Чернов биография: ______________________________________________________________________________________________ , , , , , , , , , , , , , , , ,

Биография

Содержание

Биография Виктора Михайловича Чернова — РИА Новости, 03.03.2020

Осенью 1891 года был переведен для продолжения учебы в гимназию в Дерпт (ныне Тарту, Эстония).

После окончании гимназии в 1892 году Чернов поступил на Юридический факультет Московского университета, где активно участвовал в студенческом движении, стал одним из организаторов Всероссийского съезда студентов.

В апреле 1894 года он был арестован и содержался в заключении (в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения) по делу организации «Народное право». Дознание не обнаружило улик, доказывающих его принадлежность к организации, и в январе 1895 года Чернов был выпущен под залог.

В ноябре 1895 года он был выслан в Саратовскую губернию, в Камышин, но сумел под предлогом лечения зрения добиться перевода в Саратов. Сотрудничал в газетах, работал в местном земстве. Позже по требованию полиции переехал в Тамбов.

В январе 1898 года Чернов вступил в брак с Анастасией Слетовой, учительницей воскресной школы.

Вел занятия по политэкономии в рабочем кружке, в селе Павлодар Борисоглебского уезда создал первую революционную крестьянскую организацию «Братство для защиты народных прав».

В мае 1899 года, находясь в розыске в связи с обнаружением в Тамбове тайной типографии, уехал с женой за границу. Черновы жили в Швейцарии и во Франции.

В декабре 1901 года Виктор Чернов вошел в созданную Григорием Гершуни и Евно Азефом Партию социалистов-революционеров (ПСР) и в редакцию ее газеты «Революционная Россия». Публикуя статьи и выступая с лекциями в различных европейских городах, он сформулировал и обосновал программные и тактические принципы ПСР, написал несколько вариантов партийной программы, стал ее главным идеологом.

В 1904 году представлял ПСР на Амстердамском конгрессе II Интернационала.

После объявления политической амнистии в 1905 году Чернов вернулся в Россию и принял участие в Первой русской революции (1905-1907). Находился на нелегальном положении. Принял участие в издании легальной газеты эсеров «Сын отечества».

В декабре 1905 года — январе 1906 года на I съезде ПСР был основным докладчиком, автором проектов резолюций и программы ПСР, принятой съездом.

В 1908 году эмигрировал из России, жил в Париже, на острове Капри. В 1909 году авторитет Чернова был подорван разоблачением Азефа, которого Чернов защищал, не зная о его роли провокатора. Вместе с другими членами ЦК ушел в отставку, избран в редакцию газеты «Знамя труда». В 1911 году вышел из редакции и Заграничной редакции ПСР.

С 1912 года по 1913 год выпускал журнал «Заветы», сосредоточившись на публицистике и научных занятиях.

Вернувшись в Россию в апреле 1917 года, Чернов был избран в Бюро Исполкома Петроградского совета, Совет ПСР, редакцию центрального органа ПСР «Дело народа». Был избран членом Исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов. В июне 1917 года на III съезде ПСР избран в ЦК.

В мае-августе 1917 года Чернов занимал пост министра земледелия Временного правительства.

После Октябрьской революции 1917 года 18 января (5 января по старому стилю) 1918 года он был избран председателем Учредительного собрания, летом‒осенью 1918 года участвовал в работе Комитета членов Учредительного собрания.

После роспуска Учредительного собрания большевиками эсеры решили добиваться его восстановления путем вооруженной борьбы. Пожив некоторое время в Москве на нелегальном положении, Чернов к сентябрю 1918 года добрался до Самары, где был создан Комитет членов

Учредительного собрания (Комуч). После прекращения деятельности Комуча и Директории Чернов вместе со всем эсеровским ЦК перебрался в Екатеринбург.

После переворота в ноябре 1918 года он был арестован белыми, но благодаря офицерам Чехословацкого корпуса освобожден. Полулегально действовал на территории РСФСР.

20 сентября 1920 года Чернов эмигрировал из России. Жил в Эстонии, Германии, Франции, предпринимал длительные поездки в Америку и Азию. Издавал журнал «Революционная Россия».

Входил в заграничную делегацию ПСР, после ее раскола в 1926 году создал в 1927 году левоцентристский Заграничный союз ПСР.

Во время Второй мировой войны (1939-1941) после поражения союзников 1940 году Чернов уехал из Франции. С 1941 года жил в США. Член редколлегии журнала «За свободу».

В 1952 году подписал обращение 14 ветеранов эсеров и меньшевиков «На пути к единой социалистической партии» о снятии разногласий между этими течениями.

Занимался научной деятельностью, разрабатывал теорию демократического социализма, написал книгу «Конструктивный социализм» (1925). За границей издал воспоминания «Записки социалиста-революционера» (1922), «Перед бурей» (1953).

15 апреля 1952 года Виктор Чернов скончался в Нью-Йорке в США.

Виктор Чернов был трижды женат. Его первая супруга, учительница и коллега по партии Анастасия Слетова-Чернова (1873-1938) в сентябре 1938 года была предана суду Военной коллегии Верховного суда СССР и скончалась в тюрьме.

Вторая жена — литератор и журналист Ольга Колбасина (1886-1964) — с 1917 года была дважды арестована, в октябре 1924 года выслана за границу. В июне 1964 года вернулась в Москву, где в октябре 1964 года скончалась.

В 1916 году супругой Чернова стала Ида Пыдер-Сырмус, которая была ранее замужем за эстонским скрипачом и революционером Эдвардом Сырмусом.

От первого брака у Чернова было двое детей — Борис (1900-1933) и Мария (1903-1974), от второго брака — дочь Ариадна (1908-1974). Он усыновил и удочерил троих детей Ольги Колбасиной — Вадима (1900-1914), Наталью (1903-1992) и Ольгу (1903-1979), которые получили его фамилию и отчество.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Чернов Олег — Музей современного искусства Эрарта

Для Олега Чернова живопись это образ жизни. Художник не только пишет маслом, рисует мультфильмы, преподает, но и хорошо зная историю искусств, может часами увлекательно говорить о жизни и творчестве старых мастеров.

Художник родился в Красноярске в 1962 году, родители переехали вместе с ним на родину отца в Ставропольский край, и все детство Олега прошло в деревне Дубовка.

С детства увлекшись рисованием, в пятнадцать лет Олег уже думал о том, чтобы стать художником. Но сдать экзамены в художественное училище не решился, считая, что плохо рисует. И Олег поступает на архитектурное отделение строительного техникума, где в том числе учили рисовать. Получив диплом и отработав три года в архитектурном институте, он понял, что эта профессия ему не интересна.

Мечта стать художником не оставляла Олега, и он поступил на живописное отделение Ставропольского художественного училища.

Но рутинная обстановка советского учебного заведения быстро охладила творческий пыл молодого художника. В его руки попадает альбом Ван Гога, и он увлекается яркой экспрессивной живописью. А потом, однажды, на одной из выставок, среди привычной соцреалистической живописи, его ошеломляют картины, разительно отличающиеся от всех остальных. Это были работы Петра Горбаня. Олег признается, что в те годы художник, профессионально занимающийся живописью, казался ему небожителем, и он долго не решался познакомиться с мастером. Пока знакомые студенты сами не отвели его к Горбаню. В его мастерской, из окон которой виден весь Ставрополь и окрестные холмы, Олег обучался несколько лет.

Он стал самым преданным и последовательным учеником мастера.

В 2002 году Чернов переезжает в Петербург, где вступает в Творческий Союз художников. Он часто выставляется и по-прежнему фанатично предан живописи.

раскрыть

фильмография, фото, биография. Актер, Актер дубляжа.

Родился 23 июня 1965 года в городе Прокопьевске Кемеровской области. Сам актер признавался, что у него было самое обычное детство: он бегал с друзьями по дворам, играл в «войнушку» с оружием из веток и деревянных палок. Маленький Олег и предположить не мог, что через много лет он, с боевым пистолетом в руках, объявит преступности настоящую войну, пусть даже всего лишь на экране.

После окончания школы Чернов поступил в медицинский ВУЗ, чем поверг в шок всех родственников. Отчасти обескуражен был и сам новоиспеченный студент, поскольку в глубине души он всегда мечтал стать актером.

Однако учеба не задалась, и Олег ушел в свободное плавание. Друг порекомендовал ему устроиться на работу в театр, и, воспользовавшись советом, Чернов целый год выполнял обязанности рабочего сцены: помогал монтировать декорации, исполнял различные закулисные поручения.

После этой «школы жизни» молодому человеку не составило труда поступить на театральный факультет Саратовской консерватории имени Собинова: к тому времени он приобрел полезные знакомства, необходимые знания и навыки, прочувствовал сценическую работу изнутри. Именно в это время он познакомился со своей будущей женой, которая впоследствии родила ему сына. На данный момент супруги находятся в разводе.

В 1994-м Чернова пригласили в омский Академический театр драмы, а в 2000 году он перешел в Санкт-Петербургский театр Сатиры на Васильевском острове и начал покорение культурной столицы. В конце концов город не устоял перед обаянием Чернова. В этот же период актер успешно дебютировал в кино с прославленным сериалом «Улицы разбитых фонарей».

Следующие работы – «Тайны следствия», «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Опера» – окончательно завоевали сердца зрителей всей России. Олег играл волевых целеустремленных мужчин, сотрудников правоохранительных органов и спецназа. Отчасти такой репертуар обусловлен брутальной внешностью актера, но, кроме того, каждую свою роль Чернов пропускает через себя, через свой внутренний опыт и переживания. Один из самых известных образов актера – спецназовец по прозвищу Батя из сериала «Морские дьяволы».

Несмотря на успешную кинокарьеру, Чернов не покинул театр. На его счету множество самых разноплановых ролей: в Омске он играл в пьесах Толстого, Уайльда, Горького; в Театре Сатиры – в постановках Островского, Мольера, Фигейредо. Кроме того, актер участвует в детских спектаклях: «Дядя Федор, Кот и Пес» Эдуарда Успенского, «Пеппи — Длинныйчулок» Астрид Линдгрен.

Чернов не раз играл в клипах звезд отечественной эстрады – Лолиты, Киркорова, Жасмин. Эти небольшие роли он считает не менее важными, чем работу в кино и театре, и на съемочной площадке выкладывается полностью. Зато он отказывается сниматься в российской рекламе – ее культурный уровень оставляет желать лучшего, объясняет актер.

краткая биография и фильмография актера

Юрий Николаевич Чернов – Заслуженный деятель искусств, Заслуженный и Народный артист России. Он родился 24 апреля 1949 года в Самаре. Какой жизненный путь прошел Юрий Чернов? Актер, фото которого вы видите в статье, достиг всего своим непосильным трудом. Он активен, талантлив и просто влюблен в жизнь. Этот человек умеет не только превосходно играть на сцене, но петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и читать стихи.

Юрий Чернов: биография

Ю. Н. Чернов родился в семье простых рабочих, его мама была продавцом в магазине, а отец — художником на одном из заводов родного города. Как говорит Юрий, талант ему достался от мамы, которая очень хорошо пела, но, к сожалению, не смогла связать с этим даром свою судьбу. При жизни мама Юрия — Валентина — была очень отзывчивым и добрым человеком — люди к ней в магазин заходили с большим удовольствием.

Актер Чернов Юрий из своего детства помнит только положительные периоды, как они постоянно играли с сестрой и отдыхали в пионерских лагерях. До пятого класса был отличником и очень смышленым мальчиком. Он никогда не списывал у своих сверстников, чем занимались многие парни его класса. Еще со школьной скамьи Юрий видел в себе задатки артиста. Когда ему исполнилось 12 лет, родители отдали его в студию телевидения, где он в небольших зарисовках принимал участие. Также в эфирах мальчик пел, танцевал и рассказывал стихи.

Но после того как Юрий стал посещать студию, его будто подменили, он перестал готовиться к урокам, так как у него просто не хватало на это времени. И тогда он твердо решил для себя, что станет актером. Но, несмотря на это, Юрий окончил школу хорошо, без проблем с преподавателями. Он успевал везде.

Первой профессией Юрия Чернова стала не актерская деятельность, но он нисколько не жалеет о том, что занимался цирковым искусством. Ведь именно цирк научил его играть на музыкальных инструментах, а это пригодилось в жизни. Также навыки и техники, которые он освоил под куполом цирка, были актуальны в актерской игре.

Увлечения

Юрий Чернов — не только прекрасный артист. Всю свою жизнь он трудится на благо людям, помогая инвалидам. Среди людей с ограниченными возможностями он выявлял таланты, которыми восторгались зрители. Актер даже преподавал в институте народного творчества на разных факультетах.

Цирковое училище

Когда Юрий окончил школу, он решил, что поедет покорять Москву. Документы на поступление он подал во все театральные вузы города за исключением самых мелких.

Когда Юрий приехал в Москву пробовать свои силы, ему выделили общежитие от ГИТИСа, его соседом оказался парень, который планировал поступать в цирковое училище. Соседу потребовалась помощь Юрия на вступительных экзаменах, и тот не смог отказать парню. Во время выступления на Чернова обращает внимание приемная комиссия, и он совершенно неожиданно для себя становится студентом циркового училища. За три года Юрий смог научиться всему, что должен уметь хороший циркач.

Актерская жизнь

Юрий Чернов окончил ГИТИС и цирковое училище Москвы. Сниматься в кино он начал в 1968 году. И не зря выбрал кинокарьеру Чернов Юрий. Фильмы с его участием хочется смотреть и пересматривать.

Его дебютной работой можно назвать фильм «Доживем до понедельника», который и принес ему такую славу. Спустя год его утвердили на роль Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни», но Чернов не воспользовался своим шансом и выбрал цирковую карьеру.

После окончания училища несколько лет режиссеры ничего не знали о Чернове, но он снимался в некоторых зарисовках и спектаклях. Бывало время, когда Юрий Чернов играл в театре миниатюр, а с 1994 года начал играть в Театре Луны. Через десять лет он стал актером театра «Школа современной пьесы».

В период с 1995 по 2000 г. вел передачу «Колесо истории».

В 1999 году он проявляет себя в роли исполнителя и вместе со своими коллегами с успехом отыгрывает проект Виктора Мережко. Чуть позже в США был выпущен диск с песнями, которые транслировались на радио. А в 2011 году им был записан сольный диск.

Многие дети, рожденные в Советском Союзе, помнят его как ведущего передачи «Спокойной ночи, малыши». Еще он принимал участие в телепроектах «Ералаш» и «Фитиль».

«Доживем до понедельника»

В мечтах Чернов видел себя только актером, поэтому хотел играть в кино. Роль, которая ему досталась в фильме «Доживем до понедельника», — его полная противоположность. Его герой, Сыромятников, — хулиган, который никогда не учился в школе и все списывал у одноклассников. Юрий же никогда ничего не списывал у других, так как с ранних лет понимал, что кроме себя надеяться больше не на кого.

Несмотря на то что после съемок этого фильма прошло много лет, он не теряет своей популярности и сегодня. Изначально Юрий хотел сняться в ленте, чтобы хоть немного заработать денег, он даже и подумать не мог, что проект принесет ему такую масштабную популярность. Как вспоминает Чернов, его на роль взяли даже без проб — стоило ему войти в зал, где снимался фильм, стало ясно, что он сыграет роль Сыромятникова.

Юрию приходилось сниматься втайне от всех, в том числе от преподавателей циркового училища, которые не приветствовали двойной жизни своих учеников. Поэтому Чернову пришлось «похоронить» не одного родственника, чтобы попасть на репетиции фильма.

Этот фильм стал настоящим шедевром, в котором без обмана описывалась жизнь школьников. Тут было все как в реальной жизни. Фильм вышел в 1968 году, и его премьера прошла на ура. С того времени Юрия стали узнавать на улицах, поклонники не давали ему прохода, девочки просили автографы. Школьники часто произносили фразы, сказанные Сыромятниковым в фильме, они и до сих пор не вышли из обихода.

Выбор цирка

После выхода этого фильма мечта Чернова начала сбываться – его стали приглашать на съемки в кино. Но именно этот период считается переломным для актера, в те годы он сосредоточил внимание на цирковом училище.

Чернов, разрываясь между карьерой и учебой, переключился на вторую, так как считал, что должен закончить свое обучение. Столь непростой выбор перед ним поставили преподаватели циркового училища, у которых на Чернова были тоже большие планы.

Единственное, о чем жалеет актер, так это о том, что ему не удалось сыграть роль Петрухи, где он смог бы проявить себя на все сто.

Юрий Чернов: фильмография

Им было сыграно более ста ролей, но самыми яркими можно назвать следующие:

  • «Деревенский детектив» – 1969 г.
  • «Иван Васильевич меняет профессию» – 1973 г. Он сыграл прекрасного балалайщика, но из-за незначительности роли даже не был указан в титрах к фильму.
  • «Горожане» – 1975 г.
  • «Приключения Электроника» – 1979 г.
  • «Мишка на севере» – 1979 г.
  • «Гражданин Лешка» – 1981 г.
  • «Там, на неведомых дорожках» – 1982 г.
  • «Очень важная персона» – 1984 г.
  • «Внимание! Всем постам» – 1985 г.
  • «После дождичка в четверг» – 1985 г.
  • «По Таганке ходят танки» – 1991 г.
  • «Ширли-Мырли» – 1995 г.
  • «Сыщик с плохим характером» – 2001 г.
  • «Юбилей Прокурора» – 2003 г.
  • «Москва улыбается» – 2008 г.
  • «Первая любовь» – 2009 г.
  • «Господа-товарищи» – 2014 г.

Самым плодотворным периодом его работы можно считать годы с 1979-го по 1981-й. Также Юрий Чернов играл и в спектаклях. В основном ему доставались небольшие роли, но даже сиюминутным появлением на телеэкранах он мог запасть в душу зрителей надолго.

Личная жизнь

Первый раз женился Юрий Чернов в годы своей юности. Со своей будущей супругой они познакомились в училище. Первое время их союз был счастливым, в браке родилась дочь Анна, но так уж было суждено, что пара распалась. Со своей дочерью Юрий до сих пор общается, она подарила ему внука Алексея.

Вторая жена Юрия работала на кафедре зарубежного театра в ГИТИСе. С Валентиной Юрий вместе уже много лет, у них двое прекрасных детей – Ярослава и Максим. Ярослава, так же как и отец, решила стать актрисой.

Награды

У этого великого человека есть две награды, которые и прославили его на всю страну:

  1. Звание Заслуженного артиста России, которое ему было присвоено 29. 08.1994 года.
  2. Звание Народного артиста России, присвоенное Юрию 10.01.2008 года.

Актер Юрий Чернов, биография которого была рассмотрена в этой статье, -исключительно положительный человек. За его работу ему благодарны тысячи зрителей. А больших наград человеку и не нужно!

Виктор Михайлович Чернов. Биография — Политика — Политика — Каталог статей

Виктор Михайлович Чернов. Биография

Автор — Д. А. КОЛЕСНИЧЕНКО

ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Виктор Михайлович Чернов — одна из ярких фигур русского революционного движения. Несомненно одаренный человек, он оставил богатое литературное наследство, в котором проявил себя публицистом, экономистом, философом, теоретиком, знатоком русского и международного социалистического и кооперативного движения, литературным критиком. Нам он интересен главным образом как один из лидеров партии эсеров, теоретиков неонародничества, знаменитой «социализации» земли.

Перу В. М. Чернова принадлежит большое количество работ. Когда руководитель издательства партии эсеров Ф. И. Витязев-Се-денко задумал в 1917 году издать собрание сочинений Чернова, то план этого издания составил 20 выпусков, каждый объемом в 20 печатных листов. Уже в эмиграции помимо статей в газетах и журналах он написал немало книг мемуарного характера, чрезвычайно важных для изучения истории партии эсеров: «Записки со-циалиста-революционера», «От «Революционной России» к «Сыну Отечества», «Перед бурей» и др. В 1925 году в Праге вышел первый том обобщающего труда по неонароднической концепции социализма — «Конструктивный социализм». Рукопись второго тома, посвященного аграрному вопросу, сгорела во время пожара и не увидела света.

Труды В. М. Чернова получили в советской исторической литературе довольно обстоятельный разбор и оценку как антинаучные, враждебные марксизму, наносящие вред революционному движению ложными теоретическими посылками и утопическими воззрениями.

Не отрицая значительности вклада советских историков в изучение теории эсеров, в обосновывание закономерности исторической гибели их партии и краха эсеровской концепции социализма, мне представляется, что настало время более умеренного подхода к наследию неонародников.

Виктор Михайлович Чернов родился 9 ноября 1873 года в Ново-узенске Самарской губернии, в Заволжье, в краю степей и необозримых просторов. Как он вспоминал на склоне лет, «степь — это жаркая сказка природы. Вкусите только ее пряного дыхания — и в душе вашей вечно останется ее зов, которого не заглушат, не изгладят в душе долгие годы, проведенные вдали от нее»1. В Камышине и Саратове прошли его детство и отрочество. Отец Виктора из крестьянской семьи, в недалеком прошлом крепостной, стараниями родителей получил образование, стал уездным казначеем, дослужился до чина коллежского советника и ордена Святого Владимира; это дало ему право на личное дворянство. Женился он на девице Булатовой из обедневшей дворянской семьи, у них родилось пятеро детей. Мать умерла, когда Виктору было около года. Отец женился вторично.

Детство В. Чернова не было счастливым; его предоставляли в основном самому себе. Правда, отец, человек незаурядный, оказал определенное влияние на его взгляды — именно отец неоднократно высказывал мысли о том, что вся земля рано или поздно должна отойти от помещиков к крестьянам 2.

До седьмого класса Виктор учился в саратовской гимназии. Уже здесь он вступил на стезю политической борьбы, произошло это не без влияния старшего брата, который ввел его в один из саратовских кружков.

В. Чернов прошел типичный для интеллигента путь в революцию через народнические кружки. В конце 80-х годов вошел в кружок, созданный офицером-толстовцем, в среде кружковцев еще жила легенда о «социалистах» и «нигилистах», окутывавшая этих людей романтическим туманом. «Народ был в это время нашей религией»3,— писал он. Споры толстовцев в этом кружке и в кружке Мариинского земледельческого училища близ Саратова не увлекли его, несмотря на большую популярность их идей в обществе. Он был больше озабочен поисками, как сам писал, «готовящегося восстать народа по городским харчевням и базарным площадям»4.

В это же время В. Чернов познакомился с народовольцами, и среди них — с А. В. Сазоновым, саратовским агентом народовольческого кружка Сабунаева. В 1890 году Сазонов был арестован, а вместе с ним и пришедший к нему гимназист Виктор Чернов, которого, правда, вскоре отпустили. Но, будучи на плохом счету у гимназического начальства, Виктор, уже перейдя в 8-й класс, был вынужден подать прошение о переводе его в Юрьевскую гимназию в Дерпте, но и здесь он продолжил связи с подпольными кружками.

В 1892 году, по окончании гимназии, В. Чернов поступил на юридический факультет Московского университета. Посещал лекции А. И. Чупрова, К. А. Тимирязева, учился у В. О. Ключевского, активно участвовал в реферативных вечерах Юридического общества — центре тогдашней демократической интеллигенции. Именно в это время у Чернова проявился интерес к марксизму, который он считал необходимым знать «лучше, чем его сторонники».

Тогда же Чернов сошелся с М. А. Натансоном — бывшим народовольцем. Летом 1893 года Натансон и вовлек Виктора, Владимира и Надежду Черновых в тайную организацию — «Партию народного права». В апреле 1894 года В. Чернов был арестован в связи с провалом подпольной типографии этой организации 6. Как свидетельствует справка департамента полиции «о потомственном дворянине В. М. Чернове», сын чиновника В. М. Чернов был привлечен в 1894 году при С.-Петербургском губернском жандармском управлении к дознанию по делу о «Партии народного права» — смоленской типографии, содержался под стражей до 22 ноября 1895 года и после этого был подчинен гласному надзору полиции на три года, без права проживания в столицах, столичных губерниях, университетских городах. В связи с этим он был выдворен на жительство в город Тамбов ‘ . В своей автобиографии Чернов отмечал, что он сидел в Петропавловской крепости и был освобожден в апреле 1895 года под поручительство отца 8. В биографии Чернова на французском языке, изданной к 60-летию, говорилось, что в крепости он, как всегда с большой энергией и страстью, принялся за изучение философии, политэкономии, социологии и истории. Здесь же он написал свою первую работу «Экономический материализм и философская критика» — обзор критики марксизма, овладевшего умами русской интеллигенции.

Жизнь в тамбовской ссылке в 1895—1899 годах — важный этап в становлении Чернова как революционера-народника, а точнее социалиста-революционера, так с середины 90-х годов стали именовать себя члены подпольных неонароднических кружков. Здесь же, в Тамбове, он встретился с директрисой воскресной школы Анастасией Николаевной Слетовой, на которой он женился 25 января 1898 года, с ее братом Степаном (впоследствии видным деятелем партии эсеров и ее первым историографом). Брат и сестра уже вели работу среди учащейся молодежи, ремесленников, в мастерских Рязано-Уральской железной дороги ,0. Однако с приездом Виктора Чернова направление их работы резко изменилось. Именно Чернов был один из немногих эсеров, уже в 90-х годах начавший работу среди крестьян. Познакомившись с баптистами и молоканами Тамбовской губернии, Чернов пришел к выводу, что их тайными связями надо широко пользоваться для агитации и пропаганды социал-революционных идей и для сплочения крестьян «. Этим и воспользовался тамбовский кружок. В установлении связей с деревней помогали ученики воскресной школы. Закипела работа по созданию особой библиотеки для деревни. Из тогдашней народнической литературы предложить крестьянам практически было нечего. Под руководством Чернова молодежь стала перечитывать старые журналы, чтобы найти подходящее для крестьян. Кое-что писали и сами члены кружка. Так, Степан Слетов написал брошюру «Как министр заботится о крестьянах»12. Были созданы так называемые «летучие библиотеки». Они имели огромный успех у крестьян.

В конце 1898 года в поле деятельности тамбовского кружка входило пять уездов Тамбовской губернии 14. О том, насколько живо, увлекательно велась работа в губернии и городе под руководством молодой четы Черновых, свидетельствует одно из перлюстрированных полицией писем. «Очень интересно начинает житься в нашем богоспасаемом городке,— писал адресат.— Дело в том, что там поселилась одна парочка — некая Слетова со своим мужем Черновым и взбаламутила эта парочка тамбовское стоячее болото и пошли круги в семинарию, в гимназию, в рабочий люд и т. д. Какие там теперь завелись хорошие библиотеки, как много славных людей объявилось»15.

К тамбовскому периоду относится и начало публицистической деятельности В. М. Чернова. В 1895 году в «Орловском вестнике» он поместил серию статей о капитализме в России, о Фридрихе Энгельсе, об «интеллигентном пролетариате». В 1896 году в журнале С. Н. Кривенко «Новое слово», а затем в этом же журнале, переименованном в «Начало», вышла серия его статей под названием «Письма из провинции» — автор писал об общине, культурных начинаниях в провинции, об аграрном вопросе |6. О своих взглядах в этот период сам Чернов писал: «Основной точкой зрения моею было революционно-политическое народничество, позитивизм в области философии, строгий марксизм в экономике. Воспитывался сначала на Добролюбове и Чернышевском, затем Михайловском, затем Марксе» . С 1898 по 1900 год он опубликовал в журналах «Русское богатство» и «Вопросы философии и психологии» ряд статей, в которых изложил свои философские и экономические воззрения. Если судить по этим статьям, Чернов был уже вполне сложившимся неонародником |8.

Между тем работа среди крестьян расширялась и углублялась. Подробно об этом рассказал С. Н. Слетов в брошюре «О революционной работе в деревне». Она была издана на гектографе в Тамбове, а затем переиздана в Пензе и Саратове 19. В конце 1898 года состоялся съезд крестьян Борисоглебского, Кирсановского, Козловского, Моршанского и Тамбовского уездов, в организации его деятельное участие принял В. М. Чернов. И хотя на съезде присутствовали всего восемь крестьян и по одному представителю от рабочего и интеллигентского кружков тамбовской группы 20, он стал своего рода явлением общественной жизни.

С агитационной работой тамбовской группы Чернова связано первое в России крестьянское «Братство». Инициатором его создания был крестьянин села Павлодар Борисоглебского уезда Петр Данилович Щербинин. Пропаганду среди крестьян села вел член Тамбовской группы учитель П. А. Добронравов, благодаря связям С. Н. Слетова получивший место учителя в сельской школе, основанной декабристом князем Волконским. Сюда он привез одну из «летучих библиотек», сблизился с крестьянами, прежде всего с безземельным крестьянином Щербининым — деревенским «ходатаем». Вокруг них сплотилось десятка полтора «наиболее солидных и разумных общинников»21. Семеро из них составили тесный тайный кружок — «Общество братолюбия». Когда Добронравов рассказал обо всем Чернову, тот пришел в восторг от того, «что крестьяне сами пришли к мысли о правильной тайной организации» . Чернов приехал в село, чтобы помочь наметить цели и задачи организации. Саму организацию он предложил назвать «Братство для защиты народных прав». Под его руководством был выработан устав 23. Помимо устава «Братством» распространялось среди крестьян «Письмо ко всему русскому крестьянству», содержавшее призыв соединяться повсюду в тайные братства, чтобы всем дружно требовать созыва Земского собора 2\ Поскольку в «Братство» вошли безземельные и, как говорилось выше, «наиболее солидные и разумные общинники», небезынтересно узнать содержание принятого устава. Он состоял из трех разделов: 1) Цели братства, 2) Деятельность и 3) Правила для членов братства. К требованиям политических свобод и полного гражданского равноправия крестьян присоединились земельные требования, близкие к будущей эсеровской «социализации» земли. Так, в пункте 6 первого раздела говорилось: «Братство будет добиваться, чтобы земля перестала быть собственностью помещиков и других частных землевладельцев, а перешла бы в руки всего трудящегося крестьянского народа, потому что земля создана не руками и не трудом человеческим и, стало быть, не может никакому отдельному человеку принадлежать, а должна быть общим достоянием всех, кто добывает себе пропитание земледельческим трудом»25. В разделе о деятельности «Братства» говорилось об организации стачек против помещиков, о том, что «Братство» будет бороться «со всеми крестьянскими притеснителями и угнетателями по возможности законными средствами, но в случае крайности грозит им карою по тайному приговору братства». В уставе говорилось также о необходимости объединения всех крестьянских братств, «дабы разом одолеть народных врагов и притеснителей всюду», для чего между ними «будет заключен один большой союз для защиты народных прав»26.

