Манчестер. История одного города


"Что Манчестер делает сегодня, весь мир будет делать завтра" - Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании.

WELCOME TO MANCHESTER.


Юдоль вечного позора. 

Карлос Тевес переезжает из одной части города в другую. Новые работодатели вешают огромный рекламный shi...щит. Хорошо, билборд. Голубой Карлитос с раскинутыми руками. Камень в огород Солфорда, муниципалитета, в котором располагается уютный Траффорд. Выстрел по самобытному бренду главного клуба страны.

Билборд с игроком, перешедшим из "МЮ" в "Сити". Казалось бы, всего лишь лукавая смелость вперемешку с несерьёзностью, однако уход Тевеса в стан врага вывел отношения красной и голубой частей города на новый уровень. Несколько специфичный.

***

Не то чтобы Манчестер можно было назвать запредельно красивым местом. Фабричные трубы напускают скорее дым, чем романтику. Тем не менее это достаточно оригинальный и, с точки зрения истории, уж точно один из самых прогрессивных городов мира. 

Сочетание рудиментов аскетичной индустриальной экономики и кирпичного блеска викторианской архитектуры востину впечатляет. Манчестер неповторим.

В 19 веке Карибы, бывшие в то время частью Британской Империи, поставляли хлопок на Туманный Альбион. Однако Ливерпуль был более значимым портом английской короны; за возможность использовать Элберт-докс (комплекс местных причалов) крупные трансатлантические компании платили серьёзную ренту. 

Чтобы обойти Ливерпуль (футбол сделает это позднее), в 1894 году манкунианцы строят свой знаменитый судоходный канал. Удивительный подвиг инженерной мысли стоил шести лет упорной работы и обошёлся казне около миллиарда (!) фунтов в пересчёте на сегодняшний курс. Ещё десять тысяч было потрачено на праздничное оформление и церемонию открытия, которую почтила присутствием сама королева Виктория. 

Город получает прямой доступ к морю, крупным торговым компаниям и деньгам. Ливерпуль получает первый щелчок по индустриальному носу.
 
 

Тёплое одеяло хлопчатобумажной промышленности окутывает Манчестер заботливее смога.

Чтобы справиться с бумом промышленности (по состоянию на конец 19 века в Манчестере постоянно работало более ста фабрик), Хлопкополис окунается в новый бум - строительный. Зиккураты местного розлива часто возводились абы как и лепились через пень-колоду; на территории некогда прекрасного ухоженного фамильного поместья Де Траффорд (ничего не напоминает?) вскоре расположилась крупнейшая в мире аляповатая промзона. 

Огромные заводы нелепо вклинивались в угрюмый пейзаж. 

Столь безалаберная экспансия привела к страшным последствиям, получившим название "парадокс промышленного развития" - наличие большого количества рабочих мест и вместе с тем скудные зарплаты, обрекающие трудяг на убогое нищенство.

Об "экологии", царившей в этих местах, скромно промолчим.
 
 

У молодёжи  индустриальных районов города выбор занятий после работы был достаточно велик - либо просто драться, либо пойти в паб и подраться там. Средняя продолжительность жизни в середине 19 века в подобных кварталах вполне соответствовала экологии и времяпрепровождению - около семнадцати (!) лет.

После тяжелого рабочего дня, частенько начинавшегося в 6 утра, бравые ребята шли закладывать за воротник; часть из них отправлялась на кулачные бои таких же, как они, бедолаг - рано заматеревших 13-14-летних бойцов. На улицах было хоть отбавляй драк, азартных игр и насилия. Газеты того времени пестрели заголовками о ножевых ранениях в тёмных подворотнях или стычках малолетних преступных группировок, вооружённых по последнему слову техники: камни, кирпичи, старые подпорки от кроватей.
 

Нужно было что-то делать. 

***

Энн Коннелл, дочь настоятеля церкви Св. Марка в Вест-Гартоне, основывает клуб рабочих, в то время как её отец бесплатно снабжает членов клуба свеженьким супом. Мисс Коннелл также работала гувернанткой в Престоне и участвовала в управлении местной школой; её энергии, в конце концов, хватило для реформы целой прослойки общества - Энн обратилась за помощью к Уильяму Бистоу, заведовавшему церковно-приходской крикетной командой. Несмотря на их усилия, из-за промышленных изменений рельефа город подвергался серьёзным наводнениям, поэтому пришлось искать другой выход. 

Футбол! В 1880 году приходские крикетисты сыграли свой первый матч.

Вполне логично, что регби и крикет были куда более популярны, чем футбол, отчасти из-за его зачаточного состояния как самостоятельного вида спорта, отчасти из-за его так называемой элитарности. Футбол являлся игрой не для всех. Большинство государственных школ создавало собственные своды правил вплоть до семидесятых годов, когда игра только-только начинала приживаться в Манчестере. 

В январе 1878 года город подал заявку на участие в Кубке Англии; месяц спустя представители Манчестера играли с "Ноттингемширом", предшественником "Ноттс Каунти". Двумя годами ранее т.н. Манчестерская ассоциация футбола принимала у себя в местном крикетном клубе старейшее спортивное общество "Шеффилд"; за игрой наблюдали 500 зрителей.

Основная проблема заключалась в двух словах - где играть? Не в крикетных же клубах. Вест-Гартон и окрестности были в плохом состоянии. Гоняли на пустыре. Нынешние футболисты сочли бы это самоубийством, но было б желание! 13 ноября 1880 года Джеймс Коллиндж стал первым манчестерским футболистом, забившим гол на поле, принадлежавшем металлургическому заводу "Брукс & Докси".

Неделю спустя созданный созданный пару лет назад компанией "Ланкашир & Йоркшир Рэйлвей" футбольный клуб из депо Ньютон Хит играет против резервистов "Болтон Уондерерз".
 
 

"Ньютон Хит" был учреждён ещё в 1878 году, по сути, теми же ребятами из Сент-Марка, но немного для другой цели - чтобы не страдать от богемной жизни викторианской эпохи. Однако вплоть до 1880 года клуб проводил игры только против сборных из игроков соседних отделов железнодорожной компании. 

Первый футбольный дом будущего "Манчестер Юнайтед" был неприглядным: землю возле железнодорожных путей в Монсолл-стрит пришлось выравнивать самостоятельно, а раздевалки вообще находились в полумиле от Ньютон Хит. В местных "рогах и копытах" - пабе "Три Короны".

***

В то время как команда железнодорожников, получившая прозвище "язычники" (The Heathens), набирала силу и поддерживалась собственными работодателями, дела у господ из Сент-Марка шли, мягко говоря, не очень. Первые годы команда была практически без средств к существованию, едва сводя концы с концами. 

После первого полноценного сезона "Сент-Марк" улучшает положение, переехав на "Кирксмэнхалм", базу местного крикетного клуба. Первый же матч на новой арене "Сент-Марк" проводил против "Ньютон Хит", переиграв железнодорожников со счётом 2:1 и расквитавшись тем самым за поражение в предыдущей встрече (0:3).
 
Игрок "Ньютон Хит". 

На тот момент между клубами не было жесткой конкуренции. Так, обычное локальное противостояние. Во всяком случае, "Сент-Марк" были неконкурентоспособными филантропами, в то время ещё сохраняя свой нравственный облик.

Но сладкая жизнь длилась недолго. Уже через год землевладельцы попросили команду с их стадиона, и "Сент-Марк" то ли распался совсем, то ли слился с другим коллективом из Вест-Гартона... На этот счёт нет однозначной версии. В следующем сезоне команда провела лишь четыре официальные игры, а большая часть прошлогоднего состава числилась в других клубах.

Далее происходили слияния, реорганизация, двукратная смена названия, считанные шаги до банкротства, пока наконец не было достигнуто партнерство с пивоваренным заводом "Честерс" и членом местного парламента Ричардом Пикоком. Эти договоренности в 1884 году привели клуб на следующий шаг развития - "Ардуик".

***

Параллельно эти событиям "Ньютон Хит" вовсю гремел на местной арене, неизменно появляясь в семи подряд финалах недавно учреждённого Кубка Манчестера. До официального создания Футбольной лиги турнир был неплохим шансом игроков заявить о себе.

