающими ставили только двух защитников, а не трех. В начале 20-го века команды уже понимали ценность такого правила в футболе, как офсайд, но изменения сделали его намного более трудным и рискованным в отношении возможного результата усилий клубов. Команды могли играть вперед гораздо быстрее.

Менеджер лондонского «Арсенала» Герберт Чепмен понял, что адаптация игры команды к новой трактовке офсайда была просто-таки необходимой. Чепмен решил, что нужно реформировать центральную ось – когда более важную роль стал играть исполнитель в центре, между трех человек в пирамиде линии полузащиты (фактически назад оттянулся дополнительный игрок). Таким образом, находящийся по центру исполнитель мог расположиться между двух крайних защитников, в целом же образовывалось построение в три защитника. Это изменение защищало команду, обеспечивало более прочную основу для ведения наступления, что помогало атакующим игрокам.

Если правый защитник накрывал левого крайнего нападающего соперника, то левый — правого крайнего. Средний играл против центрального форварда. Это стало 2-3-2-3, или WM. Теперь команды имели достаточное количество игроков сзади, и отлично усилили линию полузащиты – это уже был футбол не по типу «все-в-атаку».

Венгерское расположение, 50-е годы 20-го столетия

«Порка» Англии в исполнении Венгрии в 1953 году, является одной из самых известных игр в истории футбола – Англия была полностью переиграна в тактическом отношении. Ключом к производительности Венгрии был очень простой постулат: они спутали карты Англии, используя своих ключевых игроков совсем в другой, роли, которая оказалась для соперника неожиданной.
Пусть центральный нападающий Нандор Хидегкути и не был звездным игроком, этот игрок считался катализатором невероятной производительности Венгрии. Он носил на спине №9 , и поэтому должен был действовать на позиции нападающего, вступая в единоборства с центральным защитником Англии.

Вместо этого, он расположился далеко от центрального бека сборной Англии Гарри Джонстона, влияя на игру в качестве практически дополнительного полузащитника. Хидегкути получил океан пространства и обеспечивал регулярный переход к наступлению другим четырем нападающим.

В обороне Венгрия также играла совершенно по-другому. Йозеф Закариас был полузащитником, но отошел столь глубоко, что стал, по сути, вторым центральным защитником, отодвинув крайних защитников на позиции, на которых такие исполнители играют и сегодня. Эта идея быстро распространилась, и такой подход стал использоваться по умолчанию во всем мире. Достижения сборной Венгрии могли быть и большими, если бы эта команда более эффективно распоряжалась своими моментами в атаке на протяжении длительного периода своих выступлений.

Катеначчо, 60-е годы 20-го столетия

Под термином «Катеначчо» в буквальном смысле стоит понимать «дверь, которую невозможно взломать» или «дверной засов». Часто это слово используется в качестве символа оборонительного футбола, но на самом деле это не совсем так. Этот стиль открыл миру определенные оборонительные системы, что изменило характер игры защищающихся коллективов. Клубы, использовавшие катеначчо, в основном отличались качественной игрой также и в атаке.

В то время как австрийский тренер Карл Раппан был первым наставником, который экспериментировать с катеначчо в построении линии обороны, итальянец Нерео Рокко популяризировал этот стиль в Италии с «Триестиной», постоянно меняя систему построения беков, но неизменно сохраняя «чистильщика».

Так родились идеи тренера с паспортом Аргентины Эленио Эрреры, который использовал подобную систему с миланским «Интером». Его версия этой системы подразумевала использование «чистильщика» за спиной четырех игроков, которые должны были выполнять строгий план на игру и действовали в очень агрессивной, силовой манере. «Чистильщик» играл в качестве такого себе «последнего плацдарма» или «запасного человека», эффективно страховавшего партнеров по команде.

Это неизбежно означало, что «Интер» был в меньшинстве у чужих ворот, и для того чтобы команда могла эффективно атаковать, ей нужно было напрягать все силы. В конечном итоге это нередко приводило к истощению игроков. Эррера отмечал, что поначалу его команда данную систему не понимала, и действовала в глухой оборонительной манере, полностью концентрируясь на том, «запасном человеке» в защите без превращения его (и партнеров по команде) в атакующего бека, который позволяет осуществлять быстрый переход в нападение.

«Тотальный футбол», 70-е годы 20-го столетия

Пожалуй, наиболее почитаемым тактическим новаторством в истории футбола является система Ринуса Михелса под названием «тотальный футбол». Данный рисунок игры этот тренер использовал в «Аяксе», «Барселоне» и сборной Нидерландов. Инновационный стиль позволил обнажить ограниченность футболиста как такового.

В командах Михелса игроки не имели привязки к «фиксированной» позиции, постоянно меняя свое положение, чтобы «перетягивать» соперников по полю. По замыслу Михелса, его футболисты должны были уметь играть в обороне, полузащите и в атаке. Таким образом, создавался невероятно универсальный игрок.