Члены «Братства» убеждали крестьян не идти сейчас же на захват помещичьей земли, так как крестьяне всей России еще к этому не готовы. Но, как пояснял В. Чернов в своих воспоминаниях,

300

его задачей тогда была подготовка «всеобщего народного восстания». Вместе с тем он старался отвести крестьян «от разрозненных местных вспышек в сторону выдержанности и терпеливого накопления сил для будущих битв в широком общенародном масштабе»27. Вскоре в Павлодаре было образовано еще одно «Братство».

В павлодарском «Братстве» уже видны в зародыше все те идеи и настроения, которые будут характерны для крестьянской борьбы периода первой российской революции. В 1905 году в селе Павлодар вспыхнуло крестьянское восстание, оно было жестоко подавлено.

1 мая 1899 года В. М. Чернов вместе с женой уехал за границу. Вслед за ними полетели циркуляры департамента полиции о лицах, подлежащих розыску, где сообщались приметы Чернова: он и его жена разыскивались в связи с обнаружением в Тамбове тайной типографии. Вот как выглядел В. М. Чернов в свои 26 лет по описанию полиции: «Рост 2 аршина б’/г вершков, телосложение среднее, волосы темно-русые, слегка курчавые, лоб открытый, средний, нос прямой, лицо овальное, голое». Далее шло подробное описание родимых пятен на теле 28.

Черновы остановились в Берне. Здесь было несколько колоний революционеров-эмигрантов и действовал кружок X. И. Житлов-ского — в 1894 году он назывался «Союз русских социалистов-ре-волюционеров». В Париже в это же время действовала еще в 1891 году сформировавшаяся вокруг П. Л. Лаврова «Группа старых народовольцев», а в Лондоне — основанный С. М. Степняком-Кравчинским «Фонд вольной русской прессы», в который входили Н. В. Чайковский, Л. Э. Шишко, Ф. В. Волховский, Е. Е. Лазарев и др. Насколько эмиграция в то время была далека от забот крестьянства, говорит следующий факт. «Союз» Житловского за 1894—1899 годы выпустил 11 номеров газеты «Русский рабочий» и ни одного номера для крестьян. Таким же безразличным было отношение к проблемам деревни и в народнических кружках России в конце XIX века. Работа была ориентирована на учащихся, интеллигенцию и рабочих, признанных наиболее восприимчивыми к социализму 29.

Тамбовская группа В. М. Чернова одна из первых возобновила ориентацию народников на крестьянство. Супруги Черновы привезли в эмиграцию рассказы о своей работе среди крестьян и настойчивое желание начать широкое издание агитационной литературы для деревни. Они убедили X. И. Житловского в необходимости наладить это, связались с Ф. В. Волховским, Л. Э. Шишко, И. А. Рубановичем, Н. В. Чайковским, Е. Е. Лазаревым и другими. В феврале 1900 года в Париже по случаю похорон П. Л. Лаврова состоялся съезд эмигрантов; на нем была образована Аграрно-социалистическая лига. Учредители Лиги выпустили обращение

301

«К товарищам по мысли и делу», в котором говорилось о «необходимости расширить русло общего революционного и, в частности, рабочего движения путем привлечения к нему трудовых масс в деревне». В соответствии с этим Лига ставила своей основной целью «издание и распространение народной революционной литературы, пригодной как для крестьянства, так и для городских фабричных и промысловых рабочих, в особенности имеющих связи с де-

о б Г)

ревнеи» .

Задачи и принципы новой организации излагались в брошюре «Очередной вопрос революционного дела», автором которой был В. М. Чернов 31. Вскоре она появилась и в народнических кружках в России. «Мы глубоко убеждены,— говорилось в брошюре,— что будущее России может принадлежать только такой партии, которая сумеет найти точку опоры для борьбы не только в городе, но и в деревне, которая сумеет в своей программе гармонически слить воедино представительство и защиту интересов фабрично-заводского рабочего класса и массы трудового крестьянства. Без всякой опоры в крестьянстве, а тем более против его воли никакая революционная партия не сможет нанести в России серьезного, решительного удара буржуазно-капиталистическому режиму, который умеет у нас мирно уживаться вместе с обломками дворянско-крепостной эпохи под крылышком русского абсолютизма»32. Аграрно-социалистическая лига внесла большой вклад в создание аги-

и             43

тационно-массовои литературы для деревни .

Осенью 1901 года наиболее крупные народнические организации России решили объединиться в партию . В декабре 1901 года она сложилась окончательно и получила наименование «партия со-циалистов-революцйонеров». Официальными органами ее стали «Революционная Россия» (с № 3) и «Вестник русской революции» (с № 2).

С начала 1902 года по поручению ЦК образовавшейся партии социалистов-революционеров В. М. Чернов и М. Р. Гоц редактировали «Революционную Россию»; в ее 77 номерах перу Чернова принадлежало большинство программных и тактических статей 35. В. М. Чернов входил также в заграничный ЦК партии.

В 1901 —1902 годах В. Чернов прочел курс лекций по аграрному вопросу в Русской школе общественных наук в Париже, куда был приглашен либеральной профессурой 36. В Берне он руководил кружком молодежи, в котором велись ожесточенные споры между эсерами и марксистами. Вот что писала об этих спорах корреспондентка большевика М. Валлаха (М. М. Литвинова): «Теперь у нас устроился громадный кружок под руководством Чернова, который хочет наше стадо сделать народниками, а марксисты, являясь на эти собрания, стараются спорами влиять на них в противоположную сторону». Корреспондентка недоумевала и вместе с тем заду-

302

мывалась над вопросом, что же стоит за упорным стремлением Чернова и его сторонников возродить народничество. «Неужели Чернов и вообще народники,— писала она,— думают воскресить то, над чем давно поставлен крест и историей» и самой жизнью… неужели они не видят, что внимание молодежи привлекает только социал-демократическое движение, неужели они не хотят понимать, что община, артель отжили свое время и только в пролетариате, лишенном всякой собственности, можно видеть силу и опору современного движения? Чем же можно объяснить эту веру в народничество?.. Я не думаю, что эти люди, умудренные опытом, оставались так глубоко убеждены в торжестве идеи, не имея прочного основания и фактов, доказывающих целесообразность взглядов; так кто же тогда прав?»37 Убежденность В. Чернова, хорошее знание им крестьянской жизни и аграрного вопроса в целом производили большое впечатление и на умудренную опытом социал-демократическую аудиторию, вспоминал меньшевик Б. Николаевский зв.

В 1902 году Чернов пишет две программные работы: «Характер современного крестьянского движения» и «Социализация земли и кооперация в сельском хозяйстве»39. Статьи содержат его кредо по отношению к крестьянскому движению, противоположное марксистскому, и центральную идею программы-минимум — «социализацию земли». Чернов утверждал, что эсеры, вопреки мнению «искровцев»40, отнюдь не считают, что крестьянское движение носит социалистический характер «в истинном смысле этого слова». Однако, писал Чернов, «для социалистов-революционеров несомненно лишь то, что в крестьянских умах бродят полусоциалистиче-ские идеи» и что умелые пропагандисты, опираясь на них, «логически развивая некоторые из них», могут «прийти к чисто социалистическим выводам». Чернов отказывался признать, как утверждала «Искра», будто «это движение не только не направлено против буржуазии и капитализма, но, наоборот, оно объединяет сельскую буржуазию и сельский пролетариат против остатков крепостничества»41. Эсеры же считают, писал Чернов, что многочисленные столкновения бедняков и середняков с зажиточными крестьянами свидетельствуют не о их любовном единении, а наоборот — о начале «острого конфликта между ними»42. Наибольший протест вызывало у Чернова требование марксистов об отмене всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. «На эту почву мы встать не хотим и не можем,— заявлял Чернов.— Мы не признаем частной собственности на средства производства… всем этим «подаркам мелкой буржуазии» и защите «элементарнейшего гражданского права распоряжаться своей землей» мы решительно противопоставляем наши требования — расширение прав коллективности за счет прав индивида в деле распоряжения зем-

303

лей и — как вершина этого процесса — полной социализации земли»43. Из этих тирад Чернова видно, что его заботила прежде всего та сторона программы, которая рисовала эсеров гораздо более последовательными социалистами, чем марксисты, якобы отстаивающие для крестьянства буржуазный путь развития. В этом непонимании истинных задач и характера предстоящей буржуазной революции в России — один из основных пороков воззрений В. М. Чернова как теоретика партии эсеров. Глубинный же подтекст состоял в том, что Чернов, стремясь вовлечь в революционное движение крестьянство, одновременно надеялся с помощью «социализации земли» уберечь его от заражения частнособственнической психологией, которая станет тормозом на пути к социализму в будущем. В статье «Социализация земли и кооперация в сельском хозяйстве» он писал, что оба эти пункта являются сутью эсеровской программы-минимум. «Право распоряжаться свободно своим участком земли, облегчение процесса мобилизации земель, их купли-продажи — это,— отмечал Чернов,— один из боевых лозунгов буржуазного лагеря и в силу уже одного этого спуститься до такой точки зрения социалист никогда не может»44. Для социалиста, считал Чернов, «нет ничего опаснее, как именно насаждение частной собственности, приучение мужика, еще считающего, что земля «ничья», «вольная» (или «божья», как выражают ту же идею в архаичной форме старики), к мысли о праве торговать, барышничать землей. .. Именно здесь и лежит опасность насаждения и укрепления того «собственнического фанатизма», который потом способен наделать социалистам много хлопот»45.

На первом съезде Аграрно-социалистической лиги в 1902 году была принята «Программа революционной деятельности в деревне», в которой детально рассматривались формы практической деятельности эсеров и эсеровских крестьянских братств. В основу этой деятельности должен был лечь крестьянский взгляд на землю как на общее достояние всех трудящихся и желание крестьян освободиться от гнета непосильных податей, рекрутчины и чиновничьего произвола. В программе ставились в качестве ближайших задач «устранение царского правительства» и «созыв всенародного Земского собора», говорилось о восстании. Но в духе павлодарского «Братства» рекомендовалось «удерживать крестьянскую борьбу, по мере возможности, на почве мирных средств». Такую же сдержанность по отношению к насильственным действиям в деревне, получившим наименование аграрного террора, проявила Аграрно-социалистическая лига и на втором своем съезде в августе 1903 года. Будучи ярым сторонником политического террора в городах, В. М. Чернов весьма сдержанно относился к стихийным формам крестьянского движения, якобы отвлекающего крестьянство от организованной борьбы за политические свободы.

биография, личная жизнь, фильмография :: SYL.ru


Юрий Чернов: начало пути

Будущий артист появился на свет в Самаре, произошло радостное событие в апреле 1949 года. Юрий Чернов родился в семье художника-оформителя и продавщицы, среди его родственников не было кинозвезд. Интерес к творческой деятельности мальчик унаследовал от мамы. Женщина обладала великолепным голосом, часто пела дома и с удовольствием выступала в дружеских компаниях.

Юрий Чернов любит вспоминать свое детство, так как оно было счастливым. Летние каникулы Юра и его сестра проводили в пионерских лагерях. Будущий актер ответственно относился к учебе, всегда выполнял домашние задания и никогда не списывал у одноклассников. Однако окружающие были убеждены в том, что мальчику вовсе не обязательно получать хорошие оценки, ведь он все равно станет знаменитым артистом. Чернову нравилось пародировать других людей, выступать перед зрителями и срывать аплодисменты.

В возрасте 12 лет он с одобрения родителей начал принимать участие в спектаклях, которые ставились Куйбышевской студией телевидения. Также мальчик читал стихи, танцевал и пел в прямом эфире. Известности это ему не принесло, но Чернов приобрел ценный опыт.


Две трети ролей артиста – комедийные. Помимо кино, Чернов снялся в киножурналах «Ералаш» и «Фитиль». Талант телеведущего пригодился в проектах «Спокойной ночи, малыши!» и «Колесо истории».

Актера из Самары называют «человеком-оркестром». Он играет на гитаре, балалайке, губной гармошке, гармони и кларнете. В начале 2000-х записал сольный диск с музыкальным коллективом «Хорус».

В новом веке

Юрий Чернов – актер, которому удалось напомнить о себе зрителям в новом веке. «Воротилы. Быть вместе», «Ловушка для полтергейста», «Детектив по-русски», «Адель», «Усадьба», «Главный калибр», «Сыщики районного масштаба», «Кремлевские курсанты» — фильмы и сериалы с его участием выходили один за другим.

Относительно недавно Юрий Николаевич снялся в сериалах «Петля Нестерова», «Слава», «Бабий бунт, или Война в Новоселково», «Домохозяин», «Куба». В 2021 году вышли фильмы «Лиризмы» и «Не числом, а умением» с его участием.

Личная жизнь

Конечно же, поклонников занимают не только фильмы и сериалы, в которых успел сняться Юрий Чернов. Личная жизнь звезды отечественного кино также занимает общественность. В первый раз он решился связать себя брачными узами еще в ранней юности. Актер женился на девушке, которая занималась в театральной студии, располагавшейся рядом с его цирковым училищем. Жена подарила Юрию дочь Анну, однако брак вскоре распался, причины чего остались за кадром.

Свою вторую супругу Чернов встретил в стенах ГИТИСа, девушка была сотрудницей кафедры зарубежного театра. Актер влюбился с первого взгляда, симпатия оказалась взаимной. В браке с Валентиной Юрий прожил уже много лет, убежден в том, что сумел найти свою вторую половину.

Вторая жена родила Чернову двоих детей – Ярославу и Максима. Дочь пошла по отцовским стопам, связала свою жизнь с миром драматического искусства. Сын же предпочел профессию, которая не имеет отношения к миру кино и театра. Юрий общается и со старшей дочерью Анной, которая родила ему внука Алексея.

LiveInternetLiveInternet

Юрий Чернов родился 24 апреля 1949 года в Самаре (тогда еще носящей название Куйбышев). Его папа работал художником-оформителем на Куйбышевском авиационном заводе, мама — продавщицей в магазине. Как признается сам актер: «Если у меня есть талант, так это от мамочки, Валентины Ивановны». Валентина Ивановна обладала великолепным голосом и была очень приветливым человеком. Посетители магазина ее очень любили, и даже в газете про нее была опубликована статья под названием «Хозяйка прилавка».

Юрий Чернов в фильме «Доживём до понедельника»

Свое детство Юрий Чернов вспоминает очень радостным: «Я рос в пионерских лагерях – чтобы вывозить нас с сестренкой летом на природу, к Волге отец устраивался работать в лагерь художником».

В школе Юрий учился хорошо (до пятого класса был отличником), никогда не списывал, поскольку уже тогда считал, что в жизни следует всегда рассчитывать только на себя. Впрочем, окружающие ему в один голос говорили: «Зачем тебе учиться, ты же прирожденный артист!». Он и сам себя всегда чувствовал артистом: любил петь, вечно кого-то изображал.

Родители, заметив артистические способности сына, поддержали его и в 12 лет отдали на Куйбышевскую студию телевидения. Тогда в большом ходу были телевизионные спектакли, и Юрий стал принимать в них участие. Кроме того, он участвовал в игровых программах, в прямом эфире читал стихи, пел, танцевал.

После окончания школы Юрий поехал в Москву с твердым намерением покорить столичные подмостки. Он подал документы практически во все театральные вузы, и везде последовал провал. Неизвестно, как бы все сложилось дальше, если бы не случай.

Юрий Чернов в фильме «Доживём до понедельника»

В Москве Юрий жил в общежитии ГИТИСа. Один из его приятелей, проживавших там же, готовился поступать в цирковое училище. Он попросил Юрия подыграть ему на экзаменах на гитаре, и тот согласился. На экзаменах на Юрия Чернова обратили внимание, заметив, что он чем-то похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так, неожиданно для самого себя, Юрий стал студентом.

Юрий Чернов не раз признавался, что ничуть не жалеет о годах проведенных в стенах циркового училища. Здесь он научился игре на различных музыкальных инструментах (гармони, балалайке, гитаре, трубе и кларнете), освоил многие цирковые навыки, которые в дальнейшем пригодились ему в его концертной деятельности. «У нас был замечательный курс, — вспоминает актер, — к нам на занятия по фехтованию, пластике, езде верхом на лошади приходили актеры из разных театральных училищ, в том числе и Костя Райкин».

Юрий Чернов в фильме «Не пройдёт и года»

Студенты, как правило, народ бедный. Чтобы подработать многие снимались в массовке и эпизодах различных фильмов. Юрий Чернов также начинал с этого. В одной из таких картин, на него обратила внимание ассистентка режиссера Станислава Ростоцкого и пригласила его на пробы к фильму «Доживем до понедельника». «Я еще войти не успел, — вспоминает Юрий Чернов, — а со всех сторон уже зазвучало: «Ой, Сыромятников!». Меня взяли сразу, без проб, и начались съемки».

Стоит заметить, что руководство циркового училища, мягко говоря, не приветствовало участия своих студентов в съемках фильмов. Юрию пришлось сниматься тайком, проявляя просто чудеса изворотливости. «Сколько у меня было отговорок, разных причин, скольких бабушек, тетушек и прочих родственников я «похоронил», как будто у нас в Самаре страшная эпидемия прошла. Так что для второго фильма у меня больше не осталось «живой» родни», — вспоминает актер.

На съемках фильма «Доживем до понедельника» подобралась замечательная роли играли выдающиеся мастера Нина Меньшикова, Вячеслав Тихонов и Ирина Печерникова. Роли учеников – студенты ГИТИСа Ольга Остроумова и Игорь Старыгин, а также старшеклассники московский школ.