К 1892 году клуб перерос своих создателей-железнодорожников, став независимым и отделившись в самостоятельную франшизу. Успехи "Ньютон Хит" шли в одном ряду с завистливыми взглядами от соседей из Ардуика.
 
 
Первое серьёзное столкновение между клубами происходит в 1891 году. Времена, когда "Ньютон Хит" лупил соперников направо и налево с разницей в десяток мячей, остались позади; развитие обеих команд вышло примерно на один уровень. В погоне за улучшениями "Ардуик" даже прекратил организацию товарищеских матчей с целью дополнительного заработка, как это было с "Эвертоном" и сборной Канады. Несолидно, знаете ли.

***

Приближалось голосование за принятие новых членов в недавно образованную Футбольную лигу. Несмотря на задекларированную самостоятельность и определённую успешность, "Ньютон Хит" не получил ни одного (!) голоса. "Ардуику" везёт - 4 голоса "за". Встречайте нового участника!

Спустя год Футбольный союз и Футбольная лига, соперники за звание главного турнира страны, объединяются. Будущие "горожане" с минимальным счётом переигрывают "Ньютон Хит" в кубке Манчестера.

"Ардуик" ведёт себя всё увереннее. В следующем розыгрыше кубка со счётом 4:1 унижены завсегдатаи лиги - "Болтон"; в товарищеском матче деклассирован "Сток Сити" - 5:1. Ошеломляюще для новичка!
 
 
Король Георг Пятый приветствует футболистов "Сити".
 
И тем не менее после объединения двух футбольных организаций в единое целое "Ардуик" получает место лишь во втором дивизионе свежесформированного турнира, в то время как бывшие "железнодорожники" отправляются напрямик в высшую лигу...

...Извиняюсь за столь утомительный пересказ, но тут-то всё и началось. После вышеописанной несправедливости антагонизм между клубами начал достигать апогея.

***

"Город окутан чёрным дымом. Сквозь него даже Солнце кажется просто круглым диском, никакого намёка на лучи. И в этом полуосвещённом скоплении отсыревших тёмных лабиринтов непрерывно пашут триста тысяч человек".

"Куда ни подайся - всюду оживлённая толпа, скрип колёс машин, визг паровых котлов, методичные удары ткацких станков и лязг тележек. От ужасающего многообразия звуков нет никакого спасения".

Англия и Франция всегда находились в состоянии конфронтации, но приведённые цитаты французского политика и философа Алекса де Токвиля кажутся вполне правдивыми, бьющими точно в цель.
 
 

Ну, есть у нас фабричные трубы и гений инженерной мысли в виде нового водного канала. И все. Больше гордиться нечем.

***

Обе команды стремились стать маяком города, его путеводной звездой, главным представителем Манчестера в футболе.

Первым зажёгся "Манчестер Юнайтед". 

В 1902 году "Ньютон Хит" был спасён от разорения, переименован и спустя десять лет после ребрендинга имел в своей копилке чемпионство, кубок и суперкубок Англии, которые являются самыми важными трофеями эпохи первого из легендарных менеджеров "Юнайтед" Эрнеста Мангнелла. В команде того периода блистали Билли Мередит и Сэнди Тёрнбулл, из-за финансовых нарушений украденные у "Манчестер Сити" (В 1894 году "Ардуик" был переименован).

Несмотря на потерю двух главных звёзд, кое в чём "Сити" всё равно оставался впереди "Юнайтед": зрители куда больше любили эффектный атакующий футбол "горожан", чем эффективных, но угрюмых оборонцев Мангнэлла.

***

Как только в 1906 году "Манчестер Юнайтед" вышел в Первый дивизион, из стана "Сити" поползли слухи о завышенных зарплатах футболистов; было проведено расследование относительно боссов клуба, и всю правящую верхушку дисквалифицировали на пять лет. Обличителю "горожан"
 - Билли Мередиту - было запрещено заниматься футболом в течение года.

