Группа спартака в лч: Турнирная таблица, Лига чемпионов УЕФА 2022-2023 по футболу

Разное

Самые неожиданные поражения российских команд

История 22 российских еврокубковых сезонов полна ярких побед и разгромных поражений. Наши команды выиграли два трофея, обставляли Barcelona, Real и Manchester United и при этом умудрялись проигрывать командам из Венгрии, Македонии и Ирландии. В недавно стартовавшем сезоне уже успел отличиться «Спартак», уступивший швейцарскому середняку St. Gallen и заставивший нас покопаться в архивах. Итак, «Большой спорт» представляет десятку самых громких фиаско россиян на евроарене.

1997/1998

Лига чемпионов
«Спартак» (Москва) – Košice (Словакия)
0:0, 1:2

Что было: Первым в еврокубках о себе заявил ЦСКА. Мос­ковские армейцы в дебютный год выиграли у Barcelona, а затем уступили марсельцам со счетом 0:6. В 1994 году красно-синие и вовсе проиграли по пенальти венгерскому Ferencvárosi. Впрочем, эти игры не попали в рейтинг: в XXI веке армейцам случалось проигрывать и более резонансно. Так что хронологически наш топ‑10 открывается легендарным противостоянием суперчемпиона России и просто чемпиона из Словакии. Как же слово «кошице» стало для фанатов красно-белых ругательством, а поражение не забылось даже за 15 лет?
В 1990‑х годах в Лиге чемпионов Россию представлял в основном «Спартак». В 1996‑м он, правда, был владикавказский, и команда Газзаева, проиграв Rangers с суммарным счетом 3:10, впервые оставила россиян без группового этапа Лиги чемпионов. На следующий год в ЛЧ вернулись москвичи, но и они сенсационно оступились в квалификации. Никому не известные словаки (команда впервые в истории стала чемпионом) при полном преимуществе «Спартака» сумели добыть домашнюю победу, а затем не проиграть в Москве! Казалось, гостевое поражение не станет трагедией, ведь красно-белые тогда были на ходу, но мяч упорно не шел в ворота. Результатом матча стал свист 20 тысяч болельщиков, пришедших тем вечером на «Локо­мотив». Кстати, парой недель позже опростоволосилась и «Алания», проиграв венгерскому MTK.
Что потом: По иронии судьбы тот год стал самым успешным для «Спартака» в еврокубках. Переместившись в Кубок UEFA, москвичи в трех матчах (помните переигровку?) одолели швейцарский Sion и потихоньку добрались аж до полуфинала, где в равной борьбе проиграли будущему победителю Internazionale. При этом «Спартак» на внутренней арене выиграл и чемпионат, и Кубок.
Для Košice же это было первое и последнее попадание в группу, причем словаки проиграли все 6 матчей, сумев распечатать ворота соперников только в одном из них. Вновь став чемпионами, в следующем году они уступили Brøndby и больше носа в Лигу чемпионов не казали.

1999/2000

Лига чемпионов
ЦСКА (Москва) – Molde (Норвегия)
2:0, 0:4

Что было: Первый год, когда в главный турнир Европы было допущено сразу два клуба из России. «Спартак» тогда одолел сербский «Партизан» и прошел в группу, а второй призер российского первенства ЦСКА с треском вылетел в трубу. Причем трагедии ничто не предвещало, и после трех таймов противостояния армейцы имели фору в два мяча. Кто виноват, что тайм четвертый стал неслыханным унижением? Оборона развалилась, как карточный домик, и норвежцы забили четыре безответных мяча. Дубль тогда оформил 18‑летний Магне Хосет, который, выйдя на поле после перерыва, дебютировал в команде. Кстати, он по сей день выступает за Molde и в этом году приезжал в Россию, чтобы сыграть против «Рубина».
Что потом: Норвежцы прошли в групповой этап, одолев в следующем раунде Mallorca. В нем лавров не снискали, заработав лишь три очка за победу над Olympiacos. После этого команда лет 10 не играла в Лиге чемпионов, пока два года назад не отобрала у Rosenborg – лидера норвежского футбола – чемпионский титул. В прошлом сезоне Molde дебютировал в группе Лиги Европы, где дважды обыграл Stuttgart, а в стартовавшем цикле уступил сначала варшавской Legia, а затем, как уже упоминалось, «Рубину». ЦСКА же урок не пошел на пользу: в следующем сезоне он потерпел еще одно резонансное поражение от скандинавов – на сей раз обидчиком выступил датский Viborg. Кстати, это было первое и последнее участие датчан в еврокубках, а победа над ЦСКА – единственная их победа.

2003/2004

Лига чемпионов
ЦСКА (Москва) – «Вардар» (Македония)
1:2, 1:1

Что было: В сезоне 2001/2002 ЦСКА пополнил статистику вылетов в первом же раунде поражением от Parma в Кубке UEFA, посему армейцы очень радовались, когда через два года им в соперники достался хилый македонский клуб. Кто бы мог подумать, что именно «Вардар» станет главным позором красно-синих на годы вперед. «Российский футбол получил пощечину от своего лидера», – писал тогда «Спорт-экспресс». Первый матч проходил в Москве, ЦСКА обстучал все стойки ворот и пропустил две контратаки, и даже после этого сенсационного поражения ни у кого не было сомнений, что по сумме-то двух матчей армейцы продвинутся вперед. Ведь в чемпионате их дела шли в гору, состав был отличный, а вера в тренерские наработки Валерия Газзаева – огромной. Не срослось: «автобус» в македонской штрафной позволил ЦСКА забить всего один гол. На тот момент «Вардар» в рейтинге UEFA занимал 238‑е место…
Что потом: Дебют на групповом этапе Лиги чемпионов был отложен на год – в следующем сезоне новоиспеченный чемпион страны прошел Rangers, в ГТ занял третье место и отправился на понижение в Кубок UEFA. Который довольно сенсационно смог выиграть, в финале одолев Sporting на его поле. В 2003‑м же «Вардар» уступил пражской Sparta, а затем в первом же раунде Кубка UEFA попал на Roma. Понятное дело, с печальным исходом. Впоследствии македонцы не раз появлялись в еврокубках, но надолго там не задерживались. В этом сезоне «Вардар» играл в ЛЧ и дважды уступил Steaua из Бухареста.

2004/2005

Кубок UEFA
«Рубин» (Казань) – Rapid (Вена, Австрия)
0:2, 0:3

Что было: Тот сезон запомнился в первую очередь победой армейцев, поэтому результаты выступлений остальных клубов поистерлись из памяти. В 2004‑м «Терек» не прыгнул выше головы, проиграв Basel, «Зенит» дошел до группового этапа, где из-за ничьей с Alemannia не смог пройти дальше. Те домашние 2:2 с клубом второй бундеслиги вполне могли попасть в этот топ, если бы не наличие десятка более «достойных» кандидатов. А бронзовый «Рубин» в тот год играл с венским Rapid, в гос­тях победил 2:0 и, казалось, обеспечил себе светлое будущее. Но дебютная домашняя встреча обернулась сущим кошмаром: три безответных мяча перечеркнули все надежды казанцев на успешный старт в еврокубках. После поражения многие вспомнили, что те же австрийцы в сезоне 1995/1996 переиграли московское «Динамо» в ¼ финала Кубка кубков.
Что потом: Домашнее поражение «Рубина» было разгромным и неприятным, но все же могло забыться, если бы сам Rapid не воспротивился этому. В 2004‑м венский клуб уступил в следующем раунде, но через год продолжил собирать скальпы российских клубов. На сей раз от рук злых гениев российских команд пал «Локомотив», проигравший, как и «Динамо» с «Рубином», на своем поле (1:1, 0:1), причем решающий мяч железнодорожники пропустили на 84‑й минуте ответной встречи. Rapid попал в одну группу с Juventus, Bayern и Brugge и проиграл все матчи с общим счетом 3:15. Еще через два года австрийцы вновь встретились с «Рубином» – на сей раз в Кубке Intertoto – и вновь взяли верх. С тех пор пути-дорожки россиян с Rapid не пересекались, хотя шансы были – бело-
зеленые уже четвертый год кряду пробиваются в групповой этап Лиги Европы.