Хотя иногда считается, что при этой системе игроки могли двигаться в том направлении, куда им вздумается, в реальности данный подход является более упорядоченным: футболисты должны были меняться «вертикальными» линиями. К примеру, правый защитник забегал вперед, и в дальнейшем должен был быть заменен правым полузащитником.

Йохан Кройф был настоящим «парнем с обложки», характеризирующим этот стиль футбола максимально точно. Кройф осуществлял атаки из глубины, но мог оказаться и на острие, а чаще всего блуждал по полю в поисках более выгодной позиции. Его товарищи по команде, по сути, пользовались его мини-успехами, переходя в освободившееся пространство. Это был ключ к системе – всегда найти нужное место каждому игроку.

Тики-така, начало текущего тысячелетия

Каждый читатель с легкостью может проследить развитие современной «Барселоны» и сборной Испании через тактические новшества, но в период между 2008-м и 2012-м годами эти команды делают набольший упор на сохранение мяча, чем любой другой клуб в истории.
Чтобы понимать, что такое тики-така, нужно в первую очередь понимать, что в случае использования такого стиля непременно «загружается» центр поля, ведь концентрация игроков в этой зоне должна быть максимальной. Это позволяет контролировать мяч. Контрнаступление для такого стиля является редкостью.

Современная «Барселона», несомненно, является продуктом атакующего футбола. Эта команда использует сохранение мяча, прежде всего, как превентивную меру для сохранения своих ворот в неприкосновенности. Сборная Испании выиграла чемпионат мира 2010-го года, забив всего восемь голов в семи матчах (один из них в дополнительное время в финале), но смогла сохранить свои ворота в неприкосновенности во всех четырех матчах стадии плей-офф.

Пожалуй, сегодня в футболе начала доминировать некая обратная реакция: контратакующий стиль за последние пару лет используется существенно чаще, и даже «Барселона» в этом смысле стала значительно более прямолинейной. Нам еще предстоит увидеть, будет ли тики-така иметь прочное наследие, но, как показывает история футбола, игра №1 продолжает развиваться.

soccer365.ru

Квадрат 6*3 в 3-х коридорах

Изучая различные упражнения в интернете, я увидел одну закономерность: 90% упражнений обособленные. Игра в обороне, игра в атаке, техника ведения мяча, техника передачи и т.д. и даже игровые тактические упражнения не учитывают одной ЗОЛОТОЙ истины: в футболе НЕТ пауз, нет «первого свободного паса» и т.д.

Когда я начал размышлять на эту тему, я понял, что стандартный квадрат как упражнение абсолютно бесполезный. Во первых — это статичное упражнение, во вторых там не соблюдаются принципы игры (соперник не ждет, когда ты встанешь на позиции и т.д.). Проблема была сформулирована, а значит начались поиски ее решения. 

Решения были такие:

  • Игра до полного отбора.
  • Забрал мяч — отдай ближнему. 
  • Переход из обороны в атаку и обратно проходит без пауз. Ошибки во время этих стадий игры — это часть футбола.
  • Упражнение начинается с овладения, а не с владения.

и т.д. дорабатывать упражнения можно бесконечно. Я привел простой пример того, как обычный квадрат 4-1 из статичного можно превратить в упражнения, у которого будет тренировочный эффект.

В завершении я хочу рассказать Вам об упражнении, которое учит играть в футбол! Итак, у Вас есть команда, которая играла в обороне используя персональную опеку. Вам нужно переучить их на игру в позиционку. Конечно, можно пойти по дороге: от простого к сложному. Можно выстроить 4 защитника в линию, а напротив них выстроить 4-х нападающих. И в зависимости от того, у кого из нападающих мяч, осуществляются те или иные перестроения (диагональная подстраховка, пирамида). Но эффективность данного упражнения сомнительна. Во первых из 8-и игроков работают только 4. Во вторых в игре не бывает таких комфортных ситуаций. И нечего создавать такие ситуации на тренировках. Футбол — это стрессовая ситуация каждую секунду. Каждую секунду надо принимать решения, каждую секунду подходить к процессу с точки зрения «если…то…». В общем, я сомневаюсь, что тут будет перенос тренированности. И уж точно игра не стоит свеч.

А теперь взгляните на это упражнение. Добавив  соперника за спиной у нас получается эпизод из игры. Теперь защитникам необходимо организовывать подстраховку не для галочки, а для того, чтобы перехватить мяч! Это уже футбол! Хочешь быть с мячом — делай правильно, быстро. И разумеется, раз идет противостояние, то идет отработка не только игры в обороне, но и игры в атаке (нахождение свободных зон между защитниками, быстрое принятие решения, подготовка перевода мяча в зону без обороняющихся, созидание)!

Думайте о футболе на футбольном языке. Придумывайте футбольные упражнения, а не упражнения с мячом. 

Помните, все ваши идеи останутся идеями, если вы не попробуйте их в жизни!

aradevich.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *