Стэнли биография – Доктор Чарльз Стэнли (Charles Stanley) Биография — Христианская Онлайн Энциклопедия

Спортивные биографии

Содержание

Стэн Ли – биография и личная жизнь

Если вы смотрели комиксы о Мстителях, то наверняка заметили чудаковатого пожилого усача, появляющегося в каждом фильме марвеловской вселенной. Это 94-летний Стэн Ли: экс-президент и бывший председатель совета директоров Marvel не может отказать себе в удовольствии мелькнуть в очередном камео. То он ветеран Второй мировой, хвастающийся подвигами перед Тором, то водитель экспресс-доставки. Биография Стэна Ли удивительна: ведь сын иммигрантов из Европы сумел стать одним из самых влиятельных людей Америки.

Биография Стэна Ли

Из семьи евреев-иммигрантов

Родители Стэна Ли – евреи Селия (урожденная Соломон) и Джек Либеры приехали в США из Румынии. Глава семьи был закройщиком, но когда настала Великая депрессия, у него оказалось очень мало работы. Либеры оставили квартиру на 98-й Западной улицы на Манхэттене, где 28 декабря 1922-го года появился на свет Стэн, и поселились на авеню Форт-Вашингтон. В 1931-м году у Стэна родился единственный брат Ларри. Материальное положение семейства еще больше ухудшилось, и семья стала жить в однокомнатной квартире в Бронксе. 

В юности Стэн Ли (тогда его еще звали Стэнли Мартин Либер) пытался любыми способами заработать денег: писал некрологи, пресс-релизы для туберкулезного центра, распространял подписку на газеты и доставлял сэндвичи. 

Клерк в отделе комиксов

Потом Стэну удалось устроиться клерком в отдел комиксов издательства Мартина Гудмана (парня пристроил его дядя Робби Соломон). Обязанности молодого человека поначалу были прозаичными. В те дни художники пользовались пером и чернилами, так вот Стэн Ли следил, чтобы чернильницы были заполнены, он делал вычитку, приносил сотрудникам обеды, точил карандаши. 

Дебютный комикс будущей знаменитости вышел в мае 1941-м году, в нем впервые появился Капитан Америка. Именно тогда Стэнли подписался псевдонимом, с тех пор берет отсчет биография Стэна Ли (позже он взял это имя официально). Тогда еще никто не подозревал, что надвигается «золотая эра комиксов».

Ли работал в паре с художником Джеком Кирби. Когда тот ушел из-за разногласий с Гудманом, 19-летний Стэн стал временным редактором и проявил большой талант не только в сочинительстве, но и в бизнесе, что позволило ему стать редактором, а потом и арт-директором Марвел.

Армейский «драматург»

В 1942-м году Стэн Ли вступил в армию США и служил в войсках связи – ремонтировал телеграфные столбы и другое коммуникационное оборудование. Позже его перевели в учебную дивизию, где Стэн писал методические пособия, сценарии учебных фильмов, придумывал лозунги и рисовал карикатуры. Он числился «драматургом» и служил до осени 1945-го.

В середине 1950-х Стэн Ли писал рассказы в разных жанрах, включая мелодрамы, средневековые приключения, вестерны, фантастику, хоррор, саспенс и сатиру. Вместе с художниками (в их числе Джек Кирби и Стив Дитко) он создал множество известных персонажей комиксов – Человека-паука, Железного человека, Халка, Сорвиголову, Фантастическую четверку и людей Икс. 

Десятки лиц Стэна Ли

Когда настала эра кинокомиксов, Ли стал появляться в камео – его задействовали в эпизодах трилогии Сэма Рэйми «Человек-паук», в двух частях «Фантастической четверки», «Людях Икс», «Мстителях», франшизах «Железный человек», «Первый мститель», «Стражах Галактики», «Человеке-муравье» и многих других. Кроме того он является не только актером, а и продюсером всех сериалов и фильмов марвеловской вселенной. Стэн Ли играл самого себя в других кино и сериалах (например, в «Тусовщиках из супермаркета»: всем известно, что режиссер Кевин Смит обожает комиксы).

Стэн Ли с детства увлекался чтением, предпочитая книги Марка Твена, Артура Конан Дойля, Чарльза Диккенса, Герберта Уэллса, Уильяма Шекспира. Из современных писателей Ли ближе всех фантаст Харлан Эллисон и Стивен Кинг. Сейчас состояние Стэна Ли не из лучших – возраст берет свое, поэтому он лишен счастья читать.

Личная жизнь Стэна Ли

Единственная и любимая

5 декабря 1947-го года Стэн женился на Джоан Клэйтон Букок. В 1949-м году пара купила двухэтажный дом на три спальни в Западном Бродвее. 

Их дочь Джоан Селия родилась в 1950-м-м году. Другой ребенок, Ян, умер через три дня после появления на свет в 1953-м. 

После нескольких переездов (все были внутри Нью-Йорка) Стэн и Джоан Ли стали хозяевами особняка в Западном Голливуде – было это в начале 1980-х. 

Кардиостимулятор – не помеха

В начале 2010-х состояние Стэна Ли стало внушать опасение докторам, и в сентябре 2012-го он перенес операцию – ему вживили кардиостимулятор. Когда у Ли спросили – с каким бы из супергероев он хотел бы подружиться, автор комиксов назвал Айронмена, Доктора Стрэнджа и Серебряного Серфера.

fancy-journal.com

Стэнли Кубрик – биография режиссера, фото, лучшие фильмы, жена, дети, рост

Биография Стэнли Кубрика

Стэнли Кубрик – американский режиссер, диссидент от кинематографа, создатель перфекционистских фильмов с собственным визуальным и драматическим стилем, с неожиданным использованием классической музыки, тщательным вниманием к деталям и его визитной одноточечной перспективой. Большинство из его лент стали классикой, но обессмертил он свое имя в истории кино благодаря «Космической одиссее» и «Заводному апельсину».

Детство и юность

Будущий автор киношедевров появился на свет 26 июля 1928 года в Нью-Йорке и стал первым из двоих детей врача Якоба Леонарда Кубрика и домохозяйки Сэди Гертруды (в девичестве Первелер). В 1934 году родилась его сестричка Барбара. По-национальности он – еврей с польскими, австрийскими и румынскими корнями. Рос мальчик в атмосфере свободы, любви и поддержки. Невзирая на интеллект выше среднего, посещаемость и успеваемость в школьные годы у него была посредственной. Но он проявлял интерес к литературе – любил легенды и мифы Древней Греции, сказки братьев Гримм.

Нравился ему также бейсбол. Выходные дни он часто проводил, наблюдая за тренировками спортсменов из клуба «Нью-Йорк Янкиз». В будущем он собирался стать либо писателем, либо бейсболистом. В 12 лет с подачи отца его увлечением на многие годы стали шахматы, а когда тот подарил ему фотоаппарат, юноша начал упоенно охотиться за интересными кадрами.

С 1941 по 1945 год он учился в престижной Taft School. В средней школе стремления к академическим знаниям у него тоже не наблюдалось. Вместо этого он сосредоточился на развитии своих творческих наклонностей, в частности, играл на барабанах в школьной джазовой группе. Вокалистка их музыкального коллектива, его одноклассница Эдит Гормезано, позже стала певицей, известной как Эйди Громе. Кроме этого, он бродил по городу и открывал для себя фотомир, делая сюжетные фотографии, которые продавал журналу Look. Одним из его снимков, попавших тогда на страницы этого издания, было фото с газетным киоском и прессой с заголовками о смерти президента Рузвельта. После школы Стэнли не сумел поступить в колледж, разочаровав неудачей отца. Он начал подрабатывать игрой в шахматы в парке Вашингтон-сквер, а в 1946 году был принят фотографом в штат журнала Look. Несколько лет он путешествовал с фотокамерой по всему миру. Впоследствии его работы, высоко оцененные специалистами, пополнили коллекции Библиотеки Конгресса и Музея города Нью-Йорка, реабилитировав сына в глазах папы.

Кубрик-режиссер

В 1951 году Кубрик снял на свои средства документальный фильм, посвященный боксеру Рокки Грациано, – «День схватки». Его купила за сто долларов RKO Pictures. Эта же компания профинансировала создание следующей его короткометражки о жизни священника Нью-Мексико – «Летающий падре». Получив деньги за второй фильм, он уволился из журнала Look и занялся фильмами, экспериментируя со сценариями и визуальной стороной: внедрял новаторские монтажные приемы, включал в пленку документальные материалы, снимал резко перемещающейся камерой, использовал дальний план, максимально открытую диафрагму. Его дебютной полнометражной лентой стала «Страх и вожделение», получившая положительные оценки кинокритиков, но не снискавшая коммерческого успеха. Сам он называл ее «любительской и неуклюжей работой». В 1955 году свет увидел фильм-нуар «Поцелуй убийцы» с пессимистичным до крайнего цинизма взглядом на мир, который принес ему победу в категории «Лучший режиссер» на МКФ в швейцарском Лукарно (1959 год). В 1956 году он представил на суд публики экранизацию романа «Перерыв на чистку» американского писателя Лайонела Уайта, получившую название «Убийство», снова снятую в жанре нуар. Эта работа получила номинацию на престижную британскую кинопремию BAFTA. Спустя год он представил антивоенный проект «Тропы славы» с Кирком Дугласом, отцом актера Майкла Дугласа, в ключевой роли полковника Дакса. За основу сюжета он взял подлинные события – расстрел солдат в Суэне, описанный в одноименной фильму книге Хамри Кобба. Режиссера привлекла возможность показать свое отношение к войне как к некой форме всеобъемлющего безумия. Работавшие вместе с Кубриком над «Тропами» отмечали его «почти психопатическое безразличие и холодность к людям

«Не считая трех-четырех человек, к которым он был действительно привязан, остальное человечество было для него подобно массе насекомых, которых ему нравилось исследовать с холодной и ясной головой — так, как ученый мог бы исследовать подопытных животных».

В 1960 году вышла в прокат экранизация романа Говарда Фаста «Спартак». Это единственный неавторский фильм Кубрика. Режиссер трудился над ее созданием по приглашению Кирка Дугласа, продюсера и исполнителя роли ключевого персонажа – гладиатора, возглавившего борьбу за свободу – после того, как был уволен прежний режиссер данного проекта Энтони Манн. Производство самой высокобюджетной на тот момент картины длилось порядка двух лет и сопровождалось массой споров из-за творческих разногласий ее создателей. Кубрик, например, допускал исторические неточности, конфликтуя из-за этого с Дугласом. Он считал, что режиссер вправе выражать собственную позицию и видение тех или иных событий даже в ущерб исторической точности или соответствия экранизируемому произведению. Дуглас же, выбирая молодого режиссера, был уверен, что будет с легкостью помыкать юнцом и сделает фильм полностью «своим». Но Стэнли вполне мог потягаться в упорстве и уверенности с актером и даже дать ему фору. Этот фильм получил четыре «Оскара» (за монтаж, работу художников, костюмы и за лучшую мужскую роль второго плана) и «Золотой глобус» (за лучший фильм года).

Следующим кинопроектом режиссера стала лента «Лолита», снятая в 1962 году по самому известному роману Владимира Набокова. Над его адаптацией, позже номинированной на «Оскар», Кубрик работал вместе с автором, но последнее слово Стэнли всегда оставлял за собой.

Для работы над этой скандальной лентой он переехал в Великобританию (из-за менее жесткой цензуры по сравнению с американской). В ленте он полностью отказался от эротических сцен, оставив только один удивительный эпизод, где Гумберт (Джеймс Мэйсон) делал педикюр своей падчерице Лолите (Сью Лайон), а она предлагала ему поиграть в игру, которой занималась в летнем лагере. Кроме того, возраст Лолиты увеличили на 2 года. После окончания съемок Кубрик с семьей переехал в Британию (и остался там до конца своих дней). В 1964-м вышла картина «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», созданная Кубриком на основе произведения «Красная тревога» британского литератора Питера Джорджа, но сатирично адаптированного и переосмысленного. Он высмеял в нем военную доктрину США. На разработку нового своего проекта «2001 год: Космическая одиссея» режиссер потратил 5 лет. За его основу он взял рассказ британского ученого и писателя Артура Кларка «Часовой». Этот эпичный, скрупулезно проработанный научно-фантастический фильм вышел в 1968 году, но и по прошествии почти полувека, по мнению видных мастеров режиссуры, остался непревзойденным. Он завоевал «Оскара». В 1971 году на основе книги Энтони Берджесса режиссер снял сатирическую драму «Заводной апельсин» с юным Малькольмом МакДауэллом, завоевавшую впоследствии 5 кинонаград (и 16 номинаций). Многочисленные сцены групповых изнасилований, граничащей с садистской агрессии и эротики вызвали возмущение общественности. Автор романа, получившего благодаря фильму известность, даже заявил, что хочет отречься от своей книги, послужившей основой для киноленты, воспевающей насилие. Ведь режиссер, по своему обыкновению, изменил концовку и полностью исказил авторскую идею. После нескольких случаев преступлений, идентичных тем, что совершали экранные герои, и угроз его физической расправы, картину сняли из британского кинопроката. Малькольм Мадауэлл, сыгравший малыша Алекса, позже так отзывался о работе с Кубриком:

«Не будь Кубрик режиссером, ему следовало бы командовать вооруженными силами США. Он держит в голове все — вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него. Он должен следить за всем и вся».

В 1975 году уже признанный гений режиссуры создал «Барри Линдона», вольную кино-интерпретацию произведения Уильяма Мейкписа Теккерея о жизненных перипетиях ирландского мошенника XVII века. Ее он снимал в исторических помещениях, с использованием подлинных костюмов того времени и новаторских приемов, позволявших, в частности, отказаться от современного освещения в ночных сценах, используя исключительно аутентичный свет свечей. Эту киноработу назвал самой любимой из фильмографии Кубрика режиссер Мартин Скорсезе. В 1985-м на экранах появился новый фильм Кубрика, также снискавший статус культового. Речь идет о «Сиянии» – собственной трактовке Кубриком одноименного ужастика Стивена Кинга. Роль главного персонажа в нем воплотил Джек Николсон, с жуткой достоверностью сыгравший опустившегося писателя, медленно сходящего с ума в проклятом отеле «Оверлок», отрезанном от внешнего мира. Сцена, в которой его герой топором выламывает дверь в ванную, где прячутся от него супруга и сынишка, просовывает голову в пролом и сообщает: «А вот и Джонни!», была признана самым страшным эпизодом в истории кино. А актриса Шелли Дюваль, исполнившая роль супруги главного героя Венди, к концу съемок заработала нервное истощение – требовательный режиссер переснимал некоторые сцены по 127 раз… Как ни парадоксально, «Сияние» дважды номинировали на антипремию «Золотая малина» («Худший режиссер» и «Худшая женская роль») – в Голливуде Кубрика не любили за высокомерие. Недоволен был и Кинг, заявивший, что «Кубрик очень много думает, но очень мало чувствует».

Личная жизнь Стэнли Кубрика

За 70 лет своей жизни режиссер был женат 3 раза. В 19 лет он сделал предложение своей школьной любви, 18-летней красавице Тобе Метц. Три года спустя, в 1951 году, они развелись. Второй избранницей Стэнли стала дизайнер декораций Рут Соботка. Познакомился он с ней в 1952 году, во время съемок своей первой ленты. В 1955-м они вступили в брак. Ее можно видеть в фильме Кубрика «Поцелуй убийцы» в роли балерины. В 1957 году, во время съемок «Троп славы» в Мюнхене, режиссер увлекся немецкой актрисой Кристианой Харлан (1932 г.р.), дочерью оперных певцов Фрица и Ингеборг Харлан. Она играла в ленте роль поющей девушки. В 1958 году они поженились и поселились в особняке в Беверли-Хиллс. Кубрик удочерил 6-летнюю Катерину, дочь Кристианы от предыдущих отношений. Вскоре после свадьбы Кристиана оставила карьеру и посвятила себя живописи, домашнему хозяйству и воспитанию общих с мужем дочерей – Анны и Вивиан. Режиссер отличался затворническим стилем жизни. Он редко удалялся от дома более чем на 15 километров, и мало кто знал, как он выглядит. Существует мнение, что он боялся смерти от руки американских спецслужб – из-за того, что якобы снимал высадку американских космонавтов на Луну в вполне себе «земном» павильоне. Корни этой мистификации растут из видеоролика, в котором «Кубрик» дает интервью Патрику Мюррею, утверждая, что лично снимал «прилунение» и считает эту фальшивку своим главным шедевром. В действительности на видео запечатлен не Кубрик, а похожий на него актер, что позже подтвердила и супруга режиссера. В 1963 году издание Cinema опубликовало первый (и единственный) список любимых фильмов Стэнли Кубрика. Номером один в списке шла лента Федерико Феллини «Маменькины сынки» (1953), затем – «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана (1957) и «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса (1941). Также в перечень вошли «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), «Огни большого города» (1931), «Генрих V» (1944), «Ночь» (1961), «Банковский сыщик» (1940), «Рокси Харт» (1942) и «Ангелы ада» (1930).

Последние годы жизни

Последние работы режиссера – «Цельнометаллическая оболочка» и «С широко закрытыми глазами». Первая из названных увидела свет в 1987 году. Это экранизация драматической истории о войне во Вьетнаме «Старики», написанной ветераном морской пехоты США Густавом Хэсфордом. Картина заслужила итальянскую кинопремию «Дэвид ди Донателло» и номинацию на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Последний фильм мастера режиссуры – это сюрреалистическая драма «С широко закрытыми глазами» (1999), созданная по мотивам «Новеллы о снах» Артура Шницлера. Бытует версия, что съемка в нем в роли ключевых персонажей Тома Круза и Николь Кидман, тогда состоящих в браке, способствовала разрыву их семейных отношений. Пожалуй, самая запоминающаяся сцена фильма – в красках изображенный ритуал сатанистов. Этим эпизодом Кубрик хотел показать, кто в действительности управляет современной Америкой. Через 4 дня после завершения монтажа этой ленты режиссер лег спать и больше не проснулся. Причиной его смерти (7 марта 1999 года) стал сердечный приступ. На фестивале в Венеции в 2000-м за цельность и глубину этой киноработы режиссера посмертно удостоили приза ассоциации критиков.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

Стэнли Кубрик – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть

Стэнли Кубрик: биография

Стэнли Кубрик — известный американский режиссер, сценарист, продюсер и один из самых влиятельных кинематографистов XX века. Особенностями его фильмов являются специфичные крупные планы, необычное панорамирование, необыкновенное употребление классической музыки.

Творческая биография режиссера насчитывает 16 законченных картин, большая часть которых получила статус культовых. Примечательно, что в каждом фильме, кроме «Спартака», Стэнли Кубрик выступал сразу в нескольких ипостасях, совмещая работу режиссера, продюсера, сценариста, а иногда еще и оператора.

Режиссер Стэнли Кубрик

Стэнли Кубрик появился на свет в Нью-Йорке летом 1928 года. Его предки — евреи из Австро-Венгерской империи. Отец Якоб Кубрик был родом из Восточной Галиции, по профессии он был врачом-хирургом. Мать звали Гертруда Первелер, она родом из Буковины, была домохозяйкой. Стэнли вырос в Бронксе. Кубрики не были религиозны, несмотря на то, что Гертруда и Якоб поженились по еврейским обычаям. Отец научил сыны играть в шахматы, когда ему было двенадцать лет, и с того времени Стэнли стал чуть ли не одержим этой игрой.

Будучи учеником старших классов, он увлекся музыкой и даже мечтал стать джазовым музыкантом. Мать и отец предоставляли ему свободу, поэтому Стэнли всегда делал то, что его интересовало.

Стэнли Кубрик в молодости

С 1941 по 1945 годы будущий кинематографист учился в средней школе им. Уильяма Говарда Тафта. В школе он учился не очень хорошо, поэтому после окончания поступить в колледж ему не удалось. Он говорит, что в школе его ничего не интересовало. В 1946 году Кубрик стал посещать вечерние классы в местном колледже, но вскоре бросил их и занялся поиском работы. В 1946 году журнал Look взял его работать фотографом, вскоре он стал штатным фотографом журнала. Благодаря этой работе Стэнли объездил всю страну. Путешествия пробудили в нем тягу к знаниям. Также юноша подрабатывал, играя в шахматы в разных клубах Манхэттена.

Фильмы

Карьеру в кинематографии Стэнли Кубрик начал в 1951 году. Сначала он снимал на свои сбережения. Его первым фильмом стала документальная короткометражка «День схватки» о боксере Уолтере Картье. Работа была успешной, и Кубрик принялся снимать еще несколько документальных фильмов. Следующими картинами стали «Летающий падре» и «Морские наездники».

Стэнли Кубрик на съемочной площадке

В 1953 году он выпустил первую художественную киноленту «Страх и желание». Этот фильм стал наименее известной работой режиссера, а сам Кубрик называл картину неуклюжей и любительской.

В 1955 году на экраны вышел фильм «Поцелуй убийцы», который критики оценили положительно.

Однако успех пришел к Кубрику после выхода драмы «Тропы славы» (1957 год) с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм, рассказывающий о событиях Первой мировой войны, стал скандальным, его даже запретили показывать во Франции.

В 1960 году актер Кирк Дуглас, который был исполнительным продюсером кинокартины «Спартак», пригласил Стэнли на место уволенного режиссера, надеясь, что молодой будет более послушным. Но Кубрик сразу же заменил актрису, исполняющую главную роль, и снял фильм так, как сам захотел. В прокате лента получила 4 премии «Оскар».

Следующей стала мелодрама «Лолита» (1962 год) по одноименному скандальному роману Набокова. Кинокартина была номинантом семи наград.

Стэнли Кубрик полюбил снимать экранизации на скандальную и спорную литературу. Следующим фильмом режиссера стала черная антимилитаристская комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» по мотивам «Красной угрозы» Питера Джорджа. Фильм явно высмеивал военные программы США.

Мировая слава ждала Стэнли Кубрика после «Космической одиссеи 2001», которая получила премию «Оскар» как фильм с лучшими спецэффектами. По настоящему сенсационной стала картина «Заводной апельсин» (1971 год), снятая по одноименному роману Энтони Берджеса. Фильм был запрещен в Великобритании из-за того, что там было много секса и насилия.

В 1975 году Кубрик снял драму «Барри Линдон». Фильм об ирландском парне, убившем офицера английской армии, был неоднократно номинирован на «Оскара». В 1980 году вышла следующая успешная картина — «Сияние». В ней главную роль исполнил актер Джек Николсон. В 1997 году Кубрик начал работу над драмой «С широко закрытыми глазами», где играли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были в браке. Этот фильм — его последняя работа.

За три дня до смерти режиссер признался, что снял еще один фильм, о работе над которым никому не рассказывал. Это интервью появилось в свободном доступе только в 2015 году, так как Патрик Мюррей, проводивший беседу с Кубриком, подписал соглашение о неразглашении содержимого беседы на 15 лет.

Причиной такой секретности стало само видео, которое, по словам режиссера, снял Кубрик. Режиссер утверждал, что срежиссировал высадку американских астронавтов на луну, а значит знаменитое видео – фальсификация. Кубрик признался, что снял первые шаги «на Луне» в студии и что воплотил это «мошенничество против человечества» при поддержке правительства и NASA.

Тем не менее, убежденность в том, что американской высадки на Луне не было, до сих пор считается конспирологической теорией и высмеивается обществом, слова Кубрика или того, кто вместо него мог быть записан на видео, мало что изменили.

Личная жизнь

Стэнли Кубрик был женат трижды. Свою первую жену он встретил, когда работал в журнале Look. В 1948 году молодые люди поженились, но их брак долго не просуществовал.

Второй женой режиссера стала американская балерина и актриса Рут Соботка. Они познакомились на съемках фильма «Поцелуй убийцы», где Рут играла роль танцовщицы. Но и с ней он вскоре развелся.

Стэнли Кубрик и Кристина Харлан

Со своей третьей женой, немецкой певицей Кристиной Харлан, Кубрик познакомился во время съемок киноленты «Тропы славы»: Кристина пела в этом фильме. Пара поженилась в 1958 году. На тот момент у Харлан уже была дочь. Вскоре у супругов родились еще две дочери, которых назвали Вивиан и Анна. В 2009 году Анна умерла от рака. А Вивиан увлеклась саентологией, перестав общаться с семьей.

Стэнли Кубрик не любил говорить о своей личной жизни, поэтому слухов и мифов о нем было больше, чем правды.

Смерть

7 марта 1999 года, через четыре дня после того, как был окончен монтаж киноленты «С широко закрытыми глазами», режиссер умер во сне. Причиной смерти стал сердечный приступ. Талантливого режиссера похоронили в Хартфордшире (Англия).

У Кубрика остались нереализованные проекты. На протяжении тридцати лет он собирал материалы для того, чтобы снять фильм о Наполеоне Бонапарте, после его смерти осталась большая библиотека, которая насчитывает 18 тысяч томов о Наполеоне. В 2001 году режиссер Стивен Спилберг снял фантастическую драму «Искусственный разум», тем самым воплотив давнюю мечту Стэнли в жизнь: первые кадры фильма снял сам Кубрик.

Стэнли Кубрик оказал невероятное влияние на кинематограф и культуру в целом. Ряд приемов, которые первыми начал использовать режиссер, вошли в классику кинематографа и стали частью образовательной программы в специализированных вузах. А сцены из культовых картин Кубрика регулярно становятся основой для отсылок и оммажей в современном кинематографе.

Могила Стэнли Кубрика

Но и в далекой от профессионального кинематографа области режиссер не забыт и спустя два десятка лет после смерти. До сих пор в Интернете функционируют фан-группы, посвященные творчеству режиссера, и аккаунты в «Инстаграме» с подборками кадров из знаковых фильмов Кубрика.

А в 2018 году группа биологов назвала новый вид древесных лягушек, открытый на территории Амазонской низменности, в честь режиссера — D. Kubricki.

Фильмография

  • 1951 – «День схватки»
  • 1951 – «Летающий падре»
  • 1953 – «Морские наездники»
  • 1953 – «Страх и вожделение»
  • 1955 – «Поцелуй убийцы»
  • 1956 – «Убийство»
  • 1957 – «Тропы славы»
  • 1960 – «Спартак»
  • 1962 – «Лолита»
  • 1964 – «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»
  • 1968 – «Космическая одиссея 2001 года»
  • 1971 – «Заводной апельсин»
  • 1975 – «Барри Линдон»
  • 1980 – «Сияние»
  • 1987 – «Цельнометаллическая оболочка»
  • 1999 – «С широко закрытыми глазами»

Фото

24smi.org

Биография Стэнли Кубрика — РИА Новости, 26.07.2013

10:3526.07.2013

(обновлено: 11:34 26.07.2013)

141510

85 лет назад, 26 июля 1928 года, родился американский режиссер и продюсер Стэнли Кубрик.

Американский режиссер и продюсер Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке (США).

В школе учился средне, но с самого детства он почти профессионально играл в шахматы, очень много читал. Расставшись с мечтой о карьере джазового барабанщика, Кубрик увлекся фотографией (первую фотокамеру фирмы Graflex тринадцатилетнему Стэнли подарил отец), и к концу 1940-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look.

Посещал вольнослушателем занятия в Колумбийском университете, подрабатывая на жизнь игрой в шахматы на деньги.

В 1950 году Кубрик покинул журнал, чтобы осуществить свою давнюю мечту — попробовать себя в кино. В 1951 году была закончена работа над документальной короткометражкой «День схватки» — о боксере Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. В 1953 году он дебютировал художественным фильмом «Страх и желание». Первые фильмы Кубрик снимал на собственные деньги и частные пожертвования.

Джек Николсон в фильме Стэнли Кубрика «Сияние»

В 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступил в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера. Следующая работа Кубрика – снятый в стиле «нуар» фильм «Убийство» (1956) отлично прошел в прокате и понравился критикам. Однако настоящим событием и не только в мире кино стала антивоенная драма «Тропы славы», вышедшая в 1957 году. Из-за остроты и сарказма, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы первой мировой войны, картина была фактически запрещена в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 году был вынужден заканчивать начатый Энтони Манном монументальный фильм «Спартак» по сценарию Говарда Фаста. Несмотря на его успех в прокате, Кубрик в 1961 году переехал в Великобританию, чтобы избежать конфликтов с голливудским «истеблишментом» и студийной системой, раздраженными его независимостью.

В 1962 году Кубрик решил экранизировать «Лолиту» Владимира Набокова, который и выступил сценаристом фильма. Лента спровоцировала такой же скандал, как и сама книга, при том, что режиссер не стремился достоверно воссоздать все сцены романа, стараясь передать его общий дух и собственную интерпретацию Новый фильм режиссера — «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», военная сатира с необычным актерским составом (Питер Селлерс, Джордж С.Скотт, Стерлинг Хайден) и не менее необычным сценарием, победила сразу в трех номинациях на «Оскар» — лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий.

Однако успех следующей работы Кубрика — философско-фантастической притчи «2001 год: Космическая одиссея» — превзошел все, даже самые смелые ожидания. В основу сценария лег рассказ английского писателя и ученого Артура Кларка «Часовой». Появившаяся на заре космической эры, «Одиссея» Кубрика оказала огромное влияние на развитие научно-фантастического жанра в кино и на поп-культуру в целом. В 1969 году фильм был удостоен премий «Оскар» за лучшие визуальные эффекты и BAFTA за работу оператора, художника и за лучший саундтрек.

Кадр из фильма режиссера Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея»

В 1970-е годы Кубрик вернулся к работе над экранизациями литературных произведений. Ее итогом стали фильмы «Заводной апельсин», «Барри Линдон» и «Сияние». Снятый по роману английского писателя Энтони Берджесса «Заводной апельсин» (1971), посвященный проблемам преступности и насилия в среде молодежи, вошел в историю как один из лучших фильмов столетия. При бюджете в 2 миллиона долларов общая сумма сборов за 10 лет проката фильма (с 1972 по 1982 год) составила 40 миллионов.

«Барри Линдон» (1975) — экранизация романа английского писателя Уильяма Теккерея, завоевала сразу четыре «Оскара», а также две премии Британской академии BAFTA. Картина тонко передает атмосферу середины ХIХ века благодаря особым техническим приемам и эффектам. В частности, во время работы Стэнли Кубрик вместе со своим постоянным оператором Джоном Элкоттом использовали специальную оптику, позволяющую снимать не только при естественном освещении, но и при зажженных свечах.

«Сияние» (1980) — напряженный фильм ужасов по роману Стивена Кинга. Главную роль в картине сыграл Джек Николсон. Картина не получила кинонаград или положительных отзывов критиков, зато имела коммерческий успех.

В 1987 году Кубрик решил вновь посвятить свое творчество военной тематике и создал картину «Цельнометаллическая оболочка» — о войне во Вьетнаме, о бесчеловечной жестокости и сознательном формировании из людей профессиональных убийц. Британская киноакадемия удостоила фильм номинаций «Лучший звук» и «Лучшие визуальные эффекты». Также лента была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий». Кроме того, фильм «Цельнометаллическая оболочка» был удостоен национальной премии «Давид Донателло» в Италии как лучший иностранный фильм, а Стэнли Кубрик был отмечен в Японии премией «Кинема дзюнпо» как лучший иностранный режиссер по итогам 1988 года.

«С широко закрытыми глазами» (1999) – последний и самый эпатажный фильм Кубрика. Картина снималась больше года и еще год находилась в послесъемочной подготовке. Главные роли сыграли актеры Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были женаты. Это самый красивый и самый дорогой по стоимости фильм Кубрика: бюджет картины составил 65 миллионов долларов, а мировые кассовые сборы — почти 163 миллиона. Картина получила специальную награду «Приз критиков» на Венецианском кинофестивале в 1999 году, премию «Сезар» (национальная кинонаграда Франции) в 2000 году. Саундтрек к картине получил награду «Золотой глобус» как лучшая оригинальная музыка (2000).

Кадр из фильма «Спартак»

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении (Хартфордшир, Великобритания).

Режиссер оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте, собираясь снять грандиозную эпопею его о жизни и смерти, однако не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссера осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (премия «BAFTA» за большой вклад в режиссерское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный интеллект», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком).

Стэнли Кубрик был трижды женат. Со своей первой супругой Тобой Эттой Метц он познакомился во время работы в журнале Look и в 1948 году они поженились. Вторая жена режиссера — Рут Соботка, сыграла эпизодическую роль танцовщицы в «Поцелуе убийцы». На съемках фильма «Тропы славы» Кубрик встретил свою третью жену — немецкую певицу Кристину Харлан, которая пела в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Харлан была маленькая дочь Екатерина, впоследствии у них родились еще две дочери: Анна и Вивиан. Свою дочь Вивиан Кубрик снимал в эпизодических ролях в фильмах «2001: Космическая одиссея», «Барри Линдон», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка». Падчерица Стэнли Кубрика — Екатерина сыграла в эпизодах лент «Заводной апельсин» и «С широко закрытыми глазами».

Подробнее о фильмах Кубрика читайте в материале проекта Weekend Стэнли Кубрик – человек, который изменил всё >>

Материал подготовлен на основе открытых источников

ria.ru

Биография Стэнли Кубрика

7 марта 1999 ; Харпенден, Хартфордшир, Англия, Великобритания

Биография Стэнли Кубрика

Стэнли Кубрик – американский кинорежиссёр и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия. Фильмы Кубрика, большая часть которых являются экранизациями, насыщены техническим мастерством, новаторским, часто нарочито «скупым» подходом к повествованию, а также тонким долговечным остроумием. Характерными особенностями его творчества также являются специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.

Ранние годы

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев – выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Джейкоб (позже Джек Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), происходил из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом. Мать, Гертруд (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В школе Стэнли успехами не блистал, единственной его страстью были шахматы. Потом пришло увлечение фотографией: в 17 лет он стал штатным сотрудником журнала «Look».

Во время его работы в журнале Кубрик познакомился со своей будущей женой Тоба Метц и 28 мая 1948 года они поженились.

Первые фильмы

Первые фильмы Кубрик делал на собственные деньги и пожертвования друзей, а в 1954 году вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом Кубрик организовал собственную кинокомпанию. После малобюджетного фильма «Поцелуй убийцы» (1955) и криминальной драмы «Убийство» (1956), снятую по новелле Лайонела Уайта, Кубрик снимает в Европе с американскими актёрами антивоенную ленту «Тропы славы» (1957). Фильм рассказывал о французских солдатах Первой мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В Америке «Тропы славы» были встречены восторженно, а в Европе вызвали скандал. Во Франции, к примеру, прокат картины запретили, а в Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста, организованные офицерами запаса. Европейские критики взяли фильм под защиту, указывая на его несомненные художественные достоинства и особо отмечая актёрскую игру Кирка Дугласа.

Любопытно, что в работе над первыми фильмами Кубрику помогали его жены. Первая избранница режиссёра Тоба Этта Метц ставила диалоги в фильме «Страх и вожделение» Рут Соботка снялась в эпизодической роли танцовщицы в «Поцелуе убийцы». Наконец, третья и последняя жена режиссёра Кристиан играла в «Тропах славы».

Спартак

В 1960 году Кёрк Дуглас – актёр и одновременно исполнительный продюсер фильма «Спартак» – пригласил Кубрика на место уволенного режиссёра Энтони Манна. Воскресные газеты сообщили, что Кубрик оказался во главе постановки с бюджетом в 12 миллионов долларов, с двадцатью семью тоннами платьев, туник и алюминиевых доспехов (выполненных на заказ в Риме) и с солидным составом исполнителей (Лоренс Оливье, Чарльз Лоутон, Питер Устинов и другие).

Кирк Дуглас надеялся, что молодой режиссёр станет послушным орудием в его руках. Но он ошибся. Кубрик первым делом заменил исполнительницу главной роли и несмотря на протесты Дугласа снимал фильм с присущей ему неторопливостью и тщательностью. «Спартак» имел успех в прокате. Критики выделяли высокий профессиональный уровень постановки и не свойственный большинству «супер-колоссов» психологизм.

Лолита

Свою следующую картину Кубрик снимал в Англии. Это была экранизация скандального романа Владимира Набокова «Лолита». Писателя беспокоило, что героев его произведения переносят в реальный мир, тем не менее, он всячески хвалил Кубрика. Однако сам режиссёр позже признал, что «Лолита» ему не удалась. Премьера фильма принесла сдержанно-одобрительные отзывы. Критики полагали, что Сью Лайон в роли Лолиты не более ребенок, чем была в восемнадцать лет Мэрилин Монро. В результате Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград.

Помимо экранизации Кубрика роман Владимира Набокова был повторно экранизирован в 1997 году режиссёром Эдрианом Лайном.

Доктор Стрейнджлав

Постер к фильму «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

Основная статья: Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу

В 1964 году Кубрик выпустил сатирический фильм «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил бомбу», который затрагивал тему холодной войны. Фильм был снят в 1963 году и выпущен в прокат в 1964 году. В главных ролях играли актёры Питер Селлерс и Джордж К. Скотт.

После выхода в прокат фильм получил множество одобрительных отзывов. По мнению многих ветеранов Стратегического авиационного командования США, именно «Доктор Стрейнджлав» наиболее точно отражает реалии этой организации. Интересным является и то, что Питер Селлерс в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трех разных персонажей: президента США Меркина Маффли, доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка.

Переезд в Великобританию

Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесенном высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть свое двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

Кубрик редко давал интервью, поэтому о нём ходило немало слухов. «Мне случалось с удивлением читать, — говорил он, — что из-за страха перед аварией я запрещаю шоферу ездить со скоростью свыше пятидесяти километров в час и при этом надеваю хоккейный шлем. Но у меня никогда не было личного водителя. А ещё писали, что я смертельно боюсь насекомых и даже установил в саду хитроумное устройство против комаров. Все это полный бред».

А вот авиаперелетов он действительно боялся. В 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях.

Космическая одиссея 2001 года

Мировую славу Кубрику принесла грандиозная фантастическая эпопея «Космическая одиссея 2001» (1968), завоевавшая премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съёмки.

Приступая к работе над фильмом, Кубрик в марте 1964 года посвящает в свои планы ещё малоизвестного тогда фантаста Артура Кларка. Вместе они работают над сценарием. «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк.

Стэнли Кубрик, задумав «сделать картину о связи человека со вселенной», стремился к документальной достоверности. Причудливые контуры космических кораблей, парящих во вселенских просторах, не были художественным вымыслом. Их эскизы были предоставлены специалистами НАСА, которые разрабатывали перспективные модели межпланетных кораблей. Единственным «злодеем» в фильме является компьютер по имени ХАЛ 9000. Техника, созданная человеком, бросает ему вызов.

В 1984 году режиссёром Питером Хаймсом был снят сиквел фильма «Космическая одиссея 2001» получивший название «2010: год, когда мы установили контакт». Этот фильм является экранизацией второй книги в серии «Космическая одиссея» Кларка. Но в работе над продолжением Стэнли Кубрик не принимал никакого участия. В результате «2010» не приобрел такого количества поклонников, как его предшественник.

Заводной апельсин

Настоящую сенсацию вызвал и следующий фильм Кубрика – «Заводной апельсин» (1971) по одноимённому сатирическому роману Энтони Бёрджеса. Объясняя название своей книги, писатель рассказывал, что услышал это выражение в пивном баре. На жаргоне лондонских «кокни» оно означает примерно то же, что «с приветом» или «с тараканами в голове».

Главную роль Алекса сыграл Малкольм Макдауэлл. «Не будь Кубрик кинорежиссёром, — заметил актёр, — ему следовало бы командовать вооружёнными силами США. Он держит в голове все – вплоть до покупки шампуня. Ничто не проходит мимо него». Герой Макдауэлла, живущий в атмосфере насилия и секса, попадает в тюрьму. Для того чтобы вырваться оттуда, он соглашается на психологический медицинский эксперимент. Теперь любая агрессия вызывает у него состояние дурноты и слабости. Став объектом ещё более жестокого насилия, Алекс пытается покончить с собой, выпрыгнув из окна…

«Заводной апельсин» из-за обилия секса и насилия был запрещен судом Великобритании с формулировкой «зло как таковое». Однако же часть зрителей и критиков приняли фильм с восхищением. В журнале «Тайм» писалось: «Ни один фильм за последнее десятилетие (а возможно, и за всю историю кинематографа) не содержит таких изысканных и пугающих пророчеств о будущей роли культурных объектов – живописи, архитектуры, скульптуры, музыки – в нашем обществе…»

Барри Линдон

В 1975 году Кубрик экранизировал роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон», сотворив, по выражению одного из критиков, «живописное и точное по ритмическому рисунку зрелище эпохи семилетней войны, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью». В фильме рассматривалась жизнь ирландского авантюриста Барри Редмонда (впоследствии Линдона), отвергнутый роднёй его любимой девушки, которая предпочла Редмонду богатого англичанина-капитана Куина, после дуэли вынужден бежать в Дублин и скрываться там. Но обстоятельства складываются не в его пользу.

Фильм отличает утончённость изобразительного решения, великолепная стилизация изображения в кадре под живопись Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Джона Констебла. По настоянию режиссёра, некоторые сцены были сняты только при свете свечей, ради съёмок в таких условиях были использованы объективы, применяемые астрономами НАСА для наблюдения за звёздами.

Фильм получил премию «Оскар» за 1975 год по четырём категориям: лучшая работа художника-постановщика, лучшая операторская работа, лучший дизайн костюмов и лучшее музыкальное сопровождение.

Сияние

После этого внимание Кубрика привлек новый роман Стивена Кинга «Сияние», повествующий о молодом американце Джеке Торрансе устроившимся на работу в горный отель сторожем, и к концу осени переехавшему туда со своей семьей: женой Венди и шестилетним сыном Денни. В результате режиссёр создал притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях «готического романа». В главной роли снялся блистательный Джек Николсон. По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съемок, он падал в кровать и немедленно засыпал.

Во время подготовок к съёмкам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид. Чтобы погрузить съемочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). Кубрик поменял живые кусты-животных на лабиринт из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На роль Джека Кубрик также рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого он наблюдал в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был не достаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.

Дочь Кубрика Вивиан сняла документальный фильм о том, как создавалось «Сияние». Её работу показали по английскому телевидению, правда, перед этим Стэнли убрал из фильма несколько не совсем лестных своих изображений и сделал подборку кадров для рекламы в зарубежном прокате.

Цельнометаллическая оболочка

Следующий фильм Кубрика «Цельнометаллическая оболочка» (1987) посвящен теме войны во Вьетнаме, экранизация романа «The Short-Timers» Густава Хэсфорда. В нём прослеживается судьба 18-летнего новобранца рядового Шутника, попавшего в тренировочный лагерь по подготовке морских пехотинцев США, а после посланного на фронт в качестве военного журналиста.

Главную роль (рядового (впоследствии сержанта) Шутника) в фильме сыграл Мэттью Модайн. Кубрик выступил здесь как продюсер, режиссёр, сценарист. Он снимал фильм в пригороде Лондона, на заброшенном газовом заводе.

Любопытно, что в картине Кубрика прослеживается действие только первой половины романа. В финале фильма Кубрик оставляет героя на пике его «зверской» сущности – военная машина научила его убивать без страха. Во второй половине романа Густава Хэсфорда цикл трансформаций личности главного героя замыкается. Шутник, находясь на передовой, попадает в плен и в итоге переходит на сторону вьетконга. Однако позже, по иронии судьбы «освобожден» американскими солдатами и возвращен в Америку. В романе Шутник получает возможность сравнить «американскую мечту» с ценностями простых вьетнамцев, воюющих за право свободно работать на земле своих предков. Финал Гасфорда – достаточно жесткий вердикт современному обществу, называющему себя цивилизованным. Вторая половина романа не входит в сюжет фильма.

Фильм ещё до выхода на экраны подвергся редактированию при монтаже, в результате которого была вырезана сцена, в которой солдаты играли в футбол человеческой головой и сцена секса Шутника с вьетнамской проституткой. Как и ожидалось, эта работа мастера вызвала противоречивые отклики, и Стэнли Кубрик надолго замолчал. Несмотря на это фильм получил множество наград и номинаций; в 1988 году номинировался на «Оскар» за лучший сценарий.

С широко закрытыми глазами

Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами. С этой прощальной работой режиссёра связано много слухов. Кубрик приобрел права на экранизацию рассказа австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности. Мнения о картине разошлись кардинально – от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».

Смерть

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в Чилдвикбариемском имении, Хартфордшир, Великобритания, Англия.

Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (Премия «BAFTA» за большой вклад в режиссёрское содружество).

В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный интеллект», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика. Первые кадры картины – морские волны, разбивающиеся о берег – были сняты самим Кубриком.

Режиссёрский почерк

Стенли Кубрик в большинстве своих фильмов в основу сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать голос за кадром (в основном от главного героя) комментирующий некоторые сцены.

Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года» во всех его фильмах, за исключением «Цельнометаллической оболочки» используется предварительно подготовленные записи классической музыки. Кроме того, он часто использует веселое звучание поп-музыки в сценах изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма.

В своем обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка», Роджер Эберт отметил, что многие фильмы Кубрика используют крупные планы, где используется голова персонажа, наклоненная вниз, и его глаза, направленные вверх. Кубрик также активно использует широкоугольную съёмку, характер отслеживания съёмки, специфическое использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами. Многие из фильмов Кубрика имеют отсылки на предыдущие фильмы Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея», в магазине Мелодия в фильме «Заводной апельсин». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в «Барри Линдоне» из фильма «Заводной апельсин».

Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссер не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки; иногда он особо снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в «Сиянии» текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причем на каждом языке была подыскана подходящая поговорка. В фильме «С широко закрытых глазами» для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом сняты на разных языках. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые переводы к фильмам, над которыми он имел творческий контроль; в странах, где не существует авторизированных дубляжей (в их числе находится и Россия) в качестве перевода допущены только субтитры. Кроме того, Кубрик дотошно следил за качеством перевода сценария на иностранные языки; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов обратно на английский язык для сравнения с оригиналом.

Личная жизнь

На съёмках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристину Харлан, девушку поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже вторая жена после Руз Соботки. К этому времени у Кристины была маленькая дочь – Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан.

Характер

«Стэнли не был сумасшедшим в медицинском смысле. Он не был безумцем. Он был одним из умнейших когда-либо живших людей» — вырезка из статьи журнала Панч.

Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали оба этих факта.

Авиаперелетов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах Стэнли чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полета. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет его жизни.

Кубрик в последние годы его жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссёра. Что дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал главным героем фильма «Быть Стэнли Кубриком».

Семейное камео

Дочь Стэнли Кубрика, Вивиан, снялась в камео-роли в «2001: Космическая Одиссея» (как дочь Хейвуда Флойда), в «Барри Линдоне» (как девочку на дне рождения молодого Брайана Линдона), «Сияние» (как участник бала призраков), а также в «Цельнометаллической оболочке» (как репортер). Его падчерица Екатерина снялась в «Заводном апельсине» и «С широко закрытыми глазами». Его жена Кристиана Кубрик сыграла в фильме «Тропы славы» как Сюзанна Кристиан, а также гостья в кафе в «С широко закрытыми глазами».

www.kinofilms.ua

Стэнли Кубрик: биография и лучшие фильмы

Говорят, он доводил актеров почти до изнеможения, добиваясь совершенства в кадре. Он широко использовал «фирменные» приемы (особые крупные планы, изобилие классической музыки, «наплывы» камеры). Его фильмография не так велика: ведь каждая лента гения рождалась долго и в муках.

Биография Стэнли Кубрика

Начинающий фотограф

Родители Стэнли Кубрика были евреями из Австро-Венгрии, прибывшими в Америку искать лучшей доли. Якоб и Гертруда поселились в Бронксе, тут у них 26 июля 1928-го родился долгожданный сын. Они любили и баловали свое чадо. Именно папа «заразил» его своей страстью к шахматам, он же подарил Стэнли фотоаппарат — и это решило судьбу маьчугана.

Школа будущему кинематографическому корифею оказалась не интересна. Учился он еле-еле. Зато он стал школьным фотографом и запечатлевал бурную ученическую жизнь во всех ее проявлениях.

Интересно, что первые заработки парня связаны с платными сеансами игры в шахматы. Параллельно он сотрудничал с несколькими изданиями — фотографировал для них, а потом вошел в штат популярного журнала. Во время работы в «Look» он успел скоропалительно жениться и столь же быстро развестись.

Переезд в Британию

Вскоре Кубрику стало мало одного фотографирования, ему захотелось попробовать себя и в кинодокументалистике. Он начал с короткометражек, которые удачно пристраивал кинокомпаниям за небольшие деньги.

Первым успешным кинофильмом стал «Спартак», пригласил его в режиссерское кресло продюсер Кирк Дуглас (он же исполнял роль мятежного раба). Приятели перессорились во время съемок в пух и прах. Но пеплум был высоко оценен — ему досталось 4 «Оскара».

В 1962-м режиссер покинул США — у него была задумка экранизировать скандальное произведение Набокова, а в Штатах была слишком строга цензура. Так Кубрик поселился в Великобритании — он предполагал, что визит будет краток, а сам прожил в этой стране весь остаток жизни. Картина «Лолита» не была встречен восторженно, мэтр и сам потом понял, что такую прозу сложно перевести на кинематографический язык. 

Лучшие фильмы Стэнли Кубрика

Культовые ленты

Редко где встретишь столь пространное название для киноленты, но ведь Кубрик был большой оригинал, поэтому его следующий, признанный культовым, фильм именуется «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». Претендующая на 4 «Оскара» фарсово-политическая комедия теперь, с окончанием «холодной войны», может слегка и потеряла актуальность, но не утратила очарования.

«Большой взрыв»  — именно так восторженно назвал ленту «2001 год: Космическая одиссея» коллега Кубрика Стивен Спилберг. Это просто фантастическая «поэма», иначе не назовешь, так прелестны визуальные эффекты, музыка Штрауса и столь многозначительно молчание Вселенной (из 2 часов 20 минут фильма диалоги занимают лишь 45 минут).

Откуда в обществе берется насилие, где истоки самых темных сторон человеческой души? Этот вопрос поднимает режиссер в «Заводном апельсине». Главного героя картины, молодого садиста, пытаются лечить новаторскими способами. Но только сработает ли метод, когда он вновь окажется в привычном окружении?

Долгий путь к зрителю

Четырежды оскароносная драма «Барри Линдон» тоже нашла своих поклонников. 

А вот очередной шедевр киномэтр «ваял» целых пять лет. Он потратил впустую 390 тысяч метров пленки для бесконечных дублей. А конечный результат не удовлетворил автора романа., по которому был поставлен ужастик «Сияние». Поэтому Кинг позже настоял на запуске сериала по бестселлеру, чтобы точнее передать дух и слог книги. Но Джек Николсон в роли спятившего сторожа просто прекрасен!

Антивоенная тема, заявленная во весь голос в драме «Цельнометаллическая оболочка», шла к зрителю еще дольше — 7 лет! Достаточно жестокая вещь о «дедовщине» и издевательствах в учебном военном корпусе по сюжету переходит в бойню во Вьетнаме. И никакого вам «звездно-полосатого» пафоса.

На премьере не побывал

Со второй женой у Стэнли тоже не вышло долгой жизни: он и Руз Соботки развелись очень скоро. А Кристиана стала хорошей спутницей на долгие годы. Правда, у дочерей постановщика не очень счастливая судьба: Анну унес рак, а Вивиан порвала с семьей, уйдя в сайентологию.

Свою эротическую драму «С широко закрытыми глазами» режиссер так и не увидел. Эта лента стала последним аккордом и самого гения, и актерской пары Круз-Кидман, которые снялись в роли испытывающих кризис совместного существования супругов и расстались вскоре после съемок. Режиссера убил сердечный приступ — ему было 70 лет.

Все материалы, которые мастер изучал во время подготовки к каждой новой своей работе, обнаружились в его особняке во множестве коробок. Его третья супруга, с которой он прожил 40 лет, Кристиана, передала эту огромную коллекцию Лондонскому университету.

fancy-journal.com

Стэнли Кубрик биография — JewAge

Есть несколько общеизвестных характеристик, касающихся Кубрика. Для одной части зрителей (в том числе профессионально-киношных) он скучен, маловразумителен, претенциозен; другая считает его открывателем новых горизонтов визуальной выразительности и проводником в область неизведанных миров.

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Восточной Европы. В школе учился средне, но затем наверстал упущенное: почти профессионально играл в шахматы, невероятно много читал. Расставшись с детской мечтой о карьере джазового барабанщика, он увлёкся фотографией (первую фотокамеру тринадцатилетнему Стэнли подарил отец) и к концу 40-х стал одним из лучших фотокорреспондентов журнала Look. В 1951 году дебютировал в кино документальной короткометражкой «День схватки» — о боксёре Уолтере Картье, который некогда был героем одного из кубриковских фоторепортажей. Первые фильмы снимал на собственные деньги и частные пожертвования — одним из продюсеров игрового дебюта Кубрика «Страх и вожделение» (1953) стал родной дядя режиссёра. Следующая работа Кубрика, жёсткий, пессимистичный и захватывающий film noir «Убийство» (1956) отлично прошёл в прокате и понравился критикам. Тем не менее, первым фильмом Кубрика, вызвавшим международный резонанс, стали всё же «Тропы славы» (1957) — военная драма о том, как из-за некомпетентности командиров на фронтах первой мировой войны полегла французская пехота. Во Франции ленту запретили, а в соседней Бельгии прошли стихийные демонстрации протеста офицеров запаса. Это был первый, но далеко не последний скандал в карьере Кубрика.

В 1961 году он переезжает в Англию. Не вписавшись в голливудскую систему стандартов, Кубрик физически отдалился от неё. Принято считать, что «настоящий Кубрик» начался со «Спартака» (1960). Его пригласил Кирк Дуглас, сыгравший до того в «Тропах славы». Впоследствии, измученный тиранией Кубрика, Дуглас отзовётся о нём, не особенно стесняясь в выражениях.

По современным западным представлениям, главными фильмами Кубрика остаются антивоенная сатира «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964), «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Заводной апельсин» (1971).

Предшествующую им «Лолиту» (1962), где автором сценария выступил Владимир Набоков, оценивают прохладней, но в целом доброжелательно. Набокова беспокоило, что его произведение переносят в реальный мир. «Лолита», по его словам, есть чистый вымысел, нереальный и нереализуемый, любая экранизация в любом случае будет приблизительной. Тем не менее, после выхода фильма на экраны писатель всячески хвалил Кубрика. Вообще, экранизации занимают особое место в творчестве этого режиссёра. Все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями, где режиссёр выступает, не как среднее звено между писателем и потенциальным зрителем, а как полноправный автор. Именно благодаря ему Артур Кларк вошёл в число живых классиков научной фантастики, а Энтони Бёрджесса сейчас, похоже, помнят исключительно по экранизации «Заводного апельсина». С этой картиной связан ещё один громкий скандал в карьере Кубрика. Из-за обилия секса и насилия в Великобритании фильм был запрещён судом с формулировкой «зло как таковое». В 1975 году Стэнли Кубрик экранизирует роман Уильяма Теккерея «Барри Линдон» — эта самая «простая» лента режиссёра получает наибольшее количество номинаций на «Оскар». За две недели до премьеры «Сияния», которая должна была состояться в Штатах 23 мая 1980 года, Кубрик всё ещё вносил изменения в фильм. На «Warner Bros.» не видели фильм до 16 мая. Единственным мерилом для Кубрика был он сам, и он считал необходимым доводить каждый свой опус до совершенства. После этого был «Цельнометаллический жилет» («Цельнометаллическая оболочка»)- фильм вышел после стоуновского «Взвода» и сравнений было не избежать. Рецензии были разные, по большей части восторженные. Те кто сравнивал две эти ленты находили, что «Жилет» другая, более тёмная сторона гуманистических воспоминаний Оливера Стоуна.

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз» Стэнли Кубрик умер. С этой прощальной работой режиссёра связано наибольшее количество слухов и кривотолков. О проекте начали говорить с 1996 года, когда съёмочный процесс только начинал «заводиться». Кубрик приобрёл права на экранизацию рассказа «Traumnovelle» австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году и готовился к съёмкам 30 лет. К написанию сценария он приступил в начале 90-х, пригласив соавтором Джона Ле Карре, который было, согласился, но вскоре понял, что хоть Кубрик и великий режиссёр, но работать с ним нестерпимо сложно, и, извинившись, бросил это дело. Тогда Кубрик позвал в соавторы молодую британскую писательнице Кандию МакУильямс, но вскоре поблагодарил девушку, когда стало ясно, что она ещё только учится сценарному делу. В 1994 году Кубрик нанял в Америке 68-летнего сценариста Фредерика Рафаэля, на котором и успокоился. Мнения об этой ленте разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра ХХ века».

В 2001 году Стивен Спилберг снимает «Искусственный интеллект» — ещё одна давняя мечта Кубрика. В распоряжении Спилберга оказались более ста набросков сделанные при жизни режиссёром. Первые кадры фильма — морские волны разбивающиеся о берег были сняты самим Кубриком. При всех прямых и косвенных ссылках на его имя эта картина является безоговорочно спилберговской — на примере которой зритель может чётко уяснить для себя разницу между талантливым ремесленником и философом от кино.

Кубрик говорил: «Вы можете стать такими же великими кинорежиссёрами, как и я, если только будете изо всех сил противиться любой попытке вмешиваться в вашу работу и останетесь самими собой». Легко сказать, почти невозможно выполнить. Ему это удалось…

Автор: Станислав Никулин



Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU).

Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

www.jewage.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.