2006/2007

Кубок UEFA
«Локомотив» (Москва) – Zulte Waregem (Бельгия)
2:1, 0:2

Что было: В 2006 году «Локо» отличился особо – имея 15‑матчевую беспроигрышную серию в чемпионате страны, железнодорожники опозорились на евроарене. Основная ставка была сделана на внутреннее первенство, поэтому в гости к полу­профессиональным бельгийцам поехал полудублирующий состав без Билялетдинова, Измайлова и Сычева. В итоге клерки и почтальоны, годом ранее игравшие во второй по силе лиге Бельгии, поставили шлагбаум на пути российского паровоза. То громкое поражение стало причиной увольнения Славолюба Муслина, повлекшее за собой длительный кризис, от которого «Локо» оправился лишь в этом году. А тогда в чемпионате клуб остался без титула, завоевав лишь бронзу.
Что потом: Не стоит и говорить, что для Zulte Waregem матчи с москвичами были дебютными в еврокубках. Как ни странно, вчерашние любители не стушевались и сумели с ходу преодолеть и групповой раунд, обставив и Sparta из Праги, и венскую Austria и проиграв в 1/16 финала Newcastle. После того прорыва команда вновь пропала с радаров – второе пришествие варегемцев состоялось в этом году. Прошлогодний успех в чемпионате Бельгии, где фламандцы едва не выиграли золото, позволил клубу дебютировать в Лиге чемпионов. С первого раза не получилось: соседский PSV взял свое на опыте, но без очередной путевки в еврокубковую группу не обошлось. Российский зритель сможет увидеть обидчиков «Локомотива» воочию – бельгийцы попали в один лигоевропейский квартет с «Рубином».

2009/2010

Лига Европы
«Локомотив» (Москва) – Lausanne (Швейцария)
1:1, 1:1 (пен. – 3:4)

Что было: Два сезона «после Варегемлоо» прошли спокойно, без неприятных сенсаций, и вместили в себя победу «Зенита» в Кубке UEFA.  Видимо, фортуна решила, что за трофей нужно заплатить, и в 2009‑м году в групповом турнире второго по силе еврокубка не оказалось ни одного отечественного клуба. Лишь дебютанту «Амкару» можно простить минимальное поражение от будущего финалиста Fulham. А вот оставшаяся троица полпредов внесла посильную лепту в дело дискредитации российской премьер-лиги. Московское «Динамо» вылетело после домашнего поражения от хилого софийского ЦСКА (0:0, 1:2). «Зенит» и конкретно Вячеслав Малафеев напускал бабочек от Nacional с далекой Майдеры. Фиаско 3:4 вкупе с блеклой домашней ничьей 1:1 продолжили благотворительную акцию россиян «Дай аутсайдеру дебютировать в групповом турнире». Ни до, ни после Nacional в еврокубках так далеко не забирался. Но и это еще не все. Главным ньюсмейкером со знаком минус выступили «Крылья Советов». Самарцы лишь второй раз выбрались в Лигу Европы/Кубок UEFA, но сделали все, чтобы их старосветский поход запомнился надолго. Обидчиком выступил St Patrick’s – не самый сильный клуб одного из слабейших чемпионатов Европы. Для начала «Крылья» проиграли в гос­тях, а затем растеряли комфортное домашнее преимущество. Команда Леонида Слуцкого вела 3:0, но пропустила два мяча в концовке и бесславно вылетела. Одной из причин провала считали негативный фон в команде на тот момент: КС обвиняли в договорняке с «Тереком», и к тому же в клубе были проблемы с выплатой зарплат. Но причины уже забылись, а результат остался, и неизвестно, когда самарцам удастся взять реванш.
Что потом: St Patrick’s не смог сделать последнего шага и проиграл оба матча Steaua. В следующих сезонах ирландцы предприняли еще три попытки заявить о себе, но все оказались неудачными. Этим летом «святые» в первом же раунде Лиги Европы уступили литовскому Žalgiris.

2009/2010

Лига Европы
«Локомотив» (Москва) – Lausanne (Швейцария)
1:1, 1:1 (пен. – 3:4)

Что было: «Локо» два года не казал носа в еврокубки, а когда наконец окно в Европу приоткрылось, тут же об этом пожалел. Казалось, что страшнее Zulte Waregem ничего и придумать нельзя, но железнодорожники умудрились проиграть команде из второго швейцарского дивизиона, которая невесть как пробилась в финал национального кубка. Москвичи уступили по пенальти, но в обеих встречах первой забивала Lausanne, а «Локомотив» с трудом отыгрывался. Так, в ответной встрече в Черкизове Алиев чудом сравнял счет лишь на 85‑й минуте. Но в серии одиннадцатиметровых фортуна твердо взяла сторону менее искушенного противника – в конце концов, «Локо» своей ужасной игрой совершенно не заслужил попасть в групповой этап. «По полю черкизовского стадиона передвигались зажравшиеся коты-миллионеры», – не лез в карман за словом Александр Бубнов.
Что потом: Lausanne попала в группу вместе с ЦСКА, и армейцы наглядно продемонстрировали, как именно нужно было играть с аутсайдером, – 5:1, 3:0. В шести матчах в квартете швейцарцы набрали лишь очко, добытое в бою с пражской Sparta. По традиции отметим, что в XXI веке это было первое и последнее выступление лозаннцев в еврокубках. Кстати, предпоследний раз датируется 2000 годом, и тогда от ног Lausanne пали московские торпедовцы. А после игр в Лиге Европы команда сумела выйти в высшую лигу чемпионата Швейцарии, где и выступает по сей день. Старт нынешнего сезона провален: последнее место и всего одно очко в семи матчах.

2010/2011

Лига Европы
«Спартак» (Москва) – Legia (Варшава, Польша)
2:2, 2:3

Что было: На еврокубковой арене варшавская Legia встречалась лишь с двумя российскими клубами. В августе 2008‑го было свидание с «Москвой» Олега Блохина. Тогда «столичники» выиграли обе встречи, забив в ворота нынешнего вратаря «Крыльев Советов» Яна Мухи два гола и дома, и на выезде. Еще одним соперником варшавян был «Спартак». В далеком сезоне 1995/1996 красно-белые дважды обыграли Legia на групповом этапе Лиги чемпионов. Те затаили обиду, но отомстить удалось лишь через 15 лет. Все произошло в лучших для россиян традициях: фаворитский статус, боевая ничья в гостях, 2:0 дома в первом тайме и… три пропущенных гола. В тот момент спартаковская оборона выглядела максимально беззащитной. «Слишком рано расслабились, потеряли концентрацию. А голы какие пропустили! Просто детский сад!» – рвал и метал Андрей Тихонов. Один из мячей гостей провел Мацей Рыбус, в скором времени примкнувший к «Тереку».
Что потом: Legia выбралась из группы, выиграв половину матчей и обойдя тель-авивский Hapoel и бухарестский Rapid. В 1/16 финала столичный клуб проиграл Sporting из Лиссабона, дважды пропустив в концовках встреч (2:2, 0:1). В этом сезоне варшавяне были очень близки к групповому этапу Лиги чемпионов, но в итоге попали лишь в лигоевропейский квартет, где им будут противостоять Lazio, Trabzonspor и Apollon Limassol.

2012/2013

Лига Европы
ЦСКА (Москва) – AIK (Швеция)
1:0, 0:2

Что было: Сейчас, когда с момента краха ЦСКА в «Химках» прошел год, модно говорить, что фиаско армейцев стало чуть ли не главной причиной их триумфа на внутренней арене. Действительно, ЦСКА сделал дубль (а если считать Суперкубок, то и хет-трик), будучи освобожденным от лигоевропейской повинности, и на отдельных отрезках сезона выглядел свежее конкурентов. С другой стороны, статистика говорит о том, что российские команды довольно часто проводили успешные сезоны в премьер-лиге одновременно с успехами в еврокубках. Да и «Зенит» уступил гонку армейцам уже весной, когда не был занят в Лиге чемпионов. Впрочем, задним умом все крепки, а на излете лета 2012‑го лишь ленивый не поносил ЦСКА. Можно связать всплеск негатива с отсутствием трансляции со стадиона – большинство болельщиков знали только результат встречи, а не ее перипетии. Хотя мы бы не ставили поражение от AIK на один уровень с катастрофами во встречах с Molde и «Вардаром». Счет был не по игре, красно-синие были на голову выше, имели около двух десятков моментов, но мяч упорно не шел в ворота. Тогда как шведы не показали ничего особенного, но сумели забить два необязательных мяча. Учитывая все проблемы ЦСКА в нападении (большая нагрузка выпала на необстрелянного Ахмеда Мусу), можно сказать, что осень без еврокубков действительно пошла армейцам на пользу.
Что потом: AIK ожидаемо занял в группе последнее место, сумев, правда, взять 4 очка в матчах с PSV. Будучи занятым в Лиге Европы, в чемпионате Швеции он откатился на четвертое место и не попал в нынешний розыгрыш еврокубков.

2013/2014

Лига Европы
«Спартак» (Москва) – St. Gallen (Швейцария)
1:1, 2:4

Что было: Самая свежая история, ставшая поводом для появления этой статьи, произошла, конечно же, с Валерием Карпиным и его «Спартаком». Народная команда вновь «порадовала» своих почитателей, уступив простому швейцарскому клубу. Лишь один факт: общая трансферная стоимость игроков «святых» уступает цене на Тино Косту, за переход которого «Спартак» заплатил 7 миллионов евро. Дальнейшие комментарии излишни. Карпин также был знаком с этими цифрами и не сомневался в успехе. На выезд Валерий свозил полурезервный состав и добыл результативную ничью. В Москве «Спартак» забил первым и расслабился. И зря: St. Gallen, заручившись поддержкой Сергея Паршивлюка, забил даже больше, чем было необходимо для выхода в групповой этап. Конечно же, впервые в своей истории.
Что потом: St. Gallen попал в одну группу с Valencia, Swansea City и «Кубанью». Будет интересно посмотреть, как еще одни дебютанты групповых стадий будут противостоять обидчику «Спартака». Кстати, кубанцы на пути в ГТ одолели куда более сильный Feyenoord. Про «Рубин» и его противостояние с Zulte Waregem упоминалось выше, а еще одним участником Лиги Европы от России стал разграбленный «Анжи». Махачкалинцы, кстати, имеют возможность пополнить свою куцую еврокубковую историю столь модным поражением от скандинавов: аутсайдером в их квартете считается норвежский Tromsø.

«Спартак» тоже выигрывал шесть матчей в группе ЛЧ. Стереотип о слабости той группы – ложный

#Лига чемпионов #Спартак #Ливерпуль #Аякс #Блэкберн #Легия #Русенборг

Поделиться:

Михаил Морозов

УЕФА

«Ливерпуль» и «Аякс» выиграли все шесть матчей в своих группах Лиги чемпионов и присоединились к еще шести командам, у которых есть такое же достижение. Среди них – «Спартак».

Вот так это выглядит по сезонам:

🇮🇹 1992/93: «Милан»

🇫🇷 1994/95: «ПСЖ»

🇷🇺 1995/96: «Спартак»

🇪🇸 2002/03: «Барселона»

🇪🇸 2011/12: «Реал»

🇪🇸 2014/15: «Реал»

🇩🇪 2019/20: «Бавария»

🏴󠁧󠁢󠁥󠁮󠁧󠁿 2021/22: «Ливерпуль»

🇳🇱 2021/22: «Аякс»

Что интересно:

🔸 Из всех рекордсменов «Спартак» долгое время был лучшим по разнице мячей (15-4). Продолжалось это до 2011 года, когда его обогнал «Реал» (19-2). Но сейчас лучшая разница мячей у «Баварии» из 2019-го (24-5).

🔸 Меньше всех пропустил самый первый рекордсмен – «Милан». Только один гол.

🔸 Дольше всех из топ-5 лиг такого достижения ждала Англия – только «Ливерпуль» в 2021-м, наконец, добыл такое для страны. У России же такое достижение было добыто раньше, чем у клубов Германии, Испании и Англии.

🔸 Не из топ-5 такого добивались только «Спартак» и спустя 26 лет «Аякс».

🔸 Только «Реал» выигрывал по шесть матчей в группе дважды. Близка к этому же «Бавария» – нужно только обыграть «Барселону» в последнем туре.

@fcsm_official

#ВЭтотДень в 1995-м «Спартак» на выезде обыграл «Легию» благодаря голу Рамиза Мамедова и сделал исторические 6/6 в групповом этапе ЛЧ 🔥 До сих пор помимо красно-белых это достижение покорилось только 5 клубам – «Милану», «ПСЖ», «Барселоне», «Реалу» и «Баварии» 😎 https://t.co/TZSRdkBtzS

22:48 — 06 Dec 2021

🔸 «Спартак» в своей группе в 1995 году начал с победы в Англии над «Блэкберном» (1:0), затем дома обыграл «Легию» 2:1. Спаренные матчи с «Русенборгом» завершились победами 4:2 и 4:1, причем в Норвегии «Спартак» уступал 0:2. Первое место «Спартак» занял досрочно, победив «Блэкберн» 3:0, а в последнем туре выиграл в Польше 1:0.

Встречается мнение, что соперники у «Спартака» были легкими. Есть и объяснение, почему спартаковская группа не заслуживает того, чтобы называться слабой.

Соперники «Спартака»:

«Блэкберн» выиграл чемпионат с 89 очками.

В клубе играли вратарь сборной Англии (полуфиналиста Евро-1996) Тим Флаэурс и супербомбардир Алан Ширер. Из того же состава – будущие известные игроки сборной Англии Дэвид Бэтти и Грэм Ле Со, будущий защитник «МЮ» Хеннинг Берг, будущий финалист Кубка УЕФА Крис Саттон, главный защитник крепкой на тот момент сборной Шотландии Колин Хендри.

Очевидно, что сезон-1995/96 у «Блэкберна» не задался ни в еврокубках, ни в АПЛ (которая тоже была куда ниже уровнем, чем сегодняшняя), но состав позволял сыграть гораздо лучше.

Так выглядел Ширер – чемпион АПЛ

АПЛ

«Легия» в квалификации в двух матчах оставила без ЛЧ сильный «Гетеборг». Что примечательного в «Гетеборге»? В предыдущем сезоне этот клуб выиграл группу с «Барселоной» и «МЮ», причем обыграл и тех и других, а в четвертьфинале лишь по правилу выездного гола не прошел «Баварию» (0:0, 2:2).

Да, в 1995-м состав покинули два крепких защитника Камарк и Бьорклунд, но вся яркая атака, забивавшая по два-три гола «Барсе» и «МЮ», осталась.

«Русенборг» ровно те же самым составом в следующем сезоне убрал в группе ЛЧ звездный «Милан» с Мальдини, Барези, Бобаном, Баджо и за год до этого получившим «Золотой мяч» Веа. В последнем туре «Русенборг» выиграл в гостях у «Милана» и сам вышел в четвертьфинал вместо него.

Впоследствии состав «Русенборга» разобрали клубы АПЛ – Кварме и Хеггем играли в «Ливерпуле», Иверсен – в «Тоттенхэме», Сольтведт – в «Ковентри», а Браттбакк и Стенсаас уехали соответственно в «Селтик» и «Рейнджерс».

Баджо радовался, пока не пересекся с «Русенборгом»

Уже спустя 20 лет Россия могла быть представлена в этом списке двумя клубами, и тогда их было бы больше, чем у всех топ-лиг кроме Испании. «Зенит» в группе с «Лионом», «Валенсией» и «Гентом» здорово шел на повторение рекорда, выиграв пять первых матчей с разницей 12-4.

Тогда оставалось обыграть лишь «Гент» в гостях, но «Зенит», несмотря на гол Дзюбы, уступил 1:2. Но 15 очков в группе тоже были серьезным достижением. И ведь с тех пор прошло всего лишь шесть лет.

НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ

Михаил Морозов

Автор и редактор. Лучшая память на «Голе».

Еще по теме

10 самых могущественных гладиаторов в Spartacus: Blood And Sand, рейтинг

Римские гладиаторы были одними из самых сильных и знаковых воинов древнего мира. Сталкиваясь друг с другом, чтобы развлечь римлян на больших аренах, эти бойцы были обученными, закаленными в боях машинами для убийства.

Starz Spartacus: Blood and Sand превосходно передает эти изнурительные тренировки и свирепый, звериный характер этих воинов. Первый сезон шоу посвящен Людусу римской элиты Батиату, который тренирует Спартака и десятки других могучих гладиаторов. 9В 0005 Blood and Sand  представлено множество уникальных бойцов, каждый из которых отличается своим телосложением и стилем боя.

Связанный: 12 фильмов, вдохновивших на создание «Голодных игр»

Итак, давайте выйдем на арену, чтобы обсудить и оценить лучших из лучших; самые сильные гладиаторы из Spartacus: Blood and Sand .

10/10 Варро

Этот дружелюбный компаньон Спартака — больше, чем просто помощник нашего героя, он настоящий грозный гладиатор.

Когда-то Варрон, обычный римский гражданин, решил сражаться на арене, чтобы погасить свои растущие долги. Но хотя он оказался не в своей тарелке в довольно неудачной ситуации, ему удалось стать замечательным гладиатором. Он один из немногих новобранцев, наряду со Спартаком, переживших испытания, которые инициировали его знаком братства. Это впечатляет, учитывая, что его противником во время этих испытаний был невероятно искусный боец ​​Гней.

9/10 Иксион

Во время Эпизода с соответствующим названием «Существо в Яме» Спартак должен пробиться через неприятные «Ямы» обратно к известности, чтобы он мог присоединиться к своим братьям в Лудусе. Самым большим препятствием — как в прямом, так и в переносном смысле — является Иксион, грубый скандалист с костяшками пальцев. Конечно, быть защитником потерпевших кораблекрушение бойцов Ямы не имеет того же значения, что и защитник Капуи.

Тем не менее, Иксион — это последний человек, стоящий рядом со Спартаком, когда они участвуют в вбрасываниях на выбывание в Ямах. Мало того, что он носит устрашающий вид — он носит лицо побежденного врага, так еще и имеет боевые навыки, чтобы поддержать это. С его непреодолимым характером и его варварской, закулисной тактикой сделать все возможное, чтобы выиграть бой, его нелегко превзойти, как Спартак узнает  в кровавом, кровавом столкновении.

8/10 Агрон

Достигнув известности среди разочаровавшихся рекрутов на полпути к Кровь и песок , включая своего брата Дуро, этот германский гладиатор оказался отличным бойцом и достойным товарищем Спартака. Он действует как наставник своего младшего брата, спасая его от неприятностей, когда бои начинают идти наперекосяк для менее опытного Дуро.

Он универсальный воин, который владеет мечом и щитом, а также хорошо разбирается в метании копий в свои цели.

В дополнение к своему боевому мастерству на арене, Агрон также является одним из самых ценных активов в возможном восстании Спартака против Рима, зарекомендовав себя как вождь Луитанента среди его армии повстанцев.

7/10 Барка

Этот свирепый гладиатор и друг Крикса не зря получил свое зловещее прозвище «Карфагенский зверь». Обладая высоким, спортивным телосложением и вооруженным разрушительным копьем, «Барса» является действительно сильным противником, чтобы даже получить преимущество, не говоря уже о поражение .

Связанный: 11 вещей, которые вы не знали о Спартаке (на Starz)

Согласно легенде, описанной Варроном, Барка был последним человеком, выстоявшим из большого скопления захваченных карфагенских бойцов после разгрома Римом конкурирующей колонии несколькими годами ранее. История вознесения Барки достойна восхищения, хотя она также полна трагедии, поскольку ему пришлось столкнуться со своим отцом на арене, когда осталось всего два карфагенянина.

6/10 Перикл

Так случилось, что ни Батиат, ни город Капуя не владеют монополией на всех самых сильных гладиаторов. Собственный Перикл и Помпея доказывает, что он грозный воин, о чем свидетельствует борьба Крикса, одержавшая близкую победу над ним во время Примуса. Посмотрим правде в глаза, вы не станете чемпионом Помпеи, если вы не станете могущественным гладиатором.

Несмотря на то, что у него нет большого, массивного телосложения, чтобы одолеть противников, как у многих в нашем списке, он компенсирует это худощавым, мускулистым телосложением, ловкостью и скоростью в бою. И, несмотря на то, что в конце концов он был побежден Криксом довольно ужасным образом, у него был довольно эпический успех в качестве чемпиона, и каждый год во время Примуса он был занозой в боку Капуи.

5/10 Гней

У него может быть высокое и массивное телосложение, но боевой стиль Гнея Ретиария, назначенный ему Доктором в начале сериала, не совсем идеален для его наступательной мощи. Его единственное настоящее оружие — трезубец, в то время как основная часть его атаки должна основываться на спотыкании и ловле врагов с помощью гигантской рыболовной сети.