В попытках остаться в живых внезапно разваливающийся клуб был вынужден отправить своих футболистов на аукцион. Но и этого "дьяволам" оказалось мало.

Танцевать на костях - так до победного. Хитрый лис Мангнэлл (ну или просто клубный секретарь, кому как больше нравится) узнав об аукционе раньше соперников по лиге, урвал не только Мередита и Тёрнбулла, но пару их партнёров в атаке: Герберта Бёрджесса и Джимми Баннистера.
 

Вскоре после завоевания второго чемпионства с "Манчестер Юнайтед" Эрнест Мангнэлл перебрался... в "Сити", став первым и единственным человеком, тренировавшим оба манчестерских клуба. Билли Мередит в качестве игрока провёл в городе невероятные тридцать лет - по пятнадцать за каждую из команд, сыграв 670 матчей и забив 164 мяча.

Послевоенный период был относительно безуспешен для обеих частей Манчестера; на фоне общих финансовых проблем (не только футбольной сферы) принципиальность дерби несколько ослабевает.

В 1934 году "Сити" выигрывает свой второй кубок Англии; "Юнайтед" же были подкошены до такой степени, что не могли даже позволить приобрести для сотрудников традиционную индейку на Рождество.

***

Разжечь вражду заново было делом недолгим. Бездыханный "МЮ" нуждался в той-самой-искре.

На дворе 1945 год. В итальянском Бари расположился шотландский офицерский корпус, командовал которым бывший игрок "Ман Сити" и экс-капитан "Ливерпуля" Александр Мэттью Басби. Там же находился и Джимми Мёрфи, его будущий ассистент. Басби познакомился с ним во время тренировочной игры.

Предложение "Юнайтед" Мэтт принял, взяв с боссов клуба обещание дать ему максимум прав для непосредственно руководства командой, а не просто быть одним из членов тренерского штаба; ранее Басби отказал "Ливерпулю" именно по этой причине - правление не решилось предоставить молодому офицеру широких полномочий.
 
Мэтт Басби с кубком.  

Человек, назначивший Мэтта Басби главным тренером, и, по сути, определивший развитие команды на четверть века (в 1932 году он инвестировал около сорока тысяч фунтов на спасение терпящего бедствие "Манчестер Юнайтед") - Джеймс Уильям Гибсон, текстильный промышленник из Солфорда.

Гибсон хотел создать то, к чему годами стремился "Ардуик": создать команду, которой гордились бы местные жители. Блистательное решение пришло быстро - ставка на молодёжь. Просто и эффективно. Он сразу же создал "Манчестер Юнайтед Джуниор Атлетик", специализировавшийся на планомерном и организованном развитии лучших юниоров города.

Звучит громоздко. Выражения "фарм-клуб" в то время попросту не существовало.

Стратегия работала без сбоев. Сбой случился позднее...

***

После неожиданного чемпионства в сезоне 1951/1952 (третьего в истории клуба и первого за сорок лет) возникла необходимость влить в команду свежую кровь: золотой состав был довольно возрастным. Предполагалось, что строительство новой команды займет много времени, но у вчерашних выпускников академии и самого Мэтта Басби на сей счёт были иные соображения.

К уроженцам Манчестера Роджеру Бирну и Эдди Колмэну присоединились юниоры со всей Британии и Ирландии; этика игры парней вкупе с клеймом их таланта отпечатались в сердцах даже нейтральных болельщиков. К середине пятидесятых годов, выиграв два подряд чемпионства, "малыши Басби" потрясали воображение уже всей страны.
 
 
Авиакатастрофа в Мюнхене унесла жизни восьми "Малышей Басби" и двух тренеров.

Когда в феврале 1958 года после третьей попытки взлёта самолёт с "малышами" потерпел катастрофу, унеся жизни восьмерых футболистов, Англия была ошеломлена. Казалось, что каждый человек оплакивал страшную утрату. Однако в семидесятые и восьмидесятые годы - период разгула хулиганства и расцвета жестоких субкультур - понятие "Мюнхена" в футбольной сфере стало использоваться противоборствующими фанатскими группировками в качестве омерзительного оскорбления.

В шестидесятые и семидесятые годы популярность "Манчестер Юнайтед" взмыла до небес и увеличивалась в геометрической прогрессии вплоть до вылета команды из Премьер-лиги в 1974 году (с тех пор команда не покидала элитный дивизион). Уилф МакГиннесс и сменивший его Фрэнк О'Фаррелл не смогли удовлетворить запросы публики, и посещаемость матчей стала падать, в том числе из-за унылого футбола, демонстрируемого "Юнайтед" под их чутким руководством.
 
Джордж Бест.
 
Тем не менее шестидесятые-семидесятые годы для "Сити" и "МЮ" закулисно именовались эпохой вингеров: чего стоят такие имена, как Колин Белл, Майк Саммерби, Вилли Морган, Гордон Хилл, Сэмми Макилрой и, конечно же, Джордж Бест. Оба клуба были сторонниками привлекательного футбола, который в "Юнайтед" пытались привнести сначала Томми Дохерти, затем Рон Аткинсон. Без особого успеха.

*** 

Эффект от изменений образа игры в футбол стал ощутимее ближе к девяностым годам. В "Манчестер Сити" продолжали блистать Колин Белл, гениальный бомбардир Фрэнсис Ли и тот же Саммерби, одно время владевший совместным бизнесом с Джорджем Бестом.
 
Фрэнсис Ли в объятиях фанатов.
 
Но пока ведомый Эриком Кантона "Юнайтед" возвращал себе первое за 26 лет чемпионство, "горожане" подобно игрушке йо-йо раз за разом проваливались в пучину низших дивизионов.

Что было дальше, знают все. Приход на тренерский мостик Алекса Фергюсона ознаменовал величайшую эпоху в истории "красных дьяволов". Неприязнь "горожан" к сверхуспешным соседям переросла из вражды в банальную плохо скрываемую зависть.

Сэр Алекс выстроил в клубе долговременный менталитет победителей, совершенно не заботясь о мнениях извне. Ферги осознанно пошёл на сделку с общественностью и самим собой - он верен своей внутренней непоколебимости, а всё, что творится около футбола, там и остаётся.

Поклонники "Манчестер Сити" могут указать на недавнее прошлое. Было время, когда на "ситизенс" даже в третьем дивизионе ходило по 30 тысяч болельщиков.
 
Только что прибывший в "МЮ" Фергюсон, дает наставления команде. 1986 год.
 
Исторически так сложилось, что куда более ожесточённое противостояние у "Юнайтед" выходит против "Ливерпуля". Вспомним и "хлопковое одеяло", и новый канал, и даже легенду "Ливерпуля" Мэтта Басби.

Благодаря всемирному игровому и коммерческому успеху бренда "Манчестер Юнайтед" философия клуба время от времени подвергается нападкам "шумных соседей", как их метко охарактеризовал сэр Алекс. А ну-ка дайте мне взглянуть на заявку первого состава команды. Англичан у "Сити" целых два - Джо Харт и Ричард Райт. Чья б мычала.

***

Две современных городских франшизы, теперь больше состязующиеся в толщине кошельков, преобразились до неузнаваемости по сравнению с болотными средевековыми клубами викторианской эпохи. Именно те ранние "Ньютон Хит" и "Сент-Марк"/"Ардуик", делавшие первые шаги в футболе, можно сказать, и были истинным лицом промышленной столицы.

Ну а что же сам Манчестер? Город изменился. Там, где стояли фабрики и химзаводы, теперь находятся ночные клубы и квартиры-студии; на месте неприглядных доков расположился комплекс "МедиаСити". Оба клуба по-своему имеют право претендовать на звание символа возрождённого города.
 
Комплекс "МедиаСити".
 
Вечное сражение за превосходство - вот истинное определение Манчестера.

***
 

Англия наносит зарвавшемуся философу с той стороны Ла-Манша ответный удар: Ренессанс - слово французское, но спустя время Манчестер сделает на нём английский акцент.
 
Основано на статье Эндрю Флинта, thesefootballtimes.co 

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следите за "Театром Мечты" в социальных сетях

X

Авторизация
или войдите через соцсеть:
.