Разрушители футбола. Глейзеры в «Манчестер Юнайтед»

Некоторые воспоминания крепко заседают в памяти, как бескультурный и очень упорный незваный гость. Наблюдатели, стоящие 11 мая 2008 года около тогдашнего «JJB Stadium» (стадион «Уигана» - прим. переводчика), никогда не забудут образ трёх сыновей Глейзеров, мчавшихся ко входу на стадион и телохранителей, которые расчищали их путь от фанатов. Глейзеры были редкими гостями на матчах «Манчестер Юнайтед».

 

Такое воспоминание всплывает в голове, когда вспоминаешь, что скоро Глейзеры будут отмечать десять лет во главе «дьяволов», и этот юбилей вряд ли будет сопровождаться празднествами и радостными возгласами фанатов «Юнайтед».

 

В последние дни эксперты многих уважаемых изданий высказывали свои обдуманные, наполненные аналитическими подробностями комментарии о влиянии Глейзеров. Эти эксперты опираются на множество различных показателей, и задаются одним вопросом – какой прирост доходов получили Глейзеры, которые когда-то купили «МЮ» за 790 миллионов фунтов за счёт заёмных средств? Сейчас «Юнайтед» оценивается в 1,6 миллиардов фунтов. Глейзеры потирают руки и смеются всю дорогу на пути к офшорному банку.


 

Такой спорный прирост случился во многом из-за прыжка цен на сезонные абонементы (хотя в последние годы цена держится на одном уровне), несправедливая система автоматической покупки билетов на кубки, которая требует от обладателей сезонных абонементов заодно покупать билеты на домашние игры клуба в европейских и английских кубках, и 25 миллионов фунтов, которые, как сообщается, получил один из сыновей, Эдвард, получил за продажу части акций клуба в декабре. Смекалистая семья из Флориды нашла податливую машину для вытряхивания денег на улице им. Сэра Мэтта Басби.

 

«Глейзерономика» поражает – это искусная, бесстыдная и полностью легальная махинация с долгом. C 2005 по 2014 годы Глейзеры потратили 680 миллионов фунтов на погашение долга, выплаты по процентам и платежи за банковские услуги, при этом вложив лишь 380 миллионов в покупку игроков. Только гений сэра Алекса Фергюсона в футбольном менеджменте компенсировал недостаточные инвестиции Глейзеров в команду, и он ушёл в 2013 году. Последнее летнее трансферное окно должно было оптимизировать несбалансированный и не отвечающий требованиям состав, и это не сработало. В следующем сезоне требуется нечто большее.

 

Мемфис Депай перешёл в «Юнайтед», но им также нужны правый защитник, центральный защитник, центральный полузащитник, здоровый Каррик и остающийся де Хеа. «Юнайтед» всё ещё расплачивается за то, что Глейзеры не тратили деньги, когда состав буквально молил об усилении. В ответ мне могут привести убедительный аргумент о том, что Глейзеры превратили налаженные потоки прибыли «Юнайтед» в просто огромный град денег с помощью невероятного количества коммерческих сделок. Но всеми так завладела футбольная и финансовая статистика, что в нынешней эре «Деньгобола» Глейзеров называют плохими или хорошими, судя лишь по цифрам.

 

Но история десятилетия Глейзеров не связана лишь с ценниками, речь идёт о размытости принципов, которые ассоциируются с основами спорта. «Юнайтед» должен быть семьёй, а не просто торговой маркой. Любой, кто заходил на «Олд Траффорд» в прошлом, чувствовал, что он заходит домой к своей семье, которая пережила так много взлётов и падений, трагедий и триумфов, и всегда держалась вместе. Юнайтед.

 

Уход такой важной отцовской фигуры, как Фергюсон, неизбежно ослабил семейные узы, но, как ни глупо, это сделали и Глейзеры, которые лишены каких-либо чувств к фанатам. Те, кто были близки семье Глейзеров, пытаются доказать, что они «не чудища, а разумная и очень сплоченная семья», как написал Техсин Найани, их бывший PR-агент в своей новой книге «Хранитель врат Глейзеров».



Этот образ «Уолтонов с калькуляторами» («Уолтоны» - крайне известный телесериал о семье из сельской местности, подробнее тут), создаваемый Найани, как-то не сходится с тем инцидентом в Уигане в 2008 году. Клуб был на пороге победы в Премьер-Лиге, и уже готов был отправиться на финал Лиги Чемпионов в Москве, а Глейзеры бестактно и грубо обращались с теми, кто сопровождал команду за свои деньги, и поддерживал команду от всего сердца. В воздухе не витала враждебность, так что нечем было оправдать такую надменность по отношению к источнику жизненной силы «Юнайтед». Группа фанатов «Уигана», пробивавшихся к стадиону также была оттащена в сторону. Это показало недостаток тактичности и понимания, который болельщики бы простили, если бы была хоть какая-то связь с владельцами.


Возраст Глейзеров был для них невероятной пиар-катастрофой. Недостаточная открытость владельцев убивает любой шанс завоевать доверие со стороны фанатов. Если бы Глейзеры действительно заботились о людях, заполняющих трибуны «Олд Траффорд», а не просто думали о прибылях, которые можно получить за счёт них, они бы попытались немного улучшить свой образ нелюбимых болельщиками «мародёров».


Даже недавняя новость о том, что Глейзеры не собираются продавать права на «Олд Траффорд» за 20 миллионов фунтов в год, хоть и была воспринята с облегчением, но также тронула болельщиков до глубины души своим цинизмом. 20 миллионов фунтов – это очень скромно за осквернение одного из самых культовых названий в футболе. А вернутся ли Глейзеры к этой идее, если цена вопроса возрастёт?

 

Тут, к сожалению, действует гораздо более мощная сила, влияющая на современный футбол. Болельщики некоторых других клубов сокрушаются по поводу того, что различные корпорации, узурпируя футбольные клубы, разобщают фанатское движение. Майк Эшли в «Ньюкасле» превратил эту нежелательную практику практически в произведение искусства. Карл Ойстон, один из самых противных персонажей в английском футболе, продолжает нагнетать критику в свой адрес, умышленно отчуждая фанатов «Блэкпула» от родного клуба.

 

В противовес доброжелательным, полным сострадания Стиву Гибсону из «Миддлсбро» и Питеру Коутсу из «Сток Сити», Глейзеры играют по своему пренебрежительному плану «покажи мне мои деньги». К сожалению, такие правила игры установили для себя и некоторые другие владельцы, в том числе и Майк Эшли. Даже тем, кто не посещал Гарвардскую бизнес-школу, стратегия Глейзеров может показать контрпродуктивной – они могли бы разбогатеть ещё больше, если бы проявили к болельщикам «Юнайтед» больше уважения, и советовались бы с ними по вопросам, которые непосредственно затрагивают фанатов, будь то цены билетов или схемы их покупки на кубковые турниры.



Несмотря на то, что сейчас нет таких активных действий, как в первые дни захвата «Юнайтед» Глейзерами, холодная война между болельщиками и владельцами продолжается. В понедельник, когда все мысли были прикованы к десятилетию Глейзеров за рулём клуба, один фанат «дьяволов» лаконично изложил три главных проблемы с владельцами: «Во-первых, Глейзеры отмыли деньги и ничего не вложили из своих средств в клуб, во-вторых, они разобщили фанатское движение, оттолкнули болельщиков от клуба и полностью уничтожили дух семьи, окружавший «Юнайтед», и, в–третьих, всё время избегали общения со СМИ и фанатами».

 

Также в понедельник Джон Уиттингдэйл был назначен клубным секретарём, и, он, по-видимому, ставит футбол на первое место. В прошлом он высказывал грамотные мысли по поводу футбола, призывал обратить внимание на зависимость этого вида спорта от долгов, и просил владельцев быть более ответственными. Сможет ли Уиттингдэйл справиться с Премьер-Лигой и с затворнической семьёй, прячущейся в Эверглейдс (национальный парк во Флориде) – другой вопрос.

 

Генри Уинтер, The Telegraph

Комментарии

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следите за "Театром Мечты" в социальных сетях

X

Авторизация
или войдите через соцсеть:
.