Связанный: Спартак: 5 фактов, которые исторически достоверны (и 5 фактов, которые полностью сфабрикованы) 

Это делает еще более впечатляющим тот факт, что этот неортодоксальный боец ​​остался в высшем эшелоне гладиаторов Лудуса Батиата, несмотря на переход от Траекса к этому более ограниченному боевому стилю. Ему удается делать «лимонад из лимонов», используя свою сеть творчески и эффективно, например, бросая ее во врагов на расстоянии и даже поджигая сеть, если это возможно. Проще говоря, есть причина, по которой Гней является ветераном команды Батиата и постоянным участником Примуса.

4/10 Эномай

Учитывая, что Людус Батиата является домом для некоторых из самых могущественных гладиаторов Капуи, а возможно, и всего Рима , вполне логично, что человек, обучавший их, Эномай, входит в наш список как один из лучших.

Получив титул Доктора на время действия Кровь и песок , этот свирепый воин тренирует практически всех, от Крикса до Аргона и самого Спартака. Мы никогда не видели, как он сражается на арене (она зарезервирована для сезона приквела, Gods of the Arena ), но мы знаем, что с ним нужно считаться, учитывая его массивное, мускулистое телосложение, быстроту и боевые способности. Обучая Спартака и Крикса для Примуса, он быстро справляется с и одновременно. Эномай также носит титул единственного гладиатора из 90 005 , сразившегося с непобедимым монстром по имени Феоколес, и выжил, чтобы рассказать об этом.

3/10 Феоколес: Тень Смерти

В то время как Крикс может быть непобедимым Галлом, Феоколес — непобежденный  Греческий , и при этом абсолютно неуклюжий зверь. Этот гладиатор, по сути, возвысился до мифического богоподобного статуса к тому времени, когда Спартак и Крикс столкнутся с ним на арене Примуса. Этот могучий воин не только победил бесчисленное количество противников на арене, но и раз уничтожил из них, даже играя с ними, прежде чем прикончить их.

Даже , если противник нанесет ему несмертельный удар, он, по-видимому, может просто поглотить его и продолжить сражаться почти в полную силу. Требуется оба лучших гладиаторов Батиата превзошли его, и они все еще только едва ли делают это после импровизации Крикса, временно ослепляя его. Он настолько силен, что Спартак даже получил прозвище «Убийца Феоколеса» после победы над ним.

2/10 Крикс

Учитывая, что само его прозвище хвастается своей «непобедимой» историей гладиатора, кажется уместным поставить аналога Спартака, легендарного Крикса, на вершину списка с точки зрения мастерства и силы. Крикс становится первым серьезным препятствием на пути Спартака, когда фракиец вступает в ряды Лудуса Батиата, и остается для него достойным противником, даже когда Спартак оттачивает свои навыки.

Связанный: 5 лучших и худших эпизодов «Спартака: кровь и песок» по версии IMDB

Непобедимый Галл, вероятно, единственный гладиатор в «Кровь и песок» — и во всей серии — который действительно может сразиться с главным героем шоу. Громоздкий, быстрый и могущественный Галл какое-то время был неоспоримым чемпионом Капуи, прежде чем Спартак в конце концов заработал для себя этот с трудом завоеванный титул.

1/10 Спартак

Само собой разумеется, что звезда шоу Starz, бывший римский солдат, икона гладиаторов и мятежник, в честь которого названо шоу, входит в наш список как сильнейших гладиаторов. Он, безусловно, доказывает свои навыки в бою, побеждая бесконечные полчища гетов, а позже и нескольких полностью бронированных римских солдат.

Но он также оказывается зверем на арене, с его разнообразными навыками обращения с мечом и щитом, его скоростью и способностью адаптироваться. Он возглавляет нападение на племена гетов, пробивается по служебной лестнице, чтобы стать чемпионом Капуи, и в конечном итоге возглавляет восстание против одной из величайших империй, которые когда-либо видел мир. Трудно найти гладиатора с более легендарным послужным списком!

Далее: 20 лучших боев/сражений в «Спартаке: кровь и песок»

Восстание Спартака — Энциклопедия всемирной истории

Восстание гладиаторов Спартака в 73-71 гг. до н.э. остается самым успешным восстанием рабов в истории Рима. Восстание известно как Третья война рабов и было последним из трех крупных восстаний рабов, подавленных Римом. История Спартака рассказывалась историками, писателями и кинематографистами вплоть до наших дней, когда она стала очень популярным телесериалом, но восхищение героем Третьей рабской войны не является чем-то новым. Карл Маркс однажды заметил в письме к Энгельсу, что Спартак был одним из величайших, если не величайшим, героем древнего мира, и поставил его в пример для подражания (т. 41, 265). Знаменитые 19 Стэнли Кубрика60 фильм Спартак , основанный на романе Говарда Фаста, изображает его как борца за свободу, ведущего свой народ против репрессивной системы римского рабства, и каждое изображение мятежного гладиатора, появившееся после фильма Кубрика, в большей или меньшей степени следует этому примеру. .

Фрагмент рельефной плиты римских рабов

Jun (CC BY-SA)

Однако реальный Спартак не был ни протомарксистским пролетарским революционером, ни героем своего народа, борющегося за свою свободу; он был просто человеком, который достаточно натерпелся римского института рабства и однажды решил, что больше не будет терпеть. Восстание Спартака началось более или менее случайно; Первоначальный план гладиаторов, по словам историка Плутарха (ок. 45-120 гг. н. э.), заключался в том, чтобы просто бежать. Однако, как только этот план был раскрыт, у них не было другого выбора, кроме как бороться за свою свободу или подчиниться казни.

Удалить рекламу

Реклама

Восстание Спартака началось более или менее случайно; первоначальный план гладиаторов, по словам историка Плутарха, состоял в том, чтобы просто сбежать от Своего рабства.

Однако реальные мотивы восстания Спартака не умаляют его достижений. Они стали неактуальными, начиная с 18-го века н.э. во Франции, когда гладиатор приобрел культовый статус как враг угнетения и борец за свободу. Ужасные условия жизни раба в Древнем Риме с тех пор сравнивают с условиями любой группы, страдающей от угнетения, и Спартак — самый узнаваемый герой древнего мира, который служит символом. Однако в 73 г. до н. э. у него, похоже, не было иной мотивации, кроме собственной свободы и бегства от наказаний, которых он мог ожидать от своих хозяев.

Рабство в Древнем Риме

Эти наказания были бы применены быстро, как только его план побега был бы раскрыт. Рабство было широко распространено в Древнем Риме, и римляне очень боялись восстания низшего рабочего класса. Историк Марк Картрайт комментирует это:

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Рабство было вездесущей чертой римского мира. Рабы служили в домашнем хозяйстве, сельском хозяйстве, рудниках, производственных мастерских, на строительстве и выполняли широкий спектр услуг в черте города. Каждая третья часть населения Италии или каждая пятая часть населения империи были рабами, и на этом фундаменте принудительного труда было построено все здание римского государства и общества.

Экономика Рима в основном опиралась на сельское хозяйство и войну: сельское хозяйство поддерживало население, в то время как военные кампании генерировали необходимые средства для различных других нужд. Солдаты, использовавшиеся в этих кампаниях, были фермерами, которых держали в армии все более и более продолжительные периоды времени по мере того, как Рим расширялся в ходе завоеваний. Их фермы часто разорялись, а их земли покупались богатыми, которые использовали рабов для работы на них.

Историк Аппиан (ок. 95–165 гг. н. э.) пишет: «Богатые использовали убеждение или силу, чтобы купить или захватить имущество, которое примыкало к их собственному, или любые другие небольшие владения, принадлежащие беднякам, и стали управлять большими ранчо вместо отдельных Они нанимали в этих поместьях рабов и пастухов, чтобы свободных людей не утаскивали с земли на службу в армию, и извлекали они и из этой формы собственности большие прибыли, так как у рабов было много детей и не было повинностей в военной службе. (Гражданские войны, 1.7). Как отмечает Картрайт, этих рабов привозили из разных источников:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Помимо огромного количества рабов, взятых в плен (например, 75 000 только во время Первой Пунической войны), рабы также были приобретены с помощью пиратства, торговли, разбоя и, конечно же, в качестве потомства рабов в качестве ребенка, рожденного от матери-рабыни. (vernae) автоматически становился рабом, независимо от того, кем был отец. Невольничьи рынки росли, и, возможно, одним из самых печально известных был рынок Делоса, который постоянно снабжали киликийские пираты. Тем не менее, невольничьи рынки существовали в большинстве крупных городов, и здесь, на площади, рабов выставляли напоказ с плакатами на шее, рекламирующими их достоинства потенциальным покупателям.

Роман Аурига (Гладиатор-раб)

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Рабы использовались для широкого круга задач по всему Риму, от полевых работ до работы по дому, обучения детей чтению, письму, музыке и другим искусствам, личных помощников и любой другой работы, которую они могли выполнять. Они были полностью во власти своего хозяина. Римский писатель Сенека Младший (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) описывает судьбу домашнего раба своему другу Луцилию, выступая за лучшее обращение с рабами, и поясняет, как малейший звук или действие со стороны раба были продиктованы по прихоти хозяина. Здесь он описывает раба, прислуживающего своему господину за обедом:

Хозяин ест больше, чем может удержать; его непомерная жадность нагружает его раздутый живот, который разучился его функции, и переваривание всей этой пищи требует больше усилий, чем ее проглатывание. Но несчастные рабы не могут даже шевельнуть губами даже на слово. Любой ропот проверяется палочкой; даже непроизвольные звуки — кашель, чихание, удушье — не освобождаются от плети. Если слово нарушит тишину, наказание будет суровым. Голодные и немые, они стоят всю ночь (Нардо, 51).

Сенека подробно описывает злоупотребления, которым подвергались рабы, и высокомерие их хозяев, которые своей жестокостью породили поговорку: «Сколько рабов, столько врагов». Он просит Луцилия помнить, что «человек, которого вы называете «рабом», произошел из того же семени, наслаждается тем же дневным светом, дышит, как вы, живет, как вы, умирает, как вы», и все же с этими людьми обращаются как с людьми:

Удалить рекламу

Реклама

Мы обращаемся с ними так, как обращаются с вьючными животными, даже не так, как с людьми. Когда мы возлежим за столом, один раб вытирает слюну, другой приседает, чтобы собрать объедки пьяных. Один разделывает дорогую дичь, разделяя на порции ловкими взмахами опытной руки — несчастный человек, живущий исключительно для того, чтобы аккуратно разделывать дичь… другому поручено вести учет гостей; он стоит там, бедняга, и наблюдает, чья лесть и чья несдержанность глотки или языка доставит ему приглашение на следующий день. Добавьте поставщиков провизии с их утонченным знанием вкуса хозяина; они знают, какие вкусы вызовут у него щекотку, какое украшение стола порадует его воображение, какая новинка вернет ему аппетит, когда его тошнит, какого лакомства ему захочется в определенный день. С такими рабами хозяин не может обедать; он счел бы оскорблением своего достоинства садиться за стол со своим собственным рабом. Боже упаси! (Нардо, 51 год).

Плохое обращение с рабами было настолько широко распространено, что считалось естественным. Нужно было сломить волю рабов как личности, чтобы иметь послушного слугу, который соответствовал бы ожиданиям раба в римском обществе. Свободный труд означал больший досуг и прибыль для тех, кто владел рабами, но эти рабы приносили прибыль только в том случае, если они были покорны и делали то, что им говорили, без вопросов и колебаний. Тот факт, что рабское население было таким большим, свидетельствует о способности римлян поддерживать такой контроль над теми, кого они поработили.

Следует отметить, что не со всеми рабами обращались плохо. В том же письме Сенеки он пишет о рабах, с которыми хорошо обращались их хозяева и которые отдали свою жизнь, чтобы защитить дом, собственность и жизнь этого хозяина. Два известных философа были рабами, Диоген Синопский (ок. 404-323 гг. до н. э.) в Греции и Эпиктет (ок. 50-130 гг. н. э.) в Риме, и к обоим относились как к членам семьи. Диоген получил полный контроль над образованием мальчиков в доме, и хозяин Эпиктета отправил его изучать стоическую философию. Однако это заметные исключения из общего правила, и большинство рабов пережили тяжелую жизнь с небольшой надеждой на свободу и отсутствие прав по закону.

Мозаика гладиатора Ретиария

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Со временем в Риме было больше рабов, чем свободных людей. Уровень безработицы резко вырос, поскольку все больше и больше рабов использовалось для работы, которую раньше занимали римские граждане, а сельская местность вокруг города Рима все больше превращалась в обширную сеть колоний рабов, проживающих на больших плантациях очень богатых. Те рабы, которые не работали по дому или в сельском хозяйстве, использовались в качестве гладиаторов на арене. Если жизнь домашнего раба была плохой, то жизнь гладиатора была еще хуже. Гладиатор был рабом, единственной целью которого было сражаться за развлечение римской толпы. Гладиаторы обычно были мужчинами (хотя были и женщины) и могли завоевать свободу благодаря исключительным подвигам, но большую часть времени жили и умирали рабами на арене. Рабы чаще всего выбирались в качестве гладиаторов из-за крепкого телосложения, которое нравилось зрителям; и одним из них был Спартак.

Удалить рекламу

Реклама

Ранняя жизнь и порабощение

Спартак был фракийцем, родом из региона к северу от Македонии, который и греки, и римляне считали нецивилизованным и варварским. Спартак, однако, описывается Плутархом как «более грек, чем фракиец» и отмечает, что он был исключительно умен и высококультурен. Ничего не известно ни о его юности, ни о том, как он стал рабом Рима. Основными источниками информации о восстании Спартака являются историки Аппиан, Флор (ок. 130 г. н. э.) и Плутарх, каждый из которых выбрал те детали, которые они сочли наиболее подходящими, из более ранних работ Саллюстия о восстании (ок. 86-35 гг. до н. э.) и Ливи (59BCE-17 CE), оба из которых существуют сейчас только во фрагментах.

Флор утверждает, что Спартак был римским наемником в легионах, который был заключен в тюрьму за дезертирство и грабеж.

Согласно Аппиану, он был фракийцем, «который когда-то сражался с римлянами и, будучи взят в плен и продан, стал гладиатором» («Гражданские войны», I. 116). Флор утверждает, что он был римским наемником в легионах, который был заключен в тюрьму за дезертирство и грабеж, прежде чем был выбран гладиатором «благодаря своей силе». Плутарх дает аналогичный отчет о Спартаке как о наемнике Рима, но добавляет, что он был схвачен вместе со своей женой после дезертирства. Его жена описывается как пророчица своего народа, которая сбежала со Спартаком во время восстания, а затем путешествовала с его армией и, скорее всего, погибла вместе с ним в финальном столкновении с Римом.

Восстание Спартака

Однако он попал в плен и по каким-то причинам, его военная подготовка и телосложение сделали его идеальным кандидатом на арену. Спартак описывается всеми древними источниками как высокий и исключительно сильный. Его купил тренер по имени Лентул Батиат и отправил в гладиаторскую школу к югу от Рима в Капуе. Эти школы регулярно полагались на жестокое обращение с рабами, чтобы подготовить их к играм на арене, и эта дисциплина, как и та, что используется со всеми рабами, была предназначена для того, чтобы сломить волю человека и сделать его послушным.

Удалить рекламу

Реклама

Мозаика римского гладиатора

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

В 73 г. до н.э. Спартак и некоторые другие заговорщики разработали план побега из комплекса и направления на север к свободе за Апеннинами. Этот план включал более 200 других рабов, и, учитывая такое количество участников, неудивительно, что информация просочилась к властям. Спартак знал, что их будут пытать, прежде чем они будут убиты, и поэтому поднял восстание из 78 своих товарищей-рабов. Они совершили налет на кухню и вооружились ножами и вертелами, а затем убили своих инструкторов и похитителей. Оказавшись на свободе, они нашли еще оружие в кладовых и транспортном фургоне, а затем сбежали из школы в близлежащую сельскую местность, где расположились лагерем где-то на склонах горы Везувий. Там они избрали своими лидерами Спартака, Эномая и Крикса.

Первый ответ Рима

Хотя рабы избрали трех лидеров, каждый древний источник утверждает, что Спартак вскоре стал верховным главнокомандующим. Аппиан пишет: «С гладиаторами Эномаем и Криксом в качестве своих подчиненных он грабил близлежащие районы, и, поскольку он разделил добычу поровну, его численность быстро увеличилась». Новости о восстании быстро распространились, и многие рабы с плантаций по всей стране покинули свои дома и присоединились к повстанцам. Римский сенат посчитал все это скорее неприятностью, чем угрозой, и послал для решения этой проблемы отряд в основном неподготовленных солдат под командованием генерала Гая Клавдия Глабера.

Глабер и сенат, кажется, думали, что группу беглых рабов можно легко победить, поскольку они не могли ничего знать о военной тактике или войне. Однако «Спартак» их удивил. Глабер окружил рабов в их лагере на склоне горы, держа их взаперти, и приготовился уморить их голодом, чтобы они подчинились. Однако гора была густо заросла ветвями виноградной лозы, и Спартак приказал своим людям сплести из них лестницы, по которым они могли спуститься вниз по области, которой Глабер пренебрег, думая, что она недоступна, и атаковали из-за позиций Глабера, победив его и ограбив. лагерь для оружия.

Плакат фильма «Спартак 1960»

Уильям Рейнольд Браун (общественное достояние)

Затем против рабов был послан второй отряд под предводительством Публия Варина, который решил разделить свои силы, возможно, надеясь поймать своего врага в тиски и сокрушить его. Каким бы ни был его план, неизвестно, но его провал был впечатляющим; Армия Варина была разбита и рассеяна. Победа Спартака была настолько полной, что Варин потерял в битве даже лошадь, на которой он ехал. После этих двух побед еще больше рабов покинули дома своих хозяев и присоединились к восстанию.

Второй ответ Рима

Римский сенат понял, что серьезно недооценил Спартака, который теперь командовал армией из более чем 70 000 бывших рабов, и призвал консулов ​​Публиколу и Клодиана повести свои войска против него. Теперь Спартак контролировал сельскую местность, и почти каждый день на его сторону стекались новые рекруты. Ливий отмечает, как армия Спартака «опустошила [города] Нолу, Нуцерию, Фурию и Метапонт с ужасными разрушениями». Теперь уже не было сомнений, что он представляет серьезную угрозу для Рима. Однако Спартак не собирался идти на Рим и повел свою армию на север из Италии, чтобы пересечь Апеннины и позволить своим последователям вернуться в свои дома. Однако его отряд был слишком велик, чтобы двигаться в одиночку, поэтому он разделил его на две части и поручил своему заместителю Криксу командовать одной из них.

Римляне под командованием Публиколы атаковали силы Крикса, а Клодиан нанес удар по контингенту Спартака. Силы Крикса были отброшены с большими потерями, но Спартак победил Клодиана, а затем вытеснил Публиколу с поля боя. Крикс был убит в битве, и Спартак почтил его, принеся в жертву 300 римских пленных (согласно Аппиану). Затем он провел свои собственные гладиаторские бои, используя для зрелища оставшихся римских пленников. Флор пишет, как он заставил римлян сражаться друг с другом у погребальных костров своих павших офицеров, «как если бы он хотел стереть все свое прошлое бесчестие, став вместо гладиатора устроителем гладиаторских зрелищ». Затем он сжег все фургоны и припасы, которые не мог использовать, и двинулся к Риму с более чем 120 000 пехотинцев и неизвестным количеством кавалерии.

Поражение Спартака

Нет никаких сведений о том, почему Спартак отказался от своего плана привести свои войска к свободе, покинув Италию, но по какой-то причине постоянно растущая армия бывших рабов теперь двинулась на юг. Против Спартака были посланы еще две армии, и он победил их обе. Аппиан пишет: «Война длилась уже три года и вызывала у римлян большое беспокойство, хотя вначале над ней смеялись и считали ее тривиальной, потому что она была против гладиаторов». Публикола и Клодиан были отправлены в отставку сенатом, и был призван новый верховный главнокомандующий Марк Лициний Красс. Сначала он наказал легионы за их неудачу путем истребления, когда солдаты тянули жребий, и каждый десятый человек был предан смерти.

Марк Лициний Красс, Лувр

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Красс намеревался закончить войну как можно скорее и, по словам Аппиана, «зарекомендовал себя в глазах своих людей как нечто большее, чем бояться поражения от рук врага». Красс выступил против Спартака в Бруттии на крайнем юге Италии. План Спартака состоял в том, чтобы работать с киликийскими пиратами, чтобы захватить оккупированный римлянами остров Сицилия и сделать его свободным государством для своих последователей. Пираты должны были встретить его на побережье Бруттия, но так и не прибыли. Красс приказал своей армии из более чем 32 000 солдат быстро двигаться и построить стену, которая заперла Спартака за ней.

Красс уверенно пережидал своего противника, так как Спартаку, с морем позади и стеной впереди, было некуда идти. Спартак попытался прорваться, но был отброшен, потеряв более 6000 своих людей. По словам Флора, Спартак затем попытался сбежать, запустив «плоты из балок и бочек, связанных вместе веревками, по быстрым водам проливов», но потерпел неудачу. И Аппиан, и Плутарх утверждают, что Спартак прибег к партизанской тактике в этот момент. Аппиан пишет, как он «провел множество отдельных беспокоящих операций против своих осаждающих» и «распял римского пленника на ничейной земле, чтобы продемонстрировать своим войскам участь, ожидающую их, если они потерпят поражение». Красс, со своей стороны, продолжал ждать, позволяя голоду и отчаянию делать работу за его войска.

