Пророк Муса (мир ему) в исламе! От рождения до исхода из Египта
Мало кто знает, что имя пророка и посланника Аллаха Мусы (мир ему) упоминается в Коране чаще других имен пророкв и посланников. Всевышний говорит о нём часто, поскольку рассказывает нам о его наилучших качествах и доносит до нас удивительную историю его жизни. И правда, на долю этого прекрасного человека выпало немало тяжелых испытаний, которые он прошел с честью и с искренней верой в сердце. Так давайте же сегодня познакомимся с ним поближе.
Рождение Мусы
Перед рождением великого пророка Мусы (мир рему), его народ, народ Израиля, находился в Египте, где правил жестокий фараон. Помимо того, что фараон был жестокий, он ещё объявил богом самого себя. Народ Израиля был в униженном положении и терпел постоянные притеснения и обиды.
Однажды во сне фараон увидел как «Бейтуль Магнис» выходит огонь и сжигает все дома вокруг, кроме домов, в которых жили израильтяне. В испуге он позвал колдунов и прорицателей. Они сообщили ему, что стоит опасаться мужчины, который родится среди израильтян и уничтожит власть фараона. Тогда обезумевший от страха фараон, приказал своим слугам убивать всех новорождённых мальчиков, которые появятся среди народов Израиля. Наступили страшные времена, когда солдаты фараона разыскивали всех младенцев мужского пола и жестоко расправлялись с этими несчастными.
Именно в это время родился будущий пророк Муса (мир ему). Мать Мусы очень боялась за своего сына, но Аллах внушил ей, чтобы она положила новорождённого ребёнка в деревянный ящичек и пустила по реке. Так она и сделала. Если бы не внушение Всевышнего, то мать Мусы никогда не посмела бы так поступить. То, что пожелает Всевышний изменить не в силах никто. Именно поэтому, зная, что это истина, повеление Господа миров, мать Мусы исполнила его беспрекословно.
Река вынесла младенца Мусу к дворцу фараона. Младенца принесли к его жене, которую звали Асия. Она захотела оставить малыша и воспитать его во дворце.
Возвращение в Египет. Начало пророческой миссии
Жена фараона предложила кормилице Мусы остаться во дворце. Однако, та отказалась, ведь у неё были и другие дети. Тогда жена фараона приказала отдать младенца матери Мусы и даже взялась обеспечить его всем необходимым. Так Всевышний Аллах защитил Мусу от расправы во дворце человека, который более всего желал его смерти – во дворце жестокого фараона.
Бегство из Египта
Прошли годы, и Муса вырос и преобразился в сильного и крепкого мужчину.
На пути в Египет Муса сбился с пути и заметил среди ночи на горе странное сияние. Подойдя ближе, он услышал Голос, Который произнёс: «О Муса, поистине, я Аллах и нет Бога кроме Меня. Покланяйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне». В ту же секунду посох обернулся в огромную ядовитую змею. Муса в ужасе отпрянул, однако, Аллах остановил его и приказал протянуть руку и сунуть её в пасть змее. Змея укусила Мусу и она вновь превратилась в посох. Далее Аллах приказал ему сунуть укушенную руку за пазуху. Когда Муса достал её, то рука светилась удивительным белым светом.
Далее Господь миров приказывает Мусе идти к фараону и напрямую обратиться к нему с призывом. Он приказывает Мусе призвать фараона к Единобожию, чтобы тот, более никогда, не считал себя Богом и поклонялся одному лишь Аллаху и никому наряду с Ним. Муса попросил Господа миров о помощи. Он попросил, чтобы в спутники Аллах назначил ему его брата Харуна, который был более красноречив. К тому же, Муса опасался, что слуги фараона могут убить Мусу за то, что тот много лет назад заступился за израильтянина. Господь миров ответил Мусе и даровал Харуну пророческую миссию.
Вернувшись в Египет, Муса встретился с Харуном и вместе они двинулись к дворцу фараона. Фараон обладал значительной властью, однако браться знали, что власть фараона несравнима с тем, что имеет Господь миров. Всевышний Аллах сообщил Мусе и Харуну: «Благодаря Нашим знамениям, вы и те, кто последуют за вами победите». Чего же было бояться Мусе и Харуну после того, как Сам Всевышний Аллах обещал победу?
Муса и фараон. Знамения людям
Муса и Харун вошли к фараону и начали разговор с наилучших слов. Несмотря на то, что это был тиран, пророки по велению Всевышнего, обращались к нему с мягкостью и кротостью. Фараон выслушал Мусу и Харуна, но высокомерие не позволило ему внять их доводам. Фараон решил пристыдить Мусу, напомнив ему, что в детстве его спасли именно в его дворце. Так же он обвинил его в убийстве Египтянина. Муса не отрицал этого. Он лишь сказал, что это было совершено без намерения убить того человека.
Теперь же, Всевышний Аллах приказал Мусе обратиться к людям с открытым призывом. Всё, чего желал Муса, это то, что люди последовали прямому пути. Однако фараон продолжал вести себя высокомерно, надменно отвергая все доводы, которые приводили мудрые пророки. И, конечно же, фараон продолжал думать, что он есть господь. Тогда Муса бросил посох, который превратился в змею и обнажил свою руку, которая озарила их ярким светом.
Это поразило фараона на столько, что он приказал созвать лучших колдунов Египта и разоблачить чудеса Мусы. Лучшие колдуны собрались во дворце фараона, и каждый из них желал показать свои умения. Они превратили маленькие верёвки в подобие маленьких змей. Конечно же, никакого такого превращения не было. Колдуны просто не способны это совершить. Однако же людям казалось, что это правда. Именно эта способность и отличала их от других. Они умели показать то, чего нет, и люди им верили.
В ответ Муса (мир ему) бросил свой посох и тот превратился в большую змею, которая стала поедать маленьких змей, чтобы убедить колдунов. Колдуны поняли, что это настоящее знамение Аллаха, и каждый из них совершил земной поклон Всевышнему. Увидев это фараон приказал казнить бывших колдунов. Мало того, что они не смогли разоблачить Мусу, так ещё и перешли на его сторону. Стража схватила уверовавших в Аллах людей и увела их. Однако никто из них так и не отказался от истинной религии.
Все погибшие в этот день ушли из жизни мучениками на пути Аллаха. В вечности их ожидает великая награда от Господа миров. Однако же, фараон и его слуги не приняли религию Мусы и продолжали высокомерничать, отвергая всё, что им говорили.
Как знамения Аллаха на Египет обрушились то нашествие саранчи, то потоп, то засуха. Египтяне всегда искали Мусу, чтобы он сделал дуа и попросил Аллаха избавить их от этого. Муса делал дуа, но когда бедствия оставляли Египет, то египтяне продолжали над ним насмехаться.
Исход израильтян из Египта
Придворные фараона во главе с человеком по имени Хаман, стали уговаривать фараона, чтобы он расправился со всеми израильтянами. Однако, среди придворных был один человек, который в тайне принял религию Мусы. Этот человек единственный, кто отговаривал фараона от этой чудовищной затеи. Но его усилий не хватило, и придворные все-таки сумели уговорить фараона на это страшное деяние – убить всех израильтян до единого. Муса и Харун узнали об этом от праведного египтянина, и темной ночью вывели весь народ Израиля из Египта и путь их лежал в сторону Шама. Нужно было действовать быстро, поскольку Муса знал, что фараон непременно пошлет за ними погоню.
Когда фараон узнал об исходе народа Израиля и был взбешён настолько, что приказал настигнуть их и сам встал во главе этого войска. Войско фараона практически настигло израильтян у берега моря. Однако, Всевышний Аллах приказал Мусе ударить посохом и произошло великое чудо – море расступилось перед народом Израиля. Израильтяне двинулись по морскому дну не боясь утонуть, а когда на берегу появился фараон с войском, то, не раздумывая, бросился в погоню. Однако, как только войско исполнило приказ фараона и вступило на морское дно, то море вновь сошлось в прежнее состояние и потопило египетские полчища. Здесь, надменный фараон склонился и стал просить Господа миров о том, чтобы Всевышний простил ему грехи.
Однако Господь миров рассказывает нам в Своей Книге о том, что эта молитва не была принята и покаяние фараона осталось без ответа. Почему же? Всё дело в том, что фараон стал каяться понимая, что это его последние мгновения на земле. А ведь у него было много возможностей покаяться до этого. Муса долго призывал его к истине, но фараон лишь надменно отвергал всё и считал богом самого себя. А теперь, когда смерть смотрела ему в глаза, фараон решил покаяться, но было уже слишком поздно.
Народ Израиля освободился от гнёта фараона. Ни самого тирана, ни его армии уже не было. Муса вёл народ Израиля через пустыню к благословенной земле. Впереди их ждали тяжёлые испытания и трудности, которые пройдут лишь немногие из израильтян.
Пророк Муса (Моисей) в исламе
- Этапы жизни Моисея
- Рождение
- Воспитание во дворце Фараона
- Гибель кебитянина от рук Моисея
- Муса помогает девушкам
- Работа пастухом и женитьба
- Пророческая миссия
- Прибытие в Египет и чудеса Моисея
- Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
- Ниспослание Торы
- Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
Пророк Моисей, в арабской интерпретации Муса (Musa) упоминается сто тридцать шесть раз в Священной Книге Коран. И особое внимание обращается в Коране на историю его жизни. Моисей — третий пророк Всевышнего Аллаха, которому была ниспослана Божественная книга евреев Тора (Таурат) и Заповеди Бога. Муса приходился потомком пророкам Ибрахиму и Якубу: он родился спустя пять веков после пророка Ибрахима. Моисей прожил сто двадцать лет.
Этапы жизни Моисея
Коранический сюжет об истории жизни Мусы является одним из самых длинных, ему уделено большое внимание. Во многом история Моисея дополнена и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
История жизни пророка Мусы подразделяется на пять этапов:
- время, когда Муса родился, оказался во дворце египетского Фараона, где проходило его детство;
- время, когда он переселился из Египта в Мадиану, где он прожил при пророке Шуайба больше десяти лет;
- время, когда на него была возложена Богом пророческая миссия, он возвратился в Египет и начал борьбу с египетским Фараоном и его сторонниками;
- время, когда произошел исход Моисея и его племени из Египта, а преследовавший их египетский Фараон со своей армией погибли под волнами Красного моря;
- время, когда пророк Моисей получил знамение на горе Синай, поиски земли обетованной и началось противостояние Моисея и сынов Израиля, народа, который пошел за ним и следовал за ним по пустыне.
Рождение
История рождения Моисея связана с историей Фараона по имени Рамсес, которому стало известно о том, что скоро придет пророк из сынов Израиля, который лишит его могущества и власти. Поскольку Рамсес был человеком очень властолюбивым и гордым, при котором общество в Египте делилось на себитян и кебитян, то есть униженных евреев, сынов Израиля, и египетских аристократов, ситуация в обществе на тот момент все накалялась, однако приближенные Фараона кебитяне, не желали, чтобы их привилегированное положение хоть как-то менялось.
Когда Рамсесу приснился сон о том, что Египет настигло огненное пламя со стороны Шама (Сирия), правитель усмотрел в этом знак того, что именно из среды израильтян, евреев придет погибель ему и его власти, которая разрушит выстроенную им систему правления. Его опасения подтвердили предсказатели и колдуны, пояснив, что среди сынов Израиля родится вскоре еврейский ребенок, который и станет тем человеком, который разрушит престол Фараона и его прежний мир.
Испугавшись предзнаменования, Фараон издал приказы о том, чтобы в ночь, которую колдуны и предсказатели определили как ночь зачатия будущего пророка, еврейских женщин отделили от их мужей, чтобы между ними не произошло близости: мужчин евреев для этого отправили за город, а женщин строго контролировали в их домах, чтобы они к своим мужьям не приближались. Жена Имрана (это имя отца Моисея), который охранял дворец Фараона, в ту ночь отправилась его навестить, и между ними произошла близость, и они зачали ребенка, а муж сказал Юкабад, своей жене, что может случиться так, что Бог определил с помощью такого случая, чтобы именно у них родился этот ребенок, поэтому беременность свою ей следует скрыть, чтобы не подвергать себя опасности.
В 28-ой суре Корана приводится рассказ о том, как фараон приказал погубить всех евреев мальчиков младенцев, родившихся у женщин народа Израиля, для чего за израильскими женщинами была установлена слежка и постоянные осмотры акушерок, и за тот страшный период двенадцать тысяч или по другой версии девяносто тысяч мальчиков евреев было убито.
Мать Мусы Юкабад очень волновалась о своей судьбе и судьбе своего ребенка, проводила время в размышлениях о том, как спасти своего ребенка, когда он родится. Ей удавалось скрыть свою беременность от посторонних глаз, а также ей очень помогла ее подруга, которая была повивальной бабкой и не выдала свою беременную подругу властям и помогла ей в родах.
Когда родился Моисей, от него исходил такой необыкновенный свет, что повивальная бабка призналась, что поначалу он хотела сообщить властям о рождении мальчика в народе сынов Израиля и получить награду за это, но при взгляде на него у нее зародилась такая к нему любовь, что она берется защищать этого ребенка. Но шпионы Фараона заметили, что из дома Юкабад вышла повивальная бабка, и решили войти в дом и проверить, нет ли там новорожденного ребенка: матери удалось с помощью сестры Мусы утаить ребенка в печи, когда вошли солдаты, и Господь Бог сделал так, что огонь в печи не причинил ребенку никакого вреда. Мать Моисея молилась Богу о том, чтобы Всевышний указал ей способ уберечь своего сына от смерти: она доверила сына Всевышнему Аллаху: положила ребенка в корзину, обмазанную смолой, и опустила на волны реки Нил.
В Священной Книге Коран сказано, что Господь Бог внушил матери пророка Мусы посредством Откровения: «…Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников» (сура Аль-Касас, 7 аят).
Когда матери Моисея открылась подсказка от Бога бросить своего новорожденного сына в реку, она заказала плотнику сундучок, который поинтересовался, для чего он ей нужен. Женщина не привыкла врать, и ответила чистую правду, что она является представительницей народа Израиля и у нее родился сын, которого она собирается в этом сундуке спрятать. Плотник был кебитянином и тут же отправился к палачам фараона, чтобы рассказать о женщине и ее сыне, но, когда он открыл рот, чтобы начать рассказ, в его сердце поселился такой страх, что он не смог и слова сказать. Попытавшись объясниться с палачами на языке жестов, плотник был принят ими за клоуна, его избили и прогнали. Так он трижды предпринимал попытки рассказать о женщине палачам, но у него ничего не вышло, и ему пришлось сделать сундук. Мать Мусы положила сына в сундук и пустила по реке, и ее сердце разрывалось при виде того, как волны уносят ее сына все дальше, но Господь Бог ниспослал ей утешение, и сундук вскоре прибило к берегу.
Воспитание во дворце Фараона
Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.
Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.
Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.
Гибель кебитянина от рук Моисея
Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.
Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.
Муса помогает девушкам
У Моисея не было никаких припасов, и он отправился в дорогу, уповая только на Всевышнего и моля его о том, чтобы Господь спас его от нечестивых людей. Восемь дней добирался Муса до земли Мадиана из Египта – он шел пешком весь этот путь, питался растениями, которые попадались на пути, и кореньями, которые добывал в земле. Приблизившись к Мадиану, он встретил нескольких людей возле колодца, которые поили овец водой. Среди этих людей были две девушки, которые стояли в стороне и не поили овец, ждали, когда уйдут мужчины. Когда пастухи завершали поить свой скот, они закрывали колодец большим камнем, чтобы убрать который понадобилась бы сила десяти мужчин. Моисей поднял этот камень и отодвинул его в сторону, после чего девушки смогли напоить своих овец, а сам Муса обратился ко Всевышнему с мольбой: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне» (Аль-Касас (Рассказ), 24-й аят).
После того, как девушки вернулись к отцу своему и рассказали о том, какую помощь им оказал чужестранец, их отец, а это был пророк Шуайб, сказал одной из них, которую звали Сафура, чтобы она пошла и пригласила к ним в дом этого человека, чтобы Шуайб мог отблагодарить его. Следуя за девушкой, Муса был смущен тем, как ветер поднимал полы ее платья, и предложил идти впереди нее, поскольку потомки Йакуба, к которым он себя причислял, нескромных взглядов на женщин не бросали.
Работа пастухом и женитьба
Пророк Шуайб встретил с уважением и гостеприимством Моисея и сказал ему, чтобы тот не горевал на чужбине, а уповал на Бога, и все обязательно наладится. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ рассказывается, что, когда Муса вошел, Шуайб сидел за столом и ел, но когда он предложил Мусе присоединится к нему, тот отказался, поскольку боялся, что такими способом Шуайб хочет расплатиться с ним за помощь, оказанную его дочерям, а он сделал этого не за плату, а из добрых побуждений. Но Шуайб сказал ему, что оказывать уважение и гостеприимство гостю – это их обычай, и только тогда Моисей сел и поел вместе с ним.
Пророк Шуайб стал для Мусы мудрым учителем, а Муса стал для Шуайба хорошим учеником. Когда дочь пророка Шуайба рассказала ему о том, как они шли с Моисеем вместе домой, Шуайб сделал вывод, что Моисей – благочестивый, хороший и верный человек, и предложил ему жениться на одной из своих дочерей, при условии, что Муса выполнит одно условие: ему необходимо будет наняться к пророку Шуайбу на работу пастухом и отслужить у него восемь лет. Моисей принял предложение Шуайба и женился на его дочери Сафуре, после чего занялся скотоводством, работая у Шуайба. Когда же срок договора истек, Муса решил вернутся в Египет.
Прожив десять лет в доме пророка Шуайба, Моисей сказал ему, что ему нужно вернуться домой, чтобы навестить своих родных, свою мать, и спросил, заработал ли он что-то, служа у Шуайба. Тогда Шуайб ответил ему, чтобы он взял себе каждую овечку, у которой в стаде черно-белый окрас. А поскольку в этом году черно-белыми были все овцы, то Мусе стало принадлежать целое стадо. Когда же Муса со своей семьей собрался в путь, он попросил Шуайба дать ему один из посохов, и тот предложил пойти в дом и выбрать себе посох самому. Об этом посохе упоминается в священной Книге Коран: «Господь Бог Мусе сказал: «А что это у тебя в правой руке, о Муса?» Муса ответил: «Это — мой посох; я опираюсь на него при ходьбе и сбиваю им листья с деревьев для моих овец. Годится он и для других моих нужд». Аллах повелел: «Брось его, о Муса!» Он бросил, и посох превратился в огромную змею, которая поползла. Аллах повелел: «Бери ее и не опасайся: Мы обратим ее в прежнее состояние» (сура Та Ха, 17-21-й аяты).
Пророческая миссия
Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺ в ночь исра валь миградж.
Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.
Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.
Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.
Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.
Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.
Прибытие в Египет и чудеса Моисея
Пророк Муса, прибыв в Египет, попытался призвать Фараона уверовать во Всевышнего Аллаха, демонстрируя ему самые разные чудеса, одним из которых было чудо, когда посох превратился в змею, а рука пророка Моисея становилась белой, после того как он вынимал ее из своей одежды. Фараон приказал созвать всех лучших колдунов Египта, надменно заявив, что чудеса пророка Мусы — это не что иное, как колдовство.
Колдуны, собравшись у фараона, попросили его о награде для себя, после того, как они одержат вверх в состязании с Мусой и получили подтверждение от фараона, более того он пообещал сделать их своими приближенными людьми. Но колдовство, которое попытались совершить египетские колдуны было развеяно, а посох, брошенный пророком Мусой и превратившийся в змею, поглотил всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо сами колдуны осознали истину и немедленно приняли религию пророка Моисея, пав ниц, раскаявшись в своем колдовстве: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна (Аарона) и Мусы (Моисея)!» (сура Та Ха, 70 аят).
В Аллаха в результате пророческой миссии Мусы уверовали многие, даже жена Фараона, но сам Фараон не уверовал и начал преследовать Мусу и его единоверцев. Бог, в качестве кары, наслал разные бедствия на Египет, и тогда Фараон испугался и пообещал, что отпустит Моисея, а также его народ, разрешит покинуть Египет, но слова своего правитель не сдержал.
Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.
Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).
Ниспослание Торы
Когда пророк Моисей и его народ достиг горы Синай, Господь Бог ниспослал Моисею на горе Синай Тору или Таурат – это иудейское божье священное Писание, которое также называется «Пятикнижие Моисея», потому что состоит из пяти книг. Когда Моисей получил на горе Синай скрижали, на которых были начертаны заповеди, Моисей позвал свой народ отправиться за ним дальше, пообещав их привести в Землю обетованную.
В Священной Книге Коран упоминается о том, как среди народа Пророка Мусы, во время перехода по пустыне происходили случаи, когда люди отходили от веры и даже устраивали мятеж, как поклонялись золотому тельцу и выступали с требованиями предъявить им доказательства того, что пророческая миссия Моисея истинна. По причине ослушания израильтян, совершения ими пагубных грехов иудейскому народу в качестве наказания пришлось ходить по пустыне сорок лет в поисках Святой земли.
Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
История жизни пророка Мусы больше всего напоминает жизнь пророка Мухаммада ﷺ, который тоже являлся лидером своей общины и все свои усилия прикладывал для того, чтобы обратить арабских язычников в Мекке в единобожие.
Священная Книга Коран, повествуя об истории жизни Мусы, проводит параллели с истории пророческой миссии Мухаммада ﷺ: Мусу не хотел слушать Фараон, а Мухаммада ﷺ не желали слушать мекканцы. Как и Пророк Мухаммад ﷺ, Пророк Муса привнес в мир великий Божий закон, который был ниспослан ему на горе Синай.
Для мусульман Муса является почитаемым и великим Пророком, истинным носителем пророческой миссии. Из истории Пророка Мусы и его народа мусульмане берут много полезных примеров и наставлений, которые приводятся, как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
BBC — Религии — Ислам: Муса
Моисей в исламе
Моисей — важный пророк в мусульманской вере, а также в иудаизме и христианстве. Мусульмане называют его Муса.
Мусульманская история Моисея
Через сто лет после смерти пророка Иосифа правители Египта издали указ о том, что сын, рожденный от израильского родителя, должен быть предан смерти; только дочери будут пощажены, чтобы служить последователям фараона. Это были «ужасные мучения», которым подвергались израильтяне.
В эту страшную эпоху родился Моисей; его матери, однако, было повелено Богом не бросать ребенка в реку при рождении, а кормить его грудью до тех пор, пока она не почувствует реальную опасность для его жизни.
Около трех месяцев она выращивала его, а потом посадила в ящик и положила в реку. Бог пообещал ей, что ее ребенок будет в безопасности, что он скоро будет возвращен ей и что он станет «одним из наших апостолов».
Шкатулку по реке Нил отнесло к берегу рядом с дворцом фараона. Проходивший мимо слуга фараона поднял коробку и отнес ребенка царице. Об этом сообщили фараону, и он приказал убить ребенка.
Но бездетная королева была очарована младенцем. Она сказала, что Бог создал его «таким прекрасным ребенком, что наблюдатель не мог не любить его». Она умоляла фараона пощадить его. «Давайте усыновим его. Он будет расти в нашем дворце и никогда не узнает, что он израильтянин. Он будет одним из нас и действительно будет полезен в нашей борьбе с израильтянами».
Фараон уступил. Царица приняла Моисея, как мать своего новорожденного сына. Но младенец был беспокоен и беспрестанно плакал; ни одна медсестра не могла его накормить.
Мать Моисея, которая чувствовала себя совершенно потерянной без своего ребенка, попросила десятилетнюю дочь проследить за путешествием ее брата в ящике и присмотреть за ним. Маленькая девочка сделала, как ей сказали. Она вошла во дворец после того, как туда забрали ребенка, и сумела подобраться к королеве, в конце концов завоевав ее доверие.
Когда ребенок стал слабым из-за недостатка питания, она поговорила с Королевой об «особой» няне, которая могла бы кормить ребенка грудью, кормить его с большой любовью и воспитывать его. «Так, — говорит Аллах в Коране, — Мы вернули Моисея его матери, чтобы охладились ее глаза, и она перестала печалиться и знала, что обещание Аллаха исполнилось».
Моисей вырос в доме фараона под благосклонной заботой царицы. Когда он достиг зрелости, Аллах «дал ему силу знания и суждения». Однажды во время визита в город он увидел, как дерутся двое мужчин; один был израильтянин, другой египтянин. Израильтянин попросил Моисея о помощи, поэтому Моисей пришел на помощь и сильно ударил египтянина. Египтянин рухнул и умер мгновенно.
Моисей был очень смущен и просил у Бога прощения, говоря: «Я никогда не приду на помощь тем, кто поступает неправильно». На следующее утро человек, которому он помог, снова позвал на помощь. Моисей понял, что он сварливый человек, и поспешил наложить на него руки. — Вы намерены убить меня, как вчера убили того человека? — закричал мужчина. — Ты хочешь стать тираном в стране?
Моисей молился Господу. «О, мой Господь, спаси меня от таких людей, склонных к беззаконию». Затем прибежал человек и сообщил Моисею, что вожди фараона собираются повесить Моисея, и посоветовал ему бежать.
Итак, Моисей вышел из Египта в сторону Мадьяна, моля Господа наставить его на правильный путь. Достигнув вод Мадьяна, он увидел несколько мужчин, черпающих воду для своих животных, а две женщины тихо стояли рядом, сдерживая своих животных. Моисей спросил их, почему они ждут.
Они ответили: «Мы не можем поить наших животных, пока люди не уйдут; это наша беда. Наш отец не мог прийти набрать воды для наших животных, так как он слишком стар». Моисей начерпал воды для них обоих, и женщины были благодарны ему за помощь. Одна из них пошла домой и рассказала отцу о том, что сделал Моисей. Отец попросил ее привести Моисея, чтобы он заплатил ему плату за работу.
Моисей рассказал старику об обстоятельствах, при которых ему пришлось покинуть Египет. «Не бойся больше, — заверил он Моисея, — хорошо, что ты спасся от этих злых людей». Он был впечатлен Моисеем и предложил одну из своих дочерей замуж при условии, что Моисей пообещал прожить с ними восемь лет или даже дольше, если он того пожелает. Моисей согласился и начал свою жизнь в Мадьяне.
Через восемь лет Моисей уехал со своей женой и семьей. По пути он увидел огонь в направлении горы Тур. Он заставил свою семью остановиться там, а сам побежал к огню, надеясь получить какую-нибудь информацию о районе или, по крайней мере, раздобыть горящую головню, чтобы согреть свою семью.
Когда Моисей достиг места, он услышал голос над деревьями на правой стороне священной долины. — Что у тебя в правой руке? — сказал голос. Сбитый с толку Моисей ответил: «Это мой посох, которым я сбрасываю листья для своих овец и делаю многое другое».
Голос снова заговорил: О Моисей, Я Господь Вселенной. Брось свой посох и слушай меня. [20:19]
Моисей бросил его вниз, и перед его глазами он превратился в извивающуюся змею. Господь снова сказал: Приблизься к ней и не бойся; теперь схвати змея и не бойся. Он снова станет посохом. [20:21]
Моисей сделал, как ему было сказано. Затем Бог попросил его положить правую руку себе на грудь и снова вытянуть ее; он был сияющим белым и без каких-либо пятен. Затем Бог благословил его высшими откровениями и повелел ему идти к фараону и его народу и проповедовать им Единство Бога и славу праведного поведения.
Моисей молился Богу: О мой Господь, расширь мое сердце и укрепи меня, исцелив мою речь, чтобы люди могли понять, что я говорю. Также облегчи мое бремя, назначив Аарона, моего брата, помогать мне. [20:25-32]
Господь удовлетворил его молитву и попросил его продолжить Свои знамения: Идите, о Моисей и брат ваш, с Нашими знамениями к фараону. Говори с ним мягко, но заставь его увидеть истину и испугаться Нас. [20:43-44]
Моисей и Аарон сказали Господу, что фараон может подвергнуть их насилию, поскольку Моисей разыскивался его вождями за убийство одного из их людей.
Господь заверил их, что в их сердцах не должно быть страха: Я с вами; Я слышу и вижу все. Скажи фараону, что ты Мои посланники. Попросите его позволить израильтянам быть с вами и больше не мучить их. [20:46-47]
Вооружившись божественной миссией и ниспосланной ему Книгой, которая должна была стать «средством просвещения для людей и руководством и милостью для человечества», Моисей отправился в Египет с Аароном . Сначала они подошли к людям и попросили их поклоняться истинному Богу. Моисей показал им Свои знамения, но люди отвергли их как «не что иное, как ложную магию» и посмеялись над ним.
Он попросил их принести корову в жертву Богу. — Какая корова? — спросили они его в шутку. Моисей сказал им, что Богу нужна корова не молодая и не старая, а среднего возраста. — А как насчет его цвета? они спросили. Моисей сказал, что он должен быть насыщенным и ярко-желтым. Они сказали Моисею, что коров такого цвета было несколько.
Он уточнил, что это должна быть корова, которая не была запряжена и не вспахала поля; кроме того, он должен был быть в здравом уме и здоровом теле. Тогда люди поняли, что имел в виду Моисей; он хотел, чтобы они убили золотую корову, которой поклонялись они и их предки. Они попросили Моисея сначала подойти к фараону, их царю, и, если он согласится, они тоже последуют за ним.
Моисей подошел к фараону и призвал его оставить свое высокомерие и высокие и сильные пути и склониться перед Господом, который действительно был правителем мира. Очистись, о фараон, чтобы я мог направить тебя на правильный путь. [29:18]
Фараон был в ярости и спросил Моисея, кто был этим его Богом, чьим посланником он называл себя. Моисей ответил: Наш Господь — тот, кто создает все вещи; Он дает им форму, а затем направляет их. [20:50]
Фараон спросил об ушедших поколениях. Знание о них, сказал Моисей, было только у Бога. Затем он попросил фараона осмотреться и увидеть разнообразие творений Бога — дождь, ветер, скот и растения — все это было признаками Его превосходства. Фараон спросил Моисея, есть ли у него доказательства его пророчества. Моисей бросил свой посох, и он превратился в живую змею. Затем он вынул руку из кармана плаща, и она засияла ослепительно ярким светом.
Вожди фараона говорили, что Моисей был не более чем волшебником; они сказали фараону: «Призовите лучших чародеев из наших городов, чтобы противостоять его колдовству». Моисей согласился встретиться с ними лицом к лицу, и для этого события был назначен праздничный день. Два лучших мага противостояли Моисею. Они бросали в Моисея свои веревки и посохи, которые превращались в змей и обвивались вокруг него.
Моисей молился своему Господу о помощи. Господь велел ему не терять мужества и повелел: Брось свой посох вниз, и он поглотит все, что здесь подделали; это всего лишь фокусы, а то, что у вас есть, — настоящее. Ни один маг никогда не преуспевает, что бы он ни делал и куда бы ни шел. [20:69]
Моисей бросил свой посох на землю, и он превратился в большую змею, которая поглотила всех остальных змей. Маги были поражены и тотчас же пали ниц, заявив, что верят в Бога Моисея и Аарона.
Фараон загремел от ярости: «Как ты смеешь делать это без моего позволения?» Он предупредил их, что отрубит им руки и ноги с разных сторон и распнет их на стволах пальм, если они не перестанут следовать за Моисеем.
Волшебники не выказали страха и сказали фараону, что он может делать с ними все, что захочет, но они не отступят от ясного пути, указанного Моисеем. Они считали, что его Бог выше фараона. Они просили у Господа прощения за грехи колдовства, которые заставил их совершить фараон.
Фараон еще больше разгневался и решил стереть все следы учения Моисея. Он издал прокламацию: О мой народ, я правитель Египта; даже реки текут под моими ногами. Вы готовы слушать человека, который даже не может нормально говорить? Если он действительно посланник Всемогущего, то почему он не нагружен золотом и не окружен ангелами? [43:51-53]
Моисей предупредил его, что, если он ослушается его призыва, «Аллах сказал нам, что тебя ждет тяжкое наказание». Но фараон и его люди не вняли предупреждению Моисея.
Таким образом, они были поражены чумой и другими болезнями; они умоляли Моисея спасти их от бедствия. Но не успели они излечиться, как вернулись к поклонению фараону. Два вождя фараона, Каран и Аман, вели себя особенно отвратительно; жажда богатства и жажда власти ослепили их зрение.
С течением времени отношение фараона к Моисею ухудшилось: он публично обличал его и истязал его последователей. Он заявил, что нет другого бога, кроме него. Он сказал Аману: «Построй мне высокую башню, чтобы я взошел на вершину и узнал, кто этот Бог Моисея».
Он приказал своим вождям не щадить израильтян; они должны быть изгнаны из Египта. Был развязан террор. В результате многие из людей Моисея покинули его, и лишь немногие остались его последователями. Но Моисей не смутился; он оставался непоколебимым в стремлении к своей вере.
Тогда Бог пришел на помощь Моисею. Ему было велено собрать своих последователей и провести их посреди морей по пути, который будет специально проложен для них Богом. Фараон и его люди в полном вооружении попытались преследовать их по тому же пути. Однако как только фараон и его люди ступили на дорогу, она исчезла, и они утонули в бушующем море.
Затем израильтяне поселились в надежном жилище со всеми удобствами и удобствами. Через некоторое время Моисей в сопровождении семидесяти своих последователей вознесся на небеса, чтобы увидеть Бога, оставив свой народ на попечение своего брата Аарона. Он велел Аарону не иметь дел со злодеями и выполнять свою задачу с «чистым сердцем». У Моисея было то, что Коран описывает как «общение с Богом в течение тридцати ночей». Впоследствии были добавлены еще десять ночей, чтобы всего было сорок ночей, что было назначенным временем общения с Господом.
Когда Моисей пришел в назначенное место, Господь благословил его. Моисей молился: «О мой Господь, позволь мне взглянуть на Тебя». Господь сказал: «Вы не можете видеть Меня, когда Я проявляю Мою славу. Но взгляните на гору; если он останется на своем месте, то вы увидите Меня. Теперь повернись к нему. И в одно мгновение гора рассыпалась и превратилась в пыль. Увидев это, Моисей упал в обморок. [7:143]
Когда Моисей выздоровел, БОГ спросил: ‘Почему вы так поспешно пришли к Нам?’ «Мой народ пошел по пути, указанному Тобой, мой Господь», — ответил он. «Я пришел просить Твоих благословений». «В твое отсутствие твой народ сбился с пути», — сказал ему Бог. «Их ввел в заблуждение человек по имени ас-Самири».
Моисей был убит горем. Он умолял Бога простить его последователей и не уничтожать их за предательство. Бог удовлетворил его желание и дал ему каменные скрижали с заповедями, которым его народ должен был следовать, чтобы достичь наилучшего как на земле, так и в будущей жизни.
Моисей вернулся на землю с тяжелым сердцем и обнаружил, что под руководством ас-Самири его последователи начали поклоняться образу тельца, сделанному из их украшений. Скорее в печали, чем в гневе, он упрекнул их и спросил, почему они нарушили данное ему обещание. Они сказали, что ас-Самири попросил их бросить свои украшения в огонь, из которого вышло изображение золотого тельца, издававшее мычание.
Они были введены в заблуждение этим и начали поклоняться тельцу, веря, что это Бог Моисея. Моисей спросил их, настолько ли они наивны, думая, что у теленка есть жизнь? Оно не могло ни слышать, ни говорить, ни делать им ни добра, ни вреда. Аарон предупредил их о неправильном поступке, но они настаивали на том, что до тех пор, пока Моисей не вернется, они будут продолжать поклоняться тельцу.
Моисей бросил скрижали, сказав своему народу, что они их недостойны. Он потащил Аарона за волосы и спросил его, почему он пренебрег его приказом и не предотвратил введение своего народа в заблуждение. Аарон ответил, что люди стали настолько мятежными, что убили бы его, если бы он попытался удержать их. Кроме того, он не хотел создавать в своих рядах раскол.
Моисей попросил Бога простить Аарона, а затем обратился к ас-Самири. — Уходи, — сказал Моисей. «Ты останешься неприкасаемым на всю жизнь, и твоей целью будет ад». Взяв в руки чучело тельца, Моисей предал его огню, который вскоре обратил его в пепел.
Он сказал израильтянам, что он был избран посланником; Бог сказал ему: О Моисей! Я избрал тебя, предпочитая другим, и возложил на тебя миссию донести Мои слова, содержащиеся в Моих откровениях, до всех окружающих людей и пополнить ряды благодарных Мне. [7:144]
Бог передал знания Моисею на благо израильтян и начертал на скрижалях «подробные заповеди» веры в Его единство и кодекс праведного поведения. В скрижалях Мы установили законы, касающиеся всех вопросов, и Мы повелеваем вам твердо держаться их и быть среди тех, кто верен лучшим из содержащихся в них предписаний. [7:145]
Моисей предупреждал свой народ, что те, кто отвергает Божьи знамения и грядущий суд, обречены на гибель; тогда никто не смог бы их спасти. Он также просил их помнить о благодати Божией, благодаря которой среди них воздвигались пророки и ставились правителями. Ни один другой народ в мире не имел такого благоволения от Господа. Бог дал им Палестину, и поэтому Моисей призвал своих последователей войти в эту святую землю.
Они помедлили и сказали Моисею: «Как мы можем? Земля населена могучим народом. Пока они не уйдут, мы не сможем туда войти. Однако двое из них, храбрые и богобоязненные, вызвались добровольцами. Моисей спросил у Бога направления.
Он ответил: Тем, кто бросил вызов твоему повелению, о Моисей! эта земля запрещена на сорок лет. Они будут скитаться по миру, но не будут иметь собственного дома. Не нужно о них печалиться, ибо такова судьба мятежных людей. [5:29]
Израильтяне разделились на двенадцать колен: Господь повелел Моисею ударить в скалу своим посохом. Как только это было сделано, хлынуло двенадцать источников. Затем каждая группа взяла свой собственный источник, чтобы напиться, и каждому Господь дал тени облаков для покрова, манну и перепелов в пищу и все другие блага. Но неверующие возмутились и не последовали повелению; они только навредили себе. Господь действительно выше всякого зла. [7:160]
Верх
Муса I из Мали | Биография, богатство, рабы, паломничество и факты
Муса I из Мали
См. все СМИ
- Умер:
- 1332? или 1337?
- Должность/Офис:
- император (1307-1332), Мали
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем известен Mūsā I?
Муса I считается самым богатым человеком в истории. Он сделал свое богатство и богатство Мали известным благодаря долгому и экстравагантному паломничеству в Мекку в 1324 году, на 17-м году своего правления в качестве императора Мали. Правление Мусы определило золотой век Мали.
Почему Муса I совершил паломничество в Мекку?
Подобно двум мансолу (правителям Мали) до него, Муса I совершил хадж как акт преданности в соответствии с исламской традицией. Кроме того, его 90 151 хадж 90 152 в 1324 году был в некотором смысле актом солидарности, который показал его связь с другими правителями и народами во всем исламском мире.
Что произошло во время паломничества Мусы I?
Паломнический караван Мусы I в Мекку в 1324 году насчитывал около 60 000 человек и несметное количество золота. По пути он остановился в Каире, и его роскошные траты и подарки были настолько обширными, что он снизил стоимость золота на 10–25 процентов и повлиял на экономику Каира по крайней мере на 12 лет после этого.
Что сделал Муса I, когда вернулся в Мали?
Вернувшись в 1324 году, благочестивое паломничество Мусы I вдохновило его на строительство двух огромных мечетей в Тимбукту и Гао. Он поощрял погружение своих подданных в науку, искусство и Коран. Он намеревался отречься от престола и вернуться в Мекку, но умер, не успев этого сделать.
Какое наследие оставил Муса I?
хадж Мусы I оставил неизгладимое впечатление великолепия Мали как в исламском, так и в европейском мире. В Мали он продвигал транссахарскую торговлю, которая еще больше увеличивала богатство империи. Под его правлением Мали завоевала соседнее королевство Сонгай. Его религиозная преданность способствовала распространению ислама в Западной Африке.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
MūSā I of Mali , MūSā также написал Musa или Mousa , также называемый Kankan Mūsā или Mansa Musa , (умер 133/37? империя Мали с 1307 (или 1312). Манса Муса оставил царство, известное своими размерами и богатством — он построил Великую мечеть в Тимбукту, — но его лучше всего помнят на Ближнем Востоке и в Европе за великолепие его паломничества в Мекку (1324 г.).
Паломничество в Мекку
Манса Муса, внук или внучатый племянник Сундиаты, основателя его династии, взошел на престол в 1307 году. На 17-м году своего правления (1324 год) он отправился в свое знаменитое паломничество в Мекку. Именно это паломничество открыло миру огромные богатства Мали. Каир и Мекка приняли эту царственную особу, чья блестящая процессия в превосходной степени, употребляемой арабскими хронистами, едва не посрамила солнце Африки. Путешествуя из своей столицы Ниани в верховьях реки Нигер в Валату (Уалата, Мавритания) и далее в Туат (ныне в Алжире), прежде чем отправиться в Каир, Манса Муса сопровождал впечатляющий караван, состоящий из 60 000 человек, включая личную свиту. из 12 000 рабов, одетых в парчу и персидский шелк. Сам император ехал верхом, и ему непосредственно предшествовали 500 порабощенных людей, каждый из которых нес украшенный золотом посох. Кроме того, у Мансы Мусы был обоз из 80 верблюдов, каждый из которых нес 300 фунтов золота.
Викторина «Британника»
Викторина «Императоры и императрицы со всего (неримского) мира»
Возможно, вы знаете императоров Древнего Рима, но знаете ли вы императоров и императриц из Китая, России, Священной Римской империи и других стран? Пройдите этот тест, чтобы узнать.
Невероятная щедрость и благочестие Мансы Мусы, а также красивая одежда и примерное поведение его последователей не преминули произвести самое благоприятное впечатление. Каиром, который посетил Манса Муса, правил один из величайших мамлюкских султанов Аль-Малик ан-Нашир. Несмотря на большую вежливость Черного императора, встреча двух правителей могла закончиться серьезным дипломатическим инцидентом, поскольку Манса Муса был настолько поглощен своими религиозными обрядами, что его лишь с трудом удалось убедить нанести официальный визит султану. Историк аль-Умари, посетивший Каир через 12 лет после визита императора, обнаружил, что жители этого города, население которого оценивается в один миллион человек, все еще воспевают хвалу Мансе Мусе. Император был настолько щедр в своих расходах, что затопил каирский рынок золотом, тем самым вызвав такое падение его стоимости, что спустя 12 лет рынок все еще не восстановился полностью.
Правители западноафриканских государств совершали паломничества в Мекку до Мансы Мусы, но результатом его яркого путешествия была реклама Мали и Манса Мусы далеко за пределами африканского континента и возбуждение желания среди мусульманских королевств Северной Африки и среди многих европейских народов, чтобы добраться до источника этого невероятного богатства.
Завоевание королевства Сонгай
Сообщается, что Манса Муса, чья империя была одной из крупнейших в мире в то время, заметил, что путешествие из одного конца его империи в другой заняло бы год. Хотя это, вероятно, было преувеличением, известно, что во время своего паломничества в Мекку один из его генералов, Сагмандия (Сагаман-дир), расширил империю, захватив столицу Сонгая Гао. Королевство Сонгай простиралось на несколько сотен миль в поперечнике, так что завоевание означало приобретение обширной территории. Путешественник 14-го века Ибн Батута отметил, что путешествие от северных границ империи Мали до Ниани на юге заняло около четырех месяцев.
Император был так обрадован новым приобретением, что решил отложить свое возвращение в Ниани и вместо этого посетить Гао, чтобы там получить личное представление короля Сонгай и взять двух сыновей короля в заложники. И в Гао, и в Тимбукту, городе Сонгай, почти соперничающем с Гао по важности, Манса Муса поручил Абу Исхаку ас-Сахили, гранадскому поэту и архитектору, который путешествовал с ним из Мекки, построить мечети.