Красс усилил свои атаки, чтобы победить Спартака до того, как Помпей сможет прибыть, чтобы украсть славу.

Однако римский сенат счел, что Красс движется недостаточно быстро, и пригласил знаменитого полководца Помпея, завоевателя Испании. Теперь Красс усилил свои атаки, чтобы победить Спартака до того, как Помпей сможет прибыть и украсть славу. Спартак, увидев возможность разделить римских генералов до прибытия Помпея, попросил обсудить условия с Крассом, но получил отказ.

Видя, что надежды нет, Спартак собрал своих людей и, по словам Плутарха, «когда к нему привели его коня, он обнажил меч и убил его, сказав, что у врага много хороших лошадей, которые будут его, если он победит». а если бы он проиграл, то ему бы и лошадь не понадобилась». Он повел свою армию в последний раз в битву и, как пишет Плутарх, «направился прямо на самого Красса, прорвавшись сквозь теснину оружия и раненых, и, хотя он не достиг Красса, он вместе сразил двух центурионов, которые упали на него. … Наконец, когда его собственные люди обратились в бегство, он сам, окруженный врагами, стоял на своем и погиб, сражаясь до последнего». Аппиан пишет: «Спартак сам был ранен копьем в бедро, но упал на одно колено, держал перед собой щит и отбивался от нападавших, пока он и большое количество его последователей не были окружены и не пали». и Флорус комментирует: «Спартак сам пал, как и подобает генералу, храбро сражаясь в первых рядах». И Аппиан, и Плутарх отмечают, что его тело так и не было опознано.

Хотя Красс победил Спартака на поле боя, слава за победу досталась Помпею. Помпей прибыл, когда битва подходила к концу, и его войска вступили в бой с беглыми рабами, бежавшими с поля боя. Плутарх пишет, что «Помпей в своем послании сенату мог сказать, что, хотя Красс, безусловно, победил рабов в открытом бою, он сам выкопал войну с корнем», устранив всех, кто мог бы продолжить борьбу. . Затем 6000 выживших солдат армии Спартака были распяты на Аппиевой дороге из Рима в Капую, а их тела оставлены там гнить на долгие годы в качестве предостережения от любых восстаний в будущем.

Спартак

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Наследие

Хотя ранние римские историки считали его опасным мятежником и преступником, все их отчеты демонстрируют неохотное (а иногда и откровенное) уважение к генералу-гладиатору. Война против рабов считалась бесчестием, и тот факт, что Спартак столь успешно продлил конфликт так долго, был особенно тяжелым для римской гордости. Помпею дали триумф за его победы в Испании и, почти задним числом, окончание Третьей рабской войны, в то время как Красс за свои усилия получил гораздо менее престижный овации , пеший парад без зрелища триумфа.

Тем не менее, тон повествования — особенно повествования Плутарха — безошибочно достоин восхищения всякий раз, когда писатели упоминают победы Спартака и, особенно, рассказывая о его смерти. Эти повествования вдохновили более поздних художников представить Спартака борцом за свободу, сражающимся с могуществом Рима, чтобы положить конец рабству, хотя ни одно из древних свидетельств не подтверждает этот вывод. Спартак ясно изображен в каждой версии как гладиатор, который искал свою свободу и оказался лидером восстания рабов. Его современный статус борца за свободу и культового героя развился гораздо позже, но опирается на истории этих римских писателей.

Концепция Спартака как благородного мятежника, борющегося за свободу, восходит к французской трагедии Спартак , написанной Бернаром-Жозефом Саурин в 1760 году н.э., вдохновленной рассказом Плутарха. Саурин пытался провести параллель между гнетущими условиями Древнего Рима и условиями своего времени во Франции 18 века н.э. Историк Мария Вайк объясняет, как в середине 18 века:

Спартак стал возвышаться в западноевропейской литературе, историографии, политической риторике и изобразительном искусстве до идеализированного защитника как угнетенных, так и порабощенных. С этого периода представления о древнем восстании рабов и гладиаторе Спартаке были глубоко обусловлены политическими проблемами настоящего (36).

Очень популярная пьеса Саурина была возрождена в 1792 году нашей эры после Французской революции, а статуи Спартака начали появляться во Франции уже в 1830 году нашей эры. Его история была подхвачена итальянским писателем Рафаэлло Джованьоли в 1874 году н.э. в его историческом романе « Спартак », в котором проводились параллели между древним фракийским гладиатором и националистическим генералом Джузеппе Гарибальди, объединившим Италию в 1860-х годах. Спартака также сравнивали с Туссеном Л’Увертюром (1743-1803 гг. н.э.), лидером гаитянской революции против французского правления.

Популярное понимание Спартака как самоотверженного героя росло благодаря произведениям других писателей, в том числе Бертольда Брехта, в 20 веке нашей эры, пока писатель Говард Фаст не написал свой исторический роман Спартак в 1951 году, который был использован для фильма Стэнли Кубрика Спартак в 1960 году. Фильм Кубрика был написан сценаристом Далтоном Трамбо, обвиненным в том, что он коммунист и занесенным в черный список Голливуда. Знаменитая сцена ближе к концу фильма, когда повстанцы кричат: «Я Спартак!» защищать своего лидера, было истолковано критиками как призыв Трамбо к солидарности в сопротивлении гнету маккартизма в Америке (Gaylean, 1).

Роман Фаста

и сценарий Трамбо послужили образцом для телефильма 2004 года « Спартак » и телесериала «Спартак» 2010–2013 годов на канале Starz Network, как узнают все, кто знаком с более ранними работами. С момента выхода на экраны фильма Кубрика в 1960 году Спартак вызывал более широкое, чем когда-либо прежде, восхищение как вдохновляющая фигура для любой угнетенной или несправедливо маргинализованной группы общества, будь то из-за расизма, сексизма или гомофобии. Одинокий человек, противостоящий гнетущей мощи большинства, мятежник, борющийся против несправедливой системы законов и предрассудков, — таким был Спартак, вдохновлявший дело; не фракийский раб, который искал только свою свободу. Ученый Эрих Грюн пишет:

Нет никаких признаков того, что [Спартак был] мотивирован идеологическими соображениями, чтобы ниспровергнуть социальную структуру. Источники ясно показывают, что Спартак стремился вывести свои войска из Италии к свободе, а не реформировать или изменить римское общество. Достижения «Спартака» от этого не менее внушительны. Мужество, упорство и мастерство фракийского гладиатора, сдерживавшего римские войска в течение двух лет и превратившего горстку последователей в сборище численностью более 120 000 человек, могут вызывать только восхищение (9).0005 Историческая справка , 3).

Начал ли он свое восстание в 73 г. до н.э., чтобы положить конец рабству в Риме и освободить свой народ, больше не имеет значения; важно только то, что он стал символизировать. Настоящего Спартака — кем бы он ни был — заменил герой Спартак, потому что герой — это то, что людям было нужно и нужно. История героя Спартака будет продолжать вдохновлять людей на протяжении веков, как и на протяжении последних 200 лет, символизируя человека, борющегося за справедливость и свободу для своего народа вопреки невероятным препятствиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *